ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-49/2021 от 24.11.2021 Кировского областного суда (Кировская область)

Дело № 3а-49/2021

43OS0000-01-2020-000001-80

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Киров 24 ноября 2021 года

Кировский областной суд в составе

председательствующего судьи Никонова К.Ф.,

при секретаре Абаскаловой А.А.

с участием прокурора Шибановой Н.Е.,

представителей административного истца АО «Куприт» ФИО1, ФИО2,

представителя административного ответчика Региональной службы по тарифам Кировской области ФИО3,

представителя заинтересованного лица министерства охраны окружающей среды Кировской области ФИО4,

представителя заинтересованного лица Федеральной антимонопольной службы ФИО5

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Куприт» к Региональной службе по тарифам Кировской области об оспаривании решения правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 20.12.2019 № 46/3-ТКО-2020 «О едином тарифе на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для акционерного общества «Куприт»,

установил:

акционерное общество «Куприт» (далее – Общество, АО «Куприт»), являясь региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) на территории Кировской области, обратилось в Кировский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения правления Региональной службы по тарифам Кировской области (далее – РСТ Кировской области, РСТ КО) от 20.12.2019 № 46/3-ТКО-2020 «О едином тарифе на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для акционерного общества «Куприт».

В обоснование заявленных требований (с учётом уточнений в порядке ст. 46 КАС РФ) Общество указало, что при установлении единого тарифа РСТ КО неправомерно, применив расчетный метод проверки экономической обоснованности расходов, исключила из необходимой валовой выручки (далее – НВВ) АО «Куприт» на 2020 г. расходы на транспортировку ТКО за 8 месяцев 2019 года в размере 179417,81 тыс. руб., что противоречит п. 3 ст. 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления), п. 3 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 № 1133 (далее – Правила проведения торгов), п. 14 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 (далее – Основы ценообразования) и ведет к невозможности исполнения региональным оператором обязанностей по транспортированию ТКО.

Административный ответчик – РСТ Кировской области уточненные административные исковые требования не признал, поскольку АО «Куприт» заключены договоры на транспортировку ТКО с единственными участниками торгов по ценам, которые в силу п.п. «б» п.14 Основ ценообразования не являются сложившимися по результатам торгов и в отсутствие подтверждения расчета начальных цен объектов закупки с представлением фактических расходов подлежат исключению из НВВ регионального оператора первого года регулирования в экономически необоснованной части по результатам проверки расчетным методом с использованием Технико-экономического обоснования деятельности регионального оператора, подготовленного ООО «Большая Тройка». РСТ Кировской области считает оспариваемый нормативный правовой акт, принятым в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением требований действующего законодательства к форме акта, процедуре его подготовки, принятия и введения в действия.

Заинтересованное лицо – Министерство охраны окружающей среды Кировской области (далее - Министерство) поддержало уточненные требования АО «Куприт», считает, что стоимость услуг по транспортировке на 2019г. не подлежит уменьшению. При проверке экономической обоснованности расходов, определенных по результатам торгов, расчетный метод на основании данных электронной модели Территориальной схемы обращения с отходами на территории Кировской области не применим. Экономическая обоснованность заявленных региональным оператором расходов подтверждена договорами на транспортировку ТКО и не требует дополнительного экономического обоснования.

Заинтересованное лицо - ФАС России указало, что согласно позиции ФАС РФ в силу действующего законодательства орган тарифного регулирования обязан проверить обоснованность расходов, учтенных при расчете тарифов, в том числе сформированных по результатам торгов, и исключить из НВВ регионального оператора расходы, признанные экономически необоснованными.

Решением Кировского областного суда от 29.05.2020 заявленные требования удовлетворены в полном объеме, решение правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 20.12.2019 № 46/3-ТКО-2020 «О едином тарифе на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для акционерного общества «Куприт» признано недействующим со дня его принятия.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 16.09.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 19.05.2021 решение Кировского областного суда от 29.05.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 16.09.2020 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.

Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, принимая во внимание выводы суда кассационной инстанции, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что для отбора регионального оператора по обращению с ТКО на территории Кировской области ООО «Большая Тройка» на основании договора от 11.12.2017 № 0340200003317008372-01 было подготовлено Технико-экономическое обоснование деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Кировской области, как часть электронной модели Территориальной схемы обращения с отходами, утвержденной распоряжением Министерства охраны окружающей среды Кировской области от 15.12.2016 № 20 (далее – Территориальная схема) (т. 3 л.д. 208 – 243, т.4 л.д. 1 – 37).

В указанном Технико-экономическом обосновании произведен расчет максимальной стоимости услуг регионального оператора, согласно которому прогнозные максимальные расходы регионального оператора на транспортировку ТКО в Кировской области на 2019 год составляют 1332452 тыс. руб. (т.4 л.д. 21).

При этом в прогнозные расходы включены и расходы, связанные с приобретением региональным оператором необходимой автотехники (мусоровозов) в лизинг, в том числе импортного производства, с учётом пятилетнего срока амортизации, расходы по найму необходимого персонала, на строительство мусороперегрузочных станций и на транспортировку ТКО в два плеча (т.4 л.д. 1 – 23).

По результатам конкурсного отбора регионального оператора для Кировской области между Министерством энергетики и ЖКХ Кировской области и АО «Куприт» заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Кировской области от 24.04.2018 (с последующими дополнениями от 18.09.2018, от 07.05.2019, от 01.10.2019) (далее – Соглашение), согласно которому Общество является региональным оператором по обращению с ТКО на территории всей Кировской области сроком на 10 лет (т. 2 л.д. 1-175).

В соответствии с п. 2.1.3 Соглашения региональный оператор в зоне своей деятельности обеспечивает транспортирование ТКО с привлечением операторов по обращению с ТКО. Цены на услуги по транспортировке ТКО для регионального оператора формируются по результатам торгов, осуществляемых в порядке, предусмотренном Правилами проведения торгов.

При этом в силу п. 2.1.4 Соглашения региональный оператор обязан согласовать с уполномоченным органом условия проведения таких торгов.

Распоряжением Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (являвшимся уполномоченным органом до 01.10.2019) от 27.09.2018 № 47 АО «Куприт» согласованы условия проведения торгов, по результатам которых подлежали формированию цены на услуги по транспортированию ТКО на 2019 г., предусматривающие разделение территории Кировской области на 4 зоны (лота) по транспортированию отходов с общим объёмом 2823,075 тыс. м3 (т. 3, л.д. 105-116).

Данный объём полностью совпадает как с расчетным объемом образования отходов, указанном в Технико-экономическом обосновании ООО «Большая Тройка», так и с объёмом, предусмотренным действовавшей на тот момент Территориальной схемой, что отражено в заключении экспертной группы РСТ Кировской области о рассмотрении предложения АО «Куприт» об установлении единого тарифа на услуги регионального оператора и обращения с ТКО на 2019 год (т. 4 л.д. 1-23; т. 10 л.д. 36-76, т. 3 л.д. 3-13).

Согласно представленным в дело доказательствам (т. 10 л.д. 163 -188, 208-210, 221-225, т. 11 л.д. 1-4, 5-49) согласованными условиями проведения торгов в 2019 году начальная (максимальная) цена (далее – НМЦ) стоимости услуги по сбору и транспортированию ТКО по всем четырём лотам (Лот № 1 «Центр и Север», Лот № 2 «Северо-Восток», Лот № 3 «Юго-Запад», лота № 4 «Юго-Восток») определена методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) с учетом прогнозируемого количества образования отходов в предстоящем году, определенного расчетным путем согласно Технико-экономического обоснования ООО «Большая Тройка», на основании трех коммерческих предложений о стоимости указанных работ (услуг) сторонних организаций по формуле, предусмотренной п. 3.21 «Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)», утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 (далее - Методические рекомендации от 02.10.2013 № 567).

Суммарная НМЦ всех вышеуказанных лотов составила 1332452,73 тыс. руб., что по величине суммы совпадает с максимальной суммой расходов на транспортировку для регионального оператора в прогнозном расчете ООО «Большая Тройка» на 2019 год (т. 4 л.д. 21), которая должна отвечать требованиям п. 89 Основ ценообразования.

По результатам проведения открытых аукционов и конкурсных процедур победителем торгов по лоту № 3 «Юго-Запад» стало ООО «ВЭК», с которым заключен договор № 79/18 от 13.11.2018 (т. 10 л.д. 226-239).

