ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-49/2017 от 07.03.2017 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 3а-49/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тюмень

Тюменский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ревякина А.В.,

при секретаре Квиникадзе И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Тюменской области о признании недействующим п. «а» ст. 8 Закона Тюменской области от 07.10.1999 года №137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» (в редакции от 23 декабря 2016 года),

у с т а н о в и л:

Прокурор Тюменской области обратился в Тюменский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим п. «а» ст. 8 Закона Тюменской области от 07.10.1999 года №137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» (в редакции от 23 декабря 2016 года). Требования мотивировал тем, что статьей 7 указанного закона к категориям граждан, имеющим право быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области, относятся в том числе инвалиды и участники Великой Отечественной войны, инвалиды и участники боевых действий на территориях других государств в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» (п. «а»); граждане, являющиеся нетрудоспособными членами семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий на территориях других государств, состоявших на иждивении и получающих (имеющих право на получение) пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации; родители, не вступившая (не вступивший) в повторный брак супруга (супруг) погибшего инвалида, участника Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территориях других государств; родители, не вступившая (не вступивший) в повторный брак и одиноко проживающая (проживающий) супруга (супруг) умершего участника Великой Отечественной войны, ветерана боевых действий на территориях других государств («б»); инвалиды первой и второй групп, вставшие на учет нуждающихся в улучшении в жилых помещениях после 1 января 2005 года (п. «г»); реабилитированные лица, пострадавшие от политических репрессий, утратившие жилые помещения в связи с репрессиями, в случае возвращения на прежнее место жительства для проживания в те местности и населенные пункты Тюменской области, где они проживали до применения к ним репрессий. При этом пунктом «а» статьи 8 Закона Тюменской области «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» установлено для всех граждан (за исключением инвалидов и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны) дополнительное имущественное условие для признания нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области. Указывает, что право лиц, указанных в статье 7 областного Закона, на получение жилых помещений из государственного жилищного фонда по договорам социального найма установлено федеральными нормативными правовыми актами: Федеральными законами от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 18.10.1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», - но реализуется субъектами Российской Федерации. Указывает, что субъектам Российской Федерации не предоставлено право по установлению дополнительных условий для признания нуждающимися перечисленных категорий граждан в зависимости от их имущественной обеспеченности. Таким образом, указанные федеральные законы гарантируют право на предоставление жилых помещений перечисленным в них лицам исходя из исчерпывающим образом законодательно определенных условий. Считает, что предусмотренное пп. «а» ст.8 Закона регулирование противоречит ст.ст.12, 13, 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации, ст.ст.14-19, ст.21, 23.2 федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О ветеранах», ст.ст. 17, 28 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст.ст. 13,16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 года № 1761-1. Тем самым создается угроза лишения таких граждан права быть обеспеченными жилыми помещениями по тем основаниям, которые установлены федеральным законодателем.

В судебном заседании прокурор Погребинская Л.А. уточнила заявленные административные исковые требования, указав, что оспариваемая норма – п. «а» ст. 8 Закона Тюменской области от 07.10.1999 года № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» (в редакции от 23 декабря 2016 года) противоречит п.п. 3-6 ст. 12, п.п. 4-5 ст. 13, ст. 49 Жилищного кодекса РФ; ст.ст. 13,16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», ст.ст. 17, 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 19.12.2016 года) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в части определения расходования средств из федерального бюджета на инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005 года. Также указала, что оспариваемая норма не соответствует следующим положениям Федерального закона № 5 от 12.01.1995 года «О ветеранах»: п. 2-3 ст. 10, пп. 4 п. 1 ст. 14, ст. 15 в части права постановки инвалидов на учет, ст. 16 в части обеспечения жилыми помещениями, статьям 17, 18 и 19 в части обеспечения жилыми помещениями, статье 21 в полной мере в отношении всех членов семей погибших в части обеспечения жилыми помещениями, в ст. 23.2 в части финансирования предоставления жилых помещений.

Прокурор Кабанова А.А. в судебном заседании настаивала на заявленных административных исковых требованиях.

