Дело № 3а-497/2019 25 июня 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Рассошенко Н.П.
при секретаре Шинаковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 25 июня 2019 года административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
у с т а н о в и л:
ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В обоснование заявленных требований указала, что обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования «Город Архангельск», управлению по вопросам семьи, опеки и попечительства Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании незаконным решения об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в г. Архангельске, понуждении восстановить в указанном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о предоставлении жилого помещения. Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Архангельска от 29 августа 2017 года по гражданскому делу № 2-2251/2017 ее исковые требования удовлетворены. На Администрацию муниципального образования «Город Архангельск» возложена обязанность предоставить истцу по договору найма жилое помещение специализированного жилищного фонда, в виде квартиры или жилого дома, общей площадью не менее 15 кв.м. До настоящего времени судебное решение не исполнено. Просит взыскать с департамента финансов Администрации муниципального образования «Город Архангельск» компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 365 150 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей и судебные издержки в размере 3 000 рублей.
В судебном заседании административный истец исковые требования поддержала.
Представитель административного ответчика департамента финансов Администрации муниципального образования «Город Архангельск» ФИО3 в судебном заседании с иском не согласилась. Пояснила, что судебным решением на Администрацию возложена обязанность предоставить истцу жилое помещение специализированного жилищного фонда за счет субвенций, предусмотренных на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Вина Администрации в неисполнении решения суда отсутствует, так как жилые помещения данной категории граждан предоставляются за счет средств субвенций, перечисляемых на осуществление государственных полномочий Архангельской областью. В условном списке судебных решений о предоставлении детям-сиротам по договорам найма жилых помещений специализированного жилищного фонда решение, вынесенное в отношении истца, по состоянию на 01 января 2018 года числилось за № 212, по состоянию на 01 июня 2019 года – за № 186. Выделенных бюджету города на 2019 год средств субвенций хватит для приобретения 48 квартир. Просила о снижении судебных расходов на оплату услуг представителя, поскольку административное исковое заявление является типовым, дело не представляет сложности.
Представители административных ответчиков Администрации муниципального образования «Город Архангельск», министерства финансов Архангельской области, заинтересованных лиц управления по вопросам семьи, опеки и попечительства Администрации муниципального образования «Город Архангельск», министерства образования и науки Архангельской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Министерством финансов Архангельской области в отзыве на административное исковое заявление указано, что Министерство является ненадлежащим административным ответчиком по делу, поскольку судебным решением какие-либо обязанности на органы исполнительной власти Архангельской области не возложены. Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок должна быть взыскана с лица, на которое этим актом возложена соответствующая обязанность.
Заслушав пояснения административного истца, представителя административного ответчика департамента финансов Администрации муниципального образования «Город Архангельск», исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1-3 статьи 1 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Согласно части 1 статьи 2 данного Федерального закона компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.
В силу части 8 статьи 3 указанного Федерального закона, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 10 КАС РФ, частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки.
Согласно пункту 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).
В силу разъяснений, данных в пункте 46 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.
При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).
По смыслу части 2 статьи 1 Закона о компенсации, компенсация не присуждается, если длительность судопроизводства по делу или исполнения судебного акта вызвана исключительно действиями административного истца, заявителя либо чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях обстоятельствами (непреодолимой силой) (пункт 59 указанного постановления).
Как следует из материалов дела, истец как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и пункта 2 статьи 11 закона Архангельской области от 17.12.2012 № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» имеет право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Судом установлено, что вступившим в законную силу 05 октября 2017 года решением Октябрьского районного суда г. Архангельска от 29 августа 2017 года по гражданскому делу № 2-2251/2017 исковые требования ФИО2 удовлетворены. На Администрацию муниципального образования «Город Архангельск» возложена обязанность предоставить истцу по договору найма жилое помещение специализированного жилищного фонда, в виде квартиры или жилого дома, общей площадью не менее 15 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта, расположенное в черте г. Архангельска, за счет субвенции, предусмотренной на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
13 февраля 2018 года судом выдан исполнительный лист №, который был представлен в ОСП по Октябрьскому округу г. Архангельска 18 мая 2018 года.
21 мая 2018 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Октябрьскому округу г. Архангельска на основании поступившего исполнительного документа вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор. Также должник предупрежден, что за неисполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, неисполнение судебного акта виновные лица могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 06 июля 2018 года с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением исполнительного документа в установленный срок.
В рамках данного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в отношении должника 10 июля 2018 года вынесено требование об исполнении судебного решения, установлен новый срок исполнения.
