ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-482/18 от 02.11.2018 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

№ 3а-482/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кемеровский областной суд

В составе: председательствующего судьи Пушкаревой Н.В., при секретаре Куйлибаевой З.К.,

с участием прокурора Баранова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

02 ноября 2018 года

административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «Районные электрические сети» о признании недействующим в части Постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2015 года №1056 «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2016 год»

У С Т А Н О В И Л:

Региональной энергетической комиссией Кемеровской области принято постановление от 31 декабря 2015 года № 1056 «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2016 год», пунктом 3 которого установлены с 01 января 2016г. по 31 декабря 2016г. единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области, поставляемой прочим потребителям.

Пунктом 11 приложения № 2 и п. 11 таблицы 1 приложения №3 установлена необходимая валовая выручка на 2016 год для территориальной сетевой организации ООО «Районные электрические сети», учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области в размере 16807,98 тыс.руб. на 2016 год.

Постановление опубликовано на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области» www.recko.ru, 31 декабря 2015 года.

Постановлениями Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 12 февраля 2016 года №11 и от 11 октября 2016 года в Постановление № 1056 внесены изменения.

ООО «Районные электрические сети» обратилось в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточненных требований) и просит признать недействующим постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2015 года №1056 «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2016» в части п. 11 приложения № 2 и п. 11 таблицы 1 приложения №3 «Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области» (НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области) недействующим и не соответствующим ФЗ «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 №35-Ф3, Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2011 №1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», Правилам государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. Постановлением правительства РФ от 29 декабря 2011 №1178 с момента принятия. Поскольку при установлении тарифов регулирующим органом необоснованно уменьшена необходимая валовая выручка, что нарушает права Общества при осуществлении предпринимательской деятельности.

Оспаривая установленные регулирующим органом размеры необходимой валовой выручки, ООО «Районные электрические сети» указывают на необоснованное исключение из экономически обоснованных расходов по договорам, заключенным с ООО «РегионЭнергосервис»: на энергообследование объектов - 3609,6 тыс.руб., техническое освидетельствование электроустановок - 4498,1 тыс.руб., техническое обслуживание электрических сетей - 16057,8 тыс.руб., оперативное обслуживание электрических сетей - 35334,2 тыс.руб., диспетчерское обслуживание электрических сетей – 3279,9 тыс. руб., обслуживание приборов учета электроэнергии – 2469,2 тыс.руб., затраты на оплату услуг ПАО «ФСК ЕЭС» - 2000,295 тыс.руб.

Решением Кемеровского областного суда от 10 мая 2016 года по делу №3а-189/2016 заявление ООО «Районные электрические сети было удовлетворено. Постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2015 года № 1056 «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2016 год» было признано недействующим в части пункта 11 Приложения № 2 и п. 11 таблицы 1 Приложения №3 в части установления для территориальной сетевой организации ООО «Районные электрические сети» необходимой валовой выручки в размере 16 807,98 тыс. руб. на 2016 год. Суд указал, что регулятор необоснованно исключил из экономически обоснованных расходов оплату услуг по договорам №16/15-р, 15/15-Т, 17/15-Т, 18/15-р (по оперативному обслуживанию электроустановок, по диспетчерскому управлению электрическими сетями, по техническому обслуживанию приборов учета электроэнергии и измерительных трансформаторов, а также и электроустановок) и договору № 1016/П, заключенному с ОАО «ФСК ЕЭС».

Определением Кемеровского областного суда от 7 сентября 2018 года было удовлетворено заявление РЭК КО о пересмотре решения Кемеровского областного суда от 10 мая 2016 года по вновь открывшимся обстоятельствам, в связи с признанием сделок заключенных ООО «Районные электрические сети» с ООО «РегионЭнергосервис» недействительными, решение суда отменено.

Представитель административного истца ФИО1, в судебном заседании заявленные требования поддержал в части необоснованного исключения из необходимой валовой выручки Общества расходов связанных с оплатой услуг ПАО «ФСК ЕЭС». В части исключения расходов по договорам, заключенным с ООО «РегионЭнергосервис», пояснил, что они были признаны ничтожными сделками в судебном порядке, и поскольку организация несла расходы, связанные с обслуживанием сетей, которые не были учтены в НВВ, требования в данной части уточнил, просил возложить на РЭК КО обязанность рассчитать затраты ООО «Районные электрические сети» 2016 года на техническое, оперативное и диспетчерское обслуживание электрических сетей и обслуживание приборов учета на основании статистической информации и включения их в НВВ. Также просил обязать РЭК КО принять новый нормативный акт, заменяющий постановление РЭК КО от 31 декабря 2015 года № 1056. Кроме того, указал, что восстановление прав Общества путем учета данных расходов в последующие периоды регулирования утрачена, поскольку оно прекратило регулируемую деятельность, признано несостоятельны (банкротом).