Представители административного ответчика Тюменской областной Думы – ФИО1 и ФИО2, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании с исковыми требованиями Прокурора Тюменской области не согласились по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представители административного ответчика Губернатора Тюменской области – ФИО3 и ФИО4, действующие на основании доверенностей, также просили отказать в удовлетворении административного иска Прокурора Тюменской области по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования прокурора Тюменской области полежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с п. 1 статьи 28 Устава Тюменской области от 30.06.1995 года № 6, принятие областных законов и иных нормативных правовых актов относится к компетенции областной Думы.

В соответствии со статьей 32 Устава Тюменской области, законы принимаются на заседании областной Думы большинством голосов от установленного числа депутатов областной Думы. Принятые законы в течение 10 дней после заседания областной Думы направляются Губернатору области для обнародования. Губернатор области обязан в течение 14 дней с момента поступления закона обнародовать закон, удостоверив обнародование путем подписания, либо отклонить закон. Обнародование закона осуществляется путем официального опубликования текста закона,

16 сентября 1999 года Тюменской областной Думой принят Закон Тюменской области № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области». Указанный закон Тюменской области подписан губернатором Тюменской области 07 октября 1999 года. Текст Закона опубликован в газетах «Тюменские известия», № 183 от 14.10.1999 года, «Тюменская правда сегодня», № 122 от 16.10.1999 года, а также в «Вестнике Тюменской областной Думы», № 9, 1999.

15 декабря 2016 года Тюменской областной Думой принят Закон Тюменской области № 106 «О внесении изменений в Закон Тюменской области «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области». Текст Закона опубликован на официальном портале органов государственной власти Тюменской области http://www.admtyumen.ru, 23.12.2016 года, на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.12.2016 года, в «Парламентской газете «Тюменские известия» (вкладка «Документы»), № 233 от 27.12.2016 года и в сетевом издании «Вестник Тюменской областной Думы» http://vestnik.duma72.ru, 27.12.2016 года.

Таким образом, Закон Тюменской области от 07 октября 1999 года № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области», положения которого в редакции Закона Тюменской области № 106 от 23 декабря 2016 года оспариваются прокурором Тюменской области, является нормативным правовым актом, принятым Тюменской областной Думой в установленном порядке в соответствии с предоставленными законом полномочиями.

Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Законы, принятые субъектом Российской Федерации не должны противоречить федеральным нормативным правовым актам.

Статьей 7 Закона Тюменской области № 137 от 07.10.1999 года «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» (в редакции Закона Тюменской области от 23.12.2016 года № 106) к категориям граждан, имеющим право быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области, отнесены в том числе: инвалиды и участники Великой Отечественной войны, инвалиды и участники боевых действий на территориях других государств в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах»; граждане, являющиеся нетрудоспособными членами семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий на территориях других государств, состоявшие на иждивении и получающие (имеющие право на получение) пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации; родители, не вступившая (не вступивший) в повторный брак супруга (супруг) погибшего инвалида, участника Великой Отечественной войны, ветерана боевых действий на территориях других государств; родители, не вступившая (не вступивший) в повторный брак и одиноко проживающая (проживающий) супруга (супруг) умершего участника Великой Отечественной войны, ветерана боевых действий на территориях других государств; инвалиды первой и второй групп, вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях после 1 января 2005 года; реабилитированные лица, пострадавшие от политических репрессий, утратившие жилые помещения в связи с репрессиями, в случае возвращения на прежнее место жительства для проживания в те местности и населенные пункты Тюменской области, где они проживали до применения к ним репрессий.

Оспариваемым административным истцом пунктом «а» статьи 8 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» установлено, что не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области, граждане, имеющие в собственности, кроме занимаемого жилого помещения, недвижимое или иное имущество, подлежащее государственной регистрации, стоимостью свыше тысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного на дату подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (за исключением инвалидов и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны), а также граждане, супруги и (или) несовершеннолетние дети которых имеют в собственности, кроме занимаемого жилого помещения, недвижимое или иное имущество, подлежащее государственной регистрации, стоимостью свыше тысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного на дату подачи заявления о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (за исключением инвалидов и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны).

Следовательно, оспариваемыми положениями пункта «а» статьи 8 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» в том числе для категорий граждан, указанных в статье 7 данного Закона Тюменской области предусмотрено такое условие для признания нуждающимися в жилых помещениях, как отсутствие в собственности, кроме занимаемого жилого помещения, недвижимого или иного имущества, подлежащего государственной регистрации, стоимостью свыше тысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного на дату подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса РФ также установлено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частями 3 - 6 статьи 12 Жилищного кодекса РФ определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определение порядка предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда РФ, а также определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.

