ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-4/202121 от 21.01.2021 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Дело №3а-4/2021 21 января 2021 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Архангельский областной суд в составе:

председательствующего судьи Панковой А.В.,

при секретаре ФИО12,

с участием прокурора ФИО13,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «РВК-Архангельск» о признании недействующим постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29 января 2020 г. №4-в/1 «Об утверждении производственной программы, установлении долгосрочных параметров, регулирования тарифов и тарифов на услуги по транспортировке сточных вод, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «ВодТрансСервис» на территории городского округа «Город Архангельск»,

установил:

Пунктами 1, 2, 3 постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29 января 2020 года №4-в/1 утверждена производственная программа, установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов и тарифы на услуги по транспортировке сточных вод, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «ВодТрансСервис» (далее - ООО «ВодТрансСервис») на территории городского округа «Город Архангельск». При установлении тарифа на услуги, оказываемые ООО «ВодТрансСервис» на период с 31 января 2020 года по 31 декабря 2020 года, НВВ общества определен в размере 80 212,95 тыс. руб.; объем принятых сточных вод для транспортировки - 2 632,087 тыс. куб.м.; тариф установлен в размере 30,48 руб./куб.м.

Оспаривая указанное постановление общество с ограниченной ответственностью «РВК-Архангельск» (далее ООО «РВК-Архангельск») ссылается на то, что общество определено гарантирующей организацией на территории муниципального образования «Город Архангельск». С учетом технологических особенностей организации системы водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования в процессе водоотведения обществом задействовано имущество, которое эксплуатируется, в том числе ООО «ВодТрансСервис». Считает, что установление тарифов ООО «ВодТрансСервис» 29 января 2020 года произведено агентством некорректно, с нарушением положений п. 8 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406, что нарушило права гарантирующей организации. Исходя из информации, предоставляемой ООО «ВодТрансСервис» агентству по объему транспортируемых сточных вод, транзитная организация занижает их объем, что с учетом установленной п. 29 Основ ценообразования и п. 96 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э, методологии расчета тарифа приводит к его завышению. По мнению административного истца стоимость мероприятий производственной программы ООО «ВодТрансСервис», исходя из сопоставления затрат с составом имущества, является либо завышенной, либо само мероприятие влечет реконструкцию и модернизацию объекта водоотведения, в связи с чем оно не может быть включено в производственную программу, а подлежит включению в состав инвестиционной программы. При расчете НВВ ООО «ВодТрансСервис» увеличился показатель удельного расхода электрической энергии, потребляемой в процессе транспортировки сточных вод с 0,444 до 0, 485 кВт-ч./куб.м. При этом мероприятия, направленные на повышение энергетической эффективности (замена насосных агрегатов, капитальный ремонт системы электроснабжения) не отображают возможную экономию в части снижения данного показателя. С учетом увеличения и уточнения требований просит признать недействующими пункты 1, 2, 3 оспариваемого постановления.

В судебном заседании представители административного истца ФИО14, ФИО15, ФИО16 требования поддержали. Полагают, что тарифным органом было необоснованно прекращено тарифное дело по заявлению транзитной организации, поскольку законом это не предусмотрено. Агентство должно было рассмотреть заявление об установлении тарифов на основании первично представленных транзитной организацией документов. Указали, что расчетный объем сточных вод, транспортируемых транзитной организацией, агентством определялся исходя из двух составляющих - участков канализационных сетей протяженностью 6,2 км и 15,3 км. В нарушение требований п. 4 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения № 1746-э, п.29 Основ ценообразования по сети 6,2 км значение объема сточных вод было определено как среднее арифметическое соответствующих объемов за период 2017-2019 годы. Данные по объему сточных вод по 2018 году были приняты агентством без учета изменения фактического объема принятых сточных вод с использованием приборов учет и без учета темпов изменения (снижения) объема оказанных услуг.

В качестве планового объема транспортируемых сточных вод в 2019 году по участку сетей протяженностью 15,3 км агентство приняло данные ООО «ВодТрансСервис», полученные расчетным путем методом интерполяции. Данная методика с учетом выводов, содержащихся в экспертном заключении, неприменима. Эксперт указал, что при данном расчете не принимались во внимание объемы сточных вод промышленных потребителей; в нарушение п. 64.1 Правил регулирования тарифов расчет не учитывает различия в технических характеристиках объектов водоотведения. Согласно выводам эксперта диаметр трубопроводов в Маймаксанском округе более чем в два раза превышает соответствующий диаметр в Северном округе, в связи с чем расчет планового объема принятых сточных вод в Маймаксанском округе нельзя считать достоверным.

Экспертным заключением выявлен повторный учет расходов по капитальному ремонту канализационного напорного коллектора от КНС лесопильного цеха № 1, при определении агентством необходимой валовой выручки осуществлен повторный учет затрат, что не соответствует пункту 21 Основ ценообразования. Работы, связанные с полной заменой сетей напорных канализационных коллекторов от КНС № 1,2,5,6,7, а также от КНС лесопильного цеха № 1, относятся к мероприятиям инвестиционной, а не производственной программы, поскольку мероприятиями предусмотрена либо сплошная замена труб, либо процент замены труб превышает значение 200 м на 1 км сети, что исключает отнесение данных работ к капитальному ремонту. Экспертом выявлено превышение сметной стоимости по причине некорректного примененных расценок и включения избыточных решений и объемов работ. Кроме того, выявлено превышение сметными расчётами величины, рассчитанной на основе укрупненных сметных нормативов. Соответственно, объемы работ по ремонту неправомерно включены в необходимую валовую выручку. Тарифы на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для регулируемого вида деятельности, и расчетного объема принятых сточных вод. Тариф, установленный агентством, с учетом выводов экспертизы не является экономически обоснованным. Оплата услуг за транспортировку сточных вод ООО «РВК-Архангельск» производится исходя из тарифа, установленного агентством, который является экономически необоснованным, расходы общества за счет установленного ему тарифа полностью покрыты быть не могут, в связи с чем это нарушает права общества, является дополнительной нагрузкой на население и бюджетную составляющую города и области.

Представители административного ответчика ФИО17, ФИО18 в судебном заседании административное исковое требование не признали, просили исключить экспертное заключение из числа доказательств по делу, поскольку в нем отсутствуют указания на то, каким из установленных законом методов регулирования пользовался эксперт при проведении судебной экспертизы. Указали, что поскольку ООО «ВодТрансСервис» регулируемую деятельность осуществляет с 16 декабря 2016 года, выполнить расчет объема сточных вод в соответствии с Методическими указаниями не представлялось возможным ввиду отсутствия фактических данных за полный 2016 год. Плановый объем транспортируемых сточных вод на 2020 год по канализационным сетям, эксплуатируемым ООО «ВодТрансСервис» с 2016 г. (протяженностью сетей 6,2 км), определен агентством в размере 1 790,369 тыс. куб. м как среднее арифметическое значение фактических объемов за последние три года (2017 - 2019 годы). Фактический объем сточных вод за 2017 год принят агентством в размере 1 322,576 тыс. куб. м на основании информации, размещенной ООО «ВодТрансСервис» на официальном сайте агентства (в подразделе «Раскрытие информации регулируемыми организациями» раздела «Раскрытие информации») в соответствии со Стандартами раскрытия информации. Фактический объем сточных вод за 2018 год принят агентством в размере 1 341,095 тыс. куб. м на основании данных ООО «ВодТрансСервис», с учетом представленной регулируемой организацией информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации (размещена на сайте ФАС России). Информация о фактических показателях по водоотведению за 2018 год в формате шаблона, направленная ООО «ВодТрансСервис» в орган регулирования, содержит сведения о том, что весь объем принятых сточных вод осуществлен по приборам учета. Фактический объем транспортируемых сточных вод за 2019 год принят агентством в размере 2 707,438 тыс. куб. м на основании информации, представленной ООО «РВК-Архангельск» в рабочем порядке на устный запрос агентства (сводная информация и копии счетов за 2019 год представлены в материалах тарифного дела).

