КОПИЯ
Дело № 3а-485/2022
[номер]
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Нижний Новгород 02 июня 2022 года
Нижегородский областной суд в составе:
председательствующего судьи Буруновой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Петуховой А.А.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Деминой Н.В.,
представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «НОРМА» о признании недействующими в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год,
У С Т А Н О В И Л:
25 ноября 2022 года Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ № 326-13-703523/21 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год» (далее также - приказ от 25 ноября 2022 года № 326-13-703523/21, Перечень 2022).
Приказ от 25 ноября 2022 года № 326-13-703523/21 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
Административный истец общество с ограниченной ответственностью «Норма» (далее – ООО «НОРМА») первоначально обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия пунктов [номер], [номер], [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утв. приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2022 года № 326-13-703523/21.
Как указал административный истец, ООО «НОРМА» является собственником объектов недвижимого имущества:
- нежилого помещения, кадастровый номер [номер], общей площадью [номер] кв.м., по адресу: [адрес]
- нежилого помещения, кадастровый номер [номер], общей площадью [номер] кв.м., по адресу: [адрес]
- нежилого помещения, кадастровый номер [номер], общей площадью [номер] кв.м., по адресу: [адрес]
Указанные помещения фактически составляют здание с кадастровым номером [номер] общей площадью [номер] кв.м., которое также включено в Перечень на 2022 год. Нежилое здание с кадастровым номером [номер] имеет назначение «нежилое», наименование – «спортивно-оздоровительный комплекс», расположено на земельном участке с кадастровым номером [номер], общей площадью [номер] кв.м., имеющем разрешенное использование: «для объектов общественно-делового значения».
Спорные объекты недвижимости используются в качестве складских и ремонтно-мастерских для грузовой техники марки ФИО8
Нежилые помещения с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер] и нежилое здание с кадастровым номером [номер] необоснованно включены в вышеуказанный Перечень, т.к. не относятся к видам недвижимого имущества, указанным в статье 378.2 НК РФ, т.е. не являются административно-деловым центрами или торговыми центрами (комплексами), а равно не предназначены для использования и фактически не используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
С учетом увеличения требований в порядке ст. 46 КАС РФ административный истец просит признать недействующими со дня принятия пункты [номер], [номер], [номер], [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утв. Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-703523/21 от 25.11.2021.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал доводы и требования административного искового заявления с учетом их изменения в порядке ст. 46 КАС РФ.
Административным ответчиком, Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области, представлен письменный отзыв на административное исковое заявление.
В судебном заседании представитель административного ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить административное исковое заявление, обсудив доводы административного искового заявления и возражений на него, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Объектами налогообложения для российских организаций, согласно п.1 ст. 374 НК РФ, признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
На основании п. 1 и 2 ст. 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 12 и п. 2 ст. 372 НК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен п. 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года №307-ФЗ).
На территории Нижегородской области в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года №109-З «О налоге на имущество организаций» введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
В соответствии с данной правовой нормой налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещения в них; нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
Из материалов дела следует, что ООО «НОРМА» является собственником:
- нежилого помещения, кадастровый номер [номер], общей площадью [номер] кв.м., по адресу: [адрес]
- нежилого помещения, кадастровый номер [номер], общей площадью [номер] кв.м., по адресу: [адрес]
- нежилого помещения, кадастровый номер [номер], общей площадью [номер] кв.м., по адресу: [адрес]
Нежилое помещение пом.1 с кадастровым номером [номер] включено в пункт [номер] Перечня на 2022 год.
Нежилое помещение пом.2 с кадастровым номером [номер] включено в пункт [номер] Перечня на 2022 год.
Нежилое помещение пом.3 с кадастровым номером [номер] включено в пункт [номер] Перечня на 2022 год.
Кроме того, в пункт [номер] Перечня на 2022 год включено здание с кадастровым номером [номер], в состав которого входят помещения с кадастровыми номерами [номер], [номер] и [номер]
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что ООО «НОРМА» является надлежащим административным истцом.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Пунктом 1 статьи 38 Устава Нижегородской области предусмотрено, что Правительство Нижегородской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области, руководит работой органов исполнительной власти области и контролирует их деятельность.
