ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-4/2018(3А-173/17) от 15.01.2018 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Дело № 3а-4/2018 (3а-173/2017)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 января 2018 года Новосибирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Петруниной И.Н.

при секретаре Виноградове В.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании, с участием прокурора Трифоновой М.К. административное дело по административному исковому заявлению Дорофеевой Надежды Николаевны об оспаривании в части Правил землепользования и застройки Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, утвержденных Приказом Министерства строительства Новосибирской области от 7июня 2017 года №193,

установил:

Дорофеева Н.Н. обратилась в Новосибирский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании в части Приказа Министерства строительства по Новосибирской области от 7 июня 2017 года №193 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области». В обоснование требований указывала, что является сособственником земельных участков с кадастровыми номерами:

- 54:19:112201:2071, 54:19:112201:2072, 54:19:112201:2073, 54:19:112201:2075, 54:19:112201:2066, 54:19:112201:2067, 54:19:112201:2068, 54:19:112201:2069, 54:19:112201:1817, 54:19:112201:1818, 54:19:112201:1819, 54:19:112201:1820, 54:19:112201:1822, которые расположены в <адрес>, категория земель – земли населённых пунктов, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства;

- 54:19:112201:108, расположенным в <адрес>, категория земель – земли населённых пунктов, разрешенное использование – для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства;

- 54:19:112201:72, 54:19:112201:73, 54:19:112201:78, расположенными в <адрес>, категория земель – земли населённых пунктов, разрешенное использование – для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства (основной вид деятельности – овощеводство);

- 54:19:112201:2342, расположенным в <адрес>, категория земель – земли населённых пунктов, разрешенное использование – для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.

Оспариваемым приказом Министерства строительства по Новосибирской области №193 от 7 июня 2017 года были утверждены Правила землепользования и застройки Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и внесены в них изменения, в соответствии с которыми в отношении указанных земельных участков установлены границы территориальной зоны «Зона ведения крестьянского фермерского хозяйства».

Полагает, что изменение территориальной зоны не соответствует пункту 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, так как принято в противоречие документации по территориальному планированию, а именно: Генеральному плану Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, утвержденного решением Совета депутатов Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 7 июня 2012 года №6. Указанные обстоятельства создают препятствия административному истцу в реализации им права собственности в отношении указанных земельных участков и нарушают ее право на свободное использование своей собственности в предпринимательских целях.

Просит отменить названный Приказ в части изменения у указанных земельных участков границ территориальной зоны «Зона ведения крестьянского фермерского хозяйства» в указанной части и возложить на Министерство строительства Новосибирской области обязанность принять новый нормативный правовой акт в порядке части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В судебном заседании Дорофева Н.Н. и ее представитель Батухтина Е.О. поддержали исковые требования в полном объеме.

Представители административного ответчика Министерства строительства Новосибирской области Вольтер Р.Г. и Антонова Я.В., действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали, полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует требованиям действующего законодательства и оснований для признания его недействительным не имеется.

Представитель заинтересованного лица Лутовой Н.И. – Батухтина Е.О., действующая на основании доверенности, считает требования административного истца подлежащими удовлетворению.

Заинтересованные лица Лутов В.И. и Фадеева Е.В., в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о времени, месте и дате судебного заседания, причины неявки суду не сообщили. В представленных суду письменных заявлениях, поддержали заявленные административным истцом требования.

Суд, изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего возможным удовлетворить административное исковое заявление, приходит к следующему.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (статья 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

В силу пункта 8 части 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, утверждаемым нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Зонирование территорий осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

Муниципальное образование Станционный сельсовет наделено статусом сельского поселения (пункт 15 часть 19 статьи 4 Закона Новосибирской области от 2 июня 2004 года № 200-ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований Новосибирской области»).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 8.1 части 8 Постановления Правительства Новосибирской области от 2 октября 2014 года № 398-п «О министерстве строительства Новосибирской области» Министерство строительства Новосибирской области осуществляет полномочия по утверждению Правил землепользования и застройки поселений.

Приказом Министерства строительства по Новосибирской области от 7 июня 2017 года №193 утверждены Правила землепользования и застройки Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, который был размещен 7 июня 2017 года на официальном сайте www.minstroy.nso.ru.

Таким образом, Правила землепользования и застройки приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции.

