ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-48/202315Д от 15.12.2023 Ивановского областного суда (Ивановская область)

УИД 37RS0005-01-2023-000096-90

Резолютивная часть решения оглашена 15 декабря 2023 г.

Решение в полном объеме изготовлено 22 декабря 2023 г.

Дело № 3а-48/2023 15 декабря 2023 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ивановский областной суд в составе

председательствующего судьи Пластовой Т.В.

при секретаре Разводовой З.Н.,

с участием прокурора Уставщиковой Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ивановского областного суда (г. Иваново, ул. Арсения, дом 3) административное дело по административному исковому заявлению Гундяева Ивана Альбертовича, Шашловой Ольги Станиславовны, Чернецкой Людмилы Александровны, Жукова Алексея Игоревича, Соболева Сергея Витальевича к Совету Ивановского муниципального района Ивановской области о признании недействующими в части Генерального плана Новоталицкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области в редакции решения Совета Ивановского муниципального района № 305 от 28 июля 2022 г. и Правил землепользования и застройки Новоталицкого сельского поселения Ивановского муниципального района в редакции решения Совета Ивановского муниципального района № 306 от 28 июля 2022 г.,

У с т а н о в и л :

Административный истец Гундяев И.А. обратился в суд с административным иском к Совету Ивановского муниципального района Ивановской области о признании недействующим в части Генерального плана Новоталицкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области в редакции решения Совета Ивановского муниципального района № 305 от 28 июля 2022 г.

Административный иск мотивирован тем, что административный истец Гундяев И.А. проживает и зарегистрирован на территории <адрес>

На территории Новоталицкого сельского поселения Ивановского муниципального района Решением Совета Ивановского муниципального района от 28 декабря 2017 г. № 346 утверждён Генеральный план Новоталицкого сельского поселения.

Решением Совета Ивановского муниципального района от 28 июля 2022 г. за № 305 в Генеральный план внесены изменения. Согласно приложения № 1 к решению Совета Ивановского муниципального района № 305 от 28 июля 2022 г. «Изменения в положение о территориальном планировании Новоталицкого сельского поселения» в разделе 3.1 «Развития функционально-планировочной структуры сельского поселения» абзац 8 изложен в новой редакции: «Внести изменения в генеральный план Новоталицкого сельского поселения предусматривает в с. Ново-Талицы изменение функциональной зоны в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: с «жилой зоны» на «промышленную и коммунально-складскую зону».

В силу ч. 1 ст. 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проводятся общественные обсуждения или публичные слушания.

В соответствии с ч. 8 п. 1 ст. 5.1 ГрК РФ оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний: 1) не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации; …

Однако, при проведении процедуры публичных слушаний при принятии оспариваемого истцом нормативного-правового акта представительным органом власти указанные нормы соблюдены не были.

Согласно ч.ч. 18-22 ст. 5.1 ГрК РФ организатор общественных обсуждений или публичных слушаний подготавливает и оформляет протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, а так же заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний.

Из протокола публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний от 20 июля 2022 г. в проект вносятся изменения, ранее одобренные рабочей комиссией по рассмотрению заявлений о внесении изменений в генеральные планы сельских поселений Ивановского муниципального района, озвученные на публичных слушаниях (приложение 2 к протоколу публичных слушаний, состоявшихся 20 июля 2022 г.).

Однако, в приложении 2 к указанному протоколу сведений об изменении функциональной зоны земельных участков с кадастровыми номерами: с «жилой зоны» на «промышленную и коммунально-складскую зону», не имеется, что свидетельствует о том, что данные вопросы на обсуждение не вносились.

По мнению административного истца, органы местного самоуправления при разработке документов территориального планирования должны соблюдать баланс между общественными интересами и правами частных лиц, о чем неоднократно указывал и Конституционный суд РФ, что регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территории в развития и необходимости для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

Истец Гундяев И.А. является жителем <адрес> и принятое решение нарушает его права на благоприятную окружающую среду, поскольку перевод земельных участков из жилой зоны в промышленную ухудшил экологическую обстановку в районе проживания, на промышленной зоне находится круглосуточное производство, от которого исходит резкий запах краски, постоянный шум. Принимая решение об изменении функциональной зоны для земельных участков, ответчик не представил обоснований, что данное решение способствует повышению уровня жизни жителей.

Просил суд с учетом изменений в соответствии со ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), принятых к производству суда протокольным определением суда от 17 ноября 2023 г.:

признать недействующими в части с даты вступления решения суда в законную силу:

Генеральный план Новоталицкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области, утвержденный Советом Ивановского муниципального района Ивановской области от 28 декабря 2017 г. № 346 в редакции решения Совета Ивановского муниципального района Ивановской области № 305 от 28 июля 2022 г. «О внесении изменений в Генеральный план Новоталицкого сельского поселения Ивановского муниципального района» в части раздела 3.1 «Развитие функционально-планировочной структуры сельского поселения» абзаца 8 «Внесение изменений в Генеральный план Новоталицкого сельского поселения предусматривает в с. Ново-Талицы изменение функциональной зоны в отношении земельных участков с кадастровыми номерами с «Жилой зоны» на «Производственную и коммунально-складскую зону»;

Правила землепользования и застройки Новоталицкого сельского поселения, утвержденные Советом Ивановского муниципального района Ивановской области от 28 декабря 2017 г. № 347 в редакции решения Совета Ивановского муниципального района Ивановской области № 306 от 28 июля 2022 г. «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Новоталицкого сельского поселения Ивановского муниципального района в части изменения функциональных (территориальных) зон земельных участков с кадастровыми номерами с «Жилой зоны» на «Производственную и коммунально-складскую зону».

