ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-49/2022 от 25.04.2022 Липецкого областного суда (Липецкая область)

Л И П Е Ц К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело №3а-49/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 апреля 2022 года Липецкий областной суд

в составе:

председательствующего Амбарцумян Н.В.

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Азовцевой Ю.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой области о ликвидации Липецкой региональной общественной организации содействия в выборе профессии «Вектор»,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой области обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Липецкой региональной общественной организации содействия в выборе профессии «Вектор» и исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование заявленных требований указано, что административным ответчиком в нарушение требований п. 1 ст. 5, абз. 2, 4, 8 ч.1 ст.29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Управление не представлены или представлены не своевременно необходимая отчетность, сведения о деятельности и адресе юридического лица в пределах его места нахождения. Согласно заявлению директора организации Авериной Е.А., организация по месту регистрации по адресу г.Липецк, ул.Ореховая, дом 5 не находится, имущество у организации не имеется, финансово-хозяйственная деятельность с 2020 года не ведется, уставная деятельность организации не осуществляется с августа 2020 года.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Андреева А.В. поддержала заявленные требования в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Липецкой региональной общественной организации содействия в выборе профессии «Вектор», руководитель организации Аверина Е.А. извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом и своевременно, причину неявки не сообщили.

По сообщению Управления Минюста России по Липецкой области, определение суда от 11.04.2022 г. о назначении к судебному разбирательству дела о ликвидации Липецкой региональной общественной организации содействия в выборе профессии «Вектор» на 25.04.2022г. на 15 часов 30 минут размещено на официальном сайте Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой области 13.04.2022г.

При установленных обстоятельствах, суд полагает, что административный ответчик извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом и считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя, поскольку подтверждается надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения настоящего дела и отсутствие уважительных причин для отложения судебного заседания.

Неявка в судебное заседание не препятствует его рассмотрению.

Выслушав объяснение представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд находит, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

В соответствии со статьей 8 Федерального закона "Об общественных объединениях" общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Статьей 29 названного Федерального закона установлена обязанность общественного объединения, в том числе соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в течение трех дней с момента таких изменений.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона "Об общественных объединениях" ликвидация общественного объединения осуществляется, в том числе по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 данного Федерального закона.

Статьей 44 названного Федерального закона предусмотрены основания ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности в случае нарушения общественным объединением прав и свобод человека и гражданина;

неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям;

неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

Подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что организация может быть ликвидирована по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.

В силу статьи 8 Федерального закона "Об общественных объединениях" высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В силу положений пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения о юридическом лице: адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица; сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: в отношении физического лица - фамилия, имя и, если имеется, отчество, должность, паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, место жительства, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); в отношении юридического лица - наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика. В случае, если полномочия без доверенности действовать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, в отношении каждого такого лица дополнительно указываются сведения о том, действуют такие лица совместно или независимо друг от друга.

Из материалов дела следует, что сведения о регистрации Липецкой региональной общественной организации содействия в выборе профессии «Вектор» внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 29.12.2017 г. с присвоением ОГРН 1174827022061.

В соответствии с пунктами 7.1 Устава Липецкой региональной общественной организации содействия в выборе профессии «Вектор», утвержденном на собрании учредителей 26.11.2017 года с изменениями и дополнениями от 10.08.2018 года, высшим руководящим органом Организации является Общее Собрание членов Организации, которое созывается не реже 1 раза в год.

В соответствии с пунктами 7.10, 7.15 Устава в период между Общими собраниями постоянно действующим руководящим коллегиальным органом Организации является – Дирекция, которая избирается Общим собранием Организации из членов Организации сроком на 5 лет в количестве определяемом общим собранием. Заседания Дирекции проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в полугодие.

Протоколы общего собрания членов Организации, документы о проведении 1 раз в полгода заседаний Дирекции Организации в проверяемом периоде в Управление не представлены, согласно объяснениям руководителя Организации, деятельность Организацией не осуществлялась.

Согласно п. 7.26, 7.30 Устава Организации Контрольно-ревизионным органом Организации является ревизор, избираемый общим собранием сроком на 5 лет. Ревизор организует проверку финансово-хозяйственной деятельности Организации не реже одного раза в год.

Документы о проведении 1 раз в год проверок финансово-хозяйственной деятельности Организации в проверяемый период в Управление не представлены, согласно объяснениям руководителя Организации, деятельность Организации не осуществлялась.

В соответствии с Планом проверок некоммерческих организаций на 2022 год Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой области проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности Липецкой региональной общественной организации содействия в выборе профессии «Вектор», в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества уставным целям за период с 03.03.2019г. по 03.03.2022г. По результатам проверки составлен акт от 16.03.2022г. и установлено, что организация деятельности, в том числе по использованию денежных средств и использованию иного имущества, в соответствии с уставными целями в проверяемый период не осуществляла.

