СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело№3а-48/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Смоленск 22 августа 2019 года
Смоленский областной суд в составе
судьи Смоленского областного суда Ткаченко Д.В.
при секретере ФИО1
с участием прокурора Заболоцкой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Десногорскому городскому Совету муниципального образования «...» ФИО2... о признании незаконным решения № от (дата) 55 сессии Десногорского городского Совета четвертого созыва муниципального образования «...» ФИО2...,
установил:
ФИО3 обратился в Смоленский областной суд с административным исковым заявлением к Десногорскому городскому Совету муниципального образования «...» ФИО2... о признании незаконным решения № от (дата) 55 сессии Десногорского городского Совета четвертого созыва муниципального образования «...» ФИО2..., о назначении выборов депутатов Десногорского городского Совета пятого созыва на (дата) . В обоснование своих требований указал, что согласно ст.43 Устава муниципального образования «...» ФИО2... в систему муниципальных правовых актов входят: нормативные и иные правовые акты Десногорского городского Совета; постановления и распоряжения Главы муниципального образования; постановления и распоряжения Администрации муниципального образования; распоряжения и приказы иных должностных лиц местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции.
В административном исковом заявлении отмечается, что Устав ... и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, являются правовыми актами высшейюридической силы в системе муниципальных правовых актов и обязательны для исполнения на всей территории .... Иные муниципальные правовые акты ... не должны противоречить Уставу ... и правовым актам, принятым на местном референдуме. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления муниципального образования издают правовые акты в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом ФИО2..., областными законами, и настоящим Уставом.
(дата) Десногорский городской Совет на 66 сессии решением № назначил выборы депутатов Десногорского городского Совета пятого созыва на (дата) , которое опубликовано в газете «Десна» (дата) № (1172).
Административный истец считает, что с учетом обжалования им в ФИО2 областном суде ранее принятых Десногорским городским Советом решений № от (дата) и № от (дата) , данное обжалуемое решение так же является незаконным, поскольку вынесено на основании данных решений. Просит проверить принятое решение на соответствие: 1) части 7.1 статьи 18 Федерального Закона от (дата) N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; 2) части 8 статьи 34 Федерального закона от (дата) N 131-ФЗ (ред.
от (дата) ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; 3) части 4 статьи 44 Устава муниципального образования «...» ФИО2... (в редакции решений Десногорского городского Совета: от (дата) №, от (дата) №, от (дата) №, от (дата) №, от (дата) №, от (дата) №, от (дата) №, от (дата) №, от (дата) №, от (дата) №, от (дата) №, от (дата) №); 4) пункту 2 ст. 13 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний и опроса граждан в муниципальном образовании "..." ФИО2..., утвержденном решением Десногорского городского Совета от (дата) №.
По мнению истца вышеуказанное решение № от (дата) Десногорского городского Совета влияет на его избирательные права и в частности - право на выдвижение своей кандидатуры по многомандатному избирательному округу, а так же влияет на пассивное избирательное право Десногорского городского комитета КП РФ - то есть органа избирательного объединения - Коммунистической Партии Российской Федерации, на выдвижение кандидатур по многомандатным избирательным округам.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО4 поддержал заявленные требования по указанным основаниям.
Представитель административного ответчика - Десногорского городского Совета муниципального образования «...» ФИО2... ФИО5 в судебном заседании административный иск не признал, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях о том, что в силу статьи 12 Устава муниципального образования «...» ФИО2... муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов Десногорского городского Совета на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при <данные изъяты> голосовании на основании и в соответствии с федеральным и областным законодательством. Муниципальные выборы назначаются Десногорским городским Советом в сроки, предусмотренные Федеральным законом от (дата) 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Исходя из положений статьи 25 Устава муниципального образования «...» ФИО2..., Десногорский городской Совет является представительным органом ..., наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения муниципального образования городского округа. Избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при <данные изъяты> голосовании сроком напять лет.Десногорский городской Совет состоит из 15 депутатов.
Срок полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливается статьей 8 Федерального закона от (дата) № 67-ФЗ, согласно пункту 1 которой срок, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, и срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливаются соответственно уставами муниципальных образований, при этом устанавливаемый срок не может составлять менее двух и более пяти лет. Днем окончания срока, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов. Статья 10 Федерального закона от (дата) N 67-ФЗ, устанавливающая порядок назначения выборов, в пункте 1 предусматривает, что выборы указанных в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо. Днем голосования на выборах в органы местного самоуправления на основании пункта 3 статьи 10 Федерального закона от (дата) N 67-ФЗ является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, -день голосования на указанных выборах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4-6 настоящей статьи. Пунктом 7 статьи 10 Федерального закона от (дата) N 67-ФЗ установлено, что решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.