Судом также установлено, что до настоящего времени решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 29 августа 2017 года по гражданскому делу № 2-2251/2017 не исполнено, исполнительное производство № судебным приставом-исполнителем ОСП по Октябрьскому округу г. Архангельска не окончено.
С настоящим административным исковым заявлением ФИО2 обратилась в Архангельский областной суд через Октябрьский районный суд г. Архангельска 06 июня 2019 года, т.е. в установленный частью 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ, частью 4 статьи 250 КАС РФ срок, поскольку на момент обращения в суд решение суда не было исполнено.
Продолжительность исполнения судебного решения в данном случае составляет 01 год 08 месяцев 19 дней (со дня вступления решения суда в законную силу по день вынесения настоящего решения).
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что указанный выше срок исполнения судебного решения нельзя признать разумным. Поведение административного истца не влияло на длительность исполнения судебного акта.
В качестве причин, препятствующих Администрации муниципального образования «Город Архангельск» исполнить решение суда о предоставлении ФИО2 жилого помещения, указано, что, учитывая дату принятия судебного решения – 29 августа 2017 года, исполнение судебного акта за счет средств областного бюджета возможно было только начиная с 2018 года. На 2017 год муниципальному образованию «Город Архангельск» на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам предусматривалась субвенция из областного и федерального бюджетов в размере 41 683 290,6 руб., на 2018 год – в размере 38 505 852,11 руб., на 2019 год – 82 505 600 руб. В 2019 году планируется приобретение 48 жилых помещений. Администрация ежемесячно направляет в министерство образования и науки Архангельской области отчеты о предоставлении и расходовании субвенций с указанием численности детей-сирот, включенных в список подлежащих обеспечению жилым помещением и в список находящихся на исполнении судебных решений о предоставлении жилых помещений детям-сиротам. На основе этих данных министерство образования и науки Архангельской области формирует объем субвенций. Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам во исполнение судебных решений в хронологическом порядке исходя из даты вынесения судебного решения. В целях исполнения имеющихся судебных решений по данной категории споров Администрация МО «Город Архангельск» неоднократно обращалась к Губернатору Архангельской области, в Правительство Архангельской области и министерство образования и науки Архангельской области с письмами о выделении дополнительных средств на вышеуказанные цели, но положительных результатов рассмотрения обращений не поступило. Освоение выделенных средств в полном объеме и действия по запросу дополнительных денежных средств свидетельствуют о достаточности и эффективности осуществляемых Администрацией муниципального образования «Город Архангельск» действий по исполнению судебного акта. При направлении денежных средств городского бюджета на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа будут нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы.
Министерством финансов Архангельской области указано, что ответственность за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть возложена исключительно на муниципальное образование «Город Архангельск», являющееся ответчиком по рассмотренному Октябрьским районным судом г. Архангельска 29 августа 2017 года делу № 2-2251/2017. Данным судебным решением какие-либо обязанности на органы исполнительной власти Архангельской области не возложены. Надлежащим административным ответчиком по делу является департамент финансов Администрации муниципального образования «Город Архангельск». На исполнение государственных полномочий по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, муниципальному образованию «Город Архангельск» на 2017 год перечислены субвенции на общую сумму 41 642,0 тыс. руб., на 2018 год – на сумму 38 505,9 тыс. руб., на 2019 год предусмотрены субвенции в размере 86 244,3 тыс. руб. Дополнительная потребность средств на исполнение судебных решений данной категории на территории Архангельской области по состоянию на 01 июня 2019 года составила 1 317 540,3 тыс. руб.Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 1 вышеназванного постановления от 29.03.2016 № 11, компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
В соответствии со статьей 5, пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 5 закона Архангельской области от 17.12.2012 № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» финансирование мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в части предоставления им жилых помещений осуществляется также в форме субсидий из федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Законом Архангельской области от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления городских округов Архангельской области наделены государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 45, пункт 1 статьи 46).
В силу пункта 2 статьи 46 данного закона в целях осуществления государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений органы местного самоуправления муниципальных образований, в частности, осуществляют следующие государственные полномочия: приобретают жилые помещения либо осуществляют организацию строительства жилых домов, либо приобретают не завершенные строительством жилые помещения и организуют проведение работ по завершению строительства данных жилых помещений; включают жилые помещения в специализированный жилищный фонд; заключают с детьми-сиротами договоры найма специализированных жилых помещений и т.д.
