Дело № 3а-4/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 мая 2018 года город Севастополь
Севастопольский городской суд в составе:
судьи Артамоновой Т.А.,
при секретаре Дубровой А.В.,
с участием прокурора Ведмидь А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуальных предпринимателей И.В., Д.А., С.В., Е.А., И.А., В.В., С.Н., К.Л., \М.В., Т.Г., Т.И., О.А. к Правительству Севастополя о признании нормативных правовых актов недействующими,
установил:
09 ноября 2015 года Правительством Севастополя издано постановление № 1030-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя и внесении изменений в постановления Правительства Севастополя от 31 марта 2015 года № 246-ПП и от 29 мая 2015 года № 459-ПП», которым, помимо прочего, утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя (далее - Схема) с приложениями текстовой и графической части на период до 01 января 2019 года.
Впоследствии в названное постановление были внесены изменения. В частности, 21 сентября 2017 года Правительством Севастополя издано постановление № 693-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 09.11.2015г. № 1030-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя и внесении изменений в постановления Правительства Севастополя от 31.03.2015 № 246-ПП и от 29.05.2015 № 459-ПП» (далее – постановление № 693-ПП).
Данным нормативным правовым актом постановлено внести в постановление Правительства Севастополя от 09.11.2015г. № 1030-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя и внесении изменений в постановления Правительства Севастополя от 31.03.2015г. № 246-ПП и от 29.05.2015г. № 459-ПП» изменения, в частности применительно к истцам:
пункт 1.2. В приложении № 6 к постановлению:
1) исключить строки 607, 609 - 624, 628 - 630, 636 - 640, 642, 645, 646 - 652, 668, 670 - 672, 993, 994, 997 - 999, 1001, 1003 - 1034, 1060, 1329, 1332 - 1338, 1340 - 1344, 1346, 1357, 1372, 1379, 1380, 1385, 1409 - 1426, 1429, 1430, 1435, 1461, 1462, 1463, 1469, 1814;
пункт 1.3. В приложении № 7 к постановлению:
2) исключить карты Б1.
Указанное постановление опубликовано 21.09.2017г. на официальном сайте Правительства Севастополя в сети Интернет (https://sevastopol.gov.ru/docs/253/42097/).
19 октября 2017 года Правительством Севастополя издано постановление № 775–ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 09.11.2015 г. № 1030–ПП «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя и внесении изменений в постановления Правительства Севастополя от 31.03.2015 г. № 246-ПП и от 29.05.2015 г. № 459-ПП» (далее – постановление № 775-ПП).
Данным нормативным правовым актом постановлено внести в постановление Правительства Севастополя от 09.11.2015г. № 1030-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя и внесении изменений в постановления Правительства Севастополя от 31.03.2015г. № 246-ПП и от 29.05.2015г. №459-ПП» изменения, в частности применительно к истцам:
пункт 1.3. В приложении № 7 к постановлению:
1) карты Б1 изложить в новой редакции согласно приложению № 2 к настоящему постановлению.
Указанное постановление опубликовано 19.10.2017г. на официальном сайте Правительства Севастополя в сети Интернет (https://sevastopol.gov.ru/docs/253/43427/).
Таким образом, порядок обнародования оспариваемых нормативных правовых актов соблюден.
Административные истцы И.В., Д.А., С.В., Е.А., И.А., В.В., С.Н., К.Л., \М.В., Т.Г., Т.И., О.А., являющиеся индивидуальными предпринимателями, обратились в суд с уточненными административными исками о признании недействующими постановления от 21.09.2017г. № 693-ПП и постановления от 19.10.2017г. № 775-ПП.
Определением суда от 14.02.2018г. указанные административные иски объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения с присвоением административному делу № 3а-4/2018.
В обоснование заявленных требований истцы указывают на нарушение данными постановлениями, исключившими места размещения нестационарных торговых объектов из Схемы, их законных прав и интересов, а именно, их права на заключение договоров на размещение нестационарных торговых объектов без проведения торгов в местах размещения, определенных Схемой, в данном случае - на набережной Назукина в городе Севастополе возле домов № 23 и № 25, поскольку ранее данные места они занимали на основании паспортов привязки, срок действия которых не истек по состоянию на 18.03.2014г. Возможность заключения таких договоров была предусмотрена подпунктом 4 пункта 11.1 Положения о порядке заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя (утв. постановлением Правительства Севастополя от 09.11.2015г. № 1030-ПП). В подтверждение нарушения своих прав истцы ссылаются на полученные ими из уполномоченного органа на их обращения о заключении договоров на размещение нестационарных торговых объектов на набережной Назукина возле домов № 23 и № 25 без проведения торгов письменные отказы с формулировкой: несоответствие сведений о месте размещения нестационарных торговых объектов, содержащихся в заявлении, Схеме, утвержденной постановлением № 693-ПП, из которой заявленные истцами номера мест размещения объектов исключены.
Также истцы указывают на несоблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру их принятия, а также правил введения нормативных правовых актов в действие, что выразилось в непроведении процедуры оценки регулирующего воздействия проектов оспариваемых постановлений.
Кроме того, истцы полагают, что оспариваемые нормативные правовые акты не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в частности, статье 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», статьям 1,15 Федерального закона от 28.12.2009г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», поскольку названные постановления в связи с исключением мест размещения нестационарных торговых объектов из Схемы фактически вводят ограничения в отношении осуществления отдельных видов деятельности, создают необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами (индивидуальными предпринимателями), устраняют и ограничивают конкуренцию, что запрещено законом. Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
В судебном заседании представитель административных истцов по доверенностям Е.В. уточненный административный иск поддержал по изложенным в нем основаниям, просил признать недействующими постановление от 21.09.2017г. № 693-ПП и постановление от 19.10.2017г. № 775-ПП в полном объеме с момента их принятия.