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон (зон, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение) и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, об обязательности документов территориального планирования, к которым в соответствии с частью 3 пункта 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации среди прочего относятся генеральные планы городских округов, для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Из материалов дела следует, что Дорофеева Н.Н. является сособственником следующих земельных участков:

- земельного участка с кадастровым номером 54:19:112201:2071; площадью 75042 кв.м; категория земель – земли населенных пунктов; разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства; расположенного по адресу: <адрес>; доля в праве 1/3 (запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество № 99/2017/29359136 от 27 сентября 2017 года) (л.д. 81-84, т.1);

- земельного участка с кадастровым номером 54:19:112201:2072; площадью 846 кв.м; категория земель – земли населенных пунктов; разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства; расположенного по адресу: <адрес>; доля в праве 1/3 (запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество № 99/2017/29359132 от 27 сентября 2017 года) (л.д. 85-88, т.1);

- земельного участка с кадастровым номером 54:19:112201:2073; площадью 147 кв.м; категория земель – земли населенных пунктов; разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства; расположенного по адресу: <адрес>; доля в праве 1/3 (запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество № 99/2017/29359123 от 27 сентября 2017 года) (л.д.89-92, т.1);

- земельного участка с кадастровым номером 54:19:112201:2075; площадью 910 кв.м; категория земель – земли населенных пунктов; разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства; расположенного по адресу: <адрес>; доля в праве 1/3 (запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество № 99/2017/29359103 от 27 сентября 2017 года) (л.д. 93-97, т.1);

- земельного участка с кадастровым номером 54:19:112201:2066; площадью 1067 кв.м; категория земель – земли населенных пунктов; разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства; расположенного по адресу: <адрес>; доля в праве 1/3 (запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество № 99/2017/29359209 от 27 сентября 2017 года) (л.д.212-215, т.1);

- земельного участка с кадастровым номером 54:19:112201:2067; площадью 1080 кв.м; категория земель – земли населенных пунктов; разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства; расположенного по адресу: <адрес> доля в праве 1/3 (запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество № 99/2017/29359221 от 27 сентября 2017 года) (л.д.216-219, т.1);

- земельного участка с кадастровым номером 54:19:112201:2068; площадью 1037 кв.м; категория земель – земли населенных пунктов; разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства; расположенного по адресу: <адрес>; доля в праве 1/3 (запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество № 99/2017/29359166 от 27 сентября 2017 года) (л.д.220-223, т.1);

- земельного участка с кадастровым номером 54:19:112201:2069; площадью 973 кв.м; категория земель – земли населенных пунктов; разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства; расположенного по адресу: <адрес>; доля в праве 1/3 (запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество № 99/2017/29359177 от 27 сентября 2017 года) (л.д. 224-227, т.1);

- земельного участка с кадастровым номером 54:19:112201:1817; площадью 1000 кв.м; категория земель – земли населенных пунктов; разрешенное использование – для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства; расположенного по адресу: <адрес>; доля в праве 1/3 (запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество № 99/2017/29359222 от 27 сентября 2017 года) (л.д. 228-231, т.1);

- земельного участка с кадастровым номером 54:19:112201:1818; площадью 750 кв.м; категория земель – земли населенных пунктов; разрешенное использование – для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства; расположенного по адресу: <адрес>; доля в праве 1/3 (запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество № 99/2017/29358973 от 27 сентября 2017 года) (л.д. 232-235, т.1);

- земельного участка с кадастровым номером 54:19:112201:1819; площадью 2140 кв.м; категория земель – земли населенных пунктов; разрешенное использование – для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства; расположенного по адресу: <адрес>; доля в праве 1/3 (запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество № 99/2017/29359078 от 27 сентября 2017 года) (л.д. 236-239, т.1);

- земельного участка с кадастровым номером 54:19:112201:1820; площадью 438 кв.м; категория земель – земли населенных пунктов; разрешенное использование – для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства; расположенного по адресу: <адрес>; доля в праве 1/3 (запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество № 99/2017/29359146 от 27 сентября 2017 года) (л.д. 240-243,т.1);

-земельного участка с кадастровым номером 54:19:112201:1822; площадью 427 кв.м; категория земель – земли населенных пунктов; разрешенное использование – для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства; расположенного по адресу: <адрес>; доля в праве 1/3 (запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество № 99/2017/29539418 от 28 сентября 2017 года) (л.д.244-247, т.1);

- земельного участка с кадастровым номером 54:19:112201:108; площадью 117368 кв.м; категория земель – земли населенных пунктов; разрешенное использование – для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства; расположенного по адресу: <адрес>; доля в праве 1/6 (запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество № 99/2017/29359499 от 27 сентября 2017 года) (л.д.248-251, т.1);

