ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-489/18 от 19.11.2018 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 3а-489/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего судьи Зиновьевой К.В.,

при секретаре Хайминой Ю.С.

с участием прокурора Самойлова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

«19» ноября 2018 года

административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «Молочный мир» о признании не действующим в части постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 30 ноября 2010 г. № 530 «Об установлении порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом соответствующего муниципального образования, а также порядка организации и проведения торгов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, государственная собственность на которые не разграничена на территории Кемеровской области, без предоставления земельных участков и установления сервитута»,

УСТАНОВИЛ:

30 ноября 2010 г. Коллегией Администрации Кемеровской области принято Постановление № 530 «Об установлении порядка разработки и утверждения органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, схемы размещения нестационарных торговых объектов» (далее – Постановление от 30 ноября 2010 г. № 530).

Постановление от 30 ноября 2010 г. № 530 опубликовано на сайте «Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области» http://www.zakon.kemobl.ru, 30 ноября 2010 г.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30 декабря 2015 г. № 457 «О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.11.2010 № 530 «Об установлении порядка разработки и утверждения органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, схемы размещения нестационарных торговых объектов» (далее – Постановление от 30 декабря 2015 г. № 457) заголовок указанного постановления изложен в следующей редакции «Об установлении порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом соответствующего муниципального образования, а также порядка организации и проведения торгов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, государственная собственность на которые не разграничена на территории Кемеровской области, без предоставления земельных участков и установления сервитута».

Постановление от 30 ноября 2010 г. № 530 дополнено пунктом 2 следующего содержания: «Утвердить прилагаемый Порядок организации и проведения торгов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, государственная собственность на которые не разграничена на территории Кемеровской области, без предоставления земельных участков и установления сервитута.».

Согласно пункту 4.5 Порядка организации и проведения торгов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, государственная собственность на которые не разграничена на территории Кемеровской области, без предоставления земельных участков и установления сервитута (далее также - Порядка организации и проведения торгов) размер начальной цены предмета аукциона (права на заключение договора) равен размеру платы за размещение нестационарного торгового объекта за весь период действия договора. Годовая плата за размещение нестационарного торгового объекта определяется на основании отчета об оценке, выполненного в соответствии с Федеральным законом от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Постановление от 30 декабря 2015 г. № 457 опубликовано на сайте «Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области» http://www.zakon.kemobl.ru, 30 декабря 2015 г.

ООО «Молочный мир» обратилось в суд с административным иском о признании не действующим с момента вступления в силу оспариваемого нормативного правового акта пункта 4.5 Порядка организации и проведения торгов, утвержденного Постановлением от 30 ноября 2010 г. № 530 (в редакции Постановления от 30 декабря 2015 г. № 457).

В обоснование требований указывает, что ООО «Молочный мир» осуществляет розничную торговлю продуктами питания, имеет в собственности киоски, которые являются нестационарными торговыми объектами, и имеет намерение осуществлять с их использованием розничную торговую деятельность на территории Кемеровской области. Считает, что оспариваемые положения Постановления от 30 ноября 2010 г. № 530 противоречат пп. 6 п. 1 статьи 39.33, п. 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», пунктам 2 и 9 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Исходя из оспариваемых норм при участии в аукционах на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов и заключении соответствующих договоров, административный истец будет обязан оплатить двойную цену: оплатить право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта и вносить периодические платежи за размещение нестационарного торгового объекта на основании этого договора. При этом стоимость права на заключение договора приравнивается к сумме периодических платежей за размещение нестационарного торгового объекта за весь период действия договора, и может повышаться, так как является начальной ценой предмета аукциона. Экономическая обоснованность такого порядка определения размера платы за право на заключение договора отсутствует. Начальной ценой аукциона должна являться стоимость размещения нестационарного торгового объекта, а не стоимость права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта. Оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права и законные интересы ООО «Молочный мир», так как устанавливает возможность необоснованного и завышенного взимания платы за размещение нестационарных торговых объектов.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «Молочный мир» Шмелева К.Ю., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала.

Представители Коллегии Администрации Кемеровской области Федулова Е.С., действующая на основании доверенности, Кругликова Н.С., которая также является представителем заинтересованного лица Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области, действующая на основании доверенностей, возражали против заявленных требований. Суду пояснили, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Коллегией Администрации Кемеровской области в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, в пределах компетенции.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах Прокуратуры Кемеровской области Самойлова А.А., полагавшего требования административного истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно пунктам «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута предусмотрено главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также – ЗК РФ).