Представитель Региональной энергетической комиссии Кемеровской области ФИО2, ФИО3 в судебном заседании возражали против требования административного истца, предоставили письменные возражения, приобщенные к материалам дела.

Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Баранова А.В., полагавшего заявленные требования, подлежащими удовлетворению.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Согласно п.3 ст.24 названного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) относится установление цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В соответствии с пунктом 3.3 Положения о региональной энергетической комиссии Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06 сентября 2013 года № 371, Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).

Таким образом, оспариваемое постановление принято Региональной энергетической комиссией Кемеровской области в пределах предоставленных полномочий.

Во исполнение пункта 1 статьи 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (Правила регулирования № 1178).

Тарифы применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики. Установление тарифов производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел.

Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявления) об установлении тарифов с приложением обосновывающих документов (пункты 8, 12, 17, 35 Правил № 1178).

В силу пункта 2 статьи 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.

Согласно пункту 4 этой же нормы Федерального закона государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 12 Правил регулирования № 1178 установлено, что при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений настоящего документа.

В соответствии с п.38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании следующих долгосрочных параметров регулирования: базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами; индекс эффективности подконтрольных расходов; коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов; величина технологического расхода (потерь) электрической энергии; уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг).

Базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов.

Перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов: индекс потребительских цен; размер активов; величина неподконтрольных расходов; величина мощности, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии потребителям услуг в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг; величина полезного отпуска электрической энергии потребителям услуг территориальной сетевой организации; цена (тариф) покупки потерь электрической энергии, учитываемая при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются регулируемыми организациями.

Расчет величины расходов, не отнесенных к подконтрольным расходам, производится регулирующими органами в соответствии с перечнем, предусмотренным методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.

В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 настоящего документа.

Аналогичные положения предусмотрены пунктами 5-9 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17 февраля 2012г. № 98-э (далее - Методические указания № 98-э).

В соответствии с пунктом 6 Методических указаний № 98-э долгосрочные тарифы определяются на основе долгосрочных параметров регулирования, которые в течение долгосрочного периода регулирования не меняются.

Перечень статей затрат, учитываемых при расчете базового уровня подконтрольных расходов, приведен в пункте 12 Методических указаний № 98-э.

Перечень расходов, учитываемых при расчете неподконтрольных расходов, приведен в пункте 11 Методических указаний № 98-э.

Эти показатели определяются методом экономически обоснованных расходов.

Из материалов дела следует, что для целей тарифного регулирования на 2016 год ООО «Районные электрические сети» представило в Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области заявление об установлении тарифов от 30 апреля 2015г. и расчетно-обосновывающие документы (т. 1 л.д. 12), в связи с чем было открыто дело об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии № ОЦО/2016-38 от 11 июня 2016 г.

По результатам изучения и экспертной оценки представленных материалов РЭК Кемеровской области составлено заключение о составе и объеме необходимой валовой выручки Общества на 2016 год (т. 1 л.д. 191-220), на основании выводов которого, правлением РЭК Кемеровской области 31 декабря 2015 года в рамках постановления от 31 декабря 2015 года № 1056 «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2016 год» оспариваемым пунктом постановления для ООО «Районные электрические сети» была установлена необходимая валовая выручка в размере 16807,98 тыс.руб. на 2016 год.

Оспаривая установленные регулирующим органом размеры необходимой валовой выручки, ООО «Районные электрические сети» (с учетом уточнения требований) указывают на необоснованное исключение из экономически обоснованных расходов затрат на оплату услуг ПАО «ФСК ЕЭС» - 2000,295 тыс.руб.

Согласно п. 18 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2011 года №1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» расходы сетевой организации на покупку электрической энергии включаются в состав расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемому виду деятельности.

Суд полагает, что регулирующим органом в состав расходов, подлежащих включению в НВВ необоснованно не включены расходы по договору №1016/П оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, заключенному 01 января 2015 года между ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» и ООО «Районные электрические сети». Стоимость услуг по указанному договору определена в соответствии с приказом ФСТ России от 9 декабря 2014 года N 297-э/3 «Об утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемые ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», на долгосрочный период регулирования 2015 - 2019 годы и долгосрочных параметров регулирования для организаций по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью на 2015 - 2019 годы» (т. 1 л.д. 40).