- земельного участка с кадастровым номером 54:19:112201:72; площадью 32010 кв.м; категория земель – земли населенных пунктов; разрешенное использование – для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства (основной вид деятельности – овощеводство); расположенного по адресу: <адрес>; доля в праве 1/3 (запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество № 99/2017/29366043 от 27 сентября 2017 года) (л.д.3640, т.1);

- земельного участка с кадастровым номером 54:19:112201:73; площадью 93999 кв.м; категория земель – земли населенных пунктов; разрешенное использование – для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства (основной вид деятельности – овощеводство); расположенного по адресу: <адрес>; доля в праве 1/3 (запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество № 99/2017/29366032 от 27 сентября 2017 года) (л.д. 32-35, т.1);

- земельного участка с кадастровым номером 54:19:112201:78; площадью 180000 кв.м; категория земель – земли населенных пунктов; разрешенное использование – для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства (основной вид деятельности – овощеводство); расположенного по адресу: <адрес>; доля в праве 1/3 (запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество № 99/2017/29366030 от 27 сентября 2017 года) (л.д.41-44, т.1).

Решением Совета депутатов Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 14 декабря 2012 года № 6 утвержден Генеральный план Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (далее по тексту – Генеральный план), который содержит, в том числе основные направления территориального планирования Станционного сельсовета, включающие цели и задачи по их реализации и схему функциональных зон и объектов капитального строительства, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры (л.д.163 т.2).

В соответствии со схемой планируемых функциональных зон Генерального плана Станционного сельсовета, утвержденного решением 29 сессии Совета депутатов Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 14 декабря 2012 года № 6, земельные участки с кадастровыми номерами: 54:19:112201:2071, 54:19:112201:2072, 54:19:112201:2073, 54:19:112201:2075, 54:19:112201:2066, 54:19:112201:2067, 54:19:112201:2068, 54:19:112201:2069, 54:19:112201:1817, 54:19:112201:1818, 54:19:112201:1819, 54:19:112201:1820, 54:19:112201:1822, 54:19:112201:108, 54:19:112201:72, 54:19:112201:73, 54:19:112201:78 - находятся в зоне застройки малоэтажными жилыми домами (л.д. 17, т.1), что не оспаривалось представителями административного ответчика.

Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренные для соответствующей функциональной зоны.

Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Содержание приведенных федеральных норм во взаимосвязи с положениями части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, что градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.

В соответствии с оспариваемыми Правилами землепользования и застройки Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, в территориальной зоне – зоне ведения крестьянского фермерского хозяйства предусмотрено использование земельных участков для растениеводства, животноводства, пчеловодства, рыбоводства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, обеспечения сельскохозяйственного производства, организации питомников, а также условно - разрешенные виды использования: коммунальное обслуживание, обслуживание автотранспорта, связь, трубопроводный транспорт (пункт 4.6 таблицы 1 пункта 11 Правил землепользования и застройки).

При этом доказательств внесения корреспондирующих изменений в Генеральный план города Новосибирска, представители административных ответчиков суду не представили.

Доводы представителей административного ответчика о том, что при подготовке Правил землепользования и застройки границы территориальных зон, в которых расположены вышеназванные земельные участки, были установлены с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, являются несостоятельными.

Как пояснила суду административный истец, спорные земельные участки не использовались собственниками или иными лицами для ведения крестьянско-фермерского хозяйства.

Пояснения истца подтверждаются и тем обстоятельством, что Правилами землепользования и застройки Станционного сельсовета от 26 апреля 2011 года № 1, действовавших до принятия оспариваемого нормативного правового акта, вышеназванные земельные участки относились к территориальной зоне - «Зона застройки индивидуальными жилыми домами» (л.д. 16, т.1).

Доказательств подтверждающих, что на момент утверждения Правил землепользования и застройки Станционного сельсовета на спорных земельных участках располагалось действующее сельскохозяйственное производство или крестьянское фермерское хозяйство, представители административного ответчика суду не представили.

Следовательно, оснований для применения пункта 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, у Министерства строительства Новосибирской области, при принятии оспариваемого приказа не имелось.

