Дело № 3а-497/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кемеровский областной суд
в составе председательствующего судьи Зиновьевой К.В.,
при секретаре Хайминой Ю.С.
с участием прокурора Маслаковой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово
«06» декабря 2018 года
административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «Базис ВВ» к Коллегии Администрации Кемеровской области о признании не действующим в части постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 05 февраля 2010 г. № 47 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области» (в редакции Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 29 апреля 2016 г. № 168),
УСТАНОВИЛ:
05 февраля 2010 г. Коллегией Администрации Кемеровской области принято Постановление № 47 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области» (далее – Постановление от 05 февраля 2010 г. № 47).
Постановление опубликовано на сайте «Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области» http://www.zakon.kemobl.ru, 17 февраля 2010 г.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 29 апреля 2016 г. № 168 «О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.02.2010 № 47 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области» (далее – Постановление от 29 апреля 2016 г. № 168) Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области (далее – Порядок определения размера арендной платы) дополнен подпунктом 2.9.1-1 следующего содержания:
«2.9.1-1. При заключении договоров аренды, дополнительных соглашений к договорам аренды, направлении уведомлений об изменении размера арендной платы, выполнении расчетов арендной платы в отношении земельных участков из земель населенных пунктов, в случае, если размер арендной платы, рассчитанный по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Кемеровской области, утвержденной решением комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 25.11.2015 № 4-2/3904, более чем в 1,129 раза меньше размера арендной платы, рассчитанного в 2015 году от кадастровой стоимости, при расчете арендной платы применяется коэффициент перехода, рассчитанный по формуле:
Кпр = КС1 / КС2, где:
КС1 - кадастровая стоимость, действующая до 26.11.2015;
КС2 - кадастровая стоимость, утвержденная решением комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 25.11.2015 № 4-2/3904.».
В силу пункта 4 Постановления от 29 апреля 2016 г. № 168 действие подпункта 2.9.1-1 Порядка определения размера арендной платы распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2016 г.
Постановление от 29 апреля 2016 г. № 168 опубликовано на сайте «Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области» http://www.zakon.kemobl.ru, 04 мая 2016 г.
ООО «Базис ВВ» обратилось в суд с административным иском о признании недействующим с 01 января 2016 г. подпункта 2.9.1-1 пункта 2.9 раздела 2 Порядка определения размера арендной платы, утвержденного Постановлением от 05 февраля 2010 г. № 47 (в редакции Постановления от 29 апреля 2016 г. № 168).
В обоснование требований указывает, что ООО «Базис ВВ» является арендатором земельного участка с кадастровым номером №№, расположенного в г.Новокузнецке. Расчет размера арендной платы по договору аренды за период с 01 января 2016 г. до 07 июня 2017 г. производится с применением коэффициента перехода, рассчитанного по формуле, предусмотренной подпунктом 2.9.1-1 Порядка определения размера арендной платы, утвержденного Постановлением от 05 февраля 2010 г. № 47 (в редакции Постановления от 29 апреля 2016 г. № 168). Считает, что формула расчета коэффициента перехода противоречит основным принципам определения арендной платы, которые установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582, а именно принципу экономической обоснованности и принципу предельно допустимой простоты расчета арендной платы. ООО «Базис ВВ» имеет неисполненные обязательства по внесению арендной платы, в связи с чем утратившие силу с 08 июня 2017 г. положения подпункта 2.9.1-1 Порядка определения размера арендной платы, утвержденного Постановлением от 05 февраля 2010 г. № 47 (в редакции Постановления от 29 апреля 2016 г. № 168) подлежат применению к административному истцу и нарушают его права.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Базис ВВ» ФИО1, действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала.
Представители Коллегии Администрации Кемеровской области ФИО2, ФИО3, действующие на основании доверенностей, возражали против заявленных требований. Суду пояснили, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Коллегией Администрации Кемеровской области в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, в пределах компетенции.
