УИД 28OS0000-01-2021000063-91
Дело № 3а-4/2022 (3а-66/2021)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 марта 2022 года город Благовещенск
Амурский областной суд в составе:
председательствующего судьи Бушманова А.П.,
при секретаре Варанкиной В.А.,
с участием прокурора Малевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Благовещенской городской Думы от 26.07.2007 года №30/75 «Об утверждении Генерального плана города Благовещенска Амурской области в части отнесения к территории улично-дорожной сети части земельного участка, занятой строениями вспомогательного использования для жилого дома, расположенного по адресу: <...> <адрес> и <...> <адрес>.
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с данным административным исковым заявлением, в обоснование, указав, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером <номер>, ФИО2 является собственником смежного земельного участка с кадастровым номером <номер>. В целях узаконивания хозяйственных построек, расположенных за пределами указанных земельных участков, административные истцы обратились в администрацию г. Благовещенска с заявлениями о перераспределении земельных участков (ФИО1 с заявлением №746з от 14 февраля 2020 года, ФИО2 с заявлением №4852з от 04 сентября 2020 года). Администрацией г. Благовещенска решением от 03 марта 2020 года №441/16 ФИО1 отказано в перераспределении земель, в связи с тем, что запрашиваемый части земельный участок входит в зону улично-дорожной сети по Генеральному плану г. Благовещенска, утвержденному решением Благовещенской городской Думы от 26 июля 2007 года №30/75. Однако в 2007 году границы земельного участка с кадастровым номером <номер> не были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, а спорная часть земельного участка находится в фактическом пользовании истца. Не согласившись с вышеуказанным решением администрации г. Благовещенска ФИО1 обратился в Благовещенский городской суд. Решением Благовещенского городского суда от 07 апреля 2021 года по административному делу №2а-1618/2021 и решением Благовещенского городского суда от 28 июля 2021 года по административному делу №2а-5899/2021 отказано в удовлетворении административных исковых требований по причине нахождения части предполагаемых к распределению земельных участков в улично-дорожной сети согласно Генерального плана г. Благовещенска. Вступившим в законную силу решением Благовещенского городского суда от 14 октября 2021 года по гражданскому делу №2-269/2021 исковые требования ФИО1 к ООО «Земельный вопрос» удовлетворены в части, суд признал недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером <номер> согласно межевому плану от 14 июня 2017 года, выполненному ООО «Земельный вопрос». Суд признал недействительными сведения ЕГРН о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером <номер>. В удовлетворении требований об установлении границ данного земельного участка в соответствии с межевым планом от 09 апреля 2020 года, выполненным кадастровым инженером Ф.И.О.1 отказано по причине нахождения части уточняемого земельного участка в улично-дорожной сети согласно Генерального плана г. Благовещенска. Решением администрации г. Благовещенска от 24 сентября 2020 года №01-16/11198 ФИО2 отказано в перераспределении земель, в связи с тем, что запрашиваемый части земельный участок входит в зону улично-дорожной сети по Генеральному плану г. Благовещенска, утвержденному решением Благовещенской городской Думы от 26 июля 2007 года №30/75. Решением Благовещенского городского суда от 17 мая 2021 года по административному делу №2а-1809/2021 исковые требования удовлетворены. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда данное решение отменено, принято новое решение об отказе в иске, по причине нахождения части предполагаемого к распределению земельного участка в улично-дорожной сети по Генеральному плану г. Благовещенска. Административные истцы считают, что расположение запрашиваемы земельных участков в функциональной зоне улично-дорожной сети нарушают их права на приобретение земельных участков под хозяйственными постройками. Считают, что решение Благовещенской городской Думы от 26 июля 2007 года №30/75 «Об утверждении Генерального плана города Благовещенска Амурской области» в части отнесения к территории улично-дорожной сети запрашиваемых участков, противоречит актам большей юридической силы.
На основании вышеизложенного, уточнив исковые требования, просят признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Благовещенской городской Думы от 26 июля 2007 года №30/75 «Об утверждении Генерального плана города Благовещенска Амурской области в части отнесения к территории улично-дорожной сети части земельного участка, занятой строениями вспомогательного использования для жилого дома, расположенного по адресу: <...> дом <адрес> по характерным точкам границ, обозначенных на Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане
Обозначение характерных точек границ | X | У |
НЗ | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Благовещенской городской Думы от 26 июля 2007 года №30/75 «Об утверждении Генерального плана города Благовещенска Амурской области в части отнесения к территории улично-дорожной сети части земельного участка, занятой строениями вспомогательного использования для жилого дома, расположенного по адресу: <...> дом <адрес> по характерным точкам границ, обозначенных на Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане
Обозначение характерных точек границ | X | У |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
В судебном заседании представитель административных истцов ФИО3 настаивала на заявленных требованиях, поддержала доводы административного искового заявления.