Таким образом, Правила землепользования и застройки Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области в части отнесения территории, на которой расположены принадлежащие административному истцу земельные участки с кадастровыми номерами 54:19:112201:2071, 54:19:112201:2072, 54:19:112201:2073, 54:19:112201:2075, 54:19:112201:2066, 54:19:112201:2067, 54:19:112201:2068, 54:19:112201:2069, 54:19:112201:1817, 54:19:112201:1818, 54:19:112201:1819, 54:19:112201:1820, 54:19:112201:1822, 54:19:112201:108, 54:19:112201:72, 54:19:112201:73, 54:19:112201:78 к территориальной зоне - «Зона ведения крестьянского фермерского хозяйства» противоречат требованиям части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации и положениям Генерального плана Станционного сельсовета.

Суд не может согласиться с доводами представителей административного ответчика, о том, что права административного истца принятым нормативным правовым актом не нарушены.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35, часть 2); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда; принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Любое ограничение прав и свобод человека и гражданина может иметь место на основании федерального закона только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55 Конституции Российской Федерации). Ограничения права собственности, имущественных прав должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерны конституционно значимым целям защиты соответствующих прав и законных интересов и основываться на законе.

Зонирование территории, являясь частью процесса по развитию территории (в том числе городов и иных поселений), одновременно выступает одним из направлений градостроительной деятельности органов власти. Правила землепользования и застройки разрабатываются для того, чтобы создать условия устойчивого развития территорий населенных пунктов, вместе с тем также призваны обеспечивать права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки (пункт 1 части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов. Ограничительные меры должны быть соразмерными преследуемой законной цели, то есть отвечать настоятельной общественной потребности и не превышать грань необходимого для достижения этой цели, должна существовать разумная пропорциональность между используемыми средствами и целью, которую государство стремится реализовать посредством любой меры, лишающей человека его имущества или контроля за его использованием.

Вид разрешенного использования земельного участка, в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 24 июля 2007 ода № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», вправе изменить только собственник земельного участка, путем внесения соответствующий изменений в кадастр о разрешенном использовании земельного участка.

Согласно статей 40, 41 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка или землепользователь имеют право на использование принадлежащего ему земельного участка, включая право на возведение жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений сооружений в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В силу пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Перечень видов разрешенного использования для территориальной зоны ведения крестьянского фермерского хозяйства не содержит такого вида разрешенного использования, как «индивидуальное жилищное строительство» (пункт 11 Правил землепользования и застройки).

В соответствии со статьей 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение градостроительной документации, включая право на изменение зонирования, не должно вступать в противоречие и нарушать права собственника (землепользователя) земельного участка.

Изменение назначения территориальной зоны «Зона застройки индивидуальными жилыми домами» на «Зона ведения крестьянского фермерского хозяйства», в границах которых расположены земельные участки с кадастровыми номерами 54:19:112201:2071, 54:19:112201:2072, 54:19:112201:2073, 54:19:112201:2075, 54:19:112201:2066, 54:19:112201:2067, 54:19:112201:2068, 54:19:112201:2069, 54:19:112201:1817, 54:19:112201:1818, 54:19:112201:1819, 54:19:112201:1820, 54:19:112201:1822, 54:19:112201:108, 54:19:112201:72, 54:19:112201:73, 54:19:112201:78 фактически исключило возможность их использования для строительства индивидуальных жилых домов, что привело к нарушению прав административного истца, как собственника этих земельных участков.

Согласно пункту первому части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Учитывая, что оспариваемая норма, до вынесения решения суда, применялась, и на ее основании реализовывались права граждан и организаций, то она подлежит признанию недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Дорофеевой Н.Н. в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:19:112201:2342.

Дорофеева Н.Н. является сособственником земельного участка с кадастровым номером 54:19:112201:2342; площадью 87688 кв.м; категория земель – земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование – для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства; расположенного по адресу: <адрес>; доля в праве 1/3 (запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество № 99/2017/30477022 от 09 октября 2017 года) (л.д. 13-16, т.2).

Доводы административного истца о том, что отнесение спорного земельного участка к территориальной зоне ведения крестьянского фермерского хозяйства не соответствует функциональной зоне утвержденной Генеральным планом Станционного сельсовета, суд находит несостоятельными.

Действительно, в соответствии со схемой планируемых функциональных зон Генерального плана Станционного сельсовета земельный участок с кадастровым номером 54:19:112201:2342 – находится в функциональной зоне - «Зоне коммунальных и складских объектов» (л.д. 17, т.1).

Правилами землепользования и застройки Станционного сельсовета, указанный земельный участок отнесен к территориальной зоне – «Зоне ведения крестьянского фермерского хозяйства», при этом, административный ответчик исходил из категории земель спорного земельного участка – земли сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

В силу пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Согласно статье 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.