По лотам № 1 «Центр и Север» и № 2 «Северо-Восток» торги признаны несостоявшимися, в связи с чем в силу п. 4 ч. 1 ст. 71 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) заключены договоры № 76/18 и № 77/18 от 07.11.2018 с единственными участниками - ООО «КДУ-3» и ООО «Предприятие по утилизации бытовых и промышленных отходов» соответственно (т.10 л.д. 189-207, 211-220).

Последняя зона - Лот № 4 «Юго-Восток» осталась за АО «Куприт», которая впоследствии была разделена между ООО «ВЭК» и ООО «КДУ-3» на основании подписанных дополнительных соглашений (от 23.11.2018 и 27.11.2018 соответственно) к ранее заключенным договорам в части обслуживания территории указанного лота (т. 9 л.д. 192-241, т. 11 л.д. 50-62).

Окончательная стоимость транспортирования твердых коммунальных отходов, с учетом изменения цены только по одному лоту № 3 «Юго-Запад» в результате состоявшихся торгов, была снижена на 0,4% относительно максимальной стоимости, установленной в указанной документации, и составила на первый год регулирования (2019 г.), с учётом условий действовавшей на тот момент Территориальной схемы обращения с отходами, 1327582,24 тыс.руб. (т. 3 л.д. 8), соответственно, средняя стоимость услуг по транспортировке на первый год регулирования составила 470,26 руб./м3 (1327582,24 тыс.руб. / 2823,075 тыс. м3).

Решением правления РСТ КО от 11.12.2018 № 44/78-ТКО-2019 на основании заявки АО «Куприт» и приложенных к ней документов, в.т.ч. заключенных договоров на транспортировку ТКО на 2019 с ООО «ВЭК», ООО «КДУ-3» и ООО «Предприятие по утилизации бытовых и промышленных отходов» (далее – операторы по транспортировке ТКО) по результатам конкурсной процедуры, установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для АО «Куприт» на территории Кировской области на период с 01.01.2019 по 30.06.2019 для населения 949,62 руб./м3, для прочих потребителей 791,35 руб./м3, на период с 01.07.2019 по 31.12.2019 для населения 992,81 руб./м3, для прочих потребителей 827,34 руб./м3 (т.3 л.д. 1 - 2).

Решением правления РСТ КО от 28.06.2019 № 21/5-ТКО-2019 ранее установленный тариф изменен, стоимость услуг регионального оператора на период с 01.07.2019 по 31.12.2019 для населения снижена с 992,81 руб./м3 до 960,68 руб./м3, для иных потребителей с 827,34 руб./м3 до 800,57 руб./м3.

Правильность установления тарифа вышеуказанным решением правления РСТ Кировской области проверена ФАС России в рамках проведения внеплановой выездной проверки тарифного органа. При этом по результатом проверки Технико-экономического обоснования деятельности регионального оператора ООО «Большая Тройка» РСТ Кировской области указано на необоснованность принятия в расчет тарифа АО «Куприт» на 2019 год расходов на приобретение мусоровозов на шасси MAN стоимостью 11335593 руб. при возможности приобретения схожих по техническим характеристикам транспортных средств на шасси КАМАЗ стоимостью 6286017 руб.; выплат по лизингу в размере 12% годовых; применение 5-летнего срока амортизации вместо 10-летнего; расходов по транспортированию ТКО при средней наполняемости мусоровозов, используемых для перевозки ТКО на первом плече в размере 85%, вместо 100%; расходов на строительство и эксплуатацию мусороперегрузочных станций; расходов на НДФЛ, в связи с чем выдано предписание от 23.07.2019 № АД/63116/19 (т. 3 л. д. 18-34) об исключении из НВВ АО «Куприт» расходов на транспортировку и захоронении ТКО на 2019 года в размере 269126,72 тыс. руб. и расходов по статье «нормативная прибыль» в части НВВ ООО «Центральный полигон» - 74735,24 тыс.руб.

В силу п. 1 и пп. «ж» п. 3 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.06.2013 № 543, п. 5.3.2.3 постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе», предписание ФАС России является обязательным для исполнения тарифным органом.