Согласно постановлению Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации» министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области определено уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, в том числе по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 16 октября 2015 года №666 «Об утверждении положения о Министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области», министерство является правопреемником министерства инвестиционной политики Нижегородской области и министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области. Пунктами 4.31 и 4.32 Положения о министерстве предусмотрено, что Министерство для осуществления возложенных на него функций имеет право издавать в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации распоряжения и приказы, в том числе совместно с другими органами исполнительной власти. Акты иных наименований (инструкции, правила, положения, указания и другие) утверждаются приказами Министерства. Издавать приказы, обязательные для исполнения всеми государственными предприятиями, учреждениями, организациями и органами исполнительной власти Нижегородской области, а также решения и распоряжения по имущественным вопросам в пределах компетенции Министерства, а также издавать приказы, принимать решения и распоряжения во исполнение распоряжений Губернатора и Правительства Нижегородской области.
Согласно Указу Губернатора Нижегородской области от 15 января 2018 года № 6 «Об утверждении структуры органов исполнительной власти Нижегородской области», функции по развитию инвестиционной политики и соответствующие штатные единица их министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области переданы в министерство экономики и конкурентной политики Нижегородской области. Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области переименовано в Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
Задачи, функции, права Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области отражены в Положении о Министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года № 183, в том числе: издавать в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации распоряжения и приказы, в том числе совместно с другими органами исполнительной власти. Акты иных наименований (инструкции, правила, положения, указания и другие) утверждаются приказами Министерства. Издание актов в виде писем и телеграмм не допускается (п.4.30); издавать приказы, обязательные для исполнения всеми государственными предприятиями, учреждениями, организациями и органами исполнительной власти Нижегородской области, а также решения и распоряжения по имущественным вопросам в пределах компетенции Министерства, а также издавать приказы, принимать решения и распоряжения во исполнение распоряжений Губернатора и Правительства Нижегородской области (п.4.31).
Постановлением Правительства Нижегородской области от 30 июня 2018 года №557, в пункт 1 постановления Правительства Нижегородской области от 06 февраля 2014 года №61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения, слова «министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области» заменены словами «министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области».
Согласно статье 5 Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года №8 «О нормативных актах Нижегородской области», действующие в области нормативные правовые акты образуют единую, целостную и дифференцированную нормативную правовую систему (законодательство области), основанную на принципе верховенства нормативных правовых актов, обладающих большей юридической силой. Нормативные правовые акты области подразделяются на законодательные нормативные правовые акты и иные нормативные правовые акты. В систему законодательных нормативных правовых актов области входят Устав области и законы области. В систему иных нормативных правовых актов области входят:
1) нормативные правовые акты Законодательного Собрания области;
2) нормативные правовые акты Губернатора области;
3) нормативные правовые акты Правительства области;
4) нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти области.
Пунктом 1 статьи 6 указанного Закона установлены формы нормативных правовых актов области, из которого следует, что нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти области издаются в форме приказов (за исключением случаев, когда в соответствии с федеральным законодательством в положении об органе исполнительной власти предусмотрена иная форма издаваемого акта).
Проанализировав указанные положения НК РФ во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года №109-З «О налоге на имущество организаций», Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года № 8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области», Закона Нижегородской области от 3 октября 2007 года № 129-З «О Правительстве Нижегородской области», постановления Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», постановления Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года № 635 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения» (далее - Порядок), постановления Правительства Нижегородской области от 20 февраля 2006 года № 50 «Об утверждении Положения о Министерстве государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области», Положения о Министерстве, постановления Правительства Нижегородской области от 16 октября 2015 года № 666 «Об утверждении Положения о Министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области», постановления Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года № 183 «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области», Положения о Министерстве, суд приходит к выводу о том, что приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года № 326-13-703523/21, являющийся нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принят как в пределах полномочий Нижегородской области, так и в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие. Данный приказ размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области, Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Административным истцом компетенция Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области на издание указанного нормативного правового акта не оспаривалась.
Проверив приказ № 326-13-703523/21 от 25.11.2021 года в оспариваемых частях на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В силу положений пункта «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения в Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 378.2 НК РФ, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В пунктах 3, 4 ст. 378.2 НК РФ раскрывается содержание используемых в ст. 378.2 НК РФ таких терминов, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы).
В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно п. 5 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру или торговому центру (комплексу), на территории Нижегородской области, в соответствии с положениями с п. 1 ст. 1.1 Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года №109-З «О налоге на имущество организаций», осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение).
Согласно ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, среди которых в отдельную категорию выделены земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки, утверждаемые, в частности, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и устанавливающие территориальные зоны и градостроительные регламенты.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе, категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения.