Объем транспортируемых сточных вод по сетям, эксплуатацию которых ООО «ВодТрансСервис» начало с ноября 2019 года на 2020 год учтен агентством на уровне, предложенном организацией - 1 076,725 тыс. куб. м, поскольку информацией о фактических объемах транспортируемых сточных вод по указанным сетям агентство не располагало.

В соответствии с п. 4 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного приказом ФСТ России № 1151-э, в случае непредставления либо неполного представления материалов, орган регулирования рассматривает дело об установлении тарифов на основании имеющихся у органа регулирования сведений.

Таким образом, на основании имеющейся в распоряжении агентства информации плановый объем транспортируемых сточных вод на 2020 год принят агентством в размере 2 867,094 тыс. куб. м. Кроме того, принятый объем имеет плановое значение, которое подлежит корректировке на очередной период регулирования, а экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов, а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с Методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Агентством значение удельного расхода электрической энергии определено в размере 0,482 кВт-ч/куб. м, исходя из фактического объема потребленной электрической энергии за 2018 год в размере 646,097 тыс. кВт-ч и фактического объема транспортируемых сточных вод 1 341,095 тыс. куб. м на основании данных ООО «ВодТрансСервис», с учетом представленной информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации.

Поскольку иной информацией по объемам сточных вод за 2018 год, отличной от информации, размещенной ООО «ВодТрансСервис» в соответствии со Стандартами раскрытия информации, агентство не располагало, значение удельного расхода электрической энергии определено агентством согласно приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 162/пр.

Под реконструкцией линейных объектов согласно законодательству понимается изменение их параметров или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.

Исходя из предложения ООО «ВодТрансСервис» по расходам на капитальный ремонт эксплуатируемых объектов следует, что изменение параметров линейных объектов не предполагается, классификация объектов, назначение сетей не меняется.

Согласно пункту 3.11 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденному Постановлением Госстроя СССР № 279 к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов. Заявленные ООО «ВодТрансСервис» работы, учитывающие, в том числе, замену материала трубопроводов на более прочный и долговечный, улучшающий эксплуатационные показатели объекта, относятся к капитальному ремонту.

Поскольку укрупненные сметные нормативы по ремонтам федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, не утверждены, при расчете тарифов агентством затраты на ремонтные работы определялись с учетом представленной ООО «ВодТрансСервис» сметной стоимости таких работ. Необходимость проведения ремонтных работ ООО «ВодТрансСервис» подтверждена актами осмотра имущества с представителями администрации МО «Город Архангельск», в качестве подтверждения заявленных расходов на текущий и капитальный ремонт представлены локальные ресурсные сметные расчеты, конкурсная документация на проведение закупок (капитальный ремонт), копии договоров подряда на проведение капитального ремонта, заключенных с ООО «ОТДЕЛТРЕСТ» по результатам проведения конкурсных процедур, копии прайс-листов и иные подтверждающие документы. Расходы на капитальный ремонт напорного канализационного коллектора от КНС № 1, КНС № 2, КНС № 5, КНС № 6, КНС № 7 и прочих приняты агентством в соответствии с договорами подряда на проведение капитального ремонта, заключенными с ООО «ОТДЕЛТРЕСТ» по результатам проведения конкурсных процедур.

В производственной программе, утвержденной постановлением агентства № 4-в/1 протяженность сети 2318 п. м. вместо 1818 п. м. экспертом указана ошибочно, в данной части в постановление агентства № 4-в/1 будут внесены соответствующие изменения при корректировке установленных ООО «ВодТрансСервис» на 2021 г. тарифов на услуги по транспортировке сточных вод.

Положения Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя № 15/1, на которую в экспертном заключении ссылается эксперт, распространяются на предприятия строительного комплекса Российской Федерации, ООО «ВодТрансСервис» к таковым не относится.

Представители заинтересованного лица ООО «ВодТрансСервис» ФИО19, ФИО110 с иском не согласились, указали, что в мае 2020 г. с ООО «РВК-Архангельск» заключён договор оказания услуг на транспортировку сточных вод, которым определен объем оказываемых услуг. Этот объем полностью совпадает с объемом, который принят агентство по тарифам и ценам при расчете тарифа. Расчёты по объему сточных вод по канализационным сетям протяженностью 15 км. сделаны исходя из объема, зафиксированного в Северном округе. Объем транспортируемых сточных вод по Северному округу разделен на количество граждан, проживающих в нем и умножен на количество проживающих в Маймаксанском округе. Согласно п. 29 постановления Правительства РФ №776 при отсутствии прибора учёта, объем транспортируемых сточных вод берётся по данным гарантирующей организации. Определение объема сточных вод по сечению трубопровода предусмотрено только в случае, когда у абонента отсутствует прибор учёта. Применять подход, установленный законодателем для абонента, в отношении транзитной организации полагает неправильным. Используя подход, который изложил эксперт в экспертном заключении, можно определить только максимальный объем сточных вод, который может быть принят, однако он не будет равен объему сточных вод, которые общество транспортирует. Полагает, что экспертное заключение является недопустимым доказательством, так как из него не следует, что в случае применения способа, предложенного экспертом, итог расчёта объема сточных вод будет иным, чем объем, который был принят агентством. План текущего и капитального ремонта определен исходя из производственной необходимости транзитной организации. Обществом проведены конкурсы по заключению договоров на проведение капитального ремонта в определённых объемах, действия общества направлены на повышение качества обслуживания населения.

Заслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора ФИО13, полагавшего оспариваемое постановление противоречащим федеральному законодательству и подлежащим признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в части установления тарифа на транспортировку сточных вод на 2020 год, изучив материалы административного дела, тарифного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения урегулированы Федеральным законом от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования), Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом ФСТ от 27.12.2013 №1746-э (далее - Методические указания).

Частью 1 ст. 12 Закона № 416 определены полномочия органов местного самоуправления городских округов по определению для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения гарантирующей организации и установлении зоны ее деятельности.

В силу ч. 4 данной нормы закона и п. 76 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 № 644 (далее - Правила), абоненты, чьи объекты капитального строительства присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации, обязаны приобретать услугу по холодному водоснабжению и (или) водоотведению только у такой гарантирующей организации, независимо от того, кто фактически владеет и эксплуатирует отдельные элементы этой системы.

Иные организации водопроводно-коммунального хозяйства, которые эксплуатируют отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по водоподготовке, по транспортировке воды и (или) договор по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, а также иные договоры, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Гарантирующая организация обязана оплачивать указанные услуги по тарифам в сфере холодного водоснабжения и водоотведения (ч. 5 ст. 12 Закона № 416-ФЗ)

Судом установлено, что постановлением мэрии г. Архангельска от 30 января 2015 года № 72 «Об определении гарантирующих организаций для централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории муниципального образования «Город Архангельск» ООО «РВК-Архангельск» определено гарантирующей организацией на территории муниципального образования «Город Архангельск» с установлением зоны деятельности.