Положениями статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что землями промышленности, транспорта, энергетики и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 7 Федеральным законом от 21 декабря 2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:

1) с консервацией земель;

2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;

3) с установлением или изменением черты населенных пунктов;

4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи;

5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;

6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее – линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;

7) с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;

8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;

9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.

Из указанных норм права следует, что градостроительный план поселения утверждается применительно к границам населенных пунктов, земли сельскохозяйственного назначения расположены за границами населенных пунктов, принятие решения о переводе земель сельскохозяйственного назначения отнесено к полномочиям исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

Исходя из системного толкования вышеназванных норм права и из буквального толкования положений Генерального плана Станционного сельсовета, утвержденного решением 29 сессии Совета депутатов Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 14 декабря 2012 года № 6, в части установления функциональной зоны спорного земельного участка, суд приходит к выводу, что Генеральный план содержит указание на перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию земель – земли промышленности, что находится за пределами полномочий органа местного самоуправления.

В силу части 2 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если при разрешении административного дела суд установит несоответствие подлежащего применению нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Генеральный план Станционного сельсовета, в части определения функциональной зоны земельного участка с кадастровым номером 54:19:112201:2342 – «Зоне коммунальных и складских объектов» противоречит вышеизложенным положениям Земельного кодекса и Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», следовательно, не подлежит применению при рассмотрении данного административного дела.

Таким образом, Правила землепользования и застройки Станционного сельсовета, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 54:19:112201:2342 к территориальной зоне – «Зона крестьянского фермерского хозяйства» не противоречат действующему законодательству.

Не подлежат удовлетворению требования административного истца о возложении на Министерство строительства Новосибирской области обязанности принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим в части.

По смыслу части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации суд вправе возложить на орган государственной власти или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, в случае признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта, когда это может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В данном случае такие обстоятельства отсутствуют.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором был опубликован Приказ Министерства строительства по Новосибирской области от 7 июня 2017 года№193 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Дорофеевой Надежды Николаевны удовлетворить частично.

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим, со дня вступления настоящего решения в законную силу, Приказ Министерства строительства Новосибирской области от 7 июня 2017 года №193 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области» в части:

- установления в Приложении № 2 Лист № 1 к Приказу Министерства строительства по Новосибирской области от 7 июня 2017 года № 193 «Карта градостроительного зонирования Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области» границ территориальной зоны «Зона ведения крестьянского фермерского хозяйства» в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 54:19:112201:2071, 54:19:112201:2072, 54:19:112201:2073, 54:19:112201:2075, 54:19:112201:2066, 54:19:112201:2067, 54:19:112201:2068, 54:19:112201:2069,54:19:112201:1817,54:19:112201:1818, 54:19:112201:1819,54:19:112201:1820, 54:19:112201:1822, 54:19:112201:108, 54:19:112201:72, 54:19:112201:73, 54:19:112201:78;

- установления в Приложении № 2 Лист № 3 к Приказу Министерства строительства по Новосибирской области от 7 июня 2017 года № 193 «Карта градостроительного зонирования Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области. Часть карты градостроительного зонирования. Территория поселка Ленинский» границ территориальной зоны «Зона ведения крестьянского фермерского хозяйства» в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 54:19:112201:2071, 54:19:112201:2072, 54:19:112201:2073, 54:19:112201:2075, 54:19:112201:2066, 54:19:112201:2067, 54:19:112201:2068, 54:19:112201:2069, 54:19:112201:1817, 54:19:112201:1818, 54:19:112201:1819, 54:19:112201:1820, 54:19:112201:1822;

- установления в Приложении № 2 лист № 5 к Приказу Министерства строительства по Новосибирской области от 7 июня 2017 года № 193 «Карта градостроительного зонирования Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области. Часть карты градостроительного зонирования. Территория села Новокаменка» границ территориальной зоны «Зона ведения крестьянского фермерского хозяйства» в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 54:19:112201:72, 54:19:112201:73, 54:19:112201:78;

- установления в Приложении № 2 лист № 7 к Приказу Министерства строительства по Новосибирской области от 7 июня 2017 года № 193 «Карта градостроительного зонирования Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области. Часть карты градостроительного зонирования. Территория станции Мочище» границ территориальной зоны «Зона ведения крестьянского фермерского хозяйства» в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:19:112201:108.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором был опубликован Приказ Министерства строительства по Новосибирской области от 7 июня 2017 года № 193 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области».

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.

Председательствующий по делу Петрунина И.Н.