Дело № 3а- 48/20
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Якутск 24 сентября 2020 года
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Дьяконовой З.С.,
при секретаре Осиповой Е.П.,
с участием прокурора Рязанской А.Д.,
представителей административного ответчика ФИО1 и ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) ФИО3, поданного в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Административного регламента предоставления Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) государственной услуги по выдаче юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям разрешений (дубликатов разрешений) на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Саха (Якутия), утвержденного приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) от 13 февраля 2019 г. №ОД-57,
установил:
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) ФИО3 в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) (далее – Минтранс РС(Я).
Иск мотивирован следующим. Прокуратурой республики была проведена проверка Административного регламента предоставления Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) государственной услуги по выдаче юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям разрешений (дубликатов разрешений) на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Саха (Якутия), утвержденного приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) от 13 февраля 2019 г. №ОД-57 (далее – Административный регламент), по результатам которой выявлены нарушения.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 9 Федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ) основанием для отказа в выдаче разрешения является предоставление заявителем недостоверных сведений. Иные основания для отказа действующим законодательством не предусмотрены. Между тем, по мнению прокурора, положениями Административного регламента предусмотрены иные основания для отказа в предоставлении государственной услуги.
Согласно подпунктам «а», «б» п. 12.2 Административного регламента основанием для отказа в выдаче разрешения является, в том числе: отсутствие в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей соответствующего вида деятельности, а также отсутствие в Едином государственном реестре юридических лиц соответствующего вида деятельности. Прокурор считает, что отсутствие в ЕГРЮЛ либо ЕГРИП соответствующего вида деятельности не свидетельствует о предоставлении заявителем недостоверных сведений. Право на осуществление того или иного вида экономической деятельности не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия у юридического лица соответствующего кода по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.
Оспаривая подпункт «в» п. 12.2 Административного регламента, которым предусмотрено такое основание для отказа в предоставлении услуги как прекращение деятельности в качестве юридического лица и индивидуального предпринимателя, истец указывает, что отсутствие у заявителя необходимого правового статуса, в частности, юридического лица либо индивидуального предпринимателя, может явиться основанием для отказа в приеме соответствующих документов, но не для отказа в предоставлении государственной услуги.
Согласно подпункту «г» п. 12.2 Административного регламента основанием для отказа в выдаче разрешения является наличие действующего разрешения на транспортное средство, на которое подано заявление. Истец считает, что такое основание для отказа в выдаче разрешения противоречит ч. 3 ст. 9 Федерального закона № 69-ФЗ, которым предусмотрено, что в отношении одного транспортного средства вне зависимости от правовых оснований владения заявителем транспортными средствами, которые предполагается использовать в качестве легкового такси, может быть выдано только одно разрешение. Истец считает, что по смыслу названных норм выдача разрешения обусловлена фактом владения транспортным средством на предусмотренных законом основаниях. В случае, если транспортное средство, на который выдано разрешение, отчуждено в установленном законом порядке другому лицу, то новое лицо вправе обратиться с заявлением о выдаче разрешения независимо от наличия либо отсутствия ранее выданных разрешений прежним правообладателям транспортного средства.
Административный истец указывает, что исполнение норм Административного регламента, противоречащих действующему законодательству, влечет нарушение прав и законных интересов граждан на получение государственной услуги при точном и безусловном соблюдении работниками уполномоченного органа норм действующего законодательства. Оспариваемые положения Административного регламента создают реальную угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц - потенциальных получателей соответствующей государственной услуги. Кроме того, наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, в данном случае, установление подпунктами «а», «б», «в», «г» п. 12.2 Административного регламента, не предусмотренных законодательством требований к заявителям, несоответствие которым влечет отказ в предоставлении государственной услуги, является коррупциогенным фактором, предусмотренным пи. «а» п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96.
Из искового заявления следует, что прокуратурой республики 29 мая 2020 г. внесено представление министру транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия), но до настоящего времени оспариваемые нормы Административного регламента не приведены в соответствие с федеральным законодательством.
