ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-495/2023 от 22.11.2023 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

24RS0008-01-2023-000227-58 Дело № 3А-495/2023

010а

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 ноября 2023 года г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Жуля А.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Таболич А.Р.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Даценко О.А.,

представителя Главы Большемуртинского района- Медведева С.В.,

председателя Большемуртинского районного Совета депутатов- Прохоренко Е.С.,,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лагуткиной Галины Михайловны о признании не действующим решения Большемуртинского районного Совета депутатов от 22.11.2022 года № 21-127 «О внесении изменений в решение районного Совета депутатов от 23.05.2017 года № 15-90 «Об утверждении Положения об условиях и порядке предоставления муниципальному служащему права на пенсию за выслугу лет в муниципальном образовании Большемуртинский район» и возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Решением Большемуртинского районного Совета депутатов Красноярского края от 23.05.2017 года № 15-90 (далее Решение от 23.05.2017 года № 15-90) утверждено «Положения об условиях и порядке предоставления муниципальному служащему права на пенсию за выслугу лет в муниципальном образовании Большемуртинский район», являющееся приложением к данному Решению (далее – Положение).

Решение от 23.05.2017 года № 15-90 было подписано Главой Большемуртинского района, публиковано на сайте администрации Большемуртинского района и сообщение о принятии данного решения опубликовано в периодическом печатном издании «Новое время».

Пунктом 2.7 Положения предусмотрено, что размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже:

- 1000 рублей- при наличии у муниципальных служащих стажа муниципальной службы менее 20 лет;

- 2000 рублей- при наличии у муниципальных служащих стажа муниципальной службы от 20 лет до 30 лет;

- 3000 рублей- при наличии у муниципальных служащих стажа муниципальной службы от 30 лет и более.

Решением Большемуртинского районного Совета депутатов Красноярского края от 22.11.2022 года № 21-127 (далее Решение от 22.11.2022 года № 21-127) внесены изменения в Решение от 23.05.2017 года № 15-90, в частности пункт 2.12. Положения (ранее пункт 2.7 Положения) изложен в новой редакции:

Размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже:

- 3000 рублей- при наличии у муниципальных служащих стажа муниципальной службы менее 20 лет;

- 5000 рублей- при наличии у муниципальных служащих стажа муниципальной службы от 20 лет до 30 лет;

- 7000 рублей- при наличии у муниципальных служащих стажа муниципальной службы от 30 лет и более.

Решение от 22.11.2022 года № 21-127 было подписано Главой Большемуртинского района, публиковано на сайте администрации Большемуртинского района 23.11.2022 года и сообщение о принятии данного решения опубликовано в периодическом печатном издании «Новое время» 26.11.2022 года № 48.

В соответствии с пунктом 3 Решения от 22.11.2022 года № 21-127 оно вступает в силу с 01.01.2023 года.

Лагуткина Г.М. обратилась с административным иском о признании не действующим Решения от 22.11.2022 года № 21-127, поскольку размер пенсии за выслугу лет установленный данным решением меньше размера пенсии за выслугу лет установленного указом Губернатора Красноярского края от 26.12.2016 года № 285-уг (в редакции от 03.06.2022 года). Также, просит возложить обязанность внести изменения в Решение от 23.05.2017 года № 15-90, установив размер пенсии за выслугу лет в размере указанном в указе Губернатора Красноярского края от 26.12.2016 года № 285-уг.

Административный истец извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила, в связи с чем, дело рассмотрено в ее отсутствие.

Представители Главы Большемуртинского района и Большемуртинского районного Совета депутатов в судебном заседании просили отказать в удовлетворении требований административного искового заявления, в связи с отсутствием оснований для их удовлетворения.

Прокурор в своем заключении полагала требования административного искового заявления не подлежащими удовлетворению.

Оценив доводы участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд полагает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно пункта 3 статьи 3 Федерального закона 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.

Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.

Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем, условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).

В силу части 2 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Аналогичные положения закреплены в статье 9 Закона Красноярского края № 5-1565 от 24.04.2008 г. «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае» (часть 6).

При этом условия и порядок предоставления муниципальным служащим права на пенсию за выслугу лет за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования определяются муниципальным нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом. Пенсия за выслугу лет может быть назначена в размере 45 процентов среднемесячного заработка муниципального служащего за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». За каждый полный год стажа муниципальной службы сверх стажа, установленного в соответствии с п. 1 настоящей статьи, пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка муниципального служащего (часть 4).

Приведенные нормативные положения Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и Закона Красноярского края № 5-1565 от 24.04.2008 г. «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае» направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Частью 3 статьи 43 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ установлено, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.

В соответствии со статьей 20 Устава Большемуртинского района Красноярского края, принятого решением Большемуртинского районного Совета депутатов № 3-9 от 30 мая 1997 года, районный Совет депутатов является представительным органом местного самоуправления, обладающим правами представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории района.

