Дело № 3а-483/2020
РЕШЕНИЕ
именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июля 2020 года г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
судьи Шулико О.Г.,
при ведении протокола помощником судьи Голубятниковой Ю.В.,
с участием прокурора Шаповалов К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению < Ф.И.О. >9< Ф.И.О. >4 к департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании нормативных правовых актов недействующими в части,
установил:
Представитель административного истца < Ф.И.О. >10< Ф.И.О. >4 Шангин А.Г., действующий на основании доверенности, обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими с момента принятия пункты Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края №3008 от 26.12.2017 (далее – Перечень):
пункт 9646 в отношении здания пекарни, с кадастровым номером <№..>, площадью 248,6 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>,
пункт 9722 в отношении здания бани, с кадастровым номером <№..>, площадью 115,9 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, участок 2300 м на юго-запад от станицы,
пункт 9114 в отношении здания торгового комплекса с террасой, с кадастровым номером <№..>, площадью 1125,2 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, дом <№..>В,
пункт 3747 в отношении кафе «Ветерок», с кадастровым номером <№..>, площадью 152,8 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>,
пункт 3081 в отношении здания СТО, с кадастровым номером <№..>, площадью 325,7 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>,
пункт 3085 в отношении здания заправочной, с кадастровым номером <№..> площадью 33,4 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>,
пункт 9722 в отношении здания автозаправочной станции, с кадастровым номером <№..>, площадью 9,9 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>
Кроме того, просит признать недействующими со дня принятия пункты Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26.12.2018 года № 3043 (далее – Перечни):
пункт 10962 в отношении здания пекарни, с кадастровым номером <№..> площадью 248,6 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>,
пункт 11045 в отношении здания бани с кадастровым номером <№..>, площадью 115,9 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, участок 2300 м на юго-запад от станицы,
пункт 10401 в отношении здания торгового комплекса с террасой, с кадастровым номером <№..> площадью 1125,2 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, дом <№..> В,
пункт 4157 в отношении кафе «Ветерок», с кадастровым номером <№..> площадью 152,8 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>,
пункт 3447 в отношении здания СТО, с кадастровым номером <№..>, площадью 325,7 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>,
пункт 3451 в отношении здания заправочной, с кадастровым номером <№..>, площадью 33,4 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>,
пункт 22449 в отношении здания автозаправочной станции, с кадастровым номером <№..>, площадью 9,9 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>,
пункт 57427 в отношении нежилого помещения, с кадастровым номером <№..> площадью 35,7 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, дом <№..>,
пункт 57428 в отношении нежилого помещения, с кадастровым номером <№..> площадью 64,8 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, дом <№..>.
В обоснование административного иска указано, что в указанные Перечни необоснованно включены пункты в отношении принадлежащих на праве собственности административному истцу выше указанных объектов недвижимого имущества, которые не обладают признаками объектов налогообложения, для которых законодательно определена кадастровая стоимость в качестве налоговой базы.
Необоснованное включение зданий в Перечни, по мнению административного истца, нарушает его права и законные интересы, поскольку это приводит к необоснованному завышению подлежащих уплате налогов на данное недвижимое имущество.
В отзыве на административное исковое заявление представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Буренков Д.Л. просит вынести законное и обоснованное решение в отношении объектов с кадастровыми номерами <№..> (здание автозаправочной станции), <№..> (здание заправочной), <№..> (здание пекарни), а в отношении объектов с кадастровыми номерами <№..> (помещение - моечная автомашин), <№..> (проходная - магазин), <№..> (кафе - Ветерок), <№..> (здание СТО), <№..> (здание торгового комплекса с террасой), <№..> (здание бани) в удовлетворении требований отказать.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Шангин А.Г. просил административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика департамента имущественных отношений Краснодарского края, действующий на основании доверенности Буренков Д.Л. поддержал позицию, изложенную в отзыве на административное исковое заявление, просил вынести законное и обоснованное решение по заявленным требованиям в отношении объектов с кадастровыми номерами <№..> (здание автозаправочной станции), <№..> (здание заправочной), <№..> (здание пекарни), а в отношении других объектов в удовлетворении требований отказать.
Прокурор Шаповалов К.В. в судебном заседании в заключении указал, что административный иск подлежит частичному удовлетворению, просил признать нормативные правовые акты недействующими в оспариваемой части, полагая, что объекты капитального строительства с кадастровыми номерами 23<№..> принадлежащие административному истцу, включены в Перечни в нарушение требований закона.