Комитет градостроительства и земельных ресурсов Администрации г.Новокузнецка о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направил, возражений по административному иску не представил.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Маслаковой О.Г., полагавшей необходимым требования административного истца удовлетворить, оспариваемые положения нормативного правового акта признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу, суд приходит к следующему.
Согласно пунктам «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Положениями подпункта 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установление порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу подпункта 8 статьи 3 Закона Кемеровской области от 4 июля 2002 г. № 49-ОЗ «О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере земельных отношений» Коллегия Администрации Кемеровской области является уполномоченным органом по изданию правовых актов по вопросу установления указанного порядка.
Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 05 февраля 2010 г. № 47, от 29 апреля 2016 г. № 168 приняты в форме, предусмотренной статьей 9 Закона Кемеровской области от 09 марта 2005 г. № 43-ОЗ «О Коллегии Администрации Кемеровской области», и опубликованы в соответствии с требованиями указанного закона. Нарушений порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта не усматривается.
Нормативный правовой акт с учетом оспариваемой части и редакции принят уполномоченным органом в пределах предоставленной компетенции.
Из материалов дела следует, что ООО «Базис ВВ» на основании договора аренды № 232-01 от 03 февраля 2014 г., заключенного с Комитетом градостроительства и земельных ресурсов администрации г.Новокузнецка, является арендатором земельного участка из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером №№, площадью 17846 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Кадастровая стоимость земельного участка на момент заключения договора аренды составляла 81 521 241,84 руб.
25 ноября 2015 г. Комитетом по управлению государственным имуществом Кемеровской области принято решение № 4-2/3904 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области», которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, определенные по состоянию на 01 августа 2014 г.
В результате государственной кадастровой оценки установлена новая кадастровая стоимость земельного участка в размере 68 542 916,80 руб., которая применялась с 01 января 2016 года.
03 ноября 2016 г. в государственный кадастр недвижимости внесены сведения об уточненной площади земельного участка и произведен перерасчет кадастровой стоимости исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земель, утвержденного решением Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области № 4-2/3904 от 25 ноября 2015 г., которая составила 68 362 399,20 руб.
В 2017 году Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области установлена кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости 5 581 000 руб., которая применяется с 01 января 2016 года, и в размере его рыночной стоимости 4 864 000 руб., которая применяется с 01 января 2017 года.
Размер арендной платы по договору определяется по формуле, указанной в пункте 2.5 Порядка определения арендной платы, утвержденного Постановлением от 05 февраля 2010 г. № 47, в состав которой входит коэффициент перехода (Кпр), определяемый как отношение кадастровой стоимости земельного участка, действовавшей до 26 ноября 2015 г. к величине его кадастровой стоимости по состоянию на 01 января 2016 г.
В соответствии с принятой в 2016 году редакцией постановления № 47, коэффициент перехода Кпр в целях расчета арендной платы за 2016 год вычисляется следующим образом: 81 521 241,84 руб. / 5 581 000 руб. = 14,6. В результате значительно увеличился размер арендной платы за 2016 год, а именно более чем в 14 раз.
Коэффициент перехода Кпр в целях расчета арендной платы за период с 1 января 2017 года по 7 июня 2017 года вычисляется следующим образом: 81 521 241,84 руб. / 4 864 000 руб. = 16,76. В результате значительно увеличился размер арендной платы за первое полугодие 2017 года, а именно более чем в 16 раз.
Требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации № 582) утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков.
К числу таких принципов, установленных постановлением Правительства Российской Федерации № 582, относятся в том числе:
принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;
принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.
Постановление Правительства Российской Федерации № 582 в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 11 мая 2004 г. № 209-О, орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.
Исходя из принципа экономической обоснованности ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
При принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должен проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Административным ответчиком, в подтверждение экономической обоснованности установленного коэффициента перехода представлено «обоснование введения коэффициента перехода» к проекту постановления об утверждении Порядка определения размера арендной платы от 29 апреля 2016 г. № 168.
