Дело №3а- 4/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 марта 2018 года город Южно-Сахалинск
Сахалинский областной суд в составе:
председательствующего судьи Крылова Н.А.,
с участием прокурора Мочаловой О.Ю.
при секретаре Бичиковой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ДальСервис» об оспаривании пункта 4 приложения № 1 к постановлению Правительства Сахалинской области от 24 ноября 2017 года № 547 «О тарифах на перевозки грузов, пассажиров и багажа паромами на линии Ванино-Холмск (Холмск-Ванино)»,
у с т а н о в и л :
подпунктом 1.1 пункта 1 Постановления Правительства Сахалинской области от 24 ноября 2017 года № 547 «О тарифах на перевозки грузов, пассажиров и багажа паромами на линии Ванино - Холмск (Холмск - Ванино)» установлены предельные тарифы на перевозки пассажиров и багажа паромами на линии Ванино - Холмск (Холмск - Ванино) согласно приложению № 1 к данному постановлению.
В пункте 4 указанного приложения определено, что тарифы являются предельными максимальными. Перевозчик либо иное юридическое лицо вправе осуществлять деятельность по продаже билетов по тарифам на уровне или ниже предельного максимального уровня. Не допускается увеличение предельных тарифов за счет взимания комиссий, сборов и прочих платежей за предварительную продажу билетов, продажу билетов с помощью онлайн-сервисов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет или иными способами.
27 ноября 2017 года Постановление Правительства Сахалинской области от 24 ноября 2017 года № 547 «О тарифах на перевозки грузов, пассажиров и багажа паромами на линии Ванино - Холмск (Холмск - Ванино)» (далее -
Постановление Правительства Сахалинской области от 24 ноября 2017 года № 547) опубликовано на официальном сайте Правительства Сахалинской области (www.admsakhalin.ru), а 22 декабря 2017 года - в официальном издании «Губернские ведомости» № 234 (5362) и вступило в силу со дня его официального опубликования.
28 декабря 2017 года общество с ограниченной ответственностью «ДальСервис» (далее – ООО «ДальСервис», Общество) обратилось в Сахалинский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Сахалинской области о признании недействующим пункта 4 приложения 1 к Постановлению Правительства Сахалинской области от 24 ноября 2017 года № 547 как противоречащего пункту 1 статьи 424, пункту 1 статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункту 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пунктам 1 и 2 статьи 177 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и перечню услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, не допускающих ограничения цен на услуги организаций, которые не являются транспортными, не выступают перевозчиками, а также не занимаются организацией морских перевозок.
В обоснование административных исковых требований Обществом указано, что тариф установлен административным ответчиком при отсутствии перечня организаций – перевозчиков транспортом общего пользования, что противоречит положениям части 1 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации. В нарушение пункта 1 статьи 181 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации Правительством Сахалинской области установлены предельные тарифы не только на перевозку пассажиров транспортом общего пользования, но и на услуги, обычно оказываемые в морских терминалах, а так же за пределами морских портов и терминалов сторонними организациями, не являющимися перевозчиками или владельцами транспорта общего пользования. Оспариваемый пункт приложения № 1 противоречит пункту 4 статьи 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и пункту 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 августа 2009 года № 676 «О Правилах обслуживания пассажиров и оказания иных услуг, обычно оказываемых в морском порту и не связанных с осуществлением пассажирами и другими гражданами предпринимательской деятельности», ограничивая возможность оказания административным истцом дополнительных услуг пассажирам и получения платы за это.
В административном исковом заявлении ООО «ДальСервис» просило признать Постановление Правительства Сахалинской области от 24 ноября 2017 года № 547 «О тарифах на перевозки грузов, пассажиров и багажа паромами на линии Ванино - Холмск (Холмск - Ванино)» недействующим в части запрета, установленного пунктом 4 приложения № 1 к нему: «Не допускается увеличение предельных тарифов за счет взимания комиссий, сборов и прочих платежей за предварительную продажу билетов, продажу билетов с помощью онлайн-сервисов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет или иными способами».
В судебном заседании представитель административного истца Фролов А.В. административные исковые требования поддержал по изложенным в административном исковом заявлении и дополнении к нему основаниям.
Представители Правительства Сахалинской области Чекрышев Д.В., Непомнящая Н.М., Андреева А.Н. и Воднева А.В. против удовлетворения требований возражали по основания, изложенным в отзыве.