Во исполнение предписания контролирующего органа решением правления РСТ Кировской области от 27.08.2019 № 29/3-ТКО-2019, вступившим в законную силу с 01.09.2019, внесено изменение в предыдущее решение от 11.12.2018 № 44/78-ТКО-2019, которым ранее установленный тариф снижен на период с 01.09.2019 по 31.12.2019 (4 месяца 2019 года) с 960,68 руб./м3 до 809,20 руб./м3 для населения, собственников жилых помещений и исполнителей коммунальных услуг (с учетом НДС), а так же с 800,57 руб./м3 до 674,33 руб./м3 для прочих потребителей (т.3 л.д. 14).

При изменении тарифа РСТ Кировской области исключила за указанные 4 месяца 2019 года экономически необоснованные расходы регионального оператора на транспортировку (с учётом оставшегося периода регулирования) в размере 89708,91 тыс.руб. и расходы на строительство полигона ТБО ООО «Центральный полигон» - 16570,15 тыс. руб., согласившись с позицией ФАС России.

Впоследствии решением правления РСТ Кировской области от 20.12.2019 № 46/3-ТКО-2020 «О едином тарифе на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для АО «Куприт» установлен единый тариф на услуги Общества в размере 745,80 руб. /м3 с 01.01.2020 по 30.06.2020 и 775,48 руб./м3 на период с 01.07.2020 по 31.12.2020 (т. 2 л.д. 182).

Согласно материалам тарифного дела, в том числе экспертному заключению РСТ КО и расчету РСТ КО (т.5 л.д. 1-225, т.6, т. 8 л.д. 1-172 (в том числе л.д.159-172); т. 10 л.д. 77-80) при установлении тарифа на 2020 год из состава НВВ АО «Куприт» (с учётом снижения тарифа на 4 месяца 2019 года по решению правления РСТ КО от 27.08.2019 № 29/3-ТКО-2019) исключены экономически необоснованные расходы предыдущего периода регулирования в размере 237582,9 тыс. руб., в т.ч. расходы на транспортировку ТКО за оставшиеся 8 месяцев 2019 года в сумме 179417,81 тыс. руб. и расходы в сумме 58165,09 тыс.руб. по затратам на строительство полигона ТБО ООО «Центральный полигон».

Полагая, что расходы на транспортировку ТКО в 2019 году сформированные в результате проведения торгов не могут быть изменены по результатам проверки их экономической обоснованности, АО «Куприт» обратилось в суд с настоящим административным иском, в котором оспаривает принятый нормативный правовой акт (решение правления РСТ КО от 20.12.2019 №46/3 – ТКО-2020), в связи с незаконным исключением из НВВ регионального оператора в 2020 г. экономически необоснованных расходов на транспортировку за 8 месяцев 2019г. в сумме 179417,81 тыс. руб.

Произведя проверку оспариваемого нормативного правого акта в порядке ч. 8 ст. 213 КАС РФ на предмет соблюдения требований о форме и виде акта, полномочий органа его принявшего, процедуры принятии, введения его в действие, в том числе по порядку опубликования, и вступления в силу, следует отметить следующее.

Оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, для которой устанавливаются предельные тарифы (п. 1 и 4 ст. 24.8 Закона об отходах производства и потребления).

Государственное регулирование тарифов в сфере обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с Законом об отходах производства и потребления, Основами ценообразования и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 (далее – Методические указания от 21.11.2016 № 1638/16).

Предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ в области обращения с отходами (ст. 5 Закона об отходах производства и потребления).

Подпунктом 7.2 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии с абз. 13 ст. 6 Закона об отходах производства и потребления к полномочиям субъектов РФ в области обращения с отходами относятся утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В силу абз. 2 п. 4 ст. 24.8 вышеуказанного Закона единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами относится к подлежащим регулированию предельным тарифам в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Постановлением Правительства Кировской области от 01.09.2008 № 144/365 утверждено Положение о региональной службе по тарифам Кировской области.

Согласно п.п. 3.1.6.19 Положения о региональной службе по тарифам Кировской области РСТ Кировской области утверждает предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В ходе реализации предоставленных полномочий правление РСТ Кировской области в установленном законом порядке при наличии необходимого кворума коллегиального органа (т. 2 л.д. 197-213) приняло оспариваемое решение от 20.12.2019 № 46/3-ТКО-2020 «О едином тарифе на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для АО «Куприт» на 2020 год, являющегося предметом судебного контроля по настоящему административному делу.