Из материалов дела следует, что ООО «ВодТрансСервис» осуществляет эксплуатацию канализационных сетей на основании договоров аренды, субаренды, заключенных с ООО «Специализированный транспорт» 5 мая 2016 года № 01А/ВКХ/2016 - протяженностью 6,2 км; 1 ноября 2019 года №03А/ВКХ/2019, 25 ноября 2019 года № 04А/ВКХ/2019 общей протяженностью 15,3 км.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.5, п.п. 1,2 ч.2 ст. 31 Закона № 416 к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно п. 5 Основ ценообразования после определения органами местного самоуправления поселений и городских округов гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения орган регулирования тарифов начиная с очередного периода регулирования устанавливает:

для гарантирующей организации - тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, используемые для расчетов между этой организацией и абонентами, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации;

для иных организаций водопроводно-коммунального хозяйства, осуществляющих регулируемую деятельность, - тарифы на транспортировку холодной воды, тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения, а также тарифы на питьевую воду и (или) на техническую воду - в зависимости от того, какой договор из числа предусмотренных ч. 5 ст. 12 Закона № 416 заключен между этой регулируемой организацией и гарантирующей организацией. Данные тарифы используются для расчетов регулируемой организации с гарантирующей организацией.

В силу подпункта 26 пункта 9 постановления Правительства Архангельской области от 18 декабря 2009 г. № 214-пп «Об утверждении Положения об агентстве по тарифам и ценам Архангельской области» агентство по тарифам и ценам Архангельской области (далее-тарифный орган) наделено полномочиями по утверждению производственных программ и тарифов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения.

30 апреля 2019 года ООО «ВодТрансСервис» обратилось в агентство по тарифам и ценам Архангельской области для установления тарифов на услуги по транспортировке сточных вод на очередной период регулирования 2020-2024 годы. В качестве метода регулирования организацией предложен метод индексации. 8 мая 2019 года агентством по своей инициативе открыто дело об установлении на 2020-2024 годы тарифов на услуги по транспортировке сточных вод в связи с не предоставлением ООО «ВодТрансСервис» в составе предложения ряда обосновывающих документов.

В связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2019 года № 855 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года №406, предусматривающих применение метода индексации при установлении (корректировке) тарифов на транспортировку сточных вод при протяженности сетей водоснабжения и (или) отведения, эксплуатируемых регулируемой организацией, превышающей 10 км, ООО «ВодТрансСервис» было предложено направить в орган регулирования предложение об установлении тарифов в соответствии с положениями Правил регулирования.

27 ноября 2019 года распоряжениями № 53-0/з и 460-о/в связи с непредоставлением обществом такого предложения, учитывая имеющуюся информацию о протяженности канализационных сетей, агентство прекратило рассмотрение тарифного дела, открытого методом индексации, и открыло новое тарифное дело об установлении тарифов по транспортировке сточных вод, выбрав в качестве метода регулирования метод сравнения аналогов.

16 декабря 2019 года с учетом поступивших возражений ООО «ВодТрансСервис» и дополнительно представленных документов о принятии в эксплуатацию на основании договоров субаренды имущества, с учетом которого протяженность канализационных сетей, эксплуатируемых организацией, составила 21,5 км, распоряжением агентства повторно, по инициативе органа регулирования, открыто дело об установлении тарифов на услуги по транспортировке сточных вод. В качестве метода регулирования выбран метод индексации, ООО «ВодТрансСервис» направлен запрос о предоставлении дополнительных документов, необходимых для расчета и установления тарифов. Распоряжением агентства от 31 декабря 2019 года срок рассмотрения дела по установлению тарифов продлен в связи с не предоставлением ООО «ВодТрансСервис» истребуемых документов.

Постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29 января 2020 года № 4-в/1 утверждены производственная программа ООО «ВодТрансСервис» на период с 31 января 2020 года по 31 января 2025 года (пункт 1 постановления), установлены и утверждены долгосрочные параметры регулирования тарифов на услуги по транспортировке сточных вод (пункт 2), тарифы на услуги по транспортировке сточных вод, оказываемые ООО «ВодТрансСервис» на территории городского округа «Город Архангельск» (пункт 3).

Таким образом, постановление принято уполномоченным органом, официально опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 31 января 2020 г. Порядок принятия и опубликования оспариваемого постановления был соблюден.

Постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 15 декабря 2020 года № 67-в/20 в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29 января 2020 года № 4-в/1 внесены изменения в части планируемого объема транспортировки сточных вод, тарифа на услуги по транспортировке сточных вод на 2021 год, раздел третий приложения № 1, приложение № 3 изложены в новой редакции.

Постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области Постановление вступило в силу с 01 января 2021 года, опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации

Предметом рассмотрения дела является постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области в редакции от 29 января 2020 года № 4-в/1.

Поскольку между ООО «ВодТрансСервис» и ООО «РВК-Архангельск» заключен договор на оказание услуг по транспортировке сточных вод, пунктом 5.2 которого предусмотрена оплата услуг транзитной организации по тарифу, установленному агентством по тарифам и ценам Архангельской области, административный истец вправе оспаривать вышеуказанный нормативный акт.

Из пояснений сторон в судебном заседании, представленных документов следует, что расчеты за услуги, оказанные ООО «ВодТрансСервис» ООО «РВК-Архангельск» в 2020 году окончательно не произведены, следовательно, установленный ООО «ВодТрансСервис» постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области 29 января 2020 года № 4-в/1 тариф на транспортировку сточных вод затрагивает права административного истца.

Оценивая доводы представителей административного истца относительно необоснованного прекращения 27 ноября 2019 года рассмотрения тарифного дела, установления агентством по тарифам и ценам Архангельской области тарифа после 20 декабря 2019 года, суд приходит к следующему.

Согласно п. 8 Правил регулирования тарифы устанавливаются органами регулирования тарифов до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего началу очередного периода регулирования, в соответствии с регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 16 июля 2014 года № 1154-э (далее - Регламент).

Положениями Регламента не предусмотрены основания для прекращения рассмотрения тарифного дела, а также возможность продления срока рассмотрения тарифного дела для организаций, в отношении которых ранее осуществлялось государственное регулирование тарифов. Вместе с тем, допущенные агентством нарушения в указанной части, а также принятие тарифным органом решения об установлении тарифов 29 января 2020 года, с учетом дополнительно представленных, как транзитной, так и гарантирующей организациями документов, при введении тарифов в действие с 31 января 2020 года, права административного истца не нарушают. Данные обстоятельства на экономическую обоснованность утвержденных тарифов не влияют.

Относительно соответствия содержания оспариваемых положений нормативного правового акта законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пунктам 29, 74 Основ ценообразования тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего вида регулируемой деятельности, и расчетного объема отпуска воды. При установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

В соответствии с пунктами 58, 75, подпунктом 2 «а» пункта 79, пунктом 79(1). Основ ценообразования при применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, к которым, в том числе, относится базовый уровень операционных расходов, включаемых в текущие расходы регулируемой организации, показатели энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии).

Согласно экспертному заключению тарифного органа базовый уровень операционных расходов на 2020 год определен в соответствии с пунктами 60, 61 Основ ценообразования в размере 70 358, 05 тыс. руб., включая, в том числе, ремонтные расходы в размере 46 172, 30 тыс. руб. Удельный расход электрической энергии на долгосрочный период регулирования определен в размере 0,482 кВт.ч/куб.м. Тарифы на услуги по транспортировке сточных вод на 2020 год агентством установлены в размере 30,48 руб., расходы на приобретение электрической энергии определены в размере 11 379,85 тыс. руб.

