24OS0000-01-2022-000271-68
3а-484/2022
121а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 мая 2022 г. г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Славкина М.М.,
при ведении протокола помощником судьи Привалихиной О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ангара» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
ООО «Ангара» обратилось с административным иском к Правительству Красноярского края, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», просило суд (с учетом уточнений) установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 4292 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: место размещения объектов инженерной инфраструктуры (сети водоснабжения и водоотведения), участок №1, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: г. Красноярск, Октябрьский район, между ул. Калинина и границей города Красноярска, в размере его рыночной стоимости – 2314546,84 рублей, определенной по состоянию на 01.01.2020.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью 4211 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: место размещения объектов инженерной инфраструктуры (сети водоснабжения и водоотведения), участок №2, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: г. Красноярск, Октябрьский район, между ул. Калинина и границей города Красноярска, в размере его рыночной стоимости – 2270865,97 рублей, определенной по состоянию на 01.01.2020.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 502 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: место размещения объектов инженерной инфраструктуры (сети водоснабжения и водоотведения), участок №3, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: г. Красноярск, Октябрьский район, между ул. Калинина и границей города Красноярска, в размере его рыночной стоимости – 270 713,54 рублей, определенной по состоянию на 01.01.2020.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 65 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: место размещения объектов инженерной инфраструктуры (сети водоснабжения и водоотведения), участок №4, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: г. Красноярск, Октябрьский район, между ул. Калинина и границей города Красноярска, в размере его рыночной стоимости – 35 052,55 рублей, определенной по состоянию на 01.01.2020.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 5861 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для строительства казачьей станицы, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, г. Красноярск, на территории казачьей станицы, в размере его рыночной стоимости – 2663414,23 рублей, определенной по состоянию на 01.01.2020.
Требования мотивированы тем, что согласно выпискам из ЕГРН кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами № по состоянию на 01.01.2020 значительно выше, чем рыночная стоимость, установленная в отчете об оценке № 07_1/22, выполненном ООО «Центр деловых услуг». Установление кадастровой стоимости земельных участков, не соответствующих их рыночной стоимости, нарушает права административного истца, который оплачивает арендную плату в завышенном размере.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующий на основании доверенности заявленные требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме.
В судебном заседании представитель Правительства Красноярского края – ФИО2 против удовлетворения заявленных требований возражала, просила в иске отказать.
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), Управление Росреестра по Красноярскому краю, администрация г. Красноярска, ДМИиЗО администрации г. Красноярска, ФГБУ «ЦКО», надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили.
В письменных возражениях на административное исковое заявление представитель ДМИиЗО администрации г. Красноярска, просил в удовлетворении административного искового заявления отказать.
От Управления Росреестра по Красноярскому краю поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Суд полагает возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Заслушав участника процесса, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Как разъяснено в ч. 1 ст. 245 КАС РФ, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ) Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона (ч. 4).
Согласно п. 5 ст. 65 ЗК РФ, кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").
В соответствии с действующей редакцией абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие, в том числе, исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, послужившего основанием для такого изменения; внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость объекта недвижимости в сторону уменьшения; установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К числу таких принципов относится принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.
Согласно ч. 8 ст. 12 Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», при заключении договора аренды земельного участка в таком договоре предусматриваются случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. Изменение в одностороннем порядке арендодателем годового размера арендной платы за земельный участок предусматривается в договорах аренды земельных участков в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 614 ГК РФ, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В ст. 424 ГК РФ отражено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды (п. 4 ст. 22 ЗК РФ).
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером № передан администрацией г. Красноярска ООО «Ангара» на основании договора аренды от 10.10.2017 на срок с 14.10.2017 по 13.10.2027.
По условиям договора аренды № 923 от 10.10.2017 арендатор обязан вносить арендную плату, при определении размера которой применяется кадастровая стоимость арендуемого участка.
Земельный участок с кадастровым номером № передан администрацией г. Красноярска ООО «Ангара» на основании договора аренды от 10.10.2017 на срок с 14.10.2017 по 13.10.2027.
По условиям договора аренды № 922 от 10.10.2017 арендатор обязан вносить арендную плату, при определении размера которой применяется кадастровая стоимость арендуемого участка.
Земельный участок с кадастровым номером № передан администрацией г. Красноярска ООО «Ангара» на основании договора аренды от 10.10.2017 на срок с 14.10.2017 по 13.10.2027.
По условиям договора аренды № 924 от 10.10.2017 арендатор обязан вносить арендную плату, при определении размера которой применяется кадастровая стоимость арендуемого участка.