По изложенным обстоятельствам заявитель просит признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими подпункты «а», «б», «в», «г» п. 12.2 Административного регламента с момента вступления решения суда в законную силу.
В возражении на исковые требования представитель Минтранс РС(Я) ссылается на то, что из положений статьи 9 Федерального закона № 69-ФЗ неясно, что является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги, какие сведения являются недостоверными. Разъяснения к данному положению Федерального закона отсутствуют. В целях исключения расширительного толкования указанной нормы Федерального закона в 2017 году был разработан проект указа Главы Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 13 октября 2012 года № 1668 «Об организации деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Саха (Якутия)». Данный проект был согласован в установленном порядке, в том числе с прокуратурой Республики Саха (Якутия). При согласовании и принятии проекта вопрос о несоответствии п. 3.2. федеральному законодательству не ставился. На основании Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 13 октября 2012 года № 1668 был утвержден оспариваемый Административный регламент. По результатам проведения правовой экспертизы Управлением Минюста по Республике Саха (Якутия) 15 ноября 2019 г. было вынесено экспертное заключение, согласно которому нарушение требований федерального законодательства по основаниям отказа в предоставлении государственной услуги не выявлено.
Указывает, что на представление прокуратуры РС(Я) от 29 мая 2020 г. письмом от 29 июня 2020 г. Министерством сообщено, что им в адрес Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству направлено письмо от 19 июня 2020 о разъяснении положений статьи 9 Федерального закона № 69-ФЗ. До настоящего времени ответ от Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству не поступил. В соответствии с Планом мероприятий по устранению нарушений законодательства по представлению Прокуратуры РС(Я) проект приказа Минтранс РС(Я) о внесении изменений в Административный регламент будет разработан в течение 10 дней со дня получения разъяснений.
Административный ответчик также полагает, что оспариваемые подпункты «а», «б» п. 12.1. Административного регламента Минтранс РС(Я) соответствуют закону. В целях уточнения кодов ОКВЭД при получении разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в адрес Управления ФНС по РС(Я) было направлено письмо. Управлением ФНС по РС(Я) разъяснено, что вопрос установления видов деятельности по определенным кодам ОКВЭД при получении разрешений возможно предусмотреть в нормативном правовом акте высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Организации и предприниматели при регистрации указывают в соответствующем заявлении предполагаемые виды деятельности. Информация о них вносится в ЕГРЮЛ либо ЕГРИП в виде кодов по ОКВЭД. При этом многие из них начинают заниматься новым видом деятельности, не изменив существующие или не добавив новые коды ОКВЭД. Обязанность своевременно (в течение 3 рабочих дней с момента начала ведения новой деятельности) сообщить в регистрирующую ИФНС об изменении кодов ОКВЭД прямо установлена подп. «п» п. 1, подп. «о» п. 2, п. 5 ст. 5 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». И за ее неисполнение для руководителя организации предусмотрена административная ответственность. Несовпадение кода ОКВЭД и реально осуществляемой деятельности может поставить под сомнение реальность оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Несоответствие фактически осуществляемой деятельности заявленным кодам ОКВЭД, может свидетельствовать о «проблемности» организации.
П. 1.5. Порядка подачи заявления, выдачи и переоформления разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента РС(Я) от 13.10.2012 N 1668, предусмотрено, что в целях обеспечения наличия актуальных сведений в Реестре выданных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Саха (Якутия) Уполномоченный орган вправе проводить систематическое наблюдение за осуществлением деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси посредством направления письменных или электронных (с использованием межведомственного информационного взаимодействия) запросов в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
В случае выявления уполномоченным органом в рамках систематического наблюдения информации о ликвидации юридического лица, прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения перевозчиком деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, утраты, отчуждения или прекращения правовых оснований владения транспортным средством, используемым в качестве легкового такси, а также при истечении срока действия договора лизинга или договора аренды транспортных средств, нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, Уполномоченный орган в течение 5 дней принимает решение об исключении из Реестра сведений о выдаче разрешения и в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения сведения исключаются из Реестра.
