ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-49/2022 от 08.04.2022 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)

Дело № 3а-49/2022

73OS0000-01-2022-000008-20

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Трошиной П.И.,

с участием прокурора Холодилиной Ю.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению областного государственного казенного предприятия «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области»  о признании недействующим приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области № 338-П от 16 декабря 2021 года «Об установлении  тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям областным  государственным казенным предприятием «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области»  на 2022- 2026 годы»,

у с т а н о в и л :

ОГКП «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области» (далее – предприятие) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия  приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области (далее – Агентство) № 338-П от 16 декабря 2021 года «Об установлении  тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям областным  государственным казенным предприятием «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области»  на 2022- 2026 годы», возложении обязанности  принять новый заменяющий нормативный правовой акт в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований указало, что предприятие является теплоснабжающей организацией, осуществляющей производство тепловой энергии посредством принадлежащих предприятию на праве оперативного управления, на праве аренды и безвозмездного пользования объектов теплоснабжения и передачу тепловой энергии.

В нарушение положений Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основ ценообразования)  и Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2021 года № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Методические указания №760-э), утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э, при расчете тарифа на тепловую энергию при определении необходимо валовой выручки (далее – НВВ) не в полном объеме были учтены расходы на приобретение сырья и материалов, расходы на оплату труда, расходы на служебные командировки, расходы на обучение персонала, услуги производственного характера, расходы на оплату других работ и услуг, амортизация основных средств, расходы на обучение персонала, расходы на потери тепловой энергии. При этом протокол заседания Правления Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области № 46-Т от 16 декабря 2021 года не содержит обоснования со ссылкой на нормы закона оснований для отказа во включении в НВВ  в полном объеме или включения частично отдельных расходов, предложенных предприятием.

В ходе судебного разбирательства  от      ОГКП «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области» поступило заявление об уточнении административного иска, в котором были уточнены основания заявленного требования.

Предприятием в предложение были включены потери в тепловых сетях в  размере 78,45 тыс.Гкал, при этом расчеты выполнены в соответствии с Порядком  определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии,  теплоносителя, утвержденным приказом Минэнерго России от 30 декабря 2008 года № 325. Величина расходов на компенсацию указанных тепловых потерь составила 106 611,10 тыс. руб. Однако Агентством технологические потери были включены в размере 30,79 тыс.Гкал (37 675,92 тыс. руб.). Указанные затраты снижены в нарушение Основ ценообразования и Методических указаний № 760-э.

Агентством незаконно исключена  из НВВ на 2022 год величина корректировки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифа от значений, учтенных при установлении тарифов,  в соответствии с пунктом 49 Методических указаний в размере 40 617,19 тыс. руб.

Агентством неправомерно были снижены  предложенные предприятием расходы по статье «оплата труда» 179 646,14 тыс. руб. до 139 024,5 тыс. руб. Данные расходы предприятием были рассчитаны на основании штатного расписания, при этом предприятием было представлено необходимое документальное подтверждение этих расходов.

Поскольку Агентством незаконно снижена величина  расходов по статье «оплата труда», соответственно, неправильно определены исходя из этой величины  неподконтрольные расходы по статье «страховые взносы на обязательное социальное страхование, выплачиваемые из фонда оплаты труда».

Неправомерно снижена предложенная предприятием величина амортизации основных средств.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено Министерство энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области.

Представитель  ОГКП «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области»  Воронцова Т.В.  в судебном заседании настаивала на удовлетворении уточненного административного иска.

Представитель Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области Стеклова П.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного иска,  поскольку оспариваемый приказ был принят в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением установленных законом процедур принятия и опубликования. Приказ соответствует нормативным правовым актам в сфере теплоснабжения, имеющим большую юридическую силу и прав административного истца не нарушает.

Представитель Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя заинтересованного лица, извещенного о времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшей исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 9 ст. 213 КАС РФ).

Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ  «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2021 года № 1075, которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 7, статьей 8 Закона о теплоснабжении установление тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями  потребителям, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 указанного приказа установлены долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов на тепловую энергию, поставляемую  потребителям ОГКП «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области» (приложение № 1).

Пунктом 2 установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям ОГКП «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области» (приложение № 2).

Пунктом 3 предусмотрено, что тарифы, установленные в пункте 2 приказа,  действуют  с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2026 года включительно с календарной разбивкой, предусмотренной приложением № 2. 

Текст указанного  приказа был опубликован 23 декабря 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), номер опубликования - 7301202112230036.

На основании Указа Губернатора Ульяновской области № 20 от 13 марта  2020 года с 1 апреля 2020 года создано Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области.

В соответствии с подпунктами 31, 35  пункта 2.1  Положения об Агентстве по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области №6/138-П от 26 марта 2020 года, Агентство устанавливает тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (за исключением ценовых зон теплоснабжения).

Согласно пункту 1.3 Порядка подготовки и издания правовых актов исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области  от 12 июля 2013 года № 288-П, правовые акты исполнительных органов, имеющие нормативный характер, издаются в форме приказов.

В силу статьи 5 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 г. № 136-ЗО «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считается первая публикация их полного текста в газетах «Народная газета», «Ульяновская правда» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Таким образом, оспариваемый истцом приказ Агентства № 338-П от 16 декабря 2021 года «Об установлении  тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям областным  государственным казенным предприятием «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области»  на 2022-2026 годы» принят уполномоченным органом с соблюдением формы,  порядка принятия нормативных правовых актов и его официального опубликования.

Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемого приказа Агентства № 338-П от 16 декабря 2021 года нормативным правовым актам в сфере теплоснабжения, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьями 3 и 7 Закона о теплоснабжении регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения  осуществляется, в том числе в соответствии с принципами соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов.

ОГКП «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области»  осуществляет деятельность по производству тепловой энергии на территории  ряда муниципальных образований в нескольких районах Ульяновской области, а именно: Карсунском, Цильнинском, Вешкаймском, Базарно-Сызганском, Тереньгульском, Сенгилеевском, Барышском, Майнском, Мелекесском, Чердаклинском, Ульяновском, Николаевском, Старокулаткинском, Новоспасском, Сурском, Радищевском, Павловском, Инзенском районах, а также в городах Ульяновск, Димитровград и Новоульяновск, для чего использует и обслуживает 195 источников тепловой энергии. Также оно осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии в нескольких районах и городах Ульяновской области: городах  Ульяновск и Новоульяновск, Карсунском, Сенгилеевском, Ульяновском, Майнском, Вешкаймском, Сурском и Мелекесском районах.

На основании заявления     ОГКП «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области» от 29 апреля 2021 года Агентством  открыто дело об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на период 2022-2026 годы.

В отношении административного истца тарифным органом применен долгосрочный метод тарифного регулирования - метод индексации установленных тарифов и установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности предприятия, произведены расчет необходимой валовой выручки и расчет тарифов в сфере теплоснабжения.

Особенности расчета тарифов с применением метода индексации установлены  пунктами 71-75 Основ ценообразования  и главой V Методических указаний.

Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного  объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения – на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.

Необходимой валовой выручкой признается экономически обоснованный объем финансовых средств,  необходимый регулируемой  организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).

Согласно пункту 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 57 - 66 Основ с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

Текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя (пункт 57 Основ ценообразования).

Подпунктом 1 пункта 33 Методических указаний № 760-э предусмотрено, что при расчете долгосрочных тарифов методом индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка определяется на основе долгосрочных параметров регулирования, которые определяются перед началом долгосрочного периода регулирования и в течение него не изменяются, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 51 Основ ценообразования, к которым относится, в том числе, базовый уровень операционных расходов, устанавливаемый органом регулирования в соответствии с пунктом 37 настоящих Методических указаний;

В соответствии с пунктом 37 Методических указаний при расчете базового уровня операционных расходов (для расчета тарифов методом индексации) учитываются следующие расходы: расходы на сырье и материалы; расходы на ремонт основных средств; расходы на оплату труда; расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями; расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и других работ и услуг; расходы на служебные командировки; расходы на обучение персонала; лизинговый платеж, арендная плата, определяемые в соответствии с пунктами 45 и 65 Основ ценообразования; другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам, в том числе расходы по охране труда и технике безопасности, расходы на канцелярские товары.

