ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-4/2022 от 19.01.2022 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

дело № 3а-4/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Элиста 19 января 2022 года

Верховный Суд Республики Калмыкия в составе председательствующего судьи Буджаевой С.А.,

при секретаре Пичко С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Калмыкия к Местной религиозной организации <…> о ликвидации религиозной организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц,

у с т а н о в и л:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Калмыкия обратилось в Верховный Суд Республики Калмыкия с административным исковым заявлением о ликвидации<…> (далее по тексту - Религиозная организация) и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование административного иска указывает, что Религиозная организация зарегистрирована в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ <…> с присвоением ОГРН№ <…> и осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного собранием <…>. В соответствии с п.п. 3.16 и 3.17 Устава религиозной организации Старший пастор избирается Общим собранием при согласовании с Централизованной религиозной организации из числа лиц, обладающих опытом духовного служения, вправе без доверенности действовать от имени религиозной организации, представлять ее во взаимоотношениях со всеми юридическими и физическими лицами. Согласно сведениям, внесенным в ЕГРЮЛ, и имеющимся в учетном деле документам лицом, имеющим право действовать от религиозной организации без доверенности является Старший пастор <…>, избранный Общим собранием <…> (протокол от <…> № <…>); юридический адрес (место нахождения) религиозной организации – <…>; по состоянию на 06 августа 2017 года на учете в религиозной организации состояло 10 человек. 23 марта 2021 года в адрес Управления поступило письмо епископа <…> о прекращении с 01 марта 2021 года фактической деятельности религиозной организации в связи с прекращением деятельности трёх местных религиозных организаций. 09 апреля 2021 года в Управление поступило письмо <…> о сложении им полномочий пастора религиозной организации и выходе из нее в связи с фактическим прекращением деятельности организации. Управлением в адрес религиозной организации 22 апреля 2021 года и 11 июня 2021 года выносились предупреждения о нарушении законодательства Российской Федерации с предложением устранить выявленные нарушения в установленные сроки. Однако в установленные сроки и до настоящего времени религиозной организацией выявленные нарушения законодательства РФ не устранены. Документы, подтверждающие принятие решения о ликвидации религиозной организации, избрание <…> на новый срок либо иного лица Старшим пастором, прием новых граждан в состав ее участников, а также сведения о новом адресе в Управление до настоящего времени не представлены. На основании статьи 14 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» Управление просит ликвидировать указанную религиозную организацию с исключением данных о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель административного истца - Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Калмыкия в судебное заседание не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела без их участия, административные исковые требования поддерживает, просит удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной налоговой службы по Республике Калмыкия в судебное заседание не явился, представив письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором указал о необходимости удовлетворения заявленных требований.

Представитель административного ответчика – местной религиозной организации <…>, представитель заинтересованного лица – <…>, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по юридическому адресу, не явились.

Принимая во внимание наличие в деле доказательств надлежащего извещения указанного административного ответчика и заинтересованного лица, отсутствие оснований для отложения судебного заседания, предусмотренных статьями 150 и 152 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд находит административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных и религиозных организаций (объединений).

Правовое положение религиозных объединений, в том числе особенности их гражданско-правового положения, регулируется Федеральным законом № 125-ФЗ.

В соответствии со статьей 6 названного Федерального закона № 125-ФЗ религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей (пункт 1).

Согласно статьи 8 этого же Федерального закона религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица (пункт 1).

Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные (пункт 2).

Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая из не менее десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении (пункт 3).

Порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются уставом и внутренними установлениями религиозной организации (пункт 8.1).

Ликвидация религиозной организации является одним из видов ответственности юридических лиц, порядок и основания ее применения предусмотрены статьей 14 Федерального закона № 125-ФЗ, согласно которой религиозная организация может быть ликвидирована по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, данного Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления ею деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям) (абзац третий пункта 1).

Аналогичные положения о ликвидации юридических лиц закреплены в подпунктах 3 и 4 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее по тексту - Закон об общественных объединениях, Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ).

В силу статьи 29 Закона Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ общественное объединение обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. К таким сведениям относятся, в том числе адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица; сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: в отношении физического лица - фамилия, имя и, если имеется, отчество, должность, паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, место жительства, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); (подпункты «в, л» пункта 1 статьи 5 данного Закона).

Согласно п. 1 ст. 18 ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», статья 61 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает общие основания для ликвидации юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, и относит к ним, в том числе, осуществление общественной организацией, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций, а также иные основания, предусмотренные федеральными законами. Общие основания для ликвидации подлежат применению исходя из особенностей организационно-правовых форм некоммерческих организаций, установленных специальными законами.