Соответственно Решением Десногорского городского Совета 66 внеочередной сессии четвертого созыва от (дата) № назначены выборы депутатов Десногорского городского Совета пятого созыва на (дата) . В пункте 2 данного решения указано, что Территориальная избирательная комиссия муниципального образования «...» ФИО2... осуществляет избирательные действия по подготовке и проведению выборов (дата) . Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом. (дата) постановление со всеми приложениями опубликовано в официальном печатном издании - газете «Десна» № (1172).
Считает, что данный оспариваемый нормативный правовой акт принят Десногорским городским Советом в пределах полномочий, с соблюдением порядка его принятия, и не препятствует и не ограничивает истца в праве принять участие в соответствующих выборах, поскольку содержит равные условия для всех участников избирательной кампании. Административным ответчиком так же указывается на то, что (дата) административное исковое заявление ФИО3 о признании недействующим решения Десногорского городского Совета от (дата) № «О внесении изменений в Устав муниципального образования «...» ФИО2... и в решение Десногорского городского Совета от (дата) № «О внесении изменений в Устав муниципального образования «...» ФИО2...», ФИО2... судом оставлено без удовлетворения.
Прокурор в своем заключении считает решение № от (дата) 55 сессии Десногорского городского Совета четвертого созыва муниципального образования «...» ФИО2..., о назначении выборов депутатов Десногорского городского Совета пятого созыва на (дата) законным и просил отказать в удовлетворении требований ФИО3
Изучив материалы дела, выслушав объяснения административного истца, возражения представителя административного ответчика, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, ФИО2 областной суд приводит к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст.208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствие с ч.1 ст.8 Федерального закона от (дата) N 67-ФЗ (ред. от (дата) ) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" срок, на который избираются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, и срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливаются соответственно конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, при этом устанавливаемый срок не может составлять менее двух и более пяти лет. Днем окончания срока, на который избираются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - день голосования на указанных выборах. Если второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье сентября объявлено в установленном порядке рабочим днем, днем окончания срока, на который избираются указанные органы или депутаты, является третье воскресенье сентября.
В соответствие со ст. 9 Федерального закона от (дата) N 67-ФЗ выборы указанных в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона органов или депутатов являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов.
Как следует из п.п. 1-3, 7 ст. 10 Федерального закона от (дата) N 67-ФЗ выборы указанных в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо. День голосования на выборах в федеральные органы государственной власти определяется в соответствии с федеральным законом. Днем голосования на выборах в органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - день голосования на указанных выборах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 6 настоящей статьи. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
Согласно ч.2 ст. 23 Федерального закона от (дата) N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.
Согласно ч.3 ст. 12 Устава муниципального образования "..." ФИО2... (принятого решением Десногорского городского Совета от (дата) N 154) муниципальные выборы назначаются Десногорским городским Советом в сроки, предусмотренные Федеральным законом от (дата) N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
В соответствие со ст. 25. вышеуказанного Устава Десногорский городской Совет является представительным органом ..., наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения муниципального образования городского округа.
Согласно ч.3 ст. 45 Устава официальным опубликованием (обнародованием) муниципальных правовых актов признается первая публикация их полного текста в газете "Десна" и (или) на официальном сайте Администрации муниципального образования "..." ФИО2... в информационно-коммуникационной сети Интернет.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Десногорского городского Совета 66 внеочередной сессии четвертого созыва от (дата) № назначены выборы депутатов Десногорского городского Совета пятого созыва на (дата) . В пункте 2 данного решения указано, что Территориальная избирательная комиссия муниципального образования «...» ФИО2... осуществляет избирательные действия по подготовке и проведению выборов (дата) .
Данное решение было опубликовано (дата) в газете «Десна» № (1172)
Таким образом, суд приходит к выводу, что данное решение принято в строгом соответствие с положениями: Федерального закона от (дата) N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона от (дата) N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Устава муниципального образования "..." ФИО2...", в сроки предусмотренные законом, органом, в полномочия которого входит принятие данного решения и в соответствие с порядком опубликования.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных выше правовых норм суд приходит к выводу о законности решения Десногорского городского Совета 66 внеочередной сессии четвертого созыва от (дата) № и отсутствию оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Доводы жалобы о несоответствии указанного решения нормам закона, приведенным в административном исковом заявлении, суд признает несостоятельными. Указанные положения не относятся к порядку назначения и определения даты выборов. Принятое Десногорским городским Советом решение не влияет на права ФИО3 по выдвижению кандидатуры на выборах.
Обжалование административным истцом ранее принятых Десногорским городским Советом решений № от (дата) и № от (дата) в судебном порядке не влияет на законность принятого решения № от (дата) о назначении выборов, поскольку обжалуемые решения №№, 525 не влияют на легитимность органа, принявшего решение и на сроки принятия решения и как следствие, на порядок его принятия и на его законность.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление ФИО3 о признании незаконным решения № от (дата) 55 сессии Десногорского городского Совета четвертого созыва муниципального образования «...» ФИО2... оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской федерации через ФИО2 областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме (дата) .
Судья Д.В. Ткаченко