Административные истцы в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом.
Представитель административного ответчика – Правительства Севастополя по доверенности Д.В. исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя (далее – Главное управление, Севастопольторг) А.Н. с иском не согласился в полном объеме по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представители заинтересованного лица - Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя (далее - Севнаследие) А.Г., В.С. полагали иск не подлежащим удовлетворению по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, специалиста Департамента экономического развития города Севастополя, заключение прокурора, полагавшего необходимым оставить исковые требования без удовлетворения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 69 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.1999г. № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из 3 федерального бюджета), относится решение вопросов реализации государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, проведения информационно- аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, разработки и реализации мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, и осуществления иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
В соответствии с частями 1-3 и 5 статьи 10 указанного федерального закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, названную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 28.12.2009г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 28.12.2009г. №381-ФЗ) закреплено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности реализуют государственную политику в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, а также разрабатывают и принимают законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности. Органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Данное полномочие осуществляется органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в случае, если создание таких условий определено как вопрос местного значения законами этих субъектов Российской Федерации.
Законом города Севастополя от 30 декабря 2014 года № 102-ЗС «О местном самоуправлении в городе Севастополе» органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города Севастополя полномочием по разработке и утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов не наделены.
Согласно части 2 статьи 31 и части 1 статьи 35 Устава города Севастополя Правительство Севастополя является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти города Севастополя, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, настоящего Устава, законов города Севастополя и правовых актов губернатора издает постановления Правительства Севастополя.
Пунктом 16 части 1 статьи 25 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 года № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя» предусмотрено, что Правительство Севастополя устанавливает правила организации торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения города Севастополя, правила работы и порядок размещения рынков, объектов мелкорозничной сети и иных торговых объектов на территории города Севастополя, организует и координирует региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением данных правил.
Таким образом, Правительство Севастополя наделено собственными полномочиями в области регулирования торговой деятельности, в том числе по установлению требований к организации такой деятельности, разработке, утверждению Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя, а также по внесению в данную Схему изменений.
Следовательно, исходя из вышеперечисленных положений федерального и регионального законодательства, оспариваемые административными истцами постановления Правительства Севастополя от 21.09.2018г. № 693-ПП и от 19.10.2018г. № 775-ПП приняты в пределах полномочий и компетенции, с соблюдением правил введения в действие.
В соответствии с нормами части 1 статьи 208, пунктов 5 и 6 части 2 статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания нормативного правового акта необходимо наличие условий: нарушение прав субъекта регулируемых отношений и несоответствие оспариваемого нормативного правового акта имеющему большую юридическую силу акту.
В ходе рассмотрения дела установлено, что административные истцы по состоянию на 18.03.2014г. осуществляли предпринимательскую деятельность на территории города Севастополя с использованием временных сооружений, размещенных на основании паспортов привязки временного сооружения и срок действия которых не истек по состоянию на 18.03.2014.
Так, индивидуальный предприниматель О.А. имела паспорта привязки временных сооружений №№ от 25.06.2012г., №№ от 26.06.2013г. на местах №, № по комплексной схеме размещения временных сооружений в Балаклавском районе города Севастополя с адресным ориентиром: набережная Назукина, 25, которые по комплексной схеме размещения временных сооружений соответствуют местам № № и № №, а также соответствуют строкам под порядковыми номерами № и № в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя.
Кроме того, у истца имелись свидетельства на право размещения нестационарного объекта мелкорозничной сети (киоска, вид товара: сувенирная продукция) на территории города Севастополя №, № со сроком действия с 05.02.2015г. по 01.06.2015г., а также выписки из протокола заседания комиссии по продлению разрешений на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя от 08.08.2014г. № 4 со сроком действия до 01.11.2014г.
Индивидуальный предприниматель И.В. имела паспорт привязки временных сооружений № от 25.06.2012г. со сроком действия до 30.06.2014г. на место № по комплексной схеме размещения временных сооружений в Балаклавском районе города Севастополя с адресным ориентиром: набережная Назукина, 25, которое соответствует по комплексной схеме размещения временных сооружений месту №№, а также соответствует строке под порядковым номером № в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя.
Кроме того, у истца имелось свидетельство на право размещения нестационарного объекта мелкорозничной сети (киоска, вид товара: сувенирная продукция) на территории города Севастополя №, со сроком действия с 26.02.2015г. по 01.06.2015г., а также выписка из протокола заседания комиссии по продлению разрешений на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя от 29.08.2014г. № 6 со сроком действия до 01.11.2014г.
Индивидуальный предприниматель Д.А. имел паспорт привязки временных сооружений № от 25.06.2012г. со сроком действия до 30.06.2014г. на место № по комплексной схеме размещения временных сооружений в Балаклавском районе города Севастополя с адресным ориентиром: набережная Назукина, 25, паспорт привязки временных сооружений № от 26.06.2013г. со сроком действия до 30.06.2014г. на место № по комплексной схеме размещения временных сооружений в Балаклавском районе города Севастополя с адресным ориентиром: набережная Назукина, 23.
Данные места по комплексной схеме размещения временных сооружений соответствуют местам № и №, а также соответствуют строкам под порядковыми номерами № и № в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя.
Кроме того, у истца имелись свидетельства на право размещения нестационарного объекта мелкорозничной сети (киоска, вид товара: сувенирная продукция) на территории города Севастополя № со сроком действия с 05.02.2015г. по 01.06.2015г., № со сроком действия с 05.02.2015г. по 01.06.2015г., а также выписки из протокола заседания комиссии по продлению разрешений на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя от 08.08.2014г. № 4 со сроком действия до 01.11.2014г.
