ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-48/19 от 28.03.2019 Белгородского областного суда (Белгородская область)

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-48/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 марта 2019 года г. Белгород

Белгородский областной суд в составе:

судьи Борисовой О.В.,

при секретаре Клюковской А.С.,

с участием прокурора Бригадиной В.Ю.,

представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Промышленные железные дороги» ФИО1, представителя административных ответчиков Правительства Белгородской области и департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Промышленные железные дороги» о признании недействующими пункта 1888 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Белгородской области от 23 ноября 2015 года № 416-пп, пункта 2186 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного распоряжением департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области от 29 ноября 2016 года № 416-р, пункта 12708 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного распоряжением департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области от 29 ноября 2017 года № 428-р,

установил:

Постановлением Правительства Белгородской области от 23 ноября 2015 года № 416-пп «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», опубликованным на сайте «Вестник нормативных правовых актов Белгородской области» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 26 ноября 2015 года (http://www.zakon.belregion.ru), вступившим в силу со дня его официального опубликования (согласно пункту 5 указанного постановления) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год (далее - Перечень на 2016 год).

В пункт 1888 Перечня на 2016 год включено нежилое здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес><адрес>

В последующие 2017 и 2018 годы указанное нежилое здание также вошло в нижеприведенные перечни:

- на 2017 год - пункт 2186 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год (далее - Перечень на 2017 год), утвержденного распоряжением департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области от 29 ноября 2016 г. № 416-р «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год», которое опубликовано на сайте «Вестник нормативных правовых актов Белгородской области» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 30 ноября 2016 года (http://www.zakon.belregion.ru) и вступило в силу со дня его официального опубликования (пункт 4 распоряжения);

- на 2018 год - пункт 12708 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее - Перечень на 2018 год), утвержденного распоряжением департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области от 29 ноября 2017 года № 428-р «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год», которое опубликовано на сайте «Вестник нормативных правовых актов Белгородской области» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 30 ноября 2017 года (http://www.zakon.belregion.ru), вступило в силу со дня его официального опубликования (пункт 5 распоряжения).

Распоряжением департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области от 27 декабря 2017 года № 504-р «О внесении изменений в распоряжение департамента от 29 ноября 2017 года № 428-р» Перечень на 2018 год изложен в новой редакции, согласно которой номер пункта, включающего нежилое здание с кадастровым номером изменен с 12708 на 14260.

В актуальной (действующей) редакции Перечня на 2018 год нежилое здание с кадастровым номером также значится под номером 14260.

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Промышленные железные дороги» (далее также – ООО «УК «Промышленные железные дороги»), полагая нарушенным свое право на уплату законно установленного налога на имущество организаций в отношении указанного здания, принадлежащего ему на праве собственности, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 1888, 2186 и 12708 (в настоящее время - пункт 14260) Перечней на 2016, 2017 и 2018 годы соответственно, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что данное здание не обладает признаками объектов налогообложения, для которых законом определена кадастровая стоимость в качестве налоговой базы.

Изменение порядкового номера пункта Перечня на 2018 год с 12708 на 14260 не меняет суть административных требований, которые направлены на исключение нежилого здания с кадастровым номером из данного Перечня.

Административный истец указал, что принадлежащее ему нежилое здание нельзя отнести к торговому центру по смыслу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку оно не отвечает ни одному из предусмотренных данным пунктом условий. Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером вид разрешенного использования которого «для обслуживания пиццерии», что якобы не предусматривает размещение на земельном участке здания общественного питания. В соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), и документами технического учета (инвентаризации) в указанном нежилом здании отсутствуют помещения, которые имели бы назначение, разрешенное использование или наименование, предусматривающие размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а фактические использование помещений путем их обследования не устанавливалось административными ответчиками.

Представитель Правительства и департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области возражал по существу административного иска, указав, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченными на то органами в пределах их компетенции, в установленном порядке и не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Полагал, что нежилое здание соответствует критериям, установленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку расположено на земельном участке, предназначенном для размещения объекта общественного питания - пиццерии. Кроме того, по мнению представителя административных ответчиков, отраженное в техническом паспорте нежилого здания назначение помещений «основное» следует толковать как соответствующее наименованию здания - «пиццерия», которое указано в сведениях ЕГРН и документах технического учета (инвентаризации). Иными словами, под назначением помещений «основное» понимается такое назначение, которое предусматривает осуществление основной деятельности объекта общественного питания - пиццерии.

Обсудив доводы, приведенные сторонами, проверив нормативные правовые акты в оспариваемых частях на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора прокуратуры Белгородской области Бригадиной В.Ю., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска по нижеприведенным мотивам.