Таким образом, действующее законодательство разграничивает виды разрешенного использования земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, офисных зданий делового и коммерческого назначения и виды разрешенного использования земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015г. №635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
«3. В целях формирования Перечня подлежат выявлению:
- объекты недвижимого имущества, которые предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, и здания, расположенные на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- объекты недвижимого имущества, которые фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
4. Уполномоченным органом по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в целях формирования Перечня и по определению Перечня в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 г. N 61 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации" является министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области (далее - уполномоченный орган).
Уполномоченный орган привлекает государственное бюджетное учреждение Нижегородской области "Кадастровая оценка" (далее - Учреждение) для выявления объектов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, с целью определения Перечня.
5. Для выявления объектов недвижимого имущества, указанных в абзаце втором пункта 3 настоящего Порядка, используются:
- сведения Единого государственного реестра недвижимости;
- документы технического учета (инвентаризации).
Указанные объекты недвижимого имущества подлежат выявлению на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости, актуальных по состоянию на 1 февраля года, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество организаций, и документов технического учета (инвентаризации). Соответствующие сведения подлежат актуализации с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости ежеквартально.
6. Для выявления объектов недвижимого имущества, указанных в абзаце третьем пункта 3 настоящего Порядка, используются:
- акты обследования объектов недвижимого имущества;
- решения межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов включения объектов недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - межведомственная комиссия);
- иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества;
- информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
7. Акт обследования объекта недвижимого имущества составляется по форме, утверждаемой уполномоченным органом, по результатам обследования объектов недвижимого имущества, проводимого Учреждением или уполномоченным органом в соответствии с утве рждаемой уполномоченным органом Методикой определения доли площадей, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, не позднее 10 рабочих дней с даты проведения указанного обследования.
В целях подготовки к обследованию объекта недвижимого имущества используются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), сведения, содержащиеся в открытых источниках информации.
При необходимости к проведению обследования привлекаются представители органов местного самоуправления соответствующего муниципального района, муниципального или городского округа Нижегородской области.
(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 22.03.2021 N 199)
В ходе обследования объектов недвижимого имущества осуществляется фото- и (или) видеосъемка, фиксирующая фактическое использование указанного объекта недвижимого имущества, а также фото- и (или) видеосъемка информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном объекте недвижимого имущества, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляется обследование. При необходимости проводятся соответствующие обмеры.
В случае если при проведении обследования объекта недвижимого имущества возникли обстоятельства, препятствующие доступу на обследуемый объект недвижимого имущества, обследование проводится на основании данных его внешнего визуального осмотра. В этом случае в акте обследования объекта недвижимого имущества указываются обстоятельства, препятствующие доступу на обследуемый объект недвижимого имущества.
При наличии признаков, которые свидетельствуют об использовании указанного объекта недвижимости для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт обследования объекта недвижимого имущества составляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением соответствующих фотоматериалов».
В соответствии с частью 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. В соответствии с п.3 ч.2 ст.62 КАС РФ лицо, обратившееся в суд, обязано подтвердить факты, на которые ссылается как на основание своих требований.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что принадлежащие административному истцу нежилые помещения с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер] расположены в нежилом здании с кадастровым номером [номер], назначение - «нежилое», наименование - «спортивно-оздоровительный комплекс».
Нежилое здание с кадастровым номером [номер] расположено на земельном участке с кадастровым номером [номер]
Земельный участок с кадастровым номером [номер] имеет вид разрешенного использования «под автотранспортное предприятие со спортивно-оздоровительным комплексом», поставлен на кадастровый учет [дата]., его собственником является ООО «Норма».
Виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в силу пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года №39, действовавшего на момент установления вида разрешенного использования указанного земельного участка, земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (код 1.2.5), земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (код.1.2.7), земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (код 1.2.9.).Такой вид разрешенного использования земельного участка как «под автотранспортное предприятие со спортивно-оздоровительным комплексом» не соответствует в полной мере кодам 1.2.5, 1.2.7 по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39, относится к иным группам видов разрешенного использования земельных участков, и, следовательно, не позволяет размещать на нем только офисные здания, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 года № 540, вступившим в силу 24.12.2014 года, утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления данного приказа в силу.
Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» вышеуказанный земельный участок также не отнесен к земельным участкам, на которых возможно размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Анализ изложенного указывает на то, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено нежилое здание, не подпадает под критерии, установленные статьей 387.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для административно-деловых центров или торговых центров (комплексов), в силу чего указанный объект недвижимости, не может быть признан объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Помимо вышеуказанного, из содержания подпункта 2 пункта 3, подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что объекты недвижимости должны быть предназначены для использования или фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Во исполнение определения суда об истребовании доказательств КП НО «Нижтехинвенатризация – БТИ Нижегородской области» представлен технический паспорт на здание – «спортивно-оздоровительный комплекс» по адресу: [адрес], составленный по состоянию на [дата] г., из которого следует, что указанное здание фактически состоит из трех помещений: помещения [номер] общей площадью [номер] кв.м., помещения [номер] общей площадью [номер] кв.м., помещения [номер] общей площадью [номер] кв.м., иных помещений в здании не имеется.
Согласно Выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на нежилое здание с кадастровым номером [номер], общей площадью [номер] кв.м., объект недвижимости поставлен на кадастровый учет [дата] г., имеет «назначение» - «нежилое», «наименование» - «спортивно-оздоровительный комплекс»; право собственности на указанное здание не зарегистрировано; в здании расположены помещения с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], иных помещений в его составе не имеется.
Согласно Выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости - нежилое помещение [номер] с кадастровым номером: [номер], общей площадью [номер] кв.м., по адресу: [адрес], имеет «назначение» - «нежилое», «наименование» - «помещение».
Из экспликации к поэтажному плану в составе технического паспорта следует, что помещение имеет следующие подпомещения: склад ([номер] кв.м.), кладовка ([номер] кв.м., [номер] кв.м.), тамбур ([номер] кв.м.), коридор ([номер] кв.м., [номер] кв.м.), кабинет ([номер] кв.м.), склад ([номер] кв.м.), котельная ([номер] кв.м.).
Согласно Выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости - нежилое помещение [номер] с кадастровым номером: [номер], общей площадью [номер] кв.м., по адресу: [адрес], имеет «назначение» - «нежилое», «наименование» - «помещение».
Из экспликации к поэтажному плану следует, что помещение имеет следующие подпомещения:
- [номер] этаж: помещение ([номер] кв.м.,[номер] кв.м., [номер] кв.м.), мастерская ([номер] кв.м., [номер] кв.м.), лестничная клетка ([номер] кв.м.), склад ([номер] кв.м.), туалет ([номер] кв.м.);
- [номер] этаж: кабинет ([номер] кв.м.. [номер] кв.м.), лестничная клетка ([номер] кв.м.), коридор ([номер] кв.м.), помещение ([номер] кв.м.).
Согласно Выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости - нежилое помещение [номер] с кадастровым номером: [номер], общей площадью [номер] кв.м., по адресу [адрес], имеет «назначение» - «нежилое», «наименование» - «помещение - профилакторий».
Из экспликации к поэтажному плану следует, что помещение имеет следующие подпомещения:
- [номер] этаж: лестничная клетка [номер] кв.м.), коридор ([номер] кв.м.), кладовка ([номер] кв.м.), раздевалка ([номер] кв.м.), душ ([номер] кв.м.), туалет ([номер] кв.м.), помещение ([номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м., [номер] кв.м.);
- [номер] этаж: лестничная клетка ([номер] кв.м.), сауна ([номер] кв.м.), душ ([номер] кв.м.), туалет ([номер] кв.м.), комната отдыха ([номер] кв.м.), коридор ([номер] кв.м.), раздевалка ([номер] кв.м.).
Указанные помещения [номер], [номер], [номер] расположены в здании с кадастровым номером [номер], иных помещений в здании не имеется.
Таким образом, согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, а также документах технического (инвентаризационного) учета, нежилое здание с кадастровым номером [номер], а также входящие в его состав нежилые помещения с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], имеют назначение и наименование, равно как назначение и наименование подпомещений в них, которые однозначно не свидетельствуют, что данные объекты недвижимости предусматривают размещение в них торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов.
Из письменного отзыва стороны административного ответчика и пояснений представителя Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в судебном заседании следует, что нежилое здание с кадастровым номером [номер], а также входящие в его состав нежилые помещения с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер] были включены в пункты [номер], [номер], [номер], [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утв. Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-703523/21 от 25.11.2021, исходя из фактического использования объектов недвижимости на момент их включения в Перечень.
Административным ответчиком представлены Акты обследования помещений с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер] от [дата] г.
