ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-497/2021 от 16.08.2021 Иркутского областного суда (Иркутская область)

УИД Номер изъят

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 августа 2021 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Банщиковой С.Н., при секретаре судебного заседания Гордееве А.С., с участием прокурора Шебетниковой Ж.В., административного истца Шубы В.Б., его представителя Ленского О.Е., представителей административного ответчика Лысенко А.Н., Покорского А.С., Московских Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-497/2021 по административному исковому заявлению Шубы Виталия Борисовича к Братской городской территориальной избирательной комиссии о признании отказа в приеме подписных листов, выраженного в протоколе № 1 от 04.08.2021, незаконным, признании отказа в регистрации кандидатом в депутаты незаконным, возложении обязанности принять и рассмотреть в установленном законом порядке избирательные документы,

УСТАНОВИЛ:

Шуба В.Б. обратился в Иркутский областной суд с административным иском о возложении обязанности на Братскую городскую территориальную комиссию зарегистрировать кандидата.

В обоснование заявленных требований с учетом уточнений указано, что 07.07.2021 Шуба В.Б. уведомил Братскую городскую территориальную избирательную комиссию о самовыдвижении. 04.08.2021 он прибыл в избирательную комиссию для предоставления избирательных документов, предусмотренных ст. 47 Федерального закона от 22.02.2014 «О выборах депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ». Избирательная комиссия отказала в принятии документов по причине опоздания кандидата на 2 минуты. По его требованию вопрос был поставлен на комиссионное голосование с формулировкой председателя комиссии «кто за то, чтобы не принимать документы». При этом голосование не было проведено по форме «за, против, воздержался», но итог был оглашен как «все единогласно». Акт об окончании приема документов, представляемых для регистрации кандидатов по одномандатному избирательному округу на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва в порядке самовыдвижения, от 04.08.2020 не содержит объективных пояснений о причине отказа в принятии у него избирательных документов. Полагает, что временной режим подачи им комплекта документов для регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы РФ нарушен не был. В 17 часов 55 минут он прибыл к зданию Администрации г. Братска, где находится окружная избирательная комиссия, о своем прибытии уведомил председателя Московских Е.В. звонком по телефону. Она встретила его у служебного входа и повела в зал заседаний Думы г. Братска, на второй этаж, где вне своего обычного места расположения заседала избирательная комиссия. Считает, что встреча его председателем комиссии, сопровождение в зал заседания комиссии и является временем его взаимодействия с избирательной комиссией, укладывающимся в установленные законом сроки. В зале заседания избирательной комиссии кто-то из присутствующих заявил, что на его смартфоне указано время 18 часов 02 минуты, что послужило основанием для последующих действий избирательной комиссии и ее должностных лиц. Просил суд с учетом уточнений признать незаконными отказ в приеме подписных листов с подписями избирателей, собранных в поддержку выдвижения в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва, выраженный в протоколе № 1 от 04.08.2021, отказ в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва, выраженный в решении Номер изъят от 11.08.2021, возложить обязанности на Братскую городскую территориальную избирательную комиссию принять и рассмотреть в установленном законом порядке избирательные документы, предусмотренные ст. 47 Федерального закона от 22.02.2017 «О выборах в депутаты Государственной Думы РФ».

В судебном заседании административный истец Шуба В.Б. требования административного иска поддержал по основаниям, указанным в административном иске, дополнительно пояснив, что 04.08.2021 в 17 часов 27 минут он позвонил председателю Братской городской территориальной избирательной комиссии Московских Е.В. и сообщил, что намерен приехать в избирательную комиссию и предоставить документы, необходимые для регистрации кандидата в депутаты. В 17 часов 58 минут, подъехав к зданию, в котором расположена избирательная комиссия, он позвонил председателю комиссии Москвских Е.В. и уведомил о своем приезде. Московских Е.В. встретила его у служебного входа, проводила в помещение, где проходило заседание избирательной комиссии. Однако в приеме документов ему отказали, поскольку непосредственно в помещение избирательной комиссии он прибыл в 18 часов 02 минуты.

Представитель Ленский О.Е., допущенный к участию в деле на основании письменного заявления, заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанных в административном иске и в письменных пояснениях.

