ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-4/2022 от 28.03.2022 Магаданского областного суда (Магаданская область)

Дело № 3а-4/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 марта 2022 года г. Магадан

Магаданский областной суд в составе:

судьи Магаданского областного суда Н.В. Бежевцовой,

при секретаре В.В. Андреевой,

с участием старшего помощника прокурора Магаданской области по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах

Т.В. Гучановой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Тенькинского городского округа Магаданской области о признании недействующими пунктов 2, 8.1 и Приложения № 1 Положения об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности, и лиц, замещающих должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Тенькинский городской округ» Магаданской области, утвержденного решением Собрания представителей Тенькинского городского округа Магаданской области от 26 января 2022 года № 3,

у с т а н о в и л :

решением Собрания представителей Тенькинского городского округа Магаданской области от 26 января 2022 года № 3 «Об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности, и лиц, замещающих должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Тенькинский городской округ» Магаданской области» утверждено Положение об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности, и лиц, замещающих должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Тенькинский городской округ» Магаданской области.

Нормативный правовой акт опубликован 28 января 2022 года в газете «Тенька» от 28 января 2022 года № 4.

Администрация Тенькинского городского округа Магаданской области в лице главы Тенькинского городского округа (далее – администрация) обратилась в Магаданский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 2, 8.1 и Приложения № 1 названного Положения, ссылаясь на нарушение процедуры принятия нормативного правового акта, установленного частью 12 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также несоблюдение при принятии оспариваемого нормативного акта требований статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Указывает, что при направлении в Собрание представителей Тенькинского городского округа (далее – Собрание представителей) проекта решения «Об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности, и лиц, замещающих должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Тенькинский городской округ» Магаданской области» администрация представила финансовое обоснование дополнительных расходных обязательств местного бюджета Тенькинского городского округа, рассчитанное исходя из размеров и условий оплаты труда муниципальных служащих и денежного вознаграждения лиц, замещающих должности муниципальной службы.

Однако Собрание представителей приняло решение, которым увеличило коэффициенты, применяемые при определении денежного вознаграждения лиц, замещающих должности муниципальной службы. При этом финансовое обеспечение дополнительных расходных обязательств местного бюджета и положительное заключение главы администрации получены не были.

Обращает внимание, что Собрание представителей не является органом, уполномоченным на формирование местного бюджета, принятие оспариваемого нормативного правового акта в отсутствие положительного заключения главы свидетельствует о превышении Собранием представителей своих полномочий, а сам нормативный правовой акт влечет принятие расходных обязательств, не обеспеченных финансированием и, как следствие, несвоевременную и неполную оплату труда.

Административный ответчик требования административного иска не признал. Представив письменный отзыв, со ссылкой на положения статей 3, 23, 36 Устава муниципального образования «Тенькинский городской округ» Магаданской области, статей 3, 4, 21, 25, 31 Регламента Собрания представителей Тенькинского городского округа указывает, что оспариваемое решение принято в пределах имеющихся полномочий, с соблюдением установленных формы, вида и процедуры его принятия, подписания и опубликования.

Поскольку проект решения был внесен в Собрание представителей главой округа, то есть уполномоченным лицом, считает, что дополнительного заключения главы не требовалось.

Ссылаясь на часть 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, считает возможным в дальнейшем увеличить бюджетные ассигнования на исполнение оспариваемого нормативного правового акта.

Учитывая, что рассмотрение и утверждение местного бюджета относится к компетенции Собрания представителей, полагает, что в силу абзаца второго статьи 7 решения Собрания представителей от 27 декабря 2021 года № 52 «О бюджете муниципального образования «Тенькинский городской округ» Магаданской области на 2022 год и на плановый период 2023-2024 годов» финансовое обеспечение дополнительных расходных обязательств местного бюджета в необходимом размере будет предусмотрено административным ответчиком при рассмотрении проекта о внесении изменений в местный бюджет.