В ст. 13 Жилищного кодекса РФ установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, в том числе определение категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации и определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации (пункты 4 и 5). При этом, среди полномочий органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, указанной нормой определение условий и порядка предоставления жилых помещений по договорам социального найма категориям граждан, установленным соответствующим федеральным законом Российской Федерации не предусмотрено.

В соответствии с частями 1 - 4 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения по договору социального найма предоставляются: из муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным в соответствии с законом нуждающимися в жилых помещениях. Указанным категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения органов местного самоуправления в установленном законодательством порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных граждан жилыми помещениями.

Таким образом, Жилищным кодексом РФ допускается самостоятельное нормативное регулирование законами субъектов Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений по договорам социального найма лишь в отношении категорий граждан, установленных такими региональными законами; порядок же обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма лиц, соответствующее жилищное право которых предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, на региональном уровне регулируется в рамках, установленных такими федеральными нормативными актами.

Федеральным законом № 5-ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах» в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрена мера социальной поддержки за счет средств федерального бюджета Участников Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, нуждающиеся в улучшении жилищных условий в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.

При этом, пункт «а» статьи 8 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» имеет прямое указание на то, что положения указанной нормы не распространяют свое действие на участников Великой Отечественной Войны, поэтому оспариваемая норма не может противоречить подпункту 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О ветеранах».

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрена мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах», ветераны боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;

В соответствии с подпунктом 4 статьи 17 Федерального закона «О ветеранах», военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 18 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено, что лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 19 Федерального закона «О ветеранах», лицам, работавшим в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, в качестве меры социальной защиты предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем указанных лиц, признанных инвалидами, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» также предусмотрена мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Положениями статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом. средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

Пунктами 6, 11 и 11.1 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено, что форма предоставления вышеуказанных мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем, а также определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) и единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные ст.ст. 14-19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации, реализуются за счет средств федерального бюджета.

Исходя из п.п. 2,3 ст.10 Федерального закона «О ветеранах» расходными обязательствами субъектов Российской Федерации являются меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, а также иные меры социальной поддержки, установленные законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами в дополнение к мерам социальной поддержки, установленным ст.ст.14-19 и 21 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Статьей 28.2 Федерального закона от «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Таким образом, вышеуказанными нормами Федеральных законов от 24.11.1995 года № 181-ФЗ и от 12.01.1995 года № 5-ФЗ определены исчерпывающие условия предоставления мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов и инвалидов.

Однако, оспариваемый пункт «а» статьи 8 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области», содержит дополнительное имущественное условие - отсутствие в собственности, кроме занимаемого жилого помещения, недвижимого или иного имущества, подлежащего государственной регистрации, стоимостью свыше тысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного на дату подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что противоречит вышеуказанным нормам федеральных законов.

Статьей 13 Закона РФ от 18.10.1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», установлено, что в случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, выселке, на спецпоселении. В силу ст. 16 указанного Закона РФ расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Конституционным Судом Российской Федерации неоднократно указывалось на то, что реабилитация, по смыслу Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», означает восстановление реабилитированных лиц в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, устранение всех ограничений прав и свобод, которые к ним применялись, а также иных последствий произвола (определения от 24 июня 2008 года № 620-О-П, от 22 марта 2012 года № 631-О-О и др.).

При этом, статья 13 Закона РФ от 18.10.1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» направлена на восстановление жилищных прав как реабилитированных лиц, утративших жилое помещение в связи с репрессиями, так и членов их семей, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий (определение Конституционного Суда РФ от 22.12.2015 № 2809-О).

Учитывая вышеизложенное, суд находит обоснованными доводы стороны административного истца о том, что право реабилитированных лиц на обеспечение жилыми помещениями, установленное федеральным нормативным актом, не может быть ограничено на региональном уровне имущественным положением указанных лиц, поскольку данное ограничение противоречит целям федерального законодателя в полной мере восстановить права реабилитированных лиц.

