ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-495/2021 от 19.11.2021 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

УИД 18OS0000-01-2021-000165-35

дело № 3а-495/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«19» ноября 2021 года г. Ижевск УР

Верховный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Чегодаевой О.П., при секретаре судебного заседания Олюниной Т.В.,

представителя административного истца К.З.Д.Т.С.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия два года,

представителя административного ответчика Правительства Удмуртской Республики Н.Н.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике Л.М.В. действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К.З.Д. к Правительству Удмуртской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о пересмотре кадастровой стоимости здания,

УСТАНОВИЛ:

К.З.Д. обратилась в Верховный суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением к Правительству Удмуртской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости – нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, кадастровый номер в размере рыночной стоимости равной <данные изъяты> руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Требование мотивировано тем, что указанное нежилое здание принадлежало административному истцу на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ. На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимости отчужден в пользу С.А.С. Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости, утвержденная постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, не соответствует его рыночной стоимости и превышает её. Сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ, после чего качественные и количественные характеристики здания не менялись. В соответствии с отчетом об оценке, составленным ООО «<данные изъяты>» рыночная стоимость здания по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> руб. Поскольку К.З.Д. является плательщиком налога на доходы физических лиц от продажи недвижимого имущества, при расчете которого используется кадастровая стоимость объекта недвижимости, её завышенная стоимость влечен нарушение прав административного истца.

Определением суда от 4 мая 2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», в качестве заинтересованных лиц – Администрация муниципального образования «Вавожский район» и С.А.С. (л.д.1-2 т.1).

Определением суда от 01 июня 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен А.Т.Г. (л.д.157 т.1).

В судебном заседании представитель административного истца К.З.Д.Т.С.В. поддержал требования в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.

Представитель административный ответчика Правительства Удмуртской Республики Н.Н.Ю., представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике Л.М.В.. возражали против удовлетворения заявленных требований, указывая на пропуск срока обращения в суд.

Будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте рассмотрения дела представитель административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике, заинтересованные лица Администрации МО «Вавожский район», С.А.С., А.Т.Г., в судебное заседание не явились. В соответствии со ст. 247 КАС РФ суд определил дело рассмотреть по существу в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав доводы представителя административного истца, доводы административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов административного дела следует, что К.З.Д. с ДД.ММ.ГГГГ года на праве собственности принадлежал объект недвижимости нежилое здание с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв. м., расположенное по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ между К.З.Д. и С.А.С. заключен договор купли-продажи указанного нежилого здания. Переход права собственности зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом изложенного и на основании главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец являлась плательщиком налога на имущество физических лиц. Исходя из положений части 1 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации для целей определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц используется кадастровая стоимость объектов недвижимости.

В соответствии со ст.217.1 п.5 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент прекращения права собственности К.З.Д.) в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.

Пункт 4 статьи 85 Налогового Кодекса Российской Федерации устанавливает, что сведения о недвижимом имуществе и об их владельцах в налоговые органы представляются органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию их прав.

Из материалов дела следует, что спорный объект недвижимости является ранее учтенным, его кадастровая стоимость была определена по состоянию на 29 ноября 2011 года, а результаты оценки были утверждены постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 сентября 2012 года № 419 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Удмуртской Республики» (далее по тексту - Постановление № 419).

Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером определена в размере <данные изъяты>. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в реестр объектов недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.

20 ноября 2019 года постановлением Правительства Удмуртской Республики № 540 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков, помещений, объектов незавершенного строительства) и земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного фонда, земель водного фонда на территории Удмуртской Республики по состоянию на 1 января 2019 года» утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков, помещений, объектов незавершенного строительства) и земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного фонда, земель водного фонда на территории Удмуртской Республики по состоянию на 1 января 2019 года, согласно которому в отношении спорного объекта недвижимости установлена кадастровая стоимость в размере <данные изъяты> руб.

Таким образом, оспариваемая кадастровая стоимость нежилого здания является архивной.

Положения статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 135-ФЗ) предусматривают, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» бывший собственник объекта недвижимости вправе обратиться с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости, если результатами кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности такого лица как налогоплательщика, в налоговом периоде, в котором подано заявление.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пунктах 1 и 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, в частности, посредством предъявления требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки.

Согласно части 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Вместе с тем, в соответствии с пунктами 14, 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 Налогового кодекса, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЭ).

При этом, согласно пункту 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога и налога на имущество физических лиц для налогоплательщиков - физических лиц будет осуществляться не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом.

Кроме того, поскольку для расчета дохода физического лица в соответствии с п. 5 ст. 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2020 года) применяются сведения, полученные в порядке ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации, постольку при исчислении суммы налога на доходы административного истца, полученные от продажи недвижимого имущества в ноябре 2019 года, подлежат учету сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в соответствии с данными Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года.

