Дело № 3а-49/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 августа 2019 года
Смоленский областной суд в составе:
председательствующего судьи Туникене М.В.,
при секретаре Гуляевой И.А.,
с участием прокурора Заболоцкой И.В.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, о признании недействующим решения Десногорского городского Совета от 10 июня 2019г. №525 «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Десногорского городского Совета муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области,
установил:
ФИО1, уточнив исковые требования, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Десногорского городского Совета от 10 июня 2019г. №525 «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Десногорского городского Совета муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области.
В обоснование административного иска указал на несоответствие этого нормативного правового акта части 7.1 статьи 18 Федерального закона от 12 июня 2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку оспариваемая схема одномандатных избирательных округов была утверждена в отсутствии представления Территориальной избирательной комиссии муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области. Ссылается, что оспариваемое решение нарушает его пассивное избирательное право на выдвижение своей кандидатуры по многомандатному избирательному округу.
В судебном заседании представитель административного истца адвокат Новиков И.В. административный иск поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Десногорского городского Совета четвертого созыва муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области ФИО2 административный иск не признал, указал, что в связи с изменением положений Устава муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области» и установления числа депутатов Десногорского городского Совета в количестве 15, Территориальная избирательная комиссия муниципального образования «город Десногорск» 06 июня 2019г. приняла постановление №66/272 «Об определении схемы 15-ти одномандатных избирательных округов, их границ в муниципальном образовании «город Десногорск» Смоленской области и 07 июня 2019г. направила ее для рассмотрения в Десногорский городской Совет, который своим решением 10 июня 2019г. утвердил схему 15-ти одномандатных округов. Указывает, что оспариваемое решение принято в пределах полномочий представительного органа местного самоуправления и в соответствии с действующим законодательством.
Представитель заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области ФИО3 возражал против удовлетворения административного иска, сославшись на его необоснованность. Указал, что в соответствии с пунктом 16 ст. 5 Закона Смоленской области «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Смоленской области» решения комиссии оформляются постановлениями или выписками из протоколов заседания комиссии.
Заслушав объяснения представителя ФИО1- Новикова И.В., представителя Десногорского городского Совета Смоленской области ФИО2, представителя Территориальной избирательной комиссии муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области ФИО3, исследовав материалы дела, проверив оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Заболоцкой И.В., полагавшей необходимым отказать в удовлетворении заявленного требования, Смоленский областной суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пунктам 1,2 статьи 18 Федерального закона от 12 июня 2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ; для проведения референдума определяется округ референдума.
Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются сроком на десять лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона. Избирательная комиссия, организующая выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе, а для многомандатных избирательных округов - также количество мандатов, замещаемых в округе. Новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов определяется не позднее чем за 80 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов. Соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган муниципального образования утверждают новую схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, при этом до утверждения представленной схемы избирательных округов указанный орган вправе вносить в нее поправки.
В силу пунктов 1,2 статьи 10 Закона Смоленской области от 03 июля 2003г. №41-з «О выборах органов местного самоуправления в Смоленской области» для проведения выборов выборного должностного лица определяется единый избирательный округ. Для проведения выборов депутатов представительного органа муниципального образования по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, а также членов выборного органа местного самоуправления образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа. Для проведения выборов депутатов представительного органа муниципального образования по мажоритарно-пропорциональной (смешанной) избирательной системе образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа, а также определяется единый избирательный округ. Для проведения выборов депутатов представительного органа муниципального образования по пропорциональной избирательной системе определяется единый избирательный округ.
Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются сроком на десять лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Избирательная комиссия муниципального образования определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень муниципальных образований или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории муниципального образования или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории муниципального образования или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе, а для многомандатных избирательных округов - также количество мандатов, замещаемых в округе. Новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов определяется не позднее чем за 80 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов. Представительный орган муниципального образования утверждает новую схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, при этом до утверждения представленной схемы избирательных округов указанный орган вправе вносить в нее поправки.
Согласно части 7.1 статьи 18 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в случае, если схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не может быть применена при проведении выборов в связи с изменением положений конституции (устава) субъекта Российской Федерации, закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, устанавливающих соответственно число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования и (или) вид избирательной системы, применяемой на соответствующих выборах, а также в связи с изменением границ муниципального образования, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования вправе по представлению организующей выборы избирательной комиссии утвердить новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не позднее чем через 30 дней со дня вступления в силу соответствующих положений конституции (устава) субъекта Российской Федерации, закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. Если соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования не утвердит новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов в указанный срок, в том числе в связи с отсутствием законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, такая схема утверждается организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через 10 дней по истечении указанного срока.
Аналогичные нормы указаны в пункте 6.1 статьи 10 Закона Смоленской области «О выборах органов местного самоуправления в Смоленской области».