К участию в деле в качестве соистцов протокольным определением суда от 22 ноября 2023 г. были привлечены: Шашлова О.С., Чернецкая Л.А., Жуков А.И., Соболев С.В.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц протокольным определением суда от 30 октября 2023 г. были привлечены: Администрация Ивановского муниципального района, Глава Администрации Ивановского муниципального района Низов С.В.

В судебном заседании административные истцы: Гундяев И.А., Шашлова О.С., их представители по доверенности Володина В.В. и Перепечина М.В., представители административных истцов: Чернецкой Л.А., Жукова А.И., Соболева С.В. по доверенностям Володина В.В. и Перепечина М.В. поддержали заявленные административные исковые требования с учетом их уточнения, с учетом письменных и устных пояснений данных в судебных заседаниях (т.1л.д.3-6,т.2л.д.158-164,т.3л.д.119-123).

Представитель административного ответчика Совета Ивановского муниципального района и заинтересованных лиц: Администрации Ивановского муниципального района, Главы Администрации Ивановского муниципального района Низова С.В. - Ратникова Н.Е., действующая на основании доверенностей, считала заявленные требования не подлежащими удовлетворению, по мотивам, изложенным в возражениях на административное исковое заявление; указывала на отсутствие нарушений в проведении процедуры принятия оспариваемых истцами нормативных правовых актов, отсутствие противоречий между оспариваемыми нормативными правовыми актами и иным законодательством, а также недоказанность нарушения прав и законных интересов административных истцов, в связи с принятием оспариваемых решений. Указывала, что в целях развития сельского поселения, поступления в бюджет района налоговых отчислений и было принято решение об изменении функциональной зоны земельных участков (т.1л.д.36-45, т.2л.д.155-157).

Представитель заинтересованного лица Одегова И.Н. по доверенности Скороходов А.В. считал заявленные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, считал об отсутствии нарушений в принятии оспариваемых нормативных правовых актов. Указал, что Одегов И.Н. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: . В виду того, что Одегов И.Н. занимается производством спортивных товаров (поплавков), то он принял решение данные земельные участки использовать для производства, в связи с чем, подготовил проект внесения изменений в Генеральный план Новоталицкого сельского поселения и обратился в Администрацию Ивановского муниципального района для внесения соответствующих изменений. Впоследствии к проекту присоединились Коновалов С.Н. и Холодов Е.В. Считал, что функциональные зоны земельных участков были приведены в соответствии с их фактическим использованием, исходя из положительного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» санитарно-защитная зона производственного объекта составляет 0 м.

Административные истцы: Чернецкая Л.А., Жуков А.И., Соболев С.В., извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания в судебное заседание не явились, поручили ведение дела своим представителям.

Заинтересованные лица Коновалов С.Н., Холодов Е.В., извещенные надлежащим образом о дне, месте и времени слушания дела в судебное заседание не явились, о причинах неявки в суд не сообщили, об уважительности причин неявки не сообщали.

Суд в соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ рассмотрел дело при данной явке лиц, участвующих в деле.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, заслушав заключение прокурора Уставщиковой Д.А., полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с частью 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу положений части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Из материалов дела следует и судом установлено, что Решением Совета Ивановского муниципального района от28 декабря 2017 г. № 346 утвержден Генеральный план Новоталицкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области. Решением Совета Ивановского муниципального района от28 декабря 2017 г. № 347 утверждены Правила землепользования и застройки Новоталицкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области.

Генеральный план сельского поселения включает в себя, в том числе: Положение о территориальном планировании, графическую часть, материалы по обоснованию генерального плана, карту функциональных зон поселения и т.д. Правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе: градостроительные регламенты, карту градостроительного зонирования и т.д. Указанными Правилами определены виды территориальных зон, которые могут отображаться на карте градостроительного зонирования поселения, к видам территориальных зон относятся в том числе: жилые зоны: а) многоэтажной жилой затройки-ЖЗ-2; б) среднеэтажной жилой застройки ЖЗ-3; в) малоэтажной жилой застройки ЖЗ-4; г) индивидуальной жилой застройки ЖЗ-5; ПР-1 зона промышленности; ПР-2 зона коммунально-складского назначения и т.д.

В градостроительных регламентах, являющихся приложением к Правилам, указаны основные виды и параметры разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства для территориальных зон.

Решением Совета Ивановского муниципального района Ивановской области № 305 от 28 июля 2022 г. «О внесении изменений в Генеральный план Новоталицкого сельского поселения Ивановского муниципального района» в части раздела 3.1 «Развитие функционально-планировочной структуры сельского поселения» абзац 8 были внесены изменения в Генеральный план Новоталицкого сельского поселения, которые предусматривают в с. Ново-Талицы изменение функциональной зоны в отношении земельных участков с кадастровыми номерами с «Жилой зоны» на «Производственную и коммунально-складскую зону». В связи с внесением изменений в Генеральный план Новоталицкого сельского поселения, Решением Совета Ивановского муниципального района № 306 от 28 июля 2022 г. внесены изменения в Правила землепользования и застройки Новоталицкого сельского поселения в карту градостроительного зонирования в части изменения функциональной зоны в отношении земельных участков с кадастровыми номерами с «Жилой зоны» на «Промышленную и коммунально-складскую зону» (т.1л.д.46-76, т.2л.д.191-196).

Из положений пункта 20 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что утверждение (изменения) генерального плана, правил землепользования и застройки сельского поселения является вопросом местного значения соответствующего муниципального района, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и сельского поселения решение этого вопроса не закреплено за сельским поселением.