Таким образом, наличие соответствующего кода ОКВЭД необходимо Минтранс РС(Я) для взаимодействия с ФНС, проведения систематического наблюдения и поддержания актуальности Реестра, а также при возникновении спора между перевозчиком и пассажиром.
По подпункту «в» п. 12.2. Административного регламента административный ответчик ссылается на то, что в соответствии со ст. 9 Федерального закона N 69-ФЗ заявление о выдаче разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси подается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, при этом заявление подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом, или индивидуальным предпринимателем, или представителем юридического лица либо индивидуального предпринимателя. При предоставлении государственной услуги в целях получения документов, необходимых для ее осуществления, информации для проверки сведений, предоставляемых заявителями, а также предоставления иных необходимых сведений осуществляется взаимодействие с Управлением ФНС по РС(Я). Таким образом, проверка правового статуса заявителя возможна путем направления запроса в ФНС, в том числе письменно или через электронные сервисы. У уполномоченного сотрудника при приеме документов у заявителя и регистрации в журнале нет времени для направления запроса и установления правового статуса заявителя.
По подпункту «г» п. 12.2. Административного регламента указывает, что Министерством не установлено ограничение в отношении других лиц, в пользу которых отчуждено в установленном законом порядке транспортное средство, новое лицо вправе обратиться с заявлением о выдаче разрешения. Заявителю в соответствии с со ст. 9 Федерального закона N 69-ФЗ и Указом Президента РС(Я) от 13.10.2012 N 1668 «Об организации деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Саха (Якутия)» одновременно с заявлением о выдаче разрешения необходимо подать заявление об аннулировании (отзыве) предыдущего разрешения на транспортное средство.
На основании изложенного, Минтранс РС(Я) просит отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Прокурор в судебном заседании поддержал исковые требования по изложенным в иске основаниям.
Представители административного ответчика иск не признали по изложенным в отзыве на исковое заявление основаниям.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) административный регламент представляет собой нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Из положений части 14 статьи 13 Федерального закона N 210-ФЗ следует, что порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта РФ устанавливается высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона N210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять эти услуги в соответствии с административными регламентами.
Указом Президента РС(Я) от 13 октября 2012 г. N 1668 "Об организации деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Саха (Якутия)" постановлено определить Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия) по осуществлению регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Саха (Якутия).
Положения о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) и его Коллегии, утверждены Указом Президента РС(Я) от 28 мая 2013 г. N 2079.
Согласно п. 1.1 Положения Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) (далее по тексту - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим разработку и реализацию государственной политики в сфере гражданской авиации, морского, речного, железнодорожного и автомобильного видов транспорта, дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия).
В соответствии с п. 3.54 Положения Министерство для выполнения возложенных на него задач принимает нормативные правовые акты.
В соответствии с п. 3.75 Положения Министерство осуществляет выдачу юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям разрешения (дубликатов разрешений) на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси.
На основании Указа Президента РС(Я) N 1668 "Об организации деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Саха (Якутия)" разработан и утвержден приказ Министерства от 13 февраля 2019 г. ОД-57 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) государственной услуги по выдаче юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям разрешений (дубликатов разрешений) на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Саха (Якутия)». Действует с изменениями, внесенными Приказом Минтранс РС(Я) от 19 декабря 2019 г. №ОД-456.
Административный регламент зарегистрирован в Администрации Главы РС(Я) и Правительства РС(Я) 27 февраля 2019 г. N RU140142019269., опубликован в официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28 февраля 2019 г.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Министерства, введен в действие и опубликован в установленном порядке.
В силу положений части 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает права, свободы и законные интересы граждан.