Индивидуальный предприниматель С.В. имел паспорт привязки временных сооружений № от 25.06.2012г. со сроком действия до 30.06.2014г. на место № по комплексной схеме размещения временных сооружений в Балаклавском районе города Севастополя с адресным ориентиром: набережная Назукина, 25, которое по комплексной схеме размещения временных сооружений соответствует месту №, а также соответствует строке под порядковым номером № в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя.
Кроме того, у истца имелось свидетельство на право размещения нестационарного объекта мелкорозничной сети (киоска, вид товара: сувенирная продукция) на территории города Севастополя №, со сроком действия с 05.02.2015г. по 01.06.2015г., а также выписка из протокола заседания комиссии по продлению разрешений на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя от 29.08.2014г. № со сроком действия до 01.11.2014г.
Индивидуальный предприниматель Е.А. имела паспорт привязки временных сооружений № от 25.06.2012г. со сроком действия до 30.06.2014г. на место № по комплексной схеме размещения временных сооружений в Балаклавском районе города Севастополя с адресным ориентиром: набережная Назукина, 25, которое соответствует на комплексной схеме размещения временных сооружений месту №, а также соответствует строке под порядковым номером № в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя. Также у истца имелось свидетельство на право размещения нестационарного объекта мелкорозничной сети (киоска, вид товара: сувенирная продукция) на территории города Севастополя №, со сроком действия с 05.03.2015г. по 01.06.2015г., а также выписка из протокола заседания комиссии по продлению разрешений на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя от 08.08.2014г. № 4 со сроком действия до 01.11.2014г.
Индивидуальный предприниматель И.А. имела паспорт привязки временных сооружений № от 25.06.2012г. со сроком действия до 30.06.2014г. на место № по комплексной схеме размещения временных сооружений в Балаклавском районе города Севастополя с адресным ориентиром: набережная Назукина, 25. Также в порядке наследования после смерти мужа В.Н. паспорт привязки временных сооружений № от 02.08.2013г. со сроком действия до 30.06.2014г. на место № по комплексной схеме размещения временных сооружений в Балаклавском районе города Севастополя с адресным ориентиром: набережная Назукина, 25.
Данные места по комплексной схеме размещения временных сооружений соответствуют местам № и №, а также соответствуют строкам под порядковыми номерами № и № в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя.
Кроме того, у истца имелись свидетельства на право размещения нестационарного объекта мелкорозничной сети (киоска, вид товара: сувенирная продукция) на территории города Севастополя №, со сроком действия с 05.02.2015г. по 01.06.2015г., №, со сроком действия с 09.04.2015г. по 01.06.2015г., а также выписки из протокола заседания комиссии по продлению названных разрешений на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя от 08.08.2014г. № 4 со сроком действия до 01.11.2014г.
Индивидуальный предприниматель В.В. имел паспорт привязки временных сооружений № от 25.06.2012г. со сроком действия до 30.06.2014г. на место № по комплексной схеме размещения временных сооружений в Балаклавском районе города Севастополя с адресным ориентиром: набережная Назукина, 25, которое по комплексной схеме размещения временных сооружений соответствует месту №, а также соответствует строке под порядковым номером № в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя. Также у истца имелось свидетельство на право размещения нестационарного объекта мелкорозничной сети (киоска, вид товара: сувенирная продукция) на территории города Севастополя №, со сроком действия с 01.04.2015г. по 01.06.2015г., а также выписка из протокола заседания комиссии по продлению разрешений на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя от 08.08.2014г. № 4 со сроком действия до 01.11.2014г.
Индивидуальный предприниматель С.Н. имела паспорт привязки временных сооружений № от 25.06.2012г. со сроком действия до 30.06.2014г. на место № по комплексной схеме размещения временных сооружений в Балаклавском районе города Севастополя с адресным ориентиром: набережная Назукина, 25, которое по комплексной схеме размещения временных сооружений соответствует месту №, а также соответствует строке под порядковым номером № в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя.
Кроме того, у истца имелось свидетельство на право размещения нестационарного объекта мелкорозничной сети (киоска, вид товара: сувенирная продукция) на территории города Севастополя № со сроком действия с 05.02.2015г. по 01.06.2015г., а также выписка из протокола заседания комиссии по продлению разрешений на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя от 08.08.2014г. № 4 со сроком действия до 01.11.2014г.
Индивидуальный предприниматель К.Л. имела паспорт привязки временных сооружений № со сроком действия с 25.06.2012г. до 30.06.2014г. на место № по комплексной схеме размещения временных сооружений в Балаклавском районе города Севастополя с адресным ориентиром: набережная Назукина, 25, которое по комплексной схеме размещения временных сооружений соответствует месту №, а также соответствует строке под порядковым номером № в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя.
Кроме того, у истца имелось свидетельство на право размещения нестационарного объекта мелкорозничной сети (киоска, вид товара: сувенирная продукция) на территории города Севастополя №, со сроком действия с 05.03.2015г. по 01.06.2015г., а также выписка из протокола заседания комиссии по продлению разрешений на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя от 08.08.2014г. № 4 со сроком действия до 01.11.2014г.
Индивидуальный предприниматель \М.В. имела паспорт привязки временных сооружений № со сроком действия с 25.06.2013г. до 30.06.2014г. на место № по комплексной схеме размещения временных сооружений в Балаклавском районе города Севастополя с адресным ориентиром: набережная Назукина, 25, которое по комплексной схеме размещения временных сооружений соответствует месту №, а также соответствует строке под порядковым номером № в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя.