Представитель административного ответчика Благовещенской городской Думы ФИО4 возражала против удовлетворения заявленных требований, в обоснование своей позиции представила письменный отзыв и дополнения к нему, из которых следует, что генеральный план города Благовещенска, утв. решением Благовещенской городской Думы от 26 июля 2007 года №30/75, принят уполномоченным органом в установленной форме с соблюдением правил официального опубликования. Оспариваемое решение в части определения функциональной зоны улично-дорожной сети не противоречит федеральному законодательству. Спорные земельные участки улично-дорожной сети определены на Карте функциональных зон в линиях, существующих со времен Советского Союза, в связи, с чем вспомогательные постройки - нежилые здания, принадлежащие административным истцам, возведены на участке улично-дорожной сети в нарушение действующего нормативного правового регулирования. На момент утверждения 26 июля 2007 года решения Благовещенской городской Думы «Об утверждении Генерального плана города Благовещенска» кадастровые работы проводились в соответствии с Земельным Кодексом РФ, действующим с 25 октября 2001 года, проводилось межевание земельных участков по системе координат 1991 года, в обязательном порядке принимались во внимание материалы инвентаризации земель, проведенных в Советском Союзе. На основании указанных документов утверждалась Карта Комплексного развития города Благовещенска и карта функциональных зон. С момента принятия 24 июля 2007 года ФЗ РФ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», участки улично-дорожной сети были поставлены на кадастровый учет в соответствии с требованиями указанного федерального закона, а Генеральный план города Благовещенска в новой редакции утвержден Благовещенской городской Думой 26 марта 2015 года решением №8/92. Указанной редакцией утверждены функциональные зоны, в том числе улично-дорожная сеть, исходя из межевания земельных участков на основании ФЗ РФ № 221-ФЗ РФ. Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено местоположением на одном из таких земельных участков линейного объекта. Автомобильная дорога, в т.ч. на территории муниципального образования, является линейным объектом, в связи, с чем согласование при определении улично-дорожной сети с заинтересованными лицами не производится. Размещение объекта транспортной инфраструктуры относится к дискреции органов местного самоуправления городского округа, а установление в генеральном плане функциональной зоны в целях отображения объектов местного значения - улично-дорожной сети, отображение ее границ на картах генерального плана соответствуют положениям ст. 9 и 23 ГрК РФ. В Положении о территориальном планировании Генерального плана города Благовещенска содержится указание на функциональную зону объектов инженерной и транспортной инфраструктур. Зона территорий общего пользования отображена в Карте функциональных зон городского округа. При этом усматривается, что земельные участки истцов частично выходят на территорию улично-дорожной сети относящейся к функциональной зоне территорий общего пользования. Спорная автомобильная дорога служит внутриквартальным проездом, поскольку используется участникам дорожного движения для подъезда к разным объектам инфраструктуры города, следовательно, является элементом улично-дорожной сети автомобильных дорог местного значения. В силу положения о территориальном планировании утверждаемой части Генерального плана: зона улично-дорожной сети предназначена для размещения элементов улично-дорожной сети (дорожного покрытия, тротуаров, озеленения, стоянок) и не предназначена для размещения земельных участков жилой застройки. На территории <номер> квартала функциональная зона улично-дорожной сети (тупиковый внутриквартальный проезд, прилегающий к земельным участкам жилых домов по ул. ФИО6, д. <адрес> и д. <адрес>) установлена с учетом границ земельных участков с кадастровыми номерами <номер> и <номер>, поставленных на кадастровый учет. Таким образом, установленная в Генеральном плане функциональная зона улично-дорожной сети на территории <номер> квартала не пересекает (не затрагивает) границы вышеуказанных участков. Отсутствие либо наличие земельного участка, стоящего на кадастровом учете, не может влиять на законность установления функциональных зон в Генеральном плане города Благовещенска. Улично-дорожная сеть города Благовещенска всегда проходила по границам жилых домов, выходящих на улицу еще до принятия Генерального плана города Благовещенска, акты разбивочных чертежей (архивные чертежи Советского Союза) и материалы инвентаризации подтверждают тот факт, что объекты вспомогательного назначения истцов выходили за границы улично-дорожной сети на момент утверждения Генерального плана города Благовещенска. Заявители не доказали нарушений градостроительного законодательства при принятии Генерального плана.
