ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 22 октября 2020 года № 3а-482/2020
г. Вологда
Вологодский областной суд в составе:
председательствующего судьи Молоковой Л.К.,
с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Иволга О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Журавлевой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании нормативных правовых актов в части,
установил:
ФИО1 является собственником объекта недвижимости - ....
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 22 ноября 2017 года № 63-н определён Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, в который под номером №... включено помещение с кадастровым номером №.... Приказ подписан исполняющим обязанности начальника Департамента имущественных отношений Вологодской области, размещён на официальном интернет-портал правовой информации Вологодской области http://www.pravo.gov35.ru 22 ноября 2017 года, опубликован в газете «Красный Север» № 132 от 25 ноября 2017 года, № 133 от 28 ноября 2017 года.
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 20 ноября 2018 года № 67-н определён Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, в который под номером №... включено помещение с кадастровым номером №.... Приказ подписан начальником Департамента имущественных отношений Вологодской области, размещён на официальном интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru 21 ноября 2018 года, опубликован в газете «Красный Север» № 132 от 24 ноября 2018 года, № 133 от 27 ноября 2018 года.
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 15 ноября 2019 года № 87-н определён Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, в который под номером №... включено помещение с кадастровым номером №.... Приказ подписан исполняющим обязанности начальника Департамента имущественных отношений Вологодской области, размещён на официальном интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru 19 ноября 2019 года, опубликован в газете «Красный Север» № 132 от 23 ноября 2019 года.
ФИО1 обратился в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими указанных нормативных правовых актов в части включения в перечни принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимого имущества, указывая на их противоречие в оспариваемой части положениям пункта 1 статьи 39.1 Федерального закона Российской Федерации от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», поскольку семь расположенных на территории Белозерского района Вологодской области авторемонтных мастерских не включены в оспариваемые перечни. Также указывает на несоответствие принадлежащего ему помещения положениям статьи 378.2 Налогового кодекса российской Федерации.
Неправомерное, по утверждению административного истца, включение принадлежащего ему нежилого помещения в Перечни возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2 административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении и заявлении об увеличении требований.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Вологодской области по доверенности ФИО3 возражала относительно удовлетворения административных исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Иволга О.В., полагавшей административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований.
В силу требований части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из приведённых положений закона следует, что с административным иском о признании нормативного правового акта недействующим вправе обратиться только лица, в отношении которых данный акт применяется, либо они являются субъектами регулируемых отношений, при условии, что оспариваемым актом нарушены или нарушаются их права. При этом предметом проверки является соответствие оспариваемого нормативного правового акта законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу.
Как следует из части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В ходе рассмотрения дела установлено, что административный истец ФИО1 является собственником объекта недвижимости - гаража с кадастровым номером №..., которое включено в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2018, 2019 и 2020 годы.
Таким образом, ФИО1 является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами, а значит, обладает правовой заинтересованностью в исключении принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости из соответствующих Перечней, поскольку является плательщиком налога на имущество.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административный истец, полагающий, что включение в оспариваемые Перечни принадлежащего ему на праве собственности гаража не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушает его права и законные интересы, на основании части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, которое подлежит рассмотрению по существу.
Проверяя соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд исходит из того, что установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и с момента введения в действие обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований и указанных субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Законом Вологодской области от 26 ноября 2015 года № 3786-ОЗ «О внесении изменений в закон области «О налоге на имущество организаций» и об отмене закона области «О внесении изменений в закон области «О налоге на имущество организаций» закон Вологодской области от 21 ноября 2003 года № 968-ОЗ «О налоге на имущество организаций» дополнен статьёй 1(1), которой установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учёта.
Постановлением Правительства Вологодской области от 07 декабря 2015 года № 1046 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества» установлено, что Департамент имущественных отношений Вологодской области является уполномоченным органом субъекта Российской Федерации – Вологодской области на определение вида фактического использования объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; определение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и направление перечня в электронной форме в налоговый орган; размещение перечня на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Статьей 60 Устава Вологодской области предусмотрено, что систему исполнительных органов государственной власти Вологодской области образуют Правительство области и органы исполнительной государственной власти области.
Согласно статье 3 Закона Вологодской области от 05 июля 2012 года № 2806-ОЗ «О нормативных правовых актах Вологодской области» органы исполнительной государственной власти области издают нормативные правовые акты в форме приказа.