Из Акта обследования помещения с кадастровым номером [номер] следует, что не менее 20% общей площади помещения используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; в ходе произведенного обследования и дальнейшего анализа объекта было выявлено, что помещение используется для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств (расположен автосервис и сервисный центр ФИО14ФИО15 является официальным дилером и сервисным центром ФИО9, осуществляет продажу автомобилей ФИО11, прицепов ФИО12 спецтехники и шасси ФИО13, запасных частей, узлов и агрегатов, а также выполняет постановку на гарантийный учет, техническое обслуживание и ремонт автомобилей ФИО10; подпомещения №[номер] и №[номер] в соответствии с экспликацией к поэтажному плану используются под сервис грузовых автомобилей и другого автотранспорта; подпомещения №[номер],[номер], [номер],[номер],[номер] в соответствии с экспикацией к поэтажному плану являются вспомогательными для осуществления деятельности по ремонту и обслуживанию транспорта; подпомещение №[номер] в соответствии с экспликацией к поэтажному плану используется под котельную
Из Акта обследования помещения с кадастровым номером [номер] следует, что не менее 20% общей площади помещения используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; в ходе произведенного обследования и дальнейшего анализа объекта было выявлено, что помещение используется для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств (расположен автосервис, автотехцентр ФИО22ФИО23 является официальным дилером и сервисным партнером компании ФИО20 компания является частью сети сервисных станций ФИО21 основной вид деятельности: торговля автотранспортными средствами; подпомещения №[номер] в соответствии с экспликацией используется под сервис грузовых автомобилей и др. автотранспорта; подпомещение [номер],[номер],[номер] являются вспомогательными для осуществления деятельности по ремонту и обслуживанию транспорта; подпомещения №[номер],[номер] этажа антресоль используются под офисы сервисного центра, в которых расположен отдел продаж грузовых автомобилей ФИО19 автобусов ФИО17, ФИО16 и автозапчастей; подпомещения используются для приема заявок на ремонт автотранспорта.
Из Акта обследования помещения с кадастровым номером [номер] следует, что не менее 20% общей площади помещения используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; в ходе произведенного обследования и дальнейшего анализа объекта было выявлено, что помещение используется в целях размещения торговых объектов (расположен ФИО31», который является официальным дилером и сервисным центром ФИО30), ФИО27 осуществляет продажу: автомобилей ФИО25 прицепов ФИО24 спецтехники на шасси ФИО32 запасных частей, узлов и агрегатов, выполняет: техническое обслуживание и ремонт автомобилей ФИО29 на первом этаже расположены торгово-складские помещения ФИО26 (подпомещение №[номер]); на втором этаже расположены офисы указанной организации; в офисах производится обслуживание юридических и физических лиц (производится прием заявок на покупку и обслуживание автомобилей ФИО28 на втором этаже в помещениях произведена перепланировка; ремонт и техническое обслуживание автомобилей ФИО33 производится в помещении №[номер] с кадастровым номером [номер].
Вместе с тем, суд не может принять Акты обследования помещений с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер] от [дата] г. в качестве допустимых доказательств, поскольку указанные Акты не подтверждают фактическое использование помещений на момент включения здания и помещений в нем в Перечень на 2022 год, а именно, по состоянию на 25 ноября 2021 года, в целях предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Анализируя Акты обследования помещений от [дата] г., суд приходит к выводу, что нарушен порядок определения вида фактического использования спорных объектов недвижимости для целей налогообложения, которым предусмотрено, что в ходе обследования объектов недвижимого имущества осуществляется фото- и (или) видеосъемка, фиксирующая фактическое использование указанного объекта недвижимого имущества, а также фото- и (или) видеосъемка информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном объекте недвижимого имущества, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляется обследование. При необходимости проводятся соответствующие обмеры.
Вывод о фактическом использовании нежилого здания и помещений в нем под размещение офисов и торговых объектов сделан уполномоченными лицами исходя из «визуального осмотра», на основании экспликации к поэтажному плану; содержащиеся в актах фотографии здания и спорных помещений не позволяют достоверно определить фактическое использование более 20 процентов площади здания и помещений для размещения офисов и торговых объектов; фототаблица, включенная в названные Акты обследования, содержит фотоснимки, на которых отображен фасад здания, отдельные подпомещения без каких-либо характерных признаков использования здания и помещений для тех или иных целей (отсутствуют рекламные вывески, баннеры, другие признаки размещения в здании, помещении офисов и торговых объектов); в Актах не конкретизировано и на фотоматериалах не отражено, в каких помещениях непосредственно заключаются договоры купли-продажи, производятся расчеты с покупателями, где выставлен товар или образцы; отсутствует фиксация информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном помещении.