Представитель заинтересованного лица администрации г. Благовещенска ФИО5 возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала доводы, изложенные в отзыве и дополнениях к нему на административное исковое заявление, согласно которым, Генеральный план г. Благовещенска принят уполномоченным органом на дату его издания с соблюдением процедур, предусмотренных ГрК РФ, официально опубликован в установленном порядке. В соответствии с нормами ГрК РФ, подготовка генерального плана городского округа направлена не только на отражение существующей территории городского округа, но и на планируемое развитие этой территории. Порядок подготовки и принятия генерального плана урегулирован ГрК РФ. Генеральные планы городского округа включают карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов. Согласно картографическому материалу Генерального плана, запрашиваемые земельные участки расположены в функциональной зоне – зоне улично-дорожной сети. Между тем, Генеральный план города Благовещенска состоит из текстовых и графических материалов, включающих Положение о территориальном планировании муниципального образования города Благовещенска и карты (схемы), материалов по обоснованию. Понятие улично-дорожной сети дано в пункте 3.37 СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89", утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. №1034/пр., как системы объектов капитального строительства, включающей улицы и дороги различных категорий и входящие в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемые с учетом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций. Границы улично-дорожной сети закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения. В соответствии с положениями ГрК РФ улично-дорожной сети городского округа можно отнести к объектам местного значения. Таким образом, размещение объекта транспортной инфраструктуры относится к полномочиям органов самоуправления городского округа, а установление в генеральном плане функциональной зоны в целях отображения объектов местного значения - улично-дорожной сети, отображение её границ на картах генерального плана, соответствуют градостроительному законодательству. Территория квартала с кадастровым номером <номер> не обеспечена документацией по планировке территории, в связи, с чем информации об установленных красных линиях улично-дорожной сети в тупиковом внутриквартальном проезде в районе ул. ФИО6, <адрес>, <адрес> не имеется. Считает оспариваемое решение в части отнесения к территории улично-дорожной сети запрашиваемых участков законным и обоснованным. Отображение функциональной зоны - улично-дорожной сети в Генеральном плане г. Благовещенска не противоречит действующему законодательству.
Административные истца ФИО1, ФИО2, уведомленные надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, не явились, о причине неявки суду не сообщили, обеспечили явку своего представителя. В силу части 5 статьи 213 КАС РФ суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего требования неподлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1); решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2).
Исходя из взаимосвязанных положений статей 17 (часть 2), 18, 21 и 45 (часть 2) Конституции Российской Федерации государство, реализуя утверждаемый Конституцией Российской Федерации приоритет личности и ее прав, обязано охранять достоинство личности во всех сферах, а гражданин и организация вправе защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, из чего следует, что право на судебную защиту выступает гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод, а его нормативное содержание включает право обжалования принятых органами государственной власти, должностными лицами решений, причем такое обжалование может преследовать не только индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, но и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка.
Конкретизируя приведенные положения Конституции Российской Федерации, часть первая статьи 208 КАС Российской Федерации предусматривает, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно материалам дела, ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером <номер>.
Решением администрации г. Благовещенска от 03 марта 2020 года №441/16 ФИО1 отказано в перераспределении земли, в связи с тем, что запрашиваемая часть земельного участка входит в зону улично-дорожной сети по Генеральному плану г. Благовещенска, утвержденному решением Благовещенской городской Думы от 26 июля 2007 года №30/75.
ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером <номер>.
Решением администрации г. Благовещенска от 24 сентября 2020 года №01-16/11198 ФИО2 отказано в перераспределении земли, в связи с тем, что запрашиваемая часть земельного участка входит в зону улично-дорожной сети по Генеральному плану г. Благовещенска, утвержденному решением Благовещенской городской Думы от 26 июля 2007 года №30/75.
Согласно основному чертежу Генерального плана г. Благовещенска, вышеуказанные земельные участки находятся в функциональной зоне жилой застройки и улично-дорожной сети.
Первоначальный текст решения Благовещенской городской Думы от 26 июля 2007 года № 30/75 «Об утверждении Генерального плана города Благовещенска» опубликован в издании «Благовещенск», № 30 от 27 июля 2007 года.
Оспариваемый нормативный правовой акт в части отнесения к территории улично-дорожной сети земельных участков с кадастровым номером <номер> и <номер> непосредственно регулирует правоотношения, участником которых являются ФИО1, ФИО2, ограничивает их права в отношении принадлежащих им имущества, в связи, с чем они вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Утверждение генерального плана поселения относится к вопросам местного значения поселения. Генеральный план поселения утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения (пункты 1, 3 части 1 статьи 8, часть 1 статьи 24, часть 1 статьи 32 ГрК РФ, часть 1 статьи 7, пункт 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Судом установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным на дату его издания представительным органом местного самоуправления с соблюдением установленной Градостроительным кодексом Российской Федерации процедуры, в установленной форме и опубликован в официальном печатном издании.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, а также ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека (статья 2 ГрК РФ).
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (пункты 1, 4 статьи 3 ГрК РФ).
Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений статьи 2 ГрК РФ, направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 ГрК РФ установлено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Порядок подготовки и принятия генерального плана урегулирован положениями статей 24, 25 ГрК РФ.
Согласно части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит в том числе: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя: сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (часть 4 статьи 23 ГрК РФ).
На картах генерального плана отображаются: автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (часть 5 статьи 23 ГрК РФ).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся среди прочего дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объект капитального строительства согласно пункту 10 статьи 1 ГрК РФ - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Как указано в "ОК 013-2014 (СНС 2008). Общероссийский классификатор основных фондов", принятом и введенном в действие приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 г. N 2018-ст, к группировке "сооружения" относятся инженерно-строительные объекты, возведенные с помощью строительно-монтажных работ. Сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Автомагистрали, автомобильные дороги, в том числе улично-дорожная сеть, прочие автомобильные, велосипедные или пешеходные дороги включены в раздел основных фондов 220.00.00.00.00 "сооружения".