В соответствии с п. 13 ст. 2 Закона Кировской области от 14.10.2013 № 325-ЗО «О нормативных правовых актах органов государственной власти Кировской области» органам исполнительной власти Кировской области предоставлено право по изданию нормативных правовых актов в форме распоряжений или решений.

Исходя из содержания п. 4.3 Положения о региональной службе по тарифам Кировской области нормативные правовые акты об утверждении цен (тарифов) принимаются в форме решений.

В соответствии с п. 19 Правил регулирования тарифов решение об установлении тарифов принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются тарифы.

Согласно п. 24 вышеуказанных Правил орган регулирования обеспечивает размещение решения об установлении тарифов с приложением протокола заседания правления (коллегии) органа регулирования в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об установлении тарифов на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в случае отсутствия такого сайта - на официальном сайте, определяемом высшим должностным лицом субъекта РФ, а также осуществляет публикацию решения в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ.

В соответствии с п. 1 решения правления РСТ Кировской области от 15.04.2016 № 15/4-пр-2016 «Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов» (в редакции от 29.08.2017 № 30/3-пр-2017) источниками официального опубликования нормативных правовых актов, принимаемых правлением региональной службы по тарифам Кировской области являются: официальный информационный сайт региональной службы по тарифам Кировской области (http://www.rstkirov.ru) и официальный информационный сайт Правительства Кировской области (http://kirovreg.ru).

Решение правления РСТ Кировской области от 20.12.2019 № 46/3-ТКО-2020 «О едином тарифе на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для акционерного общества «Куприт» опубликовано на официальном сайте РСТ КО www.rstkirov.ru 26.12.2019 (т. 2 л.д. 224).

В соответствии с п. 2 указанного решения данное решение вступает в силу с 01.01.2020 (т.1 л.д. 13).

Произведя проверку соблюдения процедуры принятия и введения в действия оспариваемого нормативного правового акта, суд пришел к выводу, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом (правлением РСТ Кировской области) в пределах полномочий, предоставленных ему действующим законодательствам, с соблюдением формы принятия нормативного правового акта, порядка опубликования и введения его в действие, что документально нашло своё подтверждение в ходе судебного разбирательства и не оспаривается сторонами.

В соответствии с п. 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

При повторном рассмотрении административного дела суд принимает во внимание положения ч. 4 ст. 329 КАС РФ, согласно которой указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего административное дело.

С учетом требований, содержащихся в кассационном определении судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 19.05.2021 необходимо отметить следующее.

Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2021 № 10-КАД20-6-К6 установлено, что по результатам проверки, проведенной ФАС России в адрес РСТ Кировской области внесено предписание от 23 июля 2019 г. № АД/63116/19 (далее - предписание) об исключении необоснованно, по мнению ФАС России, включенных в состав необходимой валовой выручки АО «Куприт» при расчете единого тарифа региональному оператору на 2019 год расходов, в связи с завышением начальной (максимальной) стоимости этих услуг путем включения в расчет следующих затрат:

- расходов на финансовую аренду мусоровозов на шасси MAN стоимостью 11335593 руб. при возможности приобретения схожих по техническим характеристикам транспортных средств на шасси КАМАЗ стоимостью 6286017 руб.; выплат по лизингу в размере 12% годовых; применения срока амортизации в размере 5 лет;

- расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов при средней заполняемости мусоровозов, используемых для перевозки твердых коммунальных отходов на первом плече в размере 85%, а не 100%;

- расходов на строительство и эксплуатацию мусороперегрузочных станций, так как включение данных расходов в состав НВВ регионального оператора не предусмотрено законодательством Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;

- расходов по налогу на доходы физических лиц, поскольку данные расходы не являются расходами регулируемой организации и не должны включаться в состав НВВ регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В предписании указывалось на исключение из состава необходимой валовой выручки АО «Куприт» расходов по статье «Расходы на сбор и транспортирование ТКО», определенной в размере 1332452,73 тыс. руб., на сумму экономически необоснованных расходов 269126 720 руб.

