ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-499/2017 от 30.06.2017 Тульского областного суда (Тульская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 3а-499/2017 по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области к региональному отделению Политической партии «ПРОТИВ ВСЕХ « в Тульской области о ликвидации регионального отделения политической партии и исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области (далее - Управление) обратилось в Тульский областной суд с иском к Региональному отделению Политической партии «ПРОТИВ ВСЕХ « в Тульской области о ликвидации Регионального отделения политической партии и исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование заявленных требований Управление указало, что административный ответчик при осуществлении своей деятельности допустил нарушение подпункта «а» пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11.07.2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» и статей 21-24, 33 Устава политической партии, в соответствии с которыми в Региональном отделении должны быть сформированы и наделены компетенцией коллегиальные руководящие и контрольно-ревизионные органы управления, поскольку фактическая численность членов Отделения составляет 1 человек.

В связи с указанными нарушениями в адрес регионального отделения Управлением были вынесены два письменных предупреждения от 13.05.2016 года № 71/03-1616 и от 14.10.2016 года № 71/03-3341, которые в установленном законом порядке не обжалованы и не отменены.

В предусмотренный в предупреждениях срок, нарушения законодательства региональным отделением устранены не были, что явилось основанием для обращения Управления с административным иском о приостановлении деятельности регионального отделения.

Решением Тульского областного суда от 17 января 2017 года, вступившим в законную силу 21 февраля 2017 года, деятельность Регионального отделения Политической партии «ПРОТИВ ВСЕХ « в Тульской области (ОГРН ) была приостановлена на три месяца.

До настоящего времени нарушения, послужившие основанием для приостановления деятельности регионального отделения, не устранены, что и явилось основанием для обращения с настоящим административным иском в суд.

Со ссылкой на положения пп. «б» п. 2 ст. 42 Федерального закона от 11.07.2001 года N 95-ФЗ «О политических партиях» административный истец просил суд ликвидировать региональное отделение Политической партии «ПРОТИВ ВСЕХ « в Тульской области и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Лица участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате и месте слушания по делу, в судебное заседание не явились, представив в адрес суда письменные заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие, в связи с чем, поскольку явка участников административного судопроизводства не была признана обязательной, суд, руководствуясь положениями части 7 статьи 150 и части 4 статьи 263 КАС РФ,а так же учитывая разъяснения п. 17 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 27.12.2016 №64 « О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а так же запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судопроизводства в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.

Исследовав представленные в материалы административного дела письменные доказательства, изучив материалы административного дела № 3а-156/17 Тульского областного суда, суд приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (статья 1, часть 1).

В системном единстве с названным положением находятся положения статьи 13 Конституции Российской Федерации, относящиеся к основам конституционного строя Российской Федерации, согласно которым в Российской Федерации признается идеологическое многообразие (часть 1) и многопартийность (часть 3).

В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.

В силу статьи 7 вышеназванного Закона одной из организационно-правовых форм общественных объединений является политическая партия.

Указанный Федеральный закон в числе прочего устанавливает ответственность общественного объединения за нарушение законодательства Российской Федерации, одной из мер которой является его ликвидация по решению суда (часть первая статьи 26).

При этом, ст. 12.2 указанного Закона определено, что порядок создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации политических партий регулируется специальным федеральным законом.

Таким законом является Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».

Согласно пп. «г» п. 1 ст. 26 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе создавать региональные, местные и первичные отделения, в том числе с правами юридического лица, принимать решения об их реорганизации и ликвидации.

Под региональным отделением политической партии в указанном Федеральном законе (п. 3 ст. 3) понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий, осуществляют уполномоченные органы.

Согласно пунктам 5 и 30.10 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, таким органом в данном случае является Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области, поскольку, в силу предоставленных ему полномочий на территории Тульской области оно осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций и структурных подразделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 456 утвержден Административный регламент исполнения министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства российской федерации.

Указанным регламентом (пп.2 п. 3) предусмотрено, что предметом контроля за деятельностью некоммерческих организаций, филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, осуществляемого центральным аппаратом (территориальными органами), является в числе прочих соблюдение политическими партиями, региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствие их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий;

В случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, указанный орган вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца, в отношении политических партий не менее двух месяцев, а также принимать меры, предусмотренные пунктом 78 Административного регламента.

В силу п.78 Регламента по результатам контроля центральным аппаратом (территориальным органом) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации принимается, среди прочих такая мера, как направление в суд заявления о ликвидации некоммерческой организации.