Из материалов дела следует, что прокуратурой республики была проведена проверка исполнения Минтранс РС(Я) федерального законодательства при осуществлении регионального государственного контроля за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси, выдаче разрешительной документации, а также в части осуществления мероприятий по предупреждению распространению в республике новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Прокурор указывает, что по результатам проверки установлено, в том числе нарушение норм действующего федерального законодательства отдельными положениями Административного регламента, а именно: подпунктами «а», «б», «в», «г» п. 12 Административного регламента, которыми предусмотрены, в нарушение ст. 9 Федерального закона №69-ФЗ, иные основания для отказа в предоставлении государственной услуги.
По выявленным нарушениям 29 мая 2020 г. прокуратурой республики в адрес Минтранс РС(Я) внесено представление № ... об устранении нарушений федерального законодательства.
Согласно письму Минтранс РС(Я) № ... от 29 июня 2020 г. о результатах рассмотрения представления прокурора Министерством утвержден План мероприятий по устранению нарушений законодательства по представлению прокуратуры РС(Я).
11 августа 2020 г. заместитель прокурор РС(Я) ФИО3 обратилась с административным исковым заявлением, в связи с тем, что оспариваемые нормы не были приведены в соответствие с федеральным законодательством.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности (часть 1 статьи 8), каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Реализация данного конституционного права в оспариваемом случае осуществляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси Федеральным законом N 69-ФЗ, которым урегулированы вопросы, связанные с выдачей разрешений на перевозку пассажиров и багажа легковым такси.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона N 69-ФЗ деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган). Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (далее - разрешение) выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе.
Согласно части 4 статьи 9 Федерального закона N 69-ФЗ в разрешении указываются: 1) наименование уполномоченного органа, выдавшего разрешение; 2) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения; 3) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность; 4) марка, модель и государственный регистрационный знак транспортного средства, используемого в качестве легкового такси; 5) срок действия разрешения; 6) номер разрешения; 7) дата выдачи разрешения.
В соответствии с положениями части 2.1 статьи 9 Федерального закона N 69-ФЗ основанием для отказа в выдаче разрешения является предоставление заявителем недостоверных сведений. В случае отказа в выдаче разрешения уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня принятия решения об отказе вручает заявителю или направляет ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении уведомление об отказе в выдаче разрешения с мотивированным обоснованием причин отказа и со ссылкой на положения нормативных правовых актов и иных документов, являющиеся основанием такого отказа. Разрешение или уведомление о мотивированном отказе в выдаче разрешения выдается в срок, не превышающий тридцати дней со дня подачи заявления.
Таким образом, федеральный законодатель, наделяя субъект Российской Федерации полномочиями по выдаче разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации, при этом исключает какой-либо произвольный отказ в выдаче разрешения. При этом федеральным законодательством в сфере перевозок пассажиров и багажа перечень сведений, которые признаются недостоверными, не определен.
Как указывает административный ответчик, в Административном регламенте были установлены основания отказа в выдаче разрешения в части предоставления заявителем недостоверных сведений в целях исключения расширительного, произвольного толкования нормы статьи 9 Федерального закона N 69-ФЗ.
Пунктом 12.2 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.
Согласно пункту 12.2 Административного регламента основанием для отказа в выдаче разрешения является предоставление заявителем недостоверных сведений, указанных в статье 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в том числе:
а) отсутствие в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей соответствующего вида деятельности;
б) отсутствие в Едином государственном реестре юридических лиц соответствующего вида деятельности;
в) прекращение деятельности в качестве юридического лица и индивидуального предпринимателя;
г) наличие действующего разрешения на транспортное средство, на которое подано заявление.
Обращаясь с настоящим административным иском, прокурор ссылается на несоответствие названных подпунктов «а», «б», «в», «г» п. 12.2 Административного регламента положениям федерального законодательства.
Требования прокурора о признании противоречащими статье 9 Федерального закона N 69-ФЗ подпунктов: «а», «б» п. 12.2 Административного регламента суд находит обоснованными.