Земельный участок с кадастровым номером № передан администрацией г. Красноярска ООО «Ангара» на основании договора аренды от 10.10.2017 на срок с 14.10.2017 по 13.10.2027.
По условиям договора аренды № 925 от 10.10.2017 арендатор обязан вносить арендную плату, при определении размера которой применяется кадастровая стоимость арендуемого участка.
Земельный участок с кадастровым номером № ООО «Ангара» на основании договора безвозмездного пользования земельным участком от 01.11.2017.
Согласно выписке из ЕГРН кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2020 составляет 3607941,04 руб.
Согласно выписке из ЕГРН кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2020 составляет 3823209,01 руб.
Согласно выписке из ЕГРН кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2020 составляет 455770,82 руб.
Согласно выписке из ЕГРН кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2020 составляет 50604,45 руб.
Согласно выписке из ЕГРН кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2020 составляет 4343587,1 руб.
Арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке № 07/22, выполненный ООО «Центр деловых услуг», из которого следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2020 составляет 1928309,76 руб., с кадастровым номером № – 1891918,08 руб., с кадастровым номером № – 225538,56 руб., с кадастровым номером № – 35052,55 руб., с кадастровым номером № – 2171617,72 руб.
В связи с возражениями Правительства Красноярского края относительно допустимости вышеуказанного отчета об оценке в качестве доказательства по административному делу, а также представленной к этим возражениям рецензией на отчет о выявленных ошибках, повлиявших на стоимость земельного участка, административный истец обратился к оценщику ООО «Центр деловых услуг» для исправления отчета. В исправленном отчете № 07_1/22 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2020 составляет 2314 546 руб., с кадастровым номером № – 2270 865 руб., с кадастровым номером № – 270 713 руб., с кадастровым номером № – 35 052 руб., с кадастровым номером № – 2663 414 руб., исправленный отчет послужил основанием для уточнения иска административным истцом. Уточненный иск принят судом. Исправленный отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков увеличил их рыночную стоимость по сравнению с первоначальными требованиями.
При таких обстоятельствах, у суда нет оснований ставить под сомнение исправленный отчет № 07_1/22, выполненный ООО «Центр деловых услуг». Суд принимает исправленный отчет в качестве надлежащего доказательства по делу, доказательств недостоверности представленного истцом отчета стороной административного ответчика не представлено, ходатайства о назначении по делу оценочной экспертизы, сторонами, при рассмотрении дела не заявлено.
Согласно статье 3 ФЗ от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
При таких обстоятельствах, у суда нет оснований ставить под сомнение отчеты ООО «Центр деловых услуг», о рыночной стоимости земельных участков.
Административный истец является арендатором земельных участков, в связи с чем, вправе оспорить их кадастровую стоимость, от которой зависит размер арендной платы.
Следовательно, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости этого земельных участков не соответствующие действительной рыночной стоимости этих объектов затрагивают права административного истца, которые подлежат защите путём установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми № следует считать 18.04.2022 – дату обращения с административным исковым заявлением в суд.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Ангара» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 4292 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: место размещения объектов инженерной инфраструктуры (сети водоснабжения и водоотведения), участок №1, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: г. Красноярск, Октябрьский район, между ул. Калинина и границей города Красноярска, в размере его рыночной стоимости – 2314546,84 рублей, определенной по состоянию на 01.01.2020.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 4211 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: место размещения объектов инженерной инфраструктуры (сети водоснабжения и водоотведения), участок №2, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: г. Красноярск, Октябрьский район, между ул. Калинина и границей города Красноярска, в размере его рыночной стоимости – 2270865,97 рублей, определенной по состоянию на 01.01.2020.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 502 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: место размещения объектов инженерной инфраструктуры (сети водоснабжения и водоотведения), участок №3, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: г. Красноярск, Октябрьский район, между ул. Калинина и границей города Красноярска, в размере его рыночной стоимости – 270 713,54 рублей, определенной по состоянию на 01.01.2020.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 65 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: место размещения объектов инженерной инфраструктуры (сети водоснабжения и водоотведения), участок №4, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: г. Красноярск, Октябрьский район, между ул. Калинина и границей города Красноярска, в размере его рыночной стоимости – 35 052,55 рублей, определенной по состоянию на 01.01.2020.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 5861 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для строительства казачьей станицы, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, г. Красноярск, на территории казачьей станицы, в размере его рыночной стоимости – 2663414,23 рублей, определенной по состоянию на 01.01.2020.
Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровыми номерами 24№ считать 18.04.2022.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Председательствующий М.М. Славкин
Решение принято в окончательной форме 08.06.2022