ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-49/2021 от 14.05.2021 Амурского областного суда (Амурская область)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

14 мая 2021 года г. Благовещенск

Амурский областной суд в составе:

председательствующего судьи Диких Е.С.,

при секретаре Габриелян Д.А.,

с участием представителя административного ответчика Управления Росреестра по Амурской области ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «СтройРесурс» к комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области, Управлению Росреестра по Амурской области о признании незаконным и отмене уведомления об отказе в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости, возложении обязанности по рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости,

УСТАНОВИЛ:

ООО «СтройРесурс» обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением, указав, что ООО «СтройРесурс» является собственником земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>. В целях реализации своего права на пересмотр кадастровой стоимости, Общество подало в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области (далее - Комиссия) соответствующие документы. Уведомлением и.о. секретаря Комиссии от 4 марта 2021 г. № 79 в принятии заявления ООО «СтройРесурс» было отказано по тем основаниям, что сведения о кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) 26 января 2021 года, а заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано 1 марта 2021 года, срок его подачи в Комиссию нарушен. Указанное решение полагает незаконным, поскольку в заявление ООО «СтройРесурс» просило установить кадастровую стоимость объекта недвижимости равную его рыночной по состоянию на 1 января 2020 года, новая кадастровая стоимость объекта на иную дату не принималась. Просит суд признать незаконным и отменить уведомление и.о. секретаря Комиссии от 4 марта 2021 г. № 79 об отказе в принятии заявления ООО «СтройРесурс» о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <номер> по состоянию на 1 января 2020 г., возложить обязанность на комиссию рассмотреть по существу в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу заявление ООО «СтройРесурс» о пересмотре кадастровой стоимости указанного земельного участка.

Представитель административного истца ООО «СтройРесурс», представитель административного ответчика комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области, представители заинтересованных лиц правительства Амурской области, администрации города Зеи в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, от представителя административного истца поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии со статьями 150, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Представитель Управления Росреестра по Амурской области ФИО1 в письменных возражениях указала о законности и обоснованности принятого решения, просила в удовлетворении административного иска отказать, в судебном заседании в дополнение указав, что ООО «СтройРесурс» ошибочно обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области. По состоянию на 1 января 2020 года кадастровая стоимость земельного участка была установлена на основании Федерального закона «О государственной кадастровой оценке». В соответствии с указанным Законом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии, созданной уполномоченным органом субъекта Российской Федерации на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В Амурской области такая комиссия утверждена распоряжением правительства Амурской области от 24 марта 2020 года № 43-р. Комиссия при Управлении Росреестра по Амурской области не уполномочена по рассмотрению заявления административного истца. Просит в удовлетворении административного иска отказать.

Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что ООО «СтройРесурс» с 13 января 2017 года является собственником земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов.

В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», распоряжением правительства Амурской области от 29 апреля 2019 г. № 75-р «О проведении государственной кадастровой оценки земельных участков из категории земель населенных пунктов, расположенных на территории Амурской области» проведена государственная кадастровая оценка земельных участков из категории земель населенных пунктов, расположенных на территории Амурской области, по результатам которой постановлением правительства Амурской области от 27 ноября 2020 года № 796 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков из категории земель населенных пунктов, расположенных на территории Амурской области, по состоянию на 1 января 2020 года. Под номером <номер> значится земельный участок с кадастровым номером <номер>, его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2020 года определена в размере 3675153,44 рублей.

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <номер> внесены в ЕГРН 26 января 2021 года.

1 марта 2021 года в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области поступило заявление ООО «СтройРесурс» от 25 февраля 2021 года о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <номер> путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 года с приложением к нему выписки из ЕГРН, отчета об оценки рыночной стоимости № 043-21 от 9 февраля 2021 года, заверенных копий Устава Общества, свидетельства о государственной регистрации юридического лица, свидетельства о постановки на налоговый учет, уведомления о кодах ОК ТЭИ (вх.№ 28-01/21/03620).

Уведомлением № 79 от 4 марта 2021 года за подписью и.о. секретаря Комиссии заявление ООО «СтройРесурс» о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <номер> не принято Комиссией к рассмотрению по тем основаниям, что согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона. В уведомлении указано, что объект недвижимости с кадастровым номером <номер> вошел в перечень объектов оценки, его кадастровая стоимость утверждена постановлением правительства Амурской области от 27 ноября 2020 года № 796 и по состоянию на 1 января 2020 года составляет 3 675 153, 44 рублей. Сведения о кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости внесены в ЕГРН 26 января 2021 года, а заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано 1 марта 2021 года, срок его подачи в Комиссию нарушен.

В соответствии со статьей 245 КАС РФ юридические лица вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также административное исковое заявление об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии рассматривается по правилам главы 22 настоящего Кодекса с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Поскольку в соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <номер> затрагивает права и законные интересы административного истца.

Порядок создания и деятельности Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области установлен положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 263 «Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу Приказа Минэкономразвития России № 69 от 22 февраля 2011 года «Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости».