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) - это статистическая информация, которая используется для уведомления государственных органов о том, чем занимается организация или индивидуальный предприниматель. ОКВЭД используется при решении следующих основных задач, связанных с:
- классификацией и кодированием видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации;
- определением основного и дополнительных видов экономической деятельности, осуществляемых хозяйствующими субъектами;
- разработкой нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности;
- осуществлением государственного статистического наблюдения по видам деятельности за субъектами национальной экономики и социальной сферы;
- подготовкой статистической информации для сопоставлений на международном уровне;
- кодированием информации по видам экономической деятельности в информационных системах и ресурсах;
- обеспечением потребностей органов государственной власти и управления в информации о видах экономической деятельности при решении аналитических задач.
Законодательный запрет на осуществление деятельности, не охваченной заявленными кодами ОКВЭД, отсутствует.
В соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", на который в возражении ссылается административный ответчик, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, юридическое лицо в течение 3 рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "о", "р", и индивидуальный предприниматель в течение 3 рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 2 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "н", "п", а также за исключением случаев изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица - физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, и индивидуального предпринимателя, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства.
Между тем, ненаправление регистрирующему органу уведомления об изменении кода по ОКВЭД, не лишает юридическое лицо, индивидуального предпринимателя права на осуществление видов деятельности, не предусмотренных ОКВЭД.
Является несостоятельной и ссылка административного ответчика на то, что в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный или уполномоченные в соответствующей сфере деятельности орган (органы) государственного контроля (надзора) (далее в настоящей статье - уполномоченный орган государственного контроля (надзора).
Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими выполнение работ и услуг в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации перечнем работ и услуг в составе видов деятельности, перечисленных в части 2 статьи 8 Федерального закона N 294-ФЗ. В названном перечне отсутствует деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Таким образом, осуществление вида деятельности, не предусмотренной теми кодами ОКВЭД, которые указаны при регистрации, не запрещается. Подпункты «а», «б» п. 12 Административного регламента не соответствуют положениям ч. 2.1 ст. 9 Федерального закона N 69-ФЗ, поскольку отсутствие в ЕГРЮЛ либо ЕГРИП соответствующего вида деятельности не свидетельствует о предоставлении заявителем недостоверных сведений.
Требования о признании противоречащими федеральному законодательству положений подпунктов «в», «г» пункта 12.2 Административного регламента суд находит необоснованными.
Сведения могут быть признаны недостоверными только в случае наличия доказательств несоответствия их действительности.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 12.2 Административного регламента основанием для отказа в выдаче разрешения является прекращение деятельности в качестве юридического лица и индивидуального предпринимателя.
Получение разрешения лицом, прекратившим деятельность в качестве юридического лица и индивидуального предпринимателя, законом не предусмотрено.
В оспариваемом пункте речь идет о случае обращения заявителя, который предоставит в уполномоченный орган данные из ЕГРЮЛ или ЕГРИП о регистрации, несмотря на то, что деятельность в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица прекращена. Однако, если в ходе межведомственного взаимодействия уполномоченный орган установит, что деятельность прекращена, то данные сведения будут считаться недостоверными.
С доводом административного истца о том, что прекращение деятельности в качестве юридического лица и индивидуального предпринимателя является основаниям для отказа в приеме документов, а не для отказа в предоставлении госуслуги, нельзя согласиться.
Согласно пункту 7 ст. 14 Федерального закона ФЗ N 210-ФЗ стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги.
В соответствии с п. 11.1 Административного регламента основаниями для отказа в приеме у заявителя документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются:
а) обращение лица, не имеющего полномочий собственника или представителя собственника машины;
б) несоответствие документов по форме или содержанию требованиям действующего законодательства;
в) наличие подчистки либо приписки, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений, исполненных карандашом, а также документов с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание;
г) представление документов, предусмотренных пунктами 9.1 - 9.4 настоящего регламента, не в полном объеме.
Согласно п. 15.1 заявление и прилагаемые к нему документы, поступившие в Министерство, регистрируются: - при личном обращении - в день поступления запроса; - при направлении запроса почтовой связью в Министерство - не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем поступления; - при направлении запроса на бумажном носителе из ГАУ "МФЦ РС(Я)" в Министерство - не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем передачи запроса из ГАУ "МФЦ РС(Я)".
