ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-4/2022 от 28.04.2022 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Дело №3а-4/2022

УИД 19OS0000-01-2021-000043-85

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Верховный Суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Петровой Т.Л.,

при секретаре Абрамовой С.М.,

с участием прокурора Найдешкиной Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Россети Сибирь» о признании не действующими в части приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 29 декабря 2016 г. № 9-э в редакции приказов от 30 декабря 2020 г. № 7-э и от 18 января 2021 г. № 1-э «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго», в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций» и приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 30 декабря 2020 г. № 9-э в редакции приказа от 18 января 2021 г. № 1-э «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2021 год»,

УСТАНОВИЛ:

Публичное акционерное общество «Россети Сибирь» (далее – ПАО «Россети Сибирь», Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением признании не действующими в части приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 29 декабря 2016 г. № 9-э в редакции приказа от 18 января 2021 г. № 1-э «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго», в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций» (далее- Приказ № 9-э) и приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 30 декабря 2020 г. № 9-э в редакции приказа от 18 января 2021 г. № 1-э «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2021 год» (далее- Приказ № 9-э ЕКТ).

Требования мотивированы тем, что Органом регулирования определена НВВ на содержание филиала на 2021 год в экономически необоснованном размере 2 223 157,58 тыс. руб., поскольку не учтены расходы на обслуживание заемных средств по факту за 2019 год, расходы на обслуживание заемных средств, план на 2021 год, корректировка НВВ по изменению (неисполнению ИПР), экономия расходов на оплату потерь, расходы на обслуживание заемных средств по факту за 2016 год, проценты за кредит по факту за 2017 год.

Полагает, что пункт 1 Приложения № 2 Приказа № 9-э и пункт 6 Таблицы 1 Приложения № 1 к Приказу № 9-э ЕКТ не соответствует пунктам 2, 7, 28, 34, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178, пунктам 23, 28 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178, пункту 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 г. № 98-э.

По мнению административного истца, дополнительному учету в НВВ Филиала на 2021 год подлежит 857 995, 33 тыс. руб., в том числе:

- расходы на обслуживание заемных средств по факту за 2019 год – 214 868,79 тыс. руб.;

- расходы на обслуживание заемных средств, план на 2021 год- 342 946, 86 тыс. руб.;

- корректировка НВВ по доходам по итогам 2019 года- 93 749, 02 ты. руб.;

- корректировка НВВ по изменению (неисполнению) ИПР- 71 612,86 тыс. руб.;

- экономия расходов на оплату потерь- 46 791,95 тыс. руб.;

- расходы на обслуживание заемных средств по факту за 2016 год- 24 734 тыс. руб.;

- проценты за кредит по факту за 2017 год- 63 291, 85 тыс. руб.

Привлечение заемных средств обусловлено наличием дебиторской задолженности. В Орган регулирования было представлено достаточно доказательств, подтверждающих обоснованность привлечения заемных средств, однако Органом регулирования указанные расходы признаны экономически необоснованными.

С нарушением формулы 7.1 пункта 11 Методических указаний № 98-э произведена корректировка НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности.

В НВВ Филиала необоснованно не учтены расходы на исполнение ИПР, что противоречит формуле 9 пункта 11 Методических указаний № 98-э, пункту 67 Правил утверждения ИПР от 1 декабря 2009 г. № 977.

В нарушение пункта 34 Основ ценообразования не учтена величина экономии расходов на оплату потерь за 2019 год.

Установленный на 2021 год размер НВВ является экономически необоснованным и нарушает экономические интересы ПАО «Россети Сибирь», так как приведет к убыткам, поскольку иных источников финансирования своей деятельности Общество не имеет.

Полагая, что общая сумма, подлежащая дополнительному учету в НВВ Филиала «Хакасэнерго» на 2021 год составляет 857 995,33 тыс. руб., административный истец просил признать приказ Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 29 декабря 2016 г. № 9-э в редакции приказов от 30 декабря 2020 г. № 7-э и от 18 января 2021 г. № 1-э «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго», в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций» в части пункта 1 Приложения 2, устанавливающего необходимую валовую выручку без учета оплаты потерь филиала публичного акционерного общества «Россети Сибирь»- «Хакасэнерго» на 2021 год в размере 2 223 157, 58 тыс. руб.; приказ Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 30 декабря 2020 г. № 9-э в редакции приказа от 18 января 2021 г. № 1-э «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2021 год» в части пункта 6 Таблицы 1 Приложения 1, устанавливающего необходимую валовую выручку без учета оплаты потерь, учтенную при утверждении (расчете единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Хакасия, филиала публичного акционерного общества «Россети Сибирь»- «Хакасэнерго» на 2021 год в размере 2 223 157, 58 тыс. руб. не действующими со дня принятия, возложить на административного ответчика обязанность принять новые нормативные правовые акты, замещающие признанные недействующими.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 требования административного искового заявления поддержала по изложенным в нем и письменных пояснениях по делу доводам.

