ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-48/2022 от 30.06.2022 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Дело № 3а-48/2022

УИД 12OS0000-01-2022-000037-03

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Йошкар-Ола 30 июня 2022 года

Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Салиховой Э.И.,

при секретаре Медведеве Э.Н.,

с участием прокурора Янгабышева С.Г.,

представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Ваш друг» Пономарева А.В.,

представителя административного ответчика Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» и заинтересованного лица комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Смирновой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ваш друг» о признании недействующим в части Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования «Город Йошкар-Ола», утвержденного решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22 декабря 2021 года № 290-VII,

УСТАНОВИЛ:

решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22 декабря 2021 года № 290-VII утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования «Город Йошкар-Ола» (далее - Порядок).

Документ вступил в силу с 1 января 2022 года (пункт 3 названного решения Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола»), официально опубликован в газете «Йошкар-Ола» от 29 декабря 2021 года № 104 (1887) и размещен на официальном сайте Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» в сети «Интернет».

Решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 25 февраля 2022 года № 310-VII в Порядок внесены изменения, вступившие в силу после официального опубликования (газета «Йошкар-Ола» от 2 марта 2022 года № 18 (1905)) и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года (пункт 3 названного решения Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола»).

Изменения, внесенные названным решением, в частности коснулись пункта 22 Порядка, в котором установлены ставки арендной платы (Сап) для каждой территориально-экономической оценочной зоны города Йошкар-Олы. Так, для территориально-экономической оценочной зоны № 4 Сап в новой редакции установлена в размере 58,18 рублей за кв.м вместо установленной в первоначальной редакции 52,06 рублей за кв.м.

Как следует из преамбулы к данному документу, он принят в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2021 года № 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».

В указанной редакции Порядок действует по настоящее время.

Общество с ограниченной ответственностью «Ваш друг» (далее – ООО «Ваш друг», общество), являясь на основании договора аренды земельного участка от и дополнительного соглашения к нему от арендатором земельного участка с кадастровым номером , находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Город Йошкар-Ола», выделенного под строительство и размещение культурно-коммерческого центра, находящегося в соответствии с Описанием границ территориально-экономических оценочных зон города Йошкар-Олы, утвержденным решением XVI сессии Йошкар-Олинского городского Собрания от 26 декабря 2002 года № 317-III, в территориально-экономической оценочной зоне города Йошкар-Олы № 4, обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими:

пункт 22 Порядка в части установления ставки арендной платы (Сап) для территориально-экономической оценочной зоны города Йошкар-Олы № 4 в размере 58,18 рублей за кв.м (в редакции от 25 февраля 2022 года),

подпункт 3 пункта 24 Порядка в части установления корректирующего коэффициента в зависимости от вида использования земельных участков (K) 20 по виду использования «освоение земельного участка (со дня заключения договора аренды) свыше десяти лет».

В обоснование заявленных требований общество указало, что размер платы за аренду земельного участка с кадастровым номером в 2021 году составил 78 566,86 рублей и определялся на основании Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования «Город Йошкар-Ола», утвержденного решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 25 декабря 2015 года № 258-VI. С принятием нового Порядка, действующего с 1 января 2022 года, комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Йошкар-Ола» (далее – КУМИ администрации ГО «Город Йошкар-Ола»), осуществляющий функции арендодателя, 1 марта 2022 года направил обществу уведомление об изменении размера арендной платы на 2022 год, полученное 6 апреля 2022 года, согласно которому с 1 января 2022 года годовая арендная плата за земельный участок составляет 1 360 248,40 рублей.

Как указывает административный истец, в рассматриваемом случае с учетом двух редакций Порядка (первоначальной, в которой в пункте 22 ставка арендной платы (Сап) для территориально-экономической оценочной зоны города Йошкар-Олы № 4 была установлена 52,06 рублей за кв.м, и от 25 февраля 2022 года, в которой Сап для зоны № 4 в пункте 22 установлена 58,18 рублей за кв.м) размер арендной платы изменялся более одного раза в год, что является нарушением пункта 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и не соответствует Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 (далее - Основные принципы), в частности принципу предсказуемости расчета размера арендной платы.