Расходы ООО «Районные электрические сети», как территориальной сетевой организации, на оплату предоставляемых в соответствии с указанным договором услуг должны быть включены в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг как необходимые, поскольку ОАО «ФСК ЕЭС» как организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью оказывает данную услугу по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети на возмездной договорной основе по цене, установленной приказом ФСТ России и сама сетевая организация производителем электрической энергии не является.

Договор №1016/П был представлен в материалы тарифного дела, объем приобретаемой энергии по договору был учтен экспертом РЭК при анализе техническо-экономических показателей Общества, вместе с тем расходы на приобретение электрической энергии РЭК учтены не были. К показаниям представителя административного ответчика, о том, что данные расходы были включены в НВВ, суд относится критически, поскольку экспертное заключение таких сведений не содержит. В приложении к заключению РЭК в таблице «Расчет» неподконтрольных расходов» в п. 2.1 указано, что расходы по оплате услуг ОАО «ФСК ЕЭС» составили 0 тыс.руб., в иных статьях расходов оплата по договору с ФСК также не поименована.

Вместе с тем объем электрической энергии поступившей от ОАО «ФСК ЕЭС» был учтен экспертом. Но в нарушение п. 19 «Правил государственного регулирования…» Обществу не было предложено уточнить в данной части свое предложение. Выводы эксперта в данной части опровергаются представленными в тарифное дело материалами.

Следовательно, РЭК КО не обоснованно не учла вышеуказанные расходы при расчете необходимой валовой выручки.

Требования в части учета расходов на техническое, оперативное и диспетчерское обслуживание электрических сетей и обслуживание приборов учета суд полагает обоснованными.

Согласно таблице 6 раздела 6 Заключения региональной энергетической комиссии Кемеровской области «О составе и объеме необходимой валовой выручки по материалам предоставленным ООО «Районные электрические сети», для установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год от 30 ноября 2015 года» в ходе анализа экономической обоснованности расходов Общества по передаче электрической энергии на 2016 год была произведена корректировка в сторону снижения по статье «Работы и услуги производственного характера». Техническим экспертом было предложено не включать расходы по техническому обслуживанию электрических сетей в размере 16057,8 тыс. руб., по оперативному обслуживанию электрических сетей в размере 35334,2 тыс.руб., диспетчерскому обслуживанию электрических сетей в размере 3279,9 тыс.руб., обслуживанию приборов учета электроэнергии в размере 2469,2 тыс.руб., поскольку отсутствует ценовое обоснование работ выполняемых по договору (т. 1 л.д. 203).

В обоснование расходов по техническому, оперативному и диспетчерскому обслуживанию электрических сетей, обслуживанию приборов учета электроэнергии в материалы тарифного дела были представлены: протокол № 14 вскрытия конвертов и рассмотрения заявок на участие в закупке на проведение открытого конкурса на право заключения договоров, на оказание услуг для нужд ООО «Районные электрические сети», четыре договора от 05 октября 2015 года №18/15-р, №16/15-р, №15/15-р, №17/15-р с приложениями (т. 1 л.д. 203).

Расходы по указанным статьям были не приняты, в том числе по причине нарушения процедуры проведения соответствующих закупок, что было выявлено специалистами РЭК при подготовке указанного заключения. Кроме того, стоимость услуг по договорам является завышенной, не соответствует характеру и объему работ.

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11 апреля 2018 года по делу № А27-15133/2016, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 июля 2018 года, действия административного истца по заключению договоров от 05 октября 2015 № 15/15-р, 16/15-р, 17/15-р, 18/15-р с Обществом с ограниченной ответственностью «РегионЭнергосервис» на оказание работ и услуг производственного характера были оценены как совершенные со злоупотреблением и квалифицированы как недобросовестные.

Как следует из анализа основных технико-экономических показателей Общества, изложенных в таблице 4 Экспертного заключения, объем обслуживаемых им условных единиц объектов электросетевого оборудования составляет 867,10. Штатная численность Общества – 13,7 человек.

Согласно п. 28 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2011 года №1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручке, включаются расходы по оплате работ (услуг) производственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам с организациями на проведение регламентных работ.

Согласно п. 29 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2011 года №1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» - при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Согласно п. 19 «Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года №1178 в случае если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение 7 дней со дня поступления запроса.

Поскольку, по мнению эксперта, необходимая и достоверная информация о действительной стоимости услуг в представленных на тарифное регулирование документах отсутствовала, а стоимость услуг указанная в приведенных выше договорах вызвала сомнение, он был должен запросить у Общества дополнительную информацию в части обоснования стоимости оказываемых услуг. Поскольку соответствующий запрос не был направлен, эксперт, согласно п. 29 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2011 года №1178, руководствуясь п. 29 указанного выше Постановления, должен был включить в состав необходимой валовой выручки расходы, связанные с исполнением услуг по обслуживанию объектов электросетевого оборудования Общества, в ином обоснованном размере.

