ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-48/2016 от 02.02.2016 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3а-48/2016

Мотивированное решение изготовлено 05.02.2016г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 февраля 2016 года г. Ярославль

Ярославский областной суд в составе

председательствующего судьи Нуждина С.В.,

при секретаре Котовой И.С.,

с участием прокурора Бекеневой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Ярославской областной Думе, Губернатору Ярославской области об оспаривании Закона Ярославской области от 28 июня 2013 года №32-з «Об отдельных вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ярославской области»,

установил:

Законодательным (представительным) органом государственной власти Ярославской области 28 июня 2013 года принят Закон Ярославской области «Об отдельных вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ярославской области» " № 32-з (далее - Закон Ярославской области).

Закон официально опубликован в издании "Документ-регион", N53 от 09 июля 2013 года.

В данный Закон Ярославской области неоднократно вносились изменения и дополнения. Последняя редакция закона на момент рассмотрения дела 28 декабря 2015 года.

Принятый Закон Ярославской области устанавливает правовые основы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ярославской области.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 12 Закона Ярославской области имущество регионального оператора формируется, в том числе за счет платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.

Частью 1 статьи 19 Закона Ярославской области (в редакции от 18.12.2015г.) предусмотрено, что убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, подлежат возмещению в размере внесенных взносов на капитальный ремонт в соответствии с федеральным законодательством.

Пунктом 3 части 6 статьи 22 Закона Ярославской области определено, что владельцем специального счета может быть, в том числе региональный оператор, в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме приняли решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета.

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании отдельных положений Закона Ярославской области от 28 июня 2013 года №32-з «Об отдельных вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ярославской области», а также процедуры опубликования данного закона.

В обоснование требований административный истец сослался на то, что положения пункта 2 части 1 статьи 12, часть 1 статьи 19 оспариваемого нормативного правового акта противоречат статьям 209 и 445 Гражданского кодекса Российской Федерации". Положения Закона Ярославской области, указывающие на то, что региональный оператор является владельцем специальных счетов, не соответствует пункту 1 части 2 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Административный истец полагает, что при процедуре принятия Закона Ярославской областной Думой допущено злоупотребление правом.

Заявитель также указал, что оспариваемый Закон Ярославской области опубликован с нарушением требований Закона Ярославской области «О правовых актах Ярославской области», считает действия Губернатора Ярославской области по опубликованию нормативного правового акта незаконными.

В части требований ФИО2 вынесено самостоятельное определение Ярославского областного суда от 02 февраля 2016 года об оставлении административного искового заявления без рассмотрения.

В судебном заседании ФИО1 свои требования, изложенные в административном исковом заявлении, за исключением оспаривания процедуры опубликования закона, поддержал.

Представитель губернатора Ярославской области ФИО3 и представитель Ярославской областной Думы ФИО4, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании возражали против заявленных требований, сославшись на то, что оспариваемые заявителем положения Закона Ярославской области приняты по предметам ведения субъекта Российской Федерации и в пределах предоставленных органам государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий. Процедура принятия оспариваемого нормативного акта не нарушена, принятый Закон Ярославской области не противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу.

Суд, изучив материалы дела, заслушав участников процесса, а также прокурора, давшего заключение об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, приходит к следующему.

Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законодательное разграничение полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области жилищного законодательства закреплено Жилищным кодексом Российской Федерации.

Согласно статье 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится, в том числе определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (пункт 8.3).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий (часть 6 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Вопросы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах нашли отражение в разделе IX Жилищного кодекса Российской Федерации.

На основании статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации имущество регионального оператора формируется за счет: 1) взносов учредителя; 2) платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; 3) других не запрещенных законом источников.

Имущество регионального оператора используется для выполнения его функций в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с настоящим Кодексом законом субъекта Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах. Использование указанных средств на иные цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора, не допускается.

Анализируя приведенные правовые нормы жилищного законодательства, следует отметить, что оспариваемые Симоном А.А. пункт 2 части 1 статьи 12 Закона Ярославской области полностью воспроизводят положения частей 1-3 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Оспариваемая заявителем часть 1 статьи 19 Закона Ярославской области находится в соответствии со статьей 188 Жилищного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ), согласно которой предусмотрено, что убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств в соответствии с настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Также частями 2 и 3 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что владельцем специального счета может быть: 1) товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 136 настоящего Кодекса; 2) осуществляющий управление многоквартирным домом жилищный кооператив; 3) управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления.

Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета.

По смыслу приведенных положений статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации в зависимости от решения собственников общего имущества многоквартирного дома не исключается привлечение в качестве владельца специального счета регионального оператора.

Отсюда, оспариваемые административным истцом правовые нормы Закона Ярославской области (пункт 3 части 6 статьи 22), указывающие на регионального оператора, как владельца специального счета, не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.

Таким образом, суд отмечает, что оспариваемые Симоном А.А. положения Закона Ярославской области приняты в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, в пределах полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат.

Доводы заявителя о противоречии нормативного правового акта положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, не могут быть приняты, т.к. указанные административным истцом нормы не регулируют отношения, установленные оспариваемым Законом Ярославской области.

Исследовав представленные административным ответчиком документы: постановления Ярославской областной Думы от 25.06.2013г. №№155-156, протоколы счетных комиссий о закрытом голосовании №№64,65, заключения по проекту принимаемого закона, суд не находит нарушения процедуры при принятии оспариваемого Закона Ярославской области. Злоупотребления правом со стороны Ярославской областной Думы при принятии закона судом не установлено.

Независимо от позиции заявителя по данному вопросу суд проверил процедуру опубликования оспариваемого нормативного правового акта и отмечает, что оспариваемый Закон Ярославской области опубликован в издании Документ-Регион №53 от 9 июля 2013 года, которое в силу статьи 13 Закона Ярославской области «О правовых актах Ярославской области» является одним из источников официального опубликования нормативных правовых актов Ярославской области.

Таким образом, утверждения о несоблюдении порядка официального опубликования оспариваемого Закона Ярославской области не нашли своего подтверждения.

Исходя из изложенного суд не находит нарушений прав и законных интересов административного истца оспариваемым Законом Ярославской области.

В соответствии со статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175-180, Главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление ФИО1 к Ярославской областной Думе, Губернатору Ярославской области об оспаривании Закона Ярославской области от 28 июня 2013 года №32-з «Об отдельных вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ярославской области» оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в месячный срок, с момента изготовления мотивированного решения.

Судья С.В. Нуждин