Кроме того, у истца имелось свидетельство на право размещения нестационарного объекта мелкорозничной сети (киоска, вид товара: сувенирная продукция) на территории города Севастополя №, со сроком действия с 05.03.2015г. по 01.06.2015г., а также выписка из протокола заседания комиссии по продлению разрешений на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя от 08.08.2014г. № 4 со сроком действия до 01.11.2014г.
Индивидуальный предприниматель Т.Г. имела паспорт привязки временных сооружений № со сроком действия с 25.06.2012г. до 30.06.2014г. на место № по комплексной схеме размещения временных сооружений в Балаклавском районе города Севастополя с адресным ориентиром: набережная Назукина, 25, которое по комплексной схеме размещения временных сооружений соответствует месту №, а также соответствует строке под порядковым номером № в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя.
Кроме того, у истца имелось свидетельство на право размещения нестационарного объекта мелкорозничной сети (киоска, вид товара: сувенирная продукция) на территории города Севастополя №, со сроком действия с 05.03.2015г. по 01.06.2015г., а также выписка из протокола заседания комиссии по продлению разрешений на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя от 08.08.2014г. № 4 со сроком действия до 01.11.2014г.
Индивидуальный предприниматель Т.И. имела паспорт привязки временных сооружений № со сроком действия с 10.01.2013г. до 30.06.2014г. на место № по комплексной схеме размещения временных сооружений в Балаклавском районе города Севастополя с адресным ориентиром: набережная Назукина, 23, паспорта № со сроком действия с 26.06.2013г. до 30.06.2014г. на место № и № со сроком действия с 25.06.2012г. до 30.06.2014г. на место № по комплексной схеме размещения временных сооружений в Балаклавском районе города Севастополя с адресным ориентиром: набережная Назукина, 23. Данные места по комплексной схеме размещения временных сооружений соответствуют местам №, № и №, а также соответствуют строкам под порядковыми номерами № в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя.
Кроме того, у истца имелись свидетельства на право размещения нестационарного объекта мелкорозничной сети (киоска, вид товара: сувенирная продукция) на территории города Севастополя №, №, № со сроком действия с 05.02.2015г. по 01.06.2015г., а также выписки из протокола заседания комиссии по продлению разрешений на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя от 29.08.2014г. № 6 со сроком действия до 01.11.2014г.
В последующем срок действия названных свидетельств неоднократно продлевался.
Так, постановлением Правительства Севастополя от 29.05.2015г. № 459-ПП определено, что свидетельства на право размещения нестационарного торгового объекта, выданные в соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 31.12.2014г. № 704 «О мерах по упорядочению размещения нестационарных торговых объектов мелкорозничной торговой сети и общественного питания на территории города Севастополя», на период до 01.06.2015г., действительны до 01.11.2015г.
Затем постановлением Правительства Севастополя от 30.10.2015г. № 1010-ПП продлены сроки действительности названных свидетельств до 01.12.2015г.
В связи с изложенным, перечисленные выше места были включены в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя постановлением Правительства Севастополя от 09.11.2015г. № 1030-ПП и находились там до 21.09.2017г.
Следовательно, на момент включения в Схему (09.11.2015г.) спорных мест у административных истцов имелись действительные документы, подтверждающие их право на размещение нестационарных торговых объектов по адресам на набережной Назукина, дома № 23 и № 25, в городе Севастополе.
Впоследствии пунктами 6.1, 6.2 Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя (утв. Постановлением правительства Севастополя от 09.11.2015г. № 1030-ПП) было определено, что хозяйствующий субъект, получивший свидетельство в соответствии с постановлением правительства Севастополя от 31.12.2014г. № 704, в месте, предусмотренном Схемой, имеет право осуществлять торговую деятельность (оказание услуг населению) на основании такого свидетельства до заключения договора, но не более чем до 01.03.2016г., а с учетом изменений, внесенных постановлением от 20.02.2016г. №100-ПП, на срок до 01.05.2016г.
В 2016 году истцы обратились в Департамент Балаклавского района города Севастополя с заявками на заключение договоров на размещение нестационарного торгового объекта на территории Балаклавского района, по результатам рассмотрения которых Комиссия по проведению конкурса на право заключения таких договоров подтвердила соответствие процедуры рассмотрения заявок истцов на участие в конкурсе по отбору хозяйствующих субъектов на право заключения таких договоров (протокол № 3 от 03.08.2016г.). Однако впоследствии 31.08.2016г. решением Крымского УФАС России установлены нарушения при проведении указанного конкурса, в связи с чем договоры с истцами так и не были заключены.
Повторные обращения истцов в уполномоченный орган (Севастопольторг) с заявлениями о заключении договоров на размещение имели место в начале сентября 2017 года, но в этом им было отказано в октябре 2017 года посредством направления уведомлений со ссылкой на несоответствие сведений о месте размещения нестационарных торговых объектов, содержащихся в заявлениях, Схеме, из которой названные выше места уже были исключены.
Так, как указывалось выше, подпунктом 1 пункта 1.2 оспариваемого постановления Правительства Севастополя от 21.09.2017г. № 693-ПП из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя, помимо прочего, исключены места размещения нестационарных торговых объектов, на которые претендуют истцы, в строках под порядковыми номерами 1332, 1333, 1409, 1410, 1411, 1412, 1415, 1416, 1419, 1420, 1421, 1422, 1423, 1424, 1425, 1426, 1429, а также подпунктом 2 пункта 1.3 приложения № 7 названные места исключены из карты Б1.
