Дело №3а-482/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Архангельск 06 августа 2019 г.
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Вершинина А.В.,
при секретаре Паламар А.И.,
с участием прокурора Загвоздиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «БИЛД» о признании недействующими в части приложений к распоряжениям министерства имущественных отношений Архангельской области от 22 декабря 2017 г. №2037-р и от 25 декабря 2018 г. № 2418-р,
установил:
распоряжением Министерства имущественных отношений Архангельской области (далее – Министерство) от 22 декабря 2017 года №2037-р на 2018 год утвержден перечень (далее – Перечень) объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, согласно приложению к настоящему распоряжению.
Распоряжение опубликовано 25 декабря 2017 года в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Правительства Архангельской области: https://dvinalaland.ru.
Распоряжение вступило в законную силу 1 января 2018 года (пункт 4 Распоряжения).
В указанный перечень под пунктом 6362 включено здание с кадастровым №, расположенное по <адрес>.
Распоряжением Министерства от 25 декабря 2018 года №2418-р на 2019 год утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, согласно приложению к настоящему распоряжению.
Распоряжение опубликовано 26 декабря 2018 года в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Правительства Архангельской области: https://dvinalaland.ru.
Распоряжение вступило в законную силу 1 января 2019 года (пункт 4 Распоряжения).
В указанный перечень под пунктом 6335 включено аналогичное здание (с аналогичными кадастровым номером и адресом).
Общество с ограниченной ответственностью «БИЛД» (далее – Общество) обратилось в суд с административным иском о признании недействующими названных перечней в части включения в них принадлежащего административному истцу здания, ссылаясь на то, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым №, на котором располагается указанное здание – для эксплуатации пятиэтажного административного здания однозначно не предполагает размещение на нем офисного здания делового, административного и коммерческого назначения. Наименование здания – административное, так же наименование помещений в техническом паспорте здания, однозначно не свидетельствуют об использовании здания в качестве офисной инфраструктуры. Согласно техническому паспорту здания его общая площадь составляет 2 642,7 кв.м, из которых помещения, обозначенные в экспликации как гараж, мастерская, парикмахерская, фойе, комната приема пиши занимают суммарную площадь 159,8 кв.м, что составляет менее 20 процентов общей площади здания. Мероприятия по обследованию фактического использования здания Министерством не проводились. То есть критерии, определенные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для возможного отнесения здания к объектам, подлежащим включению в оспариваемые перечни отсутствуют.
В судебном заседании представитель Общества Фуртиков И.В. требования поддержал.
Представитель Министерства Нутрихина С.В. в судебном заседании возражала относительно удовлетворения заявленных требований. Пояснила, что в 2017 и 2018 годах до издания Министерством оспариваемых распоряжений обследование принадлежащего административному истцу здания с кадастровым № не производилось, поскольку этого не требовалось. Включение Министерством указанного здания произведено на основании его наименования, а так же вида разрешенного использования земельного участка на котором оно расположено.
В судебном заседании прокурор прокуратуры Архангельской области Загвоздина Н.А. дала заключение о незаконности нормативных правовых актов в оспариваемой части и наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора, изучив материалы административного дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «и» части 1 статьи 72).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьями 14, 372 и 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно подпунктам 49, 49.1 пункта 8, пункта 11 Положения о министерстве имущественных отношений Архангельской области, утвержденном Постановлением Правительства Архангельской области от 05 апреля 2011года 99-пп Министерство осуществляет полномочия в сфере своего ведения, в том числе определение не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направление перечня в электронной форме в налоговый орган и размещение перечня на официальном сайте Правительства Архангельской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения в соответствии с порядком, установленным Правительством Архангельской области. Министерство по вопросам своей компетенции вправе издавать распоряжения.
Следовательно, оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах компетенции и с соблюдением порядка их опубликования.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, каковым в Архангельской области является Министерство.
В силу предписаний федерального законодательства принят Закон Архангельской области от 14 ноября 2003 года №204-25-ОЗ «О введении в действие на территории Архангельской области налога на имущество организаций в соответствии с частью 2 Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Архангельской области», статьей 1.1 которого, введенной в действие законом области от 07 ноября 2017 года №559-38-ОЗ, предусмотрено определение налоговой базы с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества, в том числе в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (подпункт 1 пункта 1) за исключением объектов, принадлежащих организациям, применяющим общий режим налогообложения (пункт 2).
Исходя из приведенных федеральных и региональных норм для признания включения спорного здания в Перечень законным административный ответчик в силу прямого указания статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации должен доказать, что оно либо:- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и (или) размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
- назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания или одновременно и тех и других объектов;
- не менее 20 процентов его общей площади фактически используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или одновременно для размещения перечисленных объектов.
Между тем в материалах дела допустимые и относимые доказательства соответствия спорного здания названным критериям на 2018 и на 2019 года отсутствуют.
Установлено, что административный истец является собственником здания с кадастровым №, расположенного по <адрес> (далее – здание).
Наименование здания: «Административное здание», площадь 2 642,7 кв.м.
Суд соглашается с утверждением административного истца, что такой вид разрешенного использования однозначно не предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Кроме того, указание на наименование здания не свидетельствует об использовании нежилого здания в качестве торгового, поскольку правовое значение, как то закрепляет налоговое законодательство, имеет наименование помещений в этом здании.
