Дело № 3а-4/2017 27 марта 2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Рассошенко Н.П.,
при секретаре Терентьевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 27 марта 2017 года административное дело по административному исковому заявлению Котляревской Т.Р. о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка,
у с т а н о в и л:
Котляревская Т.Р. 04 января 2017 года обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – ФКП Росреестра) о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым №.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником земельного участка с кадастровым № по адресу: <адрес>, на котором расположен индивидуальный малоэтажный жилой дом. Кадастровая стоимость земельного участка определена в рамках проведенной в 2012 году государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ». В ходе оценочных работ исполнитель отнес спорный земельный участок к первой группе видов разрешенного использования, к которой относятся земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки, кадастровая стоимость земельного участка составила 1 463 741,35 руб. Перечень объектов, подлежащих оценке в рамках выполнения работ по определению кадастровой стоимости, содержит сведения о классификационном коде видов разрешенного использования спорного земельного участка – <данные изъяты>, который в соответствии со Сборником классификаторов, утвержденным приказом Росреестра от 12.10.2011 № П/389, характеризует вид использования земель для индивидуальной жилой застройки. В ходе выполнения работ по государственной кадастровой оценке исполнителем использованы недостоверные данные о виде разрешенного использования земельного участка, что привело к завышению величины его кадастровой стоимости, нарушению прав истца как налогоплательщика. Просит обязать ответчика исправить кадастровую ошибку, установив кадастровую стоимость земельного участка по состоянию на 05 июня 2012 года исходя из среднего удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего 2 группе видов разрешенного использования земель (земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки).
По определению суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Управление Росреестра).
В судебное заседание административный истец, представители административных ответчиков ФКП Росреестра, Управления Росреестра, заинтересованных лиц Правительства Архангельской области, АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», администрации муниципального образования «Устьянский муниципальный район», администрации муниципального образования «Октябрьское», надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, об уважительности причин неявки не сообщили.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Из отзыва ФКП Росреестра на иск следует, что в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», приказом Росреестра от 18.10.2016 № П/0515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав» филиал Учреждения с 01 января 2017 года не наделен полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. Следовательно, ФКП Росреестра является ненадлежащим административным ответчиком по делу.
Управление Росреестра в письменном отзыве сообщило, что в 2012 году Росреестром было принято решение о проведении на территории Архангельской области работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов и заключен государственный контракт от 15.08.2012 № 85Д/2012 на выполнение работ по теме «Организация и проведение работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель» с ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (исполнитель работ). По результатам выполнения работ исполнителем подготовлен отчет об оценке земельных участков на 05 июня 2012 года. Экспертиза отчета осуществлена 14 ноября 2012 года саморегулируемой организацией оценщиков – НП «Кадастр-оценка». Поскольку исполнителем работ было представлено положительное экспертное заключение, то у Росреестра отсутствовали основания не принять результат работ. Результаты оценки утверждены постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012 № 595-пп. Кадастровая стоимость спорного земельного участка составила 1 463 741,35 рублей. Ни Росреестр, ни Управление не определяли кадастровую стоимость спорного земельного участка, не осуществляли сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки, не проверяли результаты работ. Исполнитель работ отнес спорный земельный участок к 1 номеру видов разрешенного использования (п. 1.2.1 Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 № 39). Сведения о виде разрешенного использования «для эксплуатации жилого дома» содержались в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сформированном в соответствии со ст. 24.13 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» на основании сведений государственного кадастра недвижимости на дату оценки (05 июня 2012 года) и переданном исполнителю работ заказчиком. Управление не осуществляло отнесение спорного земельного участка к 1 номеру видов разрешенного использования в ходе проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Архангельской области. Указанными полномочиями наделен оценщик. Надлежащим административным ответчиком по делу должно выступать АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», а не Управление Росреестра.
В отзыве на иск Правительство Архангельской области указало, что кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в результате работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, проведенных в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Заказчиком указанных работ выступала Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, исполнителем – ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ». При проведении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Правительство Архангельской области действовало в рамках предоставленных ему федеральным законодательством полномочий. Получив сведения о результатах государственной кадастровой оценки земель от Росреестра, Правительство Архангельской области, руководствуясь ст.ст. 24.17, 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», утвердило их путем издания постановления от 18.12.2012 № 595-пп. Право административного истца установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости следует из положений ст. 66 Земельного кодекса РФ.
