Дело № 3а-484/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
22 ноября 2018 года г. Ростов-на-Дону
Ростовский областной суд в составе судьи Рудневой О.А.,
при секретаре Борозненко Л.Р.,
с участием:
прокурора Емелиной Е.А.,
административного истца Аниксимовой Е.Я., её представителя Маркина С.В.,
представителя административного ответчика Правительства Ростовской области Венецкой Е.И.,
представителя заинтересованного лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области Самсоновой В.Н.,
заинтересованного лица Родионовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда административное дело по административному иску Аниксимовой Елены Ярославны о признании недействующим пункта 10.4.39 приложения к постановлению Правительства Ростовской области от 25 октября 2017 года № 727 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 26.12.2013 № 803»,
у с т а н о в и л :
Постановлением Правительства Ростовской области от 26 декабря 2013 года № 803 утверждена Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2015-2049 годы (далее – Региональная программа), текст которой приведен в приложении к указанному постановлению.
Пунктом 591 подраздела «Ленинский район» раздела «город Ростов-на-Дону» Региональной программы предусматривалось проведение поэтапно в 2018-2031 годах работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ...
25 октября 2017 года Правительством Ростовской области принято постановление № 727, которым в Региональную программу внесены изменения согласно приложению. Пунктом 10.4.39 приложения к постановлению № 727 в разделе «город Ростов-на-Дону» в подразделе «Ленинский район» пункт 591 признан утратившим силу.
Аниксимова Е.Я., являющаяся собственником квартиры № 2 в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: ..., после уточнения административных исковых требований, просила суд признать недействующим пункт 10.4.39 приложения к постановлению № 727. По мнению административного истца, исключение названного многоквартирного жилого дома из Региональной программы не основано на законе, не учитывает факт государственной регистрации прав на квартиры в доме, на доли в праве собственности в отношении общего имущества жилого дома и земельного участка, нарушает права собственников квартир дома, уплачивавших в течение нескольких лет взносы в фонд капитального ремонта, на проведение такого ремонта в рамках Региональной программы.
В судебном заседании Аниксимова Е.Я. и её представитель Маркин С.В. поддержали заявленные требования.
Представитель административного ответчика Правительства Ростовской области Венецкая Е.И. и представитель заинтересованного лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области Самсонова В.Н. просили отказать в удовлетворении административного иска, полагая, что упомянутый жилой дом не обладает признаками многоквартирного дома.
Заинтересованное лицо Родионова Е.В. просила удовлетворить требования административного истца.
Заинтересованные лица Семенов Б.Б., Шкварок Я.В., Вахниченко В.В. в судебное заседание для участия в рассмотрении дела по существу не явились.
Вахниченко В.В. представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Семенов Б.Б, и Шкварок Я.В. в предварительном судебном заседании по делу заявили о поддержке требований Аниксимовой Е.Я. Такую же позицию изложили в письменных отзывах на административный иск.
О времени и месте рассмотрения дела неявившиеся лица извещены должным образом. С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд признал возможным рассмотрение дела в отсутствие указанных лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и их представителей, исследовав имеющиеся письменные доказательства, заслушав заключение прокурора Емелиной Е.А., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, статья 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта 61 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов регулирования отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регламентируется разделом IX Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Приведенным нормам корреспондируют положения статей 4, 8 Областного закона от 11 июня 2013 года № 1101-ЗС «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области».
Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год (часть 5 статьи 168 ЖК РФ, часть 9 статьи 8 Областного закона № 1101-ЗС).
Постановления от 26 декабря 2013 № 803 об утверждении Региональной программы и от 25 октября 2017 года № 727 о внесении изменений в Региональную программу приняты высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Правительством Ростовской области в пределах имеющихся полномочий.
Они относятся к числу нормативных правовых актов, поскольку устанавливают обязательные для исполнения неограниченным кругом лиц требования, рассчитаны на неоднократное применение, направлены на урегулирование общественных отношений.