Также пунктом 1.3 оспариваемого постановления Правительства Севастополя от 19.10.2017г. № 775-ПП карта Б1 изложена в новой редакции согласно приложению № 2, то есть, без спорных мест размещения нестационарных торговых объектов.
При проверке законности заявленных административным ответчиком и заинтересованным лицом Севастопольторгом (разработчиком оспариваемых постановлений) оснований исключения названных мест, расположенных в районе домов № 23 и № 25 по набережной Назукина в городе Севастополе, из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя (графической и текстовой частей), суд исходит из следующего.
Пунктами 1 и 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании Схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Согласно частям 1-3 статьи 10 Федерального закона № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Утверждение Схемы размещения нестационарных торговых объектов, а, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Из приведенных правовых норм следует вывод о том, что вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в части, не урегулированной федеральными законами, регулируются законодательством субъектов Российской Федерации.
Во исполнение полномочий, предусмотренных частью 3 статьи 10 Федерального закона № 381-ФЗ, Постановлением Правительства Севастополя от 09.11.2015 г. № 1030-ПП (в редакции Постановлений от 20.04.2017г. № 329-ПП, от 31.08.2017г. № 629-ПП) утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя (далее - Порядок), в котором, помимо прочего, содержится раздел III «Формирование схемы размещения нестационарных торговых объектов».
Согласно подпункту 4 пункта 1.2 указанного Порядка, под Схемой размещения нестационарных торговых объектов понимается Схема, определяющая места размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в собственности города Севастополя.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1.4 Порядка торговая деятельность (оказание услуг населению) осуществляется в нестационарном торговом объекте, размещенном на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя, на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта, который заключается в порядке, установленном Правительством Севастополя.
Исходя из пункта 3.3 этого же Порядка, в Схему размещения нестационарных торговых объектов могут включаться места как уже занятые нестационарными торговыми объектами, так и свободные, планируемые к размещению на них данных объектов. Схема должна содержать адресные ориентиры места размещения объектов, площадь места размещения объектов, количество размещенных объектов, тип объектов, специализацию объектов, период функционирования объектов.
Соответственно, Схема размещения нестационарных торговых объектов не содержит информации о конкретных нестационарных торговых объектах или субъектах хозяйственной деятельности и поэтому не закрепляет права субъектов хозяйственной деятельности на места, указанные в этой Схеме.
В силу положений пунктов 2.1, 2.2 названного Порядка размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в собственности города Севастополя, осуществляется в соответствии со Схемой, должно соответствовать действующим Правилам благоустройства территории города Севастополя, градостроительным, строительным, архитектурным, противопожарным, санитарным, экологическим и иным нормам, правилам и нормативам, а также требованиям федерального законодательства и законодательства города Севастополя в сфере охраны объектов культурного наследия и обеспечивать свободное движение пешеходов и доступ потребителей к торговым объектам, в том числе обеспечение безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и иных маломобильных групп населения, беспрепятственный подъезд спецтранспорта при чрезвычайных ситуациях.
Пунктом 3.4 Порядка определено, что проект Схемы (проект изменений Схемы) формируется по результатам рассмотрения на заседании Комиссии по разработке Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя (далее - Комиссия) подаваемых в Главное управление потребительского рынка и лицензирования Севастополя предложений, в том числе, предложений органов государственной власти города Севастополя относительно размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в собственности города Севастополя, за исключением земельных участков, указанных в подпунктах 2 и 3 настоящего пункта.
При этом, согласно пункту 3.10 Порядка, предложение, подаваемое в соответствии с пунктом 3.4 настоящего Порядка, об исключении места размещения нестационарных торговых объектов из Схемы оформляется заявителем по форме, утвержденной Главным управлением потребительского рынка и лицензирования Севастополя, и должно содержать информацию, позволяющую определить место размещения НТО (номер места размещения НТО в Схеме, адресные ориентиры места размещения НТО, специализация и тип НТО), и обоснование необходимости исключения места размещения НТО из Схемы.
Согласно Положению о Комиссии по разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя (Приложение № 1 к постановлению Правительства Севастополя от 17.11.2016г. № 1097-ПП), названная Комиссия, являющаяся постоянно действующим коллегиальным органом, созданным Правительством Севастополя в целях рассмотрения вопросов о размещении и функционировании нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя, для выполнения возложенных на нее задач рассматривает предложения по формированию схемы и изменению утвержденной схемы, рассматривает проекты схемы (изменений схемы) и принимает решения об их одобрении (согласовании) либо необходимости их доработки (пункты 1.1, 2.2, 2.3 Положения).
При принятии решения Комиссия обязана учитывать, в том числе, необходимость соблюдения прав и законных интересов хозяйствующих субъектов (пункт 2.4).
Как указывалось ранее, в силу положений пункта 3.4 Порядка проект Схемы (проект изменений Схемы) формируется по результатам рассмотрения на заседании Комиссии по разработке Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя подаваемых в Главное управление потребительского рынка и лицензирования Севастополя предложений.
В ходе разбирательства установлено, что заседание Комиссии по внесению изменений в Схему (графическая и текстовая часть), принятых оспариваемыми постановлениями Правительства Севастополя от 21.09.2017г. № 693-ПП и от 19.10.2017г. № 775-ПП, проведено 15.09.2017г., что соответствует процедуре формирования Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя, установленной пунктом 3.4 названного Порядка.
Из указанного выше Протокола заседания Комиссии по разработке Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя № 56 от 15.09.2017г., предшествующего принятию оспариваемых Постановлений, следует, что поводом для рассмотрения вопроса об исключении из Схемы мест (Приложение № 1), расположенных в зонах охраны объектов культурного наследия и в границах исторического поселения, явился анализ целесообразности пребывания в Схеме мест для размещения нестационарных торговых объектов, проведенный Управлением охраны объектов культурного наследия города Севастополя (Севнаследие) в соответствии с решением Комиссии по разработке Схемы от 05.05.2017г. (Протокол № 45).