Порядок предоставления и расходования субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Архангельской области на осуществление государственных полномочий, указанных в статье 46 областного закона № 84-5-ОЗ, установлен постановлением Правительства Архангельской области от 14.01.2014 № 1-пп, в соответствии с которым финансирование расходов на указанные цели осуществляется путем предоставления министерством образования и науки Архангельской области органам местного самоуправления Архангельской области субвенций в соответствии со сводной бюджетной росписью, кассовым планом областного бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств путем перечисления указанных сумм в порядке межбюджетных отношений на лицевые счета, открытые в Управлении Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
По сообщению министерства образования и науки Архангельской области на 2017 год муниципальному образованию «Город Архангельск» на осуществление государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений были выделены денежные средства из федерального и областного бюджетов в размере 41 642 030,60 рублей. По состоянию на 31 декабря 2017 года средства Администрацией Архангельска израсходованы в полном объеме, приобретено 26 благоустроенных квартир для детей-сирот, жилыми помещениями обеспечены 28 человек.
На 2018 год муниципальному образованию «Город Архангельск» на указанные цели были выделены денежные средства из федерального и областного бюджетов в размере 38 505 852,11 рублей. По состоянию на 31 декабря 2018 года израсходовано 34 767 149,99 рублей, приобретено 22 жилых помещения для детей-сирот, обеспечено жилыми помещениями 18 человек.
На 2019 год муниципальному образованию «Город Архангельск» на те же цели выделены средства в размере 86 244 302,12 рублей. За истекший период 2019 года Администрацией Архангельска израсходовано 21 189 960 рублей, приобретено 12 жилых помещений для детей-сирот, обеспечено жилыми помещениями 8 человек.
По состоянию на 01 июня 2019 года численность детей-сирот, включенных в список на обеспечение жильем в г. Архангельске, составила 627 человек, в том числе лиц, у которых право на получение жилого помещения возникло и не было реализовано, – 470 человек, количество неисполненных судебных решений о предоставлении детям-сиротам жилья в г. Архангельске – 284. Общая потребность средств на приобретение жилых помещений для лиц указанной категории в г. Архангельске составляет 1 106 714 499 рублей, из них 668 738 122,80 рублей необходимо на исполнение судебных решений.
В сентябре 2017 года муниципальному образованию «Город Архангельск» на исполнение государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений были увеличены объемы финансирования из областного и федерального бюджетов на 701 690,60 рублей (с 40 981 600 рублей до 41 642 030,60 рублей).
Также в 2019 году муниципальному образованию «Город Архангельск» восстановлены остатки областных средств, неиспользованные на вышеуказанные цели в 2018 году, в размере 3 738 702,12 рублей (с 82 505 600 рублей до 86 244 302,12 рублей).
В настоящее время дефицит финансовых ресурсов, необходимых для полноценной реализации полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений, возложенных федеральным законодательством на субъекты Российской Федерации, а также ограничения уровня государственного долга, установленные в соглашениях с Министерством финансов Российской Федерации о реструктуризации бюджетных кредитов, не позволяют предусмотреть необходимые объемы финансирования муниципальному образованию «Город Архангельск» на осуществление государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений.
Изложенное свидетельствует о том, что предпринимаемых органами государственной власти Архангельской области мер недостаточно для обеспечения благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда даже тех лиц указанной категории, в отношении которых состоялись судебные решения о предоставлении жилья.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для присуждения компенсации за неисполнение принятого в пользу административного истца судебного акта в разумный срок за счет средств бюджета Архангельской области.
В тоже время, суд отмечает, что в силу положений части 3 статьи 1 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» обязанность выплатить компенсацию в случае установления факта нарушения права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок возникает независимо от вины органов государственной власти, местного самоуправления, на которые возложена обязанность по исполнению вступившего в законную силу судебного акта.
Пунктом 2 статьи 46 закона Архангельской области от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями» и пунктом 3 статьи 14 закона Архангельской области от 17.12.2012 № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» предусмотрено, что именно органы местного самоуправления городского округа принимают решение о предоставлении данной категории граждан жилого помещения специализированного жилищного фонда и заключают договор найма.
То обстоятельство, что Администрация муниципального образования «Город Архангельск» неоднократно обращалась в Правительство Архангельской области с просьбой выделения дополнительных денежных средств на осуществление данных государственных полномочий, не освобождает ее от предусмотренной Федеральным законом от 30.04.2010 № 68-ФЗ ответственности.
В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 данного Федерального закона судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.