Представитель администрации Краснодарского края в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. В своем ходатайстве представитель администрации Краснодарского края по доверенности Дорофеев Д.М. просит в связи с тем, что права и обязанности администрации Краснодарского края не затрагиваются рассмотреть административное дело в отсутствие представителя администрации Краснодарского края.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы административного иска и отзыва, исследовав доказательства и материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает административный иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном иске и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ в полном объеме.
Проверяя полномочия департамента имущественных отношений Краснодарского края на принятие оспариваемого нормативного правового акта (административным истцом данные полномочия не оспариваются), суд исходит из следующего.
26 декабря 2017 года принят приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края № 3008, которым на 2018 год утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно приложению к данному приказу.
26 декабря 2018 года принят приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края № 3043, которым на 2019 год утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно приложению к данному приказу.
Административным ответчиком, в соответствии с требованиями части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства представлены доказательства полномочий департамента имущественных отношений Краснодарского края на принятие оспариваемых нормативных правовых актов, соблюдение порядка их принятия и опубликования.
Кроме того, административные дела по административным искам об оспаривании приказов департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года № 2745, от 26 декабря 2017 года № 3008, от 26 декабря 2018 года № 3043 неоднократно были предметом разрешения Верховным Судом Российской Федерации в качестве суда апелляционной инстанции. В соответствующих апелляционных определениях (например, от 13 марта 2019 г. N 18-АПА19-4; от 17 апреля 2019 г. N 18-АПА19-18; от 17 мая 2019 г. N 18-АПА19-21; от 29 мая 2019 г. N 18-АПА19-27) Верховный Суд Российской Федерации отмечал, что суд первой инстанции (Краснодарский краевой суд) пришел к верному выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий департамента имущественных отношений Краснодарского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Учитывая указанные обстоятельства, с учетом положений части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что оспариваемые приказы департамента имущественных отношений Краснодарского края являются нормативными правовыми актами, изданными уполномоченным органом государственной власти, принятыми с соблюдением порядка принятия таких актов и опубликованными в установленном порядке.
Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушении его прав, суд установил следующие обстоятельства.
Согласно части 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с частью 4 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что объект недвижимости может быть отнесен к объектам недвижимости в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации при условии его соответствия любому из приведенных в частях 3 и 4 указанной статьи критериев: вид разрешенного использования земельного участка; разрешенное использование или наименование помещений здания (строения, сооружения); фактическое использование здания (строения, сооружения).
Судом установлено, что объекты недвижимости:
- здание пекарни, с кадастровым номером <№..>, площадью 248,6 кв.м, расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, имеющее наименование «здание пекарни», назначение – «нежилое здание»,
- здание бани, с кадастровым номером <№..>, площадью 115,9 кв.м., расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, участок 2300 м на юго-запад от станицы, имеющее наименование «здание бани», назначение – «нежилое здание»,
- здание торгового комплекса с террасой, с кадастровым номером <№..>, площадью 1125,2 кв.м, расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, дом <№..> В, имеющее наименование «здание торгового комплекса с террасой», назначение – «нежилое здание»,
- кафе «Ветерок», с кадастровым номером <№..>, площадью 152,8 кв.м, расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, имеющее наименование «Кафе – «Ветерок», назначение – «нежилое здание»,
- здание СТО, с кадастровым номером <№..>, площадью 325,7 кв.м, расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, имеющее наименование «здание СТО», назначение – «нежилое здание»,
- здание заправочной, с кадастровым номером <№..>, площадью 33,4 кв.м, расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, имеющее наименование «здание заправочной», назначение – «нежилое здание»,
- здание автозаправочной станции, с кадастровым номером <№..>, площадью 9,9 кв.м, расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, имеющее наименование «здание автозаправочной станции», назначение – «нежилое здание»,
- нежилое помещение, с кадастровым номером <№..>, площадью 35,7 кв.м, расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, дом <№..>, имеющее наименование «нежилое помещение», назначение – «нежилое помещение»,
- нежилое помещение, с кадастровым номером <№..> площадью 64,8 кв.м, расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, дом <№..>. имеющее наименование «нежилое помещение», назначение – «нежилое помещение»,
принадлежат на праве собственности административному истцу, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права и выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта.