В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктами 1 и 3 статьи 39.36 ЗК РФ предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 3-1 статьи 3 Закона Кемеровской области от 4 июля 2002 г. № 49-ОЗ «О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере земельных отношений» Коллегия Администрации Кемеровской области является уполномоченным органом по изданию правовых актов по вопросу установления порядка подготовки, организации и проведения торгов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, государственная собственность на которые не разграничена на территории Кемеровской области, без предоставления земельных участков и установления сервитута.

Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 30 ноября 2010 г. № 530, от 30 декабря 2015 г. № 457 приняты в форме, предусмотренной статьей 9 Закона Кемеровской области от 09 марта 2005 г. № 43-ОЗ «О Коллегии Администрации Кемеровской области», и опубликованы в соответствии с требованиями указанного закона.

Согласно частям 1, 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Из положений части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» следует, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, по общему правилу осуществляется по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Вопрос об определении начальной цены аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на федеральном уровне не урегулирован. Вместе с тем договор на размещение на государственных или муниципальных землях соответствующего объекта без предоставления земельного участка и договор аренды земельного участка имеют схожую правовую природу, поскольку оба связаны с отношениями по использованию земель, в связи с чем к спорным правоотношениям применимы основополагающие принципы определения арендной платы за пользование земельными участками. Иное ставило бы в неравное положение участников данных правоотношений.

Согласно пункту 2 статьи 39.7 ЗК РФ в случае заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этого аукциона.

В случае заключения договора аренды земельного участка с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с единственным принявшим участие в аукционе его участником размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за такой земельный участок определяется в размере начальной цены предмета аукциона.

Из указанных положений закона следует, что в случае заключения договора аренды по результатам аукциона начальной ценой предмета аукциона должен являться размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа. Применительно к спорным правоотношениям начальной ценой предмета аукциона должен являться размер ежегодной платы за размещение нестационарного торгового объекта или размер первого периодического платежа за размещение нестационарного торгового объекта.

Вместе с тем из пункта 4.5 оспариваемого Порядка организации и проведения торгов следует, что начальной ценой предмета аукциона является стоимость права на заключение договора, которая является самостоятельным платежом и не подлежит зачету в счет будущих периодических платежей за размещение нестационарного торгового объекта. При этом плата за размещение нестационарного торгового объекта определяется в фиксированном размере на основании отчета об оценке и не изменяется по итогам аукциона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К числу таких принципов относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Порядок определения размера платы за использование земель для размещения нестационарных торговых объектов должен соответствовать принципу экономической обоснованности.

Однако взимание рыночной стоимости размещения нестационарного торгового объекта за весь срок действия договора сначала в качестве стоимости права на заключение договора, а затем повторно в качестве платы за размещение нестационарного торгового объекта, то есть фактически в двойном размере, не имеет экономического обоснования.

Кроме того, в силу пунктов 2 и 9 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, установления и (или) взимания не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг.

Установление двойной платы в рассматриваемом случае является административным барьером, накладывающим на хозяйствующих субъектов дополнительные обязательства помимо внесения платы за размещение нестационарного торгового объекта платы за право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта.

При таких данных Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 30 ноября 2010 г. № 530 должно быть признано не действующим в оспариваемой части, как противоречащее актам большей юридической силы.

Оспариваемая норма нарушает права административного истца ООО «Молочный мир», который может являться участником торгов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов на территории Кемеровской области.

С учетом положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что оспариваемая норма до вынесения решения суда применялась, и на ее основе были реализованы права и обязанности граждан и юридических лиц, суд полагает признать ее недействующей со дня вступления в законную силу настоящего решения.

В настоящее время официальным источником опубликования актов Коллегии Администрации Кемеровской области считается, в том числе сайт «Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области» www.zakon.kemobl.ru (п.2 Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 10 июня 2008 г. № 218 «Об официальном опубликовании и вступлении в силу актов Губернатора Кемеровской области, Коллегии Администрации Кемеровской области, иных исполнительных органов государственной власти Кемеровской области»). Сообщение о принятии данного решения суда должно быть опубликовано на указанном сайте.

Руководствуясь ст.175-179 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 4.5 Порядка организации и проведения торгов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, государственная собственность на которые не разграничена на территории Кемеровской области, без предоставления земельных участков и установления сервитута, утвержденного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30 ноября 2010 г. № 530 «Об установлении порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом соответствующего муниципального образования, а также порядка организации и проведения торгов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, государственная собственность на которые не разграничена на территории Кемеровской области, без предоставления земельных участков и установления сервитута» (в редакции постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 30 декабря 2015 г. № 457).

Сообщение о данном решении опубликовать на сайте «Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области» www.zakon.kemobl.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кемеровский областной суд.

Председательствующий: Зиновьева К.В.

Мотивированное решение составлено 26 ноября 2018 года.