ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-482/19 от 18.03.2019 Московского областного суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ракуновой Л.И.

при секретаре Машковцевой Е.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-482/19 по административному исковому заявлению Погосяна Меружана Рафаэловича к Управлению Росреестра по Московской области об исправлении технической ошибки в сведениях о кадастровой стоимости объектов недвижимости,

установил:

Погосян М.Р. (далее-административный истец) обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Московской области об исправлении технической ошибки в сведениях о кадастровой стоимости объектов недвижимости и, уточнив в соответствии со статьей 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) требования, просит об исправлении технической ошибки в сведениях о кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных по адресу: <данные изъяты>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, площадью 411 368 кв.м., определенных Распоряжением от 26.11.2013 г. №564-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области», и установлении с 01.01.2014 г. кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 822 092 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, в размере 124 760 344 рубля, с 25.08.2015 г. кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 411 368 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, в размере 62 360 172 рубля.

В обоснование требований административный истец указал, что ему на праве собственности принадлежит объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>. Указанный объект недвижимости был образован в результате раздела из объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>. В момент покупки объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> его кадастровая стоимость составляла 1 980 419 руб. 60 коп. Удельный показатель кадастровой стоимости был установлен в размере 2 руб. 41 коп. за квадратный метр. Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26.11.2013 № 564-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области», кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> определена в размере 565 762 238 руб. 28 коп. Удельный показатель кадастровой стоимости установлен в размере 687,59 рублей 59 копеек за кв.м., что в 285 раз больше установленной ранее кадастровой стоимости (пункт 51755 приложения № 1).

Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 16 декабря 2016 г. № МО-16/ЗВ-3730271, выданному Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> составляла 282 852 523,12 рубля, удельный показатель - 687,59 рублей за кв.м., что соответствует удельному показателю кадастровой стоимости, утвержденному Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от «26» ноября 2013 г. № 564-РМ.

Административный истец полагает, что при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> и образованным из него в результате межевания объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> были использованы недостоверные сведения, а именно: неправильно применены удельные показатели кадастровой стоимости, неправильно определены условия, влияющие на стоимость объекта недвижимости (местоположение, удаленность от города Москвы, состояние и др. факторы), что привело к увеличению кадастровой стоимости. Многократное увеличение кадастровой стоимости объектов недвижимости привело к необоснованному возложению на него обязанности по уплате налога в завышенном размере.

Административный истец в судебном заседании уточненное административное исковое заявление поддержал в полном объеме, просил его удовлетворить. Представил письменные пояснения. Заявил ходатайства о вызове оценщика в судебное заседание, назначении по делу судебной оценочной экспертизы.

Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явилась, ранее представила письменные пояснения, в которых полагала, что кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости определена в соответствии с действующим законодательством. Просила отказать в удовлетворении требований.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Московской области, будучи надлежаще извещенным о дате и времени судебного разбирательства, не явился.

Суд, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело по имеющейся явке.

Выслушав явившихся лиц, дав оценку имеющимся в материалах дела письменным доказательствам, суд исходит из следующего.

Как установлено при рассмотрении настоящего административного дела административному истцу на праве общей долевой собственности принадлежал объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 822 092 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства (л.д. 9).

Согласно кадастровому паспорту земельного участка 25 августа 2015 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения в отношении вновь образованного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 411 368 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, принадлежащего административному истцу на праве собственности (л.д. 14, 52-54).

Согласно выписке из ЕГРН кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> на 1 января 2013 года составляла 565 262 238,28 рублей (л.д.46).

Согласно выписке из ЕГРН кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> на 25 августа 2015 года составляла 62 360 172 рубля, на 1 января 2018 года – 80 755 652,08 рубля (л.д.48, 51).

Как следует из пункта «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Согласно пункту 3 статьи 66 названного закона в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (п. 2 ст. 66 Земельного кодекса).

В силу положений ст. 388, 391 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (закона, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений) описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, является технической ошибкой в сведениях.

Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, допущение при определении кадастровой стоимости земельного участка технической ошибки, влекущей необоснованное увеличение такой стоимости, затрагивает права и обязанности собственника земельного участка.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Порядок проведения государственной кадастровой оценки установлен Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Согласно указанному Федеральному закону под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона (статья 3 Федерального закона).

Государственная кадастровая оценка включает в себя совокупность таких действий, как принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки, формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки, определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости, экспертиза отчета об определении кадастровой стоимости, утверждение результатов определения кадастровой стоимости, опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости, внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (статья 24.11 Федерального закона).

Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости (статья 24.12 Федерального закона).

Государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости. Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, формируется и предоставляется заказчику работ по его запросу органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, в порядке и в соответствии с требованиями к содержанию запроса, которые установлены уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. При формировании перечня указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости (статья 24.13 Федерального закона).

Определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.19 настоящего Федерального закона (статья 24.15 Федерального закона).

В силу положений пункта 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316, и пункта 18 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508 (действовавшего и применяемого на момент проведения оценки и утверждения результатов оценки), государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по их целевому назначению и виду функционального использования (виду разрешенного использования).

Статьей 24.13 Закона об оценочной деятельности, положениями Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. № 508, и Порядка формирования и предоставления перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 1 ноября 2013 г. № 648, предусмотрено, что государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости. При этом при формировании перечня указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости.

В текстовую часть перечня включаются сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости и актуальные на дату формирования перечня, обо всех объектах недвижимости, за исключением объектов недвижимости, в отношении которых в государственном кадастре недвижимости на дату формирования перечня отсутствует хотя бы одно из следующих сведений или сведений о характеристике, в том числе кадастровый номер, категория земель, в случае если объектом недвижимости, подлежащим государственной кадастровой оценке, является земельный участок; разрешенное использование, в случае если объектом недвижимости, подлежащим государственной кадастровой оценке, является земельный участок (пункт 8 Порядка формирования и предоставления перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке).

Из анализа указанных норм следует, что государственной кадастровой оценке подлежат земельные участки, в отношении которых в государственном кадастре недвижимости имеются сведения о категории земельного участка и виде его разрешенного использования.

Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон «Об оценочной деятельности»).

Правовое регулирование ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, гражданским, земельным, градостроительным, административным, уголовным и иным законодательством Российской Федерации, названным выше федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 3 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», действовавшего в период возникновения спорных правоотношений). Указанное правовое регулирование включает, в том числе, нормативные правовые акты в сфере кадастровой оценки дачных земельных участков.

Приказом Роскомземкадастра от 26 августа 2002 г. № П/307 (в редакции, действующей на дату возникновения спорных отношений) утверждена Методика государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений (далее - Методика № П/307). В пункте 1.2 данной Методики указано, что она применяется для определения кадастровой стоимости земельных участков садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществ, садоводческих, огороднических и дачных потребительских кооперативов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих партнерств, иных садоводческих, огороднических и дачных объединений.

При этом в пункте 1.3 Методики № П/307 дано понятие земельного участка дачного объединения. Так, под земельным участком дачного объединения понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

Согласно позиции Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, выраженной в письме от 22 января 2014 г. № 15-исх/00606-НФ/14, определение кадастровой стоимости земельных участков садового, огородного, дачного использования в составе земель сельскохозяйственного назначения, расположенных вне границ садоводческих, огороднических и дачных объединений, осуществляется в порядке, установленном пунктом 2.3.1 Методических указаний.

Из пункта 2.3.1 Методических указаний применительно к рассматриваемой ситуации следует, что кадастровая стоимость земельного участка, предназначенного для дачного строительства, определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих виду разрешенного использования этого земельного участка, на его площадь. Видом объединения в данном случае является дачное объединение, а удельный показатель кадастровой стоимости для земельного участка дачного объединения определяется в соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений.

Из пунктов 2, 4, 5 - 7 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, Методических рекомендаций по государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 01.07.2005 № 145, п. 1.3 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных приказом Минэкономразвития от 20.09.2010 № 445, Методики, утвержденной приказом Роскомзема от 26.08.2002 № П/7) следует, что государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения и государственная кадастровая оценка земель дачных объединений - разные процедуры, порядок проведения которых регулируется различными нормативными правовыми актами.

Абзацем 4 статьи 24.18 Закона «Об оценочной деятельности» установлено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Отношения по государственной кадастровой оценке наряду с Законом об оценочной деятельности регулируются также Федеральным стандартом оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. № 508, который является обязательным к применению при определении кадастровой стоимости и содержит требования к определению кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Согласно пункту 3 ФСО № 4 кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости. При кадастровой оценке объектов недвижимости учитывается информация о рынке объектов оценки, определяются ценообразующие факторы объектов оценки и собираются сведения о значениях ценообразующих факторов объектов оценки.

Не соглашаясь с доводами административного истца о том, что в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> была неверно определена кадастровая стоимость, суд исходит из следующего.

Результаты оспариваемой государственной кадастровой оценки данного земельного участка утверждены распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26.11.2013 № 564-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области».

Работы по проведению государственной кадастровой оценки данных земельных участков Московской области на основании государственного контракта № 1171-ЗЕМ от 19.08.2013 были выполнены ООО «Центр оценки «Аверс».

Согласно отчету «Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области» от 15.10.2013 № 888-5/2013 ООО «Центр оценки «Аверс» при проведении работ по государственной кадастровой оценки использовалась Методика государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденная приказом Росземкадастра 26.08.2002 № П/307.

В соответствии с п. 1.3. Методики № П/307 определение кадастровой стоимости земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений (далее - объединений) осуществляется в следующем порядке: кластеризация объединений; определение удельного показателя кадастровой стоимости земель для каждого объединения; определение кадастровой стоимости земельных участков объединений.

