ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-48/18 от 18.01.2019 Псковского областного суда (Псковская область)

Дело № 3а-6/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 января 2019 года город Псков

Псковский областной суд в составе:

председательствующего судьи Панова И.М.,

при секретаре Алексеевой Н.С.,

с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика Администрации Псковской области ФИО2,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Завод электротехнического оборудования» к Администрации Псковской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере его рыночной стоимости,

установил:

открытое акционерное общество «Завод электротехнического оборудования» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Администрации Псковской области и Управлению Росреестра по Псковской области об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере его рыночной стоимости.

В обоснование требований указано, что истцу принадлежит нежилое здание с кадастровым номером , площадью 3640 кв.м., расположенное по адресу: <****>.

Кадастровая стоимость указанного здания определена органом кадастрового учета по результатам государственной кадастровой оценки объектов недвижимости по состоянию на 19 ноября 2011 года и составляет 62 960 000 рублей.

Рыночная стоимость нежилого здания на 19 ноября 2011 года согласно отчету об оценке ООО «Центр Экспертизы и Оценки» от 25 ноября 2018 года составляет 29304 844 рубля без учета НДС.

Значительное превышение кадастровой стоимости сооружения над его рыночной стоимостью затрагивает интересы истца, поскольку ведет к неправомерному увеличению размера налога на имущество организации.

Просит суд установить кадастровую стоимость указанного нежилого здания в размере его рыночной стоимости равной 29304 844 рубля по состоянию на 19 ноября 2011 года.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержал заявленные исковые требования. Кроме того, заявил ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации Псковской области ФИО2 указала на пропуск административным истцом срока подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Возражений относительно результатов оценки рыночной стоимости объекта недвижимости не представила.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Псковской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. О причинах неявки суду не сообщил, возражений относительно предъявленных требований не представил.

Представитель заинтересованного лица Администрации города Пскова в письменных возражениях просил отказать в удовлетворении требований ОАО «Завод ЭТО», полагал, что административным истцом не представлены доказательства уважительности пропуска срока, установленного частью 5 статьи 245 КАС РФ.

Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя административного ответчика Управления Росреестра по Псковской области, заинтересованного лица Администрации города Пскова, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Согласно пункту 1 статьи 373 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.

Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 374 НК РФ).

В силу пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Как следует из материалов дела, ОАО «Завод ЭТО» на праве собственности принадлежит нежилое здание площадью 3640 кв.м., расположенное по адресу: <****>.

Постановлением Администрации Псковской области от 25 сентября 2012 года №509 утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Псковской области по состоянию на 19 ноября 2011 года.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 26 декабря 2018 года следует, что кадастровая стоимость указанного нежилого здания установлена в размере 62 960 000 рублей.

Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости указанного нежилого здания напрямую затрагивают права и обязанности ОАО «Завод ЭТО», поскольку влияют на размер налога на имущество организации.

Согласно абзацу второму статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона).

В подтверждение заявления об установлении кадастровой стоимости нежилого здания, расположенного по адресу: <****>, равной его рыночной стоимости, заявителем представлен отчет об оценке от 25 ноября 2018 года, выполненный ООО «Центр Экспертизы и Оценки».

Согласно данному отчету, итоговая величина рыночной стоимости нежилого здания с учетом налога на добавленную стоимость (НДС) составляет 34579716 рублей, без учета НДС - 29304 844 рубля.

Оценивая представленный отчет об оценке по правилам, установленным статьей 84 КАС РФ, суд считает его соответствующим критериям относимости, допустимости и достоверности, в связи с чем принимает данный отчет как доказательство рыночной стоимости указанного нежилого здания.

В исследовательской части экспертного заключения экспертом подробно описан процесс оценки объекта, выбор метода расчета, приведены обоснования отказа от сравнительного и доходного походов при определении рыночной стоимости объекта оценки. При этом оценщиком обосновано использование затратного подхода, методология оценки подробно изложена в исследовательской части. Рыночная стоимость нежилого здания определена после определения восстановительной стоимости, а также расчета накопленного совокупного износа здания.

Отчет об оценке рыночной стоимости нежилого здания составлен в соответствии с требованиями законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости.