Из материалов дела следует, что ФИО1 является зарегистрированным кандидатом в депутаты Десногорского городского созыва по одномандатному избирательному округу №8, выдвинутым избирательным объединением <данные изъяты>
Решением Десногорского городского Совета от 24 июня 2005 г. № 154 принят Устав муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области, зарегистрированный в Департаменте Смоленской области по вопросам местного самоуправления и государственной службы 27 июня 2005 г. № 22/1-У, в ГУ Минюста РФ по Центральному федеральному округу 25 ноября 2005 г. № № и официально опубликованный в издании «Десна» № 26 от 30 июня 2005 г.
Решением Десногорского городского Совета от 18 февраля 2019 г. № 500 «О внесении изменений в Устав муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области» внесены изменения в Устав, в соответствии с пунктом 1.9 части 1 которого в части 2 статьи 25 Устава слова «16 депутатов» заменены словами «15 депутатов».
27 мая 2019 г. Десногорским городским Советом принято решение № 521 «О внесении изменений в Устав муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области и в решение Десногорского городского Совета от 18 февраля 2019 № 500 «О внесении изменений в Устав муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области» (далее – Решение №521), в соответствии с частью 1 которого часть 2 статьи 25 Устава была изложена в следующей редакции: «Десногорский городской Совет состоит из 15 депутатов, избираемых в соответствии с областным законом от 30 октября 2014 года № 126-з «О сроке полномочий представительных органов муниципальных образований Смоленской области и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Смоленской области, сроке полномочий и порядке избрания глав муниципальных образований Смоленской области» на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет». В соответствии с частью 2 данного решения в Решение № 500 внесены следующие изменения: пункт 1.9 части 1 признать утратившим силу; в части 3 слова «за исключением пункта 1.9 части 1 настоящего решения» исключить; часть 4 признать утратившей силу. Частью 3 предусмотрено, что данное решение подлежит официальному опубликованию в газете «Десна» после государственной регистрации в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области и вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением части 1 настоящего решения. Согласно части 4 часть 1 настоящего решения вступает в силу со дня официального опубликования настоящего решения и применяется к правоотношениям, связанным с избранием на муниципальных выборах Десногорского городского Совета очередного созыва.
Устав с соответствующими изменениями был зарегистрирован в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области 31 мая 2019 г. (регистрационный № №). Решение № 521 официально опубликовано в издании «Десна» № 23 (1170) 05 июня 2019 г.
ФИО1 обратился в Смоленский областной суд с административным иском о признании недействующим решения Десногорского городского Совета от 27 мая 2019 г. № 521 «О внесении изменений в Устав муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области и в решение Десногорского городского Совета от 18.02.2019 № 500 «О внесении изменений в Устав муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области», решением Смоленского областного суда от 25 июля 2019г. его административный иск оставлен без удовлетворения.
Во исполнение решения о внесении изменений в Устав муниципального образования «город Десногорск» и в соответствии со ст.18 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Территориальной избирательной комиссией муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области 06 июня 2019г. было принято постановление №66/272 «Об определении схемы 15-ти одномандатных избирательных округов, их границ в муниципальном образовании «город Десногорск» Смоленской области, для проведения выборов депутатов Десногорского городского Совета», в котором определена схема 15-ти одномандатных избирательных округов и их графическое изображение.
Данная схема полностью соответствует требованиям, предъявляемым к ней законом: определены границы каждого округа, указан номер каждого избирательного округа и число жителей в каждом округе.
10 июня 2019г. на заседании 65 сессии четвертого созыва Десногорского городского Совета большинством голосов и при наличии необходимого кворума принято решение №525 Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Десногорского городского Совета муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области. В данной части порядок принятия нормативного правового акта административным истцом не оспаривался.
Оспариваемое решение и схема опубликовано в газете «Десна» 11 июня 2019 года (1171).
Решение Десногорского городского Совета от 10 июня 2019г. №525 принято коллегиально, путем прямого голосования депутатов, в пределах имеющихся полномочий, с соблюдением установленной процедуры принятия, опубликования решения, то есть в соответствии с указанными выше нормами права.
Таким образом, порядок принятия оспариваемого решения №525 Десногорским городским Советом был полностью соблюден, как это предусмотрено действующим законодательством.
Доводы административного иска о том, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит положениям части 7.1 статьи 18 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку соответствующего представления Территориальной избирательной комиссии муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области в Десногорский городской Совет Смоленской области не поступало, своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли.
В соответствии с вышеуказанной нормой закона, в качестве одного из обязательных условий утверждения новой схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, является условие наличия представления организующей выборы избирательной комиссии утверждения новой схемы, направляемой в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования для утверждения.
Из материалов дела следует, что 07 июня 2019г. в Десногорский городской Совет было направлено постановление Территориальной избирательной комиссией муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области от 06 июня 2019г. №66/272 «Об определении схемы одномандатных избирательных округов, их границ в муниципальном образовании «город Десногорск» Смоленской области, для проведения выборов депутатов Десногорского городского Совета».
