Дело № 3а-493/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Московской области
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.
при секретаре Коньшиной А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в соответствии с рыночной стоимостью,
у с т а н о в и л :
открытое акционерное общество «Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента» обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости равной рыночной стоимости, объекта недвижимости земельного участка категория земель земли населенных пунктов, для территории МПО по ВАИ, площадью 54 676 кв. метров, с кадастровым номером 50:22:0040302:80, расположенного по адресу: Московская область, Люберецкий район, рп Томилино-2.
В единый государственный реестр юридических лиц 19 мая 2017 года внесены изменения согласно которым изменилась организационно правовая форма у административного истца на акционерное общество «Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента».
В обоснование требований административный истец указывает, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает рыночную стоимость, что нарушает права административного истца на уплату земельного налога, размер которого подлежит исчислению из кадастровой стоимости. В качестве доказательства размера рыночной стоимости 49 481 800.00 рублей представляет отчет №016/11/16-1 об оценке подготовленный оценщиком ООО «МЦЭО» 18 ноября 2016 года.
В ходе рассмотрения административного дела представитель административного истца ФИО1 ознакомившись с экспертным заключением не оспаривая результаты экспертизы, полагал, что требования подлежат удовлетворению и просил установить кадастровую стоимость в размере равном рыночной стоимости определенной оценщиком в отчете об оценке, считая ее более достовреной.
Представитель Министерства имущественных отношений МО ФИО2 не возражал против заявленных требований и указал, что установление кадастровой стоимости участка истца в размере рыночной стоимости является правом административного истца, поэтому установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости определенной в экспертном заключении, будет направлено на установление экономически обоснованной базы по земельному налогу. Учитывая, что отчет, представленный административным истцом, имеет нарушения, которые отражаются на итоговой величине рыночной стоимости объекта, полагал, что определенная оценщиком рыночная стоимость не может быть установлена в качестве новой кадастровой стоимости объекта.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерство экологии природопользования Московской области, администрация с/г/о Люберцы Московской области в суд представителей не направили. Извещены.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, в связи, с чем на основании статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, заслушав сторон, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, находит требования подлежащими удовлетворению частично.
Как следует из материалов дела, административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок категория земель земли населенных пунктов, для территории МПО по ВАИ, площадью 54 676 кв. метров, с кадастровым номером 50:22:0040302:80, расположенный по адресу: Московская область, Люберецкий район, рп Томилино-2.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области №566-РМ от 27.11.2013 года утверждены результаты очередной кадастровой оценки земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий на территории Московской области, проведенной по состоянию на 01 января 2013 года. Перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке земель формировался по состоянию на 01 января 2013 года.
Из справки о кадастровой стоимости объектов недвижимости следует, что кадастровая стоимость участка определена по состоянию на 01 января 2013 года в размере 189 111 708.52 рублей. Утверждена данная стоимость распоряжением Министерства имущественных отношений №13ВР-1681 от 07 ноября 2016 года.
С целью установления рыночной стоимости участка, административным истцом представлен отчет № 016/11/16-1 об оценке подготовленный оценщиком ООО «МЦЭО», согласно которого рыночная стоимость участка определена оценщиком в размере 49 481 000 рублей.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской использование земли в Российской Федерации является платным и одной из форм платы за использование земли в Российской Федерации является арендная плата, для определения которой за земельный участок, находящийся в государственной и муниципальной собственности, может применяться кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66).
Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" регламентированы правовые основы регулирования деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам.
Согласно статье 3 Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В силу статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" для определения кадастровой стоимости отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Закона об оценочной деятельности).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом об оценочной деятельности, признается достоверной и рекомендуемой, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (ст. 12 Закона об оценочной деятельности).
В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки (ст. 17.1 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с положениями ст. 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки.
По мысли федерального законодателя, как это следует из положений статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение, что диктует необходимость указания в отчете сведений, имеющих существенно важное значение для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете, в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки.
В ходе рассмотрения дела Министерством имущественных отношений Московской области предоставлены письменные объяснения согласно которых министерством проанализирован представленный административным истцом отчет об определении рыночной стоимости участка на предмет соответствия его нормам законодательства, регулирующим оценочную деятельность, и выявлены нарушения, повлиявшие на итоговую величину установленной в отчете рыночной стоимости объекта.