По ходатайству представителей административного истца судом по вопросу экономической обоснованности установленных оспариваемым постановлением тарифов назначена судебно-экономическая экспертиза, производство которой поручено ООО «Новый элемент». Судом экспертной организации предоставлены материалы административного дела в полном объеме, материалы тарифного дела.

Оспаривая экономическую обоснованность тарифов по транспортировке сточных вод, административный истец указывает на неправильное определение агентством объема сточных вод, которое произведено без учета перехода ООО «ВодТрансСервис» от применения расчетных способов определения количества поданной воды к использованию приборов учета сточных вод. Указанные доводы суд полагает заслуживающими внимания.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды за последний отчетный год.

Расчетные объемы определяются органом регулирования с учетом предоставленной регулируемыми организациями информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 г. N 6 (далее - Стандарты), на основе баланса водоснабжения, предоставляемого регулируемой организацией (пункт 5 Методических указаний), а также расчета объема оказываемых услуг отдельно по регулируемым видам деятельности, предусмотренным Законом о водоснабжении, с обоснованием объемов собственного потребления воды и потерь при транспортировке воды по водопроводным (канализационным) сетям (подпункт «з» пункта 17 Правил регулирования тарифов).

В соответствии с п. 4 Методических указаний расчетный объем отпуска воды, объем приятых сточных вод, оказываемых услуг устанавливаются на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования) в соответствии с приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).

Согласно пунктам 8, 9 Методических указаний расчет объема принятых сточных вод на очередной год осуществляется в соответствии с формулами (1) и (1.1), с использованием данных о фактическом объеме принимаемых сточных вод и динамики объема принимаемых сточных вод за последние 3 года, а также информации об объеме сточных вод, принимаемых от новых абонентов, объекты которых подключены (планируется подключить) к централизованной системе водоотведения и информации об объеме сточных вод, принимавшемся от абонентов, водоотведение которых прекращено (планируется прекратить).

В случае, если канализационные выпуски абонента не оборудованы приборами учета сточных вод, объем принятых сточных вод в целях расчета тарифов определяется в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. N 776 и в соответствии с объемами, определенными в договорах водоотведения, единых договорах водоснабжения и водоотведения.

Плановый объем транспортируемых сточных вод на 2020 год по канализационным сетям, эксплуатируемым ООО «ВодТрансСервис» с 2016 протяженностью 6,2 км. определен агентством как среднее арифметическое фактических объемов за 2017-2019 годы в размере 1 790,369 тыс. куб. м. исходя из показателей за 2017 год в объеме 1 322,576 тыс. куб. м согласно информации, представленной ООО «ВодТрансСервис»; за 2018 год – в объеме 1 341,095 тыс. куб. м. исходя из информации, предоставленной ООО «ВодТрансСервис» в соответствии со Стандартами раскрытия информации; за 2019 год - в объеме 2 707,438 тыс. куб. м. на основании копий счетов, предоставленных ООО «РВК-Архангельск».

Плановый объем транспортируемых сточных вод по канализационным сетям, эксплуатация которых осуществлялась ООО «ВодТрансСервис» с ноября 2019 года (протяженностью 15,3 км.) принят агентством в объеме, предложенном ООО «ВодТрансСервис» - 1 076,725 тыс. куб.м., в связи с отсутствием информации о фактических объемах транспортируемых сточных вод, поскольку ранее сети не эксплуатировались регулируемыми организациями. Согласно расчету ООО «ВодТрансСервис данный объем сточных вод определен на основе объема транспортируемых сточных вод в Северном округе, утвержденного агентством при корректировке производственной программы общества на 2019 год. Определенная путем деления объема сточных вод, установленного для Северного округа, на количество проживающего в округе населения на 2016 год средняя величина сточных вод на одного человека, умножена на количество жителей Маймаксанского округа.

На 2020 год плановый объем транспортируемых сточных вод агентством принят в размере 2 867,094 тыс. куб. м (1790,369 + 1 076,725) при предложении ООО «ВодТрансСервис - 2 330,725 тыс. куб. м. На период с 31 января 2020 года по 31 декабря 2020 года объем составил 2 632,087 тыс. куб. м.

Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 07.02.2019 по делу № А05-13630/2018 удовлетворены требования ООО «ВодТрансСервис», МУП «Водоочистка» обязано принять для коммерческого учета и для расчетов за услуги по транспортировке сточных вод узлы учета сточных вод, установленные в зданиях: КНС №7А с 01.08.2018; КНС № 5 с 15.08.2018; КНС № 2 с 07.09.2018; КНС № 6 с 30.10.2018; КНС № 1 с 12.11.2018.

Как следует из пунктов 14, 16, 17, 25 Правил регулирования тарифов, пунктов 7, 15 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 16 июля 2014 г. N 1154-э, решения правления регулирующего органа об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения принимаются на основе анализа представленных регулируемой организацией обосновывающих материалов и экспертного заключения регулирующего органа.

Агентством объем сточных вод на 2018 год в объеме 1 341,095 тыс. куб. м. определен на основании представленной ООО «ВодТрансСервис» информации, содержащей сведения об определении данного объема по приборам учета, которая принята как достоверная.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, указанные сведения не являются достоверными. Согласно представленным административным истцом сведениям, объем сточных вод по приборам учета за 2018 год составил 2 405 074,04 тыс. куб. м. (т. 5 л.д. 146). Данное обстоятельство стороной административного ответчика, заинтересованного лица не опровергнуто.

Объем, указанный обществом, агентством не проверен. Поскольку на регулирующий орган возложено бремя доказывания, административный ответчик должен подтвердить достоверность использованных при расчете данных. В экспертном заключении обоснование расчета объема принятых сточных вод отсутствует, что свидетельствует о несоблюдении тарифным органом требований п. 26 Правил регулирования тарифов, согласно которому экспертное заключение органа регулирования тарифов должно содержать анализ обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг.

Примененная агентством методика расчета объема сточных вод как среднее арифметическое фактических объемов транспортируемых сточных вод за 2017-2019 годы Методическими указаниями не предусмотрена, принятый тарифным органом расчет объема сточных вод по канализационным сетям (протяженностью 15,3 км.), произведенный ООО «ВодТрансСервис» положениям п. 9 Методических указаний не соответствует.

Согласно экспертному заключению ООО «Новый элемент» определенный агентством ООО «ВодТрансСервис» плановый объем принятых сточных вод на 2020 год не может считаться достоверным и положенным в основу расчета оспариваемых тарифов поскольку он рассчитан с применением методики, не предусмотренной законодательством, расчет не соответствует пункту 29 Основ ценообразования, пунктам 4, 5, 8 Методических указаний.

Доводы стороны административного ответчика о невозможности применения данных положений, поскольку регулируемую деятельность ООО «ВодТранСервис» осуществляет с декабря 2016 года, несостоятельны, поскольку в соответствии с пунктом 5 Методических указаний в случае, если данные об объеме отпуска воды в предыдущие годы недоступны, темп изменения (снижения) потребления воды рассчитывается без учета этих лет.

Плановый объем принятых сточных вод по канализационным сетям, эксплуатацию которых транзитная организация начала осуществлять с ноября 2019 года по договору аренды от 01.11.2019 № 03А/ВКХ/2019 и Договору субаренды от 25.11.2019 № 04А/ВКХ/2019 (общей протяженностью 15,3 км) не является достоверным.