Как пояснил в судебном заседании представитель Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя, указанный анализ содержался в двух письмах Севнаследия от 19.06.2017г. и от 25.07.2017г. о нецелесообразности включения мест размещения нестационарных торговых объектов, в том числе, по адресу: <...> (в районе перехода от площади 1 Мая на набережную), так как здания на указанной набережной относятся к объектам культурного наследия регионального значения в соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 09.02.2017г. № 98-ПП «Об отнесении объектов культурного наследия к объектам культурного наследия регионального значения и выявленным объектам культурного наследия».
Также следует принять во внимание тот факт, что представитель Севнаследия ФИО1 принимала участие 15.09.2017г. в указанном заседании Комиссии, право на приглашение и заслушивание которого предоставлено Комиссии подпунктами 1,2 пункта 2.3 Положения о Комиссии.
При таких обстоятельствах нахожу доводы представителя административных истцов о том, что несоблюдение при принятии Комиссией решения об исключении спорных мест размещения нестационарных торговых объектов из Схемы положений пункта 3.10 Порядка в части формы подачи предложения исполнительного органа государственной власти Севастополя о таком исключении мест из Схемы, подлежащими отклонению как не являющиеся существенными нарушениями порядка внесения изменений в Схему, не влияющие на законность самой Схемы и, как следствие, оспариваемых постановлений Правительства Севастополя.
В свою очередь, предмет рассмотрения вопроса об исключении из Схемы мест в названном Протоколе от 15.09.2017г. обозначен как - места нестационарных торговых объектов, расположенные в зонах охраны объектов культурного наследия и в границах исторического поселения согласно Приказу Министерства культуры РФ от 11.01.2016г. №2 «О включении города Севастополя в перечень исторических поселений федерального значения, утверждении границ территории и предмета охраны исторического поселения города Севастополя».
По результатам заседания Комиссия в соответствии с данным протоколом решила: исключить из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя места, расположенные, в частности, на территории Балаклавского района, перечисленные в Приложении №3, и среди которых содержатся места размещения нестационарных торговых объектов административных истцов.
В судебном заседании представитель Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя (разработчика проектов оспариваемых нормативных правовых актов) пояснил и отразил в письменных возражениях на административный иск, что основаниями для исключения спорных мест из Схемы явились:
- отсутствие у административных истцов действующих разрешительных документов на размещение нестационарных торговых объектов в спорных местах на момент их исключения из Схем;
- нахождение спорных мест в охранной зоне объектов культурного наследия регионального значения – «Кинотеатр «Монпепос» (набережная Назукина, д. 23) и «Жилой дом товарищества ЭПРОН (экспедиции подводных работ особого назначения) (набережная Назукина, д. 25), включенных в Перечень объектов культурного наследия, расположенных на территории города Севастополя, отнесенных к объектам культурного наследия регионального значения (утв. постановлением Правительства Севастополя № 98-ПП от 09.02.2017г.); в границах территории достопримечательного места «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита», включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения;
- положения пункта 2.2 Порядка размещения нестационарных торговых объектов, согласно которому такое размещение должно соответствовать действующим правилам благоустройства территории города Севастополя, градостроительным, строительным, архитектурным, пожарным, санитарным и иным нормам, правилам и нормативам.
Изучив названные доводы и представленные в их обоснование документы, суд приходит к следующему.
Как указывалось ранее, у административных истцов первоначально имелись паспорта привязки и свидетельства на размещение нестационарных торговых объектов, действие которых неоднократно продлевалось вплоть до 01.05.2016г. Также судом установлено и не оспаривается участниками административного процесса, что названные места, на которых располагались торговые объекты истцов, были включены в Схему в период действия разрешительной документации истцов на размещение указанных нестационарных торговых объектов.
Главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 23.06.2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 марта 2015 года предусмотрена возможность использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, то есть без заключения договора аренды земельных участков (статьи 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Аналогичная позиция содержится и в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.03.2015 г. № 6786-ПК/Д23и, в котором указано, что в связи с вступлением в силу главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях размещения нестационарных торговых объектов, установки и эксплуатации рекламных конструкций не выдается: данные объекты могут размещаться в силу утвержденных схем размещения нестационарных торговых объектов без оформления прав на земельные участки (пункт 8 приложения к письму).
Таким образом, истечение сроков договоров аренды земельных участков, сроков договоров на право размещения нестационарных торговых объектов (в нашем случае – свидетельств на право размещения нестационарного объекта мелкорозничной сети) само по себе не может служить основанием для произвольного исключения данных объектов из схемы размещения нестационарных торговых объектов. При этом, договоры на размещение нестационарных торговых объектов по своей сути являются документами, подтверждающими право на осуществление названной хозяйственной деятельности.
При таких обстоятельствах, ссылки ответчика и заинтересованного лица на такое основание исключения из Схемы как отсутствие у административных истцов действующих разрешительных документов на размещение нестационарных торговых объектов в спорных местах подлежат отклонению.
При проверке оснований исключение из Схемы, связанных с объектами культурного наследия, судом установлено, что Приказ Министерства культуры РФ №2 от 11.01.2016г. «О включении города Севастополя в перечень исторических поселений федерального значения, утверждении границ территории и предмета охраны исторического поселения города Севастополя» объектов набережная Назукина и дома № 23 и №25 в перечне объектов, входящих в предмет охраны исторического поселения города Севастополя, не содержит.