На аналогичные замечания указала Комиссия по рассмотрению споров о кадастровой стоимости, отклоняя на заседании, проведенном 28 декабря 2016 года поданное 06 декабря 2016 года заявление административного истца. Величина отличия кадастровой стоимости от рыночной составила от 73.8 %.
Судом в ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя административного истца по делу назначена судебная оценочная экспертиза, направленная, в том числе на проверку отчета. Проведение экспертизы судом поручено эксперту ООО «ИОЛА.Объективная оценка» ФИО3.
Судом получено заключение эксперта №СЭ-147/2017 от 15 июня 2017 года, в котором эксперт пришел к выводу, что отчет №016/11/16-1 об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, подготовленный оценщиком ООО «МЦЭО» не соответствует законодательству об оценочной деятельности, определенная в нем рыночная стоимость не отражает действительную рыночную стоимость участка. Экспертом определена рыночная стоимость, которая на дату определения кадастровой стоимости составила 137 442 093.00 рублей.
Данное заключение сторонами не оспаривалось, содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы. Экспертное заключение понятно по своему содержанию, составлено в доступной форме изложения и не содержит суждений, позволяющих иначе переоценить выводы эксперта. При проведении исследования эксперт руководствовался Законом об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки.
Экспертное заключение составлено в соответствии с требованиями законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости.
С учетом положений статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд приходит к выводу, что указанная в заключение эксперта итоговая величина рыночной стоимости участков является достоверной и подлежит установлению в качестве новой кадастровой стоимости.
В судебном заседании не установлено обстоятельств, указывающих на то, что рыночная стоимость земельных участков не соответствует сложившемуся рынку цен на дату установления кадастровой стоимости.
Ходатайств о проведении повторной судебной экспертизы лица, участвующие в деле, не заявляли, а поводы для ее назначения по инициативе суда отсутствуют.
С учетом системного толкования приведенных законов и нормативных актов, подлежащих применению в настоящем деле, а также представленных по делу доказательств, оцененных судом на предмет достаточности и допустимости, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных обществом требований исходя из результатов судебной экспертизы.
При этом суд, не находит правовых оснований для удовлетворения требования об установлении в отношении объекта кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости в размере, определенном оценщиком в отчете об оценке, поскольку указанный отчет оценщика не подтверждает величину рыночной стоимости участков, так как не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Кадастровая оценка объектов недвижимости не может быть произвольной, и направлена на обеспечение максимальной соотносимости (приближенности) с существующими рыночными реалиями, при этом не исключает вариантности оценок обусловленных объективными факторами, включая особенности применяемой методологии и профессиональной интерпритации. Достоверность кадастровой стоимости предполагает разумный диапазон возможных значений полученных на основе имеющихся данных об объекте и с учетом профессионального усмотрения. Допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценке диапазон отклонений.
В рамках настоящего административного дела судом установлено, что расхождение кадастровой стоимости объекта от определенной в ходе рассмотрения дела рыночной стоимости объекта составляет 27.3 % что по мнению суда, не свидетельствует о наличии ошибки при определении кадастровой стоимости, поскольку соответствующая рыночная стоимость получена в результате индивидуальной оценки конкретного объекта и представляет собой наиболее вероятную приблизительную цену.
Правила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ предусматривают, что сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Поскольку датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра Московской области является 14 декабря 2016 года, следовательно, установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость участков для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяется с 1 января 2016 г., и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости участков, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании настоящего решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180,249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
административные исковые заявление акционерного общества Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии с рыночной стоимостью – удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка категория земель земли населенных пунктов, для территории МПО по ВАИ, площадью 54 676 кв. метров, с кадастровым номером 50:22:0040302:80, расположенного по адресу: Московская область, Люберецкий район, рп Томилино-2 по состоянию на 01 января 2013 года в размере рыночной стоимости 137 442 039.00рублей.
Сведения о кадастровой стоимости установленной решением суда применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января 2016 года.
Датой подачи заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области о пересмотре их кадастровой стоимости считать 06 декабря 2016 года.
Решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости.
Требования акционерного общества Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости 49 481 800.00 рублей определенном в отчете об оценке №016/11/16-1 от 18 ноября 2016 года подготовленным оценщиком ООО «Межрегиональный центр экспертизы и оценки» и применения для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января 2015 года - оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.Ю. Елизарова