Согласно подпунктам 1 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Нежилое здание с кадастровым номером включено в Перечни на 2016, 2017, 2018 года постановлением Правительства Белгородской области от 23 ноября 2015 года № 416-пп «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», распоряжениями департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области от 29 ноября 2016 года № 416-р «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год», от 29 ноября 2017 года № 428-р «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» (в редакции распоряжение названного департамента от 27 декабря 2017 года № 504-р). Названные нормативные правовые акты в соответствии с частью 1 статьи 2 закона Белгородской области от 31 декабря 2003 года № 112 «О порядке официального опубликования законов Белгородской области и иных правовых актов» опубликованы на сайте «Вестник нормативных правовых актов Белгородской области» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://www.zakon.belregion.ru) в срок, предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 35, 36, 44 Закона Белгородской области от 31 декабря 2003 года «Устав Белгородской области», пунктов 1.5, 1.6, 1.11, 1.12 Регламента Правительства Белгородской области, утвержденного постановлением Правительства Белгородской области от 12 марта 2004 года № 1-пп, пункта 3.1.9 Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Белгородской области, утвержденного постановлением Правительства Белгородской области от 23 июля 2012 года № 306-пп «Об утверждении Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Белгородской области», оспариваемые административным истцом нормативные правовые акты приняты уполномоченными органами в пределах их компетенции, с соблюдением установленных требований к форме, порядку и процедуре принятия. Данное обстоятельство также подтверждается выпиской из протокола заседания Правительства Белгородской области от 23 ноября 2015 года № 46.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, составляют административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; а фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Нежилое здание с кадастровым номером отвечает критерию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение объекта общественного питания – пиццерии. Данный критерий является самостоятельным и достаточным для включения указанного здания в Перечни на 2016, 2017 и 2018 годы, исходя из положений подпункта 1 пункта 1 и пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Нежилое здание с кадастровым номером расположено на земельном участке площадью 1888 кв.м с кадастровым номером , категории: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для обслуживания пиццерии. Изложенные обстоятельства подтверждаются в совокупности следующими доказательствами: содержанием административного иска, договором купли-продажи от 24 января 2007 года указанных объектов недвижимости, выписками из ЕГРН от 14 марта 2019 года № в отношении нежилого здания с кадастровым номером и земельного участка с кадастровым номером , в которых отражены сведения о дате и номере регистрации права собственности за административным истцом, совпадающие с таковыми на договоре купли-продажи от 24 января 2007 года этих же объектов, предоставленном административным истцом в подтверждение своего права собственности на здание. Согласно вышеназванному договору купли-продажи от 24 января 2007 года нежилое здание с кадастровым номером было приобретено обществом с ограниченной ответственностью «Преображение» (правопреемником которого является административный истец согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц) вместе с земельным участком с кадастровым номером , на котором это здание расположено.

В ЕГРН в период с 14 ноября 2018 года по 26 марта 2019 года нежилое здание с кадастровым номером было ошибочно связано с земельным участком с кадастровым номером (для обслуживания многоквартирного жилого дома), данная техническая ошибка была исправлена 26 марта 2019 года, в результате чего в сведениях ЕГРН установлена связь указанного здания с земельным участком с кадастровым номером . Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРН от 27 марта 2019 года в отношении нежилого здания с кадастровым номером , а также ответом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Белгородской области от 27 марта 2019 года № 2.16-10/3714, из которого также следует, что на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов здание не было связано с участком с кадастровым номером

Исправление технической ошибки, по сути, означает восстановление достоверности сведений ЕГРН (статья 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). В результате устранения технической ошибки недостоверные сведения исправляются с момента их внесения, а соответственно, такими недостоверными сведениями после их исправления руководствоваться нельзя. В связи с чем, являются несостоятельными доводы стороны административного истца о том, что в рассматриваемом споре необходимо применить исправленные 26 марта 2019 года сведения о связи нежилого здания и участка с кадастровым номером . Кроме того, указанные доводы противоречат содержанию административного иска и предоставленному административным истцом договору купли-продажи нежилого здания с земельным участком от 24 января 2007 года, а также сведениям публичной кадастровой карты.

Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером «для обслуживания пиццерии» очевидно предусматривает размещение такого объекта общественного питания как пиццерия.

Пиццерия относится к предприятиям быстрого обслуживания, составляющим одну из классификационных групп объектов общественного питания (по признаку ассортимента реализуемой продукции (Специализации), что подтверждается таблицей А.2 приложения А, которое содержится в «ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования». В соответствии с Приказом Росстандарта от 22 ноября 2013 года № 1676-ст данный документ введен в действие с 1 января 2016 года.

До 1 января 2016 года действовал «ГОСТ Р 50762-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 27 декабря 2007 года № 475-ст), согласно пункту 4.10.1 которого пиццерии также относились к предприятиям общественного питания, а именно, предприятиям быстрого обслуживания, которые могут быть оборудованы в киосках и автоприцепах, не иметь собственного зала и реализовывать продукцию собственного производства через раздаточное окно.