Однако постановлением Правительства Севастополя от 09.02.2017г. № 98-ПП набережная Назукина как памятник градостроительства и архитектуры включена в перечень выявленных объектов культурного наследия (объект № 576, Приложение № 2).
Объекты «Кинотеатр «Монпепос» (набережная Назукина, д. 23) и «Жилой дом товарищества ЭПРОН (экспедиции подводных работ особого назначения) (набережная Назукина, д. 25) включены в Перечень объектов культурного наследия регионального значения (объекты № 382, № 383, Приложение № 1). В отношении названных объектов приказами Севнаследия от 13.12.2017г. № 1157 и от 04.10.2017г. № 790 соответственно установлены границы территории, которые фактически проходят по границам данных зданий. В свою очередь, охранные зоны указанных объектов не установлены и в настоящее время находятся в процессе формирования. В связи с этим, ссылки административного ответчика и заинтересованного лица на данные обстоятельства (нахождение в границах охранной зоны) как на основания исключения спорных мест размещения нестационарных торговых объектов из Схемы подлежат отклонению, при том, что ответчиком факт нахождения исключенных из Схемы мест в границах охранной зоны домов № 23 и № 25 по набережной Назукина в городе Севастополе не доказан, а истцами отрицается.
С доводами административного ответчика о законности исключения спорных мест размещения нестационарных торговых объектов из Схемы в связи с их нахождением в границах территории достопримечательного места надлежит согласиться в силу следующего, при том, что сам факт такого нахождения сторонами по делу не оспаривается.
Федеральным законом от 25.06. 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия отнесены достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места (абзац четвертый части 5 статьи 3).
Статьей 56.4 этого же федерального закона определено, что предметом охраны достопримечательного места являются его градостроительные, геологические, ландшафтные, объемно-пространственные, планировочные, архитектурно-стилистические характеристики, ценные элементы застройки и благоустройства, совместные творения человека и природы, объекты, представляющие интерес с точки зрения архитектуры, истории, археологии, этнологии и экологии, функциональное назначение и мемориальное значение указанного достопримечательного места (пункт 1).
В целях обеспечения сохранности предмета охраны достопримечательного места в границах территории достопримечательного места органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 3 статьи 5.1 этого федерального закона, в соответствии с категорией историко-культурного значения данного объекта культурного наследия устанавливаются требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, ограничения использования лесов и требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места.
Приказом Минкультуры России № 1279 от 08.06.2016г. достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита» включено в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения.
Требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам данного объекта утверждены Приказом Минкультуры России № 1864 от 12.08.2016г. (Приложение № 1). В частности, согласно названному Приказу № 1864 регламентный участок Р-1-3 поименован как территория памятников истории и культуры с выделенным участком И-10, в границы которого входят объекты культурного наследия регионального значения (памятники градостроительства и архитектуры).
Пунктами 13 и 14 данного Приказа № 1864 установлены требования к осуществлению деятельности. В частности, в границах регламентного участка Р-1-3 разрешается:
проведение археологических полевых работ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
деятельность по исследованию, сохранению и воссозданию объектов культурного и природного наследия;
реставрационно-консервационные работы;
музеефикация памятников и ансамблей;
работы по благоустройству территории;
инженерное обеспечение, направленное на сохранение и функционирование памятника;
восстановление элементов исторической планировки и застройки по разработанным проектам на основании комплексных историко-архивных, археологических и градостроительных исследований;
осуществление туристско-экскурсионной, научно-исследовательской и учебной деятельности, проведение культурно-массовых мероприятий на специально обустроенных участках;
ремонт, реконструкция и приспособление существующих строений, не являющихся объектами культурного наследия, для экспонирования, а также осуществления деятельности служб экскурсионной деятельности.
В границах регламентного участка Р-1-3 запрещается:
строительство новых объектов капитального строительства, не связанных с функционированием объектов культурного наследия;
проведение землеустроительных, земляных, строительных и иных работ, не связанных с исследованиями, музеефикацией и сохранением объектов культурного наследия;
изыскательские, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы, создающие разрушающее воздействие на объекты культурного наследия;
работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, осуществляемые без разрешения (открытого листа), включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов;
самовольные раскопки и извлечение из культурного слоя археологических находок;
установка рекламных, информационных щитов, не связанных с объектами культурного наследия и экскурсионной деятельностью.
Таким образом, из содержания указанных требований следует, что в границах территории достопримечательного места может осуществляться только деятельность, направленная на сохранение и воссоздание объектов культурного наследия, а также на обеспечение их деятельности и функционирования. Размещение нестационарных торговых объектов к таким видам деятельности не относится.
При таких обстоятельствах, учитывая положения пункта 2.2 Порядка размещения нестационарных торговых объектов, согласно которому такое размещение должно соответствовать действующим правилам благоустройства территории города Севастополя, градостроительным, строительным, архитектурным, пожарным, санитарным и иным нормам, правилам и нормативам, суд приходит к выводу законности названного основания для исключения спорных мест из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя при издании административным ответчиком постановлений от 21.09.2017г. № 693-ПП и от 19.10.2017г. № 775-ПП.
Доводы административных истцов о противоречии оспариваемых постановлений статье 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», статьям 1,15 Федерального закона от 28.12.2009г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», содержащих антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области торговой деятельности, являются несостоятельными, поскольку названные постановления не устанавливают на товарном рынке иных правил осуществления торговой деятельности, нежели федеральное законодательство. При этом, осуществление предпринимательской деятельности на нестационарных торговых объектах не может носить произвольный характер, подлежит правовому регулированию в целях достижения баланса публичных интересов и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей города Севастополя.