Вместе с тем зафиксированный в актах от [дата] г. внешний вид помещений не дает возможности определить вид их фактического использования, соответственно представленные стороной Акты обследования от [дата] г., включая фотоматериалы, не могут подтверждать, что помещения площадью более 20%% используются в качестве офисов и торговых объектов.
Суд не может согласиться с позицией административного ответчика о фактическом использовании помещений с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер] и здания с кадастровым номером [номер] для размещения объектов бытового обслуживания со ссылкой на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный приказом Госстандарта от 31 января 2014 года N 14-ст, установивший код 45.20 для такого вида деятельности как техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, который распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года N 2496-р включен в Перечень кодов видов деятельности, относящихся к бытовым услугам в целях применения НК РФ, и указанием на то, что оказываемые в спорных объектах недвижимости услуги по сервисному обслуживанию автомобильного транспорта (техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств; автосервис и сервисный центр ФИО36 автосервис и автотехцентр ФИО35 относятся к бытовым услугам независимо от того, кому такие услуги предоставляются, по следующим основаниям.
Согласно положениям статьи 378.2 НК РФ, находящейся в главе 30 названного кодекса, регулирующей отношения исключительно в сфере налога на имущество, объектом налогообложения является названное в этой статье имущество, а не доход от деятельности собственников этого имущества.
Между тем, как следует из содержания распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года N 2496-р в системном единстве с нормами глав 26.2, 26.3, 26.5 НК РФ, оно применяется к отношениям, возникающим в связи с уплатой налога на доходы от деятельности, в том числе в сфере бытовых услуг, в случае избрания упрощенной системы налогообложения, если речь идет о едином налоге на вмененный доход, а также при патентной системе налогообложения.
В статье 346.27 НК РФ для целей налогообложения в виде единого налога на вмененный доход определено, что бытовые услуги - платные услуги, которые оказываются физическим лицам и коды которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации (абзац седьмой).
Аналогичное толкование содержится в информационных письмах Федеральной налоговой службы России от 28 ноября 2016 года N СД-4-3/22547@ «Об определении кодов видов экономической деятельности и кодов услуг, относящихся к бытовым услугам» и от 30 ноября 2016 года N СД-4-3/22788@ «Об информационном сообщении в связи с принятием распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года N 2496-р».
С учетом изложенного ссылка административного ответчика на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности и распоряжение Правительства Российской Федерации несостоятельна, поскольку названные акты не могут быть применены к отношениям в области налогов на недвижимое имущество.
Глава 30 НК РФ не содержит термина бытовые услуги, использует понятие «объект бытового обслуживания», не раскрывая его содержания.
Вместе с тем по смыслу положений параграфа 2 главы 37, главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года N 1025, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Потребителем в соответствии с абзацем третьим преамбулы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Следовательно, объектом бытового обслуживания для целей статьи 378.2 НК РФ с учетом приведенных федеральных норм является такой объект недвижимости, который используется для выполнения работ и (или) оказание услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей гражданина.
Однако Акты обследования от [дата] г. не содержат сведения о размере площади помещений, используемых для оказания бытовых услуг физическим лицам, а также иную информацию, подтверждающую размещение в спорном здании объектов в установленных названной статьей целях, из фотоматериалов, приложенных к акту обследования, в помещениях не усматривается наличие зоны для потребителей, кассовых аппаратов.
Таким образом, представленные Акты обследования не содержат сведений, подтверждающих использование конкретных помещений для размещения объектов офисного назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания и что их общая площадь превышает 20 процентов от общей площади спорного помещения, приложенные к ним фотографии не отражает фактическое использование в качестве объекта офисного назначения, торгового объекта, объекта общественного питания и объекта бытового обслуживания, что не позволяет определить фактическую площадь, используемую для размещения перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации объектов.
Принимая во внимание, что в материалах дела отсутствуют другие доказательства, свидетельствующие о том, что в отношении помещений с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер] и здания с кадастровым номером [номер] в 2021 году проводились мероприятия по обследованию с целью определения вида их фактического использования, то данные объекты недвижимости не могли быть включены в оспариваемый Перечень по указанному основанию.