Понятие улично-дорожной сети дано в пункте 3.37 СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 1034/пр, (документ включен в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"), как системы объектов капитального строительства, включающей улицы и дороги различных категорий и входящие в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемые с учетом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций. Границы улично-дорожной сети закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения.
Как указано в пункте 12 статьи 1 ГрК РФ, территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Пунктом 11 статьи 1 ГрК РФ красные линии определены как линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
Анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод об отнесении улично-дорожной сети городского округа к объектам местного значения (территории общего пользования, обозначенной красными линиями).
Таким образом, размещение объекта транспортной инфраструктуры относится к дискреции органов местного самоуправления городского округа, а установление в генеральном плане функциональной зоны в целях отображения объектов местного значения - улично-дорожной сети, в том числе планируемой, отображение ее границ на картах генерального плана, соответствуют положениям статей 9 и 23 ГрК РФ и не противоречат каким-либо нормам закона имеющим большую юридически силу.
В данном случае в Положении о территориальном планировании Генерального плана г. Благовещенска содержится указание на функциональную зону объектов инженерной и транспортной инфраструктур. Зона территорий общего пользования отображена в Карте функциональных зон городского округа. При этом усматривается, что земельные участки истцов частично выходят на территорию улично-дорожной сети относящейся к функциональной зоне территорий общего пользования.
Спорная автомобильная дорога служит внутриквартальным проездом, поскольку используется участникам дорожного движения для подъезда к разным объектам инфраструктуры города, следовательно, является элементом улично-дорожной сети автомобильных дорог местного значения.
В силу положения о территориальном планировании утверждаемой части Генерального плана: зона улично-дорожной сети предназначена для размещения элементов улично-дорожной сети (дорожного покрытия, тротуаров, озеленения, стоянок) и не предназначена для размещения земельных участков жилой застройки.
На территории <номер> квартала функциональная зона улично-дорожной сети (тупиковый внутриквартальный проезд, прилегающий к земельным участкам жилых домов по ул. ФИО6, д<адрес> и <адрес>) установлена с учетом границ земельных участков с кадастровыми номерами <номер> и <номер>, поставленных на кадастровый учет. Таким образом, установленная в Генеральном плане функциональная зона улично-дорожной сети на территории <номер> квартала не пересекает (не затрагивает) границы вышеуказанных участков.
То обстоятельство, что решением Благовещенского городского суда от 14 октября 2021 года признано незаконным межевание земельного участка с кадастровым номером <номер>, не может влиять на законность установления функциональной зоны улично-дорожной сети, а лишь свидетельствует о необходимости проведения административными истцами повторного межевания. Отсутствие либо наличие земельного участка, стоящего на кадастровом учете, не может влиять на законность установления функциональных зон в Генеральном плане города Благовещенска.
На картах генерального плана отображаются: автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального, регионального, местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального, регионального, местного значения (ч. 5 ст.23 ГрК РФ).
Из реестровых документов, представленных в суд кадастровой палатой Амурской области, следует, что в соответствии с заключением кадастрового инженера Ф.И.О.2 (при подготовке межевого плана с уточнением местоположения площади земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по ул. ФИО6 <адрес>), в результате проведения кадастровых работ уточнено местоположение границ и площадь земельного участка. Из заключения следует, что документы, подтверждающие формирование границ участка при его принятии отсутствуют, но данный участок существует в фактических границах более 15 лет, что подтверждается материалами инвентаризации. С северной стороны участок ограничен дорогой общего пользования. Из акта согласования местоположения границы земельного участка следует, что местоположение участка согласовано МО города Благовещенска 09 января 2017 от точки н2 до точки 2. Таким образом, при акте согласования границ уточнена площадь земельного участка в размере 578 кв. м.
Таким образом, улично-дорожная сеть города Благовещенска всегда проходила по границам жилых домов, выходящих на улицу еще до принятия Генерального плана города Благовещенска, акты разбивочных чертежей (архивные чертежи Советского Союза) и материалы инвентаризации подтверждают тот факт, что объекты вспомогательного назначения административных истцов выходили за границы улично-дорожной сети на момент утверждения Генерального плана города Благовещенска.
На основании изложенного, с учетом положений пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемый нормативно правовой акт в заявленной части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного искового заявлению ФИО1, ФИО2 о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Благовещенской городской Думы от 26.07.2007 №30/75 (с изм. от 26.03.2015 №8/92) «Об утверждении Генерального плана города Благовещенска Амурской области» в части отнесения к территории улично-дорожной сети части земельного участка, занятой строениями вспомогательного использования для жилого дома, расположенного по адресу: <...> <адрес> по характерным точкам границ, обозначенных на Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане
Обозначение характерных точек границ | X | У |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
и жилого дома, расположенного по адресу: <...> <адрес> по характерным точкам границ, обозначенных на Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане
Обозначение характерных точек границ | X | У |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба (представление) в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, <...>) через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 16 марта 2022 года
Судья Амурского областного суда А.П. Бушманов
УИД 28OS0000-01-2021000063-91
Дело № 3а-4/2022 (3а-66/2021)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 марта 2022 года город Благовещенск
Амурский областной суд в составе:
председательствующего судьи Бушманова А.П.,
при секретаре Варанкиной В.А.,
с участием прокурора Малевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Благовещенской городской Думы от 26.07.2007 года №30/75 «Об утверждении Генерального плана города Благовещенска Амурской области в части отнесения к территории улично-дорожной сети части земельного участка, занятой строениями вспомогательного использования для жилого дома, расположенного по адресу: <...> <адрес> и <...> <адрес>.