Представители административного ответчика Лысенко А.Н., Покорский А.С., Московских Е.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, по основаниям, указанным в письменном отзыве.

Заслушав объяснения административного истца, его представителя, представителей административных ответчиков, заключение прокурора Шебетниковой Ж.В., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что постановлениями Избирательной комиссии Иркутской области от 15.12.2020 № 101/794 и 101/795 сформирована Братская городская территориальная избирательная комиссии, на должность ее председателя назначена Московских Е.В.

Указом Президента РФ от 17.06.2021 № 367 на 19.09.2021 назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ нового созыва.

Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 28.04.2021 № 4/28-8 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ по Братскому одномандатному избирательному округу № 96 возложены на Братскую городскую территориальную избирательную комиссию.

Решением Братской городской территориальной избирательной комиссии от 17.06.2021 № 8/34 создана рабочая группа по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва по Братскому одномандатному избирательному округу № 96.

Из протокола Братской городской территориальной избирательной комиссии от 04.08.2021 № 1 следует, что членами рабочей группы было единогласно принято решение об отказе кандидату Шубе В.Б. в приеме подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Решением Братской городской территориальной избирательной комиссии от 11.08.2021 № 21/164 Шубе В.Б., выдвинутому в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Иркутская область – Братский одномандатный избирательный округ № 96.

Административный истец считает решение избирательной комиссии, выраженное в протоколе от 04.08.2021 № 1 об отказе в приеме избирательных документов, а также решение от 11.08.2021 Номер изъят об отказе в регистрации кандидатом в депутаты незаконными.

В соответствии с ч. 2 ст. 239 КАС РФ кандидаты вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Согласно ч. 10 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может обратиться в том числе, кандидат.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 240 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, административное исковое заявление о защите избирательных прав граждан РФ может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав.

Административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией оспариваемого решения.

Первоначальный административный иск подан Шубой В.Б. 09.08.2021 (отметка на почтовом конверте), то есть в установленный законом срок.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (далее – Федеральный закон № 20-ФЗ) гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом, вправе выдвинуть свою кандидатуру в качестве кандидата по одномандатному избирательному округу на выборах депутатов Государственной Думы.

В соответствии с ч. 1, 2, 4 ст. 47 Федерального Закона № 20-ФЗ для регистрации кандидата выдвинутого в порядке самовыдвижения кандидат должен предоставить в соответствующую окружную избирательную комиссию документы, указанные в ч.1, 2 данной статьи.

Все документы для регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, представляются в окружную избирательную комиссию одновременно не ранее чем за 75 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени.

В соответствии с п. 56 Календарного плана мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва, утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 18.06.2021 № 11/88-8, представление в соответствующую окружную избирательную комиссию документов для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу политической партией или в порядке самовыдвижения осуществляется с 05.07.2021 до 18 часов по местному времени 04.08.2021.

В соответствии с ч. 7 ст. 51 Федерального закона № 20-ФЗ непредставление в избирательную комиссию предусмотренных законом документов, необходимых для регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата.

07.07.2021 Шуба В.Б. в порядке ст. 41 Федерального закона № 20-ФЗ уведомил Братскую городскую территориальную избирательную комиссию о самовыдвижении кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Иркутская область - Братский одномандатный избирательный округ № 96.

Из акта рабочей группы, составленного 04.08.2021 в 18 часов, следует, что прием документов, представляемых для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва в порядке самовыдвижения, завершен 04.08.2021 в 18 часов, на указанную дату и время в комиссии кандидаты, выдвинутые в порядке самовыдвижения, иные лица отсутствуют, документы для регистрации кандидата не представлялись.

Из акта рабочей группы, составленного 04.08.2021 в 18 часов 02 минуты следует, что в 18 часов 00 минут 40 секунд кандидат Шуба В.Б. зашел в здание Администрации МО г. Братска, в 18 часов 02 минуты зашел в помещение Братской городской территориальной избирательной комиссии.

Из видеозаписей, представленных Братской городской территориальной избирательной комиссией, следует, что 04.08.2021 в 18 часов 00 минут 04 секунды председатель Братской городской территориальной избирательной комиссии Московских Е.В. спустилась к служебному входу, открыла его и в 18 часов 00 минут 40 секунд в здание Администрации МО г. Братска зашел Шуба В.Б., в 18 часов 02 минуты Шуба В.Б. зашел в помещение, в котором заседала рабочая группа по приему документов.