В силу ч. 1 ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.

Таким образом, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подано в суд уполномоченным лицом.

Проверяя наличие оснований к ликвидации юридического лица, суд исходит из следующего.

В силу ч. 3 ст. 40 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ «О политических партиях» в случае неустранения политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением нарушений, послуживших основанием для приостановления их деятельности, федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган, внесшие в суд заявление о приостановлении деятельности политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, вносит в соответствующий суд заявление о ликвидации данной политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.

Подпунктом «б» пункта 3 статьи 42 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ «О политических партиях» установлено, что ликвидация регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии по решению суда осуществляется в случае неустранения в установленный решением суда срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии.

В ходе рассмотрения спора по существу судом установлены следующие юридически значимые обстоятельства.

Решением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области от 05 апреля 2013 года произведена государственная регистрация Регионального отделения Политической партии «ПРОТИВ ВСЕХ « в Тульской области некоммерческой организации при создании, в подтверждение чего выдано свидетельство от 23 апреля 2013 года № 7112060062 о государственной регистрации Регионального отделения.

Из материалов административного дела № 3а-156/2017 по административному исковому заявлению Управления министерства юстиции РФ по Тульской области к региональному отделению политической партии «ПРОТИВ ВСЕХ» о приостановлении деятельности, суд установил, что неисполнение указанных требований в установленных в них срок послужило основанием для обращения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области в суд с требованием к Региональному отделению Политической партии «ПРОТИВ ВСЕХ» в Тульской области о приостановлении его деятельности.

Решением Тульского областного суда от 17.01.2017 административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области к Региональному отделению Политической партии «ПРОТИВ ВСЕХ» в Тульской области о приостановлении деятельности указанной организации были удовлетворены и его деятельность приостановлена на срок 3 (три) месяца.

Как следует из содержания указанного решения, основанием приостановления деятельности регионального отделения партии явились установленные судом нарушения требований подпункта «а» пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ, а именно нарушений требований Устава партии к формированию коллегиальных органов управления и контрольно-ревизионных органов Политической партии в Региональном отделении.

Данное решение суда Региональным отделением Политической партии «ПРОТИВ ВСЕХ» в Тульской области не обжаловалось, вступило в законную силу 21 февраля 2017 года.

В соответствии с частью 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда о приостановлении деятельности отделения политической партии имеет преюдициальное значение для суда, рассматривающего дело о ликвидации отделения политической партии. Установленные таким судебным решением обстоятельства не нуждаются в доказывании.

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности вынесенных в отношении Регионального отделения предупреждений и наличии установленных на то законом оснований для приостановлении его деятельности.

В ходе рассмотрения спора по существу административным ответчиком Региональным отделением Политической партии «ПРОТИВ ВСЕХ « в Тульской области не представлено в адрес суда доказательств того, что нарушения, послужившие основанием для приостановления его деятельности, в установленный решением суда срок, устранены.

Так, из материалов регистрационного дела в отношении указанного юридического лица, представленного налоговым органом, судом установлено, что на момент создания Регионального отделения оно состояло из 16 членов, что подтверждается списком членов партии от 01.09.2012.

Руководящие органы Регионального отделения Политической партии были сформированы на общем собрании регионального отделения от 29.05.2012 в следующем составе: Совет регионального отделения – ФИО3, ФИО4, ФИО5; ревизором была избрана ФИО6, копия указанного протокола представлена в материалы дела.

Как следует из ст. 23 Устава Политической партии «ПРОТИВ ВСЕХ « Совет регионального отделения является постоянно действующим руководящим коллегиальным органом регионального отделения. Члены Совета избираются конференцией сроком на три года. По истечении срока полномочия членов сохраняются до момента избрания нового состава Совета.

Аналогичные требования к порядку избрания и деятельности контрольно–ревизионного органа – ревизора, установлены ст. 33 Устава.

Согласно ст. 9 Устава Партии член Партии прекращает (утрачивает) членство в ней в том числе в случае добровольного выхода из членов партии на основании личного письменного заявления. Указанное заявление о прекращении членства в Партии подается в Совет регионального отделения Партии, в котором он состоит на учете.

Члены Совета и ревизор добровольно вышли из рядов партии, что подтверждено заявлениями указанных граждан от 10.01.2015, представленными в материалы административного дела.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что входящие в состав коллегиального руководящего органа – Совета регионального отделения члены партии прекратили членство в ней 10.01.2015.

