ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-49/19 от 03.09.2019 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

дело № 3а-49/2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Йошкар-Ола 3 сентября 2019 года

Верховный Суд Республики Марий Эл в лице судьи Попова Г.В.,

при секретаре Демаковой В.А.,

с участием представителя административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл Киреева С.В. (доверенность от 14 января 2019 года № 3),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл о ликвидации Региональной общественной организации Республики Марий Эл «Фелинологический центр «Сити Кэт'с» и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц,

у с т а н о в и л:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл (далее - Управление) подало в суд административный иск о ликвидации Региональной общественной организации Республики Марий Эл «Фелинологический центр «Сити Кэт&apos;с» (учетный номер <...>, основной государственный регистрационный номер <...>) и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц. В обоснование административного иска были приведены следующие доводы и обстоятельства.

Управлением 11 апреля 2014 года принято решение о регистрации Региональной общественной организации Республики Марий Эл «Фелинологический центр «Сити Кэт&apos;с» при её создании (далее - Организация). Сведения об Организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 21 апреля 2014 года.

В период с 15 апреля по 8 мая 2019 года Управлением была проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности Организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества целям, предусмотренным его учредительными документами (уставным целям).

В результате проверки (акт от 8 мая 2019 года) установлено, что Организация деятельность, предусмотренную учредительными документами, не осуществляет, что противоречит целям ее создания. Установлены следующие нарушения законодательства Российской Федерации.

В нарушение требований пункта 2 части 1 и части 2 статьи 3 Федерального закона от 1 июня 2005 года № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» в наименовании Организации указано иностранное словосочетание «Сити Кэт’с» без перевода на русский язык.

В нарушение требований части 3 статьи 20 и части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» устав Организации не соответствует требованиям законодательства, а именно:

положение пункта 1.6 устава Организации в части «...вымпелы и другую символику, подлежащую регистрации и учету в порядке, установленном законодательством РФ» не соответствует требованиям статьи 24 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», которыми требование к регистрации символики не установлено;

положения пунктов 4.5, 4.6 устава Организации в части определения прав и обязанностей членов Организации не соответствуют требованиям пунктов 1, 4 статьи 65.2, пункта 1 статьи 123.6 Гражданского кодекса Российской Федерации;

положение пункта 6.2 устава Организации в части определения перечня вопросов, отнесенных к исключительной компетенции высшего органа управления - общего собрания членов, не соответствует требованиям пункта 2 статьи 65.3, пункта 1 статьи 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

положение пункта 6.7 устава Организации в части отнесения к компетенции Президиума вопроса об определении размера и порядка внесения членских и вступительных взносов противоречит требованиям пункта 1 статьи 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в части вопроса о приеме и исключении членов Организации противоречит требованиям пункта 2 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации;

положение пункта 6.8 устава Организации в части определения правомочности заседаний Президиума Организации не соответствует требованиям пункта 1 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации;

в соответствии с требованиями статьи 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в общественной организации образуются следующие органы управления: высший орган управления съезд (конференция) или общее собрание; постоянно действующий руководящий орган, который является выборным коллегиальным органом, подотчетен съезду (конференции) или общему собранию; единоличный исполнительный орган.

Уставом Организации предусмотрены следующие органы управления: высший орган управления Организации - общее собрание членов (пункт 6.1 устава); постоянно действующий руководящий орган - президиум (пункт 6.6 устава).

Председатель Организации согласно пункту 6.10 устава Организации руководит деятельностью Президиума.

Следовательно, Председатель Организации не является отдельным органом управления Организации.

Таким образом, в Организации не образован единоличный исполнительный орган, что является нарушением требований статьи 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», пункта 2 статьи 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации;

положение пункта 9.4 устава Организации не соответствует требованиям части 4 статьи 26 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

В нарушение требований части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Организация:

1) за 2016, 2017, 2018 годы не представила документы, свидетельствующие о том, что опубликованы отчеты об использовании имущества или обеспечена доступность ознакомления с ними;

2) не соблюдает нормы, предусмотренные ее уставом:

положения пунктов 2.2 и 2.3 устава Организации - Организация деятельности, предусмотренной учредительными документами, не осуществляет. Документов, свидетельствующих об осуществлении уставной деятельности, к проверке не представлено;

положения пунктов 6.1 и 6.2 устава Организации - общее собрание членов деятельности не осуществляет. Документов, характеризующих деятельность общего собрания членов Организации, к проверке не представлено;

положения пунктов 6.6 и 6.7 устава Организации - Президиум деятельность не осуществляет. Документов, характеризующих деятельность Президиума, к проверке не представлено. Полномочия Президиума истекли 15 марта 2018 года;

положения пунктов 6.10 и 6.11 устава Организации - Председатель Организации деятельность не осуществляет. Документов, характеризующих деятельность Председателя, к проверке не представлено. Полномочия Председателя Организации истекли 15 марта 2018 года;

положения пункта 6.13 устава Организации - Ревизор деятельность не осуществляет. Документов, характеризующих деятельность Ревизора, к проверке не представлено. Полномочия Ревизора Организации истекли 15 марта 20018 года.