Факт принятия от 06 июня 2019г. Территориальной избирательной комиссией постановления, а не представления, не свидетельствует о нарушении порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, поскольку в силу пункта 16 ст. 5 Закона Смоленской области от 24 апреля 2003г. №12-з «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Смоленской области» решения комиссии оформляются постановлениями или выписками из протоколов заседания комиссии.
Довод административного истца о том, что в постановлении Территориальной избирательной комиссии от 06 июня 2019г. отсутствовала мотивировка предлагаемого решения по принятию одномандатной, а не многомандатной схемы избирательных округов, также не влечет удовлетворение административного иска в силу следующего.
Согласно протоколу заседания Территориальной избирательной комиссии муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области от 06 июня 2019г. №66 большинством голосов членов ТИК была принята повестка дня «Об определении схемы 15-ти одномандатных избирательных округов, их границ в муниципальном образовании «город Десногорск» Смоленской области. Предложение члена комиссии с правом решающего голоса ФИО4 по разработке схемы многомандатных избирательных округов большинством голосов не было включено в повестку дня заседания ТИК, что не противоречит Регламенту Территориальной избирательной комиссии муниципального образования город Десногорск Смоленской области, утвержденному решением ТИК муниципального образования город Десногорск Смоленской области от 29 марта 2018г. №30/138а.
В силу подпунктов «а» и «в» пункта 4 статьи 18 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением следующих требований: соблюдается примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 30 процентов. При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10 процентов от средней нормы представительства избирателей, а в труднодоступных или отдаленных местностях - 15 процентов от средней нормы представительства избирателей. Указанные требования могут не соблюдаться при выборах в федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы в случае, если федеральным законом устанавливается обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта Российской Федерации. Положения, содержащиеся в первом предложении настоящего подпункта, могут не применяться при образовании на территории автономного округа, входящего в состав другого субъекта Российской Федерации, одного включающего в себя всю территорию указанного автономного округа одномандатного избирательного округа для проведения выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Если применение положений, содержащихся в первом предложении настоящего подпункта, влечет за собой образование избирательного округа, включающего в себя части территорий более чем одного муниципального образования, либо образование избирательного округа, включающего в себя территории одного или нескольких муниципальных образований и часть территории другого муниципального образования, отдельные одномандатные избирательные округа при проведении выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования могут быть образованы с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 20 процентов. Перечень труднодоступных и отдаленных местностей устанавливается законом субъекта Российской Федерации, вступившим в силу до дня официального опубликования решения о назначении выборов;
избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий.
Согласно подпунктам «а», «б» пункта 4 статьи 10 Закона Смоленской области «О выборах органов местного самоуправления в Смоленской области» одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются сроком на десять лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Избирательная комиссия муниципального образования определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень муниципальных образований или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории муниципального образования или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории муниципального образования или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе, а для многомандатных избирательных округов - также количество мандатов, замещаемых в округе. Новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов определяется не позднее чем за 80 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов. Представительный орган муниципального образования утверждает новую схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, при этом до утверждения представленной схемы избирательных округов указанный орган вправе вносить в нее поправки;
избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой.
При соблюдении требований, касающихся образования одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, указанных в пункте 4 настоящей статьи, учитывается административно-территориальное устройство (деление) Смоленской области, территории муниципальных образований (пункт 5 вышеуказанной статьи закона).
Опубликование (обнародование) схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется представительным органом муниципального образования, избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем через пять дней после ее утверждения (пункт 6 вышеуказанной статьи закона).
Судом установлено, что с учетом общей численности избирателей на территории Муниципального образования город Десногорск Смоленской области, количества мандатов и числа избирателей на 1 мандат, максимальные отклонения представительства на один мандат от среднего значения составляют 8,38%.
Таким образом, из оспариваемого акта следует, что при формировании схемы одномандатных избирательных округов принцип равенства одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением был соблюден.
При таких обстоятельствах отсутствие в постановлении Территориальной избирательной комиссии от 06 июня 2019г. мотивировки предлагаемого решения по принятию одномандатной, а не многомандатной схемы избирательных округов, не влечет признание недействующим оспариваемого решения Десногорского городского Совета.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Принимая во внимание, что оспариваемый акт не препятствует и не ограничивает административного истца в праве принять участие в соответствующих выборах, поскольку содержит равные условия для всех участников избирательной кампании, не нарушает принципы единства территории и административно-территориального устройства муниципального образования, установленный статьей 18 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», принят Десногорским городским Советом в пределах своих полномочий с соблюдением установленной процедуры, не противоречит положениям части 7.1 статьи 18 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»», суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Смоленский областной суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 о признании недействующим решения Десногорского городского Совета от 10 июня 2019г. №525 «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Десногорского городского Совета муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Смоленский областной суд в течение пяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 26 августа 2019 г.
Судья: М.В.Туникене