При этом, необходимо учитывать правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 11 марта 2021 года №373-О, №374-О, согласно которой возможность нахождения в здании (строении, сооружении) помещений разного назначения, как и помещений, используемых с разными целями, прямо учтена в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (включая положение, оспариваемое заявителем), устанавливающей особенности налогообложения применительно к помещениям, находящимся в соответствующих центрах (комплексах). Из этого, кроме прочего, следует налогообложение по кадастровой стоимости таких объектов недвижимого имущества организаций, которые хотя и не относятся к помещениям собственно офисного, торгового назначения, бытового обслуживания и общественного питания, однако расположены в зданиях (строениях, сооружениях), относящихся к соответствующим центрам (комплексам), как их определяет статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что взаимосвязанные положения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходят из того, что значимой с точки зрения налогообложения является концентрация потенциально доходной недвижимости, когда назначение, разрешенное использование или наименование помещений, составляющих не менее 20 процентов общей площади здания (строения, сооружения), предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, и распространяют по этому признаку повышенную налоговую нагрузку на все помещения соответствующего центра (комплекса)
Суд полагает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, достоверно подтверждающие, что применительно к требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации спорные объекты недвижимости на момент утверждения и действия Перечня на 2022 год по своему назначению, разрешенному использованию и наименованию в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также исходя из их фактического использования являлись административно-деловым центром или торговым центром (комплексом), а равно были предназначены для использования и (или) фактически использовались в целях делового, административного или коммерческого назначения, в целях размещения объектов офисного назначения, торговых объектов и (или) объектов бытового обслуживания.
Приходя к такому выводу, суд исходит из того, что имеющееся в Едином государственном реестре недвижимости, в документах технического учета (инвентаризации) назначение и наименование спорного объекта недвижимости не позволяют признать его соответствующим признакам, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доказательства с достоверностью подтверждающие тот факт, что спорный объект недвижимого имущества используется административным истцом в качестве объектов недвижимости торгового, бытового, офисного назначения, объекта общественного питания, материалы дела не содержат и административным ответчиком не представлено.
Представитель административного истца в судебном заседании пояснил, что спорные нежилые помещения с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер] фактически являются зданием с кадастровым номером [номер] общей площадью [номер] кв.м. Спорные помещения используются в качестве складских и ремонтно-мастерских для грузовой техники марки ФИО47ФИО46 Бытовых услуг гражданам в помещениях и здании не оказывается. Часть помещения [номер] с кадастровым номером [номер] ([номер] кв.м.) сдается в аренду ФИО37 для производственно-складского использования. Часть помещения [номер] с кадастровым номером [номер] ([номер] кв.м.) сдается в аренду ФИО38 под офис ([номер] % от общей площади).
В подтверждение вышеуказанных доводов стороной административного истца представлены копии:
- договора аренды №[номер] от [дата] г. между ФИО39 и ФИО40 на основании которого переданы в аренду объекты недвижимости, находящиеся по адресу: [адрес] - нежилое помещение №4 площадью [номер] кв.м. на [номер]-ом этаже производственно-административного здания (литер [номер], кадастровый номер [номер]) для использования под офис; - нежилое помещение площадью [номер] кв.м. в здании профилактория (Литер [номер], кадастровый номер [номер]) для использования под офис; - нежилые помещения №[номер],[номер],[номер],[номер] общей площадью [номер] кв.м. в нежилом пристроенном помещении (Литер [номер], кадастровый номер [номер]) для производственно-складского использования; - нежилое помещение общей площадью [номер] кв.м. в нежилом пристроенном помещении (литер [номер], кадастровый номер [номер]) для производственно-складского использования; - нежилое помещение №[номер] на [номер] этаже в нежилом отдельно стоящем здании литер [номер] кадастровый номер [номер] общей площадью [номер] кв.м. для использования под офис; - места для хранения автомобилей площадью [номер] кв.м.;
- правил оказания услуг на Станции технического обслуживания ФИО41 согласно которым Правила регулируют отношения, возникающие между Заказчиком и Исполнителем при оказании услуг (выполнении работ) по техническому обслуживанию и ремонту коммерческих транспортных средств и их составных частей; при этом Заказчик – индивидуальный предприниматель или организация, использующие транспортное средство в коммерческих целях;
- правил оказания услуг на Станции технического обслуживания ФИО42 согласно которым Правила регулируют отношения, возникающие между Заказчиком и Исполнителем при оказании услуг (выполнении работ) по техническому обслуживанию и ремонту коммерческих транспортных средств и их составных частей; при этом Заказчик – индивидуальный предприниматель или организация, использующие транспортное средство в коммерческих целях.