Согласно пункта 1 статьи 26 Устава, Совет депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Красноярского края, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории района, решение об удалении Главы района в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Совета депутатов и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Красноярского края, настоящим Уставом.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Большемуртинского районного Совета депутатов, с соблюдением процедуры принятия, опубликования и вступления в силу, и по данным основаниям не оспаривается административным истцом.

В соответствии со статьей 11.1 закона Красноярского края от 20 декабря 2005 N 17-4314 «Об особенностях организации и правового регулирования государственной гражданской службы Красноярского края», размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже установленного настоящим пунктом базового размера пенсии за выслугу лет, увеличенного на районный коэффициент и процентную надбавку за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, надбавку за работу в местностях с особыми климатическими условиями, применяемые при расчете денежного содержания гражданского служащего на день прекращения гражданской службы либо на день достижения возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". Базовый размер пенсии за выслугу лет составляет:

5000 рублей - при наличии у гражданских служащих стажа гражданской службы менее 20 лет;

7000 рублей - при наличии у гражданских служащих стажа гражданской службы от 20 до 30 лет;

10000 рублей - при наличии у гражданских служащих стажа гражданской службы 30 и более лет (пункт 8).

Порядок назначения, перерасчета размера и выплаты пенсии за выслугу лет, включая порядок приостановления, возобновления и прекращения выплаты пенсии за выслугу лет, а также порядок ведения сводного реестра лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет и ежемесячной доплаты к пенсии, выплачиваемых за счет средств краевого бюджета и местных бюджетов, утверждаются Губернатором края (пункт 16).

Во исполнение статьи 11.1 указанного Закона края от 20 декабря 2005 года N 17-4314 указом Губернатора Красноярского края от 26 декабря 2016 года N 285-уг утвержден «Порядок назначения, перерасчета размера и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Красноярского края и должности государственной гражданской службы Красноярского края».

Пунктом 2.12. данного Порядка, предусмотрено, что размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже установленного настоящим пунктом базового размера пенсии за выслугу лет, увеличенного на районный коэффициент и надбавку, применяемых при расчете денежного содержания гражданского служащего на день прекращения гражданской службы либо на день достижения возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". Базовый размер пенсии за выслугу лет составляет:

5000 рублей - при наличии у гражданских служащих стажа гражданской службы менее 20 лет;

7000 рублей - при наличии у гражданских служащих стажа гражданской службы от 20 до 30 лет;

10000 рублей - при наличии у гражданских служащих стажа гражданской службы 30 и более лет.

Пунктом 3.4. Порядка предусмотрено, что финансирование расходов на выплату пенсии за выслугу лет осуществляется за счет средств краевого бюджета.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования.

Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.

Базовый размер пенсии за выслугу лет для муниципальных служащих Большемуртинского района, утвержденный оспариваемым Решением от 22.11.2022 года № 21-127 рассчитан исходя из размера бюджета Большемуртинского района на 2023 год, что подтверждается Пояснительной запиской к проекту решения о внесении изменения в Решение от 23.05.2017 года № 15-90.

С учетом изложенного довод административного истца о противоречии Решения от 22.11.2022 года № 21-127, в оспариваемой части положениям Закона Красноярского края № 5-1565 от 24 апреля 2008 года «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае» и принятого во его исполнение «Порядку назначения, перерасчета размера и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Красноярского края и должности государственной гражданской службы Красноярского края», утвержденному указом Губернатора Красноярского края от 26 декабря 2016 года N 285-уг, основан на неправильном толковании положений Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и действующего в Красноярском крае законодательства в сфере регулирования дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих.

Условия пенсионного обеспечения муниципальных служащих Большемуртинского района Красноярского края по своим основным параметрам являются сходными (но не тождественными, а определенными с учетом возможностей местного бюджета) с условиями пенсионного обеспечения государственных гражданским служащих субъекта Российской Федерации – Красноярского края.

Поскольку пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как ухудшающее положение муниципальных служащих Большемуртинского района Красноярского края, в том числе и Лагуткиной Г.М., и нарушающее их право на пенсионное обеспечение.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят в соответствии с компетенцией представительного органа местного самоуправления Большемуртинского района Красноярского края, с соблюдением процедуры его принятия и вступления в силу, в оспариваемой части данный нормативный правовой акт не противоречит иному нормативному акту имеющему большую юридическую силу, а также не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, суд полагает в удовлетворении административного иска отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований административного искового заявления Лагуткиной Галины Михайловны о признании не действующим решения Большемуртинского районного Совета депутатов от 22.11.2022 года № 21-127 «О внесении изменений в решение районного Совета депутатов от 23.05.2017 года № 15-90 «Об утверждении Положения об условиях и порядке предоставления муниципальному служащему права на пенсию за выслугу лет в муниципальном образовании Большемуртинский район» и возложении обязанности - отказать.

Обязать Большемуртинский районный Совет депутатов Красноярского края опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции, путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда А.В. Жуль

Решение в окончательной форме принято 04 декабря 2023 года.