В соответствии со статьёй 1.4. Положения о Департаменте имущественных отношений Вологодской области (утверждён постановлением Правительства Вологодской области от 24 июля 2012 года № 874) Департамент является органом исполнительной государственной власти области в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Вологодской области, и земельных отношений.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые административным истцом нормативные правовые акты об утверждении Перечней объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018, 2019 и 2020 годы приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции.
Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, суд приходит к выводу, что способ опубликования оспариваемых приказов Департамента имущественных отношений Вологодской области, позволил обеспечить населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивают оспариваемые нормативные правовые акты, возможность ознакомиться с их содержанием.
Проверяя указанные приказы в оспариваемой части на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд учитывает следующее.
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 НК РФ).
Объектами налогообложения признаются расположенные в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя): жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение (статья 401 НК РФ).
Пунктом 3 статьи 402 НК РФ регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 этого Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Законом Вологодской области от 26 ноября 2015 года № 3787-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 01 января 2016 года.
Статьёй 378.2 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Так, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ (в редакции, действующей на дату принятия оспариваемых приказов) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В ходе рассмотрения спора установлено, что нежилое здание, принадлежащее административному истцу, включено в перечни объектов недвижимости исходя из его предназначения согласно сведениям технического учета.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей основным видом деятельности ФИО1 является техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей и легких грузовых автотранспортных средств.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 10 мая 2016 года № 1471 утверждена собирательная классификационная группировка видов экономической деятельности «Бытовые услуги» к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2), которая включает в себя услуги: техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (45.20); техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей и легких грузовых автотранспортных средств (45.20.1).
Код 45.20, 45.20.1 в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года № 2496-р «Об утверждении кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, и кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам» соответствуют кодам видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам.
Из материалов дела следует, что здание ..., расположено на земельном участке земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - для производственных целей.
Согласно информации, содержащейся в техническом паспорте на гараж, составленном по состоянию на 06 октября 2006 года, здание расположено по адресу: <адрес>, имеет площадь 486,9 кв. м, в том числе: гаражные боксы (66,5 кв. м, 81,6 кв. м), покрасочная камера (29,3 кв. м), ремонтные боксы (69,3 кв. м, 23,3 кв. м, 80,5 кв. м), офис (12,8 кв. м), а также помещения (46,2 кв. м, 23,9 кв. м, 40,3 кв. м), комната отдыха (13,2 кв. м), то есть более 20 % общей площади (29,3+69,3+23,3+80,5+12,8) используется для размещения объектов бытового обслуживания.
В административном исковом заявлении указано, что административный истец использует принадлежащий ему объект для осуществления услуг по ремонту автомобилей, в судебном заседании представитель административного истца также пояснила, что принадлежащее административному истцу помещение используется в предпринимательской деятельности, в целях оказания услуг населению по ремонту автотранспортных средств. Кроме того, использование помещения в целях оказания услуг по ремонту транспортных средств подтверждается справкой об осмотре объекта недвижимости, составленной комиссией Департамента имущественных отношений Вологодской области, и фотоматериалами.
Таким образом, на момент утверждения перечней, в соответствии со сведениями, содержащимися в документе технического учета более 20 % площади объекта, принадлежащего административному истцу, предназначено для оказания бытовых услуг, а также фактически использовалось для бытового обслуживания населения, следовательно, относится к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ, поэтому обоснованно включено в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018, 2019 и 2020 годы.
Ссылки административного истца на положения федерального законодательства, устанавливающего основания для возбуждения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства, и регламентирующего меры по противодействию коррупции, также как и не включение в соответствующие перечни объектов недвижимости, принадлежащих иным лицам, не имеют правового значения для рассмотрения спора.
При таких обстоятельствах не имеется оснований для удовлетворения административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 175, 180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
ФИО1 в удовлетворении административных исковых требований о признании недействующими со дня принятия: пункта №... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость на 2018 год, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 22 ноября 2017 года № 63-н; пункта №... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 20 ноября 2018 года № 67-н; пункта №... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 15 ноября 2019 года № 87-н, отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.К. Молокова
Мотивированное решение изготовлено 05 ноября 2020 года