ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-480/20 от 29.10.2020 Вологодского областного суда (Вологодская область)

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 октября 2020 года № 3а-480/2020

г. Вологда

Вологодский областной суд в составе:

председательствующего судьи Молоковой Л.К.,

с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Иволга О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Журавлевой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ярославцевой Т. И. об оспаривании нормативного правового акта в части,

установил:

Ярославцева Т.И. обратилась в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением с требованиями признать не действующим решение Совета сельского поселения Юдинское Великоустюгского муниципального района Вологодской области от 26 февраля 2013 года № 3 «Об утверждении генерального плана сельского поселения Юдинское», возложить обязанность опубликовать принятое решение в газете «Советская мысль» в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

В обоснование исковых требований административный истец указала, что оспариваемым актом установлены границы населенного пункта - деревни <адрес> сельского поселения Юдинское Великоустюгского муниципального района Вологодской области, граница деревни <адрес> пересекает принадлежащие ей на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами №..., предоставленные и фактически расположенные в границах деревни <адрес>, относящиеся к категории земель - земли населенных пунктов.

Истец Ярославцева Т.И., её представитель по доверенности Езовских Л.В. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представлено ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представители административного ответчика Совета сельского поселения «Юдинское», администрации сельского поселения Юдинское, заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, администрации Великоустюгского муниципального района в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Вологодской области, полагавшей административные исковые требования подлежащими удовлетворению, приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Вступившим в законную силу решением Вологодского областного суда от 16 августа 2018 года № 3а-182/18 установлено, что решение Совета сельского поселения Юдинское Великоустюгского муниципального района Вологодской области от 26 февраля 2013 года № 3 «Об утверждении генерального плана сельского поселения Юдинское» принято уполномоченным органом, при его принятии соблюдены форма, в которой Совет сельского поселения Юдинское Великоустюгского муниципального района Вологодской области вправе принимать нормативные правовые акты и порядок их опубликования.

Указанные обстоятельства не подлежат доказыванию и в рамках настоящего дела, а также не оспариваются административным истцом.

Установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования (пункт 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации).

Одним из условий установления и изменения границ муниципальных образований является сохранение целостности исторически сложившихся земель и территорий населенных пунктов (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Установление или изменение границ населённых пунктов, а также включение земельных участков в границы населённых пунктов либо исключение земельных участков из границ населённых пунктов является переводом земель населённых пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населённых пунктов (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).

Приказом Федеральной службы земельного кадастра от 15 июня 2001 года № П/119 «Об утверждении документов государственного земельного кадастра» утвержден Порядок ведения государственного реестра земель кадастрового района (действовал до 27 февраля 2010 года). Согласно пункту 1 данного Порядка, государственный реестр земель кадастрового района является составной частью Единого государственного реестра земель и предназначен для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, находящихся на территории кадастрового района, а также отражения сведений о территориальных зонах.

Как следует из пункта 2.1.2 Порядка ведения реестра земель (в редакции Приказа Федеральной службы земельного кадастра от 29 июля 2002 года № П/301), внесение сведений о ранее учтенных земельных участках осуществляется на основании и в соответствии с документами, оформленными согласно Указаниям для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках (утверждены Приказом Росземкадастра от 10 апреля 2001 года). Данные Указания устанавливают технические правила подготовки и оформления территориальными органами Росземкадастра сведений о земельных участках, кадастровый учет которых проводился до вступления в силу Федерального закона от 02 января 2000 года № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (действовал до 16 мая 2008 года).

Из пунктов 2.1 - 2.3 Указаний следует, что сведения о ранее учтенных земельных участках отражаются на основании документов, хранящихся в территориальных органах Росземкадастра, а для определения земельных участков, подлежащих включению в инвентаризационную опись конкретного кадастрового квартала, анализируются все имеющиеся документы, представляющие собой систематизированные (обобщенные) сведения о земельных участках, в том числе поземельные книги, журналы учета кадастровых номеров, списки плательщиков земельного налога, и арендной плате по состоянию на дату инвентаризации сведений с подтверждением осуществления указанных платежей.