Представитель открытого акционерного общества «Сахалинское морское пароходство», привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явился.
В заключении прокурор Мочалова О.Ю. указала на отсутствие оснований для удовлетворения административного иска.
Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд находит требования административного истца не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из дела следует, что ООО «ДальСервис» является стороной договора возмездного оказания услуг № от 1 октября 2010 года, заключенного с открытым акционерным обществом «Сахалинское морское пароходство», по условиям которого административный истец принял на себя обязательства по продаже пассажирских билетов на паромы в порту Холмск и порту Ванино. Это обстоятельство дает основания полагать, что данный акт затрагивает права и законные интересы административного истца.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме (часть 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом «к» пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации водное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации отношения, возникающие из торгового мореплавания, регулируются также издаваемыми в соответствии с настоящим Кодексом другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Согласно подпунктам 12, 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать подлежащие государственному урегулированию цены (тарифы).
Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» Правительству Российской Федерации поручено утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение данного Указа принято Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», которым утвержден, в том числе Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок (далее - Перечень).
В соответствии с абзацем седьмым Перечня органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на транспортные услуги по перевозке грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Постановлением Совмина СССР от 3 января 1983 года № 12 Сахалинская область и Ванинский район Хабаровского края включены в Перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.
Содержание приведенных выше норм федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что органы исполнительной власти Сахалинской области наделены правом регулировать тарифы на услуги по перевозке пассажиров и багажа паромами на линии Ванино - Холмск (Холмск - Ванино).
Реализуя предоставленные полномочия исполнительным органом государственной власти Сахалинской области – администрацией принято Постановление от 19 июня 2007 года № 115-па «О мерах по упорядочению государственного регулирования тарифов и надбавок и признании утратившими силу некоторых актов Губернатора Сахалинской области и Администрации Сахалинской области», которым определено осуществлять в Сахалинской области государственное регулирование тарифов и надбавок на услуги транспортных организаций, осуществляющих перевозки грузов, пассажиров и багажа морским транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В пункте 2 этого Постановления от 19 июня 2007 года № 115-па установлено, что предприятия и организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, оказывающие услуги по перевозке грузов, пассажиров и багажа морским транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления (изменения) тарифов и надбавок направляют в региональную энергетическую комиссию Сахалинской области соответствующее заявление с обосновывающими расчетами и пояснительной запиской для проведения экспертизы обоснованности расходов.
После проведения экспертизы при наличии оснований для установления или изменения тарифов региональной энергетической комиссией Сахалинской области вносится в Правительство Сахалинской области проект соответствующего решения об установлении или изменении тарифов.
В целях упорядочения государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров, багажа и грузов Постановлением Правительства Сахалинской области от 25 мая 2012 года № 242 «Об утверждении Порядка государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров, багажа и грузов, а также Перечней документов, представляемых для установления (изменения) тарифов» утвержден Порядок государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров, багажа и грузов (далее - Порядок).
Указанным Порядком предусмотрено, что в случае если инициатором предложения по установлению (изменению) тарифов является Перевозчик, то он представляет в Уполномоченный орган свои предложения и документы, предусмотренные в соответствующем перечне (пункт 5).
Рассмотрение предложения Перевозчика по существу производится Уполномоченным органом на основании документов и материалов, представленных Перевозчиком, а также на основании данных, имеющихся у Уполномоченного органа, в том числе использованных для установления действующих тарифов (пункт 7).
По результатам рассмотрения предложения Перевозчика по существу Уполномоченный орган вносит в Правительство Сахалинской области проект постановления Правительства Сахалинской области об установлении (изменении) тарифов на услуги, указанные в пункте 1 постановления администрации Сахалинской области от 19 июня 2007 года № 115-па, уведомив Перевозчика о величинах основных показателей его финансовой деятельности, учтенных в тарифах, либо направляет Перевозчику мотивированное уведомление об отсутствии оснований для установления (изменения) тарифов.
Методом государственного регулирования тарифов на перевозку является метод экономически обоснованных расходов (затрат) (пункт 10).
При использовании метода экономически обоснованных расходов тарифы рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки Перевозчика, осуществляющего регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида услуг, и расчетного объема производства соответствующего вида услуг за расчетный период регулирования (пункт 11).
В состав необходимой валовой выручки включаются экономически обоснованные затраты, связанные с осуществлением регулируемых видов деятельности и нормативная прибыль (пункт 12).