Решением Нижегородского областного суда от 14.04.2021 г. по административному делу № 3а-283/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Норма» о признании частично недействующими Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, 2019 год, 2020 год, 2021 год, вступившим в законную силу, имеющим в соответствии со ст. 64 КАС РФ преюдициальное значение для настоящего административного дела, установлено, что спорные объекты сдаются в аренду и используются в качестве складских и ремонтно-мастерских для грузовой техники ФИО43ФИО44ФИО45.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что административным ответчиком не представлено доказательств фактического использования более 20% от общей площади спорных объектов недвижимости в целях делового, административного или коммерческого назначения, для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Исходя из изложенного, согласно сведениям Единого государственного реестра надвижимости и документам технического (инвентаризационного) учета, а также исходя из фактического использования, спорное здание с кадастровым номером [номер] нельзя отнести к объектам недвижимости, которые предназначены для использования или фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер], исходя из их назначения, наименования в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также с учетом вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположены эти объекты, при отсутствии доказательств фактического использования объектов в качестве офисного, торгового, как объекта бытового обслуживания или общественного питания, не относились к видам недвижимого имущества, признаваемыми объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, не подлежали включению в Перечень.
Суд полагает, что административным ответчиком по настоящему делу не представлено доказательств того, что оспариваемый приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-703523/21 от 25.11.2021, в части включения объектов недвижимости с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер] в пункты [номер], [номер], [номер], [номер], соответственно, Перечня на 2022 год, принят в соответствии с действующим законодательством, имеющим большую юридическую силу, а именно, положениями статьи 378.2 НК РФ и Закона № 140-З.
Согласно толкования, изложенного в письме Министерства Финансов Российской Федерации от 24.11.2017 №03-05-01/77887, если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административным-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в Перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости помещений независимо от включения (или отсутствия) этих помещений в Перечне.
Исходя из того, что в силу п.1 ч.1 ст. 378.2 НК РФ налогообложение исходя из кадастровой стоимости помещений независимо от включения (или отсутствия) этих помещений в Перечне является безусловным при включении в Перечень здания, в котором они расположены, и принимая во внимание, что в Перечень на 2022 год включено нежилое здание с кадастровым номером [номер] право собственности на которое не зарегистрировано, включающее в себя принадлежащие административному истцу помещения с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], суд признает административные исковые требования ООО «Норма» в части признания недействующим пункт [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утв. Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-703523/21 от 25.11.2021 обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ч. 11 ст. 213 КАС РФ утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-703523/21 от 25.11.2021 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год» на день рассмотрения настоящего дела не признан утратившим силу.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что обязанность по уплате налога на имущество юридических лиц за 2022 год и возможность его взыскания существуют, суд считает, что оспариваемое административным истцом положение подлежит судебной проверке в рамках судебного нормоконтроля, поскольку могут быть применены к административному истцу ООО «НОРМА», как к плательщику налога на имущество юридических лиц.
Исходя из изложенного, административное исковое заявление ООО «НОРМА» подлежит удовлетворению в полном объеме.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим, суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Суд принимает во внимание, что ООО «НОРМА» является плательщиком налога на имущество физических лиц, и поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2022 год), признание отдельных его положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Следовательно, пункты [номер], [номер], [номер], [номер] раздела [адрес] Перечня на 2022 год подлежат признанию недействующими со дня принятия приказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-703523/21 от 25.11.2021.
Согласно пункту 5.6 раздела 5 Постановления Правительства Нижегородской области от 14 февраля 2006 года № 41 «О Реестре нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области» нормативный акт органа исполнительной власти размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте органа исполнительной власти Нижегородской области.
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области (переименовано в Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области) является уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по направлению перечня в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.
Соответственно, сведения об изменениях, внесенных в Перечень, в том числе, вследствие принятых судом судебных актов, также подлежат направлению Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.
В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивную часть решения подлежит включению указание о возложении на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области обязанности разместить сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте административного ответчика, и направить сообщение о решении суда в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «НОРМА» удовлетворить.
Признать недействующими пункты [номер], [номер], [номер], [номер] раздела [адрес] Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утв. Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-703523/21 от 25.11.2021, со дня принятия.
Возложить обязанность на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу разместить сообщение о решении на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
Возложить обязанность на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу направить настоящее решение суда в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции через Нижегородский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 16 июня 2022 года.
П.П. Председательствующий судья Бурунова С.В.: подпись
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья областного суда С.В. Бурунова