Административный истец, административный ответчик, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Председатель Собрания представителей Тенькинского городского округа Магаданской области представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие административного ответчика. На основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

До рассмотрения дела по существу от административного истца поступило заявление о прекращении производства по делу на основании части 2 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В обоснование заявление указано, что 15 марта 2022 года Собранием представителей Тенькинского городского округа Магаданской области принято решение № 8 «О внесении изменений в решение Собрания представителей Тенькинского городского округа Магаданской области от 26 января 2022 года № 3 «Об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности, и лиц, замещающих должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Тенькинский городской округ» Магаданской области», которым оспариваемые положения (пункты 2, 8.1 и Приложение № 1) исключены.

Исходя из положений статей 208, 213 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт, который на время его оспаривания является действующим и влекущим нарушение прав, свобод и законных интересов лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

Нормативный правовой акт, действие которого прекращено, сам по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей уже не является и каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов физических и юридических лиц повлечь не может, вследствие чего такой акт не может быть предметом судебной проверки.

Вместе с тем в силу положений части 11 статьи 213, пункта 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации утрата нормативным правовым актом силы не может служить основанием для прекращения производства по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в абзаце втором пункта 25 постановления Пленума от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц.

Согласно пункту 6 решения Собрания представителей Тенькинского городского округа Магаданской области от 26 января 2022 года № 3 «Об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности, и лиц, замещающих должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Тенькинский городской округ» Магаданской области» данное решение вступает в силу после его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2022 года (т. 1 л.д. 135-136).

Из материалов дела следует, что указанный нормативный акт был применен. За январь 2022 года председателю Собрания представителей, председателю и аудитору Контрольно-счетной палаты заработная плата за январь 2022 года начислена и выплачена с учетом размера коэффициентов, установленных оспариваемыми положениями нормативного правового акта (т. 1 л.д. 219, т. 2 л.д. 32-33, 46-48).

Расходы на обеспечение деятельности Собрания представителей и Контрольно-счетной палаты производятся из бюджета муниципального образования, при этом исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по исполнению бюджета муниципального образования, является администрация Тенькинского городского округа.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для прекращения производства по настоящему административному делу ввиду установления факта нарушения прав и законных интересов административного истца, муниципального образования.

Исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного иска обоснованными и подлежащими удовлетворению, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

В данном случае требования администрации Тенькинского городского округа Магаданской области направлены в защиту прав и интересов муниципального образования, органа местного самоуправления.

Особенности производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регламентированы главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно пунктам 7, 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.

При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет, в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, форма и вид, в которых данный орган вправе принимать нормативные правовые акты, процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания указанных обстоятельств возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.

Проверив соблюдение полномочий органа на принятие нормативного правового акта, формы и вида нормативного правового акта, а также правил его введения в действие, судом установлено следующее.

В статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ определено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1). Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).

В соответствии со статьей 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования (часть 3).

Аналогичные положения установлены в части 2 статьи 3 Устава муниципального образования «Тенькинский городской округ» Магаданской области, утвержденного решением Собрания представителей Тенькинского городского округа от 16 ноября 2015 года № 34 (далее – Устав муниципального образования, т. 1 л.д. 33-57).

В силу статьи 21 Устава муниципального образования представительным органом муниципального образования является Собрание представителей Тенькинского городского округа.

К полномочиям Собрания представителей относится установление в соответствии с законодательством денежного содержания лиц, замещающих муниципальные должности, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе. Установление в соответствии с действующим законодательством размеров должностных окладов муниципальных служащих, а также размеров ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядка их осуществления (пункт 9 части 2 статьи 23 Устава муниципального образования).

Решением Собрания представителей Тенькинского городского округа от 19 августа 2020 года № 24 утвержден Регламент Собрания представителей Тенькинского городского округа, устанавливающий правовые основы формирования и деятельности Собрания представителей, его органов, правомочность заседаний Собрания представителей и его органов, процедуры принятия Решений Собрания представителей (далее – Регламент Собрания представителей) (т. 1 л.д. 105-134).

Статьей 3 Регламента Собрания представителей определено, что данный представительный орган реализует свои полномочия на заседаниях Собрания, в том числе путем принятия решений, имеющих правовой характер.