Экономически обоснованные затраты определяются с учетом условий заключенных Перевозчиком или планируемых к заключению договоров со сторонними организациями по предоставлению услуг, необходимых для осуществления регулируемой деятельности (пункт 12.1).
Уполномоченный орган при определении экономически обоснованных затрат не учитывает (исключает из расчетной базы) необоснованные расходы Перевозчика, вызванные отсутствием подтверждающих документов и расчетов, нерациональным использованием производственных ресурсов и финансированием за счет поступлений от оказания услуг, тарифы на которые подлежат государственному регулированию, иной деятельности, не относящейся к этим услугам (пункт 13).
В ходе исследования материалов тарифного дела установлено, что 12 мая 2017 года с инициативой пересмотра тарифов на перевозки грузов, пассажиров и багажа паромами на линии Ванино-Холмск (Холмск-Ванино) в уполномоченный орган Региональную энергетическую комиссию Сахалинской области (далее - Комиссия) обратилось ОАО «Сахалинское морское пароходство» (перевозчик), представив документы, обосновывающие свои предложения, дополненные по запросу Комиссии.
7 сентября 2017 года Региональная энергетическая комиссия Сахалинской области сообщила регулируемой организации о принятии к рассмотрению предложений по существу.
Среди представленных документов, подтверждающих расходы на заключение договоров перевозки пассажиров и багажа, в Комиссию представлен договор возмездного оказания услуг № от 1 октября 2010 года, по условиям которого ОАО «Сахалинское морское пароходство (Заказчик) и ООО «ДальСервис» (Исполнитель) в целях урегулирования отношений, связанных с организацией перевозок Заказчиком пассажиров на борту дизель-электроходов типа «Сахалин», осуществляющих перевозки по линии «Ванино-Холмск-Ванино», заключили возмездный договор по условиям которого заказчик поручил Исполнителю осуществление продажи пассажирских билетов на паромы на всей территории Российской Федерации и за ее пределами. Возникающие при продаже билетов отношения сторон являются Агентскими (пункт 1.1 договора).
В соответствии с пунктом 7.1 договора за оказание услуг, предусмотренных в пункте 1.1 договора на основании воинского перевозочного документа в отношении военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации и членов их семей и приравненных к ним категорий граждан, Заказчик уплачивает Исполнителю вознаграждение в размере, установленном в приложении «А» к договору, размер которого с 11 февраля 2014 года составляет 161,02 рубль за каждого пассажира.
Выплата вознаграждения за продажу Исполнителем билетов остальной категории пассажиров договором не предусмотрена, что само по себе не является основанием компенсации возникающих у Общества расходов за счет пассажиров.
В расчете статьи расходов «Навигационные расходы, судовые сборы, агентирование», представленном в Комиссию ОАО «Сахалинское морское пароходство», в строке 1.5 по статье агентское вознаграждение ВПД ВОСО со ссылкой на указанный договор возмездного оказания услуг № от 1 октября 2010 года и дополнительное соглашение к нему № от 11 февраля 2014 года предприятием заявлены расходы в размере 568873 рублей из расчета 161,02 рубль на одного пассажира по их количеству на уровне 2016 года.
В судебном заседании установлено, что эти расходы в полном объеме учтены в тарифах полномочным органом.
Таким образом, расходы на оформление билетов являются частью утвержденных тарифов на перевозку.
Иные расходы по предварительной продаже билетов пассажирам за наличный (безналичный) расчет перевозчиком не заявлялись, в расчет необходимой валовой выручки им не включались и подтверждающие тому документы в Комиссию не предоставлялись.
10 октября 2017 года проект постановления Правительства Сахалинской области «О тарифах на перевозки грузов, пассажиров и багажа паромами на линии Ванино-Холмск (Холмск-Ванино) в соответствии с процедурой согласования направлен в прокуратуру Сахалинской области, управление Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области и внесен в Правительство Сахалинской области.
17 октября 2017 года Комиссия проинформировала ОАО «Сахалинское морское пароходство» о результатах экспертизы, установившей рост тарифов на 3,9%, подготовки проекта постановления и направления его на согласование. Одновременно перевозчику направлены основные показатели финансовой деятельности ОАО «Сахалинское морское пароходство», учтенные в тарифах.
24 ноября 2017 года проект постановления подписан председателем Правительства.