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с данным административным исковым заявлением, в обоснование, указав, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером <номер>, ФИО2 является собственником смежного земельного участка с кадастровым номером <номер>. В целях узаконивания хозяйственных построек, расположенных за пределами указанных земельных участков, административные истцы обратились в администрацию г. Благовещенска с заявлениями о перераспределении земельных участков (ФИО1 с заявлением №746з от 14 февраля 2020 года, ФИО2 с заявлением №4852з от 04 сентября 2020 года). Администрацией г. Благовещенска решением от 03 марта 2020 года №441/16 ФИО1 отказано в перераспределении земель, в связи с тем, что запрашиваемый части земельный участок входит в зону улично-дорожной сети по Генеральному плану г. Благовещенска, утвержденному решением Благовещенской городской Думы от 26 июля 2007 года №30/75. Однако в 2007 году границы земельного участка с кадастровым номером <номер> не были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, а спорная часть земельного участка находится в фактическом пользовании истца. Не согласившись с вышеуказанным решением администрации г. Благовещенска ФИО1 обратился в Благовещенский городской суд. Решением Благовещенского городского суда от 07 апреля 2021 года по административному делу №2а-1618/2021 и решением Благовещенского городского суда от 28 июля 2021 года по административному делу №2а-5899/2021 отказано в удовлетворении административных исковых требований по причине нахождения части предполагаемых к распределению земельных участков в улично-дорожной сети согласно Генерального плана г. Благовещенска. Вступившим в законную силу решением Благовещенского городского суда от 14 октября 2021 года по гражданскому делу №2-269/2021 исковые требования ФИО1 к ООО «Земельный вопрос» удовлетворены в части, суд признал недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером <номер> согласно межевому плану от 14 июня 2017 года, выполненному ООО «Земельный вопрос». Суд признал недействительными сведения ЕГРН о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером <номер>. В удовлетворении требований об установлении границ данного земельного участка в соответствии с межевым планом от 09 апреля 2020 года, выполненным кадастровым инженером Ф.И.О.1 отказано по причине нахождения части уточняемого земельного участка в улично-дорожной сети согласно Генерального плана г. Благовещенска. Решением администрации г. Благовещенска от 24 сентября 2020 года №01-16/11198 ФИО2 отказано в перераспределении земель, в связи с тем, что запрашиваемый части земельный участок входит в зону улично-дорожной сети по Генеральному плану г. Благовещенска, утвержденному решением Благовещенской городской Думы от 26 июля 2007 года №30/75. Решением Благовещенского городского суда от 17 мая 2021 года по административному делу №2а-1809/2021 исковые требования удовлетворены. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда данное решение отменено, принято новое решение об отказе в иске, по причине нахождения части предполагаемого к распределению земельного участка в улично-дорожной сети по Генеральному плану г. Благовещенска. Административные истцы считают, что расположение запрашиваемы земельных участков в функциональной зоне улично-дорожной сети нарушают их права на приобретение земельных участков под хозяйственными постройками. Считают, что решение Благовещенской городской Думы от 26 июля 2007 года №30/75 «Об утверждении Генерального плана города Благовещенска Амурской области» в части отнесения к территории улично-дорожной сети запрашиваемых участков, противоречит актам большей юридической силы.
На основании вышеизложенного, уточнив исковые требования, просят признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Благовещенской городской Думы от 26 июля 2007 года №30/75 «Об утверждении Генерального плана города Благовещенска Амурской области в части отнесения к территории улично-дорожной сети части земельного участка, занятой строениями вспомогательного использования для жилого дома, расположенного по адресу: <...> дом <адрес> по характерным точкам границ, обозначенных на Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане
Обозначение характерных точек границ | X | У |
НЗ | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Благовещенской городской Думы от 26 июля 2007 года №30/75 «Об утверждении Генерального плана города Благовещенска Амурской области в части отнесения к территории улично-дорожной сети части земельного участка, занятой строениями вспомогательного использования для жилого дома, расположенного по адресу: <...> дом <адрес> по характерным точкам границ, обозначенных на Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане
Обозначение характерных точек границ | X | У |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
В судебном заседании представитель административных истцов ФИО3 настаивала на заявленных требованиях, поддержала доводы административного искового заявления.