Кроме того, установление в подпункте 3 пункта 24 Порядка корректирующего коэффициента (К) 20 по виду использования земельного участка является произвольным, нарушает пункт 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) и Основные принципы в части принципов экономической обоснованности и предсказуемости расчета размера арендной платы, а указанный в данном положении вид использования земельного участка «освоение земельного участка (со дня заключения договора аренды) свыше десяти лет» не предусмотрен действующим законодательством, что является нарушением пункта 2 статьи 7 ЗК РФ, классификатора видов разрешенного использования земельных участков.

Административный истец ссылается на нарушение своих прав и законных интересов оспариваемыми положениями Порядка, поскольку они позволили арендодателю возложить на общество обязательства по уплате арендной платы в экономически необоснованном размере.

В письменных возражениях на административное исковое заявление Собрание депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» (далее также - городское Собрание) заявленные требования не признает, просит отказать в их удовлетворении. Указывает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции городского Собрания, в соответствии с нормами действующего законодательства, не нарушает права и законные интересы административного истца. Порядок принятия и введения в действие нормативного правового акта, внесения в него изменений соблюден. Внесение изменений в пункт 22 Порядка не является нарушением пункта 3 статьи 614 ГК РФ.

В отзыве на административное исковое заявление заинтересованное лицо КУМИ администрации ГО «Город Йошкар-Ола» просит в удовлетворении административного иска отказать. Указывает, что земельный участок, переданный ООО «Ваш друг» в аренду для строительства и размещения культурно-коммерческого центра, до настоящего времени не освоен, на нем имеется объект незавершенного строительства. Арендная плата с 1 января 2022 года на основании оспариваемого Порядка подлежит уплате обществом в размере 1 360 248,40 рублей. Арендная плата за земельные участки, указанные в пункте 20.2 Порядка, определяется по формуле: А (размер арендной платы) = Сап (ставка арендной платы) х К (корректирующий коэффициент в зависимости от вида использования земельных участков) х S (площадь земельного участка), поскольку разрешенное использование земельного участка не соответствует виду деятельности (виду разрешенного использования), предусмотренному договором аренды. Указанный земельный участок входит в границы территориально-экономической оценочной зоны города Йошкар-Олы № 4. Ставка арендной платы (Сап) складывалась и утверждалась с учетом коэффициента инфляции на текущий финансовый год, которая определяется на основании уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, вследствие чего Сап для территориально-экономической оценочной зоны города Йошкар-Олы № 4 в 2022 году составила 58,18 рублей за кв.м. Вид использования земельного участка и корректирующий коэффициент (К) утверждены на основании статьи 39.7 ЗК РФ, в соответствии с которой порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления, что относится к исключительной компетенции административного ответчика. Таким образом, арендная плата общества составила А = 58,18 х 20 х 1 169,00 = 1 360 248,40 рублей в год. Кроме того, пункт 24 Порядка не связан с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, на который ссылается административный истец, а относится к видам использования земельных участков, не входящих в него, требующего нормативного регулирования для осуществления деятельности в соответствии с требованиями земельного законодательства.

В судебном заседании представитель ООО «Ваш друг» Пономарев А.В. заявленные обществом требования поддержал, дал объяснения, аналогичные содержанию административного искового заявления.

В судебном заседании представитель административного ответчика Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» и заинтересованного лица КУМИ администрации ГО «Город Йошкар-Ола» Смирнова М.В. административный иск не признала, поддержала письменные возражения, отзыв.

Представитель заинтересованного лица администрации ГО «Город Йошкар-Ола» в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Янгабышева С.В., полагающего административный иск подлежащим удовлетворению в полном объеме, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (часть 8 статьи 213 КАС РФ).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).

