ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-4/2022 от 22.03.2022 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Дело № 3а-4/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Петропавловск-Камчатский «22» марта 2022 года

Камчатский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Горна В.Ф.,

при секретаре Шипиловой Я.Ю.,

с участием представителя КГУП «Камчатский водоканал» ФИО1, представителей Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края ФИО2 и ФИО3, прокурора Новоселовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Петропавловске-Камчатском административное дело по административному исковому заявлению КГУП «Камчатский водоканал» о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 17 декабря 2019 года № 314 «О внесении изменений в постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 13 декабря 2018 года № 358 «Об утверждении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение КГУП «Камчатский водоканал» потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019-2023 годы»,

У С Т А Н О В И Л:

Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края 13 декабря 2018 года принято постановление № 358 «Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение КГУП «Камчатский водоканал» потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019-2023 годы», которое опубликовано в официальном печатном издании Губернатора и Правительства Камчатского края «Официальные ведомости» от 18 декабря 2018 года № 332-335.

Постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 17 декабря 2019 года № 314, опубликованном в печатном издании «Официальные ведомости» от 20 декабря 2019 года спецвыпуск № 6, в указанное выше постановление внесены изменения. Действие этого постановления распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.

Камчатское государственное унитарное предприятие «Камчатский водоканал» (далее – Предприятие) обратилось в суд с административным иском, которым просило признать недействующим постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 17 декабря 2019 года № 314 с момента принятия, указав, что оно противоречит пункту 5 части 2 статьи 3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», пункту 74 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, пункту 28 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов сфере водоснабжения и водоотведения.

Нарушения выразились в том, что при формировании тарифов регулирующим органом неправомерно отклонены заявленные расходы на 2020 год в виде амортизационных отчислений в размере 37576,96 тысяч рублей на холодное водоснабжение и 21763,63 тысяч рублей на водоотведение в связи с тем, что состоящее на балансе имущество не приобретено за счет собственных средств Предприятия. По этому же основанию регулирующий орган отклонил понесенные в 2018 году расходы Предприятия по статье «Амортизация» в размере 8169,55 тысяч рублей на холодное водоснабжение и 160 тысяч рублей на водоотведение. Вследствие этого сформированные тарифы не возмещают всех производственных затрат, что не может обеспечить безубыточную деятельность Предприятия и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.

В отзыве и дополнении к нему Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края требования административного истца не признала. Полагала, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в рамках предоставленных Региональной службе полномочий, федеральному законодательству или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречит. Со ссылкой на положения пункта 3 части 2 статьи 256 Налогового кодекса РФ и разъяснения Федеральной антимонопольной службы указала, что в случае, если объекты основных средств, эксплуатируемые регулируемой организацией на законном основании, созданы (приобретены) собственником за счет бюджетных средств, включение амортизации по указанным объектам в необходимую валовую выручку не допускается, так как регулируемая организация не несет фактические расходы по созданию (приобретению) указанных объектов, возмещаемые посредствам начисления амортизации. В рамках тарифного регулирования на 2020 год регулируемой организацией вопреки предложению Региональной службы не предоставлена информация, подтверждающая приобретение (строительство) имущества за счет собственных средств, вследствие чего заявленные к возмещению расходы на амортизацию основных средств частично отклонены.

Привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица Федеральная антимонопольная служба России в предоставленных суду письменных объяснениях нашла исковые требования не подлежащими удовлетворению. Нашла правомерным подход регулирующего органа, в соответствии с которым в случае, если объекты основных средств, эксплуатируемые регулируемой организацией на законном основании, созданы (приобретены) собственником за счет бюджетных средств, включение амортизации по указанным объектам в необходимую валовую выручку не допускается, так как регулируемая организация не несет фактические расходы по созданию либо приобретению указанных объектов, возмещаемые посредством начисления амортизации. Исключением являются случаи, когда соответствующие амортизационные отчисления по указанным объектам являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с утвержденной инвестиционной программой регулируемой организации.