Оценка стоимости указанного объекта произведена оценщиком, являющейся членом партнерства саморегулируемой организации «Национальная коллегия специалистов-оценщиков», имеющей диплом о профессиональной переподготовке в области оценки, профессиональная ответственность оценщика застрахована.

Возражений относительно представленных административным истцом доказательств, данных о недостоверности сведений о величине рыночной стоимости нежилого здания, лицами, участвующими в деле, не представлено.

При таких обстоятельствах, суд устанавливает кадастровую стоимость указанного нежилого здания исходя из стоимости, определенной в отчете об оценке от 25 ноября 2018 года.

Суд соглашается с доводами административного истца о необходимости установления рыночной стоимости, определенной без учета НДС.

В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке, в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона.

В соответствии с пунктом 4 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 мая 2015 года № 298, результатом оценки является итоговая величина стоимости объекта оценки. Результат оценки может использоваться при определении сторонами цены для совершения сделки или иных действий с объектом оценки, в том числе при совершении сделок купли-продажи, передаче в аренду или залог, страховании, кредитовании, внесении в уставный (складочный) капитал, для целей налогообложения, при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности, реорганизации юридических лиц и приватизации имущества, разрешении имущественных споров и в иных случаях.

Как усматривается из материалов дела, обращение Общества в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания обусловлено уплатой Обществом налога на имущество организаций, налоговая база для исчисления которого определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимости, и не связано с реализацией этого недвижимого имущества, возможным совершением сделки.

Из пункта 1 статьи 38 НК РФ следует, что объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью 2 данного Кодекса и с учетом положений данной статьи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных данным Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

В статье 146 НК РФ определены объект обложения налогом на добавленную стоимость, а также операции, которые не признаются объектом налогообложения в целях главы 21 данного Кодекса. В частности, объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1).

Таким образом, имущество и реализация товаров (работ, услуг) являются самостоятельными объектами налогообложения, в отношении каждого законом предусмотрен определенный налог.

Исходя из прямого толкования статьи 3 Закона об оценочной деятельности, рыночная стоимость объекта оценки определяет наиболее вероятную цену, по которой данный объект может быть отчужден при его реализации.

Однако само по себе определение рыночной стоимости объекта недвижимого имущества в целях дальнейшей его эксплуатации собственником без реализации этого имущества не образует объект обложения налогом на добавленную стоимость. Такой объект налогообложения возникнет лишь при реализации этого имущества.

С учетом изложенного, установление судом кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости (в целях исчисления налога на имущество организаций и без их реализации) в размере, равном их рыночной стоимости, должно производиться без учета НДС.

Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.

В соответствии с разъяснениями, данными в абзаце четвертом пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» законом об оценочной деятельности для юридических лиц установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.

Из материалов дела следует, что 03 декабря 2018 года ОАО «Завод ЭТО» обратилось с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Псковской области.

03 декабря 2018 года уведомлением Комиссия возвратила заявление ОАО «Завод ЭТО» в связи с пропуском срока на обращение с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.

Суд считает, что досудебный порядок урегулирования спора в данном случае соблюден.

В соответствии с абзацем 10 статьи 24.18 Закона РФ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

В силу части 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом срока периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Так как очередная государственная кадастровая оценка объектов недвижимости на территории Псковской области не проведена, оспариваемая кадастровая стоимость здания является действующей, то, с учетом конкретных обстоятельств дела, доводов административного истца, руководствуясь приведенными разъяснениями, суд считает возможным восстановить ОАО «Завод ЭТО» срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.

Согласно статье 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03 июля 2016 года №361-ФЗ) в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав.

В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган регистрации прав осуществляет их внесение в Единый государственный реестр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (абзацы первый, второй и шестой).

Руководствуясь статьями 177, 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление открытого акционерного общества «Завод электротехнического оборудования» к Администрации Псковской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , площадью 3640 кв.м., расположенного по адресу: <****>, в размере его рыночной стоимости, равной 29304 844 (двадцать девять миллионов триста четыре тысячи восемьсот сорок четыре) рубля по состоянию на 19 ноября 2011 года.

Установить 03 декабря 2018 года датой подачи открытым акционерным обществом «Завод электротехнического оборудования» заявления о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания.

Данное решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Псковского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 23 января 2018 года.

Судья Псковского областного суда . И.М. Панов

.

.