БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Белгород 6 апреля 2021 г.
Белгородский областной суд в составе
судьи Каюкова Д.В.
с ведением протокола секретарём Грущенко Е.П.,
с участием представителя административного ответчика – ФИО1, прокурора – Бригадиной В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 о признании решения Поселкового собрания городского поселения «Посёлок Прохоровка» от 25 сентября 2020 г. №208 «О внесении изменений в комплексную схему организации дорожного движения на территории городского поселения «Посёлок Прохоровка» незаконным,
установил:
Распоряжением Администрации городского поселения «Посёлок Прохоровка» от 28 ноября 2019 г. №305-р утверждена комплексная схема организации дорожного движения на территории городского поселения «Посёлок Прохоровка».
Решением Поселкового собрания городского поселения «Посёлок Прохоровка» от 25 сентября 2020 г. №208 внесены изменения в указанную комплексную схему в части дорожного пешеходного ограждения и разметки на улице Советская в районе детского сада №1.
Дело возбуждено по административному иску ФИО2, поданному 15 февраля 2021 г., в котором административный истец, ссылаясь на приведенные выше обстоятельства, несоблюдение норм федерального законодательства при внесении упомянутых изменений и нарушение своего права на свободное использование имущества для предпринимательской деятельности, требовал признать решение Поселкового собрания городского поселения «Посёлок Прохоровка» от 25 сентября 2020 г. №208 незаконным.
В судебное заседание административный истец и его представитель, извещённые надлежащим образом, не явились.
Представитель Поселкового собрания городского поселения «Посёлок Прохоровка» (административный ответчик) просил отказать в удовлетворении административного иска. Пояснил, что оспариваемый нормативный правовой акт в действительности не принимался, а соответствующие изменения в комплексную схему организации дорожного движения на территории городского поселения «Посёлок Прохоровка» внесены распоряжением уполномоченного на это органа - Администрации городского поселения «Посёлок Прохоровка» от 25 сентября 2020 г. №208-р.
Заместитель начальника отдела Прокуратуры Белгородской области (прокурор) полагала возможным прекратить производство по делу в связи с отсутствием предмета спора.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему решению.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о дорожной деятельности), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 4 Федерального закона о дорожной деятельности).
Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6 ст. 3 Федерального закона о дорожной деятельности).
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Федерального закона о дорожной деятельности).
Организация дорожного движения - деятельность по упорядочению движения транспортных средств и (или) пешеходов на дорогах, направленная на снижение потерь времени (задержек) при движении транспортных средств и (или) пешеходов, при условии обеспечения безопасности дорожного движения (п. 5 ст. 3 Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее – Федеральный закон об организации дорожного движения).
Разработка мероприятий по организации дорожного движения осуществляется на основании документации по организации дорожного движения (ч. 5 ст. 9 Федерального закона об организации дорожного движения).
В состав документации по организации дорожного движения включаются комплексные схемы организации дорожного движения (ч. 4 ст. 16 Федерального закона об организации дорожного движения).
Комплексные схемы организации дорожного движения разрабатываются в целях формирования комплексных решений об организации дорожного движения на территории одного или территориях нескольких муниципальных районов, городских округов или городских поселений либо их частей, имеющих общую границу, реализующих долгосрочные стратегические направления обеспечения эффективности организации дорожного движения и совершенствования деятельности в области организации дорожного движения (ч. 1 ст. 17 Федерального закона об организации дорожного движения).
Требования к составу и содержанию комплексных схем организации дорожного движения, порядку их подготовки, согласования и утверждения устанавливаются правилами подготовки документации по организации дорожного движения, утверждёнными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, с учётом положений Федерального закона об организации дорожного движения (ч. 5 ст. 16 Федерального закона об организации дорожного движения).
На день принятия оспариваемого нормативного правового акта действовали Правила подготовки документации по организации дорожного движения, утверждённые Приказом Минтранса России от 26 декабря 2018 г. №480.
Внесение изменений в комплексные схемы организации дорожного движения осуществляется в случае изменения дорожно-транспортной ситуации, но не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 17 Федерального закона об организации дорожного движения).
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Федерального закона о дорожной деятельности).
На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с осуществлением дорожной деятельности (ч. 6 ст. 4 Федерального закона о дорожной деятельности).
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, разработка и утверждение комплексных схем организации дорожного движения для территории городского поселения (п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона о дорожной деятельности, п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 7 ст. 17 Федерального закона об организации дорожного движения).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, далее – КАС Российской Федерации).
Судом установлены следующие обстоятельства.
Комплексная схема организации дорожного движения на территории городского поселения «Посёлок Прохоровка» утверждена распоряжением Администрации городского поселения «Посёлок Прохоровка» от 28 ноября 2019 г. №305-р.
Решением Поселкового собрания городского поселения «Посёлок Прохоровка» от 25 сентября 2020 г. №208 внесены изменения в указанную комплексную схему в части дорожного пешеходного ограждения и разметки 1.4 на улице Советская в районе детского сада №1.
Изменения аналогичного содержания внесены в эту же комплексную схему и распоряжением Администрации городского поселения «Посёлок Прохоровка» от 25 сентября 2020 г. №208-р.
Из доказательств, предъявленных административным истцом, объяснений представителя административного ответчика, комплексной схемы организации дорожного движения на территории городского поселения «Посёлок Прохоровка» и материала проверки №138пр-20, проведённой следователем Яковлевского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Белгородской области по заявлению административного истца о преступлении, усматривается, что внесённые изменения в части дорожного ограждения и дорожной разметки, запрещающей остановку транспортных средств, реализованы вблизи объектов недвижимости административного истца, используемых им для ведения предпринимательской деятельности.
Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права административного истца, приведенные им в административном иске и предусмотренные ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации.
У суда не имеется оснований для вывода о прекращении производства по настоящему делу, в том числе и в силу того обстоятельства, что оспариваемый нормативный правовой акт в действительности не принимался.
Как следует из материала проверки №138пр-20, оспариваемый нормативный правовой акт официально представлен следователю Администрацией муниципального района «Прохоровский район» Белгородской области в виде подлинника на бумажном носителе, который содержит подпись от имени председателя Поселкового собрания городского поселения «Посёлок Прохоровка», печать Поселкового собрания городского поселения «Посёлок Прохоровка», иные необходимые реквизиты документа (л. 136, 137, 145). При проведении проверки сомнений в подлинности оспариваемого нормативного правового акта не имелось, он положен в основу постановления следователя от 29 января 2021 г. об отказе в возбуждении уголовного дела (л. 248-259).
Заявление представителя административного ответчика о фальсификации оспариваемого нормативного правового акта, при имеющемся объёме доказательств, не свидетельствует о наличии данного факта.
Письма главы Администрации городского поселения «Посёлок Прохоровка» от 3 февраля 2021 г., от 1 апреля 2021 г., копии журнала регистрации распоряжений Администрации городского поселения «Посёлок Прохоровка» за 2020 г., протоколов заседаний и реестров решений Поселкового собрания городского поселения «Посёлок Прохоровка» от 24 сентября 2020 г., от 6 ноября 2020 г., заверенные должностным лицом Администрации городского поселения «Посёлок Прохоровка», суд признаёт недостаточными доказательствами для достоверного вывода о том, что оспариваемый нормативный правовой акт в действительности не существует как документ.
Отсутствие сведений о процедуре принятия оспариваемого нормативного правового акта, его опубликовании (обнародовании) и применении само по себе не опровергает его существования как документа.
Представитель административного ответчика не воспользовался правом заявить ходатайство о назначении судебной экспертизы для проверки заявления о фальсификации оспариваемого нормативного правового акта, не предъявил иных доказательств в подтверждение обоснованности этого заявления, в том числе материалов служебной проверки или иного официального расследования.
При таких обстоятельствах суд проверяет оспариваемый нормативный правовой акт в соответствии с ч. 8 ст. 213 КАС Российской Федерации и признаёт его не действующим полностью по следующим основаниям.
Из приведенных выше норм Федерального закона о дорожной деятельности (п. 6 ч. 1 ст. 13, ч. 3 ст. 15), Федерального закона об организации дорожного движения (ч. 7 ст. 17), Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 5 ч. 1 ст. 14) следует, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения на территории городского поселения, в том числе разработка и утверждение комплексных схем организации дорожного движения для территории городского поселения, обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления городского поселения.
Автомобильные дороги могут находиться в муниципальной собственности. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населённых пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ч.ч. 1, 8 ст. 6 Федерального закона о дорожной деятельности).
К владельцам автомобильных дорог отнесена местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) (п. 7 ст. 3 Федерального закона о дорожной деятельности).
Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) входит в структуру органов местного самоуправления, наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Из норм ст.ст. 8, 14, 27 устава городского поселения «Посёлок Прохоровка», принятого решением Поселкового собрания городского поселения «Посёлок Прохоровка» от 19 сентября 2008 г. №30, следует, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог в границах населённых пунктов городского поселения относится к полномочиям Администрация городского поселения «Посёлок Прохоровка».
Следовательно, при таком правовом регулировании обязанность по разработке, утверждению и изменению комплексных схем организации дорожного движения для территории городского поселения «Посёлок Прохоровка» как элемента дорожной деятельности возложена на Администрацию городского поселения «Посёлок Прохоровка», а не на административного ответчика.
В судебном заседании представитель административного ответчика подтвердил, что автомобильная дорога, которую затронули изменения, имеет местное значение, а единственным уполномоченным органом по решению указанных выше вопросов являлась Администрация городского поселения «Посёлок Прохоровка».
Между тем, изменения в комплексную схему организации дорожного движения на территории городского поселения «Посёлок Прохоровка», как усматривается из имеющихся доказательств, были внесены и решением Поселкового собрания городского поселения «Посёлок Прохоровка» от 25 сентября 2020 г. №208, что свидетельствует о несоблюдении требований приведенных выше нормативных правовых актов о полномочия административного ответчика.
Доказательства соблюдения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта и правил введения его в действие, соответствующих Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставу городского поселения «Посёлок Прохоровка», в том числе подтверждающие его действительное обнародование в определённых общественных местах, административный ответчик не представил.
При установленных обстоятельствах оспариваемый нормативный правовой акт нельзя признать законным. Следовательно, административный иск подлежит удовлетворению в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС Российской Федерации.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт имеет нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у него юридической силы, то он не влечёт правовых последствий и не может регулировать соответствующие правоотношения. В таком случае, учитывая отсутствие доказательств применения оспариваемого нормативного правого акта, суд признаёт этот акт не действующим полностью со дня его принятия (п.п. 38, 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. №50).
Оснований для иных выводов по существу спора суд не усматривает.
О возмещении судебных расходов не заявлено.
Руководствуясь ст. 215 КАС Российской Федерации, суд
решил:
административный иск ФИО2 удовлетворить.
Признать решение Поселкового собрания городского поселения «Посёлок Прохоровка» от 25 сентября 2020 г. №208 «О внесении изменений в комплексную схему организации дорожного движения на территории городского поселения «Посёлок Прохоровка» недействующим со дня его принятия.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в официальном источнике, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи через Белгородский областной суд апелляционной жалобы (представления) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Д.В. Каюков
Решение изготовлено в окончательной форме 13 апреля 2021 г.
Решение13.04.2021