В силу требований ст. 23 Устава Полномочия члена Совета регионального отделения прекращаются досрочно в случае прекращения членства в партии.

Таким образом, судом установлено, что с 10.01.2015 в региональном отделении Политической партии «ПРОТИВ ВСЕХ « не сформированы коллегиальный руководящий и контрольно-ревизионный органы управления Регионального отделения партии.

Региональное отделение с момента вступления законную силу решения Тульского областного суда от 17.01.2017 не сообщило о формировании в установленном Уставом партии порядке коллегиальных руководящих органов управления и избрании ревизора регионального отделения партии, что подтверждается материалами контрольного дела в отношении Регионального отделения и не оспаривалось административными истцом в ходе рассмотрения спора.

Обстоятельств, свидетельствующих о наличии намерений у Регионального отделения политической партии устранить допущенные нарушения в ходе рассмотрения дела не установлено, что так же подтверждено письменным заявлением ФИО3 в адрес суда, в котором он указал, что не возражает против удовлетворения иска.

Проверяя причины, по которым административный ответчик не устранил выявленные нарушения законодательства, суд установил, что в адрес Управления поступило письмо Секретаря Совета Отделения ФИО3 (вх. от 29.11.2016 года) с просьбой инициировать вопрос о ликвидации Отделения в судебном порядке в связи с тем, что Отделение финансово-хозяйственную деятельность не осуществляет, членов в Отделении нет, а цели деятельности не могут быть достигнуты. Оснований не доверять данному доказательству суд не усматривает.

Неустранение в полном объеме в установленный решением суда срок нарушений требований закона, послуживших основанием для приостановления деятельности отделения политической партии, в силу подпункта «б» пункта 3 статьи 42 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ является самостоятельным основанием для его ликвидации.

Установив указанные выше юридически значимые обстоятельства, на основе совокупности представленных в материалы дела доказательств, признанных судом относимыми, допустимыми и достоверными, суд приходит к выводу, что ликвидация регионального отделения политической партии, в данном случае, с учетом допущенных нарушений и длительности их неустранения, является единственной и соразмерной мерой его ответственности, поскольку иные меры не привели к выполнению требований законодательства.

Обстоятельств, препятствующих ликвидации Регионального отделения по решению суда, предусмотренных п.5 ст.42 Федерального закона «О политических партиях», судом не установлено.

Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях» предусмотрено, что политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений.

Аналогичное правовое установление содержится и в пп. 6 ст. 42 указанного закона, предусматривающем, что государственная регистрация регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии в связи с их ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с учетом особенностей такой регистрации, установленных настоящим Федеральным законом.

Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии в связи с их ликвидацией, представляются в федеральный уполномоченный орган.

Федеральный уполномоченный орган после принятия решения о государственной регистрации регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии в связи с их ликвидацией направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения, принятого федеральным уполномоченным органом, и представленных им необходимых сведений и документов регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в федеральный уполномоченный орган.

Порядок взаимодействия федерального уполномоченного органа с регистрирующим органом по вопросу государственной регистрации регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии в связи с их ликвидацией определяется Правительством Российской Федерации.

Государственная регистрация регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии в связи с их ликвидацией осуществляется в срок не более чем десять рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов.

В силу положений статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Ст. 2 указанного закона установлено, что государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами, к которым Постановление Правительства РФ от 17.05.2002 № 319(ред. от 16.09.2003) «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» относит Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

В соответствии с частью 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица прекращается в момент внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его прекращении.Подпунктами 3 и 6 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена ликвидация юридического лица по решению суда в случае осуществления деятельности с нарушением Конституции Российской Федерации либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных законом.

Поскольку суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о ликвидации указанного Регионального отделения, следовательно, подлежат удовлетворению требования об исключении из ЕГРЮЛ указанного юридического лица, так как в силу пункта 6 статьи 22 Закона № 129-ФЗ 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

Исходя из изложенного, административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области о ликвидации Регионального отделения Политической партии «ПРОТИВ ВСЕХ « в Тульской области и его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 264,265, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

решил:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области удовлетворить. Ликвидировать Региональное отделение Политической партии «ПРОТИВ ВСЕХ « в Тульской области исключив его из Единого государственного реестра юридических лиц (основной государственный регистрационный ).

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Тульский областной суд в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья