Дело № 3а-488/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июня 2020 г. г. Пермь
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Симоновой Т.В.,
при секретаре Гатиной О.Ф.,
с участием прокурора прокуратуры Пермского края Поносова А.М.,
представителя административных истцов ФИО1, действующей на основании доверенности, представителя административного ответчика Правительства Пермского края и заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края ФИО2, действующей на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному исковому заявлению ФИО3, ФИО4 о признании недействующим в части приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п,
УСТАНОВИЛ:
Правительством Пермского края 29.11.2018 принято Постановление № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее - Постановление Правительства Пермского края от 29.11.2018 № 756-п). Нормативный правовой акт опубликован 03.12.2018 в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», за № 48, часть 2, а также размещен 30.11.2018 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Пунктом 1 названного Постановления Правительства Пермского края от 29.11.2018 № 756-п определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год согласно приложению к настоящему Постановлению.
Под пунктом 3206 таблицы 1 приложения «Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» к Постановлению Правительства Пермского края от 29.11.2018 № 756-п включено здание с кадастровым номером **41, расположенное по адресу: ****.
ФИО3, ФИО4 (далее – ФИО3, ФИО4, административные истцы) обратились в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующим со дня принятия пункт 3206 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год» к Постановлению Правительства Пермского края от 29.11.2018 № 756-п.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что вышеуказанный принадлежащий им на праве общей долевой собственности объект недвижимости не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Полагают, что включение его в перечень противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и положениям Закона Пермского края № 140-ПК от 10.11.2017 «Об установлении единой даты начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», а также нарушает их права и законные интересы, так как незаконно возлагает на них обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в завышенном размере.
В частности в административном исковом заявлении истцы указывают, что здание расположено на земельном участке с разрешенным использованием: дома малосемейного и гостиничного типа в 1-4 этажа; объекты торговли; объекты бытового обслуживания населения; производственные, коммунально-складские и инженерно-технические объекты, что, по мнению административных истцов однозначно не свидетельствует о том, что вид разрешенного использования земельного участка предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. Отмечают, что мероприятия по определению вида фактического использования спорного объекта недвижимости на момент включения его в Перечень на 2019 год Правительством Пермского края не производились; по кадастровым паспортам на помещения, расположенные в спорном здании, невозможно сделать безусловный вывод о предназначении здания как офисного, делового, административного или коммерческого. Ссылаясь на Акт обследования фактического использования здания от 10.10.2019, составленный Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, которым установлено, что менее 20% площади здания используется под размещение торговых, офисных объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, считают, что оно не относится к административно-деловому и торговому центру. Кроме этого, полагает, что здание не подлежало включению в Перечень по основанию несоответствия площади требованиям Закона Пермского края № 141-ПК.
Определением суда, занесенным в протокол предварительного судебного заседания от 20.02.2020, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Л1., Л2., Л3., Л4..
Административные истцы в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом.
Представитель административных истцов в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала, в своих пояснениях изложила позицию, указанную в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Правительства Пермского края и заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края просила отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Заинтересованные лица Л1., Л2., также являющиеся законными представителями несовершеннолетних Л3., Л4., в судебное заседание не явились, суду направили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что в удовлетворении заявленного административного иска следует отказать, суд приходит к следующим выводам.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Проанализировав представленные административным ответчиком документы относительно процедуры принятия оспариваемого в части нормативного правового акта, а также предписания подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статей 372, 378.2, 399 и 402 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, 16 Закона Пермского края от 07.09.2007 № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», постановление Правительства Пермского края от 16.10.2015 № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его принятия и опубликования. По данному основанию участниками судебного разбирательства нормативный правовой акт не оспаривается.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса.
Статьей 402 поименованного кодекса установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 этого кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 приведенной статьи, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Устанавливая налог на имущество физических лиц в главе 32 Налогового кодекса Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел различные налоговые ставки, размер которых определяется, в том числе, видом объекта налогообложения. Для целей применения повышенной ставки налога на имущество физических лиц для отдельных нежилых объектов федеральный законодатель делает отсылку к нежилым объектам, определяемым в соответствии со статьей 378.2 главы 30 «Налог на имущество организаций». К таким нежилым объектам отнесены, в частности, административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
Решением Совета депутатов Ильинского сельского поселения Ильинского муниципального района от 22.11.2017 № 241 «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории Ильинского сельского поселения» с 01.01.2018 установлен и введен в действие с 01.01.2018 налог на имущество физических лиц, налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. При этом ставка налога определяется с учетом того, поименован ли объект в перечне, определяемом в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Указанное выше Решение Совета депутатов Ильинского сельского поселения Ильинского муниципального района утратило силу в связи с принятием Решения Думы Ильинского городского округа от 30.10.2019 № 39 «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории Ильинского городского округа», вступившего в силу с 01.01.2020.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом при его рассмотрении и разрешении, административным истцам принадлежит на праве общей долевой собственности 2-этажное кирпичное здание лит. А, общей площадью 765,9 кв.м., адрес объекта: ****. При этом, ФИО3 принадлежат 3/4 доли в праве, ФИО4 – 1/4 доля в праве. Данное обстоятельство подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права от 24.03.2014, выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю. Здание имеет кадастровый номер **41. В указанном здании расположены следующие объекты недвижимого имущества: нежилые помещения с кадастровыми номерами **158, **164, **165, **166, **167, квартиры с кадастровыми номерами **159, **160, что также подтверждено Свидетельствами о государственной регистрации права от 06.07.2016, от 12.07.2016, выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю.
Сопоставляя представленные в материалы дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объектов недвижимости (л.д. 15-18) возможно сделать вывод, что здание с кадастровым номером **41 находится в пределах земельного участка, имеющего кадастровый номер **15. Данный земельный участок также находится в собственности ФИО4 (1/4 доля в праве) и ФИО3 (3/4 доли в праве).
Как указывалось выше, спорное здание включено в таблицу № 1 приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 29.11.2018 № 756-п под пунктом 3206.
Возражая против удовлетворения административного искового заявления, представитель административного ответчика указывал на то, что спорный объект недвижимого имущества включен в оспариваемый истцом нормативный правовой акт в связи с тем, что он расположен на земельном участке с кадастровым номером **15 с видом разрешенного использования - дома малосемейного и гостиничного типа в 1-4 этажа; объекты торговли; объекты бытового обслуживания населения; производственные, коммунально-складские и инженерно-технические объекты, в связи с чем объект недвижимости признан соответствующим критериям, определенным в статье 378.1 Налогового кодекса Российской Федерации и Законе № 141-ПК.
В рассматриваемом случае, суд соглашается с доводами административного ответчика и не усматривает оснований для вывода о необоснованности включения спорного здания в оспариваемый истцом Перечень.
Так, согласно пункту п. 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Абзацем третьим пункта 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) возложена обязанность установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Законом Пермского края от 10.11.2017 № 140-ПК «Об установлении единой даты начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 01.01.2018.
В соответствии с Законом Пермского края от 13.11.2017 № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений – на момент утверждения спорного Перечня), налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении, в частности: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края.
Из приведенных выше правовых норм следует, что для признания отдельно стоящего нежилого здания торговым центром (комплексом) в целях исчисления налоговой базы исходя из его кадастровой стоимости, необходимо установление в отношении этого здания одного из условий, перечисленных в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно информации, предоставленной на запрос суда Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (филиал по Пермскому краю), спорное нежилое здание в период с 01.01.2018 по 31.12.2018, т.е. на период включения здания в Перечень объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 29.11.2018 № 756-п, было расположено на земельном участке с кадастровым номером **15, имевшем четыре самостоятельных вида разрешенного использования: дома малосемейного и гостиничного типа в 1-4 этажа; объекты торговли; объекты бытового обслуживания населения; производственные, коммунально-складские и инженерно-технические объекты.
Положения пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в числе которых предусмотрены такие виды разрешенного использования как «Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы))» (4.2) - включает в себя размещение объектов капитального строительства, с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров и (или) оказание услуг, также - «Бытовое обслуживание» (3.3), который включает в себя размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро).
Указывая в подпункте 1 пункта 4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации на признание отдельно стоящего здания торговым центром по виду разрешенного использования земельного участка, на котором оно фактически расположено, законодатель не конкретизирует понятие торгового объекта или объекта бытового обслуживания, указывая лишь на необходимость безусловного нахождение здания на земельном участке наименование вида разрешенного использования которого предполагает возможность размещения на нем соответствующих объектов, признаваемых торговыми или объектов бытового обслуживания населения, что, по мнению суда, бесспорно имеет место в рассматриваемом случае.
Соответственно, в силу требований закона, независимо от фактического использования нежилого здания по адресу: ****, в случае если вид разрешенного использования земельного участка (а в рассматриваемом случае два самостоятельных вида разрешенного использования участка – «объекты торговли» и «объекты бытового обслуживания населения»), на котором располагается объект недвижимости, предусматривает размещение торговых центров, то для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации такой объект признается торговым центром (комплексом).
В связи с чем, доводы, изложенные представителем административных истцов в административном исковом заявлении, и поддержанные в последующем в судебном заседании о фактическом использовании здания по адресу: ****, не связанном с размещением в нем офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, правового значения для разрешения настоящего административного дела не имеют и во внимание приняты быть не могут.
Представленный в материалы дела акт обследования фактического использования здания от 10.10.2019, составленный Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, которым установлено, что менее 20% площади здания используется под размещение торговых, офисных объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, доказательством, опровергающим обоснованность включения спорного здания в Перечень, являющийся предметом спорных правоотношений, являться не может, поскольку составлен позднее издания Постановления от 29.11.2018 № 756-п Правительством Пермского края и не являлся основанием для включения здания в оспариваемый Перечень.
Ссылка административного истца на несоответствие площади здания требованиям Закона Пермского края № 141-ПК судом отклоняется.
На момент принятия Постановления Правительства Пермского края от 29.11.2018 № 756-п, здание с кадастровым номером **41 было расположено в пределах Ильинского сельского поселения (Ильинский городской округ был образован с 06.04.2019, в связи с принятием Закона Пермского края от 25.03.2019 № 370-ПК «Об образовании нового муниципального образования Ильинский городской округ»), имело общую площадь 765,9 кв.м., т.е. более 300 кв.м., установленной Законом Пермского края от 13.11.2017 № 141-ПК для муниципальных районов, следовательно условие о размере общей площади здания, установленного указанным Законом субъекта Российской Федерации, на момент принятия спорного Перечня соблюдено.
С учетом изложенного, административным истцам в иске следует отказать.
Поскольку в удовлетворении иска отказано, расходы по уплате государственной пошлины относятся на административного истца ФИО3 и взысканию с административного ответчика не подлежат.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО3, ФИО4 о признании недействующим со дня принятия пункт 3206 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год», к Постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 16.06.2020.
Судья – подпись