Из материалов дела следует, что налоговым органом доход административного истца от продажи нежилого здания в целях исчисления налога на доходы физического лица исчислен от кадастровой стоимости объекта с учетом понижающего коэффициента в размере <данные изъяты> руб. из расчета <данные изъяты> руб. (кадастровая стоимость, полученная в порядке ст. 85 НК РФ по состоянию на 1 января 2019 года) * 0,7 (понижающий коэффициент) – <данные изъяты> руб. (сумма произведенных административным истцом расходов на приобретение объекта) * 13%. По сведениям налогового органа, представленным в материалах дела, обязанность по уплате налога на доходы физического лица, К.З.Д. не исполнена.

Таким образом, до момента исполнения административным истцом либо принудительного взыскания налоговыми органами в судебном порядке сумм недоимки по налогу, исходя из налоговой базы по налогу на доходы физического лица, исчисленной на основании оспариваемой кадастровой стоимости, у К.З.Д. сохраняется возможность пересмотра архивной кадастровой стоимости земельного участка в целях расчета налоговой базы по налогу за указанный период.

Следовательно, к данным правоотношениям подлежит применению оспариваемая архивная кадастровая стоимость и у административного истца по настоящее время сохраняется право применить результаты пересмотра кадастровой стоимости, что дает ей право на обращение в суд с административным иском об оспаривании результатов определения поименованной архивной кадастровой стоимости.

Из представленного административным истцом в обоснование заявленных требований отчета ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, расположенного по адресу: <адрес> на дату оценки 29 ноября 2011 года составила <данные изъяты> руб.

Исследовав и оценив представленный отчет об оценке в соответствии с правилами статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд признает его соответствующим требованиям Федерального закона № 135-Ф3, положениям и нормам федеральных стандартов оценки, действующих на момент проведения оценки и надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка в установленном оценщиком размере <данные изъяты> руб. по состоянию на 29 ноября 2011 года.

В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 данного Кодекса.

Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объекта недвижимости, и сведений об его рыночной стоимости в ином размере административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайства о назначении судебной экспертизы не заявлено. Оснований считать отчет об оценке ненадлежащим доказательством не имеется.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о принятии для определения кадастровой стоимости рассматриваемого объекта недвижимости его рыночной стоимости в размере, установленном отчетом ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ.

Суд признаёт, что завышение размера кадастровой стоимости объекта недвижимости по отношению к его рыночной стоимости влечет увеличение размера налоговых платежей, поэтому размер кадастровой стоимости объекта недвижимости непосредственно затрагивает интересы административного истца как собственника объекта, а потому его требования об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, являются обоснованными.

Как указывалось ранее постановлением Правительства Удмуртской Республики от 20 ноября 2019 № 540 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков, помещений, объектов незавершенного строительства) и земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного фонда, земель водного фонда на территории Удмуртской Республики по состоянию на 1 января 2019 года» от 20 ноября 2019 года № 540 утверждены результат определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков, помещений, объектов незавершенного строительства) и земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного фонда, земель водного фонда на территории Удмуртской Республики по состоянию на 1 января 2019 года, в том числе в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером в размере <данные изъяты> руб.

Согласно разъяснений, содержащихся в абзаце втором пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.

В соответствии с абзацем третьим статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Ввиду того, что в настоящий момент утверждена новая кадастровая стоимость объекта недвижимости, поэтому установленная судом в рамках настоящего административного дела кадастровая стоимость объекта недвижимости подлежит применению на период с начала её использования в целях налогообложения и для иных предусмотренных законодательством целей до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с абзацем 3 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

С учетом изложенного и установленного, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Абзацем 1 пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 разъяснено, что в силу положений статьи 34 ГПК РФ заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 года на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

В соответствии с п. 5.2.1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. постановлением Правительства РФ от 01 июня 2009 года № 457 функции по проведению государственной кадастровой оценки возложены на Росреестр, который осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Согласно пункту 1 Устава Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 01 сентября 2011 года № П/331, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» создано на основании приказа Федеральной службы земельного кадастра России от 15 марта 2001 года № 48. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 года № 409-р Учреждение находится в ведении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Предметом деятельности Учреждения является осуществление полномочий Росреестра по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, ведению государственного кадастра недвижимости, государственному учету зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, государственной кадастровой оценке, а также оказание государственных услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества (пункт 12 Устава).

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26 декабря 2011 года № П/531 полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик наделено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

При рассмотрении дела установлено, что спорный объект недвижимости не является вновь учтённым объектом, в отношении него не произошло изменение его количественных и (или) качественных характеристик, прошел массовую кадастровую оценку, и в отношении него определена кадастровая стоимость Постановлением № 419, следовательно, с учетом приведенных нормативных положений Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» является ненадлежащим ответчиком по настоящему спору, в связи с чем, требования административного истца к указанному лицу удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление К.З.Д. об установлении кадастровой стоимости недвижимости в размере его рыночной стоимости удовлетворить частично.

Установить на основании заявления от 27 апреля 2021 года кадастровую стоимость нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв. м, кадастровый номер , в размере рыночной стоимости равной <данные изъяты> руб., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, подлежащей применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации по ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня составления решения судом в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Верховный суд Удмуртской Республики.

В окончательной форме решение составлено «03» декабря 2021 года.

Судья О.П. Чегодаева