При таких обстоятельствах, оспариваемый пункт «а» статьи 8 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» принят Тюменской областной Думой за пределами представленных полномочий и предусматривает иные, отличные от установленных Федеральными законами от 24.11.1995 года № 181-ФЗ и от 12.01.1995 года условия предоставления гражданам, жилых помещений по договору социального найма, что нарушает права и охраняемые законом интересы граждан Тюменской области на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.

Ссылки стороны административного ответчика на наличие таких полномочий для определения оснований для признания вышеуказанной категории граждан нуждающимися в жилых помещениях, суд находит несостоятельными, поскольку в соответствии со ст. 76 Конституции РФ, ст. 3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам; в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Данными нормами прямо закреплено, что органным местного самоуправления должны осуществлять свои права в соответствии с федеральными законами, а принимаемые решения не должны противоречить законам, иным правовым актам, нарушать права и охраняемые законом интересы иных лиц.

Положениями подпункта 4 пункта 1 статьи 17, подпункта 3 пункта 1 статьи 18 Федерального закона «О ветеранах» прямо предусмотрено, что обеспечение жильем указанных категорий граждан осуществляется независимо от их имущественного положения, поэтому установление в законе субъекта Российской Федерации дополнительного условия для признания в качестве нуждающихся в приобретении жилых помещений в зависимости от их имущественной обеспеченности прямо противоречит вышеуказанным нормам федерального законодательства.

Доводы административного ответчика о том, что в отношении категорий граждан, определенных статьей 7 Закона Тюменской области № 137 от 07.10.1999 года «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» предоставление жилых помещений по договорам социального найма является дополнительной мерой социальной поддержки к предусмотренной Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», суд находит несостоятельными. Закон Тюменской области № 137 от 07.10.1999 года не содержит каких-либо указаний о том, что в отношении категорий граждан, определенных статьей 7 данной нормы, предоставление жилых помещений по договорам социального найма является дополнительной мерой социальной поддержки. Мера социальной поддержки в виде обеспечения вышеуказанных категорий граждан жильем прямо предусмотрена федеральными законами от 12.01.1995 года № 5-ФЗ, от 24.11.1995 года № 181-ФЗ и перевод закрепленной в указанных нормах федерального законодательства мер поддержки, финансируемых за счет средств федерального бюджета в дополнительную на региональном уровне, выходит за рамки компетенции субъекта Российской Федерации.

При этом не могут быть приняты во внимание и доводы ответчика о том, что категории граждан, право которых на обеспечение жилыми помещениями установлены Федеральными законами от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», обеспечиваются жильем в порядке и на условиях, определенными в соответствии с федеральными законами, в рамках реализации постановления Правительства Тюменской области от 14.08.2006 года № 193-п «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, определенных Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», поскольку Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ определена категория граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета как путем предоставления единовременной денежной выплаты, так и путем предоставления жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации в соответствии с региональными нормативными правовыми актами, в зависимости от формы, выбранной получателем меры социальной поддержки.

На основании изложенного суд признает п.п. «а» ст. 8 Закона Тюменской области от 07.10.1999 года № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» (в редакции Закона Тюменской области от 23.12.2016 № 106) не действующим, противоречащим п.п. 3-6 ст. 12, п.п. 4-5 ст. 13, ст. 49 Жилищного кодекса РФ; ст.ст. 13,16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», ст.ст. 17, 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п. 2-3 ст. 10, пп. 4 п. 1 ст. 14, пп. 3 п. 1 ст. 16, пп. 4 ст. 17, пп. 3 п. 1 ст. 18, пп. 6 п. 1 ст. 18, пп. 4 п. 1 ст. 2, ст. 23.2 Федерального закона № 5 от 12.01.1995 года «О ветеранах».

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться, в том числе указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты.

Абзацем третьим пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Учитывая возможность применения оспариваемых положений ранее при реализации прав граждан в целях предоставления жилых помещений в Тюменской области, суд считает необходимым признать оспариваемую норму противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

р е ш и л:

Административный иск прокурора Тюменской области удовлетворить.

Признать недействующим пункт «а» статьи 8 Закона Тюменской области от 07.10.1999 года № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» (в редакции Закона Тюменской области от 23.12.2016 года № 106), со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в печатном издании «Парламентская газета «Тюменские известия» и на официальном портале органов государственной власти Тюменской области http://www.admtyumen.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Тюменский областной суд.

Мотивированное решение изготовлено 15 марта 2017 года.

Судья Тюменского областного суда А.В. Ревякин