Представитель административного ответчика Благовещенской городской Думы ФИО4 возражала против удовлетворения заявленных требований, в обоснование своей позиции представила письменный отзыв и дополнения к нему, из которых следует, что генеральный план города Благовещенска, утв. решением Благовещенской городской Думы от 26 июля 2007 года №30/75, принят уполномоченным органом в установленной форме с соблюдением правил официального опубликования. Оспариваемое решение в части определения функциональной зоны улично-дорожной сети не противоречит федеральному законодательству. Спорные земельные участки улично-дорожной сети определены на Карте функциональных зон в линиях, существующих со времен Советского Союза, в связи, с чем вспомогательные постройки - нежилые здания, принадлежащие административным истцам, возведены на участке улично-дорожной сети в нарушение действующего нормативного правового регулирования. На момент утверждения 26 июля 2007 года решения Благовещенской городской Думы «Об утверждении Генерального плана города Благовещенска» кадастровые работы проводились в соответствии с Земельным Кодексом РФ, действующим с 25 октября 2001 года, проводилось межевание земельных участков по системе координат 1991 года, в обязательном порядке принимались во внимание материалы инвентаризации земель, проведенных в Советском Союзе. На основании указанных документов утверждалась Карта Комплексного развития города Благовещенска и карта функциональных зон. С момента принятия 24 июля 2007 года ФЗ РФ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», участки улично-дорожной сети были поставлены на кадастровый учет в соответствии с требованиями указанного федерального закона, а Генеральный план города Благовещенска в новой редакции утвержден Благовещенской городской Думой 26 марта 2015 года решением №8/92. Указанной редакцией утверждены функциональные зоны, в том числе улично-дорожная сеть, исходя из межевания земельных участков на основании ФЗ РФ № 221-ФЗ РФ. Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено местоположением на одном из таких земельных участков линейного объекта. Автомобильная дорога, в т.ч. на территории муниципального образования, является линейным объектом, в связи, с чем согласование при определении улично-дорожной сети с заинтересованными лицами не производится. Размещение объекта транспортной инфраструктуры относится к дискреции органов местного самоуправления городского округа, а установление в генеральном плане функциональной зоны в целях отображения объектов местного значения - улично-дорожной сети, отображение ее границ на картах генерального плана соответствуют положениям ст. 9 и 23 ГрК РФ. В Положении о территориальном планировании Генерального плана города Благовещенска содержится указание на функциональную зону объектов инженерной и транспортной инфраструктур. Зона территорий общего пользования отображена в Карте функциональных зон городского округа. При этом усматривается, что земельные участки истцов частично выходят на территорию улично-дорожной сети относящейся к функциональной зоне территорий общего пользования. Спорная автомобильная дорога служит внутриквартальным проездом, поскольку используется участникам дорожного движения для подъезда к разным объектам инфраструктуры города, следовательно, является элементом улично-дорожной сети автомобильных дорог местного значения. В силу положения о территориальном планировании утверждаемой части Генерального плана: зона улично-дорожной сети предназначена для размещения элементов улично-дорожной сети (дорожного покрытия, тротуаров, озеленения, стоянок) и не предназначена для размещения земельных участков жилой застройки. На территории <номер> квартала функциональная зона улично-дорожной сети (тупиковый внутриквартальный проезд, прилегающий к земельным участкам жилых домов по ул. ФИО6, д. <адрес> и д. <адрес>) установлена с учетом границ земельных участков с кадастровыми номерами <номер> и <номер>, поставленных на кадастровый учет. Таким образом, установленная в Генеральном плане функциональная зона улично-дорожной сети на территории <номер> квартала не пересекает (не затрагивает) границы вышеуказанных участков. Отсутствие либо наличие земельного участка, стоящего на кадастровом учете, не может влиять на законность установления функциональных зон в Генеральном плане города Благовещенска. Улично-дорожная сеть города Благовещенска всегда проходила по границам жилых домов, выходящих на улицу еще до принятия Генерального плана города Благовещенска, акты разбивочных чертежей (архивные чертежи Советского Союза) и материалы инвентаризации подтверждают тот факт, что объекты вспомогательного назначения истцов выходили за границы улично-дорожной сети на момент утверждения Генерального плана города Благовещенска. Заявители не доказали нарушений градостроительного законодательства при принятии Генерального плана.