Полномочие Совета Ивановского муниципального района по утверждению Генеральных планов сельских поселений, Правил землепользования и застройки закреплено в Уставе Ивановского муниципального района, принятом решением Ивановского районного Совета от 30.06.2010 № 47 (в редакции от 31 августа 2023 г.)

Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты с соблюдением компетенции, в пределах предоставленных полномочий и в той форме, в которой ответчик вправе принимать подобные правовые акты, также они опубликованы в установленном порядке в Информационном бюллетене «Сборник нормативных правовых актов Ивановского муниципального района № 14 (288) от 05 августа 2022 г. (т.1л.д.85-88,т.2л.д.217-224).

Из материалов дела так же следует, что административные истцы имеют на праве собственности земельные участки и расположенные на них индивидуальные жилые строения, находящиеся на территории Новоталицкого сельского поселения Ивановского муниципального района:

Шашлова О.С. – кадастровый <адрес> (т.3л.д.26-35);

Чернецкая Л.А. кадастровый <адрес> (т.3л.д.19-23);

Жуков А.И. кадастровый <адрес> (т.3л.д.38-40);

Соболев С.В. кадастровый <адрес> (т.3л.д.13-16);

Гундяев И.А. проживает в <адрес> (т.1л.д.3,35,т.2л.д.153-154).

Указанные земельные участки расположены непосредственно вблизи земельных участков с кадастровыми номерами:

– собственник Одегов И.Н. (т.2л.д.176-183);

– собственники Холодов Е.В. и Коновалов С.Н. по 1/2 доли в праве общей долевой собственности каждый (т.2л.д.185-189,201-202), по которым была изменена функциональная зона с «жилой зоны» на «промышленную и производственно-складскую зону».

Из пояснений административных истцов Гундяева И.А., Шашловой О.С., представителей административных истцов Володиной В.В. и Перепечиной М.В. следует, что внесение в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Новоталицкого сельского поселения в части изменения функциональной зоны земельных участков с кадастровыми номерами: с «Жилой зоны» на «промышленную и коммунально-складскую зону», нарушает права и законные интересы административных истцов, в том числе на благоприятную окружающую среду, комфортные условия проживания, в виду размещения промышленных объектов, так же полагают о нарушении процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов.

Таким образом, изменение функциональной зоны земельных участков с «жилой зоны» на «промышленную и коммунально-складскую зону», в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки в отношении обозначенной территории (Новоталицкое сельское поселение) затрагивает интересы административных истцов, как субъектов отношений, регулируемых оспариваемым правовым актом.

С учетом изложенного, Гундяев И.А., Шашлова О.С., Чернецкая Л.А., Жуков А.И. и Соболев С.В. являются субъектами спорных правоотношений и имеют право на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании в части решений Совета Ивановского муниципального района от 28 июля 2022 г. № 305 и № 306 «О внесении изменений в Генеральный план Новоталицкого сельского поселения Ивановского муниципального района» и «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Новоталицкого сельского поселения Ивановского муниципального района» соответственно.

Представитель административного ответчика Совета Ивановского муниципального района и заинтересованных лиц Администрации Ивановского муниципального района, Главы Администрации Ивановского муниципального района - Ратникова Н.Е. указывала на то, что оспариваемые решения приняты в рамках полномочий представительного органа местного самоуправления, процедура принятия решений нарушена не была.

Согласно пункта «в» части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта.

Исполняя названные требования процессуального закона, суд, проанализировав представленные в материалы дела административным ответчиком доказательства, приходит к выводу о нарушении процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов.

Статьей 3 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

Согласно пункта 20 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, утверждение генерального плана и правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения соответствующего муниципального района, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Генеральный план является документом территориального планирования муниципального образования, а в рассматриваемом случае сельского поселения, который утверждается представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального района (пункт 1 части 3 статьи 8, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).

Согласно пунктам 6, 7 статьи 1 ГрК РФ, в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.

Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса.

Статья 2 Устава Ивановского муниципального района Ивановской области, принятого решением Ивановского районного Совета от 30 июня 2010 N 47, предусматривает, что Совет Ивановского муниципального района - представительный орган местного самоуправления Ивановского муниципального района, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени муниципальные правовые акты, действующие на территории района.

К вопросам местного значения Ивановского муниципального района относятся, в том числе: утверждение генеральных планов сельских поселений, правил землепользования и застройки, их изменение (ст. 5 Устава).

Согласно ст. 9 Устава, в систему правовых актов Ивановского муниципального района входят: … 2) решения Совета Ивановского муниципального района;…

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, … подлежат официальному опубликованию в газете "Наше слово" или Информационном бюллетене "Сборник нормативных актов Ивановского муниципального района" и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (ст. 8 Устава).

Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского округа определен статьей 24 ГрК РФ, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 ГрК РФ и осуществление его подготовки в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ, а также с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса.

Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки и их утверждения регламентирован статьями 31 и 32 ГрК РФ, порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки статьей 33 Кодекса. Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 ГрК РФ (часть 1 статьи 33 ГрК РФ).

Процедура внесения изменений в правила землепользования и застройки предусматривает ряд последовательных действий, включающих, в частности, принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта изменений в правила землепользования и застройки, опубликование сообщения о принятии такого решения, проверку проекта на соответствие требованиям технических регламентов и документов территориального планирования, проведение общественных обсуждений в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования в соответствии со статьями 5.1 и 28 ГрК РФ и частями 13 и 14 статьи 31 ГрК РФ. Аналогичные процедуры предусмотрены и при внесении изменений в генеральный план.

