Дело № 3а-4/2021 (3а-65/2020)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Якутск 21 января 2021 года
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе
судьи Дьяконовой З.С.,
при секретаре Осиповой Е.П.,
с участием прокурора Никифоровой М.В.,
представителя административного ответчика ФИО1,
представителя заинтересованного лица, Департамента земельных и имущественных отношений Окружной администрации города Якутска ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Первая башенная компания» о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим подпункт 13.5.5 пункта 13 приложения №2 к нормативному правовому акту Якутской городской думы от 20 ноября 2013 года №157-НПА «Об утверждении базовых ставок, льгот и сроков внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе «город Якутск»,
установил:
Решением Якутской городской Думы от 20 ноября 2013 года № 157- НПА утвержден нормативный правовой акт «Об утверждении базовых ставок, льгот и сроков внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе «город Якутск».
Акционерное общество «Первая башенная компания» обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к Якутской городской Думе о признании недействующим подпункт 13.5.5 пункта 13 приложения №2 к указанного нормативному правовому акту.
В обоснование ссылается на то, что административный истец по договорам аренды с ДИЗО ОА г. Якутска является арендатором земельных участков. Арендная плата по данным договорам установлена с учетом базовой ставки арендной платы в зависимости от вида деятельности арендатора. Оспариваемым подпункт ом 13.5.5. пункта 13 приложения № 2 к НПА №157 предусмотрена базовая ставка арендной платы в размере 25 % за земельные участки, предназначенные для полос отвода водных путей, трубопроводов (земельные участки для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов), кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, не относящихся к объектам федерального, либо регионального, либо местного значения.
По мнению административного истца, данная норма не соответствует принципу экономической обоснованности, установленному Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской федерации» (далее - Правила, Постановление Правительства РФ № 582). Считает, что базовая ставка арендной платы установлена административным ответчиком без экономического обоснования, без анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка.
Просит признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим подпункт 13.5.5 пункта 13 приложения №2 к нормативному правовому акту Якутской городской думы от 20 ноября 2013 года №157-НПА (в ред. нормативных правовых актов Якутской городской думы от 09.09.2015 г.№257-НПА, от 23.11.2016 №310-НПА, от 27.11.2019 *№246-НПА) для земель населенных пунктов с момента его принятия. Возложить на административного ответчика опубликовать сообщение о решении суда в официальном средстве массовой информации в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Взыскать с административного ответчика в пользу административного истца государственную пошлину в размере 4500 руб.
Исковые требования были уточнены. Истец просит признать оспариваемый подпункт 13.5.5 пункта 13.5 Приложения №2 противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части слов: «для земельных участков, предназначенных для размещения кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, не относящихся к объектам федерального, либо регионального, либо местного значения». Представитель истца пояснил, что оспариваемый пункт в части установления базовой ставки в размере 25% при аренде земельных участков, предназначенных для полос отвода водных путей, трубопроводов, газопроводов и нефтепроводов, не применяется к истцу, его прав не нарушает.
В судебном заседании 14 января 2021 года представитель истца поддержал уточненные исковые требования. Пояснил, что представленное ответчиком финансово-экономическое обоснование не содержит анализ и оценку экономических, природных и иных ценообразующих факторов, влияющих на доходность земельных участков, расположенных на территории городского округа «город Якутск», а также достоверных факторов, влияющих на доходность земельных участков. Он не содержит экономического обоснования значений ставок арендной платы, который
должен быть осуществлен на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
Представитель Якутской городской Думы просит отказать в удовлетворении исковых требований. Пояснил, что базовые ставки арендной платы за земельные участки утверждены на основании финансово- экономического обоснования базовых ставок арендной платы, размера льгот и пени за земельные участки, расположенные на территории городского округа «...........