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 4 июля 2008 года, спорное здание является административным с помещениями общественного назначения, нежилым, его общая площадь составляет 2 642,7 кв. м; в том числе складская площадь: 153,5 кв.м, предприятий бытового обслуживания населения: 17 кв.м, канцелярские: 1 520 кв.м, вспомогательная площадь: 952,2 кв.м.
Из экспликации к поэтажному плану здания (строения), неотъемлемой части указанного выше технического паспорта, следует, что нежилые помещения в здании классифицированы по наименованию: гараж, кабинет, мастерская, склад, фойе, кладовая, умывальная, тамбур, туалет, кафе, лестничная клетка, тепловой узел, электрощитовая, шкаф, коридор, подсобное помещение, парикмахерская, комната приема пищи.
Назначение и разрешенное использование помещений поименованных «кабинет», площадь которых составляет более 50 процентов общей площади спорного здания (равно как и помещения, обозначенные в экспликации иным образом), в техническом паспорте и приложениях не определены, следовательно, исходя только из их наименования в техническом паспорте на спорное здание нельзя сделать вывод, что содержащиеся в технической документации сведения предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), поскольку кабинеты не могут быть однозначно отнесены к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, термин «кабинет» равным по значению с термином «офис» не является.
Здание расположено на земельном участке с кадастровым № с видом разрешенного использования «для объектов общественно-делового назначения», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Такой вид разрешенного использования однозначно не предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
С учетом изложенного спорное здание могло быть включено в Перечни на 2018 и 2019 года исключительно на основании актов об определении вида фактического использования здания и помещений в нем, составленных Министерством, являющегося уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в соответствии с Порядком, согласно пункту 4 которого Министерство определяет вид фактического использования объектов недвижимости в соответствии с требованиями, указанными в пунктах 3 - 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании информации об объектах недвижимости, полученной в порядке межведомственного взаимодействия Министерства с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Архангельской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и результатов обследования объектов недвижимости.
Из содержания пунктов 7, 8, 10 - 12 Порядка, предписывающих проводить обследование объектов недвижимости на основании распоряжения Министерства о проведении мероприятий, размещать не позднее чем за пять рабочих дней до даты начала проведения обследования на официальном сайте Правительства Архангельской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» уведомление о проведении обследования с указанием адресов объектов недвижимости, составлять по результатам проведения обследования в срок не позднее 10 рабочих дней с даты окончания его проведения акт обследования по форме согласно приложению, к которому прилагаются документы, связанные с проведением мероприятий, или их копии, а также соответствующие материалы фотосъемки и (или) видеосъемки (при их наличии), однозначно следует, что фактическое использование здания нельзя определить без его осмотра и фиксации полученных результатов.
Акт обследования Министерство обязано разместить на официальном сайте Правительства Архангельской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок не позднее 10 рабочих дней со дня окончания проведения обследования, собственник объекта недвижимости и (или) его уполномоченный представитель вправе ознакомиться с актом непосредственно в Министерстве и обжаловать его в соответствии с Федеральным законом от 02 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (пункты 14 - 16 Порядка).
В силу прямого указания, содержащегося в пункте 19 Порядка решение об определении вида фактического использования объектов недвижимости принимается Министерством не позднее 1-го числа очередного налогового периода на основании актов обследования.
Фактическое обследование спорного здания Министерством не проводилось.
Между тем уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу обязан определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (подпункт 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации), следовательно, акт фактического использования здания, подлежащего включению в Перечень, должен быть составлен до принятия названного нормативного правового акта.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем, в материалах дела отсутствуют допустимые и относимые доказательства, с достоверностью подтверждающие соответствие принадлежащего административному истцу здания условиям, установленным пунктами 3 - 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и необходимым для включения этого здания в Перечни на 2018 и 2019 года.
При таком положении оспариваемые нормативные правовые акты в оспариваемой части подлежат признанию недействующими, административный иск – удовлетворению.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что административный истец является плательщиком налога на имущество организаций в 2018 и 2019 годах и признание оспариваемой нормы с момента вынесения настоящего решения не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым признать оспариваемые пункты №6362, №6335 Перечней с 01 января 2018 года и с 01 января 2019 года, соответственно.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 35 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации» суд обязывает Министерство опубликовать сообщение о принятом решении в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном интернет-портале правовой информации Правительства Архангельской области, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации понесенные Обществом судебные расходы в размере 4 500 рублей (государственная пошлина) подлежат возмещению Министерством.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «БИЛД» удовлетворить.
Признать недействующим с 1 января 2018 года приложение к распоряжению министерства имущественных отношений Архангельской области от 22 декабря 2017 года №2037-р в части пункта №6362.
Признать недействующим с 1 января 2019 года приложение к распоряжению министерства имущественных отношений Архангельской области от 25 декабря 2018 года №2418-р в части пункта №6335.
Обязать министерство имущественных отношений Архангельской области опубликовать сообщение о принятом решении в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном интернет-портале правовой информации Правительства Архангельской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с министерства имущественных отношений Архангельской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «БИЛД» расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в месячный срок путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Архангельский областной суд.
Председательствующий: судья А.В. Вершинин