Таким образом, в срок, установленный для приема документов – до 18 часов 04.08.2021 Шуба В.Б. не предоставил в избирательную комиссию документы, необходимые для его регистрации в качестве кандидата по одномандатному избирательному округу на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва.

Доводы административного истца о том, что его взаимодействие с избирательной комиссией по приему документов началось в 17 часов 58 минут, то есть с того момента, когда он прибыл к зданию, в котором расположена избирательная комиссия и позвонил ее председателю Московских Е.В. с просьбой оказать содействие и встретить у служебного входа, не принимаются судом во внимание, поскольку Федеральным законом № 20-ФЗ окончание срока приема документов для регистрации кандидатов связано с предоставлением документов непосредственно в избирательную комиссию.

При этом время прибытия кандидата в здание, в котором расположена избирательная комиссия, его общение с кем-либо из членов избирательной комиссии до момента непосредственного предоставления документов рабочей группе, правового значения не имеет.

Позиция административного истца о том, что избирательная комиссия должна оказывать содействие кандидатам, выдвигающимся на выборы в порядке самовыдвижения, а также незначительный, по мнению административного истца, пропуск срока для подачи документов (2 минуты), не является основанием для нарушения избирательной комиссией императивных требований закона о приеме документов до 18 часов 04.08.2021.

Доводы административного истца о тяжелой санитарно-эпидемиологической обстановке, необходимости прохождения контроля при входе в здание, в котором расположена избирательная комиссия, заседание рабочей группы по приему документов в ином помещении, что препятствовало ему своевременной подаче документов, не принимаются судом во внимание, поскольку установлено, что председатель избирательной комиссии Московских Е.В. лично встретила и проводила Шубу В.Б. в зал заседания рабочей группы.

Позиция административного истца о том, что на голосование рабочей группы был поставлен вопрос об отказе в приеме ему документов, что уже само по себе имело негативную направленность, правового значения при рассмотрении настоящего дела не имеет, поскольку члены рабочей группы не были лишены возможности добровольно выразить свое мнение по поставленному на голосование вопросу независимо от его формулировки.

Составление акта об окончании приема документов и протокола рабочей группы от 04.08.2021 в одно и то же время – в 18 часов, отсутствие в указанных документах данных о начале и окончании рассмотрения вопросов, не свидетельствует о незаконности оспариваемых решений, принятых избирательной комиссией, поскольку факт прибытия непосредственно в помещение избирательной комиссии в 18 часов 02 минуты подтвержден также видеозаписью и фактически не оспаривается административным истцом.

Доводы административного истца об отсутствии информации о синхронизации времени на представленной административным ответчиком видеозаписи с Государственной службой времени, что ставит под сомнение правильность фиксации времени прибытия Шубы В.Б. в здание избирательной комиссии, не принимаются судом во внимание, поскольку из информации МКУ «ЦИТ и ТО» от 13.08.2021 следует, что метка времени на видеозаписи формируется автоматически и синхронизирована со временем локальной вычислительной системы МКУ «ЦИТ и ТО», где используется автоматическая синхронизация времени с сервером точного времени в сети Интернет.

Таким образом, давая оценку представленным доказательствам в совокупности и их взаимной связи, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных исковых требований Шубы В.Б. к Братской городской территориальной избирательной комиссии о признании незаконными отказа кандидату в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 96 Иркутской области – Братский одномандатный избирательный округ Шубы В.Б. в приеме подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва, выраженного в протоколе № 1 от 04.08.2021, отказа в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва, выраженного в решении № 21/164 от 11.08.2021, возложении обязанностей на Братскую городскую территориальную комиссию принять и рассмотреть в установленном законом порядке избирательные документы кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 96 Иркутской области – Братский одномандатный избирательный округ Шубы В.Б. , предусмотренные ст. 47 Федерального закона от 22.02.2017 «О выборах в депутаты Государственной Думы РФ» отказать.

На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Иркутский областной суд в течение 5 дней со дня принятия судом решения.

Мотивированное решение изготовлено Дата изъята .

Судья С.Н. Банщикова