В силу требований части 2 статьи 3 Устава муниципального образования, части 5 статьи 32 Регламента Собрания представителей принятый Собранием представителей нормативный правовой акт, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней.

Официальным опубликованием (обнародованием) муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в газете «Тенька» (часть 4 статьи 3 Устава муниципального образования).

Судом установлено, что 26 января 2022 года Собранием представителей Тенькинского городского округа Магаданской области принято решение № 3, пунктом 1 которого утверждено Положение об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности, и лиц, замещающих должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Тенькинский городской округ» Магаданской области (далее – Положение об оплате труда) (т. 1 л.д. 135-142).

В силу абзаца двадцатого части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к лицам, замещающим муниципальную должность, относятся депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе, председатель, заместитель председателя, аудитор контрольно-счетного органа муниципального образования.

Согласно статьям 32, 37 Устава муниципального образования выборными должностными лицами муниципального образования «Тенькинский городской округ» Магаданской области являются председатель Собрания представителей, глава муниципального образования, возглавляющий местную администрацию. Также в силу статьи 5 Положения о Контрольно-счетной палате Тенькинского городского округа Магаданской области, утвержденного решением Собрания представителей Тенькинского городского округа от 24 октября 2016 года № 73, к выборным должностным лицам муниципального образования отнесены председатель и аудитор Контрольно-счетной палаты (т. 2 л.д. 65-70).

Пунктом 2 оспариваемого Положения об оплате труда определены выплаты, входящие в денежное вознаграждение лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальном образовании «Тенькинский городской округ» Магаданской области.

Пунктом 8.1 Положения об оплате труда установлен порядок формирования годового фонда оплаты труда для лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальном образовании «Тенькинский городской округ» Магаданской области.

В приложении № 1 к данному Положению об оплате труда установлены коэффициенты, применяемые при определении должностных окладов денежного вознаграждения лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальном образовании «Тенькинский городской округ» Магаданской области: председателя Собрания представителей, главы муниципального образования, председателя и аудитора Контрольно-счетной палаты.

То есть оспариваемые положения регламентируют правовые отношения в сфере оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности, содержат правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение, которые обязательны для неопределенного круга лиц.

Решение от 26 января 2022 года № 3 принято на заседании Собрания представителей по вопросам, отнесенным к его компетенции, подписано и.о.главы муниципального образования и опубликовано в газете «Тенька» от 28 января 2022 года № 4.

Таким образом, названное решение принято представительным органом муниципального образования в пределах имеющихся у него полномочий, с соблюдением требований законодательства, предъявляемых к форме нормативного правового акта, а также введения его в действие.

Вместе с тем при проверке обстоятельств, указанных в пунктах 1, 2 (подпункты «в» и «з») части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства, судом установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт в оспариваемой части противоречит федеральному законодательству, нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, принят с нарушением процедуры принятия нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, предусматривающего осуществление расходов из средств местного бюджета.

Согласно статье 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных данным Кодексом (часть 4).

В статье 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (часть 1).

Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета (часть 2).

Аналогичные положения установлены в статье 17 Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании «Тенькинский городской округ», утвержденного решением Собрания представителей Тенькинского городского округа от 16 ноября 2015 года № 35 (т. 2 л.д. 17-31).

В силу части 2 статьи 46 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.

При этом в части 12 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ закреплено, что нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

Аналогичные положения закреплены в Уставе муниципального образования «Тенькинский городской округ» Магаданской области.

Так, в части 2 статьи 3.1 Устава муниципального образования установлено, что порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.

Согласно части 3 статьи 36 Устава муниципального образования решения Собрания представителей, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение Собрания представителей только по инициативе главы муниципального образования или при наличии заключения главы муниципального образования.

В пункте 16 части 1 статьи 38 Устава муниципального образования также установлено, что внесение на рассмотрение Собрания представителей нормативных правовых актов Собрания представителей, предусматривающих установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, относится исключительно к полномочиям главы муниципального образования.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Регламента Собрания представителей в случае разработки проекта, реализация которого потребует финансовых или материальных затрат, необходимо вместе с проектом представить его финансово-экономическое обоснование.