Изложенное свидетельствует о соблюдении административным ответчиком требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия Правительства Сахалинской области на регулирование тарифов на перевозки пассажиров и багажа паромами на линии Ванино - Холмск (Холмск - Ванино), процедуру принятия оспариваемого в части Постановления и введения его в действие.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации по договору морской перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения и в случае сдачи пассажиром багажа также доставить в пункт назначения багаж и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную за проезд плату, при сдаче багажа и плату за провоз багажа.
В силу части 2 указанной статьи Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации ООО «ДальСервис» является перевозчиком как лицо, заключающее договоры морской перевозки пассажира.
Административным истцом не оспаривалось, что продажа всех билетов по рассматриваемому направлению осуществляется исключительно ООО «ДальСервис» с взиманием сборов за их продажу. Фактический перевозчик продажу билетов не ведет.
В силу статьи 179 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации заключение договора морской перевозки пассажира удостоверяется билетом.
Такое правовое регулирование дает основание относить расходы по заключению договора перевозки или продажи билетов (содержание помещений билетных касс, заработная плата персонала, услуги связи и другие) ко всем расходам, составляющим тариф (содержание флота, оплата труда, топливо, материалы и другое).
Это согласуется и с позицией фактического перевозчика, который заявил для включения в тариф расходы Пароходства на агентское вознаграждение в сумме 568873 рубля, учтенные Комиссией в полном объеме.
Таким образом, Правительство Сахалинской области обоснованно ограничило цены на услуги перевозчика ООО «ДальСервис» на уровне утвержденных тарифов. Доводы административного истца о противоречии пункта 4 Приложения 1 к постановлению Правительства Сахалинской области от 24 ноября 2017 года № 547 пункту 1 статьи 424, пункту 1 статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации не нашли своего подтверждения.
Согласно положениям части 2 статьи 181 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации плата за проезд пассажира и плата за провоз его багажа транспортом общего пользования определяются на основании тарифов, утвержденных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Обращение ОАО «Сахалинское морское пароходство» от 12 мая 2017 года в полномочный орган о пересмотре ранее установленных тарифов, подтверждает осуществление данным лицом регулируемых перевозок любого гражданина или юридического лица.
Вопреки доводам административного искового заявления отсутствие опубликованного перечня организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, не является препятствием к принятию оспариваемого в части Постановления.
Анализ положений пункта 4 Приложения 1 к постановлению Правительства Сахалинской области от 24 ноября 2017 года № 547 и в целом этого нормативного правового акта не позволяет прийти к выводу об ограничении Правительством Сахалинской области возможности оказания административным истцом дополнительных услуг пассажирам и получения платы за это. Доводы ООО «ДальСервис» о его противоречии пункту 4 статьи 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункту 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 августа 2009 года № 676 «О Правилах обслуживания пассажиров и оказания иных услуг, обычно оказываемых в морском порту и не связанных с осуществлением пассажирами и другими гражданами предпринимательской деятельности», не состоятельны. Часть 1 статьи 181 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации спорные правоотношения не регулирует.
Приведенная представителем административного истца аналогия права в области регулирования воздушных перевозок пассажиров, напротив опровергает его доводы, где взимание сборов в области гражданской авиации имеет нормативное закрепление в соответствующих Приказах Министерства транспорта Российской Федерации, допускающих включение (не включение) в тариф сбор за оформление билета.
Таким образом, в ходе разрешения дела судом обоснованность заявленного требования не нашла своего подтверждения, противоречия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не установлено.
При таких данных суд приходит к выводу о соответствии пункта 4 приложения № 1 к постановлению Правительства Сахалинской области от 24 ноября 2017 года № 547 «О тарифах на перевозки грузов, пассажиров и багажа паромами на линии Ванино-Холмск (Холмск-Ванино)» действующему законодательству и находит административные исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 174 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
в удовлетворении административного иска общества с ограниченной ответственностью «ДальСервис» об оспаривании пункта 4 приложения № 1 к постановлению Правительства Сахалинской области от 24 ноября 2017 года № 547 «О тарифах на перевозки грузов, пассажиров и багажа паромами на линии Ванино-Холмск (Холмск-Ванино)», отказать.
Сообщение о принятии решения суда опубликовать в газете «Губернские ведомости» в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
Сахалинского областного суда Крылов Н.А.
В окончательной форме решение суда принято 26 марта 2018 года.
Дело №3а- 4/2018