Объект капитального строительства с кадастровым номером <№..> (здание пекарни) расположен на земельном участке с кадастровым номером <№..> который имеет вид разрешенного использования «эксплуатация пекарни - магазина».
Объект капитального строительства с кадастровым номером <№..> (здание бани) расположен на земельном участке с кадастровым номером <№..>, который имеет вид разрешенного использования «эксплуатация полевого стана бригады <№..>».
Объект капитального строительства с кадастровым номером <№..> (здание торгового комплекса с террасой) расположен на земельном участке с кадастровым номером <№..>, который имеет вид разрешенного использования «для размещения здания торгового комплекса с террасой».
Объект капитального строительства с кадастровым номером <№..> (кафе «Ветерок») расположен на земельном участке с кадастровым номером <№..>, который имеет вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства».
Объект капитального строительства с кадастровым номером <№..> (здание СТО) расположен на земельном участке с кадастровым номером <№..> который имеет вид разрешенного использования «для эксплуатации зданий автобазы».
Объект капитального строительства с кадастровым номером <№..> (здание заправочной) расположен на земельном участке с кадастровым номером <№..>, который имеет вид разрешенного использования «для эксплуатации зданий нефтебазы».
Объект капитального строительства с кадастровым номером <№..> (здание автозаправочной станции) расположен на земельном участке с кадастровым номером <№..> который имеет вид разрешенного использования «для ведения сельскохозяйственного производства».
Объекты капитального строительства с кадастровыми номерами <№..> (нежилое помещение – проходная-магазин) и <№..> (нежилое помещение – моечная автомашин) расположены на земельном участке с кадастровым номером <№..>, который имеет вид разрешенного использования «для производственно-хозяйственной деятельности».
Других документов, подтверждающих иной вид разрешенного использования данного земельного участка в период включения указанного здания в оспариваемый Перечень, в материалах административного дела не содержится. И такой вид разрешенного использования земельного участка размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также объектов бытового обслуживания населения не предусматривает.
Из содержания представленного в материалы дела технического паспорта следует, что объект с кадастровым номером <№..> имеет наименование «Пекарня-магазин», помещения в здании имеют следующие наименования и назначения: основная, вспомогательная.
Согласно техническому паспорту объект с кадастровым номером <№..> имеет наименование «Бригада №2», помещения в здании имеют следующие наименования и назначения: коридор, раздевалка, кладовая, гараж, парилка, душевая.
Как следует из содержания технического паспорта, объект с кадастровым номером <№..> имеет наименование «Птицефабрика «Выселковский бройлер», наименование частей - литер Б1 «Кафе «Ветерок», помещения в здании имеют следующие наименования и назначения: подсобное помещение, коридор, раздаточная, зал приема пищи.
В соответствии с техническим паспортом, объект с кадастровым номером <№..> имеет наименование «Автобаза», помещения в здании имеют следующие наименования и назначения: мастерская, покрасочная камера, бытовое помещение, подсобное помещение.
Из содержания представленного в материалы дела технического паспорта следует, что объект с кадастровым номером <№..> (здание заправочной) имеет наименование «Нефтебаза», помещения в здании имеют следующие наименования и назначения: коридор, операторная, кабинет.
Согласно техническому паспорту объекта с кадастровым номером <№..> он имеет наименование «Литера О – Здание автозаправочной станции», помещения в здании имеют следующие наименования и назначения: кабинет.
Как следует из содержания технического паспорта (литер Г), что объект с кадастровым номером <№..> имеет наименование «моечная автомашин», помещения имеют следующие наименования и назначения: моечная, подсобная.
Иных сведений, позволяющих определить принадлежность указанных помещений к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, объектам коммерческого назначения, объектам бытового обслуживания населения в материалах административного дела также не содержится.
Как установлено судом из материалов дела, пояснений представителя административного ответчика, письменного отзыва департамента имущественных отношений Краснодарского края, спорные объекты капитального строительства признаны подлежащими включению в Перечни, в соответствии со сведениями, содержащимися в ГКН, Едином государственном реестре недвижимости, в документах технического учета, а именно исходя из его наименования и назначения:
1. объект недвижимого имущества с кадастровым номером <№..> на основании сведений ЕГРН о его назначении «кафе-«Ветерок» и документов технического учета, как объект общественного питания;
2. объект недвижимого имущества с кадастровым номером <№..> на основании сведений ЕГРН о его назначении «здание заправочной», как объект бытового обслуживания и торговый объект;
3. объект недвижимого имущества с кадастровым номером <№..> на основании сведений ЕГРН о его назначении «здание СТО» и документов технического учета, как объект бытового обслуживания;
4. объект недвижимого имущества с кадастровым номером <№..> на основании сведений ЕГРН о его назначении «Здание торгового комплекса с террасой» и документов технического учета, как торговый объект;
5. объект недвижимого имущества с кадастровым номером <№..> на основании сведений ЕГРН о его назначении «Здание пекарни», как объект общественного питания;
6. объект недвижимого имущества с кадастровым номером <№..> на основании сведений ЕГРН о его назначении «Здание бани» и документов технического учета, как объект бытового обслуживания;
7. объект недвижимого имущества с кадастровым номером <№..> на основании сведений ЕГРН о его назначении «Здание автозаправочной станции», как объект бытового обслуживания и торговый объект;
8. объект недвижимого имущества с кадастровым номером <№..> на основании сведений ЕГРН о его назначении «моечная автомашин», как объект бытового обслуживания;
9. объект недвижимого имущества с кадастровым номером <№..> на основании сведений ЕГРН о его назначении «проходная-магазин», документов технического учета и его вида фактического использования «торговый объект», установленный приказом департамента от 14.09.2016 № 1675, как торговый объект.
Суд не может согласиться с доводами административного ответчика о том, что наименование здания административного истца, как пекарня, баня, кафе «Ветерок, здание СТО, здание заправочной, здание автозаправочной станции, моечная автомашин, позволяло признать объекты капитального строительства предназначенным для использования в целях бытового обслуживания, торговли или общественного питания и, соответственно, включить их в Перечни.
Выше приведенные виды разрешенного использования земельных участков, на которых расположены названные здания (пекарня, баня, кафе «Ветерок, здание СТО, здание заправочной, здание автозаправочной станции, моечная автомашин), не позволяют сделать однозначный вывод о размещении на них объектов в целях, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и, как следствие, диктуют необходимость фактического обследования зданий.
В государственном кадастре недвижимости, Едином государственном реестре недвижимости, правоустанавливающих и правоудостоверяющих документах и документах технического учета (инвентаризации) здания не содержится сведений, которые позволяли бы отнести спорные объекты к объектам в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, а также к иным видам объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Наличие слов «пекарня», «баня», «кафе», «здание СТО», «здание заправочной», «здание автозаправочной станции», «моечная автомашин» в наименовании зданий нельзя считать достаточным основанием для формального включения их в Перечни.
Специалистами подведомственного департаменту ГКУ КК «Кубаньземконтроль» совместно с представителем < Ф.И.О. >11< Ф.И.О. >4 были проведены осмотры объектов недвижимого имущества. ГКУ КК «Кубаньземконтроль» наделен приказом департамента от 13.07.2016 №1173 «Об утверждении изменений в устав государственного казенного учреждения Краснодарского края «Кубаньземконтроль» полномочиями по проведению выездного обследования объектов недвижимого имущества в целях определения вида их фактического использования в соответствии со статьей 3782 Налогового кодекса Российской Федерации.
По результатам осмотра составлены акты обследования.
Согласно акту обследования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <№..>, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, от 30.01.2020, представляет собой одноэтажное нежилое здание – здание автозаправочной станции, расположено на земельном участке с <№..>, разрешенное использование - для ведения сельскохозяйственного производства; объект входит в состав производственного (промышленного, сельскохозяйственного) комплекса. Фасад объекта выходит на улицу, на входе на территорию имеется вывеска «АО фирма «Агрокомплекс» птицефабрика «Тбилисская». Заправочные колонки расположены на закрытой территории, прейскурант, уголок потребителя отсутствуют. 54,6% общей площади объекта занимает помещение сотрудников АЗС < Ф.И.О. >12< Ф.И.О. >4, 44,4% - вспомогательное помещение.
Из акта обследования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <№..>, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, дом <№..>, от 14.02.2020, следует, что 100% общей площади объекта не используется, помещения захламлены, отсутствуют окна. Объект представляет собой помещения первого этажа нежилого здания, фасадом выходят на улицу, имеет свободный доступ.