Согласно материалам дела, обслуживание объектов электросетевого оборудования Общества, включенных в состав условных единиц, является деятельностью направленной на осуществление регулируемого вида деятельности Общества, расходы на ее оплату не могут рассматриваться как экономически необоснованные и исключение их из необходимой валовой выручке в полном объеме требованиям закона не соответствует, они должны быть учтены в обоснованном размере. Вместе с тем из экспертного заключения не следует, что они были включены в размер необходимой валовой выручки.

Довод представителя административного ответчика, что Общество имеет достаточный штат персонала для самостоятельного обслуживания объектов электросетевого оборудования подлежит отклонению с учетом приведенных выше обстоятельств.

Соглашаясь с административным истцом о необоснованном исключении в полном объеме из необходимой валовой выручки затрат на техническое, оперативное и диспетчерское обслуживание электрических сетей и обслуживанию приборов учета суд полагает, что требование административного истца в части обязания административного ответчика учесть данные расходы на основании статистической информации является излишне заявленным в силу статьи 216 КАС РФ.

Таким образом, оспариваемое Постановление нарушает права и законные интересы ООО «Районные электрические сети», предусмотренные статьей 23 ФЗ «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 г. №35-Ф3 которая указывает, что при государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике обеспечивается достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии, обеспечивающего доступность указанных видов энергии при обеспечении возврата капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов).

Согласно пункту 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании нормативного правового акта в резолютивной части решения суда указывается на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты.

В соответствии с абзацем третьим пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку оспариваемое постановление РЭК КО не устанавливает права граждан и организаций, а регулирует величину НВВ сетевой организации, которая в свою очередь влияет на определение единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области, признание указанного нормативного акта недействующим в части с момента вступления решения суда в законную силу не будет отвечать интересам защиты прав административного истца, создаст правовую неопределенность при взаиморасчетах сетевых организаций в период с принятия оспариваемого постановления до даты вступления решения суда в законную силу. Следовательно оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия с учетом следующих обстоятельств.

Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 05 августа 2016 года № 1110816 было отменено Постановление РЭК КО от 31 декабря 2015 года № 1056 в части приложения №3 и пункт 2.1 Постановления РЭК КО от 12 февраля 2016 года №11, которым были внесены изменения в указанное постановление с 1 сентября 2016 года, на регулятора возложена обязанность установить тарифы в отмененной части. Постановлением РЭК КО от 11 октября 2016 года в Постановление №1056 внесены изменения, период действия которых определен с 11 октября 2016 года.

В случае отмены нормативного правового акта государственным органом в порядке контроля нарушенные права участников спорного правоотношения с даты его отмены до даты принятия нового нормативного акта судебной защите в рамках нормоконтроля не подлежат.

В порядке пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию на официальном Интернет-сайте Региональной энергетической комиссии Кемеровской области «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 2 Постановления Пленума ВС РФ
от 27 декабря 2016 № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена» в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс (далее - нормативный правовой акт), с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим (часть 2 статьи 178, часть 6 статьи 180, часть 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

По смыслу части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возложение судом обязанности на орган, принявший оспариваемый акт, принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный недействующим, связано с выявленной недостаточной правовой урегулированностью административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В связи с чем довод об отсутствии необходимости применения данной нормы ввиду утраты Постановлением №1056 своего действия подлежит отклонению.

По мнению суда, выявленное нарушение установленного порядка определения тарифов на регулируемый вид деятельности для ООО «Районные электрические сети» свидетельствует о недостаточной правовой урегулированности данных публичных правоотношений и является основанием для применения указанной нормы процессуального права.

Руководствуясь ст. 175-179 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Общества с ограниченной ответственностью «Районные электрические сети» удовлетворить.

Признать недействующим Постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2015 года № 1056 «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2016 год» в части:

- пункта 11 Приложения № 2,

- пункта 11 таблицы 1 Приложения №3 (в редакции Постановлений энергетической комиссии от 12 февраля 2016 года №11, от 11 октября 2016 года № 148) на период с 1 января до 1 сентября 2016 года и с 11 октября до 31 декабря 2016 года.

Обязать Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области принять заменяющий нормативный правовой акт.

Сообщение о данном решении опубликовать на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области» www.recko.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кемеровский областной суд.

В окончательной форме решение принято 7 ноября 2018 года.

Председательствующий: Пушкарева Н.В.