Указанные выше расходы определяются методом экономически обоснованных расходов в соответствии с главой IV настоящих Методических указаний.

В операционные расходы не включаются амортизация основных средств и нематериальных активов, расходы на погашение и обслуживание заемных средств, расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности.

Согласно пункту 58 Основ ценообразования расходы на оплату труда относятся к операционным расходам.

Согласно п. 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В соответствии с главой V Методических указаний N 760-э при установлении базового уровня оперативных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в последнем году предыдущего долгосрочного периода регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

Предприятием было предложено включить в расчет тарифов расходы на оплату труда в размере 179 646,14 тыс. руб., из них 166 438,32 тыс. руб. - по производству тепловой энергии, 13 207,82 тыс. руб. – по передаче тепловой энергии.

Агентством при расчете принята сумма расходов по оплате труда в размере 139 024,5 тыс. руб., из них 127 414,35 тыс.руб. – по производству тепловой энергии, 11 610,15 тыс. руб. – по передаче тепловой энергии.

Согласно экспертному заключению от 15 декабря 2021 года  и выписке из протокола заседания правления Агентства № 46-Т от 16 декабря 2021 года ОГКП «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области»   не применяет отраслевое тарифное соглашение, система оплаты труда повременно-премиальная по окладам, система тарифных коэффициентов не применяется. При расчетах фонда оплаты труда тарифная ставка рабочего 1 разряда приравнена к среднему окладу.

Агентством был произведен расчет нормативной численности руководителей, специалистов и служащих в соответствии с Приказом Госстроя России от 12 октября 1999 года № 74 «Об утверждении нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий» (вместе с «Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть 2. Нормативы численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий» и она составила 135 человек, из них 130 человек – по производству тепловой энергии, 3 человека – по передаче тепловой энергии и 2 человека – по производству теплоносителя, что меньше фактической численности руководителей, специалистов и служащих предприятия по данным  2020 года.

Агентством была рассчитана нормативная численность рабочих в соответствии с Приказом Госстроя России от 22 марта 1999 года № 65 «Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства» (вместе с «Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть 1. Нормативы численности рабочих котельных установок и тепловых сетей» таблицы 1,5,6,11,12) и она составила 794 человека.

Установив  на основании анализа среднесписочной численности работников предприятия, что за период с 2018 по 2020 годы численность работников предприятия увеличилась на 33%, в том числе  за счет численности рабочих – на 42%, за счет численности  руководителей, специалистов и служащих – на 16%, учитывая, что расчетная нормативная численность рабочих значительно превышает фактическую численность рабочих предприятия, при расчете затрат по статье «оплата труда» тарифным органом были  использованы средняя фактическая численность рабочих за 3 предшествующих года и рассчитанная нормативная численность руководителей, специалистов, служащих.

Поскольку средняя заработная плата по предприятию  за период с 2018 по 2020 год выросла на 23 %, что не было предусмотрено при регулировании тарифов на долгосрочный период с 2019 по 2021 годы, Агентством принят в расчет затрат на оплату труда  уровень средней заработной платы 2018 года с учетом индексов-дефляторов за 3 предшествующих года, итого в размере 25 215,78 тыс. руб.

В силу изложенного фонд оплаты труда по производству тепловой энергии, рассчитанный Агентством по предприятию, составил 164 257,54 тыс. руб. ((130 + 361) х 25 215,78 руб. х 1,06 х 1,043 х 12 мес.), а по передаче тепловой энергии – 11 610,15 тыс. руб.

