ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-48/2022 от 21.02.2022 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)

Дело № 3а-48/2022

73OS0000-01-2022-000010-14

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Трошиной П.И.,

с участием прокурора Холодилиной Ю.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению областного государственного казенного предприятия «Ульяновский областной водоканал» о признании недействующим приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области № 353-П от 16  декабря 2021 года «Об утверждении производственной программы в сфере водоотведения и об установлении тарифов на водоотведение (очистку сточных вод) для Областного государственного казенного предприятия «Ульяновский областной водоканал» на 2022 год»,

у с т а н о в и л :

Указанным приказом утверждена производственная программа в сфере водоотведения Областного государственного казенного предприятия «Ульяновский областной водоканал» на 2022 годы (приложение № 1);  установлены на период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года включительно тарифы на водоотведение (очистку сточных вод)   для Областного государственного казенного предприятия «Ульяновский областной водоканал» с календарной разбивкой (приложение № 2).

Областное государственное казенное предприятие «Ульяновский областной водоканал» (далее также ОГКП «Ульяновский областной водоканал, административный истец, предприятие) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Агентству по регулированию цен и тарифов Ульяновской области (далее также Агентство, орган тарифного регулирования) о признании  недействующим со дня принятия приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области № 353-П от 16  декабря 2021 года «Об утверждении производственной программы в сфере водоотведения и об установлении тарифов на водоотведение (очистку сточных вод) для Областного государственного казенного предприятия «Ульяновский областной водоканал» на 2022 год» и обязании принять новый заменяющий нормативный правовой акт в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. 

В обоснование требования указало на то, что при расчете тарифов на водоотведение (очистку сточных вод) на 2022 год по муниципальным образованиям «Ишеевское городское поселение» и «Тереньгульское городское поселение» были допущены нарушения действующего законодательства.

При определении необходимой валовой выручки неправомерно не были включены суммы  следующих планируемых расходов: производственных, ремонтных, административных, сумма амортизации, расходов по арендной платы и по уплате налогов, в связи с чем установленные тарифы являются экономически необоснованными и заниженными, что ведет к ухудшению финансового положения и убыточности предприятия и невозможности своевременно производить расчеты за приобретаемые для осуществления деятельности электрическую энергию и материалы.

В ходе рассмотрения дела представитель административного истца Булатова М.А. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в  административном иске.

Представитель Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области (далее – Агентство) Стеклова П.В. в судебном заседании заявленные требования не признала, указав на то, что оспариваемый приказ № 353-П от 16  декабря 2021 года был принят Агентством в соответствии с наделенными полномочиями, с соблюдением установленных законом процедур принятия и опубликования. Приказ нормативным правовым актам в сфере водоотведения, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.

При  определении необходимой валовой выручки (далее – НВВ) были снижены производственные расходы по статьям «расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение», «расходы на энергетические ресурсы», «расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала с налогами и сборами», исключены производственные расходы по статьям «расходы на оплату услуг и работ сторонних организаций», «общехозяйственные расходы», «прочие производственные расходы», снижены ремонтные расходы по статье «расходы на текущий ремонт»,  снижены административные расходы по статье «расходы на оплату труда и отчисления на социальный нужды административно-управленческого персонала с налогами и сборами», исключены административные расходы по статьям «расходы на оплату услуг, выполняемых сторонними организациями», «прочие административные расходы», «амортизация основных средств», «расходы на арендную плату (концессионная плата, лизинговые платежи)», «расходы, связанные с уплатой налогов и сборов» с целью не допустить превышения установленного Указом Губернатора Ульяновской области от 14 декабря 2021 года № 119 «О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Ульяновской области» на период с 1 июля по 31 декабря 2022 года индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Ульяновской области - 5,4 %, который распространяется  на услуги по очистке сточных вод, так как является составной частью услуг водоотведения, предоставляемых населению.

Заслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшей необходимым удовлетворить заявленные требования, исследовав материалы  дела, обозрев материалы тарифного дела по установлению для ОГКП «Ульяновский областной водоканал» тарифа на водоотведение (очистку сточных вод), суд приходит к следующему.

Согласно части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 9 ст. 213 КАС РФ).

Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию, в том числе путем установления тарифов на водоотведение  (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях», пункт 1 части 7 ст. 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении).

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Законом о водоснабжении, Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее - Методические указания).

Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении).

Указанным приказом утверждена производственная программа в сфере  водоотведения Областного государственного казённого предприятия «Ульяновский областной водоканал» на 2022 год (приложение № 1); установлены для ОГКП «Ульяновский областной водоканал» тарифы на водоотведение (очистку сточных вод) с использованием централизованной системы водоотведения на территории МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района и  МО «Тереньгульское городское поселение Тереньгульского района    для потребителей, кроме населения, и для населения на периоды с 1 января по 30 июня 2022 года и с 1 июля по 31 декабря 2022 года (приложение № 2).

Текст указанного  приказа был опубликован 23 декабря 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), номер опубликования - 7301202112230021.

На основании Указа Губернатора Ульяновской области № 20 от 13 марта  2020 года с 1 апреля 2020 года создано Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области.