Согласно отзыву АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» на иск работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Архангельской области выполнялись в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 № 39, в рамках исполнения государственного контракта от 15.08.2012 № 85Д/2012. По результатам работ был составлен Отчет от 05.06.2012 № 05-ГКОЗНП, проверка результатов осуществлена Управлением Росреестра, о чем составлено положительное экспертное заключение № Э12-1002-01-01 от 14.11.2012. В соответствии с Административным регламентом от 28.07.2007 № 215 результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Управления Росреестра. Таким образом, процедура определения и утверждения результатов государственной кадастровой оценки была проведена в соответствии с действующим на дату проведения работ законодательством. Документами, послужившими основанием для проведения группировки земельных участков населенных пунктов на территории Архангельской области, являются электронные носители информации, содержащие Перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Архангельской области в формате xml-файлов, заверенные цифровой подписью, и протокол удостоверения перечня объектов недвижимости, направленные в адрес исполнителя письмом Росреестра от 23.08.2012 № 15-783/12. Исходя из информации о разрешенном использовании спорного земельного участка «для эксплуатации жилого дома», содержащейся в перечне объектов оценки, однозначно отнести данный объект оценки к п. 1.2.1 Методических указаний (земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки») или к п. 1.2.2 Методических указаний (земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки) не представилось возможным. Таким образом, спорный земельный участок отнесен к п. 1.2.1 Методических указаний в соответствии с п. 15 Федерального стандарта оценки № 4, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 № 508, а также исходя из информации о площади объекта оценки.
Из отзыва администрации МО «Устьянский муниципальный район» на иск следует, что заявленные Котляревской Т.Р. исковые требования являются законными и обоснованными.
В отзыве на иск администрация МО «Октябрьское» просила в удовлетворении иска Котляревской Т.Р. отказать. Указала, что кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым № орган кадастрового учета не определял, а внес утвержденные Правительством Архангельской области результаты. Определение указанных данных осуществлено исполнителем работ – ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», в полномочия которого согласно Федеральному стандарту оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4), входит, в том числе группировка объектов оценки. Именно исполнителем работ спорный земельный участок в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 № 39, отнесен к 1 номеру вида разрешенного использования.
Исследовав письменные материалы дела, суд находит исковое требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Котляревская Т.Р. является собственником земельного участка с кадастровым №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., адрес объекта: установлено относительно ориентира жилой дом, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов; для эксплуатации жилого дома.
Постановлением Правительства Архангельской области № 595-пп от 18.12.2012, вступившим в силу с 01.01.2013, утверждены результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области по состоянию на 05.06.2012. Кадастровая стоимость данного земельного участка составила 1 463 741,35 руб.
В соответствии с п.п. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 13 постановления от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Согласно п.п. 1, 4 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся такие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, как сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости; вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения.
Судом установлено, что на основании договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ, акта приема-передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ за истцом зарегистрировано право собственности на спорный земельный участок. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым № находится на землях населенных пунктов, предназначен для эксплуатации жилого дома.
На данном земельном участке расположен одноэтажный индивидуальный жилой дом, право собственности на который зарегистрировано за Котляревской Т.Р. ДД.ММ.ГГГГ.
15 августа 2012 года между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» заключен государственный контракт № 85Д/2012 на выполнение работ по теме «Организация и проведение работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель».
В результате выполнения работ по государственной кадастровой оценке исполнителем работ – Ярославским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» спорный земельный участок был отнесен к 1 группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной застройки) и его кадастровая стоимость определена исходя из удельного показателя кадастровой стоимости для данной группы видов разрешенного использования в кадастровом квартале № равном 2 174,95 руб./кв.м.
Статьей 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного ст. 24.19 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
На момент проведения в 2012 году государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области группировка земельных участков по видам разрешенного использования осуществлялась на основании Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 № 39.
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном законодательстве и законодательстве о кадастровом учете.
В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Вместе с тем, вид разрешенного использования земельного участка, указанный в правоустанавливающих документах, может быть сформулирован так, что он допускает неоднозначное толкование. В таком случае отнесение земельного участка к одной из групп должно осуществляться с учетом правового зонирования территории, вида деятельности, для которого земельный участок был ранее предоставлен, и фактически осуществляемого владельцем участка.
Пункт 1.2 указанных Методических указаний определяет кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе 17 групп видов разрешенного использования, в частности: для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки (подпункт 1.2.1); для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки (подпункт 1.2.2).