Представитель заинтересованного лица Окружной администрации города Якутска также считает, что в удовлетворении иска следует отказать, ссылаясь на те же основания, на которые указал представитель ответчика. В отзыве на административное исковое заявление представитель заинтересованного лица - ДИЗО ОА г. Якутска указывает, что при установлении ставок арендной платы учитывались основные положения сценариев подходов социально-экономического развития ГО «Город Якутск» на среднесрочную перспективу, состояние и прогноз основных показателей экономики г. Якутска, платежеспособности арендаторов и др. Таким образом, оспариваемый пункт нормативного правового акта, по мнению представителя заинтересованного лица, соответствует действующему законодательству.
Прокурор дал заключение об удовлетворении требований истца, поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части противоречит нормам федерального законодательства.
Выслушав представителя ответчика, заинтересованного лица, заключение прокурора, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований по следующим основаниям.
В соответствии пунктами "в", "г", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей; разграничение государственной собственности; земельное законодательство.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" " распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Согласно п. 3 ст. 39.7 ЗК РФ, если иное не установлено данным кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Положениями ст. 10.1 ЗК РФ предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные данным кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с приведенными нормами Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.01.2008 № 26 (последняя редакция от 09.04.2016) "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена» (далее Постановление Правительства РС(Я) № 26) полномочиями по установлению порядка определения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, наделено Правительство Республики Саха (Якутия), а полномочиями по утверждению базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена наделены органы местного самоуправления муниципальных образований.
Пунктом 1.1 Положения о Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, утв. постановлением Правительства РС(Я) № 26 установлено, что размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее - земельные участки), определяется как произведение кадастровой стоимости земельного участка на базовую ставку арендной платы, утвержденную в установленном порядке органом местного самоуправления.
Базовая ставка арендной платы за земельные участки определяется как соответствующая процентная доля кадастровой стоимости земельного участка и не может быть ниже ставки земельного налога за аналогичный по целевому назначению и виду разрешенного использования земельный участок. Установлено, что при определении базовой ставки арендной платы необходимо руководствоваться принципом экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Якутской городской Думой принят нормативный правовой акт «Об утверждении базовых ставок, льгот и сроков внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе «город Якутск», утвержденный решением Якутской городской Думы от 20 ноября 2013 года (далее - НПА № 157)
Нормативный правовой акт опубликован в газете «Эхо столицы» № 95 22 ноября 2013 г.
Данным нормативным правовым актом утвержден состав видов разрешенного использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "город Якутск", согласно приложению N 1 к настоящему нормативному правовому акту, а также утверждены базовые ставки арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "город Якутск", согласно приложению N 2 к настоящему нормативному правовому акту.
Пунктом 13.5. Приложения №1 к НПА № 157 был определен такой вид разрешенного использования как: «земельные участки, предназначенные для полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений (земельные участки для полос отвода и охранных зон железных дорог; земельные участки для полос отвода автомобильных дорог и придорожных полос; земельные участки для полос отвода водных путей; земельные участки для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов; земельные участки, предназначенные для полос отвода кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений). Согласно подпункту 13.5 пункта 13 Приложения № 2 к НПА № 157 базовая ставка арендной платы в отношении вышеназванных земельных участков составляла 24%.
Нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 09 сентября 2015 г. N 257-НПА, опубликованным в "Эхо столицы" 15 сентября 2015 г., в НПА № 157 внесены изменения. Приложение N 2 дополнено положением о Базовой ставке арендной платы, соответствующей классификатору видов разрешенного использования, за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа «город Якутск». Определено, что указанные ставки применяются в случае оформления договора аренды земельного участка с установленным видом разрешенного использования в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования".
Этим же нормативным актом была установлена базовая ставка в размере 25% арендной платы в отношении земельных участков, указанных подпункте 13.5 пункта 13 НПА № 157.
Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 08 сентября 2016 г. (№74-АПГ16-6) пункт 13.5 приложения №1 к Постановлению N 257-НПА от 09 сентября 2015 г. в части установления базовой ставки арендной платы за земельные участки из состава земель населенных пунктов в размере 25% признаны недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
23 ноября 2016 г. нормативным правовым актом Якутской городской Думы N 310-НПА в НПА № 157 внесены изменения в пункт 13 приложения № 2. Изменения опубликованы в "Эхо столицы" 29 ноября 2016 г., вступили в силу со дня официального опубликования и распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 8 сентября 2016 года.
В соответствии с внесенными изменениями (подпункт 13.5.5 пункта 13 Приложения №2) базовая ставка арендной платы за земельные участки, предназначенные для полос отвода водных путей, трубопроводов (земельные участки для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов), кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, не относящихся к объектам федерального, либо регионального, либо местного значения составила 25%.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Судом установлено, что 07 августа 2012 г. между ОАО «********» (Арендатор) и ДИЗО ОА г. Якутска (Арендодатель) заключен договор № ... аренды земельного участка с кадастровым № ..., расположенного по адресу: .........., площадью *** кв.м, с видом использования «под строительство антенномачтового сооружения и размещения контейнера» (код целевого назначения участка - 13.5) на срок с 07 августа 2012 года по 07 августа 2015 года. Согласно приложению к договору - расчету оплаты за землю за 2012 г. арендная плата была установлена в размере 24% от кадастровой стоимости земельного участка. Пунктом 6.2 договора предусмотрено, что если Арендатор продолжает пользоваться земельным участком после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны Арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
07 июня 2013 г. между ОАО «********» (Арендатор) и ДИЗО ОА г. Якутска (Арендодатель) заключен договор № ... аренды земельного участка с кадастровым № ..., расположенного по адресу: .........., площадью *** кв.м, с видом использования «под строительство антенно-мачтового сооружения и размещения контейнера» (код целевого назначения участка - 13.5) на срок с 07 июня 2013 года по 07 июня 2016 года. Согласно приложению №3 - расчету оплаты за землю за 2013 г. арендная плата установлена в размере 24% от кадастровой стоимости земельного участка. Пунктом 6.2 договора предусмотрено, что договор прекращает свое действие по окончании его срока, а также в любой срок по соглашению сторон.
24 сентября 2013 г. между ОАО «********» (Арендатор) и ДИЗО ОА г. Якутска (Арендодатель) заключен договор № ... аренды земельного участка с кадастровым № ..., расположенного по адресу: .........., площадью *** кв.м, с видом использования «под размещение оборудования базовой станции сотовой связи, без права капитального строительства» (код целевого назначения участка - 13.5) на срок с 24 сентября 2013 года по 24 сентября 2016 года. Согласно приложению № ... - расчету оплаты за землю за 2013 г. арендная плата установлена в размере 24% от кадастровой стоимости земельного участка. Пунктом 6.2 договора предусмотрено, что договор прекращает свое действие по окончании его срока, а также в любой срок по соглашению сторон.
12 ноября 2013 г. между ОАО «********» (Арендатор) и ДИЗО ОА г. Якутска (Арендодатель) заключен договор № ... аренды земельного участка с кадастровым № ..., расположенного по адресу: .........., площадью *** кв.м, с видом использования «под установку объекта связи, без права капитального строительства» (код целевого назначения участка - 13.5) на срок с 12 ноября 2013 года по 12 ноября 2016 года. Согласно приложению №3 - расчету оплаты за землю за 2013 г. арендная плата установлена в размере 24% от кадастровой стоимости земельного участка. Пунктом 6.2 договора предусмотрено, что договор прекращает свое действие по окончании его срока, а также в любой срок по соглашению сторон.
Внеочередным общим собранием акционеров ПАО «********» 16 сентября 2016 г. составлен Передаточный акт при реорганизации ПАО «********» в форме выделения из него АО «ПБК», в соответствии с которым ПАО «********» передал часть имущества, прав, обязанностей и обязательств АО «Первая Башенная компания». Из приложения, являющегося неотъемлемой частью Передаточного акта, следует, что в перечень договоров, по которым правопреемником будет выступать АО «Первая Башенная компания», или по группам таких договоров, включены, в том числе вышеуказанные договоры аренды земельных участков.