Вместе с тем, в ходе проведения проверки так же были выявлены следующие нарушения действующего законодательства РФ: не представлены документы, подтверждающие место нахождение Организации (копии правоустанавливающих документов на помещение, гарантийное письмо или договор аренды).

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени Организации является директор Организации Аверина Е.А., адрес места нахождения Организации: Липецкая область, г.Липецк, ул. Ореховая, д. 5.

Согласно заявлению директора Организации Авериной Е.А., Организация по месту регистрации по адресу г.Липецк, ул. Ореховая, дом 5 не находится, имущество у организации не имеется, финансово-хозяйственная деятельность с 2020 года не ведется, уставная деятельность организации не осуществляется с августа 2020 года.

Кроме того в ходе плановой проверки в деятельности Организации выявлены следующие нарушения действующего законодательства Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 8 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано информировать федеральный орган государственной регистрации (в настоящий момент - Управление) об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании, использовании соответственно по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2018г. № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» общественные организации представляют документы, содержащие вышеназванную информацию по Форме № ОН0003.

Согласно приказу Министерства юстиции РФ от 26.05.2020 года № 122 «Об становлении сроков предоставления некоммерческими организациями отчетности» некоммерческие организации (общественные объединения) предоставляют вышеуказанную информацию в 2021 году не позднее 15 июля 2021 года.

В нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства не представлена информация об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в п. 6 ст. 2 ФЗ от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании за 2020 год по Форме № ОН0003 в установленный срок (не позднее 15.07.2021 года).

Отчет по Форме ОН0003 за 2020 год поступил в Управление с нарушением срока, а именно 21.01.2022 года.

В соответствии с абзацем 4 части 1 статьи 29 ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано ежегодно информировать федеральный орган государственной регистрации (в настоящий момент - Управление) о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

Следовательно, отчетность в соответствии с абзацем 4 части 1 статьи 29 ФЗ «Об общественных объединениях» в 2021 году общественные организации должны были представить в Управление не позднее 31.12.2021 года.

В ходе анализа отчетности Организации, поступившей в Управление с 01.01.2021г. и по 16.03.2021г., установлено следующее.

Информация от Организации о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в 2021 году поступила в Управление с нарушением срока, а именно 21.01.2022г.

По результатам проверки сделан вывод о том, что согласно документам, имеющимся в материалах учетного дела, установлено, что в проверяемом периоде Организация деятельность, направленную на достижение уставных целей, не осуществляла. Денежные средства и иное имущество в проверяемом периоде не поступало и не расходовалось. В ходе проведения проверки выявлены нарушения действующего законодательства Российской Федерации, являющиеся основанием для направления в суд заявления о ликвидации Организации.

Акт проверки от 16.03.2022г. вручен директору Организации Авериной Е.А. 16.03.2022 года, что подтверждается подписью в акте проверки (л.д.25).

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 28 постановления от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснил, что неоднократность нарушения законодательства сама по себе не может служить основанием для принятия судом решения о ликвидации юридического лица. Такая исключительная мера должна быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям (подпункт 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В каждом конкретном случае суд оценивает существенность допущенных объединением граждан нарушений и их последствий, а также возможность их устранения без ликвидации либо запрета деятельности объединения (пункт 32).

Нарушение закона, как несообщение об изменении адреса места нахождения Организации в течение длительного времени фактически лишило Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой области возможности осуществить контроль за соблюдением Организацией требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных ее учредительными документами, который, как это прописано в пункте 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", реализуется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организации уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 г. № 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", исходя из правовых оснований для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства. В частности, если такое объединение граждан предприняло все возможные действия для устранения названных нарушений, однако имели место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, и выявленные нарушения устранены до принятия судебного решения, суд с учетом указанных обстоятельств может принять решение об отказе в удовлетворении административного иска (пункт 30).

Допущенные Организацией нарушения, объективно являются устранимыми. Однако фактические обстоятельства дела свидетельствуют о нежелании административного ответчика на протяжении длительного времени, несмотря на отсутствие каких-либо препятствий для этого, исполнять требования закона, фактически деятельность общественной организации прекращена.

С учетом изложенного, допущенные нарушения являются существенными и грубыми, достаточными для ликвидации общественной организации, соответственно административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой области подлежит удовлетворению, а Липецкая региональная общественная организация содействия в выборе профессии «Вектор» подлежит ликвидации по основаниям, предусмотренным ст.44 Федерального закона от 19.05.1995 г. N82-ФЗ «Об общественных объединениях».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой области удовлетворить.

Ликвидировать Липецкую региональную общественную организацию содействия в выборе профессии «Вектор» и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц (основной государственный регистрационный номер 1174827022061).

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Липецкий областной суд.

Судья подпись Н.В. Амбарцумян

Решение суда в окончательной

форме принято 25.04.2022 года