Обоснование должно основываться на тщательных финансовом, экономическом, статистическом анализах и содержать точные расчеты и сведения об источниках финансирования реализации проекта на текущий и (или) последующие годы.

Финансовое экономическое обоснование готовится и подписывается главой муниципального образования и предоставляется одновременно с проектом решения в Собрание представителей.

В случае, если проект решения, реализация которого потребует финансовых или материальных затрат, подготовлен другими субъектами правотворческой инициативы, он направляется главе муниципального образования Собранием представителей, для подготовки по нему финансового экономического обоснования.

Из материалов дела следует, что 27 декабря 2021 года Собранием представителей Тенькинского городского округа принято решение № 52, которым утвержден бюджет муниципального образования «Тенькинский городской округ» Магаданской области на 2022 год и на плановый период 2023-2024 годов (т. 1 л.д. 143-192). В данном решении, помимо прочих, определены размеры бюджетных ассигнований на содержание главы муниципального образования, председателя представительного органа и контрольно-счетной палаты (т. 1 л.д. 152).

18 января 2022 года глава администрации Тенькинского городского округа как субъект правотворческой инициативы внес в Собрание представителей Тенькинского городского округа проект решения «Об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности, и лиц, замещающих должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Тенькинский городской округ» Магаданской области» (т. 1 л.д. 194-204).

Согласно приложенной к проекту пояснительной записке принятие названного решения повлечет дополнительные расходы из местного бюджета Тенькинского городского округа в размере 21 052, 6 тыс.руб. (т. 1 л.д. 204). Однако финансово-экономическое обоснование, содержащее, в том числе указание на соответствующий источник дополнительных поступлений в бюджет и (или) сокращение бюджетных ассигнований по другим статьям расходов бюджета, к проекту решения представлено не было.

Расчет соответствующих дополнительных расходов на оплату труда, приложенный к административному иску (т. 1 л.д. 66-67), не может быть признан финансово-экономическим обоснованием, поскольку не соответствует требованиям части 5 статьи 31 Регламента Собрания представителей (не содержит финансового, экономического, статистического анализа и сведения об источниках финансирования реализации проекта, не подписан главой муниципального образования).

Согласно протоколу заседания Собрания представителей Тенькинского городского округа от 26 января 2022 года в ходе заседания одним из депутатов обращалось внимание на отсутствие финансово-экономического обоснования и источника финансирования дополнительных расходов местного бюджета в сумме более 20 млн.руб. (т. 1 л.д. 214 оборот, 215). Однако проект решения не был отклонен и не направлен на доработку.

Таким образом, как установлено судом и подтверждено представителем административного ответчика, на момент рассмотрения проекта решения, реализация которого потребует финансовых или материальных затрат, у представительного органа местного самоуправления отсутствовало финансово-экономическое обоснование таких расходов, что свидетельствует у нарушении порядка принятия нормативных правовых актов, установленного частью 5 статьи 31 Регламента Собрания представителей.

Решение Собрания представителей Тенькинского городского округа от 26 января 2022 года № 3 не содержит норм, определяющих источники и порядок исполнения дополнительных расходных обязательств на оплату труда, что противоречит требованиям части 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, как следует из материалов дела, оспариваемый нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходов, принят в текущем финансовом году. При этом ни административным истцом, ни административным ответчиком не представлено доказательств того, что до принятия указанного нормативного правого акта были внесены соответствующие изменения в решение о бюджете. Напротив, в отзыве на иск административный ответчик подтвердил, что расходные обязательства местного бюджета на момент принятия решения не были обеспечены финансированием (т. 1 л.д. 92-97).

Одновременно административный ответчик со ссылкой на абзац второй статьи 7 решения Собрания представителей Тенькинского городского округа от 27 декабря 2021 года № 52, которым утвержден бюджет муниципального образования на 2022 год и на плановый период 2023-2024 годов, полагал, что увеличение бюджетных ассигнований на исполнение оспариваемого нормативного правового акта возможно было осуществить в дальнейшем – при рассмотрении проекта о внесении изменений в местный бюджет.