В соответствии с подпунктами 13, 14  пункта 2.1  Положения об Агентстве по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области № 6/138-П от 26 марта 2020 года, Агентство устанавливает тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждает производственные программы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Согласно пункту 1.3 Порядка подготовки и издания правовых актов исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области  от 12 июля 2013 года № 288-П, правовые акты исполнительных органов, имеющие нормативный характер, издаются в форме приказов.

В силу статьи 5 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 г. № 136-ЗО «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считается первая публикация их полного текста в газетах «Народная газета», «Ульяновская правда» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Таким образом, оспариваемый истцом приказ Агентства № 353-П от 16 декабря 2021 года «Об утверждении производственной программы в сфере водоотведения и об установлении тарифов на водоотведение (очистку сточных вод)  для Областного государственного  казённого предприятия «Ульяновский областной водоканал» на  2022 год» принят уполномоченным органом с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов, официального опубликования.

Согласно статье 31 Закона о водоснабжении в сфере холодного водоснабжения регулированию подлежат, в том числе тарифы на водоотведение. Расчет тарифов на водоснабжение и водоотведение осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной, в том числе, методом экономически обоснованных расходов (статья 32 Закона о водоснабжении).

Согласно пункту 2 Основ ценообразования, необходимая валовая выручка – это экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый в течение очередного периода регулирования регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Расчет тарифов методом экономически обоснованных расходов производится в соответствии с пунктами 37-52 Основ ценообразования и разделом IV Методических указаний.

Приказом ФСТ России от 16 июля 2014 года № 1154-э утвержден Регламент установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, согласно которому установление тарифов производится путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов. Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов  осуществляется по предложению регулируемой организации.  Орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает её результаты в экспертном заключении. Решение об установлении  тарифов принимается органом регулирования тарифов по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов.

Как следует из материалов дела, 29 апреля 2021 года ОГКП «Ульяновский областной водоканал»  обратилось в Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области с заявлением об установлении тарифов на водоотведение (очистку сточных вод) на 2022 года методом экономически обоснованных расходов.

К заявлению были приложены производственная программа в сфере водоснабжения и водоотведения, расчет расходов на осуществление регулируемого вида деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности, документы, необходимые для обоснования производственной программы и расчета расходов на осуществление регулируемого вида деятельности.

Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области было издано распоряжение № 31-р от 11 мая 2021 года, которым, в том числе, открыто  дело об установлении тарифов на водоотведение (очистку сточных вод) для ОГКП «Ульяновский областной водоканал» методом экономически обоснованных расходов.

Экспертами Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области в результате рассмотрения  представленных ОГКП «Ульяновский областной водоканал» материалов было подготовлено 16 декабря 2021 года экспертное заключение по экономической обоснованности тарифов на услуги водоотведения (очистку сточных вод) ОГКП «Ульяновский областной водоканал»  на 2022 год (далее также экспертное заключение).

Согласно протоколу заседания правления Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 16 декабря 2021 года № 46-К (далее также протокол заседания правления № 46-К) было принято решение об утверждении проекта приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области «Об утверждении производственной программы в сфере водоотведения и об установлении тарифов на водоотведение (очистку сточных вод)  для ОГКП «Ульяновский областной водоканал» на 2022 год».

Из экспертного заключения и протокола заседания правления № 46-К, свода расчета тарифа на очистку сточных вод усматривается, что органом тарифного регулирования  при определении НВВ для расчета тарифов  на водоотведение (очистку сточных вод) были снижены предложенные предприятием расходы по следующим статьям:

- по расходам на приобретение сырья и материалов и их хранение – с 49,96 тыс. руб. до 18 тыс. руб.;

- по расходам на энергетические ресурсы – с 3759,81 тыс. руб. до 2589,89 тыс. руб.;

- по расходам на оплату труда и отчислениям на соцнужды основного производственного персонала с налогами и сборами – с 3751,15 тыс. руб. и 1132,85 тыс. руб. соответственно до 1987,66 тыс. руб. и 600,27 тыс. руб.;

- по расходам на текущий ремонт – с 7,32 тыс. руб. до 5 тыс.руб.;

- по расходам на оплату труда и отчисления на соцнужды административно-управленческого персонала с налогами и сборами – с 768,11 тыс. руб. и 178,16 тыс. руб., соответственно, до 307,38 тыс. руб. и 71,30 тыс. руб.;

были исключены предложенные предприятием расходы по следующим статьям:

- по расходам на оплату услуг и работ сторонних организаций – 2,42 тыс.  руб.,

- по общехозяйственным расходам – 5,22 тыс. руб.,

-  по прочим производственным расходам – 13,53 тыс.руб.,

- по расходам на оплату услуг выполняемых сторонними  организациями – 13,64 тыс. руб.,

- по прочим административным расходам (амортизации непроизводственных расходов, служебным командировкам, страхованию производственных объектов, страхованию транспортных средств, обучению персонала) - 10,08 тыс. руб.,

- по амортизации основных средств – 23,65 тыс. руб.,

- по расходам на арендную плату (концессионная плата, лизинговые платежи) -  22,02 тыс. руб.,

- по расходам, связанным с уплатой налогов и сборов – 3,05тыс. руб.

В связи со снижением и исключением вышеуказанных расходов необходимая валовая выручка в отличии от рассчитанной предприятием, равной 9557,80 тыс. руб., составила 5508,18 тыс. руб., соответственно, это повлекло установление тарифов на водоотведение (очистку сточных вод) на территории МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района и  МО «Тереньгульское городское поселение Тереньгульского района в меньшем размере.

Согласно пояснениям представителя Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области  Стекловой П.В., показаниям свидетеля ***, ведущего консультанта отдела жилищно-коммунального хозяйства Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, которая непосредственно занималась расчетами необходимой валовой выручки и тарифов на водоотведение (очистку сточных вод),   предложенные ОГКП «Ульяновский областной водоканал» планируемые расходы, подлежащие учету при определении НВВ,  были подтверждены представленными документами, их экономическая обоснованность не оспаривается,  но вышеуказанные расходы при определении НВВ были снижены и исключены с целью не допустить превышения индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях  Ульяновской области с 1 июля по 31 декабря 2022 года, установленного указом Губернатора Ульяновской области от 14 декабря 2021 года № 119 «О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Ульяновской области» на уровне 5,4% (с учетом предельно допустимого отклонения).

Суд считает обоснованными доводы представителя административного истца о неправомерности снижения и исключения экономически обоснованных расходов при расчете НВВ для установления тарифов на водоотведение (очистку сточных вод) по следующим основаниям.

Действующее правовое регулирование не содержит запрет на экономически обоснованное изменение тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в связи с превышением  предельного индекса размера платы граждан за коммунальные услуги.

Пунктом  4  части  2  статьи  3  Федерального  закона  от  7  декабря 2011 года № 461-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что общим принципом организации экономических отношений в сфере водоснабжения и водоотведения является соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих  водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов.

Предельный индекс изменения платы граждан за коммунальные услуги регулируется нормами жилищного законодательства – статьей 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400.

Согласно части 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

В целях недопущения ситуации превышения предельного индекса по  платежам за водоснабжение и водоотведение  частью 26 статьи 32 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено установление льготных тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения законом субъекта Российской Федерации.

Из совместного толкования части 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 26 статьи 32 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» следует, что установление предельного индекса и введение льготных тарифов отнесено к полномочиям субъекта Российской Федерации. При этом, предельный индекс не ограничивает рост тарифа, но ограничивает рост платы граждан за весь набор коммунальных услуг.

Указанное достигается не ограничением роста тарифов ресурсоснабжающих организаций, а установлением отдельного льготного тарифа для расчетов с населением.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 3, частью 6 статьи 32 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»  в тарифе организации подлежат учету все экономически обоснованные затраты организации, то есть подлежит установлению экономически обоснованный тариф. В случае, если осуществление расчетов по экономически обоснованному тарифу всех ресурсоснабжающих организаций приведет к превышению общей платы гражданина по квитанции индекса роста платы граждан, то в соответствии с частью 26 статьи 32   Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» подлежит установлению льготный тариф для расчетов именно с населением.

Согласно части 26 статьи 32 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Отсутствие в Ульяновской области закона об установлении льготных тарифов не является основанием для снижения либо исключения органом тарифного регулирования экономически обоснованных затрат предприятия при расчете необходимой валовой выручки  с целью установления тарифов на водоотведение (очистку сточных вод), не превышающих предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образования Ульяновской области.

В силу изложенного суд приходит к выводу о том, что необходимая валовая выручка ОГКП «Ульяновский областной водоканал» определена административным ответчиком с нарушением положений действующего законодательства, регулирующего правоотношения по тарифному регулированию в сфере водоотведения.

Поскольку НВВ ОГКП «Ульяновский областной водоканал» на 2022 год рассчитан неверно, суд приходит к выводу о том, что тарифы на водоотведение (очистку сточных вод)  с использованием централизованной системы водоотведения на территории МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района и  МО «Тереньгульское городское поселение Тереньгульского района    на 2022 год, рассчитанные на основе размера НВВ, определенного с ошибкой, также являются неверными.

В связи с этим у суда имеются основания для удовлетворения заявленного административным истцом требования о признании не действующим приказ Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области № 353-П от 16  декабря 2021 года.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд принимает во внимание, что оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия, признание их недействующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.

Следовательно, оспариваемые административным истцом приказы следует признать не действующими в части с момента их принятия.

В соответствии с частью 4 статьи 216 КАС РФ следует возложить на Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области обязанность по принятию новых заменяющих нормативных актов в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление областного государственного казенного предприятия «Ульяновский областной водоканал» о признании недействующим приказа, возложении обязанности принять новый заменяющий нормативный правовой акт удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия приказ Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области № 353-П от 16  декабря 2021 года «Об утверждении производственной программы в сфере водоотведения и об установлении тарифов на водоотведение (очистку сточных вод) для Областного государственного казенного предприятия «Ульяновский областной водоканал» на 2022 год».

Возложить на Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области обязанность по принятию нового заменяющего нормативного правового акта в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                             О.Е.Кинчарова