КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 3а- 49/2024
УИД: 39ОS0000-01-2023-000402-92
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 февраля 2024 года г. Калининград
Калининградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шубина Д.В.
при секретаре Макаревской А.В.,
с участием прокурора Чернышовой К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску АО «Россети Янтарь» об оспаривании нормативных актов приказов Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 29 ноября 2022 года №96-06э/18, от 29 ноября 2022 года №96-07э/22,
УСТАНОВИЛ:
АО «Россети Янтарь» обратилась в суд с административным иском, указав, что является сетевой организацией и оказывает услуги по передаче электрической энергии на территории Калининградской области. В соответствии с Приложением № 1 к постановлению Федеральной энергетической комиссии от 19.12.1997 № 127/8 «Об утверждении перечня субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, включаемых в Реестр по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии», АО «Янтарьэнерго» включено в Реестр субъектов естественных монополий по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии». Решением Правления энергетической комиссии Калининградской области от 24.02.2000 № 11-1/00 АО «Янтарьэнерго» включено в реестр энергоснабжающих организаций Калининградской области, осуществляющих услуги по передаче и распределению электрической энергии. В соответствии с пунктом 10(1) Основ ценообразования регулируемые цены (тарифы) на услуги, оказываемые на розничных рынках электрической энергии (мощности), могут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. Указанные методические указания утверждены приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-Э/2 (далее - МУ № 20-э/2). Приказом ФСТ России от 31.07.2007 № 138-э/6, информационным письмом ФСТ России от 04.09.2007 № ЕЯ-5133/12 «О введении котлового метода расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии» предусмотрено, что с 2008 года в субъектах РФ оплата услуг по передаче электроэнергии осуществляется по котловой экономической модели взаиморасчетов. 24 декабря 2018 г. Службой по тарифам издан приказ №118-10э/18 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования, необходимой валовой выручки для территориальной сетевой организации АО «Янтарьэнерго» на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годов», который в дальнейшем в части, касающейся величины НВВ Общества на очередной период регулирования, ежегодно корректировался. С целью установления цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии и корректировки НВВ на 2023 год Общество направило в Службу письмо от 29.04.2022 № ЯЭ/32/118 (вх. №1012-ЮК от 29.04.2022) об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год в рамках долгосрочного периода регулирования 2019-2023 годов. Также в соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования (не позднее 1 ноября) и пунктом 12 Правил госрегулирования (не позднее 30 рабочих дней до даты наступления очередного периода регулирования) Общество представляло в регулирующий орган дополнительные материалы: письмом от 21.10.2022 № ЯЭ/32/310 в приложении направило в Службу расчет выпадающих доходов по «льготным» категориям заявителей в размере 428 948 тыс. руб., полученных в 2021 году; письмом от 26.10.2022 № ЯЭ/32/317 направило в Службу материалы и реестры по обоснованию величины фактических выпадающих доходов по «льготным» категориям заявителей в соответствии с форматами, запрошенными Службой. В соответствии с пунктом 25 Правил госрегулирования Служба на основании решения правления Службы от 29 ноября 2022 года №96/22 установила с 01 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года: единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Калининградской области, поставляемой потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, согласно приложению №1; единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Калининградской области, поставляемой потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, согласно приложению №1; единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Калининградской области, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, согласно приложению № 6. Службой изданы следующие приказы: от 29 ноября 2022 года №96-06э/22 «О внесении изменений приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 24.12.2018 № 118-10э/18», которым утверждена НВВ Общества на содержание сетей на 2023 год. Пунктом 1 приказа №96-06э/22 внесены изменения в части размера НВВ на 2023 год для АО «Россети Янтарь», а именно указано: «В таблице приложения №2 цифры «3 774 824,01» заменить цифрами «5 215 332,18»; от 29 ноября 2022 года №96-07э/22 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Калининградской области». В таблице 3 приложения 1 к Приказу №96-07э/22 в графе «НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Калининградской области» указана величина НВВ для АО «Россети Янтарь» в размере 5 215 332,18 тыс. руб. Также в таблице 3 приложения 1 к Приказу № 96-07э/22 в графе «Учтенные расходы сетевых организаций, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в плату за технологическое присоединение» указаны для АО «Россети Янтарь» в размере 351 594,11 тыс. рублей. Приказы опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru: приказ № 96-06э/22 опубликован 28.12.2021, номер опубликования 3901202212010007; приказ № 96-07э/22 опубликован 01.12.2022, номер опубликования 3901202212010002. В соответствии с пунктом 25 Правил госрегулирования Служба письмом от 23.11.2022 №И2177 (Приложение №6 к настоящему иску) направила в Общество на ознакомление проект приказа и экспертное заключение по делу по установлению тарифов для АО «Россети Янтарь» на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год в рамках долгосрочных параметров тарифного регулирования на период 2019 - 2023 годов. По итогам заседания Правления Службы 29.11.2022 был составлен и в дальнейшем опубликован на официальном сайте протокол от 29.11.2022 № 96/22. Письмом от 05.12.2022 № И2347 Служба направила копии приказов от 29.11.2022 №№96-06э/22, 96-07э/22, выписку из протокола от 29.11.2022 №96/22, экспертное заключение по установлению тарифов для АО «Россети Янтарь» на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год в рамках долгосрочных параметров тарифного регулирования на период 2019-2023 годов. Как следует из Экспертного заключения на 2023 год и Протокола на 2023 год, при утверждении тарифно-балансового решения на 2023 год Службой: 1. При корректировке неподконтрольных расходов не учтена сумма расходов в размере 20 316 тыс. руб. (без учёта индекса потребительских цен - ИПЦ) на обслуживание заёмных средств, привлеченных Обществом на финансирование инвестиционного проекта Smart Grid (ФИО1 Грид) (стр.35 Экспертного заключения). При корректировке неподконтрольных расходов по расходам за 2021 год, связанным с компенсацией фактических выпадающих доходов от осуществления льготного технологического присоединения, предусмотренных пунктом 87 Основ ценообразования, фактические расходы признаны обоснованными в размере 177 796,068 тыс. руб., корректировка в связи с отклонением фактических значений от плановых произведена в сумме 8 995,49 тыс. руб. (с учётом ИПЦ) (стр. 70-71 Экспертного заключения). Произведена корректировка НВВ Общества в связи с полученными в 2017-2020 гг. необоснованными доходами в результате пуско-наладочных испытаний станциями оптового рынка, из НВВ исключены необоснованные доходы в размере 370569,94 тыс. руб. (стр. 72-74 Экспертного заключения). Административный истец считает, что при расчёте вышеуказанных расходов и корректировок НВВ Службой нарушены нормативные правовые акты, имеющие большую силу, а именно: часть 2 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 №35-Ф3 «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), пункты 7, 17, 20, 32, 38, 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 