Согласно представленным актам сверки за период с 2014 по 2020 годы, расчетам оплаты за землю за 2020 г. (за период с 01 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г.) по договорам № ..., № ..., № ..., № ... арендная ставка за земельные участки рассчитана исходя из базовой ставки 25%. Таким образом, установлено, что фактически АО «Первая Башенная компания» продолжает пользоваться земельными участками за плату в соответствии с вышеназванными договорами аренды. При этом, в расчете за 2020 г. указан вид разрешенного использования - 13.5.5, базовая ставка 25%, а не 13.5 с базовой ставкой 24%.
Указанное свидетельствует о том, что к АО «Первая Башенная компания» применен оспариваемый в части нормативный правовой акт.
Полагая пункт 13.5.5 Приложения №2 НПА №157, внесенный в НПА № 157 нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 23 ноября 2016 N 310-НПА, противоречащим федеральному законодательству, АО «Первая Башенная компания» обратилось с административным исковым заявлением в суд. Уточнив требования, административный истец просит признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим оспариваемый пункт в части земельных участков, предназначенных для размещения кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, не относящихся к объектам федерального, либо регионального, либо местного значения.
Суд приходит к выводу, что спорный нормативно-правовой акт принят ответчиком в пределах компетенции, по установленной форме, с соблюдением процедуры, опубликован в установленном порядке. Вместе с тем оспариваемый пункт противоречит нормам законодательства большей юридической силы, не отвечает принципу экономической обоснованности, по следующим основаниям.
В силу абзаца третьего пункта 2 статьи 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Пунктом 2 Постановления Правительства РС(Я) № 26 рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных образований утверждать базовые ставки арендной платы за земельные участки по классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540.
Федеральным органом исполнительной власти, которому предоставлено полномочие по утверждению классификатора видов разрешенного использования земельных участков, является Министерство экономического развития Российской Федерации (пункт 1, подпункт 5.2.28(9) Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее - Классификатор).
Классификатор определяет виды разрешенного использования земельных участков, его нормы распространяются на сферу земельных отношений.
Строка с кодом (числовым обозначением) вида разрешенного использования земельного 6.8 Классификатора имеет наименование вида разрешенного использования земельного участка «********», описание: «Размещение объектов связи, радиовещания, телевидения, включая воздушные радиорелейные, надземные и подземные кабельные линии связи, линии радиофикации, антенные поля, усилительные пункты на кабельных линиях связи, инфраструктуру спутниковой связи и телерадиовещания, за исключением объектов связи, размещение которых предусмотрено содержанием видов разрешенного использования с кодами 3.1.1, 3.2.3».
Пунктом 6.8 Приложения №2 НПА №157, введенным нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 09 сентября 2015 г. N 257- НПА, базовая ставка арендной платы за земельные участки под размещение объектов связи, радиовещания, телевидения, включая воздушные радиорелейные, надземные и подземные кабельные линии связи, линии радиофикации, антенные поля, усилительные пункты на кабельных линиях связи, инфраструктуру спутниковой связи и телерадиовещания, за исключением объектов связи, размещение которых предусмотрено содержанием ВРИ с кодом 3_1 установлена в размере 16%.
Между тем в отношении административного истца применяется подпункт 13.5.5 пункта 13 Приложения №2, согласно которому за земельные участки, предназначенные, в том числе, для размещения кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, не относящихся к объектам федерального, либо регионального, либо местного значения, установлена базовая ставка 25%.
В соответствии со ст.ст. 22 и 65 ЗК РФ Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 N 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Постановление №582).
Согласно Постановлению №582 при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, арендная плата определяется исходя из основных принципов, в том числе принципа экономической обоснованности.
Принцип экономической обоснованности закреплен в Постановлении N 582 и означает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11 мая 2004 г. N 209-0, и с учетом схожести правового регулирования земельного налога и арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, т.е. основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должен проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
В данном случае в материалах дела отсутствуют доказательства проведения такой оценки.