Таким образом, пиццерия как понятие объединяет в себе определенную группу объектов общественного питания - предприятий быстрого обслуживания.

Доводы стороны административного истца о том, что слово «пиццерия» используется в качестве имени собственного, опровергается написанием данного слова без кавычек и со строчной буквы при изложении вида разрешенного использования. Согласно параграфам 108, 194 Правил русской орфографии и пунктуации (утв. АН СССР, Минвузом СССР, Минпросом РСФСР 1956) названия предприятий и т.п., являющиеся условными наименованиями, выделяются кавычками, а первое слово и входящие в их состав имена собственные пишутся с прописной буквы.

Ссылки представителя административного истца на то, что понятие «обслуживание» не равнозначно понятию «размещение» объектов общественного питания правового значения для разрешения спора не имеют, поскольку обслуживание пиццерии предполагает, что такой объект общественного питания уже размещен на земельном участке.

Исходя из пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельного участка обусловлено правовым режимом территориальной зоны, в которой он расположен. При этом, правовой режим территориальных зон раскрывается через указание их предназначения для размещения определенных объектов капитального строительства (статья 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В связи с чем, понятие «размещение» объекта является универсальным применительно к иным понятиям, описывающим действия с объектами недвижимости, которые допустимо располагать на земельном участке.

В силу подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации еще одним самостоятельным условием отнесения нежилого здания к торговому центру (комплексу) в целях настоящей статьи является то, что здание (строение, сооружение) предназначено для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно техническому паспорту от 2 октября 2002 года нежилое здание с кадастровым номером имеет наименование пиццерия, а назначение его помещений описано посредством использования определений «основное» и «вспомогательное», при этом площадь помещений основного назначения составляет 1245,4 кв.м, то есть 79% от общей площади всего здания – 1578,4 кв.м.

Перечень назначений нежилых помещений приведен в письме Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 9 марта 1977 года № 15-1-103 «О классификации помещений зданий гражданского назначения», согласно пункту 20 которого основной является площадь помещений, в которой осуществляются основные функциональные процессы и сопутствующие им действия соответствующих предприятий.

В данном случае назначение площади здания «основная» соотносимо только с пиццерией как предприятием общественного питания, поскольку лишь наименование данного предприятия общественного питания содержится как в сведениях ЕГРН относительно нежилого здания с кадастровым номером так и в техническом паспорте на данное здание. Таким образом, назначение 79% площади указанного здания предусматривает размещение объекта общественного питания - пиццерии, а именно, 79% площади помещений предназначено для осуществления основных функциональных процессов пиццерии и сопутствующих им действий.

Учитывая наличие вышеизложенных самостоятельных двух условий включения нежилого здания с кадастровым номером в оспариваемые Перечни на 2016, 2017 и 2018 годы (соответствующий вид разрешенного использования земельного участка, а также предназначение здания для использования в целях размещения объекта общественного питания, исходя из назначения помещений в данном здании в соответствии с техническим паспортом), то не имеют правового значения доводы стороны административного истца о том, что названное здание не эксплуатируется, а равно о непроведении обследования на предмет установления вида его фактического использования, а также анализ фактического использования площадей в этом здании с момента его ввода в эксплуатацию.

Административный истец с момента регистрации права собственности 30 марта 2007 года на нежилое здание с кадастровым номером и земельный участок, на котором данное здание расположено, зная о назначении, наименовании и разрешенном использовании указанных объектов недвижимости, содержащихся в ЕГРН и технической документации, принял на себя не только права, но и вытекающие из права собственности обязательства. При этом, обладая всеми правомочиями собственника указанных объектов недвижимости, исходя из положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, административный истец не лишен возможности определять правовую судьбу своего имущества путем внесения изменений в его характеристики, содержащиеся в ЕГРН в установленном порядке и в соответствии с законодательством.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемые в соответствующей части нормативные правовые акты приняты уполномоченными органами государственной власти Белгородской области, в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением установленных требований к форме, порядку принятия, опубликования, введения в действие и не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Промышленные железные дороги» о признании недействующими пункта 1888 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Белгородской области от 23 ноября 2015 года № 416-пп, пункта 2186 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного распоряжением департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области от 29 ноября 2016 года № 416-р, пункта 12708 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного распоряжением департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области от 29 ноября 2017 года № 428-р.

Сообщение о принятом решении подлежит размещению на сайте «Вестник нормативных-правовых актов Белгородской области» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://www.zakon.belregion.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Белгородский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья О.В. Борисова

Решение в окончательной форме принято 2 апреля 2019 года.