Суд считает данный расчет затрат по статье «оплата труда» не противоречащим нормам законодательства о тарифном регулировании в сфере теплоснабжения.

Однако, указанные затраты по статье «оплата труда» в размере 164 257,54 тыс. руб., рассчитанные Агентством,    не были приняты в расчет базового уровня операционных расходов в полном объеме, они с учетом предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по Ульяновской области, установленного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2021 года № 3073-р,  снижены  и приняты в расчет операционных (подконтрольных) расходов на первый год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень операционных расходов) в размере 127 414,35 тыс. руб.

В соответствии с  пунктом 117 Методических указаний № 760-э в необходимую валовую выручку регулируемой организации, учитываемую при расчете тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, включаются, в том числе расходы на приобретение воды, электрической и тепловой энергии, расходуемые на технологические цели, включая расходы на компенсацию потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче (в объеме нормативных технологических потерь).

При комплексном теплоснабжении, когда производство, передача и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя производится одним юридическим лицом (регулируемой организацией), расходы на компенсацию потерь тепловой энергии, теплоносителя учитывают стоимость производства тепловой энергии (мощности) источниками тепловой энергии такой регулируемой организации, определяемую по расчетной величине тарифа на тепловую энергию (мощность), отпускаемой от источников тепловой энергии, в соответствии с главой IX.I настоящих Методических указаний.

Пунктом 90 Основ ценообразования предусмотрено, что при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии расходы на приобретение тепловой энергии в целях компенсации потерь при передаче тепловой энергии учитываются только в объеме нормативных технологических потерь.

Приказом Минэнерго России от 30 декабря 2008 года № 325 утвержден Порядок определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя.

Как следует из материалов настоящего административного дела, тарифного дела, в том числе экспертного заключения от 15 декабря 2021 года, и протокола заседания правления № 46-Т от 16 декабря 2021 года,  предприятием в предложение на определение НВВ и установление тарифов были включены расходы на компенсацию потерь в тепловых сетях в размере 102 009,47 тыс. руб.

Агентством  технологические потери были включены в расчет тарифов на тепловую энергию не в полном объеме, соответственно, тарифным органом были учтены при расчете тарифов расходы на компенсацию потерь в тепловых сетях в размере  40 278,46 тыс. руб.

Как следует из позиции административного ответчика, изложенной в письменном отзыве на  уточненный административный иск,  расходы на компенсацию тепловых потерь были снижены также с целью  не допустить превышения индекса роста платы граждан за коммунальные услуги в муниципальных образованиях  Ульяновской области с 1 июля по 31 декабря 2022 года, установленного указом Губернатора Ульяновской области от 14 декабря 2021 года № 119 «О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Ульяновской области» на уровне 5,4% (с учетом предельно допустимого отклонения).

Следует отметить, что представителем Агентства, свидетелем Солодовниковой Е.Н. не отрицался факт определения предприятием  размера нормативных технологических потерь при передаче тепловой энергии и величины расходов на компенсацию технологических потерь  в соответствии с положениями Основ ценообразования, Методических указаний № 760-э и Порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, то есть правильность определения предприятием указанных расходов Агентством не оспаривалась.

Пунктом 52 Методических указаний 760-э предусмотрено, что размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (22) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.

 (тыс. руб.), (22)

где:

 - размер корректировки необходимой валовой выручки по результатам (i-2)-го года;

 - фактическая величина необходимой валовой выручки в (i-2)-м году, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, в том числе с учетом фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг), определяемая в соответствии с пунктом 55 настоящих Методических указаний;

ТВi-2 - выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемая исходя из фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой IX настоящих Методических указаний на (i-2)-й год, без учета уровня собираемости платежей.