Представитель заинтересованного лица администрации г. Благовещенска ФИО5 возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала доводы, изложенные в отзыве и дополнениях к нему на административное исковое заявление, согласно которым, Генеральный план г. Благовещенска принят уполномоченным органом на дату его издания с соблюдением процедур, предусмотренных ГрК РФ, официально опубликован в установленном порядке. В соответствии с нормами ГрК РФ, подготовка генерального плана городского округа направлена не только на отражение существующей территории городского округа, но и на планируемое развитие этой территории. Порядок подготовки и принятия генерального плана урегулирован ГрК РФ. Генеральные планы городского округа включают карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов. Согласно картографическому материалу Генерального плана, запрашиваемые земельные участки расположены в функциональной зоне – зоне улично-дорожной сети. Между тем, Генеральный план города Благовещенска состоит из текстовых и графических материалов, включающих Положение о территориальном планировании муниципального образования города Благовещенска и карты (схемы), материалов по обоснованию. Понятие улично-дорожной сети дано в пункте 3.37 СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89", утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. №1034/пр., как системы объектов капитального строительства, включающей улицы и дороги различных категорий и входящие в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемые с учетом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций. Границы улично-дорожной сети закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения. В соответствии с положениями ГрК РФ улично-дорожной сети городского округа можно отнести к объектам местного значения. Таким образом, размещение объекта транспортной инфраструктуры относится к полномочиям органов самоуправления городского округа, а установление в генеральном плане функциональной зоны в целях отображения объектов местного значения - улично-дорожной сети, отображение её границ на картах генерального плана, соответствуют градостроительному законодательству. Территория квартала с кадастровым номером <номер> не обеспечена документацией по планировке территории, в связи, с чем информации об установленных красных линиях улично-дорожной сети в тупиковом внутриквартальном проезде в районе ул. ФИО6, <адрес>, <адрес> не имеется. Считает оспариваемое решение в части отнесения к территории улично-дорожной сети запрашиваемых участков законным и обоснованным. Отображение функциональной зоны - улично-дорожной сети в Генеральном плане г. Благовещенска не противоречит действующему законодательству.
Административные истца ФИО1, ФИО2, уведомленные надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, не явились, о причине неявки суду не сообщили, обеспечили явку своего представителя. В силу части 5 статьи 213 КАС РФ суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего требования неподлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1); решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2).
Исходя из взаимосвязанных положений статей 17 (часть 2), 18, 21 и 45 (часть 2) Конституции Российской Федерации государство, реализуя утверждаемый Конституцией Российской Федерации приоритет личности и ее прав, обязано охранять достоинство личности во всех сферах, а гражданин и организация вправе защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, из чего следует, что право на судебную защиту выступает гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод, а его нормативное содержание включает право обжалования принятых органами государственной власти, должностными лицами решений, причем такое обжалование может преследовать не только индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, но и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка.
Конкретизируя приведенные положения Конституции Российской Федерации, часть первая статьи 208 КАС Российской Федерации предусматривает, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно материалам дела, ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером <номер>.
Решением администрации г. Благовещенска от 03 марта 2020 года №441/16 ФИО1 отказано в перераспределении земли, в связи с тем, что запрашиваемая часть земельного участка входит в зону улично-дорожной сети по Генеральному плану г. Благовещенска, утвержденному решением Благовещенской городской Думы от 26 июля 2007 года №30/75.
ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером <номер>.
Решением администрации г. Благовещенска от 24 сентября 2020 года №01-16/11198 ФИО2 отказано в перераспределении земли, в связи с тем, что запрашиваемая часть земельного участка входит в зону улично-дорожной сети по Генеральному плану г. Благовещенска, утвержденному решением Благовещенской городской Думы от 26 июля 2007 года №30/75.
Согласно основному чертежу Генерального плана г. Благовещенска, вышеуказанные земельные участки находятся в функциональной зоне жилой застройки и улично-дорожной сети.
Первоначальный текст решения Благовещенской городской Думы от 26 июля 2007 года № 30/75 «Об утверждении Генерального плана города Благовещенска» опубликован в издании «Благовещенск», № 30 от 27 июля 2007 года.
Оспариваемый нормативный правовой акт в части отнесения к территории улично-дорожной сети земельных участков с кадастровым номером <номер> и <номер> непосредственно регулирует правоотношения, участником которых являются ФИО1, ФИО2, ограничивает их права в отношении принадлежащих им имущества, в связи, с чем они вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Утверждение генерального плана поселения относится к вопросам местного значения поселения. Генеральный план поселения утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения (пункты 1, 3 части 1 статьи 8, часть 1 статьи 24, часть 1 статьи 32 ГрК РФ, часть 1 статьи 7, пункт 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Судом установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным на дату его издания представительным органом местного самоуправления с соблюдением установленной Градостроительным кодексом Российской Федерации процедуры, в установленной форме и опубликован в официальном печатном издании.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, а также ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека (статья 2 ГрК РФ).
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (пункты 1, 4 статьи 3 ГрК РФ).
Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений статьи 2 ГрК РФ, направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 ГрК РФ установлено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Порядок подготовки и принятия генерального плана урегулирован положениями статей 24, 25 ГрК РФ.
Согласно части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит в том числе: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя: сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (часть 4 статьи 23 ГрК РФ).
На картах генерального плана отображаются: автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (часть 5 статьи 23 ГрК РФ).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся среди прочего дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объект капитального строительства согласно пункту 10 статьи 1 ГрК РФ - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Как указано в "ОК 013-2014 (СНС 2008). Общероссийский классификатор основных фондов", принятом и введенном в действие приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 г. N 2018-ст, к группировке "сооружения" относятся инженерно-строительные объекты, возведенные с помощью строительно-монтажных работ. Сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Автомагистрали, автомобильные дороги, в том числе улично-дорожная сеть, прочие автомобильные, велосипедные или пешеходные дороги включены в раздел основных фондов 220.00.00.00.00 "сооружения".