Во исполнение положений федерального законодательства в Ивановском муниципальном районе приняты следующие нормативные правовые акты:

Решение Совета Ивановского муниципального района от 27 июня 2019 г. № 578 «Об утверждении Положения о порядке подготовки и утверждения генеральных планов сельских поселений, входящих в состав Ивановского муниципального района, и о порядке подготовки изменений и внесения их в генеральные планы» (далее Решение № 578);

Решение Совета Ивановского муниципального района от 28 июня 2018 г. № 439 «Об утверждении Положения об организации и проведении публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории Ивановского муниципального района» (далее Решение №439);

Постановление Администрации Ивановского муниципального района от 20 марта 2017 г. № 427 «О порядке рассмотрения заявлений о внесении изменений в генеральные планы сельских поселений Ивановского муниципального района» (вместе с «Положением о рабочей комиссии по рассмотрению заявлений о внесении изменений в генеральные планы сельских поселений Ивановского муниципального района») (далее Постановление № 427).

Согласно Решению № 578 в случае необходимости внесения изменений в генеральный план поселения ранее установленного срока и при отсутствии в бюджете финансовых средств, подготовка Проекта может осуществляться за счет средств заинтересованного лица. Предварительно предложения о внесении изменений в генеральный план подлежат рассмотрению рабочей комиссией, которая принимает одно из решений, предусмотренных п. 8 раздела 3 настоящего Положения: о целесообразности принятия предложения о внесении изменений в генеральный план и о нецелесообразности принятия предложения о внесении изменений в генеральный план. При этом, к заявлению, содержащему предложения о внесении изменений в генеральный план прилагаются следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок…; обоснование необходимости внесения изменений в генеральный план …

Из материалов дела следует, что 01 апреля 2022 г. Одегов Н.И. обратился в администрацию Ивановского муниципального района с заявлением, в котором просил внести изменения в генеральный план Новоталицкого сельского поселения в части изменения функциональной зоны земельных участков с кадастровыми номерами: , с зоны индивидуальной жилой застройки на производственную и коммунально-складскую зону, указывал, что проект будет разработан за счет собственных средств и будет предоставлен проект санитарно-защитной зоны (т.1л.д.146,148). Одеговым И.Н. был представлен соответствующий проект (т.3л.д.93 диск).

Однако, в текстовых материалах по обоснованию внесения изменений в генеральный план содержится лишь то, что проект предусматривает в с. Ново-Талицы изменение функциональной зоны в отношении земельных участков с кадастровыми номерами с «Жилой зоны» на «Производственную и коммунально-складскую зону (стр.5 проекта), при этом обоснование необходимости внесения изменений в генеральный план, указанный проект не содержит.

Заявление Одегова Н.И. рассматривалось на заседании рабочей комиссии по рассмотрению заявлений изменений в генеральные планы сельских поселений Ивановского муниципального района 13 апреля 2022 г. (т.1л.д.127-145,140), рабочей комиссией было принято решение о возможности изменения функциональной зоны вышеуказанных земельных участков, принадлежащих Одегову Н.И., расположенных по адресу: <адрес>, с жилой зоны на зону производственную и коммунально-складскую зону и принятии решения о подготовке внесения изменений в генеральный план Новоталицкого сельского поселения.

Так же 13 апреля 2022 г. состоялось заседание комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки сельских поселений, входящих в состав Ивановского муниципального района, на котором было принято решение (заключение) о рекомендации главе Ивановского муниципального района принять решение о внесении изменений в правила землепользования и застройки (далее ПЗЗ) Новоталицкого сельского поселения (т.2л.д.197-199).

Постановлениями главы Ивановского муниципального района от 13 апреля 2022 г. за № 481 и № 482 «О подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план…» и «О подготовке проекта «О внесении изменений в ПЗЗ…» определено осуществить подготовку проекта внесения изменений в генеральный план и ПЗЗ, Управлению координации земельных отношений организовать работу по подготовке проекта. Постановления опубликованы в Информационном бюллетене «Сборник нормативных актов Ивановского муниципального района» официальное издание № 7 от 20 апреля 2022 г. (т.1л.д.91-92, т.2л.д.200-202).

То есть согласно вышеуказанных решений и постановлений в проект изменений в генеральный план и ПЗЗ вносились изменения лишь в части земельных участков Одегова И.Н.

В соответствии с Решением № 578 в случае разработки Проекта заинтересованным лицом за счет собственных финансовых средств прием предложений иных заинтересованных лиц о внесении изменений в генеральный план не осуществляется (раздел 4 п. 6).

Вместе с тем, впоследствии 03 июня 2022 г. от заинтересованных лиц Коновалова С.Н. и Холодова Е.В. в Администрацию Ивановского муниципального района поступили заявления, в которых заявители просили внести изменения в генеральный план Новоталицкого сельского поселения в части изменения функциональной зоны земельных участков с кадастровым номером на производственную и коммунальное складскую зону, в заявлениях указывали, что готовы разработать проект за счет собственных средств (т.1л.д.150-151).

Заявления Коновалова С.Н. и Холодова Е.В. рассматривались на заседании рабочей комиссии по рассмотрению заявление о внесении изменений в генеральные планы 07 июня 2022 г., рабочей комиссией было принято решение о возможности изменить функциональную зону земельных участков с кадастровым номером на производственную и коммунально-складскую зону, при условии сокращения санитарно-защитной зоны (т.1л.д.108-126).

Как следует из пояснений представителя административного ответчика, заявителями Коноваловым С.Н. и Холодовым Е.В. впоследствии был разработан совместный с Одеговым И.Н. Проект внесения изменений в генеральный план (т.3л.д.93 диск). Однако, в текстовых материалах по обоснованию внесения изменений в генеральный план (объединённый проект) вновь не содержалось обоснование необходимости внесения изменений в генеральный план в части изменения функциональной зоны земельных участков с кадастровыми номерами с «Жилой зоны» на «Производственную и коммунально-складскую зону» (стр.5 проекта).