В судебном заседании представитель Предприятия ФИО1 заявленные требования уточнила, указав, что разногласия между сторонами заключаются в необоснованном исключении регулирующим органом из расчета тарифов расходов Предприятия на амортизацию основных средств в сфере водоснабжения в размере 8169,55 тысяч рублей и в сфере водоотведения в размере160 тысяч рублей. Сослалась на ошибочность доводов иска о неправомерном исключении из расчета тарифов расходов в виде амортизационных отчислений в размере 37576,96 тысяч рублей на холодное водоснабжение и 21763,63 тысяч рублей на водоотведение.

Представители Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края ФИО4 и ФИО3 возражали против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в отзыве.

Выслушав и дав оценку объяснениям сторон, исследовав материалы дела, с учетом заключения прокурора Новоселовой Е.В., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Правовые основы экономических отношений в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности хозяйствующих субъектов, являются предметом правового регулирования Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В силу части 2 статьи 3 названного Федерального закона к числу общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения относится установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.

К числу полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится: установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; выбор методов регулирования тарифов организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (п.п. 1, 5 ч. 1 ст. 5).

Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим деятельность в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), а также региональный государственный контроль (надзор) в области их регулирования на территории Камчатского края (далее – Служба).

В силу пунктов 20.25, 55 Положения о Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края (утв. постановлением Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 года № 424-П) Служба наделена полномочиями самостоятельно издавать постановления об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;

Для определения основных направлений деятельности Службы и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется коллегиальный орган - Правление, общей численностью не более 9 человек.

Решение принимается большинством голосов членов Правления, присутствующих на заседании. Голос председателя Правления при равенстве голосов членов Правления является решающим.

На основании решения Правления издается постановление, которое подписывается руководителем Службы.

Из материалов дела следует, что в соответствии с Уставом Предприятие осуществляет различные виды деятельности, к числу которых относится сбор, очистка и распределение воды, удаление и обработка сточных вод.

Постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края 13 декабря 2018 года № 358 Предприятию установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019-2023 годы (приложение № 5).

30 апреля 2019 году в Службу поступило заявление Предприятия о корректировке тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на 2020 год (том 1 л.д. 8-28).

Экспертом Службы открыто дело по корректировке тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение для потребителей Петропавловск-Камчатского городского округа, установленных на 2020-2023 годы и проведена экспертиза материалов тарифного предложения Предприятия.

На заседании Правления Службы от 17 декабря 2019 года принято решение о внесении изменений в постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 13 декабря 2018 года № 358 «Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение КГУП «Камчатский водоканал» потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019-2023 годы» (т. 1 л.д. 196-219).

На основании этого решения Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края 17 декабря 2019 года издано постановление № 314, которое опубликовано в печатном издании «Официальные ведомости» от 20 декабря 2019 года спецвыпуск № 6.

Таким образом, постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 17 декабря 2019 года № 314 «О внесении изменений в постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 13 декабря 2018 года № 358 «Об утверждении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение КГУП «Камчатский водоканал» потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019-2023 годы», положения которого оспариваются административным истцом, принято уполномоченным на то исполнительным органом государственной власти Камчатского края, с соблюдением установленной формы нормативного правового акта, порядка его принятия и опубликования.

Оценивая соответствие оспариваемого постановления нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд учитывает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 32 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, в том числе методом индексации.

Из содержания экспертного заключения следует, что корректировка необходимой валовой выручки осуществлялась в соответствии с формулой 32 пункта 90 главы VII Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (утв. приказом Федеральной тарифной службы от 27 декабря 2013 года № 1746-Э)», для корректировки тарифов применен индексации (т. 1 л.д. 85-88).

При проверке расходов по статье затрат «амортизационные отчисления» на 2020 год в сфере водоснабжения из заявленных Предприятием 20027 тысяч рублей Службой принято 11857,45 тысяч рублей для реализации утвержденной инвестиционной программы в 2020 году, где источником финансирования мероприятий являются амортизационные отчисления (расхождение 8169,55 тысяч рублей); по статье затрат «амортизационные отчисления» на 2020 год в сфере водоотведения из заявленных 11500 тысяч рублей принято 11340 тысяч рублей для реализации мероприятий утвержденной инвестиционной программы в 2020 году, где источником являются амортизационные отчисления (расхождение 160 тысяч рублей). Корректировка заявленных расходов выполнена в связи с тем, что в распоряжение эксперта не предоставлена информация (документы, материалы), подтверждающая приобретение (строительство) имущества за счет собственных средств Предприятия (т. 1 л.д. 97-98, 115-116).

В соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406) при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

Величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с методическими указаниями с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 43 настоящего документа (пункт 77 Основ ценообразования).

Согласно пункту 43 Основ ценообразования (в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта) расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, учитываемые в необходимой валовой выручке, рассчитываются в соответствии с методическими указаниями.

Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (утв. приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 года № 1746-э) установлено, что величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктом 28 настоящих Методических указаний, согласно которому расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Пунктом 17 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утв. приказом Минфина России от 30 марта 2001 года № 26н) и пунктом 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утв. приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 года № 91н), которые действовали на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта, было предусмотрено, что стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.

Стоимость объектов основных средств, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление), погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено ПБУ 6/01.

Как следует из устава КГУП «Камчатский водоканал» учредителем и собственником имущества предприятия является Камчатский край (пункт 1.3).

Имущество предприятия находится в государственной собственности Камчатского края, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения (пункт 3.1).

Право на имущество, закрепленное за Предприятием на праве хозяйственного ведения собственником имущества Предприятия, возникает с момента передачи такого имущества. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении Предприятия, а также имущество, приобретенное за счет полученной прибыли, являются государственной собственностью Камчатского края и поступают в хозяйственное ведение Предприятия (пункт 3.2).

Принимая во внимание, что действующие на дату принятия оспариваемого постановления нормативные правовые акты не содержали запрета на начисление амортизации на объекты основных средств, которые приобретены (созданы) за счет бюджетных средств целевого финансирования и закреплены за юридическим лицом на праве хозяйственного ведения, суд находит, что административным ответчиком при корректировке тарифов на водоснабжение и водоотведение на 2020 год необоснованно исключены заявленные Предприятием расходы по статье затрат «амортизационные отчисления».

Следовательно, выполненная на 2020 год корректировка не соответствует принципу установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения, закрепленному статьей 3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».

Для разрешения спора суд не применяет актуальную редакцию пункта 43 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, в соответствии с которым амортизация по объектам основных средств и нематериальных активов, построенным за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не учитывается для целей тарифного регулирования, за исключением случаев, когда соответствующие амортизационные отчисления по указанным объектам являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с утвержденной инвестиционной программой регулируемой организации. Соответствующие изменения внесены в Основы ценообразования постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2022 года № 44 и на дату принятия оспариваемого постановления не действовали.

Решения Федеральной антимонопольной службы от 17 июля 2019 года, на которые ссылается административный ответчик, содержащие иное толкование правовых норм о возможности учета расходов на амортизацию основных средств в тарифном регулировании, не носят для суда обязательного характера и не могут служить основанием для иной оценки установленных по делу обстоятельств.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает его недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты (пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ).

Учитывая изложенное, суд признает недействующим с даты принятия постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 17 декабря 2019 года № 314 «О внесении изменений в постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 13 декабря 2018 года № 358 «Об утверждении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение КГУП «Камчатский водоканал» потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019-2023 годы» в части исключения из тарифа расходов по статье затрат «амортизационные отчисления».

Принимая во внимание срочный характер действия нормативного правового акта признание его недействующим с иной даты не достигнет целей восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.

В порядке пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в печатном издании «Официальные ведомости» в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ с Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края в пользу КГУП «Камчатский водоканал» подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей, уплаченной при подаче в суд административного искового заявления.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление КГУП «Камчатский водоканал» удовлетворить.

Признать недействующим с даты принятия постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 17 декабря 2019 года № 314 «О внесении изменений в постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 13 декабря 2018 года № 358 «Об утверждении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение КГУП «Камчатский водоканал» потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019-2023 годы» в части исключения из тарифа расходов по статье затрат «амортизационные отчисления».

Взыскать с Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края в пользу КГУП «Камчатский водоканал» расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.

Сообщение о настоящем решении суда подлежит опубликованию в печатном издании «Официальные ведомости» в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, апелляционное представление в апелляционный суд общей юрисдикции через Камчатский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 1 апреля 2022 года.

Судья В.Ф. Горн