Кроме того, согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 г. № 225-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации города Иркутска на нарушение конституционных прав и свобод положением части 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер. Положение части 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», предусматривающее, что утверждение (изменение) схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. Органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем, чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.
При проверке доводов административного иска относительно нарушения процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов в связи с не проведением оценки регулирующего воздействия проектов постановлений установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26.3.3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающие, изменяющие или отменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как предусмотрено пунктами 1.1, 2 и 3 этой же статьи 26.3.3, оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат экспертизе, проводимой в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 13 Закона города Севастополя от 29.09.2015г.№ 185-ЗС «О правовых актах города Севастополя» оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, проводится осуществляющими их подготовку государственными органами города Севастополя (должностными лицами), иными лицами, имеющими в соответствии с Уставом города Севастополя и законодательством города Севастополя право вносить в государственные органы города Севастополя проекты нормативных правовых актов, в целях, указанных в абзаце втором части 1 статьи 26.3-3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», и в порядке, определенном Правительством Севастополя.
Принятие (издание) нормативного правового акта, затрагивающего вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, не допускается без заключения уполномоченного органа об оценке регулирующего воздействия проекта такого нормативного правового акта.
Постановлением Правительства Севастополя от 03.04.2015г. № 269-ПП утверждено Положение о проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов города Севастополя.
В соответствии с пунктами 2,3,6 названного Положения оценка регулирующего воздействия проектов актов проводится осуществляющими их подготовку государственными органами города Севастополя (должностными лицами), иными лицами, имеющими в соответствии с Уставом города Севастополя и законодательством города Севастополя право вносить в государственные органы города Севастополя проекты нормативных правовых актов (разработчик).
Уполномоченным органом в сфере оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов является уполномоченный Правительством Севастополя исполнительный орган государственной власти города Севастополя. Уполномоченный орган осуществляет экспертизу проведенной разработчиком оценки регулирующего воздействия проектов актов.
Оценка регулирующего воздействия проектов актов проводится разработчиком после принятия решения о подготовке проекта акта.
В свою очередь, подпунктом 2 пункта 10 Положения определено, что также проводится экспертиза нормативных правовых актов в отношении нормативных правовых актов, оценка регулирующего воздействия проектов которых не проводилась и с момента вступления в силу которых прошло не менее 1 года, о проведении оценки фактического воздействия которых поступили обоснованные предложения от органов государственной власти города Севастополя, органов местного самоуправления, экспертных организаций, организаций, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской деятельности, организаций, с которыми заключены соглашения о сотрудничестве при проведении оценки регулирующего воздействия, а также иных лиц.
Из существа названных правовых норм следует, что в отношении любого нормативного правового акта, принимаемого на территории города Севастополя, затрагивающего вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, необходимо проведение процедуры оценки регулирующего воздействия.
Как установлено при рассмотрении дела, в рамках реализации Плана проведения экспертизы нормативных правовых актов города Севастополя на декабрь 2016 года (приказ Департамента экономики города Севастополя от 15.01.2016г. № 2) в отношении постановления Правительства Севастополя от 09.11.2015г. № 1030-ПП и 13 постановлений о внесении в него изменений (включая постановление от 19.01.2017г. № 17-ПП) Департаментом экономики города Севастополя вынесено 27.01.2017г. заключение о проведении экспертизы в порядке подпункта 2 пункта 10 Положения о проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов города Севастополя, в котором сделан вывод о необходимости приведения названного Постановления в соответствие с действующим законодательством. Впоследствии 06.03.2017г. Департаментом экономики города Севастополя вынесено заключение о проведении оценки регулирующего воздействия названного проекта Постановления о его соответствии федеральному законодательству, законам и иным нормативным правовым актам города Севастополя.
В отношении проектов оспариваемых постановлений Правительства Севастополя оценка регулирующего воздействия не проводилась, как и последующая экспертиза, что не оспаривается ответчиком и разработчиком, а также подтверждено представителем Департамента экономического развития города Севастополя.
Вместе с тем, исходя из целей, для достижения которых применяется процедура оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта (выявление положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской деятельности), учитывая, что в ходе судебного разбирательства судом не установлено нарушений прав, свобод и законных интересов административных истцов оспариваемыми нормативными правовыми актами, полагаю, что не проведение такой оценки само по себе не может быть расценено как нарушение, влекущее безусловное признание их недействующими.
Также следует отметить, что в оспариваемых административными истцами в полном объеме постановлениях содержатся положения, касающиеся иных мест размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя, однако доказательств нарушения их (истцов) прав данными нормами в ходе разбирательства не приведено.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах законных оснований для удовлетворения административного иска не усматривается.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления индивидуальных предпринимателей И.В., Д.А., С.В., Е.А., И.А., В.В., С.Н., К.Л., \М.В., Т.Г., Т.И., О.А. к Правительству Севастополя о признании недействующими постановления Правительства Севастополя от 21.09.2017г. № 693-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 09.11.2015 N 1030-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя и внесении изменений в постановления Правительства Севастополя от 31.03.2015 № 246-ПП и от 29.05.2015 № 459-ПП», постановления Правительства Севастополя от 19.10.2017 г. № 775–ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 09.11.2015 г. № 1030–ПП «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя и внесении изменений в постановления Правительства Севастополя от 31.03.2015 г. № 246-ПП и от 29.05.2015 г. № 459-ПП» отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором - принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Севастопольский городской суд.
Судья Т.А. Артамонова
Мотивированное решение изготовлено 14.05.2018г.