Дело № 3а-49/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Курганский областной суд в составе:
председательствующего судьи Клепчи С.Н.,
при секретаре Пономаревой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кургане 26 апреля 2017 г. административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, Правительству Курганской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
представитель ФИО1- ФИО2 10 апреля 2017 г. обратился в Курганский областной суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости.
В обоснование административного иска указал, что ФИО1 является арендатором земельного участка с кадастровым номером: №, площадью 5 390 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения здания складов для хранения строительных материалов, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается договором № 458 аренды земельного участка от 10 июля 2014 г.
Постановлением Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 г. № 454 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области, в том числе и стоимости земельного участка с кадастровым номером: № по состоянию на 1 января 2010 г. в размере 4055 328 руб.20 коп.
На основании отчёта по определению рыночной стоимости объекта оценки от 27 февраля 2017 г. № 17-01/17, выполненному оценщиком ИП К.О.Н., по состоянию на 1 января 2010 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером: № составляет 1381 000 руб., что существенно ниже кадастровой стоимости участка.
Экспертным заключением № 404/2017 от 20 марта 2017 г. ООО «Российское общество оценщиков» Экспертный совет (эксперт Л.В.В.) указанный отчет признан обоснованным и соответствующим действующему законодательству об оценочной деятельности.
Значительное завышение кадастровой стоимости земельного участка относительно его рыночной стоимости, затрагивает интересы и права административного истца, как плательщика арендной платы.
Ссылаясь на положения пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, административный истец просил установить кадастровую стоимость арендуемого земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 по доверенности – ФИО2 на заявленных административных исковых требованиях настаивал, выразил согласие с определенной ИП К.О.Н. рыночной стоимостью земельного участка, ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы не заявил.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежаще.
Представитель административного ответчика - Управления Росреестра по Курганской области ФИО3 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежаще, просила рассмотреть дело без ее участия, представила отзыв, в котором заявленные требования оставила на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика Правительства Курганской области ФИО4 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежаще, представила отзыв, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствии, заявленные требования оставила на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ Федеральной кадастровой палаты по Курганской области ФИО5 разрешение данного спора оставила на усмотрение суда, отчет оценщика ИП К.О.Н. не оспаривала, ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы не заявила.
Представитель заинтересованного лица Администрации г. Кургана ФИО6 с административным иском не согласилась, поставила под сомнение выводы оценщика ИП К.О.Н. о рыночной стоимости спорного земельного участка.
Оценщик ИП К.О.Н., допрошенная в судебном заседании, подтвердила обоснованность подготовленного ей отчета об оценке земельного участка.
В соответствии со статьями 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав участников судебного процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.
Судом установлено, что на основании договора № 458 аренды земельного участка от 10 июля 2014 г. ФИО1 является арендатором земельного участка с кадастровым номером: №, площадью 5 390 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения зданий складов для хранения строительных материалов, расположенного по адресу: <адрес>.
Указанное обстоятельство подтверждено представленными в материалы дела: копией договора № 458 аренды земельного участка от 10 июля 2014 г., постановлением Администрации города Кургана от 1 июля 2014 г. № 4749.
Постановлением Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 г. № 454 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области, в том числе и стоимости земельного участка с кадастровым номером: № по состоянию на 1 января 2010 г. в размере 4055 328 руб.20 коп., что подтверждается приложением № 1 к указанному Постановлению.
Согласно отчету об оценке объекта оценки № 17-01/17 от 27 февраля 2017 г., выполненному ИП К.О.Н. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером: № была определена в размере 1381 000 руб. по состоянию на 1 января 2010 г.
Экспертным заключением № 404/2017 от 20 марта 2017 г. ООО «Российское общество оценщиков» Экспертный совет (эксперт Л.В.В.) указанный отчет признан обоснованным и соответствующим действующему законодательству об оценочной деятельности.
10 апреля 2017 г. представитель ФИО1- ФИО2 обратился в Курганский областной суд с административным исковым заявлением, указывая на нарушение прав административного истца, как арендатора указанного земельного участка, поскольку арендная плата за землю и земельный налог рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости, являющейся завышенной.
Обращение ФИО1 суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2010 г. в полной мере согласуется с положениями статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 24.18, 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности», в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку земель, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости этого земельного участка равной его рыночной стоимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 закона).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 5 статьи 4 закона).
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 г. № 316.
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных положений действующего законодательства кадастровая стоимость по своей природе является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точного соответствия реальной рыночной стоимости.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости. Причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 225-ФЗ) предусмотрена возможность оспорить юридическими лицами результаты определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со ст. 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из материалов дела, сведения в государственный кадастр недвижимости об утверждении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером: № внесены 20 апреля 2009 г., то есть до 1 января 2010 г.
Таким образом, именно на эту дату (1 января 2010 г.) в силу вышеприведенных положений закона должна быть определена рыночная стоимость указанного земельного участка, что согласуется с положением п. 12 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 28 от 30 июня 2015 г.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 225-ФЗ) итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Поскольку участвующими в деле лицами в установленном законом порядке не оспорены представленные административным истцом результаты оценки по определению рыночной стоимости спорного земельного участка, ходатайств о назначении по делу судебной оценочной экспертизы участниками процесса не заявлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для назначения по делу судебной оценочной экспертизы, поскольку отчет оценщика ИП К.О.Н. об определении рыночной стоимости земельного участка отвечает требованиям закона и является допустимым доказательством по делу.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных ФИО1 административных исковых требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером: № равной его рыночной стоимости в размере 1381 000 руб., определенной по состоянию на 1 января 2010 г. отчетом оценщика ИП К.О.Н. № 17-01/17 от 27 февраля 2017 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 245-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административный иск ФИО1, обратившегося в Курганский областной суд 10 апреля 2017 г. об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: №, площадью 5 390 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов –для размещения зданий складов для хранения строительных материалов, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1381000 руб. по состоянию на 1 января 2010 г.
Решение по настоящему делу является основанием для внесения изменений в данные государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.
Судья С.Н. Клепча