Постановления приняты в форме, предусмотренной областным законодательством, подписаны уполномоченным на то должностным лицом - Губернатором Ростовской области (статьи 54, 60, 61 Устава Ростовской области – Областного закона Ростовской области от 29 мая 1996 года № 19-ЗС, статьи 8, 14 Областного закона Ростовской области от 1 августа 2011 года № 635-ЗС «О Правительстве Ростовской области).
Текст постановления Правительства Ростовской области от 26 декабря 2013 года № 803 с приложением официально опубликован в издании «Собрание правовых актов Ростовской области», специальный выпуск за 2013 год, части I-II, 30 декабря 2013 года, № 12 за 31 октября 2013 года, статья 2192. Постановление вступило в силу со дня его официального опубликования – с 30 декабря 2013 года.
Постановление от 25 октября 2017 года № 727 с приложением опубликовано 27 октября 2017 года на официальном Интернет-портале правовой информации Ростовской области http://pravo.donland.ru, номер опубликования 6114201710270004, с соблюдением требований, закрепленных Областным законом Ростовской области от 29 декабря 2003 года № 85-ЗС «О порядке опубликования и вступления в силу Устава Ростовской области, областных законов, постановлений Законодательного Собрания Ростовской области, правовых актов Губернатора Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области». Нормативный правовой акт вступил в силу со дня его официального опубликования (пункт 2 постановления № 727).
Остальные постановления Правительства Ростовской области о внесении изменений в базовое постановление № 803 не затрагивают вопросы капитального ремонта жилого дома, находящегося по адресу: ....
Оценивая соответствие оспариваемых положений нормативного правового акта актам, имеющим большую юридическую силу, суд отмечает следующее.
Исходя из взаимосвязанных норм части 2 статьи 168 ЖК РФ и статьи 8 Областного закона № 1101-ЗС региональная программа включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Ростовской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, домов, в которых имеется менее чем три квартиры, а также многоквартирных домов, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом Ростовской области, приняты решения о сносе или реконструкции.
Иные основания для невключения в Региональную программу многоквартирных домов законодательством не предусмотрены.
Сведений о том, что жилой дом, в котором находится принадлежащая административному истцу квартира, признавался в установленном порядке аварийным, подлежащим сносу или реконструкции не имеется. В доме более трех квартир. Следовательно, юридически значимым для решения вопроса о том, имелись ли основания для исключения его из Региональной программы, является наличие или отсутствие у указанного дома признаков, позволяющих отнести его к числу многоквартирных жилых домов.
Жилищный кодекс Российской Федерации и другие законы не содержат легального определения многоквартирного жилого дома.
В пункте 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме; многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 1 июля 2013 года по делу АКПИ13-593 отказано в признании недействующими приведенных положений пункта 6. В решении суда установлено, что изложенное в названной норме понятие многоквартирного жилого дома основано на положениях статей 16, 36-40 ЖК РФ, 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и не противоречит им.
В соответствии с пунктом 3.4 Свода правил «Здания жилые многоквартирные» (актуализированная редакция СНиП 31-01-2003) СП 54.13330.2016, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 3 декабря 2016 года № 883/пр, под зданием многоквартирным понимается жилое здание, в котором квартиры имеют общие внеквартирные помещения и инженерные системы.
Судом установлено, что жилой дом, находящийся по адресу: ..., состоит из двух смыкающихся строений: литера А, 1878 года постройки, и литера Б, 1887 года постройки (согласно технической документации), находящихся на общем земельном участке и имеющих общий (единственный) вход с улицы во двор через арку, проходящую через первый этаж литера А. В доме фактически расположены пять квартир (нет квартиры № 3).
Литер А имеет 2 жилых этажа (на первом этаже – квартира № 2, вход в которую осуществляется с общего земельного участка, частично над ней на втором этаже – квартиры № 4 и № 5, вход в них осуществляется с общей площадки (открытой веранды) на втором этаже, к которой с земельного участка ведет общая лестница. В Литере А также расположен находящийся в общем пользовании всех жильцов дома подвал, вход в который осуществляется со двора. Ранее над квартирами второго этажа располагался общий чердак, который сгорел в результате пожара в октябре 2017 года. В Литере Б находятся две квартиры: на первом этаже квартира № 1 (вход с общего земельного участка), над ней – квартира № 6 (имеет отдельный вход по лестнице, ведущей с общего земельного участка).
В Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) за Аниксимовой Е.Я. зарегистрировано право собственности на квартиру № 2 площадью 55,4 кв.метров; за Вахниченко В.В. и Вахниченко В.Н. – на квартиру № 1 площадью 20,9 кв.метров (по ? доле; Вахниченко В.Н. умер – том 2 л.д. 25); за Семеновым Б.Б. на квартиру № 4 площадью 51,4 кв.метра; за Шкварок Я.В. – на квартиру № 5 площадью 30,9 кв.метров; за Родионовой Е.В. – на квартиру № 2 площадью 38,8 кв.метров.
Кроме того, в ЕГРН зарегистрировано право общей долевой собственности на нежилые части указанного многоквартирного жилого дома (литеров А и Б), общее имущество в многоквартирном доме (27/100 за Семеновым Б.Б., 29/100 за Аниксимовой Е.Я., 17/100 за Шкварок Я.В., 16/100 за Родионовой Е.В., регистрация права на 11/100 долей не произведена). В таких же размерах зарегистрированы доли в праве собственности перечисленных лиц на земельный участок, на котором расположен жилой дом (том 1 л.д. 98-101, 102-104, том 2, л.д. 26).
В технических паспортах здания (литеров А и Б) (том 1 л.д.30-46, 47-59), изготовленных Муниципальным унитарным предприятием технической инвентаризации и оценки недвижимости г. Ростова-на-Дону в 2008 году, оно значится как многоквартирный жилой дом, имеются справки о расчете долей собственников квартир в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома.
Пояснениями административного истца, заинтересованных лиц - собственников квартир в доме (в том числе данных в предварительном судебном заседании), информации, представленной ООО Управляющая организация «Согласие» (том 2 л.д. 3), филиалом ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» (том 2 л.д. 61-62), проекта газификации жилого дома 1976 года (том 2 л.д. 28-35), представленных участниками процесса фототаблиц следует, что жилой дом имеет общие инженерные системы коммуникаций: холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (отопление и горячее водоснабжение осуществляются с использованием индивидуальных газовых котлов). Водоснабжение заведено в общий подвал (под литером А) с последующей поквартирной разводкой; система водоотведения из квартир проложена к общему канализационному люку во дворе дома, из которого – в центральную канализацию; электроснабжение заведено от промежуточной подстанции РГС до изолятора многоквартирного жилого дома с последующей поквартирной разводкой; газопровод проложен через стену жилого дома с дальнейшей внутренней разводкой по квартирам.
Суд критически оценивает содержащиеся в акте визуального обследования от 31 октября 2018 года (том 2 л.д. 36-45), представленном Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, сведения об отсутствии у жилого дома помещений общего пользования и общих инженерных систем.
Затопление на момент осмотра комиссией подвала жилого дома вследствие неисправности канализационной системы, соответствие монтажа водопроводных труб санитарным нормам, разрушение чердачного помещения и частичное повреждение при пожаре квартиры № 5 не опровергают наличие общих инженерных систем и общих внеквартирных помещений жилого дома.
Более того, отраженный в акте вывод комиссии о наличии у жилого дома признаков блокированной застройки не может быть принят во внимание судом как не соответствующий фактическим обстоятельствам дела и основанный на редакции СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные», утратившей силу в соответствующей части с 4 июня 2017 года.
Вопреки позиции Правительства Ростовской области, отсутствие отдельных элементов общего имущества, перечисленных в статье 36 ЖК РФ (межквартирных лестничных площадок, лифтов, общих коридоров) само по себе не дает оснований для непризнания жилого дома многоквартирным.