Представитель административного ответчика Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия ФИО2 требования административного искового заявления не признал, пояснив, что оспариваемые приказы приняты в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике». Просил производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что нарушения, имевшиеся в оспариваемых приказах, устранены в соответствии с требованием антимонопольного органа путем принятия новых нормативных актов.

Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Государственное регулирование в сфере электроэнергетики осуществляется на основе положений Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) и основывается, в том числе, на принципах обеспечения бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики; соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечения доступности электрической энергии для потребителей и защиты их прав (статьи 6 и 20 Закона об электроэнергетике).

Реализация указанных выше принципов, среди прочих мер, осуществляется путем государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе государственному регулированию подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный уровни таких цен (тарифов) (пункт 1, абзац седьмой пункта 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).

В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Государственным органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации в области тарификации (ценообразования) электрической энергии (мощности), согласно пунктам 1.1 и 2.1.5 Положения, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 апреля 2019 г. № 175, является Госкомтарифэнерго Хакасии.

Согласно абзацам первому и четвертому пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии при осуществлении государственного регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций устанавливаются в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу абзацев первого и второго пункта 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 (далее – Основы ценообразования), базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами, относится к числу долгосрочных параметров регулирования, служащих основанием для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам (далее – ФСТ России) от 17 февраля 2012 г. № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

Абзацами девятым и двенадцатым пункта 38 Основ ценообразования предусмотрено, что перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе величина неподконтрольных расходов, рассчитанная в соответствии с перечнем расходов, утвержденным в методических указаниях по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и содержащим в том числе расходы, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в соответствии с пунктом 87 настоящего документа в плату за технологическое присоединение, а также величина расходов на оплату технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства к сетям смежной сетевой организации в размере, определенном исходя из утвержденной для такой смежной сетевой организации платы за технологическое присоединение.

На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования. При этом при применении метода долгосрочной индексации темп роста одноставочного единого (котлового) тарифа в соответствующем субъекте Российской Федерации на каждый год 1-го долгосрочного периода регулирования не превышает темпа, установленного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год.

В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 настоящего документа. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды (абзацы девятнадцатый и двадцатый пункта 38 Основ ценообразования).

Согласно абзацам второму и четвертому пункта 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом ФСТ России от 6 августа 2004 г. № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2), расчет единых на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированных по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены (далее - единые (котловые) тарифы), производится на основе НВВ, рассчитанной в соответствии с пунктом 47 Методических указаний для каждой сетевой организации, расположенной на территории субъекта Российской Федерации. Указанная НВВ дифференцируется по уровням напряжения в соответствии с пунктом 48 Методических указаний.

Для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации на каждом уровне напряжения суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения.

Приказ от 29 декабря 2016 г. № 9-э в редакции приказов от 30 декабря 2020 г. № 7-э и от 18 января 2021 г. № 1-э и приказ от 30 декабря 2020 г. № 9-э в редакции приказа от 18 января 2021 г. № 1-э приняты органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным на осуществление государственного регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики, в оспариваемой части направлены на установление (корректировку) долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки регулируемой организации в рамках процесса установления тарифов на передачу электрической энергии, в том числе на установление необходимой валовой выручки регулируемой организации в целях установления единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2021 год, распространяются на неопределённый круг лиц и рассчитаны на неоднократное применение, то есть отвечают существенным признакам, характеризующим нормативный правовой акт.

Процедура принятия приказов, установленная пунктами 25, 26 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 (далее – Правила регулирования), пунктом 3.2 Положения о Государственном комитете энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия, утверждённого постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 апреля 2019 г. № 175, не нарушена.

Приказом Федеральной антимонопольной службы (далее – ФАС России) от 19 июня 2018 г. № 834/18-э в соответствии с пунктом 27 Правил регулирования определена форма принятия решений органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в том числе по установлению единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой прочим потребителям и необходимой валовой выручки, которой приказ от 29 декабря 2016 г. № 9-э в редакции приказов от 30 декабря 2020 г. № 7-э, от 18 января 2021 г. № 1-э и приказ от 30 декабря 2020 г. № 9-э в редакции приказа от 18 января 2021 г. № 1-э соответствуют.

Проекты нормативных правовых актов прошли в установленном порядке правовую и антикоррупционную экспертизу.