Судом установлено, что данные объекты не оборудованы приборами учета объема принимаемых сточных вод, имущество ранее не эксплуатировалось регулируемыми организациями, договор транспортировки сточных вод на дату принятия оспариваемого тарифного решения не был заключен. С учетом указанного, объем принятых сточных вод для расчета тарифов, исходя из положений пункта 9 Методических указаний, подлежал определению в соответствии с пунктами 25, 27 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. № 776 (далее – Правила), то есть расчетным способом, путем суммирования объема сточных вод, который отведен абонентами и объема поверхностных сточных вод, принимаемых транзитной организацией, определяемого в соответствии с методическими указаниями по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утверждаемыми Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Расчет объема сточных вод, предложенный транзитной организацией и принятый агентством, вышеуказанным положениям не соответствует. Кроме того, согласно экспертному заключению ООО «Новый элемент» при расчете планового объема сточных вод агентством и транзитной организацией не учтены объемы стоков промышленных потребителей.

Поскольку объем услуги по транспортировке сточных вод является одним из определяющих элементов при определении размера тарифа, то его определение с применением методики, не предусмотренной законодательством, не может свидетельствовать об экономической обоснованности утвержденного агентством тарифа на транспортировку сточных вод.

Расчет объема сточных вод по Маймаксанскому району, приведенный в экспертном заключении ООО «Новый элемент», суд полагает необоснованным, поскольку он произведен с учетом метода учета пропускной способности канализационных сетей, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17.10.2014 № 641/пр, который подлежит применению, согласно пункту 24 Правил, при самовольном подключении и (или) пользовании централизованной системой водоотведения.

Согласно пункту 64 Основ ценообразования расходы на приобретение электрической энергии (мощности) включаются в необходимую валовую выручку в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию (мощность) в расчете на объем поданной воды (принятых сточных вод) и объем используемой мощности, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

Удельный расход электроэнергии относится к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым при установлении тарифов с использованием метода индексации, устанавливается в производственной программе и учитывается при определении расходов на приобретение электрической энергии (подпункт «г» пункта 79 Основ ценообразования, подпункт 4 пункта 84 Методических указаний,). Удельный расход электроэнергии рассчитывается как отношение объема электроэнергии к объему отпущенной в сеть воды (принятых сточных вод).

Значение удельного расхода электрической энергии в размере 0,482 кВт•ч/м3 определено агентством на весь период действия производственной программы ООО «ВодТранСервис» исходя из фактического объема потребленной электрической энергии за 2018 год в размере 646,097 тыс. кВт•ч и фактического объема транспортируемых сточных вод в объеме 1 341,095 тыс. куб.м. Плановое значение расходов на приобретение электрической энергии на 2020 год, определенное Агентством, составляет 11 379,85 тыс. руб. и рассчитано как произведение значения удельного расхода электрической энергии в размере 0,482 кВт•ч/м3, планового объема транспортируемых сточных вод 2 867,094 тыс. куб.м. и планового тарифа на электрическую энергию 8,24 руб./кВт.•ч.

В соответствии с пунктом 20 Методических указаний объемы приобретаемой электрической энергии определяются с учетом показателей надежности, качества, энергетической эффективности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, определенных в установленном порядке.

Согласно пункту 14 раздела III «Определение плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности» приложения № 2 к приказу Приказ Минстроя России от 04 апреля 2014 года № 162/пр «Об утверждении перечня показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, порядка и правил определения плановых значений и фактических значений таких показателей» (далее- Приказ № 162/пр) плановые значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности определяются с учетом фактических значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности за последний отчетный период, по которому имеются подтвержденные фактические данные.

На основании пункта 8 Порядка и правил определения плановых значений и фактических значений показателей надежности качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденного Приказом№ 162/пр при определении фактических значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности уполномоченный орган должен учитывать, в том числе: информацию, раскрываемую организациями, осуществляющими водоснабжение и (или) водоотведение в соответствии со Стандартами раскрытия информации № 6, данные коммерческого учета горячей воды, холодной воды, сточных вод.

Значение удельного расхода электрической энергии, определенного агентством исходя из объема транспортируемых сточных вод за 2018 год, принятого без учета перехода ООО «ВодТранСервис» от применения расчетных способов определения количества принятых сточных вод к использованию приборов учета сточных вод с 01 августа 2018 года, является недостоверным.

Кроме того, поскольку у агентства имелись фактические данные по объему транспортируемой воды, подтвержденные приборами коммерческого учета за 2019 год, по мнению суда, при определении значения удельного расхода электрической энергии агентство необоснованно исходило из данных по объему сточных вод за 2018 год.

Расходы на приобретение электрической энергии, принятые Агентством при расчете необходимой валовой выручки на 2020 год, не являются экономически обоснованными, поскольку определены с учетом показателей планового объема сточных вод на 2020 год, удельного расхода электрической энергии, которые нельзя признать достоверными.

Как следует из статьи 41 Закона о водоснабжении (части 1, 4 и 5) производственная программа разрабатывается регулируемой организацией и утверждается регулирующим органом в соответствии с Правилами разработки производственных программ.

Производственная программа включает в себя, в частности, перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по снижению потерь воды при транспортировке, отчёт об исполнении производственной программы за истекший период регулирования (подпункты «б» и «з» пункта 5 Правил разработки производственных программ).

Пунктом 4 Правил разработки производственных программ определено, что в производственную программу подлежат включению мероприятия, направленные на осуществление текущей (операционной) деятельности регулируемой организации и на поддержание объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в состоянии, соответствующем установленным требованиям технических регламентов, за исключением строительства, реконструкции и модернизации таких объектов.

В соответствии с пунктом 7 названных Правил проект производственной программы разрабатывается с учетом результатов технического обследования централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.

Ремонтные расходы, в том числе затраты на текущий и капитальный ремонт, включаются при расчете тарифов методом индексации в необходимую валовую выручку в составе операционных расходов (подпункт «б» пункта 38, пункты 58, 61, 76 Основ ценообразования, пункт 44 Методических указаний).

Регулирующий орган проверяет проект производственной программы на соответствие требованиям Правил разработки производственных программ, в том числе вправе провести анализ обоснованности такой программы, и осуществляет оценку доступности для абонентов тарифов регулируемой организации, рассчитанных с учётом экономически обоснованных расходов на реализацию производственной программы (пункты 9 и 10 Правил разработки производственных программ).

Согласно пункту 51 Основ ценообразования при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчётные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объём ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.

Расходы общества на текущий и капитальный ремонт на 2020 год учтены Агентством в размере 46 172,30 тыс. руб. (на период с 31 января 2020 года по 31 декабря 2020 года в размере 42 387,68 тыс. руб.), в том числе:- расходы на текущий ремонт – в размере 382,99 тыс. руб. (на период с 31 января 2020 года по 31 декабря 2020 года - 351,60 тыс. руб.); расходы на капитальный ремонт - в размере 45 789,30 тыс. руб. (на период с 31 января 2020 года по 31 декабря 2020 года - 42 036,08 тыс. руб.). Согласно экспертному заключению агентства при утверждении производственной программы ремонтные расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, приняты органом регулирования на основании договоров подряда и локальных сметных расчетов для капитальных ремонтов, на основании предложений ООО «ВодТрансСервис», прайс-листа для текущих ремонтов.

Перечень и график реализации мероприятий производственной программы ООО «ВодТрансСервис», утвержденной постановлением Агентства от 29.09.2020 № 4-в/1, приведены в Таблице 3 экспертного заключения.