Оценивая законность выводов ФАС России, содержащихся в данном предписании Верховный Суд Российской Федерации в частности указал, что согласно пункту 34 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяются органами регулирования тарифов в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Учитывая, что мусоровозы согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 № 1, относятся к 5 амортизационной группе имущества сроком полезного использования свыше 7 и до 10 лет включительно, то расчет расходов должен осуществляться исходя из десятилетнего срока амортизации мусоровозов.

Согласно абзацу пятому пункта 90 Основ ценообразования в расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов включаются расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов, предусмотренных схемой потоков твердых коммунальных отходов, содержащейся в территориальной схеме, в том числе от мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, до объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в соответствии с пунктом 8 статьи 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, а также от указанных объектов до объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

На момент установления тарифов схема потоков твердых коммунальных отходов, содержащаяся в территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Кировской области, утвержденной распоряжением министерства окружающей среды Кировской области от 15 декабря 2016 г. № 20, не содержала данных о строительстве мусороперегрузочных станций.

Согласно постановлению Правительства Кировской области от 8 июля 2014 г. № 621-П «Об утверждении региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Кировской области на 2019 - 2029 годы» одним из мероприятий по ее реализации является проектирование и строительство мусороперегрузочных станций, ресурсное обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных систем всех уровней, а также средств внебюджетных источников (средств инвесторов) - региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Исходя из пункта 1 Правил разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также осуществления контроля за их реализацией, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 г. № 424 (далее - Правила № 424), инвестиционные программы могут утверждаться, в том числе для операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и осуществляющих строительство, реконструкцию объектов обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 3 Правил № 424 в инвестиционную программу подлежат включению мероприятия по строительству, реконструкции объектов, реализуемые регулируемой организацией или нерегулируемой организацией, предусмотренные территориальной схемой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, соглашением между органом государственной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, концессионными соглашениями, соглашением о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, инвестиционным договором.

Согласно пункту 10 названных Правил в качестве источников финансирования инвестиционной программы могут быть указаны: следующие учтенные при установлении тарифов регулируемой организации средства, направляемые на капитальные вложения: амортизационные отчисления; нормативная прибыль; привлеченные средства - займы и кредиты; средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В силу пункта 6 Правил № 424 мероприятия инвестиционной программы распределяются по группам, в том числе мероприятия инвестиционной программы в части хранения твердых коммунальных отходов (подпункт «д»).

Согласно пункту 10(1) Правил № 424 подпункт «а» пункта 10 настоящих Правил не применяется при реализации мероприятий, предусмотренных, в том числе подпунктом «д» пункта 6 настоящих Правил.

В связи с чем расходы на строительство и эксплуатацию мусороперегрузочных станций относятся к мероприятиям по хранению твердых коммунальных отходов, источниками финансирования данных расходов не могут являться регулируемые тарифы в сфере обращения с ТКО.

Кроме того, согласно статьям 209, 210 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения указанным налогом признается доход, полученный налогоплательщиками, в данном случае работниками организации.

АО «Куприт» в соответствии со статьями 23, 230 Налогового кодекса Российской Федерации является налоговым агентом, представляющим в налоговые органы документы, содержащие сведения о доходах физических лиц, суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в отношении работников данной организации.

Таким образом, налог на доходы физических лиц не является расходами организации от осуществления регулируемой деятельности и не может быть учтен в расчете необходимой валовой выручки при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Указанные выводы ФАС России, содержащиеся в предписании от 23 июля 2019 г. № АД/63116/19 признаны Верховным Судом Российской Федерации обоснованными.

Учитывая, что предметом рассматриваемого административного дела является нормативный правовой акт - решение правления РСТ Кировской области от 20.12.2019 № 46/3-ТКО-2020 «О едином тарифе на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для акционерного общества «Куприт», суд полагает необходимым указать следующее.

В соответствии с абз. 1 п. 90 Основ ценообразования, НВВ регионального оператора определяется в соответствии с Методическими указаниями - как сумма НВВ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, включая обработку твердых коммунальных отходов, в том числе собственная НВВ регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, расходов на транспортирование ТКО, а также расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления ТКО и их содержание, уборку мест погрузки ТКО и расходов, связанных с предоставлением безотзывной банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по соглашению об организации деятельности по обращению с ТКО, заключенному органом исполнительной власти субъекта РФ и региональным оператором.

В расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов включаются расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов, предусмотренных схемой потоков твердых коммунальных отходов, содержащейся в территориальной схеме, в том числе от мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами до объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в соответствии с п. 8 ст. 29.1 Закона об отходах производства и потребления в перечень объектов размещения ТКО на территории субъекта РФ, а также от указанных объектов до объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов (абз. 5 п. 90 Основ ценообразования).

Как указано выше, НМЦ стоимости услуги по сбору и транспортированию ТКО по всем четырём лотам определена методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) с учетом прогнозируемого количества образования отходов в предстоящем году, определенного расчетным путем согласно Технико-экономического обоснования ООО «Большая Тройка», на основании трех коммерческих предложений о стоимости указанных работ (услуг) сторонних организаций по формуле, предусмотренной п. 3.21 «Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)», утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567.

Суммарная НМЦ всех вышеуказанных лотов составила 1332452,73 тыс. руб., что по величине суммы совпадает с максимальной суммой расходов на транспортировку для регионального оператора в прогнозном расчете ООО «Большая Тройка» на 2019 год (т. 4 л.д. 21).

В соответствии со ст. 54 Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса.

Таким образом, исходя из материалов дела, формирование НМЦ для проведения торгов осуществлялось с учетом Технико-экономического обоснования ООО «Большая Тройка».

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 89-ФЗ основными принципами и приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются, в том числе научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества; использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.

В соответствии с пунктом 1 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133, настоящие Правила устанавливают порядок проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, случаи, при которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов, в том числе определяют случаи, когда условия проведения торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также порядок такого согласования.

Таким образом, Правила проведения торгов регламентируют порядок проведения торгов, при этом цена договоров, заключаемых между региональным оператором и операторами по транспортированию ТКО, впоследствии может подлежать анализу со стороны органов регулирования на предмет экономической обоснованности фактически сложившихся затрат.

Кроме того, следует учитывать, что в соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

Согласно п. 12 Основ ценообразования при установлении тарифов из НВВ исключаются экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, полученные с нарушением требований законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора); расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

В силу пунктов 1, 5.3.2.3. Положения о федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 331, Федеральная антимонопольная службы является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), предписания ФАС России являются обязательными для исполнения юридическими и физическими лицами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 27.06.2013 № 543 предусмотрено полномочие ФАС России по выдаче предписаний об устранении выявленных нарушений.

Таким образом, доводы административного истца о незаконности исключения из НВВ на 2020 год 179417,81 тыс. руб., поскольку расходы на транспортирование ТКО определены по результатам проведения торгов, не основаны на законе. Исключение указанной суммы из НВВ АО «Куприт» произведено органом регулирования на основании предписания ФАС России в соответствии с требованиями п. 12 Основ ценообразования.

Учитывая указанные положения действующих нормативных правовых актов, суд приходит к выводу, что РСТ Кировской области при формировании тарифа на услуги АО «Куприт» по обращению с твердыми коммунальными отходами обосновано руководствовалось выводами, содержащимися в предписании ФАС России от 23 июля 2019 г. № АД/63116/19, пропорционально распределив сумму, подлежащую исключению из НВВ регионального оператора, на 2019 и 2020 годы.

С учетом изложенного, решение правления РСТ Кировской области от 20.12.2019 № 46/3-ТКО-2020 «О едином тарифе на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для акционерного общества «Куприт» соответствует действующему законодательству, административные исковые требования АО «Куприт» не подлежат удовлетворению.

Согласно п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ и п. 1 решения правления РСТ Кировской области от 15.04.2016 № 15/4-пр-2016 «Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов» решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании Региональной службы по тарифам Кировской области.

Руководствуясь статьями 175 - 177, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление акционерного общества «Куприт» о признании недействующим решения правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 20.12.2019 № 46/3-ТКО-2020 «О едином тарифе на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для акционерного общества «Куприт» оставить без удовлетворения.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании региональной службы по тарифам Кировской области.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Кировский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 29.11.2021.

Судья

Кировского областного суда К.Ф. Никонов