Согласно отчету ООО «Центр оценки «Аверс» № 888-5/2013 перечень всех объединений Московской области разделен на садоводческие, огороднические и дачные объединения, а также прочие земельные участки. Затем было произведено разделение всех объектов оценки на основе проведенного анализа рынка недвижимости в подгруппы: земельные участки, расположенные в 1 территориальной зоне; земельные участки, расположенные во 2-6 территориальных зонах. В рамках сформированных подгрупп был произведен расчет кадастровой стоимости земельных участков.

В соответствии с п. 2.2.4 Методики № П/307 для целей расчета кадастровой стоимости оценщиками ООО «Центр оценки «Аверс» определен эталонный земельный участок, обладающий в разрезе ценообразующих факторов наиболее вероятными характеристиками по отношению к земельным участкам, входящим в состав объединения. Для каждого объединения, представленного в перечне земельных участков, был определен эталонный земельный участок.

Согласно п. 4.1 Методики № П/307 кадастровая стоимость земельных участков объединений рассчитывается путем умножения площади этих земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости эталонных земельных участков (УПКСЗ) в составе рассматриваемых объединений. Результаты расчета кадастровой стоимости эталонных земельных участков в составе садоводческих, огороднических и дачных объединений приведены в Приложении 5.4 к отчету ООО «Центр оценки «Аверс»№ 888-5/2013. Так, согласно расчётным данным при расчете кадастровой стоимости спорного земельного участка применен УПКЗС со следующими характеристиками (согласно таблице в Приложении 5.4):

Наименование муниципального района, городского округа

Можайский муниципальный район

Наименование дачного объединения для которого определяется эталонный земельный участок

Объекты, расположенные в границах неустановленных дачных объединений Можайский муниципальный район (50:18:0090602)

Площадь земельного участка, кв.м

1

УПКС, руб./кв.м

687.59

Кадастровая стоимость, руб.

687.59

Расстояние до ближайшей

0,532

остановки

Вид покрытия подъездной дороги

3

Наличие свободного доступа к

есть

водоему на расстоянии до 1 км

Наличие свободного доступа к лесу

есть

на расстоянии до 1 км

Расстояние от МКАД

90,775

Наличие коммуникаций

1

Вид объединения

Дачное

Направление Подмосковья

1

Территориальная зона

4

Номер подгруппы

2

С учетом приведенных доводов, при определении кадастровой стоимости указанного выше земельного участка оценщиками были учтены ценообразующие факторы, в том числе кадастровая стоимость определялась с учетом площади земельного участка.

Не соглашаясь с доводами административного истца о нарушении методологии определения кадастровой стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером: <данные изъяты>, суд исходит из следующего.

Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> образован 25.08.2015 года в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> (преобразуемый участок).

Кадастровая стоимость названного земельного участка подлежала определению на основании Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 № 222 (далее - Методические указания № 222).

Как следует из п. 2.1.17. Методических указаний № 222, в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.

Суд соглашается с доводами представителя заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Московской области о том, что кадастровая стоимость земельного участка обоснованно определена как производное УПКЗС (687,59) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на площадь земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> -411 368 кв. м., и составила 282 852 523 рублей 12 копеек.

Вопреки доводам административного истца об отсутствии оснований для применения при определении кадастровой стоимости корректировки на коммуникации, такого рода корректировка применена обоснованно. Из отчета об оценке, заключения судебной оценочной экспертизы по административному делу № 3а-272/17 по административному исковому заявлению Погосяна М.Р. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> следует, что к земельному участку проложена асфальтная дорога и имеется возможность подключения к коммуникациям: газу и электричеству ввиду их расположения по границам земельного участка (л.д. 44-45, 161 административного дела № 3а-272/17).

Исходя из изложенного в настоящем решении, суд не усмотрел оснований для вызова оценщика в судебное заседание для дачи пояснений. По изложенным основаниям также суд отказал административному истцу в назначении судебной оценочной экспертизы.

При таких обстоятельствах при определении кадастровой стоимости принадлежащих административным истцам земельных участков административный ответчик Управление Росреестра по Московской области обоснованно руководствовалось Методикой № П/307 и Методическими указаниями № 222.

Доводы административного истца об установлении в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, площадью 822 092 кв.м., <данные изъяты>, площадью 411 368 кв.м. их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2014 г. и 25.08.2015 г. соответственно, не основаны на законе.

Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности установленная решением комиссии или судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.

Административный истец не лишен был права обратиться в отношении земельного участка с кадастровым номером: <данные изъяты> в 2014 году, а земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в 2015 году с административным исковым заявлением об установлении в отношении указанных участков их рыночной стоимости на дату определения кадастровой стоимости.

Руководствуясь ст. 177, 178, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Погосяна Меружана Рафаэловича к Управлению Росреестра по Московской области об исправлении технической ошибки в сведениях о кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных по адресу: <данные изъяты>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, площадью 411 368 кв.м., определенных Распоряжением от 26.11.2013 г. №564-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области», и установлении с 01.01.2014 г. кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 822 092 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, в размере 124 760 344 рубля, с 25.08.2015 г. кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 411 368 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, в размере 62 360 172 рубля, оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.И. Ракунова.

Мотивированное решение составлено 22 марта 2019 года