ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-49/2017 от 13.06.2017 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Улан-Удэ 13 июня 2017 года

Верховный Суд Республики Бурятия в составе:

судьи Назимовой П.С., при секретаре Цыденжаповой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Республики Бурятия к Совету депутатов муниципального образования сельское поселение «Сухинское» Кабанского района Республики Бурятия об оспаривании в части решения от 20 марта 2014 года № 22 «Об утверждении Правил землепользования и застройки МО СП «Сухинское»

установил:

20 марта 2014 года Совет депутатов муниципального образования сельское поселение «Сухинское» Кабанского района Республики Бурятия (далее - Совет депутатов МО СП «Сухинское») принял решение № 22 «Об утверждении Правил землепользования и застройки МО СП «Сухинское». Указанный нормативный правовой акт и графический материал размещены на официальном интернет-портале Администрации МО «Кабанский район» по адресу: www.kabansk.org, в периодическом издании не опубликовывался.

Прокурор Республики Бурятия обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать не действующим решение Совета депутатов МО СП «Сухинское» от 20 марта 2014 года № 22 в части включения в границы территориальных зон, установленных в границах населённых пунктов с. Сухая и с. Заречье муниципального образования сельское поселение «Сухинское» Кабанского района Республики Бурятия лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Республика Бурятия, Кабанский район, Кабанское лесничество, Кабанское сельское участковое лесничество, технический участок № 2 СПК «Заречье», а именно: село Сухая в квартале 3 выдел 7 часть, выдел 11, выдел 15 часть, выдел 16 часть, квартале 6 выдел 1 часть, выдел 2 часть, выдел 3 часть, выдел 4 часть; село Заречье в квартале 4 выдел 1 часть, выдел 2 часть, выдел 3 часть, выдел 9 часть.

В обоснование заявленных требований прокурор указал на следующие обстоятельства.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункту 3 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки отнесено к вопросам местного значения сельского поселения. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 34 названного Кодекса при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определённых генеральным планом поселения. Основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, возникшее в результате внесения в такие планы изменений. Названными положениями закреплён принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки. Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 02 февраля 2016 года, изменённым апелляционным определением судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2016 года, признано не действующим решение Совета депутатов МО СП «Сухинское» от 28 декабря 2012 года № 122 «Об утверждении генерального плана МО СП «Сухинское» в части включения в границы населённых пунктов с. Сухая, с. Заречье сельского поселения «Сухинское» Кабанского района Республики Бурятия лесных участков, расположенных на землях лесного фонда. Однако картами градостроительного зонирования, являющимися приложениями к Правилам землепользования и застройки, утверждённым оспариваемым нормативным правовым актом, в пределах названных населённых пунктов установлены границы территориальных зон, включающие лесные участки на землях лесного фонда, что противоречит положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель прокуратуры Республики Бурятия Бадмацыренова Ю.С. заявленные требования поддержала.

Представитель административного ответчика - глава МО СП «Сухинское» Кабанского района Республики Бурятия ФИО1, исполняющая полномочия председателя Совета депутатов в силу положений Устава МО «Сухинское», не возражала против удовлетворения заявленных требований. Пояснила, что в настоящее время разработан и подписан проект о внесении соответствующих изменений в Правила землепользования и застройки МО СП «Сухинское». Постановлением администрации МО «Кабанский район» от 14 апреля 2017 года назначены публичные слушания по указанному проекту на 23 июня 2017 года.

Представитель заинтересованного лица администрации МО «Кабанский район» ФИО2 в суд не явилась, направила ходатайство о рассмотрении дела в своё отсутствие.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Утверждение правил землепользования и застройки поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности (пункт 3 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и часть 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 63 настоящего Кодекса.

Представительным органом МО СП «Сухинское» Кабанского района Республики Бурятия является Совет депутатов МО СП «Сухинское» (статья 20 Устава МО СП «Сухинское»).

Таким образом, оспариваемое решение является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом местного самоуправления в области градостроительной деятельности и опубликованным на официальном сайте Администрации МО «Кабанский район» по адресу: www.kabansk.org.

Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 названного Кодекса).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учётом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определённых генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.

В соответствии с частью 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.