Вместе с тем экономическое обоснование применения коэффициента перехода, входящего в состав формулы определения годовой арендной платы, отсутствует. Содержание представленного обоснования не позволяет сделать вывод о том, что надлежащим образом проведены анализ и оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Введение коэффициента перехода (Кпр) произведено не исходя из анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, а исходя из экономической целесообразности, направленной, в том числе на получение дополнительного дохода в бюджет. При этом увеличение арендной платы исключительно в целях компенсации бюджетных потерь и получения дополнительных доходов при уменьшении кадастровой стоимости противоречит принципу экономической обоснованности, поскольку это не относится к числу критериев, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы предполагает возможность определения арендной платы на основании актуальной кадастровой стоимости земельного участка, а не его архивной (недействующей) кадастровой стоимости.
Недействующая кадастровая стоимость, разделенная на действующую с 01 января 2016 г. кадастровую стоимость, не может свидетельствовать о соблюдении принципа предельной простоты расчета.
Как следует из формулы расчета коэффициента Кпр, чем ниже актуальная кадастровая стоимость земельного участка, тем выше коэффициент Кпр, и соответственно размер арендной платы, рассчитанный на основании данного коэффициента.
В связи с изложенным суд полагает, что оспариваемая редакция подпункта 2.9.1-1 пункта 2.9 раздела 2 Порядка определения размера арендной платы установлена в нарушение принципов, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации № 582, а именно принципа экономической обоснованности и принципа предельно допустимой простоты расчета арендной платы.
Согласно пункту 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Подпункт 2.9.1-1 пункта 2.9 раздела 2 Порядка определения размера арендной платы, утвержденного Постановлением от 05 февраля 2010 г. № 47 (в редакции Постановления от 29 апреля 2016 г. № 168) утратил юридическую силу, но сохраняет свое действие, то есть продолжает применяться для расчета арендной платы за период с 01 января 2016 г. до 07 июня 2017 г.
Поскольку у ООО «Базис ВВ» имеются неисполненные обязательства по внесению арендной платы за 2016 год и 2017 год, что подтверждается актом сверки, ООО «Базис ВВ» вправе было обратиться с административным иском по настоящему делу в суд.
С учетом положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает, что подпункт 2.9.1-1 пункта 2.9 раздела 2 Порядка определения размера арендной платы в оспариваемой редакции подлежит признанию недействующим со дня вступления в силу настоящего решения, поскольку он применялся и на его основе были реализованы права и обязанности граждан и юридических лиц.
Доводы ООО «Базис ВВ» о том, что права ООО «Базис ВВ» могут быть восстановлены только в случае признания оспариваемых положений нормативного правового акта недействующими с 01 января 2016 г., являются несостоятельными, поскольку со дня вступления в законную силу настоящего решения суда подпункт 2.9.1-1 пункта 2.9 раздела 2 Порядка определения размера арендной платы, утвержденного Постановлением от 05 февраля 2010 г. № 47 (в редакции Постановления от 29 апреля 2016 г. № 168), не подлежит применению, в том числе в целях взыскания с арендатора непогашенной задолженности по арендной плате за период с 01 января 2016 года до 07 июня 2017 г.
В настоящее время официальным источником опубликования актов Коллегии Администрации Кемеровской области считается, в том числе сайт «Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области» www.zakon.kemobl.ru (п.2 Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 10 июня 2008 г. № 218 «Об официальном опубликовании и вступлении в силу актов Губернатора Кемеровской области, Коллегии Администрации Кемеровской области, иных исполнительных органов государственной власти Кемеровской области»). Сообщение о принятии данного решения суда должно быть опубликовано на указанном сайте.
Руководствуясь ст.175-179 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать недействующим подпункт 2.9.1-1 пункта 2.9 раздела 2 Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области, утвержденного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05 февраля 2010 г. № 47 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области» (в редакции Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 29 апреля 2016 г. № 168) со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о данном решении опубликовать на сайте «Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области» www.zakon.kemobl.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кемеровский областной суд.
Председательствующий: Зиновьева К.В.
Мотивированное решение составлено 11 декабря 2018 года.
Дело № 3а-497/2018