Суд так же учитывает, что дополнительно Главой администрации Ивановского муниципального района не выносилось постановления о подготовке дополнительного проекта внесения изменении в генеральный план и ПЗЗ с учетом принятия рабочими комиссиями решения о таком изменении.

С доводами представителя заинтересованного лица Одегова И.Н. о том, что данными изменениями в генеральный план и ПЗЗ были приведены в соответствие фактическое использование земельного участка и их функциональные зоны, суд согласиться не может, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, ранее земельные участки с кадастровыми номерами ) в соответствии с генеральным планом и ПЗЗ Новоталицкого сельского поселения относились к жилой зоне (ЖЗ-5 зона индивидуальной жилой застройки).

Для газификации индивидуальных жилых домов в <адрес> разрабатывался проект планировки территории с проектом межевания территории в его составе для газификации жилых домов (т.2л.д.172-178).

Из актов выездного обследования Управления координации земельных отношений от 28 сентября 2022 г., фотоматериалов (т.2л.д.63-87,165) следует, что на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> центральной его части расположено трехэтажное кирпичное здание с назначением жилой дом; на земельном участке с кадастровым номером (<адрес>) в центральной его части расположено трехэтажное кирпичное здание с назначением жилой дом; на земельном участке с кадастровым номером (<адрес>) расположено строение вспомогательного характера; на земельном участке с кадастровым номером (<адрес>) строения отсутствуют; на земельном участке с кадастровым номером (<адрес>) установлен бетонный фундамент.

Суд так же учитывает, что в производстве Арбитражного суда Ивановской области имеется дело № А17-6420/2023 (т.2л.д.169-170 т.3л.д.111-118), в котором ИП Одегов И.Н. оспаривает отказ Управления координации земельных отношений Администрации Ивановского муниципального района об отказе в переводе жилого помещения, расположенного на земельном участке с кадастровым номером в нежилое.

Как неоднократно указывал в своих определениях Конституционный Суд Российской Федерации, регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (Постановление от 28 марта 2017 года N 10-П; Определения от 6 ноября 2003 года N 387-0, от 15 июля 2010 года N 931-0-0 и от 25 февраля 2016 года N 242-0).

С учетом этих конституционно значимых целей законодательство о градостроительной деятельности, состоящее из Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также из других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, которые не могут противоречить данному Кодексу, регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (статья 3 и часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Исходя из общих принципов градостроительного законодательства, требующих обязательного учета мнения населения при принятии градостроительных решений, Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает проведение публичных слушаний по ряду вопросов градостроительной деятельности с участием заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, того или иного градостроительного решения (статьи 2, 5.1 и 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 5 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов: 1) оповещение о начале публичных слушаний;2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях;4) проведение собрания или собраний участников публичных слушаний;5) подготовка и оформление протокола публичных слушаний;6) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.

Как следует из пункта 1 части 8 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний производится не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации.

Частью 16 приведенной статьи определено, что организатором общественных обсуждений или публичных слушаний должен быть обеспечен равный доступ к проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, всех участников общественных обсуждений или публичных слушаний (в том числе путем предоставления при проведении общественных обсуждений доступа к официальному сайту, информационным системам в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) помещениях органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций).

В части 24 этой же статьи предусмотрено, что порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам, официальный сайт и (или) информационные системы, требования к информационным стендам, на которых размещаются оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, форма оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний определяются уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Аналогичные положения содержатся в частях 4 и 5 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Таким образом, приведенные положения призваны обеспечить каждому заинтересованному лицу возможность выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учет мнения участников публичных слушаний, в том числе путем предоставления возможности довести до сведения уполномоченного органа свое мнение по соответствующему вопросу, при этом результаты публичных слушаний носят для органов местного самоуправления только рекомендательный характер.

Из анализа изложенных правовых норм усматривается, что подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации проект решения, подлежащий рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях. В зависимости от даты опубликования проекта решения, подлежащего обсуждению на общественных слушаниях, производится оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний: не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Между тем, из материалов дела следует, что оповещения о проведении публичных слушаний о внесении изменений в Генеральный план Новоталицкого сельского поселения и ПЗЗ, в которых доводилась информация о том, что информационные материалы по теме публичных слушаний представлены на экспозиции по адресу: на официальном сайте Ивановского муниципального района – градостроительное зонирование и территориальное планирование – Новоталицкое сельское поселение – проект внесения изменений в генеральный план и ПЗЗ: по адресу: г. Иваново, ул. Постышева, дом 46; экспозиция открыта с 05 июля 202 г. по 20 июля 2022 г., были опубликованы в Информационном бюллетене «Сборник нормативных актов Ивановского муниципального района» официальное издание № 12 (86) от 05 июля 2022 г. (т.1л.д.98-99,т.2л.д.206-209)

В этом же Информационном бюллетене № 12 от 05 июля 2022 г. были опубликованы и Постановление Главы Ивановского муниципального района № 59 и № 60 от 24 июня 2022 г. «О назначении публичных слушаний по проекту внесения изменений в генеральный план Новоталицкого сельского поселения и Правила землепользования и застройки, соответственно (т.1л.д.95-96,т.2л.д.203-205).

То обстоятельство, что и оповещение о начале публичных слушаний и соответствующие постановления были размещены в Информационном бюллетене 05 июля 2022 г., сторонами по делу не оспаривалось, подтверждено так же сопроводительным письмом от 05 июля 2022 г. № 4165, имеющемся в материалах дела (т.1л.д.100).