Данные возражения не могут быть приняты во внимание, поскольку такой подход к вопросу принятия нормативных правовых актов, предусматривающих увеличение расходных обязательств по существующим видам расходов, противоречит требованиям части 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также положениям статьи 17 Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании «Тенькинский городской округ», утвержденного решением Собрания представителей Тенькинского городского округа от 16 ноября 2015 года № 35.

Так как абзац второй статьи 7 решения Собрания представителей Тенькинского городского округа от 27 декабря 2021 года № 52 регламентирует порядок реализации нормативных правовых актов, а не порядок их принятия, ссылка на него является несостоятельной, основанной на ошибочном толковании названной нормы.

При разрешении заявленных требований судом установлено также, что содержание пунктов 2, 8.1 и Приложения № 1 оспариваемого административным истцом Положения об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности, и лиц, замещающих должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Тенькинский городской округ» Магаданской области, отличается от содержания проекта решения, внесенного главой муниципального образования.

Как следует из протокола заседания Собрания представителей Тенькинского городского округа от 26 января 2022 года, в ходе заседания председателем Собрания представителей было предложено изменить представленный главой муниципального образования проект решения (т. 1 л.д. 213-217).

В частности, в Приложении № 1 проекта решения предложено установить коэффициенты, применяемые при определении должностных окладов денежного вознаграждения лиц, замещающих муниципальные должности: главе Тенькинского городского округа - 17,5; председателю Собрания представителей Тенькинского городского округа - 14,5; председателю Контрольно-счетной палаты Тенькинского городского округа - 9; аудитору Контрольно-счетной палаты Тенькинского городского округа - 8.

Приложение № 2 «Положение о размере, порядке и условиях применения ежеквартального поощрения лицам, замещающим муниципальные должности в муниципальном образовании «Тенькинский городской округ» Магаданской области» предложено исключить.

Поправки в виде изменения содержания пунктов 2 и 8.1 проекта решения Собранием представителей на заседании 26 января 2022 года не рассматривались, на голосование данные поправки не выносились.

В силу пунктов «д» и «е» части 2 статьи 25 Регламента Собрания представителей внесение поправок к принятому за основу проекту и голосование по поправкам относятся к основным элементам процедуры рассмотрения вопросов, оформляемых правовыми актами.

В части 9 данной статьи установлено, что поправки к проекту решения вправе вносить субъекты правотворческой инициативы, специалист Собрания представителей, готовивший правовое заключение на проект решения, депутаты. Поправки, рассмотренные ответственной комиссией, автором правотворческой инициативы в установленном порядке и включенные ими в текст принятого за основу проекта, не голосуются, если остальные депутаты не выскажутся против. Остальные поправки рассматриваются и голосуются каждая отдельно.

С учетом данных положений внесение административным ответчиком поправок в виде изменения содержания пунктов 2 и 8.1 проекта Положения об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности, и лиц, замещающих должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Тенькинский городской округ» Магаданской области свидетельствует о нарушении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта в указанной части.

Нарушением порядка принятия нормативного правового акта, предусматривающего осуществление расходов из средств местного бюджета, является и внесение поправки в Приложение № 1 проекта решения.

Как отмечалось ранее, нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования, предусматривающий осуществление расходов из средств местного бюджета, может быть внесен на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации (часть 12 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

В силу части 9 статьи 25 Регламента Собрания представителей поправки к проекту решения вправе вносить субъекты правотворческой инициативы, специалист Собрания представителей, готовивший правовое заключение на проект решения, депутаты.

Из системного толкования названных норм следует, что поправки в нормативный правовой акт, предусматривающий осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены либо по инициативе главы местной администрации либо по инициативе иных лиц, поименованных в части 9 статьи 25 Регламента Собрания представителей, но только при наличии заключения главы местной администрации.