По смыслу подпункта 2.2.4 Методических указаний определение стоимостных факторов осуществляется для каждой такой группы отдельно с возможностью выделения в ней подгрупп.
Это предполагает необходимость отнесения на основании имеющейся у оценщика информации каждого оцениваемого участка к одной из групп (подгрупп) видов разрешенного использования. Учтенный в государственном кадастре недвижимости вид разрешенного использования должен соответствовать фактическому использованию участка.
Вид разрешенного использования принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым № определен как «для эксплуатации жилого дома». Данный вид разрешенного использования не является определенным, допускает различное толкование, поэтому отнесение вида разрешенного использования земельного участка к группам, указанным в пункте 1.2 Методических указаний, должно осуществляться с учетом фактического использования такого земельного участка.
Согласно разъяснениям, содержащимися в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28, обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе, а обязанность доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, - на административном ответчике, если он возражает против удовлетворения заявления.
Судом установлено, что спорный земельный участок используется Котляревской Т.Р. для эксплуатации индивидуального жилого дома.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Октябрьское» спорный земельный участок находится в территориальной зоне индивидуальной (усадебной) застройки. Основные виды разрешенного использования земельного участка для указанной зоны: для индивидуального жилищного строительства; для ведения личного подсобного хозяйства; блокированная жилая застройка; объекты гаражного назначения; коммунальное обслуживание; спорт; ведения огородничества; автомобильный транспорт. Минимальная площадь земельного участка для размещения индивидуального жилого дома в р.п. Октябрьский – 400 кв.м. и максимальная – 1 500 кв.м.
Таким образом, вид разрешенного использования спорного земельного участка «для эксплуатации жилого дома» соответствует основному виду разрешенного использования, утвержденному Правилами землепользования и застройки для данной территориальной зоны, и должен был быть отнесен оценщиком к 2 группе видов разрешенного использования.
Административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено доказательств обоснованности отнесения его к 1 группе видов разрешенного использования.
С учетом фактического использования земельного участка для эксплуатации индивидуального жилого дома требование Котляревской Т.Р. о пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, установленного для 2 группы видов разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения жилых домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки» (п.п. 1.2.2 Методических указаний), подлежит удовлетворению.
Постановлением Правительства Архангельской области № 595-пп от 18.12.2012 утверждены удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков по видам разрешенного использования и кадастровым кварталам, в том числе удельный показатель кадастровой стоимости для 2 вида разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки) в кадастровом квартале №, равный 568,71 руб./кв.м.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым № должна составлять 382 741,83 руб. (568,71 руб./кв.м. х <данные изъяты> кв.м. = 382 741,83).
Неполнота содержащихся в правоустанавливающих документах и воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости сведений о виде разрешенного использования земельного участка, собственником которого является административный истец, привела к искажению результатов государственной кадастровой оценки этого объекта.
Изложенное свидетельствует о наличии в сведениях об указанном земельном участке, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, кадастровой (реестровой) ошибки в величине его кадастровой стоимости.
В силу ст. 61 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Принимая во внимание установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства дела, в частности, выявление кадастровой (реестровой) ошибки, заключающейся в неверном определении в отчете от 23 октября 2012 года № 05-ГКОЗНП-29-2012 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Архангельской области и постановлении Правительства Архангельской области от 18.12.2012 № 595-пп величины кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым № в связи с ошибочным отнесением оценщиком этого объекта оценки к группе видов разрешенного использования, указанной в п.п. 1.2.1 Методических указаний, суд возлагает обязанность по ее исправлению на уполномоченный орган – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
Поскольку обстоятельства, позволяющие отнести земельный участок с кадастровым № к группе видов разрешенного использования, указанной в п.п. 1.2.2 Методических указаний, существовали на дату проведения работ по государственной кадастровой оценке и могли быть установлены путем запроса дополнительных сведений, суд полагает возможным указать на то, что измененная кадастровая стоимость этого объекта недвижимости подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, а для целей налогообложения – также с учетом требований налогового законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу исправить реестровую ошибку, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., адрес: установлено относительно ориентира жилой дом, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>, по состоянию на дату кадастровой оценки (05 июня 2012 года), исходя из среднего удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего 2 группе видов разрешенного использования земель (земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки), в размере 382 741,83 рублей.
Датой подачи искового заявления считать 04 января 2017 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Архангельского областного суда в месячный срок путем подачи апелляционной жалобы через Архангельский областной суд.
Председательствующий Н.П.Рассошенко