года № 1178 (далее - Основы ценообразования); пункт 23 Правил госурегулирования; пункты 7 и 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 №98-э; Методические указания по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденным приказом ФСТ России от 11.09.2014 №215-э/1. Формула (3) пункта 11 МУ №98-э предусматривает учёт в НВВ ТСО на очередной год (i, то есть 2023 год) отклонение фактических экономически обоснованных расходов по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов (i - 2, то есть 2021 год), от плановых расходов, учтенных регулирующим органом при утверждении тарифов на соответствующий период регулирования. Тарифное регулирование в 2021 году осуществлялось на основании Приказа Службы от 30.12.2020 № 137-06э/20 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Калининградской области на 2021 год», которым, помимо прочего, утверждена величина НВВ Общества на 2021 год в части содержания сетей. Размер неподконтрольных расходов, учтенных в НВВ на 2021 год, составлял 2 668 701 тыс. руб. Инвестиционная программа Общества утверждена приказом Минэнерго России от 25.12.2015 № 1036, в дальнейшем неоднократно корректировалась. Среди мероприятий ИПР 2019 г. приказом Минэнерго России на 2018-2019 гг. было предусмотрено за счёт иных «нетарифных» источников (кредитов) «Создание системы распределенной автоматизации сетей 15 кВ Правдинского, Черняховского, Гурьевского, Озерского, Краснознаменского, Славского, Неманского, Нестеровского, Гвардейского, Гусевского, Полесского, Зеленоградского, Большаковского, Светловского, Светлогорского, Советского РЭС АО «Янтарьэнерго» (Smart Grid)» (идентификатор проекта: H_472-smart2) согласно приложениям №1 и №7 к ИПР 2019 полной планируемой стоимостью 830 млн руб., в том числе на 2019 год 826,09 млн руб. В дальнейшем период реализации проекта был изменен на 2018-2020 гг., полная стоимость проекта (в том числе с учётом инфляции) была увеличена - ИПР 2020: на 2019 год запланировано финансирование этого проекта в сумме 400 млн. рублей, на 2020 год - 463,04 млн. рублей. Стоимость инвестиционного проекта в прогнозных ценах составила -881 463 тыс.руб. (с НДС). Период реализации проекта 2014-2020 годы. В расчете корректировки НВВ по неподконтрольным расходам за 2020 год, выполненной в соответствии с МУ № 98-э, Служба учла расходы на обслуживание долгосрочных заемных средств в размере 60 145 тыс. руб. по привлеченным кредитам на финансирование инвестиционного проекта Smart Grid. С целью финансирования проекта Обществом был заключен ряд договоров с кредитными организациями. В дальнейшем задолженность по этим договорам была частично рефинансирована в рамках договора с АО «Газпромбанк» №3819-001 от 04.02.2019 и с АО АБ «Россия», договор №00.19-2/01/061/20 от 08.05.2020. Указанные выше документы о привлечении заёмных средств направлялись в Службу письмом Общества №ЯЭ/32/126 от 29.04.2021. Финансовый план, являющийся приложением № 1 к Приказу Минэнерго России от 22.11.2021 №27 «Об утверждении инвестиционной программы АО «Янтарьэнерго» на 2021-2023 годы», предусматривал частичное погашение кредита привлеченного на финансирование указанного проекта в 2020 году и окончательное в 2021 и 2022 годах. Затраты на обслуживание вышеуказанных заёмных средств составили: по итогам 2019 года: 0,0789 млн. рублей (кредит в размере 400 млн. рублей привлечен 30 декабря 2019 года); по итогам 2020 года: 43,8 млн. рублей; по итогам 2021 года: 20,3 млн. рублей. Между тем, Службой, исходя из экспертного заключения, оценка представленным Обществом документов не дана. Вышеуказанные фактические затраты за 2019-2020 гг. на обслуживание заемных средств, привлеченных с целью реализации вышеуказанного проекта ИПР, ранее принимались и учитывались Службой в тарифах 2021 и 2022 гг. соответственно. Обществом в составе Тарифной заявки на 2023 год также были заявлены к учёту в тарифах неподконтрольные расходы на обслуживание долгосрочных заемных средств привлеченных на финансирование проекта утвержденной инвестиционной программы «Создание системы распределенной автоматизации сетей 15 кВ Правдинского, Черняховского, Гурьевского, Озерского, Краснознаменского, Славского, Неманского, Нестеровского, Гвардейского, Гусевского, Полесского, Зеленоградского, Большаковского, Светловского,Светлогорского, Советского РЭС АО «Янтарьэнерго» (Smart Grid)», но и фактические расходы за 2021 год в размере 20 316 тыс. руб. на обслуживание долгосрочных заемных средств, привлеченных на финансирование проекта вышеуказанной утвержденной инвестиционной программы для учёта в составе корректировки неподконтрольных расходов. Расчет расходов предоставлен в пояснительной записке к Тарифной заявке на 2023 год. В составе обосновывающих материалов в составе Тарифной заявки на 2023 год был приложен Расчет процентов за пользование заемными средствами, привлеченными с целью финансирования ИП ФИО1 Грид. Однако, как следует из Экспертного заключения на 2023 год, в тарифном регулировании 2023 года не учтена сумма процентов по кредиту, привлеченному Обществом в 2021 году на финансирование ИП ФИО1 Грид на сумму 20 316 тыс. руб., поскольку инвестиционная программа Общества на период 2020-2022 годов не предусматривала финансирование мероприятий ФИО1 Грид. Отсутствие этого мероприятия в ИПР в планах реализации на 2021 год и последующие годы в силу буквального толкования положений пункта 32 Основ ценообразования, не должно лишать Общество права на компенсацию экономически обоснованных и документально подтвержденных затрат на обслуживание заемных средств, привлеченных с целью реализации мероприятий, которые были предусмотрены инвестиционной программой. Дополнительному учету по данной статье расходов в НВВ Общества на 2023 год с учётом применения ИПЦ на 2022 и 2023 гг., что предусмотрено формулой (3) пункта 11 МУ № 98-э, подлежит сумма в размере 24 528,11 тыс. руб. (20 315,83 (без учета ИПЦ) х 1,139x1,06). При тарифном регулировании на 2021 год, как следует из Экспертного заключения на 2021 год (стр.44), в НВВ Общества учтены плановые выпадающие доходы, связанные с осуществлением технологического присоединения «льготной» категории заявителей, в общей сумме 185 932,5 тыс. руб., в том числе: на организационно-технические мероприятия и мероприятия «последней мили» для присоединения «льготной» категории заявителей, мощность присоединяемых устройств которых составляет не более 15 кВт, в общей сумме 80 798,9 тыс. руб.; на мероприятия «последней мили» для присоединения «льготной» категории заявителей, мощность присоединяемых устройств которых составляет не более 15 кВт, в сумме 0 рублей; на мероприятия «последней мили» для присоединения «льготной» категории заявителей, мощность присоединяемых устройств которых составляет от 15 кВт до 150 кВт, в сумме 105 133,7 тыс. руб.; на беспроцентную рассрочку 0 рублей. По итогам 2021 года фактические выпадающие доходы, связанные с осуществлением технологического присоединения «льготной» категории заявителей, составили 428 948 тыс. руб., в том числе: на организационно-технические мероприятия и мероприятия «последней мили» для присоединения «льготной» категории заявителей, мощность присоединяемых устройств которых составляет не более15 кВт, в общей сумме 315 498 тыс. руб.; на мероприятия «последней мили» для присоединения «льготной» категории заявителей, мощность присоединяемых устройств которых составляет до 150 кВт, в сумме 113 713 тыс. руб.; суммарный размер платы (по 550 рублей за одно присоединение) в сумме 264 тыс. руб. Общество направило в Службу соответствующие расчеты и обосновывающие материалы, в том числе договоры об осуществлении технологического присоединения, акты об осуществлении технологического присоединения, акты приемки законченных строительством объектов приемочной комиссией. Как следует из Экспертного заключения на 2023 год (стр.70-71) «Во исполнение поручения Службы экспертами ОГБУ «Центр экспертиз цен и тарифов» были рассмотрены документы, предоставленные АО «Россети Янтарь» в качестве подтверждения выпадающих доходов от платы за технологическое присоединение к электрическим сетям льготной категории заявителей в 2021 году и плановых выпадающих доходов в 2023 году. При проведении экспертизы эксперты не согласились с предоставленными актами об осуществлении технологического присоединения, так как исполнение обязательств по ряду договоров технологического присоединения осуществлено не в 2021 году, также часть заявителей не относится к данной группе «льготного технологического присоединения (оплата по договорам производилась не по ставке 550 руб.), кроме того ряд заявителей не относится к данной группе «льготного» технологического присоединения (СНТ, объекты свыше 150 кВт, заявителей, заключивших договоры о технологическом присоединении до 01.10.2015 года). На основании представленных сведений сумма фактических выпадающих доходов, признанная Службой за 2021 год составила (+) 177 796,068 тыс. руб. При тарифном регулировании на 2021 год в НВВ Общества было учтено 465120,65 тыс.