Пунктом 10 ст. 32 ФЗ "О некоммерческих организациях" предусмотрено, что неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» даны разъяснения, согласно которым неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства.

Судом установлено, что Местная религиозная организация <…> создана в соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Решение о государственной регистрации создания Религиозной организации принято Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Калмыкия <…>.

28 августа 2013 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации Религиозной организации за основным государственным регистрационным номером № <…>.

Юридическим адресом (местом нахождения) Религиозной организации является:<…>. Старший пастор – <…>.

Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, Уставом Религиозной организации, свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации (л.д. <…> и <…>).

В соответствии с протоколом общего собрания религиозной организации от <…> № <…> старшим пастором избран <…> на срок полномочий до 05 августа 2021 года.

23 марта 2021 года в адрес Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Калмыкия поступило письмо епископа <…> о прекращении с 01 марта 2021 года фактического существования религиозной организации в связи с прекращением деятельности трёх местных религиозных организаций ввиду необходимости паспортизации объектов (жилых домов), где осуществляла свою деятельность религиозная организация, так как собственники жилых помещений отказались проходить процедуру паспортизации из-за необходимости несения значительных затрат и возможных административных штрафов (л.д. <…>).

09 апреля 2021 года в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Калмыкия поступило письмо <…> о сложении им полномочий старшего пастора Религиозной организации и выходе из нее ввиду усталости совершать не свойственные ему как духовному человеку светские установления и отсутствием членов в религиозной организации, а также не проведения религиозных богослужений и мероприятий в связи с фактическим прекращением деятельности организации (л.д. <…>).

В связи с этим 22 апреля 2021 года за исх. № 08/03-948 Управлением в адрес Религиозной организации вынесено предупреждение о нарушении законодательства Российской Федерации с установлением срока для его исполнения до 01 июня 2021 года, а именно в нарушение требований пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 08 августа 2011 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» религиозной организацией не представлено информации о принятии решения общего собрания о ликвидации религиозной организации либо об изменении сведений (л.д. <…>).

Предупреждение направлено религиозной организации по адресу, содержащемуся в ЕГРЮЛ, которое согласно уведомлению о вручении получено 26 апреля 2021 года лично <…> (л.д. <…>). Предупреждение в установленном порядке религиозной организацией не обжаловано, и в указанный в предупреждении срок нарушения законодательства Российской Федерации ею не устранены.

11 июня 2021 года за исх. № 08/03-1348 Управление в адрес религиозной организации вновь вынесено повторное предупреждение об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации в срок до 26 июля 2021 года (л.д. <…>). Это предупреждение также направлено религиозной организации по адресу, содержащемуся в ЕГРЮЛ. Согласно уведомлению о вручении предупреждение получено лично <…>. 18 июня 2021 года (л.д. <…>). Однако в указанный в предупреждении срок нарушения законодательства Российской Федерации ею не устранены.

В нарушение требований федерального законодательства документы, подтверждающие принятие решения о ликвидации религиозной организации, избрание <…> на новый срок либо иного лица Старшим пастором, прием новых граждан в состав ее участников, в том числе сведения о новом адресе, в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Калмыкия не поступали.

Оценивая характер допущенных нарушений, суд исходит из того, что эти нарушения неустранимы, поскольку, как следует из писем пастора религиозной организации, организация фактически прекратила свою деятельность, в организации отсутствуют минимальное количество участников, предъявляемое к религиозной организации, руководящие органы, члены организации не заинтересованы в дальнейшей ее деятельности.

В связи с тем, что предусмотренные федеральным законодательством основания для ликвидации местной религиозной организации нашли подтверждение, административные исковые требования Управления Министерства юстиции РФ по Республике Калмыкия о ликвидации Местной религиозной организации <…> подлежит удовлетворению.

В соответствии с п. 3 ст. 49 Гражданского кодекса РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Согласно ст. 21 ФЗ "О некоммерческих организациях" ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

На основании приведенных норм закона Местная религиозная организация <…> подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 263 и 264 Кодекса административного судопроизводства РФ,

р е ш и л :

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Калмыкия удовлетворить.

Ликвидировать Местную религиозную организацию <…>, зарегистрированную <…> Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Калмыкия (ОГРН № <…>).

Исключить Местную религиозную организацию <…> из Единого государственного реестра юридических лиц (дата внесения записи в ЕГРЮЛ <…>, ОГРН № <…>).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Верховный Суд Республики Калмыкия в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья С.А. Буджаева