Таким образом, не соблюден установленный пунктом 1 части 8 статьи 5.1 ГрК РФ срок, поскольку проект нормативного правового акта не был размещен на официальном сайте Администрации Ивановского муниципального района или иным установленным муниципальным правовым актом способом не был доведен до сведения жителей муниципального образования до даты проведения общественных обсуждений.

Согласно письма Главе Новоталицкого сельского поселения от Администрации Ивановского муниципального района от 29 июня 2022 г. № 4021, с целью доведения до населения информации о содержании предмета публичных слушаний Администрация просила разместить на информационных стендах, оборудованных около здания Администрации сельского поселения, вышеуказанные документы (т.1л.д.101).

Из показаний допрошенного в качестве свидетеля ФИО1. следует, что возле здания Администрации Новоталицкого сельского поселения отсутствуют информационные стенды. Оснований не доверять показаниям данного свидетеля у суда не имеется. (т.3л.д.106-110).

Наличие информационных стендов, расположенных в иных районах Новоталицкого сельского поселения, подтверждается материалами дела (т.3л.д.80-92).

Доказательств размещения на стендах вышеуказанного оповещения материалы дела не содержат.

С учетом изложенного, имеются достаточные основания для вывода о нарушении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, предусмотренной пунктом 1 части 8 статьи 5.1 ГрК РФ.

В Решении № 439 пунктом 2.7 предусмотрено, что оповещение о начале публичных слушаний: 1) не позднее чем за семь календарных дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.

Согласно п. 2.4 Решения № 439 проект муниципального правового акта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, а так же информационные, аналитические материалы, относящиеся к теме публичных слушаний, размещаются на официальном сайте в срок не менее чем за 10 календарных дней до дня из проведения.

В течение всего периода размещения в соответствии с пунктом 2 части 4 и пунктом 2 части 5 статьи 5.1 ГрК РФ статьи проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях и информационных материалов к нему, проводятся экспозиция или экспозиции такого проекта (часть 6 статьи 5.1 ГрК РФ).

Из оповещений о проведении публичных слушаний следует, что информационные материалы по теме публичных слушаний представлены на экспозиции по адресу: на официальном сайте Ивановского муниципального района – градостроительное зонирование и территориальное планирование – Новоталицкое сельское поселение – проект внесения изменений в генеральный план и Правила землепользования и застройки.

Вместе с тем, согласно пояснениям представителя административного ответчика и заинтересованного лица Ратниковой Н.Е. информационные материалы, размещенные на официальном сайте Администрации Ивановского муниципального района за истечением времени удалены, в связи с чем, суду не представилось возможным определить объем представленных информационных материалов. В тексте самого оповещения о проведении публичных слушаний отсутствует информация о перечне информационных материалов к проекту внесения изменений в Генеральный план и ПЗЗ, в том числе картографических, текстовых и пр. В связи с чем, определить предмет носимых изменений не представляется возможным.

Согласно ст. 31 ГрК РФ общественные обсуждения или публичные слушания по проектам генеральных планов поселений, правил землепользования и застройки проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи.

В соответствии с частью 18 статьи 5.1 ГрК РФ организатор общественных обсуждений или публичных слушаний подготавливает и оформляет протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, в котором указываются дата оформления протокола общественных обсуждений или публичных слушаний; информация об организаторе общественных обсуждений или публичных слушаний; информация, содержащаяся в опубликованном оповещении о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, дата и источник его опубликования; информация о сроке, в течение которого принимались предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний, о территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания; все предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений или публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений или публичных слушаний.

В соответствии с частями 21 и 22 статьи 5.1 ГрК РФ на основании протокола общественных обсуждений или публичных слушаний организатор общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний. В заключении о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний должны быть указаны, в том числе наименование проекта, рассмотренного на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, сведения о количестве участников общественных обсуждений или публичных слушаний, которые приняли участие в общественных обсуждениях или публичных слушаниях; содержание внесенных предложений и замечаний участников общественных обсуждений или публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений или публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений или публичных слушаний. В случае внесения несколькими участниками общественных обсуждений или публичных слушаний одинаковых предложений и замечаний допускается обобщение таких предложений и замечаний; аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений или публичных слушаний о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний и выводы по результатам общественных обсуждений или публичных слушаний.

Однако, представленные протоколы публичных слушаний от 20 июля 2022 г. по проекту внесения изменений в генеральный план Новоталицкого сельского поселения и Правила землепользования и застройки, а так же заключения по ним, вышеназванным нормам не соответствует.

Так, согласно протоколу публичных слушаний от 20 июля 2022 г. (т.1л.д.103-106) комиссия по подготовке проектов Правил землепользования и застройки сельских поселений, входящих в состав Ивановского муниципального района, уполномоченная на проведение публичных слушаний, озвучила предметы проекта. Проектом предусмотрено изменение границ функциональных зон в с. Ново-Талицы. В проект вносятся изменения, ранее одобренные рабочей комиссией по рассмотрению заявлений о внесении изменений в генеральные планы сельских поселений Ивановского муниципального района, озвученные на публичных слушаниях (приложение 2 к протоколу публичных слушаний, состоявшихся 20 июля 2022 г.).

При этом, согласно приложения 2 к протоколу публичных слушаний от 20 июля 2022 г. среди обращений, одобренных рабочей комиссией по рассмотрению заявлений о внесении изменений в генеральные планы сельских поселений Ивановского муниципального района, в нем отсутствуют обращения одобренные рабочей комиссией по заявлениям Одегова И.Н., Коновалова С.Н. и Холодова Е.В. об изменении функциональной зоны земельных участков с жилой зоны на производственную и коммунально-складскую зону (т.1л.д.106).