Содержание приведённых норм закона во взаимосвязи с положениями части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, что градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.

Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 02 февраля 2016 года, изменённым апелляционным определением Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2016 года, признано не действующим решение Совета депутатов МО СП «Сухинское» от 28 декабря 2012 года № 122 «Об утверждении генерального плана МО СП «Сухинское» в части включения в границы населённых пунктов с. Сухая, с. Заречье сельского поселения «Сухинское» Кабанского района Республики Бурятия лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Республика Бурятия, Кабанский район, Кабанское лесничество, Кабанское сельское участковое лесничество, технический участок № 2 СПК «Заречье», а именно: село Сухая в квартале 3 выдел 7 часть, выдел 11, выдел 15 часть, выдел 16 часть, квартале 6 выдел 1 часть, выдел 2 часть, выдел 3 часть, выдел 4 часть; село Заречье в квартале 4 выдел 1 часть, выдел 2 часть, выдел 3 часть, выдел 9 часть. Данный нормативный правовой акт признан не недействующим со дня вступления в законную силу судебного решения.

Указанным решением суда установлено, что в границы населённых пунктов сел Сухая и Заречье Кабанского района Республики Бурятия вошли спорные земельные участки, отнесённые к землям лесного фонда и находящиеся в собственности Российской Федерации. При утверждении генерального плана МО СП «Сухинское» согласование соответствующего документа территориального планирования в части включения в границы населённых пунктов сёл Сухая и Заречье указанных лесных участков с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений – Рослесхозом, не было обеспечено, в связи с чем лесные участки неправомерно были включены в границы населённых пунктов.

Часть 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определяет, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Из материалов дела следует, что картами градостроительного зонирования населённых пунктов с. Сухая и с. Заречье МО СП «Сухинская» Кабанского района Республики Бурятия, являющимися приложениями к Правилам землепользования и застройки, утверждённым оспариваемым нормативным правовым актом, в пределах названных населенных пунктов установлены границы территориальных зон, включающие спорные лесные участки, расположенные на землях лесного фонда, что противоречит требованиям градостроительного законодательства.

Зонирование территории, являясь частью процесса по развитию территории (в том числе городов и иных поселений), одновременно выступает одним из направлений градостроительной деятельности органов власти. Правила землепользования и застройки разрабатываются для того, чтобы создать условия устойчивого развития территорий населенных пунктов.

Таким образом, учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые положения Правил землепользования и застройки не отвечают установленным градостроительным законодательством требованиям, поскольку отнесение спорных земельных участков на карте градостроительного зонирования территории Правил землепользования и застройки сельского поселения к территории населённых пунктов, в то время как положения генерального плана в этой части признаны не действующими, допускает неоднозначное толкование содержания этих положений и носит неопределенный характер.

При таких обстоятельствах следует признать, что административный иск прокурора, заявленный в интересах Российской Федерации, а также неопределённого круга лиц, имеющих право на благоприятную окружающую среду, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов, является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме.

С учетом положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение о признании его не действующим полностью или в части со дня принятия или с иной определённой судом даты, и разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48, что, если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу, суд считает, что оспариваемые по настоящему делу положения подлежат признанию не действующими с момента вступления в силу настоящего решения.

Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Республики Бурятия удовлетворить в полном объеме.

Признать не действующим решение Совета депутатов муниципального образования сельское поселение «Сухинское» от 20 марта 2014 года № 22 «Об утверждении Правил землепользования и застройки МО СП «Сухинское» в части включения в границы территориальных зон, установленных в границах населенных пунктов с. Сухая, с. Заречье сельского поселения «Сухинское» Кабанского района Республики Бурятия лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Республика Бурятия, Кабанский район, Кабанское лесничество, Кабанское сельское участковое лесничество, технический участок № 2 СПК «Заречье», а именно: село Сухая в квартале 3 выдел 7 часть, выдел 11, выдел 15 часть, выдел 16 часть, квартале 6 выдел 1 часть, выдел 2 часть, выдел 3 часть, выдел 4 часть; село Заречье в квартале 4 выдел 1 часть, выдел 2 часть, выдел 3 часть, выдел 9 часть с момента вступления в законную силу настоящего решения суда.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: П.С. Назимова