руб., в том числе 185 932,52 тыс. руб. (протокол заседания Правления службы от 30.12.2020 №137/20, страница, 31 - Приложение №12 к настоящему иску) предусматривались службой на плановые выпадающие по технологическому присоединению льготных категорий потребителей на 2021 год. С учетом фактических выпадающих за 2021 год по льготному техприсоединению 177 796,068 тыс.руб. экономия средств в 2021 году составила 8 136,45 тыс. руб. =( 185 932,52 тыс. -177 796,068 тыс.). В связи с изложенным, Служба не приняла к учёту в НВВ Общества на 2023 год выпадающие расходы по технологическому присоединению льготных категорий потребителей за 2021 год 177 796,068 тыс. руб. и исключила из НВВ Общества на 2023 год средства с учётом индексации (ИПЦ 2022 года - 4,3%, ИПЦ 2023 года - 6,0%) (-) 8 995,49 тыс. руб., полученные в 2021 году в результате экономии расходов на техприсоединение льготных категорий потребителей. В Протоколе на 2023 год (на стр.90) также указано что Служба считает необоснованным включение в корректировку НВВ по 2021 году выпадающих доходов по льготному технологическому присоединению за 2020 год, поскольку выпадающие доходы за 2020 год ранее учитывались Службой при формировании НВВ Общества на 2022 год. Таким образом, при тарифном регулировании на 2023 год корректировка неподконтрольных расходов в части указанных затрат произведена Службой следующим образом:
/\НРi = НР i-2 расх.факт - HP i-2 расх.план = 177 796,068 (тыс.руб.) - 185 932,5 (тыс.руб.) = -8 136,45 (тыс.руб.). С учётом применения показателей инфляции из НВВ Общества на 2023 год исключены средства в размере 8 995,49 тыс. руб. (8 136,45 х 1,043 х 1,06). Таким образом, отказ в учёте заявленных Обществом экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов по данной статье расходов привёл к необоснованному занижению НВВ Общества на 2023 год на сумму 302 397,82 тыс. руб. (293 402,33-(-8 995,49). Таким образом, основаниями для отказа Службой в учёте всей величины заявленных Обществом расходов являются: дата технологического присоединения (исполнение обязательств по ряду договоров технологического присоединения осуществлено не в 2021 году); размер платы за технологическое присоединение (часть заявителей не относится к данной группе «льготного технологического присоединения - оплата по договорам производилась не по ставке 550 руб.); несоответствие иным критериям «льготного» технологического присоединения - ряд заявителей не относится к данной группе «льготного» технологического присоединения (СНТ, объекты свыше 150 кВт, заявителей, заключивших договоры о технологическом присоединении до 01.10.2015 года). Ни в Экспертном заключении на 2023 год, ни в Протоколе на 2023 год, ни в иных материалах, направленных Службой до проведения заседания 29.11.2022, не содержатся основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных организацией, по каждому объекту. Приведенные в качестве отказа основания носят обобщенный характер. При осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт, а также до 150 кВт, затраты сетевой организации, не покрываемые за счет платы за технологическое присоединение, подлежат компенсации через тариф на услуги по передаче электроэнергии как выпадающие доходы по исполненным договорам, подтвержденным сетевой организацией документально. Согласно пункту 1 примечаний к таблицам приложений №1 и №3 к МУ № 215-э/1 фактические данные за предыдущий период регулирования определяются на основании выполненных договоров и актов приемки выполненных работ на технологическое присоединение КС-2, КС-3. С учетом изложенного Общество считает необоснованным исключение из НВВ фактически понесенных расходов на выполнение мероприятий технологического присоединения льготных заявителей, документальное оформление которых и принятие капитальных затрат к бухгалтерскому учету состоялось в 2021 году. В период 2017-2020 годов в рамках государственной стратегии по обеспечению энергонезависимости Калининградской области и предстоящего выхода стран Прибалтики из энергетического кольца БРЭЛЛ (Белоруссия-РФ- Эстония-Литва-Латвия - ИФ) осуществлялось строительство четырех объектов электрогенерации (Прегольской ТЭС в Калининграде (440 МВт), Талаховской ТЭС в Советске, Маяковской ТЭС в Гусеве (обе - по 156 МВт) и угольной Приморской ТЭС (195 МВт) в Светлом). Перед запуском указанных ТЭС в эксплуатацию проводились обязательные пуско-наладочные испытания, в результате которых осуществлялась выработка электрической энергии (мощности). Ввиду того, что станции в период испытаний не были зарегистрированы на оптовом рынке электроэнергии и мощности, у АО «Интер РАО - Электрогенерация» отсутствовало право участия в торговле электрической энергией (мощностью) на ОРЭМ. АО «СО ЕЭС «Балтийское РДУ» представило в Службу информацию об объемах электрической энергии (мощности), выработанной в процессе пуско-наладочных испытаний в период 2017-2020 годов, при этом информация о фактическом поступлении энергии в сеть со стороны РДУ не предоставлялась. АО «Янтарьэнергосбыт» не имело оснований для осуществления покупки электрической энергии (мощности), выработанной ТЭС в период пуско-наладочных испытаний, а также возможности реализации указанного объема электроэнергии потребителям на розничном рынке и получения выручки от его продажи. Между тем, Службой проведена корректировка НВВ АО «Россети Янтарь» на 2023 год в связи с полученными, по мнению Службы, необоснованными доходами в результате выработки электроэнергии в общем размере 126,884 млн. кВт в период проведения пуско-наладочных испытаний станциями оптового рынка в 2017-2020 году. Службой сделаны выводы, что отпуск указанных объемов электрической энергии в сеть АО «Россети Янтарь» без их приобретения у АО «Янтарьэнергосбыт» позволил Обществу снизить расходы на покупную электрическую энергию для компенсации потерь (стр.73 Экспертного заключения). В связи с изложенным Служба исключила из НВВ 2023 года АО «Россети Янтарь» необоснованные доходы, полученные в результате пуско-наладочных испытаний в период 2017,2018 и 2020 годов в размере 370 569,94 тыс. рублей. В обоснование своих действий Служба ссылается на п. 7 Основ ценообразования, в соответствии с которым регулирующие органы принимают меры по исключению из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) экономически необоснованных доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. При этом Службой делается неправильный вывод о том, что исключение экономически необоснованных доходов организаций возможно за срок не более 5 лет с момента обнаружения. Данным пунктом (абзац 11) предполагается, что исключение экономически необоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных в том числе по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций в целях сглаживания изменения тарифов (с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации) могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет.
В соответствии с п. 9 МУ №98-э в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной расчетный период регулирования. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды. В соответствии с пунктом 10 МУ № 98-э, результаты деятельности регулируемой организации учитываются при определении ежегодной корректировки необходимой валовой выручки в порядке, определенном пунктом 11 настоящих МУ №98-э. В свою очередь, пункт 11 МУ №98-э предполагает проведение корректировки по результатам деятельности за год (i-2), то есть за два года, предшествующих текущему году регулирования. Проведение какой-либо корректировки за более ранний период (i-3), (i-5) (i-6) МУ №98-э не предполагают. Учет результатов деятельности за 2017, 2018 и 2020 годы производился при установлении тарифов на передачу электроэнергии на 2019, 2020 и 2022 годы соответственно. Выработанная производителем электроэнергия в период комплексного опробования электрическая энергия не может быть реализована ни на оптовом, ни на розничном рынке электрической энергии, то есть административный истец объем электроэнергии, полученной в ходе пусконаладочных работ, не реализовывал и платы за нее не получал. Таким образом, издание Службой тарифно-балансового решения на 2023 год, не соответствующего иным имеющим большую юридическую силу нормативным правовым акта, привело к необоснованному занижению НВВ Общества на 2023 год на сумму 697 494,22 тыс. руб. По расходам, связанным с компенсацией выпадающих доходов, предусмотренных пунктом 87 Основ ценообразования, не учтены экономически обоснованные расходы Общества в размере 302 397,82 тыс. руб. рублей; не учтена сумма процентов, оплаченных Обществом в 2021 году по кредитам, привлеченным Обществом на финансирование ИП ФИО1 Грид, на сумму 24 528,11 (с учетом индексации) тыс. руб.; удержаны из НВВ АО «Россети Янтарь» на 2023 год необоснованные доходы, полученные в результате пуско-наладочных испытаний в период 2017, 2018 и2020 годов в размере 370 569,94 тыс. рублей. При вынесении решения необходимо возложить на административного ответчика обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий оспариваемый нормативный правовой акт — тарифное решение, поскольку его признание недействующим может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов как административного истца, так и смежных территориальных сетевых организаций, действующих на территории субъекта Российской Федерации, и неопределенного круга лиц вследствие недостаточной правовой урегулированной правоотношений, связанных с отсутствием экономически обоснованных и законных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, которая может возникнуть при отсутствии прямого указания в судебном акте обязанности принять органом тарифного регулирования заменяющий нормативный правовой акт и предусмотреть при вынесении решения выводы о размере экономически обоснованных расходов, которые подлежат учету Службой в связи с исполнением решения суда, а также указание на то, что при расчете новых тарифов, результат которого будет отражен в замещающем нормативном правовом акте, административному ответчику следует включить указанные расходы в НВВ Общества и исключить произведенную отрицательную корректировку НВВ, поскольку административным истцом оспаривается экономическая обоснованность единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии. Просит признать недействующими с даты принятия Приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 24 декабря 2018 года № 118-10э/18 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования, необходимой валовой выручки для территориальной сетевой организации АО «Янтарьэнерго» на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годов» в редакции приказа Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 29 ноября 2022 года №96-06э/18 «О внесении изменений в приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 24 декабря 2018 года № 118-10э/18» в части величины необходимой валовой выручки АО «Россети Янтарь» на 2023 год, указанной в таблице приложения № 2 к указанному приказу в размере 5 215 332,18 тыс. рублей; Приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 29 ноября 2022 года №96-07э/22 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям по сетям Калининградской области» в части необходимой валовой выручки сетевой организации (без учёта оплаты потерь), НВВ которой учтена при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Калининградской области, указанной в таблице 3 приложения № 1 по строке АО «Россети Янтарь», в размере 5 215 332,18 тыс. руб., а также в части величины учтённых расходов сетевой организации, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в плату за технологическое присоединение, указанной в таблице 3 приложения №1 по строке АО «Россети Янтарь», в размере 351594,11 тыс. рублей.
Представители АО «Россети Янтарь» ФИО2, ФИО3, ФИО4 в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержали и пояснили, что инвестиционная программа ФИО1 Грид частично финансировалась из заемных денежных средств, что предусмотрено ее условиями. При этом Общество воспользовалось открытыми кредитными линиями в различных кредитных организациях, назначение же конкретных платежей в рамках программы можно проследить по платежным поручениям. Основами ценообразования предусмотрена возможность финансирования уплаты процентов по кредитам, взятым на реализацию инвестиционных программ, за счет тарифных средств. Ввиду сложившейся экономической ситуации административный истец с целью обеспечения экономических интересов потребителей подключал их к энергоснабжению после технического подключения, до подписания актов КС-2, КС-3 и окончательного расчета за строительство, что привело к тому, что реальные расходы оказались понесены в другом периоде – например, подключение состоялось в 2020 года, а окончательные расчеты проведены в 2021 году. Тем не менее, такие расходы на подключение должны учитываться не по дате акта технологического присоединения, а по дате окончательного расчета. Службой необоснованно отклонены (не приняты к учету) ряд договоров льготного техприсоединения, отвечающие всем условиям: мощностью до 15 кВ, с актом, подписанным в 2021 году. Стороной административного ответчика неверно толкуются положения абзаца одиннадцатого пункта 7 Основ ценообразования, оно не позволяет принять к расчету НВВ необоснованные доходы, полученные в пятилетний период, предшествующий расчетному, а указывает на возможность учета их в пятилетний период, следующий за ним. Таким образом, необоснованные доходы, якобы полученные Обществом в 2017, 2018 и 2020 г.г. не могли приниматься во внимание при расчете НВВ на 2023 год. Кроме того, часть энергии, зачтенной Службой как якобы полученной в результате пуско-наладочных работ, в действительности в сеть административного истца не поступала; не существует нормативного регулирования, обязывающего представлять ТСО сведения о поступивших в сети объемах энергии, не приобретенной в установленном порядке и не подлежащей реализации.
Представители Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области ФИО5, ФИО6 заявленные административные исковые требования не признали. Согласно данным им пояснениям и письменным возражениям, оспариваемые приказы приняты большинством голосов на правомочном заседании правления Службы (п. 59 Положения о Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 28 марта 2011 года №189) и опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и применялись на территории Калининградской области до 01.01.2024. Фактически понесенные расходы, связанные с обслуживанием долгосрочных займов, могут быть учтены органом регулирования при тарифном регулировании только в случае подтверждения их экономической обоснованности, что Обществом обеспечено не было, письмом ФАС России от 20.04.2018 № ИА/28440/18 были даны следующие разъяснения норм действующего законодательства. Программа ФИО1 Грид финансировалась за счет нетарифных источников, тело долга погашалось за счет собственных средств предприятия, в этой связи оснований для погашения процентов по кредитам за счет тарифных источников не имеется. В кредитных договорах отсутствует указание на их целевое назначение для возведения объектов ФИО1 Грид. ФАС России в дополнение к письму от 20.04.2018 № ИА/28440/18 письмом от 18.05.2022 № МШ/48200/22 «О корректировке необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций» сообщила, что регулирующими органами при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии должны быть приняты расходы на инвестиции в составе необходимой валовой выручки (далее - НВВ) территориальной сетевой организации на уровне плановых тарифных источников, предусмотренных в составе утвержденной (скорректированной) до начала очередного периода регулирования в установленном порядке инвестиционной программы. Ежегодная корректировка НВВ осуществляется с учетом планового и фактического объема финансирования инвестиционной программы за счет собственных средств (выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам)) без НДС. При расчете корректировки НВВ, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на очередной период регулирования (год), необходимо учитывать экономически обоснованный фактический объем финансирования инвестиционной программы за счет собственных средств от оказания услуг по передаче электрической энергии в соответствии с источниками финансирования инвестиционной программы, подтвержденный отчетом о реализации инвестиционной программы. Как отмечает истец в своем исковом заявлении (абз. 7 стр. 13), реализация мероприятия по созданию системы распределительной автоматизации сетей была предусмотрена за счет иных «нетарифных» источников. Решение о включении данных мероприятий в инвестиционную программу было впервые принято 12.12.2019 приказом Минэнерго № 22@. В инвестиционной программе на 2021-2023 годы мероприятия ФИО1 Грид отсутствуют. При этом, исходя из требований законодательства, для включения в НВВ расходов на капитальные вложения необходимо наличие соответствующих мероприятий и тарифных источников финансирования именно в утвержденной инвестиционной программе на соответствующий период регулирования. Наличие каких-либо мероприятий в истекших периодах регулирования с предусмотренным источником финансирования за счет «нетарифных» источников не является основанием для учета расходов на их проведения в составе тарифной НВВ для расчетного регулируемого периода. Кроме того, решение о включении за счет «нетарифных» источников мероприятий по созданию системы распределительной автоматизации сетей в инвестиционную программу было принято 12 декабря 2019 года, тогда как договоры подряда на выполнение этих мероприятий были заключены уже в 2017 и 2018 годах. Данные обстоятельства указывают на то, что решение о проведении мероприятия по созданию системы распределительной автоматизации сетей принималось исключительно самим Обществом без какого-либо согласования с органом государственного регулирования, а, следовательно, мероприятия не могли подлежать финансированию за счет тарифных источников. Расходы на обслуживание заемных средств, под которыми понимаются начисленные проценты, являются производными от статьи затрат заемные средства (кредиты), необходимые для исполнения инвестиционной программы. Между тем, данные затраты Обществом не заявлялись, не оценивались, Службой в составе НВВ не учитывались. Принимая во внимание, что затраты на заемные средства (кредиты), необходимые для исполнения инвестиционной программы, в качестве экономически обоснованных расходов признаны не были, начисленные на них проценты не могут быть учтены в составе НВВ. Общество заключило договоры на привлечение кредитных средств в 2018 году и первой половине 2019 года, т.е. как минимум за полгода до принятия решения о включении мероприятий по созданию системы распределительной автоматизации сетей в инвестиционную программу и более чем за два года до принятия Службой решений о включении (исключении) расходов по обслуживанию данных кредитных средств в состав НВВ. Решения Службы не могли оказать влияние на принимаемое Обществом решение, как и сказаться на предсказуемости правовых последствий привлечения кредитных средств. При этом на предсказуемость тарифных решений, прежде всего, оказывает влияние качество подготовленной самим Обществом тарифной заявки, соответствие ее действующему законодательству, недопущение фактов включения в нее экономически необоснованных расходов. Общество, являясь профессиональным участником рынка электроэнергетики, обязанным соблюдать установленный законодательством порядок представления экономически выгодного для него предложения об установлении тарифа, несет риск установления необходимой валовой выручки без учета всех, возможно и объективно существующих обстоятельств, по причине ненадлежащего обоснования необходимых для него расходов. АО «Россети Янтарь» были направлены сведения о выпадающих доходах в адрес Службы письмом от 06.10.2022 № ЯЭ/32/293 (вх. № 2275-ЮК от 07.10.2022), 17.10.2022 были дополнительно представлены документы (материалы), подтверждающие понесенные расходы. В качестве подтверждающих документов представлены архивные файлы сканированных документов за 2019, 2020, 2022 годы, реестры. В связи с наличием замечаний к представленным документам и сведениям, Службой письмо от 18.10.2022 № И1816 были запрошены дополнительные уточняющие данные. Запрошенные сведения были представлены Общество письмом от 21.10.2022 № ЯЭ/32/310 (от 21.10.2022 № 2386-ЮК). Письмом от 26.10.2022 № ЯЭ/32/317 (от 26.10.2022 № 2413-ЮК) АО «Россети Янтарь» были дополнительно представлены скорректированные данные. Проведя анализ представленных Обществом сведений, Служба не согласилась с представленными данными ввиду следующего: исходя из актов об осуществлении технологического присоединения окончание исполнения обязательств по ряду договоров технологического присоединения осуществлено не в 2021 году; часть заявителей не относится к группе «льготного» технологического присоединения (оплата по договорам производилась не по ставке 550 руб.). На основании представленных сведений фактическая сумма выпадающих доходов за 2021 год составила 177 796 068,18 руб. Расчет выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, должен производиться исходя из анализа расходов за предыдущий период регулирования. В рассматриваемом случае предыдущим периодом регулирования являлся 2021 год. Расчет выпадающих доходов (расходов) за 2020 год и более ранние годы должен был быть предметом анализа при установлении тарифов на 2022 год и соответственно более ранние годы. В 2022 году из размера выпадающих доходов АО «Россети Янтарь» исключены затраты на осуществление технологического присоединения по объектам льготных групп заявителей, по которым технологическое присоединение фактически осуществлено в 2022 году (акт об осуществлении технологического присоединения). Организацией письмом от 27.09.2023 № ЯЭ/32/134 (28.09.2023 № 2453-СЦТ), дополнение от 27.10.2023 № ЯЭ/32/156 (27.10.2023 № 2725-СЦТ) представлены сведения о выпадающих доходах за 2022 год. При этом Обществом повторно представлены расходы по заявителям, предлагаемые Обществом к компенсации также и в 2021 году (заявители, по которым технологическое присоединение фактически осуществлено в 2022 году). Службой указанные расходы учтены в 2022 году. Общий размер выпадающих доходов общества от реализации льготного технологического присоединения за 2022 год составил 197178,90 тыс. руб. Расчет выпадающих доходов (расходов) за 2022 год был предметом анализа при установлении Службой тарифов на 2024 год. Из содержания типовых договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, являющихся приложениями к Правилам №861, следует, что фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подача) напряжения и мощности, оформляются актом об осуществлении технологического присоединения. Исполнение обязательств перед заказчиком услуг технологического присоединения по фактическому присоединению объектов заявителя к электрическим сетям, фактическому приему (подаче) напряжения и мощности, а также составление акта об осуществлении технологического присоединения и акта согласования технологической и (или) аварийной брони возложены на сетевую организацию. Непредставление в Службу документов, подтверждающих фактическое выполнение технологического присоединения именно в 2021 году, как и представление документов о фактическом выполнение технологического присоединения в иные годы, свидетельствует об отсутствии основания выполнения расчета каких-либо выпадающих доходов (расходов) за 2021 год. В то же время при расчете выпадающих доходов (расходов) за 2021 год, в случае, если соответствующее присоединение состоялось именно в 2021 году, Служба учитывала расходы вне зависимости от периода их несения и составления акта формы КС-2. Приказами Службы об установлении платы на 2021 год и более ранние периоды был установлен размер платы за технологическое присоединение для «льготной» категории лиц в размере 550 рублей. Применение платы, отличной от установленной приказами Службы указывает на то, что присоединяемый потребитель не относится к «льготной» категории, а, следовательно, выпадающие доходы, возникшие от его подключения, не подлежат компенсации Обществу. В период 2017-2020 годов в рамках государственной стратегии по обеспечению энергонезависимости Калининградской области и предстоящего выхода стран Прибалтики из энергетического кольца БРЭЛЛ (Белоруссия-РФ-Эстония-Литва-Латвия - ИФ) осуществлялось строительство четырех объектов электрогенерации (Прегольской ТЭС в Калининграде (440 МВт), Талаховской ТЭС в Советске, Маяковской ТЭС в Гусеве (обе - по 156 МВт) и угольной Приморской ТЭС (195 МВт) в Светлом). Обеспечение выдачи мощности с перечисленных теплоэлектростанций производится за счет включения новых объектов генерации в энергосистему региона через сети АО «Янтарьэнерго». Перед запуском ТЭС в эксплуатацию проводились обязательные пуско-наладочные испытания, в результате которых осуществлялась выработка и передача в сеть электрической энергии (мощности). При этом ввиду того, что станции в период испытаний не были зарегистрированы на ОРЭМ, у АО «Интер РАО - Электрогенерация» отсутствовало право участия в торговле электрической энергии (мощности) на ОРЭМ. АО «Янтарьэнергосбыт» не имело оснований для безвозмездного использования электрической энергии (мощности), выработанной ТЭС в период пуско-наладочных испытаний. Несмотря на тот факт, что объемы электрической энергии (мощности), выработанные в ходе пуско-наладочных испытаний не были приобретены (учтены) АО «Янтарьэнергосбыт», указанные объемы физически поступали в сеть АО «Россети Янтарь», и были последним учтены (использованы) в качестве электроэнергии формирующей объемы потерь электроэнергии, возникающих при ее передаче, что позволило АО «Россети Янтарь» снизить расходы на покупную электрическую энергию для компенсации потерь в сетях, поскольку указанные объемы электроэнергии не были приобретены АО «Россети Янтарь» у гарантирующего поставщика. Тем самым АО «Россети Янтарь» получило экономически необоснованную выгоду (доход), полученную за счет снижения расходов на покупку потерь электроэнергии. Исключение экономически необоснованных доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных, в том числе по результатам проверки их хозяйственной деятельности, может осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет. Исключение экономически необоснованных доходов осуществляется при расчете необходимой валовой выручки соответствующего годового периода регулирования с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. В связи с изложенным Служба обосновано удержала из НВВ 2023 года АО «Россети Янтарь» необоснованные доходы, полученные в результате пуско-наладочных испытаний в 2017, 2018 и 2020 годы, в размере (-) 370 569,94 тыс.руб. Свой расчет размера полученного экономически необоснованного дохода Общество в Службу не представило.
В рассматриваемом случае следует учесть проявленную недобросовестность со стороны самого АО «Россети Янтарь», выражающуюся в сокрытии от Службы факта получения необоснованного дохода (снижения издержек) ввиду использования им произведенной в результате пуско-наладки станций электрической энергии (мощности) без оплаты. При этом сама по себе отсрочка в исключении средств не может нарушить права Общества, тогда как не исключение необоснованных доходов приведет к нарушению принципа государственного регулирования тарифов - нарушению прав и законных интересов потребителей электрической энергии (мощности). Неисключение возникших у АО «Россети Янтарь» необоснованных доходов приведет к тому, что расходы на пуско-наладочные работы будут дважды взысканы с потребителей электроэнергии (мощности) Калининградской области - оплачены в составе тарифа на электрическую энергию и в составе тарифа на оказание услуг по ее передаче. Вновь введенные электрические станции имеют возможность выдачи мощности только в сети АО «Россети Янтарь». Технологическое присоединение с какими-либо иными ТСО у вновь введенных электрических станций отсутствует, из чего можно сделать вывод, что вся произведенная в ходе пуска-наладки электрическая энергия (мощность) поступила в сеть АО «Россети Янтарь». На Службу не может быть возложена обязанность принятия новых нормативных актов на 2023 год, так как в соответствии с п. 31 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 №1178, решение об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней обратной силы не имеет.
Представители заинтересованного лица Правительства Калининградской области ФИО7, ФИО8 возражали против заявленных административных исковых требований, поддержали позицию Службы.
Заинтересованное лицо ФАС России надлежаще извещено о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, об отложении дела слушанием ходатайства не заявило.
Заслушав участвующих в деле лицу, заключение прокурора, полагавшего необходимо в удовлетворении административных исковых требований отказать, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об электроэнергетике» общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются свобода экономической деятельности в сфере электроэнергетики и единство экономического пространства в сфере обращения электрической энергии с учетом ограничений, установленных федеральными законами, обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных настоящей статьей, при регламентации применения методов государственного регулирования, в том числе за счет установления их исчерпывающего перечня.
В силу ч. 1 ст. 23 этого же закона государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы), надбавки могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен (тарифов) и надбавок. Как указано в ч. 2 данной статьи, при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться принципы определения экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).
Согласно п. 2 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 №1178, долгосрочные цены (тарифы) – это регулируемые цены (тарифы), по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, установленные на основе долгосрочных параметров регулирования. Под долгосрочным периодом регулирования понимается период сроком не менее 5 лет, на который рассчитываются долгосрочные параметры регулирования или заключается соглашение об условиях осуществления регулируемых видов деятельности. Необходимой валовой выручкой (далее также – НВВ) признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
В силу п. 3 Основ ценообразования в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Согласно п. 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы).
В соответствии с пунктом 10(1) Основ ценообразования регулируемые цены (тарифы) на услуги, оказываемые на розничных рынках электрической энергии (мощности), могут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В силу п. 37 Основ в течение долгосрочного периода регулирования регулирующие органы ежегодно в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 32 настоящего документа, осуществляют корректировку необходимой валовой выручки и (или) цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, в том числе, с учетом отклонение уровня расходов, определяемых регулирующим органом в качестве включаемых в необходимую валовую выручку в фактическом объеме (с учетом документального подтверждения осуществления таких расходов), от установленного уровня.
Установлено, что АО «Россети Янтарь» является территориальной сетевой организацией и оказывает услуги по передаче электрической энергии на территории Калининградской области. В соответствии с Приложением №1 к постановлению Федеральной энергетической комиссии от 19.12.1997 № 127/8 «Об утверждении перечня субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, включаемых в Реестр по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии», АО «Янтарьэнерго» включено в Реестр субъектов естественных монополий по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии».
24 декабря 2018 г. Службой по тарифам издан приказ №118-10э/18 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования, необходимой валовой выручки для территориальной сетевой организации АО «Янтарьэнерго» на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годов», который в дальнейшем в части, касающейся величины НВВ Общества на очередной период регулирования, ежегодно корректировался.
С целью установления цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии и корректировки НВВ на 2023 год АО «Россети Янтарь» направило в Службу письмо от 29.04.2022 № ЯЭ/32/118 (вх. №1012-ЮК от 29.04.2022) об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год в рамках долгосрочного периода регулирования 2019-2023 годов. Кроме того, административный истец представил в регулирующий орган дополнительные материалы: письмом от 21.10.2022 № ЯЭ/32/310 направил расчет выпадающих доходов по «льготным» категориям заявителей в размере 428 948 тыс. руб., полученных в 2021 году; письмом от 26.10.2022 № ЯЭ/32/317 - материалы и реестры по обоснованию величины фактических выпадающих доходов по «льготным» категориям заявителей в соответствии с форматами, запрошенными Службой.
По результатам анализа представленных документов органом регулирования составлено экспертное заключение по делу об установлении тарифов для АО «Россети Янтарь» на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год в рамках долгосрочных параметров тарифного регулирования.
Согласно экспертному заключению, величина неподконтрольных расходов АО «Россети Янтарь» на 2023 год определена в сумме 3192772 тыс.руб. В течение 2021 года Обществом привлечено 385,188 млн. руб. на рефинансирование кредитов с целью снижения стоимости обслуживания кредитного портфеля, а также для увеличения срочного долга. Фактический размер начисленных процентов за 2021 год включает в себя проценты в размере 20,316 млн. руб. по привлеченным в 2020 году кредитам на финансирование программы «ФИО1 Грид» в соответствии с утвержденной инвестиционной программой на 2016-2020 г.г. По расчету Общества размер процентов на обслуживание кредитов по данной инвестиционной программе на 2022 год на 2022 год составит 51,267 млн. руб. на 2023 год - 59,749 млн. руб. Служба учла в НВВ расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка собственных средств. По расчету Службы выпадающие доходы на 2021 год составили: по подконтрольным расходам - 47580 тыс. руб., по неподконтрольным – 255958 тыс. руб. Также Службой при расчете процентов по кредиту учтена оставшаяся сумма выпадающих расходов за 2020 год, не учтенная в тарифном регулировании на 2022 год. При этом не учтена в тарифном регулировании сумма процентов по кредиту, привлеченному Обществом в 2021 году на финансирование инвестиционного проекта ФИО1 Грид на сумму 20316 тыс. руб., поскольку инвестиционная программа на период 2020-2022 г.г. не предусматривает финансирования ФИО1 Грид. Выпадающие от льготного технологического присоединения доходы в размере 179664 тыс. руб. не учтены. При проведении экспертизы документов, подтверждающих выпадающие от льготного технологического присоединения доходы, эксперты не согласились с представленными актами об осуществлении технологического присоединения, так как исполнение обязательств по ряду договоров по технологическому присоединению имело место не в 2021 году, также часть потребителей не относилась к категории льготных (оплата по договорам не по ставке 550 рублей, СНТ, объекты свыше 150 кВт, заявители, заключившие договора до 01.01.2015). Службой зачтены фактически выпадающие доходы за 2021 год в сумме 177796,068 рублей, отклонение от заявки 1867,932 тыс. руб. В период 2017-2020 годов в рамках государственной стратегии по обеспечению энергонезависимости Калининградской области и предстоящего выхода стран Прибалтики из энергетического кольца БРЭЛЛ (Белоруссия-РФ-Эстония-Литва-Латвия - ИФ) осуществлялось строительство четырех объектов электрогенерации (Прегольской ТЭС в Калининграде (440 МВт), Талаховской ТЭС в Советске, Маяковской ТЭС в Гусеве (обе - по 156 МВт) и угольной Приморской ТЭС (195 МВт) в Светлом). Обеспечение выдачи мощности с перечисленных теплоэлектростанций производится за счет включения новых объектов генерации в энергосистему региона через сети АО «Янтарьэнерго». Перед запуском ТЭС в эксплуатацию проводились обязательные пуско-наладочные испытания, в результате которых осуществлялась выработка и передача в сеть электрической энергии (мощности), всего 126,884751 млн. кВт/ч. Указанные объемы поступили в сеть АО «Россети Янтарь» и были последним учтены на объемы потерь электроэнергии, возникающие при ее передаче. Данный факт позволил снизить расходы на покупную электроэнергию для компенсации потерь в сетях. Тем самым АО «Россети Янтарь» получило экономически необоснованную выгоду. Службой удержаны из НВВ Общества необоснованные доходы, полученные в результате пуско-наладочных испытаний в 2017-2020 г.г., в размере 370569,94 рублей.
29 ноября 2022 года Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области изданы приказы №96-06э/22 «О внесении изменений приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 24.12.2018 № 118-10э/18», №96-07э/22 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Калининградской области».
Согласно приказу №96-06э/22 НВВ для АО «Россети Янтарь» определена в сумме 5215332,18 тыс. руб.
В таблице 3 приложения 1 к Приказу №96-07э/22 в графе «НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Калининградской области» указана величина НВВ для АО «Россети Янтарь» в размере 5 215 332,18 тыс. руб.
В соответствии с пп. 3 п. 12 Положения о службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области, утв. Постановлением Правительства Калининградской области от 28.03.2011 №189, Служба устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Приказы №96-06э/22, №96-07э/22 опубликованы на официальном интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru 01 декабря 2022 года.
Таким образом, оспариваемые нормативные акты приняты уполномоченным органом и опубликованы в установленном порядке.
Относительно доводов АО «Россети Янтарь» о противоречии Приказов №96-06э/22, №96-07э/22 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Абзацем одиннадцатым пункта 7 Основ ценообразования предусмотрено, что в целях сглаживания изменения тарифов для сетевых организаций распределение исключаемых экономически необоснованных доходов и расходов, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, может осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет. Данная норма не распространяется на территориальные сетевые организации, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
В силу п.п. 9, 10 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утв. Приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э (далее также – МУ №98э) в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной расчетный период регулирования. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды. Результаты деятельности регулируемой организации учитываются при определении ежегодной корректировки необходимой валовой выручки в порядке, определенном пунктом 11 настоящих Методических указаний.
По смыслу приведенных выше положений МУ №98э допускается корректировка не только с учетом фактических значений параметров расчета тарифов за период регулирования в год j-2, но и с учетом предыдущего долгосрочного периода регулирования.
В период 2017-2020 годов в рамках государственной стратегии по обеспечению энергонезависимости Калининградской области и предстоящего выхода стран Прибалтики из энергетического кольца БРЭЛЛ (Белоруссия-РФ-Эстония-Литва-Латвия - ИФ) осуществлялось строительство четырех объектов электрогенерации (Прегольской ТЭС в Калининграде (440 МВт), Талаховской ТЭС в Советске, Маяковской ТЭС в Гусеве (обе - по 156 МВт) и угольной Приморской ТЭС (195 МВт) в Светлом). Обеспечение выдачи мощности с перечисленных теплоэлектростанций производится за счет включения новых объектов генерации в энергосистему региона через сети АО «Янтарьэнерго». Перед запуском ТЭС в эксплуатацию проводились обязательные пуско-наладочные испытания, в результате которых осуществлялась выработка и передача в сеть электрической энергии (мощности).
Допрошенная в качестве свидетеля начальник отдела цен и тарифов электроэнергетики Службы ФИО9 пояснила, что ежегодно при корректировке тарифов по передаче электроэнергии превышаются их предельные уровни в пользу АО «Россети Янтарь» с разрешения ФАС России. Объем электроэнергии, выработанный вводимыми в эксплуатацию объектами электрогенерации (Прегольской ТЭС в Калининграде (440 МВт), Талаховской ТЭС в Советске, Маяковской ТЭС в Гусеве (обе - по 156 МВт) и угольной Приморской ТЭС (195 МВт) в Светлом) в 2017-2020 г.г., был учтен как поступивший в энергосистему АО «Россети Янтарь», поскольку иное исключено. Для такого вывода не требуются документы, непосредственно подтверждающие поступление этих объемов в энергосистему. АО «Россети Янтарь» плату за эту электроэнергию не вносила, следовательно, она была использована для сокращения объема закупаемой электроэнергии для компенсации потерь.
Согласно сведениям, представленным АО «СО ЕЭС «Балтийское РДУ» письмом от 25 октября 2022 года №Р12-б1-V-19-1242, в период 2017-2020 г.г. в связи с указанными мероприятиями была выработана электроэнергия объемом 126,884751 млн кВт-ч.
Суд соглашается с доводом Службы о том, что, согласно данным, имеющимся на момент рассмотрения вопроса о корректировке тарифа на 2023 год, указанная электроэнергия в полном объеме поступила в систему электроснабжения административного истца, и, поскольку не могла быть реализована на рынке, использована для снижения затрат на приобретение электроэнергии для компенсации потерь.
Как видно из письма ФАС России от 14 декабря 2022 года №ВК/112629/22, регулятор полагает, что по смыслу п.п. 34, 38 Основ ценообразования экономия расходов на оплату потерь электрической энергии, полученная сетевой организацией при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов, учитывается в составе НВВ в течение 10 лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута.
Таким образом, в 2017, 2018, 2020 г.г. АО «Россети Янтарь» (его правопредшественник) сэкономило значительные средства вследствие сокращения расходов на оплату потерь электроэнергии при передаче ее в энергосистеме. Эта экономия в предыдущих периодах регулирования учтена не была. Неучет ее в периоде регулирования на 2023 год повлечет за собой необоснованное сбережение средств АО «Россети Янтарь», полученных в предыдущие годы, что является неосновательным обогащением, поскольку сэкономленные средства в прошлых периодах оплачены за счет действовавших тогда тарифов. Такое необоснованное сбережение средств противоречит общественным интересам.
Необходимо также учесть, что ранее 2022 года Службе не было известно о вышеуказанных необоснованных доходах, в связи с чем исключить их из НВВ за прошлые периоды возможность отсутствовала.
Как указано выше, корректировка НВВ не только за предшествовавшие периоду регулирования два года, но и более ранние, не противоречит п. 7 Основ ценообразования, а потому в данной ситуации допустима, в связи с чем решение Службы об удержании из НВВ Общества необоснованных доходов, полученных в результате пуско-наладочных испытаний в 2017-2020 г.г., в размере 370569,94 рублей следует признать правильными.
Относительно учета расходов на обслуживание кредитов, полученных на реализацию инвестиционной программы «ФИО1 Грид», суд приходит к следующему.
Согласно абз. 10 п. 7 Основ ценообразования к экономически обоснованным расходам в том числе относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала), а также расходы на инвестиции, предусмотренные инвестиционной программой, утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, с учетом внесенных в нее изменений, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены.
В соответствии с абз. 2, 3 ст. 32 Основ средства на финансирование капитальных вложений, направляемых на развитие производства, определяются с учетом сумм долгосрочных заемных средств, а также условий их возврата. При этом регулирующие органы обязаны учитывать расходы, связанные с возвратом и обслуживанием долгосрочных заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, начиная с даты поступления средств на реализацию проекта, обеспечить учет таких расходов при расчете регулируемых цен (тарифов) на последующие расчетные периоды регулирования в течение всего согласованного срока окупаемости проекта.
Согласно письму ФАС России от 18.05.2022 №МШ/48200/22 «О корректировке необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций», действующим законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) не предусмотрена возможность учета органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - регулирующие органы) в необходимой валовой выручке территориальных сетевых организаций плановых расходов на выполнение мероприятий инвестиционных программ в размере, превышающем величину средств, определенных в утвержденной (скорректированной) в установленном порядке инвестиционной программе. В этой связи регулирующими органами при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии должны быть приняты расходы на инвестиции в составе необходимой валовой выручки (далее - НВВ) территориальной сетевой организации на уровне плановых тарифных источников, предусмотренных в составе утвержденной (скорректированной) до начала очередного периода регулирования в установленном порядке инвестиционной программы.
Согласно Приказу Минэнерго №22@ от 12 декабря 2019 года, которыми были внесены изменения в инвестиционную программу АО «Янтарьэнерго», №18@ от 21 декабря 2020 года на период 2016-2020 г.г. предполагает всего на реализацию инвестиционной программы привлечение заемных денежных средств в 2019 году в сумме 826 млн. рублей, на 2020 год – 463 млн. рублей.
Вместе с тем, как видно из Приложения к Приказу Минэнерго №22@ от 12 декабря 2019 года, инвестиционные проекты, реализация которых обуславливается схемами и программами перспективного развития электроэнергетики (номер группы проекта 03), не предполагает их финансирования за счет регулируемой тарифами деятельности.
Таким образом, поскольку финансирование инвестиционной программы за счет регулируемой деятельности не предусмотрено, отсутствуют основания и для учета в НВВ расходов на обслуживание кредитов (займов), в частности, уплату процентов, рефинансирование, полученных на ее реализацию.
Расходы на инвестиционную программу ФИО1 Грид ее положениями в период 2021-2023 годов не предусмотрены.
Из представленных АО «Россети Янтарь» договоров с ВТБ №КС-69018/0001/В-19 от 25.10.2019; с ПАО «Сбербанк» №0162-1-102218 от 28.03.2018; с АО «Газпромбанк» №3819-001 от 04.02.2019; с АО АБ «Россия» договор №00.19-2/01/061/20 от 08.05.2020 видно, что они представляют собой кредитные соглашения об открытии кредитных линий, целевое назначение кредита указано в них как финансирование производственной деятельности, модернизация и обновление основных средств, создание технической возможности техприсоединения потребителей, рефинансирование кредитов и займов. Таким образом, из этих договоров невозможно сделать вывод о том, что заемные денежные средства по ним привлечены для финансирования программы ФИО1 Грид. Помимо этого, часть платежных поручений, представленных в подтверждение платежей по инвестиционной программе, имеют и иное назначение - №33141, 3142 от 2 марта 2020 года через ПАО «Сбербанк». №№22711, 22695, 22715 от 30 декабря 2019 года через банк ВТБ.
Изложенное в совокупности позволяет сделать вывод о том, что для включения в НВВ на 2023 год расходов, понесенных в 2021 году, на обслуживание кредитов для финансирования инвестиционной программы ФИО1 Грид не имеется.
По доводу о неверном учете в НВВ выпадающих доходов в связи с техническим присоединением льготных категорий потребителей суд приходит к следующему.
Как следует из ст. 87 Основ ценообразования, в размер платы за технологическое присоединение включаются средства для компенсации расходов сетевой организации на выполнение организационно-технических мероприятий, связанных с осуществлением технологического присоединения, указанных в подпунктах "г" и "д" пункта 7 и подпунктах "а" и "д" пункта 18 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. №861. Размер платы за технологическое присоединение, в том числе величина стандартизированных тарифных ставок, и состав расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, определяются в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
Размер расходов сетевой организации, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемых в плату за технологическое присоединение, включается в тариф на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными п. 38 Основ ценообразования, начиная с периода регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединение, и отражается регулирующим органом в решении по утверждению цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии (абз. 12 п. 87абз. 12 п. 87 Основ ценообразования).
Допрошенный в качестве свидетеля заместитель начальника ОГБУ «Центр экспертиз цен и тарифов» ФИО10 пояснил, что принимал участие в расчете выпадающих доходов в связи с льготным присоединением. К расчету НВВ на оспариваемый период были приняты договоры присоединения, акты об осуществлении технологического присоединения по которым были составлены в 2021 году. Договоры, по которым акты были составлены в иные годы, не учитывались. Те договоры, по которым акты составлены в 2022 году, должны учитываться на следующий период регулирования, т.е. 2024 год. Такой критерий учета договоров установлен Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861. Договоры, заключенные на присоединение мощности до 15 кВт, за которые было уплачено более 550 рублей (льготной ставки), не учитывались, и в иную категорию (до 150 кВт) по инициативе проверяющего не переносились.
Таким образом, энергоснабжение начинает осуществляться после технологического присоединения потребителя к электросети, оформляемого документами о технологическом присоединении, перечень которых приведен в п. 2 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 №861; акты КС-2, 3 к ним не относятся.
В этой связи представляется верной позиция Службы, согласно которой при расчете НВВ на 2023 год приняты к учету расходы на технологическое присоединение лишь по тем договорам о присоединении льготных потребителей, акты о технологическом присоединении которых составлены в 2021 году.
Суд также соглашается с доводом о том, что в категориях льготных потребителей учитываются лишь те, которые заявлены в соответствующих реестрах ТСО при подаче заявки, и Служба по собственной инициативе не вправе перемещать потребителей из одной категории в другую согласно фактическому содержанию договора.
Обсуждение правомерности учета каждого договора при корректировке расходов на льготное техническое присоединение в предмет рассмотрения по данному делу не входит. Эти договоры, с учетом их количества, формируют статистическую величину, которая и используется для расчета компонента НВВ. Судом оценены подходы и методы Службы при расчете этой величины, которые признаны правильными.
Таким образом, оспариваемые нормативные акты изданы уполномоченным органом в установленном порядке, не противоречат нормативно-правовым актам, имеющим высшую юридическую силу, в связи с чем оснований для удовлетворения административных исковых требований АО «Россети Янтарь» не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административных исковых требований АО «Россети Янтарь» - отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 26 февраля 2024 года.
Судья Д.В. Шубин