Понятие улично-дорожной сети дано в пункте 3.37 СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 1034/пр, (документ включен в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"), как системы объектов капитального строительства, включающей улицы и дороги различных категорий и входящие в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемые с учетом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций. Границы улично-дорожной сети закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения.
Как указано в пункте 12 статьи 1 ГрК РФ, территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Пунктом 11 статьи 1 ГрК РФ красные линии определены как линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
Анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод об отнесении улично-дорожной сети городского округа к объектам местного значения (территории общего пользования, обозначенной красными линиями).
Таким образом, размещение объекта транспортной инфраструктуры относится к дискреции органов местного самоуправления городского округа, а установление в генеральном плане функциональной зоны в целях отображения объектов местного значения - улично-дорожной сети, в том числе планируемой, отображение ее границ на картах генерального плана, соответствуют положениям статей 9 и 23 ГрК РФ и не противоречат каким-либо нормам закона имеющим большую юридически силу.
В данном случае в Положении о территориальном планировании Генерального плана г. Благовещенска содержится указание на функциональную зону объектов инженерной и транспортной инфраструктур. Зона территорий общего пользования отображена в Карте функциональных зон городского округа. При этом усматривается, что земельные участки истцов частично выходят на территорию улично-дорожной сети относящейся к функциональной зоне территорий общего пользования.
Спорная автомобильная дорога служит внутриквартальным проездом, поскольку используется участникам дорожного движения для подъезда к разным объектам инфраструктуры города, следовательно, является элементом улично-дорожной сети автомобильных дорог местного значения.
В силу положения о территориальном планировании утверждаемой части Генерального плана: зона улично-дорожной сети предназначена для размещения элементов улично-дорожной сети (дорожного покрытия, тротуаров, озеленения, стоянок) и не предназначена для размещения земельных участков жилой застройки.
На территории <номер> квартала функциональная зона улично-дорожной сети (тупиковый внутриквартальный проезд, прилегающий к земельным участкам жилых домов по ул. ФИО6, д<адрес> и <адрес>) установлена с учетом границ земельных участков с кадастровыми номерами <номер> и <номер>, поставленных на кадастровый учет. Таким образом, установленная в Генеральном плане функциональная зона улично-дорожной сети на территории <номер> квартала не пересекает (не затрагивает) границы вышеуказанных участков.
То обстоятельство, что решением Благовещенского городского суда от 14 октября 2021 года признано незаконным межевание земельного участка с кадастровым номером <номер>, не может влиять на законность установления функциональной зоны улично-дорожной сети, а лишь свидетельствует о необходимости проведения административными истцами повторного межевания. Отсутствие либо наличие земельного участка, стоящего на кадастровом учете, не может влиять на законность установления функциональных зон в Генеральном плане города Благовещенска.
На картах генерального плана отображаются: автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального, регионального, местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального, регионального, местного значения (ч. 5 ст.23 ГрК РФ).
Из реестровых документов, представленных в суд кадастровой палатой Амурской области, следует, что в соответствии с заключением кадастрового инженера Ф.И.О.2 (при подготовке межевого плана с уточнением местоположения площади земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по ул. ФИО6 <адрес>), в результате проведения кадастровых работ уточнено местоположение границ и площадь земельного участка. Из заключения следует, что документы, подтверждающие формирование границ участка при его принятии отсутствуют, но данный участок существует в фактических границах более 15 лет, что подтверждается материалами инвентаризации. С северной стороны участок ограничен дорогой общего пользования. Из акта согласования местоположения границы земельного участка следует, что местоположение участка согласовано МО города Благовещенска 09 января 2017 от точки н2 до точки 2. Таким образом, при акте согласования границ уточнена площадь земельного участка в размере 578 кв. м.
Таким образом, улично-дорожная сеть города Благовещенска всегда проходила по границам жилых домов, выходящих на улицу еще до принятия Генерального плана города Благовещенска, акты разбивочных чертежей (архивные чертежи Советского Союза) и материалы инвентаризации подтверждают тот факт, что объекты вспомогательного назначения административных истцов выходили за границы улично-дорожной сети на момент утверждения Генерального плана города Благовещенска.
На основании изложенного, с учетом положений пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемый нормативно правовой акт в заявленной части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного искового заявлению ФИО1, ФИО2 о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Благовещенской городской Думы от 26.07.2007 №30/75 (с изм. от 26.03.2015 №8/92) «Об утверждении Генерального плана города Благовещенска Амурской области» в части отнесения к территории улично-дорожной сети части земельного участка, занятой строениями вспомогательного использования для жилого дома, расположенного по адресу: <...> <адрес> по характерным точкам границ, обозначенных на Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане
Обозначение характерных точек границ | X | У |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
и жилого дома, расположенного по адресу: <...> <адрес> по характерным точкам границ, обозначенных на Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане
Обозначение характерных точек границ | X | У |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба (представление) в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, <...>) через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 16 марта 2022 года
Судья Амурского областного суда А.П. Бушманов
1версия для печатиДело № 3а-4/2022 (3а-66/2021;) ~ М-55/2021 (Решение)