Как следует из пункта 2.4 Указаний, в качестве дополнительных источников сведений о ранее учтенных земельных участках используются утвержденные материалы инвентаризации земель и сведения земельно-информационных систем территориальных органов Росземкадастра.

Статьей 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (действовал до 16 июня 2011 года) предусматривалось информационное взаимодействие при ведении государственного кадастра недвижимости между органом, осуществляющим кадастровый учет, и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления. Особенности обеспечения порядка информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости были установлены постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 года № 618 «Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости», действовавшем до 13 февраля 2014 года.

Порядком описания местоположения границ объекта землеустройства утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 03 июня 2011 года № 267, в том числе, предусмотрено, что описание местоположения границ объектов землеустройства осуществляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости и то, что границы муниципальных образований, границы населенных пунктов не должны пересекать границы земельных участков в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о таких земельных участках.

Установлено, что с 10 сентября 2012 года Ярославцева Т.И. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами №... расположенных по адресу: <адрес>.

Земельные участки с кадастровыми номерами №... относятся к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, предоставлены первоначальному собственникудо 31 января 1998 года, то есть до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (утратил силу с 01 января 2020 года), а также до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, то есть до 30 октября 2001 года (постановление администрации Юдинского сельского поселения от 02 марта 1992 года, свидетельство о праве собственности на землю № 912, выданное 07 июля 1993 года Комитетом по земельной реформе и землеустройству города Великий Устюг).

В соответствии с кадастровыми планами земельных участков с кадастровыми номерами №... от 08 мая 2007 года их площадь составляет 1500 кв. м и 1107 кв. м соответственно, сведения о границах не позволяют однозначно определить участки в качестве объектов недвижимости, сведения подлежат уточнению при межевании.

В ходе выполнения кадастровых работ кадастровым инженером общества с ограниченной ответственностью «Волземресурсы» в 2017 году подготовлен ситуационный план, согласно которому граница деревни <адрес> сельского поселения Юдинское Великоустюгского муниципального района Вологодской области проходит по территории земельных участков с кадастровыми номерами №....

Указанные обстоятельства также подтверждаются выкопировкой из карты зонирования сельского поселения Юдинское и схемами расположения земельных участков с кадастровыми номерами №... на кадастровом плане территории, предоставленными Советом сельского поселения Юдинское Великоустюгского муниципального района Вологодской области по запросу суда.

Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населённых пунктов (часть 3 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Таким образом, принимая во внимание, что границы населенных пунктов должны устанавливаться с учетом сведений государственного кадастра недвижимости о земельных участках и такие границы не должны пересекать границы земельных участков, требование Ярославцевой Т.И. об оспаривании нормативного правового акта в части подлежат удовлетворению.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.

При определении момента, с которого следует признать в части не действующим оспариваемый нормативный правовой акт, суд учитывает разъяснения пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» о том, что суд может признать нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу, если его положения применялись и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций.

Как установлено в ходе судебного разбирательства по делу, положения решения Совета сельского поселения Юдинское Великоустюгского муниципального района Вологодской области от 26 февраля 2013 года № 3 «Об утверждении генерального плана сельского поселения Юдинское Великоустюгского муниципального района Вологодской области» применялись и на основании этих актов были реализованы права граждан и организаций, следовательно, оспариваемые положения нормативного правового акта подлежат признанию недействующими со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь статьями 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования Ярославцевой Т. И. удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета сельского поселения Юдинское Великоустюгского муниципального района Вологодской области от 26 февраля 2013 года № 3 «Об утверждении генерального плана сельского поселения Юдинское Великоустюгского муниципального района Вологодской области» в части неполного включения земельных участков с кадастровыми номерами №... в границы населенного пункта - деревня <адрес> сельского поселения Юдинское Великоустюгского муниципального района Вологодской области.

Сообщение о принятии решения опубликовать в газете «Советская мысль» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Л.К. Молокова

Мотивированное решение изготовлено 05 ноября 2020 года