В силу пунктов 1.1, 1.7 Положения о департаменте финансов Администрации муниципального образования «Город Архангельск», утвержденного постановлением мэра г. Архангельска от 29.11.2011 № 569, названный орган местного самоуправления является функциональным органом Администрации муниципального образования «Город Архангельск» и обладает статусом финансового органа муниципального образования «Город Архангельск», является юридическим лицом.
Согласно пунктам 1, 5 и 6 Положения о министерстве финансов Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2009 № 217-пп, данный исполнительный орган государственной власти Архангельской области осуществляет функции финансового органа Архангельской области, обладает правами юридического лица, его финансирование осуществляется за счет средств областного бюджета.
Следовательно, компенсация за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта должна быть взыскана как с департамента финансов Администрации муниципального образования «Город Архангельск» за счет средств местного бюджета, так и с министерства финансов Архангельской области за счет средств бюджета Архангельской области.
Оснований для удовлетворения административного искового заявления к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не имеется, поскольку она не обладает статусом финансового органа муниципального образования «Город Архангельск» и финансового органа Архангельской области.
При определении размера компенсации, суд учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
Учитывая обстоятельства дела, продолжительность срока исполнения судебного акта, значимость его последствий для истца, суд считает необходимым взыскать в пользу ФИО2 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок с департамента финансов Администрации муниципального образования «Город Архангельск» за счет средств местного бюджета в размере 20 000 рублей, с министерства финансов Архангельской области за счет средств бюджета Архангельской области в размере 30 000 рублей, которая подлежит зачислению на расчетный счет административного истца.
В силу части 4 статьи 4 Федерального закона № 68-ФЗ, части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда подлежит немедленному исполнению.
Согласно части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе расходы на оплату услуг представителей; другие признанные судом необходимыми расходы (пункты 4, 7 статьи 106 КАС РФ).
На основании части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах (статья 112 КАС РФ).
При подаче данного административного искового заявления истцом уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей. За составление административного искового заявления истец уплатила адвокату ФИО1 3 000 рублей, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру № от 02 июня 2019 года.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ при подаче административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок государственная пошлина физическими лицами уплачивается в размере 300 рублей.
Как разъяснено в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 4 статьи 2 КАС РФ).
Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 3, 45 КАС РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Поскольку административный ответчик департамент финансов Администрации муниципального образования «Город Архангельск» заявил о чрезмерности судебных расходов на оплату услуг представителя, а также исходя из принципов разумности и справедливости, суд учитывает следующие обстоятельства. Составление административного искового заявления по данной категории дел для представителя, оказывающего юридические услуги на профессиональной основе, не представляло сложности и не требовало сбора и анализа документов, обосновывающих исковые требования. Представитель истца в судебном заседании участия не принимал.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым снизить расходы на оплату услуг представителя до 2 000 рублей за составление административного искового заявления.
Следовательно, взысканию в пользу ФИО2 с департамента финансов Администрации муниципального образования «Город Архангельск» за счет средств местного бюджета и с министерства финансов Архангельской области за счет средств бюджета Архангельской области подлежат расходы на оплату услуг представителя в сумме по 1 000 рублей с каждого, государственная пошлина в возврат в сумме по 150 рублей с каждого.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 259 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление ФИО2 к департаменту финансов Администрации муниципального образования «Город Архангельск», министерству финансов Архангельской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить.
Взыскать с департамента финансов Администрации муниципального образования «Город Архангельск» за счет средств местного бюджета в пользу ФИО2 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в сумме 20 000 (двадцать тысяч) рублей, перечислив денежные средства на расчетный счет ФИО2 №, открытый в <данные изъяты>.
Взыскать с министерства финансов Архангельской области за счет средств бюджета Архангельской области в пользу ФИО2 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в сумме 30 000 (тридцать тысяч) рублей, перечислив денежные средства на расчетный счет ФИО2 №, открытый в <данные изъяты>.
Взыскать с департамента финансов Администрации муниципального образования «Город Архангельск» за счет средств местного бюджета в пользу ФИО2 расходы на оплату услуг представителя в сумме 1 000 рублей, государственную пошлину в возврат в сумме 150 рублей, всего 1 150 рублей.
Взыскать с министерства финансов Архангельской области за счет средств бюджета Архангельской области в пользу ФИО2 расходы на оплату услуг представителя в сумме 1 000 рублей, государственную пошлину в возврат в сумме 150 рублей, всего 1 150 рублей.
В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок отказать.
Решение суда в части взыскания компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Архангельского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения путем подачи апелляционной жалобы через Архангельский областной суд.
Председательствующий Н.П.Рассошенко