Согласно пункту 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями не подтверждена.

В экспертном заключении ООО «Новый элемент» по результатам анализа соответствия характеристик объектов, подлежащих ремонту за счет средств тарифа, объему заявленных работ, представленным правоустанавливающим и техническим документам, актам осмотра, дефектным ведомостям указано, что регулируемой организацией в составе материалов тарифного дела не были представлены дефектные ведомости, ведомости работ на текущий и капитальный ремонт. Акты осмотра имущества с представителем администрации МО «Город Архангельск» имеют расхождения с локальными сметными расчетами и актами приема-передачи имущества по количеству и характеристикам имущества, в связи с чем не являются достаточными для подтверждения фактического износа сетей, необходимости и целесообразности проведения ремонтов. Осмотр произведен без использования инструментального обследования и в нарушение Требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 05.08.2014 № 437/пр.

Анализируя производственную программу ООО «ВодТрансСервис», эксперт ООО «Новый элемент», изучив представленные обществом документы, пришел к выводу о том, что ремонтные расходы, в том числе на текущий и капитальный ремонт, принятые Агентством при расчете необходимой валовой выручки на 2020 год, не являются экономически обоснованными.

Экспертом установлено расхождение по протяженности сетей по мероприятию «Капитальный ремонт напорного канализационного коллектора от КНС № 6 по адресу: <адрес>, стр. <данные изъяты> В наименовании производственной программы и в договоре подряда от 04 декабря 2019 года № 8533 с ООО «Отделтрест» протяженность сетей, запланированная к ремонту, указана 590 пог. м. Вместе с тем, протяженность сетей, указанная в техническом паспорте, свидетельстве о государственной регистрации права и перечне арендуемого оборудования (приложение № 2 к договору аренды имущества от 05 мая 2016 года № 05А/ВКХ/2016), составляет 580 пог. м. Указанное свидетельствует о завышении объема и стоимости ремонтных работ.

Доводы стороны заинтересованного лица о технической ошибке в документах о протяженности сети суд отклоняет, поскольку как следует из локальных сметных расчетов (т.7 тарифного дела, л.д. 181,186) сметная стоимость ремонтных работ рассчитана исходя из протяженности сетей 590 м. (290 м. и 300 м.).

Экспертом также выявлены расхождения в наименованиях мероприятий производственной программы и объемах выполняемых работ по следующим мероприятиям:

-«Капитальный ремонт напорного канализационного коллектора от КНС лесопильного цеха № 1, расположенного по адресу: <адрес> протяженностью 2 318 пог. м» не соответствует объему выполняемых работ. (в период 2020-2023 гг. планируется отремонтировать 1 818 пог. м сетей).

-«Капитальный ремонт напорного канализационного коллектора от КНС лесопильного цеха № 1 по адресу: <адрес> протяженностью 1 159 пог. м» не соответствует объему выполняемых работ. (в период 2020-2024 планируется отремонтировать 1 818 пог. м сетей).

-«Капитальный ремонт канализационной сети от главной насосной станции протяженностью 1000 пог. м» не соответствует объему выполняемых работ. В соответствии с локальным сметным расчетом планируется отремонтировать 1 630 пог. м сетей, согласно расчетам экспертной организации, необоснованные расходы, учтенные в НВВ общества, по этой причине составляют 12 664,68 тыс. руб.

-«Капитальный ремонт внеплощадочных канализационных сетей протяженностью 6 377 пог. м» не соответствует объему выполняемых работ. По локальному сметному расчету на 2020 год объем составляет 1 630 пог. м, при этом в договоре подряда от 21 января 2020 года № 2140 с ООО «Отделтрест» и техническому заданию к нему предусмотрена замена 1 000 пог. м. Необоснованные расходы, учтенные в НВВ, в связи с указанным составляют 12 664,68 тыс. руб.

Как следует из экспертного заключения, имеет место повторный учет расходов по капитальному ремонту канализационного напорного коллектора от КНС лесопильного цеха № 1 по адресу: <адрес>. Согласно перечню арендуемого имущества (приложение к договору аренды имущества от 01 ноября 2019 года № 03А/ВКХ/2019) протяженность сетей канализационного напорного коллектора от КНС лесопильного цеха № 1 по адресу: <адрес> составляет 2 318 пог. м (две ветки по 1 159 пог. м). В производственной программе по указанному объекту предусмотрено два мероприятия:

-капитальный ремонт напорного канализационного коллектора от КНС лесопильного цеха № 1, расположенного по адресу: <адрес> протяженностью 2 318 пог. м (срок реализации 2020-2023 годы);

капитальный ремонт напорного канализационного коллектора от КНС лесопильного цеха № 1 по адресу: <адрес> протяженностью 1 159 пог. м (сроки реализации 2020-2024 годы).

Указанное свидетельствует, что при определении необходимой валовой выручки ООО «ВодТрансСервис» предусмотрен повторный учет затрат, что не соответствует законодательству в области тарифного регулирования (пункт 21 Основ ценообразования). Как следует из экспертного заключения исключение из производственной программы данного повторного мероприятия снизит НВВ в период 2020-2024 на сумму 17 342 272 руб. Кроме того, в стоимость сметного расчета, учтенного при расчете НВВ, включен объем работ - 500 пог. м 2019 года (Том 3, стр.148 Тарифного дела).

Экспертным заключением установлено несоответствие в части технических характеристик и количества имущества, указанного в договоре аренды имуществу, указанному в локальных сметных расчетах к мероприятиям производственной программы и в актах осмотра имущества, проведенного с участием представителя администрации МО «Город Архангельск».

Так, согласно таблице 6 экспертного заключения по акту осмотра главной насосной станции перекачки стоков, расположенной по адресу: <адрес> выявлено несоответствие арендуемого имущества с актом осмотра. Согласно акту осмотра необходима замена насосного агрегата СД 450/22,5 в количестве 2 шт., в то время как перечень имущества, указанного в договоре аренды, содержит указание о насосном агрегате СД 450/22,5 в количестве 1 шт. Производственная программа, содержащая мероприятия по замене насосных агрегатов СД 160/45 в количестве 2 шт., не соответствует акту осмотра и перечню имущества, указанному в договоре аренды.

Актом осмотра сетей канализационных внеплощадочных по адресу: г.Архангельск, (Маймаксанский, Северный округа) установлена необходимость ремонта КНК 5 000 пог. м (Ду 630) по 1000 пог. м ежегодно, в течение регулируемого периода 2020-2024годов. Производственной программой предусмотрен капитальный ремонт 5 630 пог. м, (Ду 600 мм), что свидетельствует о несоответствии мероприятия как по объему, предусмотренному актом осмотра, так и по диаметру сети.

Обоснование необходимости проведения капитального ремонта внеплощадочной хозфекальной канализации по адресу: г. Архангельск, Маймаксанский округ в составе представленных транзитной организацией документов, отсутствует, производственной программой предусмотрен капитальный ремонт 1 630 пог. м. Вместе с тем, протяженность сети согласно перечню арендуемого имущества составляет 6 616 пог. м.