Согласно экспертному заключению от 15 декабря 2021 года и выписке из протокола № 46-Т от 16 декабря 2021 года  размер корректировки НВВ по данной формуле, рассчитанной с применением имеющихся данных за последний расчетный период регулирования – за 2020 год, составил 40 617,19 тыс. руб., в том числе по производству тепловой энергии – 39 632,96 тыс. руб., по передаче тепловой энергии – 984, 23 тыс. руб. Однако, эта величина корректировки НВВ по пункту 52 Методических указаний № 760-э была исключена из расчета НВВ со ссылкой на недопустимость превышения вышеприведенного индекса роста платы граждан за коммунальные услуги.

Суд находит обоснованными доводы представителя административного истца о неправомерности снижения расходов на оплату труда, расходов на компенсацию потерь тепловой энергии и исключения величины корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, со ссылкой на недопустимость превышения индекса роста платы граждан за коммунальные услуги в муниципальных образованиях  Ульяновской области, в связи со следующим.

Действующее правовое регулирование не содержит запрета на экономически обоснованное установление тарифов в сфере теплоснабжения в связи с превышением  предельного индекса размера платы граждан за коммунальные услуги.

Подпунктами 5 и 6 пункта 1 статьи 3 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 7  Закона о теплоснабжении предусмотрено, что общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.

Предельный индекс изменения платы граждан за коммунальные услуги регулируется нормами жилищного законодательства – статьей 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400.

Согласно части 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

В целях недопущения ситуации превышения предельного индекса по  платежам за теплоснабжение пунктом 14 статьи 10  Закона о теплоснабжении предусмотрено установление льготных тарифов в сфере  теплоснабжения законом субъекта Российской Федерации.

Из совместного толкования части 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 14 статьи 10 Закона о теплоснабжении следует, что установление предельного индекса и введение льготных тарифов отнесено к полномочиям субъекта Российской Федерации. При этом, предельный индекс не ограничивает рост тарифа, но ограничивает рост платы граждан за весь набор коммунальных услуг.

Указанное достигается не ограничением роста тарифов ресурсоснабжающих организаций, а установлением отдельного льготного тарифа для расчетов с населением.

В случае, если осуществление расчетов по экономически обоснованному тарифу всех ресурсоснабжающих организаций приведет к превышению общей платы гражданина по квитанции индекса роста платы граждан, то в соответствии с пунктом 14 статьи 10 Закона о теплоснабжении    подлежит установлению льготный тариф для расчетов именно с населением.

Согласно пункту 14 статьи 10 Закона о теплоснабжении  наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.

Отсутствие в Ульяновской области закона об установлении льготных тарифов не является основанием для снижения либо исключения органом тарифного регулирования экономически обоснованных затрат предприятия при расчете необходимой валовой выручки  с целью установления тарифов на тепловую энергию, не превышающих предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образования Ульяновской области.

Исходя из изложенного следует также, что базовый уровень операционных расходов, в расчет которых включаются расходы на оплату труда, был определен Агентством неверно, с нарушением действующего законодательства в области тарифного регулирования правоотношений в сфере теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования величина неподконтрольных расходов определяется в соответствии с пунктом 62 настоящего документа и включает величину амортизации основных средств и расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, за исключением расходов на погашение и обслуживание заемных средств, в том числе процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом "б" пункта 74 настоящего документа.

Пункт 62 Основ ценообразования предусматривает отнесение к неподконтрольным расходам и страховых взносов на обязательное социальное страхование, выплачиваемых из фонда оплаты труда.

Предприятием на 2022 год была предложена сумма отчислений на социальные  нужды в размере 54 180,8 тыс. руб., в том числе 50 192,04 по производству тепловой энергии и 3 988,76 тыс. руб., рассчитанная в размере 30,2 % (22% - отчисления в Пенсионный Фонд РФ, 2,9 %  - отчисления в Фонд социального страхования РФ, 5,1% - отчисления в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) от фонда оплаты труда по производству тепловой энергии в размере 179 646,14 тыс. руб.

При расчете НВВ органом тарифного регулирования размер страховых взносов на обязательное социальное страхование был определен от принятой в расчет НВВ  суммы расходов на оплату труда в размере 139 024,5 тыс. руб. и, соответственно, составил 42 033,18 тыс. руб.