В нарушение требований пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в Организации отсутствует самостоятельный баланс и (или) смета.

13 мая 2019 года по результатам проверки в соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Управлением внесено представление (исх. № 12/03-1591) Президиуму Организации об устранении указанных в акте нарушений, установлен срок устранения нарушений до 21 июня 2019 года, а также указано, что в случае не устранения нарушений в установленный срок в соответствии с частью 2 статьи 42 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Управление своим решением вправе приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев.

Данное представление и акт проверки от 8 мая 2019 года были получены 13 мая 2019 года лично Председателем Организации - Шульц Н.Е. В установленном порядке представление не обжаловалось.

В связи с тем, что Организацией в срок до 21 июня 2019 года нарушения не устранены, Управлением принято решение о приостановлении деятельности Организации до 25 июля 2019 года (распоряжение № 182-Р от 24 июня 2019 года). Копия данного распоряжения направлена Управлением на адрес места нахождения Организации: <...>, заказным письмом с уведомлением.

До настоящего времени нарушения законодательства Организацией не устранены. Какой-либо информации, свидетельствующей о принятых Организацией мерах к устранению нарушений, в Управление не поступало.

В связи с этим есть основания считать, что Организация намеренно уклоняется от исполнения законных требований Управления об устранении нарушений законодательства, меры по добровольному устранению нарушений законодательства не предпринимает, деятельность, предусмотренную учредительными документами, не осуществляет.

Таким образом, имеется не устранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

В судебных заседаниях представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл Киреев С.В. административный иск поддержал, суду пояснил, что выявленные недостатки не устранены, председатель регионального отделения поясняла, что деятельность отделение не ведет и вести её не планирует, представление об устранении недостатков и решение о приостановлении деятельности регионального отделения не оспаривалось.

Представитель административного ответчика Региональной общественной организации Республики Марий Эл «Фелинологический центр «Сити Кэт&apos;с» в судебное заседание не явился. Организация о времени и месте судебного заседания извещена. По поступившему в суд сообщению, председатель Организации Шульц Н.Е. не возражает против ликвидации Организации.

Представитель заинтересованного лица Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Йошкар-Оле в судебное заседание не явился, инспекция извещена судебной повесткой.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в административном деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, а также созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регламентированы Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Одной из организационно-правовых форм общественного объединения является общественная организация (статья 7 названного Федерального закона).

Согласно статье 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Частью 1 статьи 26 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» предусмотрено, что ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 названного Федерального закона.

В части 1 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в качестве оснований ликвидации указаны: неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям; неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В силу пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Согласно пункту 6 статьи 22 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.

Как следует из материалов административного дела, по результатам проверки, выполненной сотрудниками Управления (акт проверки от 8 мая 2019 года), установлено, что Организация деятельность, предусмотренную учредительными документами, не осуществляет, что противоречит целям её создания. Установлены следующие нарушения законодательства Российской Федерации.

В нарушение требований пункта 2 части 1 и части 2 статьи 3 Федерального закона от 1 июня 2005 года № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» в наименовании Организации указано иностранное словосочетание «Сити Кэт’с» без перевода на русский язык.

В нарушение требований части 3 статьи 20 и части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» устав Организации не соответствует требованиям законодательства, а именно:

положение пункта 1.6 устава Организации в части слов: «...вымпелы и другую символику, подлежащую регистрации и учету в порядке, установленном законодательством РФ» не соответствует требованиям статьи 24 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», которыми требование к регистрации символики не установлено;

положения пунктов 4.5, 4.6 устава Организации в части определения прав и обязанностей членов Организации не соответствуют требованиям пунктов 1, 4 статьи 65.2, пункта 1 статьи 123.6 Гражданского кодекса Российской Федерации;

положение пункта 6.2 устава Организации в части определения перечня вопросов, отнесенных к исключительной компетенции высшего органа управления - общего собрания членов, не соответствует требованиям пункта 2 статьи 65.3, пункта 1 статьи 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

положение пункта 6.7 устава Организации в части отнесения к компетенции Президиума вопроса об определении размера и порядка внесения членских и вступительных взносов противоречит требованиям пункта 1 статьи 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в части вопроса о приеме и исключении членов Организации противоречит требованиям пункта 2 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации;

положение пункта 6.8 устава Организации в части определения правомочности заседаний Президиума Организации не соответствует требованиям пункта 1 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации;

в соответствии с требованиями статьи 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в общественной организации образуются следующие органы управления: высший орган управления съезд (конференция) или общее собрание; постоянно действующий руководящий орган, который является выборным коллегиальным органом, подотчетен съезду (конференции) или общему собранию; единоличный исполнительный орган.