Из представленных Аниксимовой Е.Я., Родионовой Е.В. квитанций усматривается, что собственникам квартир начисляется в соответствующих пропорциях оплата за содержание общего имущества жилого дома, в том числе распределяются общедомовые расходы на электроэнергию. С 2014 года до октября 2017 года ими также оплачивались взносы на капитальный ремонт согласно выставленным счетам.
14 августа 2017 года Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту направил собственникам квартир жилого дома по ... предложение о проведении в 2018 году капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (системы электроснабжения) в соответствии с Региональной программой (том 2 л.д. 46).
9 октября 2017 года в чердачном помещении указанного жилого дома произошел пожар (том л.д. 29). После обращений жильцов с просьбой провести капитальный ремонт кровли здания, пострадавшей в результате пожара, они были уведомлены об исключении их жилого дома из Региональной программы постановлением Правительства Ростовской области от 25 октября 2017 года № 727.
В обоснование решения о принятии оспариваемого пункта постановления представители Правительства и Министерства жилищно-коммунального хозяства Ростовской области сослались на комиссионный акт визуального обследования, датированный 25 июля 2017 года, в котором указано, что на момент обследования доступ к дому (во двор) закрыт. Без фактического осмотра здания комиссией в акте сделан необоснованный вывод о том, что дом не является многоквартирным, а относится к домам блокированной застройки (том 1 л.д. 215).
Суд отмечает, что действующее законодательство не содержит норм, в соответствии с которыми признаки блокированной застройки являются самостоятельным основанием для невключения жилых домов в региональные программы капитального ремонта.
Из содержания некоторых подзаконных актов усматривается, что понятие блокированной застройки может применяться как для жилых домов (индивидуально-определенных зданий), так и для многоквартирных жилых домов (например, в приложении № 5 к приказу Росстата от 27 июля 2018 № 462).
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 7 июля 2014 года № 12315-АЧ/04, на которое представитель административного ответчика ссылался в ходе судебного разбирательства в обоснование своей позиции, не является нормативным правовым актом, не содержит официальных разъяснений законодательства, и, кроме того, направлялось до изменения редакции СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные». В настоящее время термины и определения, используемые в соответствующих правоотношениях, претерпели существенные изменения.
Из пункта 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что под жилыми домами блокированной застройки понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Согласно пунктам 3.2 и 3.3 Свода правил «Дома жилые одноквартирные» СНиП 31-02-2001, СП 55.13330.2016, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2016 года N 725/пр, блок жилой автономный - жилой блок, имеющий самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям, не имеющий общих с соседними жилыми блоками чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над или под другими жилыми блоками. Блокированная застройка домами жилыми одноквартирными включает в себя два и более пристроенных друг к другу дома, каждый из которых имеет непосредственный выход на отдельный приквартирный участок.
Квартиры в жилом доме по ... не имеют отдельных приквартирных земельных участков. Весь земельный участок, прилегающий к дому, является единым и находится в общей собственности собственников жилых помещений. Кроме того, квартиры имеют не только общие стены, присутствуют и иные общие конструктивные элементы здания, имеются общие инженерные системы и общие внеквартирные помещения.
Следовательно, дом обладает признаками многоквартирного жилого дома и исключение его из Региональной программы являлось необоснованным.
Вследствие принятия Правительством Ростовской области постановления № 727 в оспариваемой части нарушены права и законные интересы административного истца и иных собственников жилых помещений в многоквартирном доме на своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в рамках Региональной программы, в том числе с использованием мер государственной и муниципальной поддержки.
При изложенных обстоятельствах нормативный правовой акт в оспариваемой части подлежит признанию недействующим.
Поскольку оспариваемые нормативные положения, как следует из материалов дела, применялись в соответствующих правоотношениях, они признаются недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 10.4.39 приложения к постановлению Правительства Ростовской области от 25 октября 2017 года № 727 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 26.12.2013 № 803», которым из Региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2014-2049 годы» (раздел «город Ростов-на-Дону», подраздел «Ленинский район», пункт 591) исключен жилой дом, расположенный по адресу: ....
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.А.Руднева
Решение в окончательной форме принято 27 ноября 2018 года
Судья О.А.Руднева