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия). В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Как следует из пункта 15 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утверждённом приказом Минэкономразвития России от 04 мая 2012 года № 263, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, результаты определения которой оспариваются, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя. Уведомление содержит перечень оснований, по которым заявление не принято к рассмотрению, с приложением самого заявления и приложенных к нему документов (в случае их наличия).

Из материалов дела следует, что Комиссия в обоснование отказа в принятии заявления ООО «СтройРесурс» к рассмотрению руководствовалась статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которой заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

Между тем, государственная кадастровая оценка земельного участка с кадастровым номером <номер> была проведена в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Положения Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» к рассматриваемым отношениям не применимы.

Статья 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» содержит аналогичное положение, предусматривает, что заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.

Из материалов дела следует, что последняя кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <номер> утверждена постановлением правительства Амурской области от 27 ноября 2020 г. № 796, она определена по состоянию на 1 января 2020 года и составляет 3675153,44 рублей. В ЕГРН сведения о кадастровой стоимости внесены 26 января 2021 года. Иная кадастровая стоимость после указанной даты не утверждалась и в ЕГРН не вносилась.

В заявлении, поступившем в Комиссию 1 марта 2021 года, вх. № 28-01/21/03620, ООО «СтройРесурс» просило пересмотреть данную кадастровую стоимость объекта недвижимости путем установления его рыночной стоимости.

Таким образом, срок на подачу заявления о пересмотре кадастровой стоимости ООО «СтройРесурс» не пропущен, а вывод в уведомлении № 79 от 4 марта 2021 года за подписью и.о. секретаря Комиссии о пропуске такого срока не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Иных оснований к отказу в принятии к рассмотрению заявления ООО «СтройРесурс» уведомление № 79 от 4 марта 2021 года за подписью и.о. секретаря Комиссии не содержит.

В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Росреестра по Амурской области ссылалась на то, что Комиссия при Управлении Росреестра по Амурской области не наделена полномочиями по рассмотрению заявления ООО «СтройРесурс» о пересмотре кадастровой стоимости, так как в соответствии с Федеральным законом «О государственной кадастровой оценке» соответствующие комиссии создаются уполномоченным органом субъекта Российской Федерации на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 22). В Амурской области такая комиссия утверждена распоряжением правительства Амурской области от 24 марта 2020 г. № 43-р.

Между тем, подобного основания к отказу в принятии к рассмотрению заявления ООО «СтройРесурс» уведомление № 79 от 4 марта 2021 года за подписью и.о. секретаря Комиссии не содержит.

В соответствии с пунктом 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

При таких обстоятельствах, указанным доводам представителя административного ответчика Управления Росреестра по Амурской области в рамках настоящего административного дела не может быть дана правовая оценка.

С учетом изложенного, оценивая представленные доказательства в совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что уведомление и.о. секретаря комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области от 4 марта 2021 года № 79 об отказе в принятии заявления ООО «СтройРесурс» о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <номер> по состоянию на 1 января 2020 г., по основаниям, изложенным в нем, не может быть признано законным, в связи с чем, в этой части заявленное административным истцом требование о признании данного уведомления незаконным подлежит удовлетворению.

При этом суд отмечает, что признание в судебном порядке уведомления и.о. секретаря Комиссии от 4 марта 2021 года № 79 незаконным само по себе свидетельствует об утрате в этой части акта юридической силы, в связи с чем, не требует его отмену. Поэтому в этой части требование административного истца удовлетворению не подлежит.

По смыслу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ при удовлетворении административного иска о признании незаконным решения государственного органа, способ восстановления нарушенных прав административного истца определяется судом, принявшим соответствующий судебный акт.

С учётом установленных по делу обстоятельствах, положений закона, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, определяя способ восстановления нарушенного права административного истца, суд приходит к выводу, что на комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области подлежит возложению обязанность повторно рассмотреть вопрос о принятии к рассмотрению заявления ООО «СтройРесурс» о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <номер> по состоянию на 1 января 2020 г. (вх.№ 28-01/21/03620 от 1 марта 2021 года). Избрание иного способа защиты нарушенного права ООО «СтройРесурс» повлечет вмешательство в публичные права органа по решению вопроса, относящегося к его компетенции. В связи с чем, заявленное административным истцом требование о способе восстановления нарушенного права удовлетворению не подлежит.

Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области в силу части 9 статьи 227 КАС РФ обязана сообщить суду, административному истцу об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ООО «СтройРесурс» удовлетворить частично.

Признать незаконным уведомление и.о. секретаря комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области от 4 марта 2021 г. № 79 об отказе в принятии заявления ООО «СтройРесурс» о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <номер> по состоянию на 1 января 2020 г.

Возложить обязанность на комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области повторно рассмотреть вопрос о принятии к рассмотрению заявления ООО «СтройРесурс» о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <номер> по состоянию на 1 января 2020 г. (вх.№ 28-01/21/03620 от 1 марта 2021 года), и сообщить суду, административному истцу об исполнении судебного акта в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований ООО «СтройРесурс» отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, <...>) через суд первой инстанции, то есть через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Е.С. Диких

Решение в окончательной форме принято 24 мая 2021 г.

Председательствующий судья Е.С. Диких

1версия для печатиДело № 3а-49/2021 ~ М-39/2021 (Решение)