Согласно п. 23.1 основанием для начала административной процедуры является прием поданных в Министерство или ГАУ "МФЦ РС(Я)" заявления и получение ответов на запросы в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Административная процедура, в рамках которого направляются запросы в рамках межведомственного информационного взаимодействия, начинается после приема документов. Таким образом, на стадии приема документов, учитывая положения п. 15.1 Административного регламента, данные, в том числе о правовом статусе заявителя без направления соответствующих запросов в рамках межведомственного взаимодействия проверить невозможно.
Соответственно, подпункт «в» пункта 12 Административного регламента является законным и положениям федерального законодательства не противоречит.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 12.2 Административного регламента основанием для отказа является наличие действующего разрешения на транспортное средство, на которое подано заявление.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона N 69-ФЗ разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси. В отношении одного транспортного средства вне зависимости от правовых оснований владения заявителем транспортными средствами, которые предполагается использовать в качестве легкового такси, может быть выдано только одно разрешение.
Оспаривая подпункт «г» пункта 12.2 Административного регламента истец указывает, что в случае, если транспортное средство, на который выдано разрешение, отчуждено в установленном законом порядке другому лицу, то новое лицо вправе обратиться с заявлением о выдаче разрешения независимо от наличия либо отсутствия ранее выданных разрешений прежним правообладателям транспортного средства.
Приведенный довод не может свидетельствовать о противоречии оспариваемой нормы законодательству, имеющему большую юридическую силу, поскольку оспариваемая норма не устанавливает каких-либо препятствий для осуществления права нового правообладателя транспортного средства на обращение за разрешением.
Согласно оспариваемой норме, наличие только действующего разрешения является основанием для отказа в выдаче нового разрешения. Таким образом, прежде чем выдать новому правообладателю транспортного средства разрешение, необходимо аннулировать выданное ранее действующее разрешение.
Порядок аннулирования выданных разрешений урегулирован Административным регламентом. Так, пунктом 9.4 Административного регламента предусмотрено, что при обращении заявителя с заявлением об аннулировании разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Саха (Якутия) вместе с заявлением предоставляется ранее выданное разрешение. При отсутствии возможности подачи заявления об аннулировании разрешения лицом, получившим разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, разрешается подача заявления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, являющимися собственниками транспортного средства или заключившими договор аренды транспортного средства с собственником транспортного средства, приобретшим транспортное средство любым установленным законодательством порядке. В данном случае к заявлению прилагаются следующие документы: а)документ, подтверждающий полномочия лица, приобретшего транспортное средство; б) копия паспорта транспортного средства; в) договор купли-продажи транспортного средства (при наличии).
Таким образом, оспариваемая норма, предусматривающая в качестве основания для отказа в выдаче разрешения наличие действующего разрешения, не противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу. Напротив, указанная норма принята с учетом требований части 3 статьи 9 Федерального закона N 69-ФЗ, которыми предусмотрено, что в отношении одного транспортного средства вне зависимости от правовых оснований владения заявителем транспортными средствами, которые предполагается использовать в качестве легкового такси, может быть выдано только одно разрешение.
Новое разрешение может быть выдано только после аннулирования ранее выданного действующего разрешения.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты (пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ);
об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (пункт 2 части2 статьи 215 КАС РФ).
Руководствуясь статьями 175 - 180, 213 и 215 КС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) ФИО3 удовлетворить частично.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу подпункты «а», «б» пункта 12.2 Административного регламента предоставления Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) государственной услуги по выдаче юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям разрешений (дубликатов разрешений) на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Саха (Якутия), утвержденного приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) от 13 февраля 2019 г. №ОД-57.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления отказать.
Решение суда в течение одного месяца после вступления в законную силу в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд РС(Я) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий З. С. Дьяконова
Решение изготовлено в окончательной форме 24 сентября 2020 года.