Аналогично, и по протоколу публичных слушаний от 20 июля 2022 г. по проекту «О внесении изменений в ПЗЗ Новоталицкого сельского поселения», в указанном протоколе публичных слушаний указано, что комиссия по подготовке проектов Правил землепользования и застройки сельских поселений, входящих в состав Ивановского муниципального района, уполномоченная на проведение публичных слушаний озвучила предметы Проекта, пунктом 3 которого указано, что Проектом предусмотрено внесение изменений в карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки: привести ее в соответствие с проектом внесения изменений в Генеральный план Новоталицкого сельского поселения. Однако, указанный протокол публичных слушаний не содержит указание на предмет Проекта, который обсуждался, а именно: изменение функциональной зоны земельных участков с «жилой зоны на производственную и коммунально-складскую зону» (т.2л.д.210-212).

В заключении о результатах публичных слушаний по проекту внесения изменений в генеральный план, состоявшихся 20 июля 2022 г. отражены выводы и рекомендации по проведению публичных слушаний по проекту, а именно: комиссия пришла к выводу о целесообразности учета предложений по проекту, внесенного ФИО2 изменить функциональную зону территории в юго-западной части <адрес>, в которой расположен земельный участок с кадастровым номером с «зоны природных территорий» на «жилую зону»; рекомендовать Главе Ивановского муниципального района рассмотреть проект с учетом предложения ФИО2 поскольку земельный участок с кадастровым номером имеет вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства»; о направлении проекта Главы Ивановского муниципального района для принятия решения (т.1л.д.147-148).

То есть как видно из заключения о результатах публичных слушаний в выводах и рекомендациях опять отсутствует указание на то, что на публичных слушаниях рассматривались вопросы внесения изменений в функциональные зоны земельных участков с «жилой зоны» на «промышленную и коммунально-складскую зону». А ссылка на то, что в проект вносятся изменения, ранее одобренные рабочей комиссией по рассмотрению заявлений о внесении изменений в генеральные планы сельских поселений Ивановского муниципального района, озвученные на публичных слушаниях (приложение 2 к протоколу публичных слушаний, состоявшихся 20 июля 2022 г.), опять же не содержит сведений о предмете проекта, а именно изменение функциональной зоны земельных участков с «жилой зоны» на «промышленную и коммунально-складскую зону».

Аналогично, и по заключению о результатах публичных слушаний от 20 июля 2022 г. по проекту «О внесении изменений в ПЗЗ Новоталицкого сельского поселения…», в выводах и рекомендациях которого комиссия пришла к выводу о возможности утверждения проекта; о направлении Проекта Главе Ивановского муниципального района для принятия решения. В заключении по результатам публичных слушаний отсутствует указание на предмет Проекта, который обсуждался, а именно: изменение функциональной зоны земельных участков с «жилой зоны на производственную и коммунально-складскую зону» (т.2л.д.214-216).

Следовательно, протоколы общественных слушаний и заключения по ним не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним положениями ст. 5.1 ГрК РФ, поскольку не позволяют определить тот предмет Проекта, по которому и были проведены общественные слушания и приняты соответствующие заключения.

Принятие решения представительным органом власти производится с учетом протокола публичных слушаний по проекту и заключения о результатах публичных слушаний (ст. 24, 46 ГрК РФ).

Согласно ч. ч. 12, 13 ст. 24 ГрК РФ протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, … соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, … Представительный орган местного самоуправления поселения, … с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, … на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением.

В виду отсутствия в протоколах публичных слушаний и заключениях к результатам публичных слушаний раскрытия предмета Проекта о внесении изменений в генеральный план и ПЗЗ (в части изменения функциональных зон конкретных земельных участков), принятие Советом Ивановского муниципального района Ивановской области Решений 28 июля 2022 г. № 305 и № 306 «О внесении изменений в Генеральный план …» и «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки» соответственно, нельзя признать обоснованным.

Исходя из положений статей 5.1, 28, 31 ГрК РФ целью публичных слушаний является обеспечение возможности каждому заинтересованному лицу выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учет мнения участников публичных слушаний, в том числе путем предоставления возможности довести до сведения уполномоченного органа свое мнение по соответствующему вопросу. Следовательно, нарушение положений градостроительного законодательства, ставящее под сомнение достижение указанных целей, свидетельствует о существенном нарушении процедуры принятия нормативного правового акта и влечет признание его недействующим.

Доводы представителя административного ответчика о том, что на публичных слушаниях 20 июля 2022 г. рассматривался вопрос о внесении изменений в генеральный план и ПЗЗ, а именно об изменении функциональной зоны земельных участков с кадастровыми номерами с «жилой зоны» на «промышленную и коммунально-складскую зону», о чем свидетельствует текст протокола публичных слушаний от 20 июля 2022 г., судом во внимание приняты быть не могут, поскольку из буквального прочтения текста протокола публичных слушаний от 20 июля 2022 г. этого не следует. Наоборот из буквального прочтения текста протокола от 20 июля 2022 г. следует, что на публичных слушаниях озвучивались лишь изменения по приложению № 2 к протоколу, в которых, как указывал суд выше, отсутствуют предложения об изменении функциональной зоны спорных земельных участков.

Доводы представителя административного ответчика о том, что истцами пропущен срок обращения в суд, предусмотренный ст. 219 КАС РФ, судом во внимание также не принимаются, поскольку согласно части 6 статьи 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Суд не может согласиться с доводами представителя административного ответчика о том, что оспариваемые истцами решения, а именно изменения, внесенные в Генеральный план и Правила землепользования и застройки не нарушают прав и законных административных истцов, без соответствующего обоснования, по следующим основаниям.