Поскольку, как было указано выше, суд не согласился с определенным Агентством размером расходов на оплату труда, соответственно, величину расходов по статье «страховые взносы на обязательное социальное страхование, выплачиваемых из фонда оплаты труда», относящихся к неподконтрольным расходам, рассчитанную из суммы расходов на оплату труда, нельзя признать экономически обоснованной.

Предприятием было предложено по статье «амортизация основных средств и нематериальных активов» величина расходов в размере 80 185,97 тыс. руб., в том числе 78 581,06 тыс. руб. - по производству тепловой энергии, 1 604,91 тыс. руб. – по передаче тепловой энергии.

Агентством указанная величина амортизации была снижена  до 14 992,98 тыс. руб. – по производству тепловой энергии со ссылкой на то, что на основные средства, введенные в эксплуатацию после 1 января 2019 года, не подлежит начислению амортизация, поскольку данное имущество приобретено (создано) за счет бюджетных средств.  

Суд находит обоснованными доводы представителя административного истца о том, что расчет амортизационных отчислений выполнен тарифным органом с нарушением  с нарушением действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с методическими указаниями с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 43 Основ ценообразования.

Пунктом 43 Основ ценообразования установлено, что сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В соответствии с пунктом 39 Методических указаний амортизация основных средств и нематериальных активов определяется в соответствии с приложением 4.10 к этим методическим указаниям по данным бухгалтерского учета регулируемой организации.

Согласно пункту 7 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Пунктом 17 ПБУ 6/01 определено, что стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.

Порядок организации бухгалтерского учета основных средств в соответствии с ПБУ 6/01 определен Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 года №91н, согласно пункту 49 которых стоимость объектов основных средств, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление), погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено ПБУ 6/01.

Нормативные правовые акты,  регулирующие отношения в сфере бухгалтерского учета, запрета на начисление амортизации на имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств и переданное казенному предприятию  в безвозмездное пользование, оперативное управление не содержат.

В силу подпункта 3 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит амортизации имущество,  приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования.

Следовательно, если амортизируемое имущество было приобретено (создано) за счет средств целевого бюджетного финансирования, то  амортизация по такому имуществу не начисляется.

В силу изложенного исключение Агентством начисленной предприятием амортизации  в отношении основных средств, введенных  в эксплуатацию после 1 января 2019 года, в отсутствие документов, подтверждающих, что данное имущество было создано за счет бюджетных средств целевого финансирования, не может быть признано правомерным.

Более того, из представленных представителем административного истца ряда договоров купли-продажи, договоров поставки в отношении основных средств, амортизация по которым была исключена  Агентством,  усматривается, что источником  финансирования обязательств по оплате являются собственные средства предприятия.

В силу вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемые тарифы не могут быть признаны экономически обоснованными.

Поскольку, как было установлено выше, оспариваемый приказ Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области № 338-П от 16 декабря 2021 года не соответствует положениям нормативных правовых актов в сфере теплоснабжения, имеющих большую юридическую силу,  учитывая, что он нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, административный иск подлежит удовлетворению.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Определяя момент, с которого нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд принимает во внимание, что оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия, признание его недействующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.

Следовательно, оспариваемый административным истцом приказ следует признать не действующим в части с момента его принятия.

В соответствии с частью 4 статьи 216 КАС РФ следует возложить на Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области обязанность по принятию нового заменяющего нормативного акта в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявлениеобластного государственного казенного предприятия «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области»о признании недействующим приказа, возложении обязанности принять новый заменяющий нормативный правовой акт удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия приказ Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области № 338-П от 16 декабря 2021 года «Об установлении  тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям областным  государственным казенным предприятием «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области»  на 2022- 2026 годы».

Возложить на Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области обязанность по принятию нового заменяющего нормативного правового акта в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию  в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу  в газете «Ульяновская правда».

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                             О.Е.Кинчарова