Согласно представленному в материалы дела выписки из Финансово- экономического обоснования базовых ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (далее – ФЭО), подготовленного Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего профессионального образования ******** (ФГАОУ ВПО ********), для земельных участков, в том числе указанных в оспариваемом подпункте (стр. 60 ФЭО), предложено установить ставку в размере 25% для юридических лиц.
Анализ представленного ФЭО позволяет сделать вывод, что при определении базовых ставок арендной платы за земельные участки не рассматривался принцип экономической обоснованности, а учитывался только бюджетный интерес муниципального образования. ФЭО не содержит каких-либо расчетов, анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, предназначенных для кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, не относящихся к объектам федерального, либо регионального, либо местного значения. Базовые ставки арендной платы не дифференцированы по критериям, влияющим на доходность земельного участка. При подготовке указанного ФЭО также не принята во внимание дифференциация видов разрешенного использования земельных участков, определенные вышеприведенным Классификатором. Кроме того представленное заинтересованным лицом ФЭО поименовано также Научно- исследовательской работой, указан научный руководитель этой работы, без указания исполнителя, в связи с чем невозможно определить уровень квалификации исполнителя, имеет ли он профильное образование и соответствующий опыт.
Поскольку материалами дела доказано, что ответчиком, что при расчете базовых ставок арендных платежей не учитывались оценка местоположения, градостроительной ценности, данные об оценке доходности земельного участка, полученного арендатором от осуществления коммерческой деятельности на таком участке, о доле арендных платежей совместно с затратами арендатора, связанными с использованием этого земельного участка, о влиянии размера арендной платы на рентабельность деятельности по эксплуатации земельного участка и фактическую возможность арендатора уплачивать арендную плату, с учетом установленной ставки, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт противоречит действующему законодательству, а именно абзацу второму Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением N 582, то есть принципу экономической обоснованности.
Статья 178 КАС РФ, определяя круг вопросов, разрешаемых при принятии решения суда, в части 1 содержит предписание о принятии решения исключительно по заявленным административным истцом требованиям, предоставляя право выйти за пределы заявленных требований только в случаях, предусмотренных названным кодексом.
Рассмотрев дело в пределах заявленных уточненных требований истца, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований.
Пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом может быть принято решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с пунктом 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.
Поскольку оспариваемый истцом в части подпункт 13.5.5 пункта 13 приложения № 2 к нормативному правовому акту Якутской городской Думы от 20 ноября 2013 года № 157-НПА, применялся, и на его основании реализовывались права граждан и организаций, а также формировалась доходная часть бюджета муниципального образования, суд приходит к выводу о невозможности признания не действующей указанной нормы с момента ее принятия (в редакции НПА №310 от 23.11.2016).
В силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Согласно платежному поручению, заверенному банком АО КБ «Ситибанк», АО «Первая Башенная компания» уплачена государственная пошлина за подачу административного иска в размере 4500 руб. Принимая во внимание указанное, суд взыскивает с административного ответчика - Якутской городской Думы в пользу административного истца расходы по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Акционерного общества «Первая башенная компания» удовлетворить.
Признать недействующим и не подлежащим применению подпункт 13.5.5 пункта 13 Приложения 2 к нормативному правовому акту Якутской городской Думы от 20 ноября 2013 года № 157-НПА «Об утверждении базовых ставок, льгот и сроков внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе «город Якутск» в части слов: « для земельных участков, предназначенных для кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, не относящихся к объектам федерального, либо регионального, либо местного значения», с момента вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца после вступления в законную силу в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован оспоренный в части нормативный правовой акт.
Взыскать с административного ответчика Якутской городской Думы в пользу административного истца Акционерного общества «Первая башенная компания» государственную пошлину в размере 4500 руб.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда РС(Я): З.С.Дьяконова
Решение суда принято в окончательной форме 21 января 2021 года.