Уставом Организации предусмотрены следующие органы управления: высший орган управления Организации - общее собрание членов (пункт 6.1 устава); постоянно действующий руководящий орган - президиум (пункт 6.6 устава).

Председатель Организации согласно пункту 6.10 устава Организации руководит деятельностью Президиума. Следовательно, Председатель Организации не является отдельным органом управления Организации. Таким образом, в Организации не образован единоличный исполнительный орган, что является нарушением требований статьи 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», пункта 2 статьи 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации;

положение пункта 9.4 устава Организации не соответствует требованиям части 4 статьи 26 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

В нарушение требований части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Организация:

1) за 2016, 2017, 2018 годы не представила документы, свидетельствующие о том, что опубликованы отчеты об использовании имущества или обеспечена доступность ознакомления с ними;

2) не соблюдает нормы, предусмотренные её уставом:

положения пунктов 2.2 и 2.3 устава Организации - Организация деятельности, предусмотренной учредительными документами, не осуществляет. Документов, свидетельствующих об осуществлении уставной деятельности, к проверке не представлено;

положения пунктов 6.1 и 6.2 устава Организации - общее собрание членов деятельности не осуществляет. Документов, характеризующих деятельность общего собрания членов Организации, к проверке не представлено;

положения пунктов 6.6 и 6.7 устава Организации - Президиум деятельность не осуществляет. Документов, характеризующих деятельность Президиума, к проверке не представлено. Полномочия Президиума истекли 15 марта 2018 года;

положения пунктов 6.10 и 6.11 устава Организации - Председатель Организации деятельность не осуществляет. Документов, характеризующих деятельность Председателя, к проверке не представлено. Полномочия Председателя Организации истекли 15 марта 2018 года;

положения пункта 6.13 устава Организации - Ревизор деятельность не осуществляет. Документов, характеризующих деятельность Ревизора, к проверке не представлено. Полномочия Ревизора Организации истекли 15 марта 2018 года.

В нарушение требований пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в Организации отсутствует самостоятельный баланс и (или) смета.

Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами административного дела. Стороной административного ответчика не представлено доказательств об обратном.

13 мая 2019 года по результатам проверки в соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Управлением внесено представление (исх. № 12/03-1591) Президиуму Организации об устранении указанных в акте нарушений, установлен срок устранения нарушений до 21 июня 2019 года, а также указано, что в случае не устранения нарушений в установленный срок в соответствии с частью 2 статьи 42 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Управление своим решением вправе приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев.

Данное представление и акт проверки от 8 мая 2019 года были получены 13 мая 2019 года лично Председателем Организации Шульц Н.Е. В установленном порядке представление не обжаловалось.

В связи с тем, что Организацией в срок до 21 июня 2019 года нарушения не устранены, Управлением принято решение о приостановлении деятельности Организации до 25 июля 2019 года (распоряжение № 182-Р от 24 июня 2019 года). Копия данного распоряжения направлена Управлением на адрес места нахождения Организации: <...> заказным письмом с уведомлением.

До настоящего времени нарушения законодательства Организацией не устранены. Организация намеренно уклоняется от исполнения законных требований Управления об устранении нарушений законодательства, меры по добровольному устранению нарушений законодательства не предпринимает, деятельность, предусмотренную учредительными документами, не осуществляет.

Таким образом, имеется не устранение в срок, установленный территориальным органом государственной регистрации, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

Несмотря на то, что выявленные Управлением нарушения действующего законодательства и устава в деятельности Организации носят устранимый характер, Организация до настоящего времени не предприняла необходимых мер для устранения существующих нарушений и приведения устава и самой деятельности в соответствие с требованиями действующего законодательства и положениями устава Организации.

Принимая во внимание изложенное, следует признать, что нарушения закона со стороны Организации являются существенными, длительными по времени и с учетом позиции данного лица – неустранимыми. Поэтому восстановление законности возможно только путем ликвидации Организации.

В соответствии со статьями 38, 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», подпунктами 30.7-30.10 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», подпунктом 74 пункта 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам (субъекту) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 марта 2014 г. № 26, Управление вправе обращаться в суд с административным иском о ликвидации общественных объединений.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является в данном случае соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Таким образом, суд приходит к итоговому выводу о том, что административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл о ликвидации Региональной общественной организации Республики Марий Эл «Фелинологический центр «Сити Кэт&apos;с» и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 264 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл удовлетворить.

Ликвидировать Региональную общественную организацию Республики Марий Эл «Фелинологический центр «Сити Кэт&apos;с» (учетный номер <...>, основной государственный регистрационный номер <...>) с исключением сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Верховный Суд Республики Марий Эл.

Судья Г.В. Попов

Мотивированное решение составлено 4 сентября 2019 года