Согласно акту обследования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <№..> расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, с/п Новомалороссийское, ст-ца Новомалороссийская, <Адрес...>, от 10.02.2020, объект представляет собой одноэтажное здание, состоящее из литеров Б1 и Б2, расположенное на закрытой территории птицефабрики «Выселковский бройлер» < Ф.И.О. >13< Ф.И.О. >4. Здание расположено в глубине огороженной территории, вход на которую осуществляется через КПП, здание имеет 3 входа. Кассовый аппарат, прейскурант, информационные таблички отсутствуют. В здании расположены: актовый зал, оборудованный скамейками, столом, сценой, площадью 98,5 кв.м, что составляет 64,5% общей площади объекта. Помещения площадью 54,3 кв.м (35,5% от общей площади здания) не используются, в них отсутствуют кровля, окна и двери, напольное покрытие и внутренняя отделка, Объект входит в состав производственного комплекса, доступ ограничен, расположен в глубине огороженной территории, подходы с улицы отсутствуют.
Как следует из акта обследования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <№..> расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, от 10.02.2020, объект представляет собой одноэтажное здание заправочной, расположенное на огороженной территории < Ф.И.О. >14< Ф.И.О. >4, объект входит в состав производственного комплекса, фасад здания выходит на улицу, рядом со зданием расположены бензоколонки. Здание имеет 1 вход с огороженной территории, а также операторское окно на фасаде, доступ к которому свободный. Согласно техническому паспорту и выписке из ЕГРН здание имеет наименование «Здание заправочной», кассовый аппарат, прейскурант, информационные таблички на дверях помещений и операторского окна отсутствуют. В здании расположены: помещения сотрудников заправочной, оборудованные офисной мебелью, оргтехникой, шкафами с документацией, площадью 16,2 кв.м, что составляет 48,5% от общей площади здания; вспомогательные помещения: коридор, комната отдыха и приема пищи, оборудованная СВЧ-печью, электрочайником, столом и мягкой мебелью, площадью 17,2 кв.м, что составляет 51,5% от общей площади здания.
Из акта обследования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <№..> расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, от 10.02.2020, объект представляет собой одноэтажное здание, расположенное на огороженной территории < Ф.И.О. >15.< Ф.И.О. >16, входит в состав производственного комплекса, расположен в глубине огороженной территории с ограниченным доступом. Часть здания (без входов) выходит на улицу, здание имеет 1 вход со двора через ворота. Согласно техническому паспорту и выписке из ЕГРН здание имеет наименование «здание СТО». В помещении №1 возведены перегородки с образованием новых помещений, не отраженных в техническом паспорте. В здании расположены: помещения сотрудников общества, оборудованные офисной мебелью, оргтехникой, шкафами с документацией, площадью 88,6 кв.м, что составляет 27,2% от общей площади здания; вспомогательные помещения: коридор, подсобные помещения, в которых хранятся предметы мебели и быта, площадью 237,1 кв.м, что составляет 72,8% от общей площади здания.
В соответствии с актом обследования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <№..> расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, <№..>, от 07.02.2020, объект (пекарня) представляет собой одноэтажное здание, входит в состав производственного комплекса, расположено в глубине огороженной территории, имеет свободный доступ. Здание имеет три входа. Вывески и таблички на фасаде здания отсутствуют. Помещения здания захламлены бытовым мусором, пылью, признаки использования отсутствуют. 100% общей площади объекта не используются.
Из акта обследования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <№..>, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, участок 2300 м на юго-запад от станицы, от 07.02.2020 следует, что объект (баня) представляет собой одноэтажное здание, расположенное на неогороженной территории, входит в состав производственного комплекса, фасадом выходит на улицу, имеет свободный доступ. Здание имеет четыре входа, подходы к зданию заросли травой. Вывески и таблички на фасаде здания отсутствуют. Помещения здания захламлены бытовым и строительным мусором, пылью, грязью, выбиты окна, двери. Здание заброшено.
Таким образом, на момент включения зданий (пекарня, баня, кафе «Ветерок, здание СТО, здание заправочной, здание автозаправочной станции, моечная автомашин) в Перечни объектов недвижимого имущества, в нарушение требований Порядка, их фактическое использование не устанавливалось, выездное обследование не проводилось, несмотря на то, что сведения государственного кадастра недвижимости, кадастрового паспорта, документов технического учета не позволяли отнести данное здание к видам объектов в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод, что спорные здания по своему фактическому использованию не могут быть отнесены к зданиям, предназначенным для использования в целях торговли, бытового обслуживания населения, общественного питания.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что указанные объекты капитального строительства (пекарня, баня, кафе «Ветерок, здание СТО, здание заправочной, здание автозаправочной станции, моечная автомашин), исходя лишь из сведений, содержащихся в ГКН, ЕГРН, технического учета, не могут быть однозначно отнесены к офисным зданиям, административно-деловым центрам, торговым объектам, объектам общественного и (или) бытового обслуживания, предприятиям общественного питания.
Актами обследования установлено, что эксплуатируя названные здания, административный истец не оказывает услуги бытового обслуживания населению, общественного питания или торговли, а использует данные объекты недвижимости для размещения, организации досуга своих работников, либо объекты предназначены для обслуживания работников предприятия, их питания, однако административным истцом не используются. Объекты входят в производственный комплекс предприятия и составляет его инфраструктуру.
Учитывая приведенные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу, что департамент имущественных отношений Краснодарского края в нарушение требований Налогового кодекса и Порядка включил спорные здания (пекарня, баня, кафе «Ветерок, здание СТО, здание заправочной, здание автозаправочной станции, моечная автомашин) в Перечни, несмотря на то, что они не отвечают требованиям, установленным законодателем в ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Таким образом, объекты капитального строительства с кадастровыми номерами <№..> необоснованно включены в утвержденные оспариваемыми нормативными правовыми актами Перечни для исчисления налога на имущество на 2018, 2019 годы, поскольку данные объекты не отвечают признакам, определенным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд считает, что административный иск подлежит частичному удовлетворению.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя дату признания приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края недействующим в части, суд исходит из того обстоятельства, что установление иной даты, чем день их принятия не устранит выявленные судом в ходе настоящего разбирательства нарушения прав административного истца.
При этом в ходе судебного разбирательства не установлена правовая неурегулированность правоотношений, связанная с признанием оспариваемых нормативных правовых актов не действующими в части, поскольку после вступления настоящего решения суда в законную силу налоговая база в отношении объекта капитального строительства подлежит исчислению в соответствии с общими требованиями Налогового Кодекса Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным, суд не находит правовых оснований для применения положений части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и обязания департамента имущественных отношений Краснодарского края принять новый нормативный правовой акт.
В то же время, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований в части признания недействующими нормативных правовых актов в отношении объектов с кадастровыми номерами <№..>
Судом установлено, что в соответствии с техническим паспортом, объект с кадастровым номером <№..> (здание торгового комплекса с террасой) имеет наименование «Торговый центр», помещения в здании имеют следующие наименования и назначения: тамбур, торговый зал, кладовая, коридор, кабинет, гардероб, холодильная камера, туалет, мастерская, тех.помещение, торговый зал магазина, подсобка, электрощитовая, моечная, фасовочная, терраса.
Из содержания представленного в материалы дела технического паспорта (литер Ж) следует, что объект с кадастровым номером <№..> имеет наименование «Проходная-магазин», помещения имеют следующие наименования и назначения: проходная, подсобная, магазин.
Обследование о фактическом использовании объектов, принадлежащих административному истцу, на дату утверждения Перечней не проводилось.
Объект недвижимого имущества с кадастровым номером <№..> включен в Перечни на основании сведений ЕГРН о его назначении «Здание торгового комплекса с террасой» и документов технического учета, как торговый объект.
Объект недвижимого имущества с кадастровым номером <№..> включен в Перечень на 2019 год на основании сведений ЕГРН о его назначении «проходная-магазин», документов технического учета и его вида фактического использования «торговый объект», установленный приказом департамента от 14.09.2016 № 1675, как торговый объект.
В соответствии с актом обследования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <№..>, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, от 14.02.2020, 100% - общей площади объекта не используется, помещения захламлены, отсутствуют окна; объект представляет собой помещения первого этажа нежилого здания, фасадом выходят на улицу, имеет свободный доступ.