Руководствуясь при рассмотрении настоящего административного дела частью 7 статьи 213 КАС РФ, суд выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 КАС РФ в полном объеме.

Согласно пункту 1 статьи 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из данного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

На основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (пункт 4 статьи 2 ЗК РФ).

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7, пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа относятся к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Устава городского округа «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл, утвержденного решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 27 ноября 2019 года № 21-VII (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого Порядка) (далее – Устав городского округа), городское Собрание является постоянно действующим представительным органом местного самоуправления городского округа «Город Йошкар-Ола», представляет интересы населения и принимает решения, действующие на территории городского округа «Город Йошкар-Ола».

В силу пункта 5 части 1 статьи 25 Устава городского округа в той же редакции в числе исключительных полномочий, которые осуществляет городское Собрание, названо определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Аналогичные положения закреплены и в действующей в настоящее время редакции Устава городского округа.

Положением о порядке предоставления земельных участков, находящихся в собственности или ведении муниципального образования «Город Йошкар-Ола», утвержденным решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22 апреля 2015 года № 141-VI, предусмотрено, что Собрание депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» в области земельных отношений, в пределах своей компетенции, осуществляет следующие полномочия: утверждает правила определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности (абзац седьмой пункта 2.2).

Таким образом, Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности МО «Город Йошкар-Ола», утвержденный решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22 декабря 2021 года № 290-VII, и последующие изменения к нему приняты уполномоченным органом местного самоуправления ГО «Город Йошкар-Ола» в рамках установленной компетенции.

Процедура принятия Порядка, установленная Уставом городского округа (в редакции на день принятия Порядка) и Регламентом Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденным решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 26 июня 2020 года № 112-VI, судом проверена, была соблюдена, по этим основаниям нормативный правовой акт не оспаривается.

Решение Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22 декабря 2021 года № 290-VII официально опубликовано в газете «Йошкар-Ола» от 29 декабря 2021 года № 104 (1887) и размещено на официальном сайте Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» в сети «Интернет».

В дальнейшем решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 25 февраля 2022 года № 310-VII в Порядок внесены изменения, вступившие в силу после официального опубликования (газета «Йошкар-Ола» от 2 марта 2022 года № 18 (1905)) и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года (пункт 3 названного решения Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола»).

Процедура внесения изменений в Порядок судом проверена, была соблюдена.

Таким образом, порядок принятия и введения в действие нормативного правового акта, внесения в него изменений был соблюден, по этим основаниям он не оспаривается.

В Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования «Город Йошкар-Ола», в пункте 22 установлены ставки арендной платы (Сап) для каждой территориально-экономической оценочной зоны города Йошкар-Олы. Так, для территориально-экономической оценочной зоны № 4 Сап составляет 58,18 рублей за кв.м (в редакции Порядка от 25 февраля 2022 года). В пункте 24 Порядка установлен корректирующий коэффициент в зависимости от вида использования земельных участков (K), который для вида использования «Освоение земельного участка (со дня заключения договора аренды) свыше десяти лет» составляет 20 (подпункт 3).

Судом установлено, что на основании договора № от с учетом дополнительного соглашения № от ООО «Ваш друг» является арендатором земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: предоставленного ему во временное владение и пользование на срок 49 лет КУМИ администрации ГО «Город Йошкар-Ола», выступающего от имени муниципального образования «Город Йошкар-Ола», для строительства и размещения культурно-коммерческого центра (том 2 л.д. 7-13).

Письмом от 1 марта 2022 года КУМИ администрации ГО «Город Йошкар-Ола» со ссылкой на пункт 35 Порядка (в редакции от 25 февраля 2022 года) уведомило ООО «Ваш друг» об изменении размера арендной платы по договору аренды на 2022 год, указав, что с 1 января 2022 года арендная плата за земельный участок подлежит уплате в размере 1 360 248,40 рублей, рассчитанном с учетом площади земельного участка 1 169,00 кв.м, Сап (в соответствии с номером территориально-экономической зоны 4) в размере 58,18 рублей за кв.м, корректирующего коэффициента К 20 (том 1 л.д. 28).

Как арендатор находящегося в собственности муниципального образования «Город Йошкар-Ола» земельного участка административный истец, в отношении которого при расчете арендной платы на 2022 год применены оспариваемые положения Порядка, вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Согласно пункту 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», которое является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

Одним из таких основных принципов является принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

В подтверждение экономической обоснованности установления ставки арендной платы (Сап) для территориально-экономической зоны города Йошкар-Олы № 4 на 2022 год в размере 58,18 рублей за кв.м административный ответчик и заинтересованное лицо, которое разрабатывало проекты соответствующих нормативных правовых актов, сослались на инфляционные процессы, вызвавшие необходимость увеличения Сап по сравнению уровнем 2021 года, когда Сап для зоны № 4 в соответствии с Порядком, утвержденным решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 25 декабря 2015 года № 258-VI, действовала в размере 50,21 рублей за кв.м (пункт 24 в редакции от 22 ноября 2017 года).

Так, в пояснительной записке к проекту решения о внесении изменений в Порядок указано, что проект разработан в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2021 года № 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», утверждающим основные характеристики федерального бюджета на 2022, 2023 и 2024 годы (том 1 л.д. 83-84).

В решении Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 25 февраля 2022 года № 310-VII «О внесении изменений в Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования «Город Йошкар-Ола», утвержденный Собранием депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22 декабря 2021 года № 290-VII», которым утверждена оспариваемая Сап в размере 58,18 рублей за кв.м, также имеется ссылка на названный Федеральный закон от 6 декабря 2021 года № 390-ФЗ в качестве обоснования принятия городским Собранием указанного решения.

Согласно расчету, представленному административным ответчиком и заинтересованным лицом, ставка арендной платы складывалась и утверждалась с учетом коэффициента инфляции на текущий финансовый год (К тек), которая определяется на основании уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период (в редакции федерального закона, действующей на 1 января текущего года), по формуле: К тек = 1 + У тек/100, где У тек – уровень инфляции, установленный федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период (в редакции федерального закона, действующей на 1 января текущего года).

Исходя из уровня инфляции, Сап для территориально-экономической зоны № 4 составила на 2022 год: 50,21 рублей за кв.м (Сап с 2017 года) х 1,1587 (коэффициенты инфляции с 2018 года) = 58,18 рублей за кв.м.

Таким образом, при установлении оспариваемого размера Сап, по сути, имела место актуализация его размера, действовавшего и применявшегося до 1 января 2022 года, с поправкой на уровень инфляции.

С учетом того обстоятельства, что Сап для территориально-экономической зоны № 4 в размере 50,21 рублей за кв.м действовала с 2017 года, применялась в правоотношениях между арендодателем КУМИ администрации ГО «Город Йошкар-Олы и различными арендаторами земельных участков, принадлежащих муниципальному образованию, в том числе административным истцом, в период ее применения не была оспорена в установленном законом порядке и вопросы по обоснованности ее установления и установления ранее действовавших ставок, которые явились исходными данными, подвергавшимися корректировке в связи с инфляционными процессами, у лиц, участвующих в деле, не возникли, при этом суду представлены документальные сведения, свидетельствующие о том, что в 1991 году проводилась комплексная экономическая оценка городской земли, на основании которой были установлены первоначальные размеры арендной платы за ее использование, суд полагает, что установление в оспариваемом пункте 22 Порядка в редакции от 25 февраля 2022 года ставки арендной платы для территориально-экономической зоны № 4 в размере 58,18 рублей за кв.м произведено административным ответчиком с соблюдением принципа экономической обоснованности.

При этом, вопреки доводам административного истца, в рассматриваемом случае не было допущено нарушения принципа предсказуемости расчета размера арендной платы, понятие которого раскрыто в Основных принципах, и положения пункта 3 статьи 614 ГК РФ.

Так, в силу принципа предсказуемости расчета размера арендной платы в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя; при этом составные части формулы, в соответствии с которой определяется размер арендной платы (за исключением показателя уровня инфляции и кадастровой стоимости), могут изменяться в большую сторону не чаще одного раза в 3 года.

В соответствии с пунктом 3 статьи 614 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год.

Пунктом 3.1 договора аренды муниципального земельного участка, заключенного ООО «Ваш друг», предусмотрено, что арендная плата вносится арендатором равными частями ежеквартально до истечения периода, за который вносится плата. Изменение размера арендной платы арендодателем производится в случае изменения ставок арендной платы и повышающих коэффициентов на территории г. Йошкар-Олы (пункт 3.2 договора).

В соответствии с пунктом 35 Порядка арендная плата подлежит перерасчету и изменению арендодателем в одностороннем порядке, в том числе в связи с изменением порядка определения размера арендной платы - со дня вступления в силу соответствующего нормативного правового акта.

Как следует из материалов дела, фактическое изменение Сап для территориально-экономической зоны города Йошкар-Олы № 4 имело место в 2022 году единожды с учетом придания обратной силы внесенным в Порядок изменениям в соответствии с пунктом 3 решения Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 25 февраля 2022 года № 310-VII и распространения их на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года. Материалами дела также подтверждается, что уведомление об изменении размера арендной платы в 2022 года было направлено административному истцу только один раз – после внесения изменений в Порядок (том 1 л.д. 28).

Таким образом, установление в оспариваемом пункте 22 Порядка (в редакции от 25 февраля 2022 года) Сап для территориально-экономической зоны города Йошкар-Олы № 4 в размере 58,18 рублей за кв.м не является произвольным, не противоречит положениям нормативных правовых актов, имеющим большую юридическую силу.

То обстоятельство, что данным изменениям в соответствии с пунктом 3 решения Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 25 февраля 2022 года № 310-VII придана обратная сила, что, по мнению административного истца, противоречит статье 4 ГК РФ, не является нарушением.

В соответствии с пунктом 3 решения Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 25 февраля 2022 года № 310-VII настоящее решение вступает в силу после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года.

Согласно статье 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Поскольку в самом решении Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 25 февраля 2022 года № 310-VII предусмотрено, что оно распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, придание оспариваемому положению Порядка обратной силы является законным. Требование о признании недействующим пункта 3 решения Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 25 февраля 2022 года № 310-VII административным истцом не заявлено, а анализ содержания изменений в пункт 22 Порядка относительно повышения Сап для территориально-экономической зоны города Йошкар-Олы № 4 с 52,06 рублей (в первоначальной редакции) до 58,18 рублей за кв.м с учетом того обстоятельства, что уведомление об изменении размера арендной платы на 2022 год было направлено ООО «Ваш друг» после внесения изменений в Порядок и в формулу расчета арендной платы уже включена Сап в размере 58,18 рублей за кв.м, не свидетельствует об ухудшении положения общества.

В силу части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет только законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.

Таким образом, оснований для признания недействующим пункта 22 Порядка в оспариваемой административным истцом части суд не усматривает, административный иск в этой части удовлетворению не подлежит.

В отношении подпункта 3 пункта 24 Порядка, который также оспаривается ООО «Ваш друг», поскольку при расчете обществу арендной платы за земельный участок на 2022 год был применен коэффициент, впервые установленный органом местного самоуправления по виду использования земельного участка «освоение земельного участка (со дня заключения договора аренды) свыше десяти лет», суд приходит к следующим выводам.

Как следует из объяснений представителя городского Собрания и КУМИ администрации ГО «Город Йошкар-Ола», установление в Порядке наименования вида использования земельного участка «освоение земельного участка (со дня заключения договора аренды) свыше десяти лет», для которого установлен повышающий коэффициент (К) 20, вызвано тем обстоятельством, что некоторые землепользователи арендованных участков не осваивают их в течение длительного времени, в связи с чем с целью простимулировать таких арендаторов и был введен в нормативный правовой акт такой вид использования земельного участка с заданным коэффициентом. При этом, как установлено в ходе судебного разбирательства, размер К для названного вида использования был установлен законодателем произвольно, без обоснования.