Суд учитывает, что законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципах обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий. Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений статьи 2 ГрК РФ, направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Поэтому, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы государственной власти и местного самоуправления при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно без объективного и разумного обоснования, должны соблюдать баланс частных и публичных интересов, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, которые, как указывал в решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Правовое регулирование градостроительной деятельности, осуществляемое в целях устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1 статьи 2 Градостроительного кодекса РФ) предусматривает необходимость соотнесения законных интересов лиц, основанных, в том числе на существующем землепользовании, и интересов публичных образований, возникающих в ходе принятия градостроительных решений, обеспечивающих потребности общества в целом (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания (определения от 15 июля 2010 года N 931-О-О, от 25 февраля 2016 года N 242-О, от 19 декабря 2017 года N 3076-О, от 19 декабря 2019 года N 3498-О и др.).

Таким образом, для гармоничного развития территорий задача органов местного самоуправления при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц.

Суд учитывает, что с принятием оспариваемых Решений о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Новоталицкого сельского поселения в виде изменения функциональной зоны земельных участков с кадастровым номерами с «жилой зоны» на «промышленную и коммунально-складскую зону» собственники данных земельных участков имеют возможность осуществлять на них промышленную деятельность с учетом установленной функциональной зоны, при том, что вокруг данных земельных участков расположена зона «жилой застройки» ЖЗ-5 (зона индивидуальной жилой застройки). При том, что обоснования изменения функциональной зоны, как указывал суд ранее, представленные материалы по такому изменению не содержат.

Как установлено пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Принимая во внимание применение оспариваемых нормативных правовых актов после их издания (обращение ИП Одегова И.Н. в Арбитражный суд Ивановской области), с учетом мнения административных истцов, суд считает, что оспариваемые нормативные правовые акты необходимо признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемых истцами нормативных правовых актов была нарушена процедура принятия, и вопреки доводам представителя административного ответчика, внесенные изменения влекут нарушения прав административных истцов, в связи с чем, с учетом мнения истцов о признании недействующими оспариваемые нормативные правовые акты с момента вступления решения суда в законную силу, суд признает недействующими с момента вступления в законную силу решения суда в части: Генеральный план Новоталицкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области, утвержденный Советом Ивановского муниципального района Ивановской области от 28 декабря 2017 г. № 346 в редакции решения Совета Ивановского муниципального района Ивановской области № 305 от 28 июля 2022 г. «О внесении изменений в Генеральный план Новоталицкого сельского поселения Ивановского муниципального района» в части раздела 3.1 «Развитие функционально-планировочной структуры сельского поселения» абзаца 8 «Внесение изменений в Генеральный план Новоталицкого сельского поселения предусматривает в с. Ново-Талицы изменение функциональной зоны в отношении земельных участков с кадастровыми номерами с «Жилой зоны» на «Производственную и коммунально-складскую зону»; Правила землепользования и застройки Новоталицкого сельского поселения, утвержденные Советом Ивановского муниципального района Ивановской области от 28 декабря 2017 г. № 347 в редакции решения Совета Ивановского муниципального района Ивановской области № 306 от 28 июля 2022 г. «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Новоталицкого сельского поселения Ивановского муниципального района в части изменения функциональных (территориальных) зон земельных участков с кадастровыми номерами с «Жилой зоны» на «Производственную и коммунально-складскую зону».

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Ивановского муниципального района сети Интернет - www.ivrayon.ru и информационном бюллетене "Сборник нормативных актов Ивановского муниципального района".

Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В силу ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

С учетом изложенного с Совета Ивановского муниципального района в пользу административных истцов Гундяева И.А., Жукова А.И., Соболева С.В. подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины при предъявлении иска в суд в сумме 300,0 руб. в пользу каждого из истцов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р е ш и л :

Административное исковое заявление Гундяева Ивана Альбертовича, Шашловой Ольги Станиславовны, Чернецкой Людмилы Александровны, Жукова Алексея Игоревича, Соболева Сергея Витальевича удовлетворить.

Признать недействующими в части со дня вступления решения суда в законную силу:

Генеральный план Новоталицкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области, утвержденный Советом Ивановского муниципального района Ивановской области от 28 декабря 2017 г. № 346 в редакции решения Совета Ивановского муниципального района Ивановской области № 305 от 28 июля 2022 г. «О внесении изменений в Генеральный план Новоталицкого сельского поселения Ивановского муниципального района» в части раздела 3.1 «Развитие функционально-планировочной структуры сельского поселения» абзаца 8 «Внесение изменений в Генеральный план Новоталицкого сельского поселения предусматривает в с. Ново-Талицы изменение функциональной зоны в отношении земельных участков с кадастровыми номерами с «Жилой зоны» на «Производственную и коммунально-складскую зону»,

Правила землепользования и застройки Новоталицкого сельского поселения, утвержденные Советом Ивановского муниципального района Ивановской области от 28 декабря 2017 г. № 347 в редакции решения Совета Ивановского муниципального района Ивановской области № 306 от 28 июля 2022 г. «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Новоталицкого сельского поселения Ивановского муниципального района в части изменения функциональных (территориальных) зон земельных участков с кадастровыми номерами с «Жилой зоны» на «Производственную и коммунально-складскую зону».

Сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Ивановского муниципального района сети Интернет - www.ivrayon.ru и информационном бюллетене "Сборник нормативных актов Ивановского муниципального района".

Взыскать с Совета Ивановского муниципального района в пользу Гундяева Ивана Альбертовича расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 (триста) руб.

Взыскать с Совета Ивановского муниципального района в пользу Соболева Сергея Витальевича расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 (триста) руб.

Взыскать с Совета Ивановского муниципального района в пользу Жукова Алексея Игоревича расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 (триста) руб.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Пластова Т.В.