Согласно акту обследования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <№..>, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, ст-ца Чебургольская, <Адрес...>В, от 07.02.2020, объект представляет собой одноэтажное самостоятельное, отдельно стоящее здание, которое имеет свободный доступ, фасадом выходит на улицу. На здании присутствуют вывески, в здании фактически размещены торговые залы магазинов розничной торговли общей площадью - 488,6 кв.м, что составляет - 43,4 % от общей площади объекта, ритуальные услуги площадью - 77,6 кв. м., что составляет 6,9 % от общей площади объекта, помещения сотрудников Красноармейский Райпотребсоюз правление Чебургольского сельского потребительского общества, общей площадью - 63,9 кв. м, что составляет - 5,7 % от общей площади объекта, вспомогательные помещения, площадью - 321,9 кв.м, что составляет - 28,6% от общей площади объекта, помещения которые не используются - 173,2 кв.м, что составляет- 15,4 % от общей площади объекта. Согласно выписке из ЕГРН сведения о земельном участке, на котором расположен объект, отсутствуют, однако при проведении обследования путем сопоставления сведений о фактическом месторасположении объекта, было установлено, что объект расположен на земельном участке с кадастровым номером <№..>, с видом разрешённого использования: для размещения здания торгового комплекса с террасой.
Доводы административного истца о том, что принадлежащие ему объекты недвижимости незаконно включены департаментом имущественных отношений Краснодарского края в оспариваемые Перечни суд находит несостоятельными.
Наличие в зданиях с кадастровыми номерами <№..> площади, имеющей назначение торгового зала и составляющей более 20 процентов площади этого помещения, свидетельствует о том, что данные объекты по своему назначению предусматривают размещение магазина, который является торговым объектом.
При таких обстоятельствах указанные объекты недвижимости подлежал включению в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в соответствии со сведениями ГКН, ЕГРН о наименовании объекта и со сведениями, содержащими в техническом паспорте на это помещение, поскольку по своему назначению предусматривает размещение торговых объектов. При этом данное обстоятельство, исходя из подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, является самостоятельным основанием для включения указанного помещения в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества.
Поскольку соответствующие сведения содержались в Едином государственном реестре недвижимости, включение в Перечни объектов с кадастровыми номерами <№..> и <№..> не противоречит закону и не нарушает прав административного истца, как плательщика налога на имущество, поскольку соответствующий порядок определения налоговой базы налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объектов установлен Налоговым кодексом Российской Федерации.
Доводы административного истца о том, что спорное помещение с кадастровым номером <№..> не могло быть включено в Перечень, поскольку фактически не использовалось по назначению, не имеют правового значения для разрешения заявленных требований, основаны на неверном толковании норм материального права. Аналогичная позиция изложена в апелляционном определении Верховного Суда РФ от 29.05.2019 №44-АПА19-8.
При таких обстоятельствах, административные исковые требования о признании недействующим со дня принятия пункта 9114 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края №3008 от 26.12.2017, а также о признании недействующими со дня принятия пунктов 10401, 57427 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26.12.2018 года № 3043, в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами <№..> – удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск < Ф.И.О. >19< Ф.И.О. >18 к департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании нормативных правовых актов недействующими в части – удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня принятия пункты Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края №3008 от 26.12.2017:
пункт 9646 в отношении здания пекарни с кадастровым номером <№..>
пункт 9722 в отношении здания бани с кадастровым номером <№..>,
пункт 3747 в отношении кафе «Ветерок» с кадастровым номером <№..>,
пункт 3081 в отношении здания СТО с кадастровым номером <№..>
пункт 3085 в отношении здания заправочной с кадастровым номером <№..>
пункт 9722 в отношении здания автозаправочной станции с кадастровым номером <№..>
Признать недействующими со дня принятия пункты Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26.12.2018 года № 3043:
пункт 10962 в отношении здания пекарни с кадастровым номером <№..>
пункт 11045 в отношении здания бани с кадастровым номером <№..>
пункт 4157 в отношении кафе «Ветерок» с кадастровым номером <№..>,
пункт 3447 в отношении здания СТО с кадастровым номером <№..>
пункт 3451 в отношении здания заправочной с кадастровым номером <№..>
пункт 22449 в отношении здания автозаправочной станции с кадастровым номером <№..>
пункт 57428 в отношении нежилого помещения, с кадастровым номером <№..>
В остальной части в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края опубликовать настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты департамента имущественных отношений Краснодарского края, а также разместить на сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края.
Обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края сообщить суду и административному истцу в срок 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу об его исполнении либо об уважительных причинах невозможности его исполнить в указанный срок.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Краснодарский краевой суд в Третий апелляционный суд общей юрисдикции г.Сочи Краснодарского края в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 10 августа 2020 г.
Судья: