ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-4/2016 от 29.02.2016 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

Дело №3а-4/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 февраля 2016 года г. Горно-Алтайск

Верховный Суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи - Кокшаровой Е.А.,

при секретаре - Володиной Е.С.,

с участием прокурора – Дедина А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай Кетрарь Э.К. о признании недействительными п.п. 1, 2 ч.1 приказа Комитета по тарифам № 45/22 «Об утверждении тарифов на услуги водоотведения, в том числе очистки сточных вод в сфере водоотведения, оказываемые ОАО «Водоканал» г. Горно-Алтайск, на 2015 год» и по административному исковому заявлению временно исполняющего обязанности начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Алтай Ручьева Д.А. о признании недействительными п.п. 1, 2 ч.1 приказа Комитета по тарифам № 45/22 «Об утверждении тарифов на услуги водоотведения, в том числе очистки сточных вод в сфере водоотведения, оказываемые ОАО «Водоканал» г. Горно-Алтайск, на 2015 год»,

УСТАНОВИЛ:

ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай обратилось в суд с иском о признании недействительными п.п. 1, 2 ч.1 приказа Комитета по тарифам № 45/22 «Об утверждении тарифов на услуги водоотведения, в том числе очистки сточных вод в сфере водоотведения, оказываемые ОАО «Водоканал» г. Горно-Алтайск, на 2015 год». Указывая, что Комитетом по тарифам Республики Алтай утвержден приказ от 19 декабря 2014 года №45/22 «Об утверждении тарифов на услуги водоотведения, в том числе очистки сточных вод в сфере водоотведения, оказываемые ОАО «Водоканал» г.Горно-Алтайска, на 2015 год», первоначальный текст которого опубликован на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru,19.12.2014. Пункт 2 части 1 данного приказа не соответствует в части положениям ст.3 Федерального закона от 30.12.2014 г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», положениям п.2 постановления Правительства РФ от 14.07.2008 года №520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса». Истцом заключены государственные контракты №38 от 16.06.2015, №43 от 29.06.2015, №56 от 17.08.2015 на оказание услуг по очистке сточных вод с ОАО «Водоканал», предметом которых является прием и очистка сточных вод с выгребных ям учреждения, вывозимых на сливную станцию очистных сооружений ОАО «Водоканал». При этом оплата за услуги определялась по тарифам, установленным приказом от 19 декабря 2014 года №45/22. Несмотря на то, что вывоз сточных вод из выгребных ям абонентов осуществлялся самостоятельно либо с привлечением специализированного автотранспорта третьих лиц. А плата за транспортировку ЖБО ассенизаторскими машинами до точек сброса ЖБО в канализационную сеть не входит в тариф на услугу водоотведения, установленный для ОАО «Водоканал». Поскольку у объектов капитального строительства, принадлежащих истцу отсутствует канализационная сеть, то ОАО «Водоканал» не может оказывать им услугу водоотведения в полном объеме, исходя из легального ее определения, содержащегося в ст.2 Закона о водоснабжении и водоотведении. Оплачивая услуги водоотведения, оказываемые ОАО «Водоканал» по тарифам, установленным для полного комплекса услуг водоотведения, истцом оплачиваются услуги, которые ОАО «Водоканал» им не оказывает. Полагают, что государственному регулированию подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, поставляемые потребителям с использованием систем коммунальной инфраструктуры. Однако, применяемые тарифы на водоотведение не предусматривают возможности оплаты абонентами чьи объекты не имеют подключения к централизованной системе канализации, услуг по транспортировке жидких бытовых отходов от места слива стоков до очистных сооружений и (или) очистки стоков, фактически приобретаемых у общества. Услуга водоотведения и очистки сточных вод является комплексной, включает в себя сбор и отведение сточных вод по централизованной системе канализации из помещений, а также их последующую очистку. В п.п. 1 ч.1 ст.3 Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», установлено, что общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются достижение баланса интересов потребителей услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса»; установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией производственных программ и инвестиционных программ. В связи с изложенным считают, что приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 19 декабря 2014 года №45/22 «Об утверждении тарифов на услуги водоотведения, в том числе очистки сточных вод в сфере водоотведения, оказываемые ОАО «Водоканал» г.Горно-Алтайск, на 2015 год» не соответствует положениям Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», положениям постановления Правительства РФ от 14.07.2008 №520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» (вместе с «Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса».

В последующем, административный истец неоднократно уточнял требования, просил, признать недействующими с момента принятия п.п.1,2 части 1 приказа Комитета по тарифам №45/22 от 19.12.2014 «Об утверждении тарифов на услуги водоотведения, в том числе очистки сточных вод в сфере водоотведения, оказываемые ОАО «Водоканал» г.Горно-Алтайск, на 2015 год» с момента вступления в силу 1 января 2015 года.

Затем просил признать недействующими в отношении абонента ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай с момента принятия п.п.1,2 части 1 приказа Комитета по тарифам №45/22 от 19.12.2014 «Об утверждении тарифов на услуги водоотведения, в том числе очистки сточных вод в сфере водоотведения, оказываемые ОАО «Водоканал» г.Горно-Алтайск, на 2015 год» с момента вступления в силу 1 января 2015 года.

В последней редакции административного иска просил признать недействующими в отношении абонентов технологически не присоединенных к канализационной сети, предназначенной для транспортировки сточных вод на очистные сооружения ОАО «Водоканал» с момента принятия п.п. 1,2 части 1 приказа Комитета по тарифам №45/22 от 19.12.2014 «Об утверждении тарифов на услуги водоотведения, в том числе очистки сточных вод в сфере водоотведения, оказываемые ОАО «Водоканал» г.Горно-Алтайск на 2015 год» в части слов «в том числе очистки сточных вод в сфере водоотведения», а также в части слов «для всех групп потребителей» с момента вступления в силу 01 января 2015 года.

ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Алтай обратилось в суд с иском о признании недействительным п. 2 ч.1 приказа Комитета по тарифам № 45/22 «Об утверждении тарифов на услуги водоотведения, в том числе очистки сточных вод в сфере водоотведения, оказываемые ОАО «Водоканал» г. Горно-Алтайск, на 2015 год». Указывая, что Комитетом по тарифам Республики Алтай утвержден приказ от 19 декабря 2014 года №45/22 «Об утверждении тарифов на услуги водоотведения, в том числе очистки сточных вод в сфере водоотведения, оказываемые ОАО «Водоканал» г.Горно-Алтайск, на 2015 год», первоначальный текст которого опубликован на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru,19.12.2014. Пункт 2 части 1 данного приказа не соответствует в части положениям ст.3 Федерального закона от 30.12.2014 г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», положениям п.6 постановления Правительства РФ от 14.07.2008 года №520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса». Истцом заключены государственные контракты №120 от 06.05.2015, №166 от 29.06.2015, на оказание услуг по очистке сточных вод с ОАО «Водоканал», предметом которых является прием и очистка сточных вод с выгребных ям учреждения, вывозимых на сливную станцию очистных сооружений ОАО «Водоканал». При этом оплата за услуги определялась по тарифам, установленным приказом от 19 декабря 2014 года №45/22. Вывоз сточных вод из выгребных ям абонентов осуществлялся самостоятельно либо с привлечением специализированного автотранспорта третьих лиц. Понятие «водоотведение» Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» определено как прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, в связи с чем регулируемый тариф должен устанавливаться на комплекс указанных услуг. ОАО «Водоканал» взимает с ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Алтай, здания которого подключены к системе холодного водоснабжения и не подключены к централизованной системе водоотведения, оборудованных выгребной ямой (септиком), плату за прием и очистку ЖБО по тарифам на услуги водоотведения, установленным оспариваемым приказом Комитета по тарифам Республики Алтай. Плата за транспортировку ЖБО ассенизаторскими машинами до точек сброса ЖБО в канализационную сеть не входит в тариф на услугу водоотведения, установленный для ОАО «Водоканал» Комитетом по тарифам Республики Алтай для абонентов, имеющих подключение к централизованной системе водоотведения. Поскольку у объектов капитального строительства, принадлежащих истцу, отсутствует канализационная сеть, то ОАО «Водоканал» не может оказывать им услугу водоотведения в полном объеме. Оплачивая услуги водоотведения, оказываемые ОАО «Водоканал» по тарифам, установленным для полного комплекса услуг водоотведения, оплачиваются услуги, которые ОАО «Водоканал» им не оказывает. Полагают, что государственному регулированию подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, поставляемые потребителям с использованием систем коммунальной инфраструктуры. Однако, применяемые тарифы на водоотведение не предусматривают возможности оплаты абонентами чьи объекты не имеют подключения к централизованной системе канализации, услуг по транспортировке жидких бытовых отходов от места слива стоков до очистных сооружений и (или) очистки стоков, фактически приобретаемых у общества. Услуга водоотведения и очистки сточных вод является комплексной, включает в себя сбор и отведение сточных вод по централизованной системе канализации из помещений, а также их последующую очистку. Плата должна взиматься за весь цикл работ при полном их предоставлении. ОАО «Водоканал» взимая плату с ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республики Алтай по установленному тарифу, получает необоснованное обогащение, поскольку фактически производит только очистку сточных вод, при этом, не осуществляя транспортировку сточных вод абонента по централизованным сетям водоотведения. В связи с изложенным считают, что приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 19 декабря 2014 года №45/22 «Об утверждении тарифов на услуги водоотведения, в том числе очистки сточных вод в сфере водоотведения, оказываемые ОАО «Водоканал» г.Горно-Алтайск, на 2015 год» не соответствует положениям Федерального закона от 30.12.2014 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», положениям постановления Правительства РФ от 14.07.2008 №520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» (вместе с «Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса»).

В ходе судебного разбирательства, исковые требования административным истцом неоднократно уточнялись и дополнялись. В окончательной редакции административного иска ФКУ ИК-1 УФСИН России просило признать недействующими в отношении абонента ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Алтай с момента принятия п.п.1,2 части приказа Комитета по тарифам №45/22 от 19.12.2014 «Об утверждении тарифов на услуги водоотведения, в том числе очистки сточных вод в сфере водоотведения, оказываемые ОАО «Водоканал» г.Горно-Алтайск на 2015 год» с момента вступления в силу 01 января 2015 года.

Определением от 08 февраля 2016 года административное дело по административному исковому заявлению начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай Кетрарь Э.К. о признании недействительными п.п. 1, 2 ч.1 приказа Комитета по тарифам № 45/22 «Об утверждении тарифов на услуги водоотведения, в том числе очистки сточных вод в сфере водоотведения, оказываемые ОАО «Водоканал» г. Горно-Алтайск, на 2015 год» объединено одним производством для совместного рассмотрения с административным делом по административному исковому заявлению временно исполняющего обязанности начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Алтай Ручьева Д.А. о признании недействительными п.п. 1, 2 ч.1 приказа Комитета по тарифам № 45/22 «Об утверждении тарифов на услуги водоотведения, в том числе очистки сточных вод в сфере водоотведения, оказываемые ОАО «Водоканал» г. Горно-Алтайск, на 2015 год».

В представленном на административный иск отзыве, Комитет по тарифам Республики Алтай указывает, что Федеральный закон от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», норм содержащих требования по отдельному урегулированию очистки сточных вод не содержит. Поскольку понятие водоотведение определено действующим законодательством как прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, то регулируемый тариф устанавливается на комплекс указанных услуг, оказываемый в полном объеме. Федеральный закон не содержит положений о том, что государственному регулированию подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, поставляемые (оказываемые) исключительно потребителям, имеющим подключение к централизованным системам водоснабжения и канализации. Полагают, что государственному регулированию подлежат тарифы на услуги организаций коммунального комплекса поставляемые потребителям с использованием систем коммунальной инфраструктуры. Это по смыслу закона охватывает, в том числе и ситуации, когда водоотведение осуществляется при отсутствии централизованного подключения к сетям. На основании изложенного, Комитетом по тарифам рассмотрено предложение организации и утвержден тариф на водоотведение и очистку сточных вод, в состав которого входят затраты на прием, транспортировку, и очистку сточных вод. При изложенных обстоятельствах оспаривание приказа №45/22 является необоснованным, а взаимоотношения по порядку взимания платы за услуги должны регулироваться непосредственно между участниками правоотношений.

Открытое акционерное общество «Водопроводно-канализационное хозяйство» в отзыве на административный иск указало, что при установлении тарифов на водоотведение для организаций, осуществляющих водоотведение, тарифы для отдельных регулируемых видов деятельности, осуществляемые этими организациями, не устанавливаются. ОАО «Водоканал» определено организацией в сфере водоотведения, на основании этого эксплуатирует единую технически связанную систему водоотведения и осуществляет производственные процессы по транспортировке и очистке сточных вод, соответственно, устанавливается единый тариф эксплуатации водоотведения, в том числе на очистку сточных вод. Тариф не может быть утвержден для каждого потребителя в отдельности. Ранее действующий тариф на очистку сточных вод для не централизованного сектора абонентов всегда утверждался в большем размере, чем тариф на водоотведение для централизованного сектора абонентов. Прием и очистка сточных вод от нецентрализованных абонентов требует обслуживания отдельной сливной станции ОАО «Водоканал», содержание которой требует дополнительных расходов. Полагают, что в связи с вступлением в силу Федерального Закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07 декабря 2011 года №416 тариф на водоотведение, в том числе очистку сточных вод устанавливается в одном виде. Кроме того, считают, что этим приказом права административных истцов не нарушаются, поскольку действие его на момент рассмотрения дела прекращено ст.ст.208,213,215 КАС РФ. В связи с чем, считают, оспаривание приказа необоснованным.

В судебном заседании представители административных истцов ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай – Гольбик В.В., ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Алтай Чекуров М.А., поддержали требования по основаниям приведенным в исках.

Представители административных ответчиков Комитета по тарифам Республики Алтай – Захарьева Н.С., ОАО «Водоканал» - Бутушева Л.С., возражали по поводу удовлетворения административных исковых заявлений, обосновывая доводами, приведенными в отзывах.

Выслушав лиц, участвующих в деле, пояснения специалистов Селищевой Н.А., Трубиной Л.А., заключение прокурора полагавшего, что требования подлежат частичному удовлетворению, поскольку приказ нарушает права административных истцов и не соответствует федеральному законодательству, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 5, Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно Постановлению Правительства Республики Алтай от 15 марта 2012 года за № 57 «Об утверждении положения о Комитете по тарифам Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай», Комитет по тарифам Республики Алтай является исполнительным органом государственной власти Республики Алтай, созданным с целью осуществления государственного регулирования тарифов (цен).

19 декабря 2014 года Комитетом по тарифам Республики Алтай издан приказ за № 45/22 «Об утверждении тарифов на услуги водоотведения, в том числе очистки сточных вод в сфере водоотведения, оказываемые ОАО «Водоканал», г.Горно-Алтайск, на 2015 год».

Первоначальный текст документа опубликован на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 19.12.2014.

Изменения, внесенные Приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 21.10.2015 N 39/29 опубликованы на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 30.10.2015, в газете "Звезда Алтая", N 235-239, 11.11.2015.

Таким образом, нормативный акт издан в рамках полномочий Комитета по тарифам Республики Алтай и в соответствии с процедурой, установленной Законом Республики Алтай от 05.03.2008 N 18-РЗ "О нормативных правовых актах Республики Алтай".

Приказом №45/22 в оспариваемой части, утверждены тарифы на услуги водоотведения, в том числе очистки сточных вод в сфере водоотведения, оказываемые ОАО "Водоканал", г. Горно-Алтайск, на 2015 год:

1) с 01.01.2015 по 30.06.2015 в размере 24,66 рубля за 1 куб. м (без учета НДС, без инвестиционной составляющей) для всех групп потребителей, за исключением населения;

2) с 01.07.2015 по 31.12.2015 в размере 28,58 рубля за 1 куб. м (без учета НДС, без инвестиционной составляющей) для всех групп потребителей за исключением населения.

То обстоятельство, что на момент рассмотрения спора указанный нормативный акт утратил силу в связи с истечением срока его действия, ограниченного периодом времени, не может служить основанием к прекращению производства по делу в силу ч.6 ст.208 КАС РФ, ч.11 ст.213 КАС РФ. Истцы обратились в суд с административными исками в период действия приказа №45/22, факт применения к ним тарифа, установленного названным приказом установлен судом.

Из материалов дела следует, что открытое акционерное общество "Водопроводно-канализационное хозяйство" (ОАО "Водоканал"), ИНН г. Горно-Алтайск, ул. Ленина, д. 247, является гарантирующей организацией для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Город Горно-Алтайск", в том числе согласно Постановления Администрации г.Горно-Алтайска от 20 февраля 2015 года №11.

В период с 01.01.2015 года по 31.12.2015 года административные истцы ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Алтай, здания которых подключены к централизованной системе холодного водоснабжения и не подключены к централизованной системе водоотведения, но оборудованы выгребной ямой (септиком) оплачивали услуги ОАО «Водоканал» по тарифам, установленным приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 19.12.2014 года за №45/22, как за услугу водоотведения в целом.

Оказываемая ОАО Водоканал» услуга оплачивалась по тарифам, установленным названным приказом как в период действия государственных контрактов, заключенных ОАО «Водоканал» с каждым из истцов, так и в бесконтрактный период, что не отрицалось в судебном заседании представителем ОАО «Водоканал». Предметом контрактов и содержанием услуг, оказываемых в 2015 году являлось оказание услуг по приему и очистке сточных вод с выгребных ям истцов.

При этом транспортировка ЖБО из выгребных ям учреждений осуществлялась административными истцами самостоятельно с использованием принадлежащих им ассенизаторских машин либо с привлечением специализированной организации за плату.

Истцы полагают, что ввиду отсутствия у принадлежащих им объектов капитального строительства канализационной сети, и несения расходов по транспортировке ЖБО от места слива стоков до очистных сооружений, разница в стоимости тарифа ими оплачивается дважды, в составе тарифа на водоотведение, и как самостоятельные расходы (либо расходы сторонних организаций) по вывозу ЖБО. Тарифы, установленные приказом №45/22 позволяют ОАО «Водоканал» взимать плату за услугу водоотведения в полном объеме, при фактическом ее частичном оказании.

Решением антимонопольного органа – Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай №44-А/15 от 03 декабря 2015 года установлено ущемление интересов ФКУ ИК-1 России по Республике Алтай. ОАО «Водоканал» выдано предписание об установлении в 2017 году отдельного тарифа для лиц, чьи объекты не подключены к системе централизованного водоотведения.

Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с названным Законом и правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Особенности установления тарифов в указанной сфере урегулированы принятыми во исполнение Закона о водоснабжении и водоотведении Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406.

Приказом ФСТ России от 16.07.2014 N 1154-э утвержден Регламент установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, согласно которого установление тарифов производится путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов. Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляется по предложению регулируемой организации. Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности и необходимых обосновывающих материалов, указанных в пункте 17 Правил регулирования. Орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении. Решение об установлении тарифов принимается органом регулирования тарифов по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов. Орган регулирования тарифов обеспечивает размещение решения об установлении тарифов с приложением протокола в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об установлении тарифов на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Согласно ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

В соответствии с частью 7 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод; прием и транспортировка сточных вод; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.

В сфере водоотведения регулированию подлежат тариф на водоотведение, тариф на транспортировку сточных вод, тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения (часть 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Указанный перечень подлежащих регулированию тарифов является исчерпывающим.

Вместе с тем из части 11 указанной нормы следует, что при установлении тарифов организации, осуществляющей водоотведение, тарифы для отдельных регулируемых видов деятельности, осуществляемых этой организацией при водоотведении, не устанавливаются, за исключением случаев оказания абонентам отдельных видов услуг.

Аналогичные положения относительно возможности установления тарифа на регулируемый вид деятельности при оказании абонентам данного вида услуг содержатся в пункте 6 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406.

Учитывая, что ОАО «Водоканал» оказывал абонентам отдельные виды услуг, в том числе по очистке сточных вод, относящийся к регулируемому виду деятельности, Комитет по тарифам Республики Алтай должен был установить тариф на данный вид деятельности, разграничив потребителей на категории, имеющие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения и не имеющие такового.

Этот вывод также следует из положений п.5 ст.7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", которым абоненту предоставляется право выбора на заключение договора водоотведения с гарантирующей организацией либо с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией в зависимости от подключения к централизованной системе водоотведения. Статьи 2 приведенного закона, из которой следует, что водоотведение представляет собой комплексную услугу, включающие следующие этапы: прием, транспортировка и очистка сточных вод, осуществляемые с использованием централизованной системы водоотведения.

Следовательно, при отсутствии подключения к централизованной системе водоотведения, данная услуга является отличной по содержанию от услуги водоотведения, поименованной в ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Из вышеприведенных положений законодательства следует, что государственному регулированию подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, поставляемые потребителям с использованием систем коммунальной инфраструктуры. При этом понятие «использование» не ограничивается только лишь случаями, когда абонент имеет централизованное подключение к системам коммунальной инфраструктуры, а по смыслу закона охватывает все случаи, в том числе и при осуществлении водоотведения при отсутствии централизованного подключения к сетям, поскольку абонент в данном случае также использует системы коммунальной инфраструктуры.

Таким образом, законодательством не исключается возможность государственного регулирования тарифов для абонентов, чьи объекты не имеют непосредственного подключения к централизованной системе водоотведения.

При изложенных обстоятельствах, определение в приказе №45/22 от 19 декабря 2014 года единого тарифа на услуги водоотведения для всех категорий потребителей, как имеющих подключение к центральной системе водоотведения, так и для не имеющих такового, не соответствует положениям ст.2, п.5 ст.7, ч.11 ст.31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Следовательно, данный нормативный акт в части слов «для всех групп потребителей» содержащихся в п.п.1,2 пункта 1 приказа №45/22, не соответствует вышеприведенному федеральному законодательству.

В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", расчет тарифов на водоснабжение и водоотведение осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной, в том числе, методом экономически обоснованных расходов (затрат).

Правила применения данного метода установлены в разделе VI Основ; в частности, согласно пункту 38 при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования: а) производственных расходов; б) ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт; в) административных расходов; г) сбытовых расходов гарантирующих организаций; д) расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов; е) расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 44 Основ; ж) расходов, связанных с оплатой налогов и сборов; з) нормативной прибыли; и) расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации.

Как следует из тарифного дела по установлению тарифов на услуги по водоотведению, в том числе очистки сточных вод в сфере водоотведения, оказываемые ОАО «Водоканал» г.Горно-Алтайск, на 2015 год, открытого 13 мая 2014 года, пояснений специалистов Селищевой, Трубиной, данных в судебном заседании, административные истцы относятся к числу потребителей этого предприятия.

При формировании тарифа на услугу водоотведения его расчет осуществлялся исходя из затрат, необходимых для оказания услуги водоотведения при наличии у абонентов подключения к централизованной системе водоотведения.

Тариф, установленный приказом от 19 декабря 2014 года за №45/22 включает затраты, связанные с приемкой и транспортировкой по централизованной системе водоотведения, и не включают в себя расходы по доставке стоков и отходов до точки их приемки в централизованную систему.

Установление единого тарифа для всех категорий потребителей экономически не обосновано. В тарифном деле не имеется документов, подтверждающих, что расходы, связанные с оказанием услуг по приему и очистке сточных вод для абонентов, не подключенных к централизованной системе водоотведения соответствуют расходам, произведенным в связи с оказанием услуги водоотведения абонентам, имеющим подключение к централизованной системе водоотведения.

Принимая во внимание, что отсутствие тарифа на услугу водоотведения (очистки сточных вод) для потребителей, чьи объекты капитального строительства не подключены к системе централизованного водоотведения и произвольное определение его стоимости по тарифам, установленным для потребителей, чьи объекты капитального строительства имеют подключение к системе централизованного водоотведения, нарушает принцип установления тарифов исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих водоснабжение (пункт 5 части 2 статьи 3 Закона N 416-ФЗ), суд приходит к выводу о нарушении законодательства в сфере государственного регулирования тарифов на водоснабжение при издании Комитетом по тарифам Республики Алтай приказа №45/22 в части формирования тарифа в п.п.1,2 части 1 для всех групп потребителей за исключением населения.

Поскольку тариф, установленный приказом №45/22 не содержит расчета стоимости услуг по очистке сточных вод в сфере водоотведения, использование его в наименовании тарифа не соответствует фактическому содержанию оспариваемого нормативно-правового акта.

Кроме того, приказ № 45/22 также не соответствует общим принципам регулирования тарифов, содержащимся в п.п.1,3,5 ч.1 ст.3 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".

Таким образом, приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 19 декабря 2015 года за №45/22 в части слов «очистки сточных вод в сфере водоотведения», «для всех групп потребителей», содержащихся в п.п.1,2 ч.1 данного приказа, не соответствует вышеприведенному федеральному законодательству и нарушает права административных истцов, требования подлежат частичному удовлетворению.

Учитывая, что нарушения прав в связи с изданием и применением приказа №45/22 установлено лишь в отношении административных истцов, последним, законом не предоставлено право на обращение в суд от имени категории потребителей (абонентов) технологически не присоединенных к канализационной сети, суд признает его противоречащим федеральному законодательству лишь в отношении ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Алтай.

В соответствии с ч. 2 ст. 215 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела судом может быть принято решение об удовлетворении оспариваемых требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 19 декабря 2015 года за №45/22 не действует на момент рассмотрения настоящего дела, суд не имеет оснований к признанию его недействующим и определению момента, с которого его следует считать таковым.

Правовые последствия признания нормативного акта противоречащим федеральному законодательству для ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Алтай в данном случае обусловлены вступлением принятого по настоящего делу судебного акта в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Алтай,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай Кетрарь Э.К. о признании недействительными п.п. 1, 2 ч.1 приказа Комитета по тарифам № 45/22 «Об утверждении тарифов на услуги водоотведения, в том числе очистки сточных вод в сфере водоотведения, оказываемые ОАО «Водоканал» г. Горно-Алтайск, на 2015 год», административное исковое заявление временно исполняющего обязанности начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Алтай Ручьева Д.А. о признании недействительными п.п. 1, 2 ч.1 приказа Комитета по тарифам № 45/22 «Об утверждении тарифов на услуги водоотведения, в том числе очистки сточных вод в сфере водоотведения, оказываемые ОАО «Водоканал» г. Горно-Алтайск, на 2015 год» удовлетворить частично.

Признать противоречащими федеральному законодательству п.п.1,2 части 1 Приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от 19 декабря 2014 года №45/22 «Об утверждении тарифов на услуги водоотведения, в том числе очистки сточных вод в сфере водоотведения, оказываемые ОАО «Водоканал», г.Горно-Алтайск, на 2015 год», в части слов «в том числе очистки сточных вод в сфере водоотведения», «для всех групп потребителей» на момент их применения в отношении ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Алтай.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в официальном издании – газете «Звезда Алтая» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.А. Кокшарова

Мотивированное решение изготовлено 04 марта 2016 года.