Актом осмотра канализационной насосной станции лесопильного цеха № 1, расположенной по адресу: <адрес> предусмотрена замена обратных клапанов Ду 150 - 2 шт., замена вводной задвижки Ду 250 - 1 шт., замена насосного агрегата СД 160/45 - 2 шт. Производственной программой предусмотрен капитальный ремонт: замена насосного агрегата (марка не указана) - 2 шт., установка задвижки Ду 100 - 8 шт., демонтаж задвижки Ду 100 - 5 шт., замена обратных клапанов Ду 150 - 2 шт., установка клапанов обратных до 355 мм - 1 шт., до 560 мм - 2 шт.; текущий ремонт: замена обратных клапанов Д 150 мм - 2 шт., замена насосного агрегата СД 160/45 - 2 шт., замена вводной задвижки Ду 250 - 1шт. Экспертом по данному объекту выявлено несоответствие арендуемого имущества имуществу, указанному в акте осмотра - в перечне имущества отсутствует задвижка Ду 600, а также несоответствие арендуемого имущества производственной программе по количеству, диаметру задвижек и обратных клапанов. Замена насосов предусмотрена как капитальным ремонтом, так и текущим.

Актом осмотра канализационной насосной станции № 1, расположенной по адресу: <адрес>, стр. <данные изъяты> установлена необходимость замены обратных клапанов Ду 150 - 2 шт., замена вводной задвижки Ду 250 - 1 шт., замена насосного агрегата СД 160/45 - 2 шт.

Производственная программа содержит мероприятия по капитальному ремонту: замена насосного агрегата (марка не указана) - 2 шт., установка задвижки Ду 150 -12 шт., демонтаж задвижки Ду 250 -3 шт., установка клапанов обратных до 355 мм - 1 шт., до 560 мм - 2 шт., 150 мм - 2 шт., установка таль электрической - 1шт., кран-балки электрической - 1 шт; а также по текущему ремонту - мероприятия по замене насосного агрегата СД160/45 - 2 шт. Экспертом выявлено несоответствие арендуемого имущества с актом осмотра: в перечне имущества задвижка Ду 250отсутствует. Установлено несоответствие количество и диаметра задвижек и обратных клапанов, указанных в перечне арендуемого имущества имуществу, указанному в производственной программе, в которой указаны разные объемы монтажа и демонтажа задвижек. Замена насосов предусмотрена как капитальным ремонтом, так и текущим ремонтом.

Актом осмотра канализационной насосной станции № 3, расположенной по адресу: <адрес> установлена необходимость замены обратных клапанов Ду 150 - 2 шт., замена насосного агрегата СД 160/45 - 3 шт., замена вводной задвижки Ду 250. Перечнем арендуемого имущества предусмотрен насос длясточных жидкостей в количестве 2 шт.

Мероприятия по капитальному ремонту КНС в производственной программе предусматривают замену насосного агрегата (марка не указана) в количестве 2 шт., установку задвижки Ду 100 - 8 шт. демонтаж задвижки Ду 100 - 5 шт., установку клапанов обратных до 355 мм - 1 шт., до 560 мм - 2 шт., 150 мм - 2 шт., установку тали электрической – 2 шт. В мероприятия по текущему ремонту включены замена насосного агрегата СД160/45 з-2 шт., замена вводной задвижки Ду 250 - 1 шт. По указанному объекту экспертом выявлено несоответствие арендуемого имущества с производственной программой по количеству и диаметру задвижек и обратных клапанов, разные объемы монтажа и демонтажа задвижек, замена тали электрической в количестве 2 шт., в то время как перечнем имущества предусмотрена 1 шт. Замена насосов предусмотрена как капитальным ремонтом, так и текущим.

Актом осмотра канализационной насосной станции№ 4, расположенной по адресу: <адрес>, стр. <данные изъяты> установлена необходимость замены обратных клапанов Ду 100 - 2 шт. замена насосного агрегата СД 160/45 в количестве 3 шт. Производственной программой предусмотрены мероприятия по текущему ремонту КНС - замена вводной задвижки Ду250 - 1 шт. Перечень арендованного имущества содержит сведения о насосе для сточных жидкостей в количестве 1 шт., сведений об обратных клапанах, задвижке Ду 250 не имеется.

В производственной программе предусмотрены мероприятия по капитальному и текущему ремонту канализационной насосной станции № 5, расположенной по адресу: Архангельск, <адрес>, стр.<данные изъяты> Актом осмотра установлена необходимость замены обратных клапанов Ду 150 - 2 шт., замена вводной задвижки Ду 250, замена насосного агрегата СД 160/45 - 3 шт. Как указано экспертом, в перечне арендованного имущества указан насос для сточных жидкостей в количестве 2 шт., обратные клапаны, задвижка Ду 250 отсутствуют.

Мероприятия по капитальному ремонту, включенные в производственную программу, предусматривают: замену насосного агрегата (марка не указана) - 2 шт., установку задвижки Ду 150 - 12 шт., демонтаж задвижки Ду 250 - 3 шт., установку клапанов обратных до 355 мм - 1 шт., до 560 - 2 шт., до 150 мм - 2 шт., установку Тали электрической - 1 шт., кран-балки электрической -1 шт. Текущий ремонт предусматривает замену насосного агрегата СД160/45 – 1 шт. По данным мероприятиям экспертом выявлено несоответствие имущества, указанного в производственной программе, арендуемому имуществу, указанному в перечне по количеству и диаметру задвижек и обратных клапанов. Замена насосов предусмотрена как капитальным ремонтом, так и текущим ремонтом.

В акте осмотра канализационной станции № 6, расположенной по адресу: <адрес>, стр. <данные изъяты> указано на необходимость замены обратных клапанов Ду 150 - 2 шт., замены насосного агрегата СД 160/45 - 3 шт., замены вводной задвижки Ду 250. Как указано экспертом, в перечне арендованного имущества обратные клапаны, задвижка Ду 250 не указаны, насос для сточных жидкостей указан в количестве 2 шт. Производственная программа предусматривает мероприятия по замене вводной задвижки Ду 250, не указанной в перечне арендованного имущества.

По акту осмотра канализационной насосной станции № 7А, (<адрес>, стр. <данные изъяты> необходима замена обратных клапанов Ду 150 - 2 шт., замена вводной задвижки Ду 250., замена насосного агрегата СД 160/45 в количестве 3 шт. Вместе с тем, как указано экспертом, в перечне имущества имеются сведения о насосе для сточных жидкостей в количестве 2 шт. Производственная программа содержит мероприятия по капитальному ремонту (замена насосного агрегата - 2 шт.) и текущему ремонту: замена насосного агрегата СД 160/45 также в количестве 2 шт., что указывает на двойной учет заменяемых насосов.

Согласно экспертному заключению объем работ, указанный в производственной программе как текущий: замена обратных клапанов в количестве 4 шт. в КНС лесопильного цеха № 1 и главной насосной станции перекачки стоков, замена вводных задвижек в КНС № 3, КНС № 4, КНС № 6, КНС № 7, КНС лесопильного цеха № 1, главной насосной станции перекачки стоков, замена насосных агрегатов в количестве 14 шт. в КНС № 1, КНС № 2, КНС № 3, КНС № 4, КНС № 5, КНС № 6, КНС № 7, КНС лесопильного цеха № 1, главной насосной станции перекачки стоков включает мероприятия, проводимые во время капитального ремонта зданий канализационных насосных станций (КНС), и в соответствии с нормативными документами подлежит отнесению к капитальному ремонту.

Как следует из экспертного заключения работы по замене насосных агрегатов с электродвигателем, замене обратных клапанов учтены в локальных сметных расчетах на выполнение комплексного ремонта зданий КНС. Документы, обосновывающие необходимость их ремонта (акты о неисправности оборудования, дефектные ведомости, акты технического обследования, ведомости объемов работ) обществом не были представлены.