Судом установлено, что в проекте решения, представленном главой администрации, предлагалось установить коэффициенты, применяемые при определении должностных окладов денежного вознаграждения лиц, замещающих муниципальные должности, в следующих размерах: главе Тенькинского городского округа - 17, председателю Собрания представителей Тенькинского городского округа - 12, председателю Контрольно-счетной палаты Тенькинского городского округа - 8.5, аудитору Контрольно-счетной палаты Тенькинского городского округа - 6 (т. 1 л.д. 64).

Исходя из указанных коэффициентов административным истцом был произведен расчет потребности в финансовых средствах в сумме 21 052,6 тыс.руб. (т. 1 л.д. 66, 204).

Собрание представителей в оспариваемом Приложении № 1 увеличило данные коэффициенты главе Тенькинского городского округа до 17,5; председателю Собрания представителей Тенькинского городского округа до 14,5; председателю Контрольно-счетной палаты Тенькинского городского округа до 9; аудитору Контрольно-счетной палаты Тенькинского городского округа до 8 (т. 1 л.д. 141).

Согласно письму контрольно-счетной палаты Тенькинского городского округа Магаданской области от 21 февраля 2022 года № 12 на выплату денежного вознаграждения лица, замещающим муниципальные должности, в соответствии с размерами, установленными решением Собрания представителей от 26 января 2022 года № 3, в сравнении с проектом решения, предложенным главой администрации Тенькинского городского округа, потребуются дополнительные бюджетные ассигнования в размере 815,1 тыс.руб. (т. 1 л.д. 220-222).

При этом в ходе судебного разбирательства установлено, что при рассмотрении проекта решения с учетом внесенных в Приложение № 1 поправок не было получено заключение главы администрации Тенькинского городского округа. Финансово-экономическое обоснование дополнительных расходных обязательств местного бюджета к этому проекту решения (с поправками) не составлялось и на рассмотрение Собрания представителей не представлялось.

Административный ответчик данные обстоятельства не оспаривал. Полагал, что необходимость получения заключения главы администрации Тенькинского городского округа отсутствовала ввиду того, что оспариваемое решение не предусматривает каких-либо расходных обязательств, а кроме того само решение подписано и.о. главы муниципального образования.

Суд находит данные утверждения несостоятельными, поскольку они противоречат установленным выше обстоятельствам и положениям части 12 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131ФЗ. Подписание нормативного правового акта и.о.главы муниципального образования не свидетельствует о получении такого заключения с финансово-экономическим обоснованием.

Таким образом, судом установлено, что при утверждении Собранием представителей Положения об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности, и лиц, замещающих должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Тенькинский городской округ» Магаданской области в редакции, предложенной председателем Собрания представителей Тенькинского городского округа, предусматривающей изменение положений, касающихся оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности, была нарушена процедура принятия указанного нормативного правового акта, что является самостоятельным основанием для признания его не действующим в оспариваемой части.

В силу положений части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени.

С учетом установленных по делу обстоятельств и разъяснений пунктов 38, 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», суд приходит к выводу, что пункты 2, 8.1 и Приложения № 1 Положения об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности, и лиц, замещающих должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Тенькинский городской округ» Магаданской области, утвержденного решением Собрания представителей Тенькинского городского округа Магаданской области от 26 января 2022 года № 3, подлежат признанию недействующими с момента принятия данного нормативного правового акта, так как иная дата не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.

На основании части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом судом решении по настоящему делу подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления в законную силу в газете «Тенька».

В силу части 3 статьи 89 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации принятые по настоящему делу меры предварительной защиты сохраняются до вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административное исковое заявление администрации Тенькинского городского округа Магаданской области удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия пункты 2, 8.1 и Приложение № 1 Положения об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности, и лиц, замещающих должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Тенькинский городской округ» Магаданской области, утвержденного решением Собрания представителей Тенькинского городского округа Магаданской области от 26 января 2022 года № 3 «Об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности, и лиц, замещающих должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Тенькинский городской округ» Магаданской области».

Сообщение о решении суда по настоящему делу опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете «Тенька».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Магаданский областной суд.

Решение изготовлено в окончательной форме 29 марта 2022 года.

Судья Магаданского областного суда Н.В.Бежевцова