Имеющаяся в материалах дела пояснительная записка председателя КУМИ администрации ГО «Город Йошкар-Ола» к проекту решения городского Собрания от 22 декабря 2021 года № 290-VII свидетельствует о том, что проект подготовлен с целью приведения в соответствии с действующим законодательством определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования «Город Йошкар-Ола», и разработан в соответствии со статьей 39.7 ЗК РФ и Основными принципами (том 1 л.д. 77).

Таким образом, в тексте пояснительной записки к проекту решения Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» обоснование введения коэффициента по виду использования земельного участка «освоение земельного участка (со дня заключения договора аренды) свыше десяти лет» и самого размера этого коэффициента – 20, а также финансово-экономическое обоснование отсутствуют, тогда как соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.

На основании изложенного оспариваемая норма подлежит признанию недействующей вследствие установления произвольности установленного ею правового регулирования без учета объективных условий хозяйственной деятельности.

Кроме того, суд, проверяя законность подпункта 3 пункта 24 Порядка, не будучи в силу части 7 статьи 213 КАС РФ связанным основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, приходит к выводу, что при введении в Порядок оспариваемого положения муниципальным органом был нарушен также принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.

Так, анализ содержания пункта 24 Порядка позволяет утверждать, что он предусматривает действие разных по величине повышающих коэффициентов, приводящее к установлению различного размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, в зависимости от временного периода освоения участка, что свидетельствует о создании дискриминационных условий и нарушает принцип запрета необоснованных предпочтений, поэтому не соответствует Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582.

При таких обстоятельствах оспариваемое положение подлежит признанию судом недействующим.

В силу пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

При определении момента, с которого следует признать подпункт 3 пункта 24 Порядка недействующим, суд учитывает то обстоятельство, что Порядок, в том числе оспариваемое положение, применялся с 1 января 2022 года, о чем, в частности свидетельствует положение пункта 38 Порядка, согласно которому по общему правилу арендная плата вносится арендаторами ежемесячно, в связи с чем, руководствуясь положениями статьи 215 КАС РФ и ранее приведенными разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, подпункт 3 пункта 24 Порядка признается судом недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Во исполнение требования, указанного в пункте 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, суд возлагает на административного ответчика обязанность в месячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу опубликовать текст решения на официальном Интернет-портале городского Собрания и в официальном печатном издании муниципального образования «Город Йошкар-Ола».

В соответствии со статьей 111 КАС РФ расходы по уплате государственной пошлины в размере половины суммы, уплаченной административным истцом при подаче административного искового заявления (том 1 л.д. 4), пропорционально размеру удовлетворенных требований подлежат взысканию с административного ответчика.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административный иск общества с ограниченной ответственностью «Ваш друг» к Собранию депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» удовлетворить в части.

Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу подпункт 3 пункта 24 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования «Город Йошкар-Ола», утвержденного решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22 декабря 2021 года № 290-VII.

В удовлетворении административного иска общества с ограниченной ответственностью «Ваш друг» в части требования о признании недействующим пункта 22 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования «Город Йошкар-Ола», утвержденного решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22 декабря 2021 года № 290-VII (в редакции от 25 февраля 2022 года), в части установления ставки арендной платы для территориально-экономической оценочной зоны города Йошкар-Олы № 4 отказать.

Сообщение о решении подлежит опубликованию на официальном Интернет-портале Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» и в официальном печатном издании муниципального образования «Город Йошкар-Ола» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Ваш друг» в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины 2250 (две тысячи двести пятьдесят) рублей.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Э.И. Салихова

Мотивированное решение составлено 4 июля 2022 года.

Решение22.07.2022