Суд считает необходимым также отметить, что согласно договору аренды № 03А/ВКХ/2019 от 01 ноября 2019 года объект водоотведения - канализационная насосная станция лесопильного цеха № 1, (<адрес>, округ Северный, <адрес>), технологическое оборудование, прочее имущество, производственная бытовая канализация (2 ветки протяженностью 1 159 м каждая) переданы ООО «ВодТрансСервис» в исправном состоянии, отвечающем требованиям, предъявляемым к имуществу, используемому для оказания услуг по водоотведению.

Органом регулирования оценка представленных ООО «ВодТрансСервис» документов, обосновывающих необходимость проведения ремонтных работ, в том числе и на данном объекте, их объем на предмет их достоверности, объективности и обоснованности при утверждении производственной программы общества не дана. Представленные транзитной организацией акты осмотра имущества не содержат достоверной информации, осмотры, проведены без использования инструментального обследования.

Исходя из информации о протяженности канализационных напорных коллекторов и канализационных сетей ООО «ВодТрансСервис», планируемых объемах замены сетей в производственной программе общества, утвержденной постановлением Агентства от 29.09.2020 № 4-в/1, экспертной организацией сделан вывод о том, что указанные работы следует рассматривать как реконструкцию трубопровода и предусмотреть в инвестиционной программе транзитной организации, поскольку по всем мероприятиям, предусматривающим капитальный ремонт канализационных коллекторов и канализационных сетей процент замены труб превышает значение в 200 м на 1 км сети, определенное Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденным Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279 (далее Положение № 279), действовавшим на момент утверждения производственной программы.

Суд соглашается с указанным выводом эксперта и отклоняет доводы стороны ответчика об обоснованности включения мероприятий по замене сетей в производственную программу как капитального ремонта в силу следующего.

Согласно подпункту 10.1 статьи 1 ГрК РФ трубопроводы относятся к линейным объектам. Подпунктами 14.1 и 14.3 статьи 1 ГрК РФ закреплены такие понятия как «реконструкция линейных объектов» и «капитальный ремонт линейных объектов».

Под реконструкцией линейных объектов понимается изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.

Под капитальным ремонтом линейных объектов понимается изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов, если иное не предусмотрено ГрК РФ.

Согласно пункту 3.11 Положения № 279 к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим.

Перечень работ по капитальному ремонту приведен в Приложении 8 к Положению № 279, в соответствии с подпунктом 2 пункта «а» раздела XVI которого к мероприятиям по капитальному ремонту относится смена отдельных участков трубопровода (вследствие износа труб) без изменения диаметра труб. При этом разрешается замена чугунных труб на стальные, керамических на бетонные или железобетонные и наоборот, но не допускается замена асбестоцементных труб на металлические (кроме аварийных случаев). Протяженность участков сети, на которых допускается сплошная смена труб, не должна превышать 200 м на 1 км сети.

Как следует из Таблицы 7 экспертного заключения по всем мероприятиям производственной программы ООО «ВодТрансСервис», предусматривающим капитальный ремонт канализационных коллекторов и канализационных сетей, планируется либо сплошная замена труб, либо процент замены труб превышает, определенное Положением № 279, значение в 200 м на 1 км сети.

Из положений пункта 46 Методических рекомендаций по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, утвержденных Приказом Госстроя России от 01 октября 2013 года N 359/ГС, также следует, что задача по замене стальных трубопроводов на трубопроводы из некорродирующих материалов должна решаться при обосновании предложений по строительству и реконструкции линейных объектов систем водоснабжения.

Принимая во внимание вышеуказанные положения закона, учитывая протяженность планируемых для замены участков сетей, изменение их изначальных характеристик в результате предстоящей замены металлических и чугунных труб на полиэтиленовые, что согласно выводам эксперта повлечет изменение ранее установленных показателей функционирования, суд приходит к выводу о том, что такие работы не могут быть отнесены к капитальному ремонту и включены производственную программу.

Согласно пункту 6 Правил разработки производственных программ объём финансовых потребностей, необходимых для реализации мероприятий производственной программы, направленных на поддержание централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения в состоянии, соответствующем установленным требованиям технических регламентов, за исключением строительства, реконструкции и модернизации таких объектов, определяется с учётом укрупнённых сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утверждённых Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Укрупнённые сметные нормативы представляют собой сумму денежных средств, необходимую для прокладки сетей канализации, рассчитанную на установленную единицу измерения.

Как следует из данных, приведенных в таблице 11 экспертного заключения, сметные расчеты, представленные транзитной организацией в качестве обоснования сумм, включенных в производственную программу предприятия на 2020-2024 годы, выполнены с превышением величины, рассчитанной на основе укрупненных сметных нормативов. Сметы экспертом рассчитаны на основе укрупненных сметных нормативов, использован сборник НЦС 81-02-14-2017 «Наружные сети водоснабжения и канализации» (Редакция 2017 года).

Согласно выводам экспертного заключения снижение сметной стоимости ремонтных работ, предусмотренных производственной программой ООО «ВодрансСервис», при корректировке применённых расценок и исключения избыточных решений за период 2020-2024 годов составило 38 310,888 тыс. руб.

В силу статьи 62, части 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 названного Кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.

Доводы сторон ответчика, заинтересованного лица об исключении экспертного заключения из доказательств, как недостоверного, судом отклоняются. У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов судебной экспертизы, изложенных в заключении, поскольку оно подготовлено лицами, обладающими правом на проведение таких исследований, имеющими значительный стаж работы по специальности, предупрежденными об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Экспертное заключение отвечает требованиям положений статьи 8 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», содержит ссылки на нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере тарифообразования по водоснабжению и водоотведению, расчеты приложением сравнительных таблиц. Выводы экспертов об экономической необоснованности установленного тарифа на транспортировку сточных вод, расходов на приобретение электрической энергии, на текущий и капитальный ремонт, принятых агентством при расчете необходимой валовой выручки на 2020 год, основаны на исследовании материалов тарифного дела, экспертного заключения агентства, соответствуют действующему правовому регулированию.

Каких-либо допустимых доказательств, опровергающих экспертное заключение, стороной административного ответчика, заинтересованного лица суду не предоставлено.

С учетом изложенного, требования административного истца подлежат удовлетворению.

Доводы представителей административного ответчика о наличии у административного истца иного способа защиты нарушенного права в виде возможного возмещения понесенных экономически обоснованных расходов в последующие периоды регулирования, не имеют правового значения, поскольку оспаривание нормативного правового акта является самостоятельным способом защиты прав.

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться, в том числе указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты.

Суд исходит из того, что в соответствии с абзацем третьим пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку оспариваемое постановление применялось, устанавливало тарифы на транспортировку сточных вод, суд считает необходимым признать его противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

С учетом положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «РВК-Архангельск» о признании недействующим отдельных положений постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29 января 2020 г. №4-в/1 «Об утверждении производственной программы, установлении долгосрочных параметров, регулирования тарифов и тарифов на услуги по транспортировке сточных вод, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «ВодТрансСервис» на территории городского округа «Город Архангельск» - удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 1,2,3 постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29 января 2020 г. №4-в/1 «Об утверждении производственной программы, установлении долгосрочных параметров, регулирования тарифов и тарифов на услуги по транспортировке сточных вод, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «ВодТрансСервис» на территории городского округа «Город Архангельск».

Обязать агентство по тарифам и ценам Архангельской области опубликовать сообщение о принятом решении на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с агентства по тарифам и ценам Архангельской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «РВК-Архангельск» расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Архангельский областной суд.

Председательствующий А.В. Панкова