В силу статей 24, 28, 29 Закона Республики Хакасия от 11 марта 2015 г. № 18-ЗРХ «О нормативных правовых актах Республики Хакасия» оспариваемые нормативные правовые акты опубликованы в издании «Хакасия» от 27 января 2017 г. № 15, от 29 января 2021 г. № 17.

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов: расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности; учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала и метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки).

Регулирующие органы принимают меры по исключению из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) экономически необоснованных доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования.

В случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования. К экономически обоснованным расходам в том числе относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала).

Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений Основ ценообразования.

Пунктом 4 Методических указаний № 98-э предусмотрено, что расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, осуществляется в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, утверждаемыми в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования, с учетом определенной в соответствии с главами III, IV настоящих Методических указаний необходимой валовой выручки.

На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования (абзац первый пункта 8 Методических указаний № 98-э).

На территории Республики Хакасия ПАО «Россети Сибирь» (ранее -ПАО «МРСК Сибири») осуществляет деятельность по передаче электрической энергии посредством филиала «Хакасэнерго» (далее- Филиал).

Регулирование деятельности Филиала осуществляется с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. 2021 год является пятым годом очередного долгосрочного периода, установленного для Филиала на 2017-2021 годы.

29 апреля 2020 г. и 12 ноября 2020 г. (скорректированные предложения) ПАО «Россети Сибири» обратилось в Тарифный орган с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» на 2021 год в составе долгосрочного периода 2017-2021 гг. с применением метода долгосрочной индексации НВВ, приложив к заявлению обосновывающие документы.

По итогам рассмотрения указанных заявлений Органом регулирования определена НВВ на содержание Филиала на 2021 год в размере 2 223 157, 58 тыс. руб., что подтверждается экспертным заключением по делу от 12 мая 2020 г. № Э-8/21 (стр.73), Протоколом от 30 декабря 2020 г. № 5 (стр.29, 47-48), Приложением № 5 к Протоколу от 30 декабря 2020 г. № 5.

Пунктами 22, 23 Правил регулирования предусмотрено, что регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не более 6 месяцев.

Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе, оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней; оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность; анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.

Согласно пунктам 25, 26 и 28 Правил регулирования решения об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сферах деятельности субъектов естественных монополий принимаются на заседании коллегиального органа регулирующего органа.

В протоколе указываются основные показатели деятельности регулируемой организации на расчетный период регулирования (объем необходимой валовой выручки и основные статьи расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с Основами ценообразования).

Основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, указываются в протоколе.

В судебном заседании установлено, что в составе НВВ на 2019 год Органом регулирования учтены расходы на обслуживание заемных средств (проценты за пользование кредитом) на общую сумму 80 565,38 тыс. рублей, в том числе в составе подконтрольных расходов - 10485,06 тыс. рублей (Приложение № 3 к Протоколу от 26 декабря 2018 г. № 6, стр.35), неподконтрольных расходов – 70 080,32 тыс. рублей (Экспертное заключение от 10 мая 2018 г. № Э-10/19, стр.69).

По итогам анализа хозяйственной деятельности за 2019 год сумма фактических расходов по статье «Проценты к уплате» составила 295 434, 17 тыс. руб.

Как следует из пояснений представителей сторон и экспертного заключения от 12 мая 2020 г. № Э-8/21 (ст.65-66) по делу тарифного регулирования, фактические проценты за кредит за 2019 год Органом регулирования признаны экономически необоснованными в связи с прибыльной деятельностью головной организации ПАО «Россети Сибирь».

Согласно пункту 16 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В нарушение пунктов 23, 28 Правил регулирования экспертное заключение по делу № Э-8/21 не содержит надлежащего обоснования корректировки сумм расходов по данной статье, составивших по расчетам Общества и представленным документам 295 434,17 тыс. рублей.

В соответствии с пунктом 33 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 34н, бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы.

Пунктами 2 и 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Субъекты электроэнергетики - лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности (статья 3 Закона об электроэнергетике).

В силу абзаца первого пункта 5 Основ ценообразования регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

На территории Республики Хакасия регулируемые виды деятельности в области электроэнергетики осуществляет филиал ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго», который ведет раздельный учет доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

Головная организация такой учет не осуществляет, расходы и доходы юридического лица в целом не являются предметом регулирования Госкомтарифэнерго Хакасии.

При таких обстоятельствах доводы о наличии чистой прибыли у Общества в целом с учетом наличия убытков у филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» не могут являться основанием для отказа во включении расходов на уплату процентов за пользование кредитом на погашение кассовых разрывов не могут быть признаны законными и обоснованными.

Из экспертного заключения № Э-8/21 видно, что эксперты исходили из того, что содержащаяся в представленных документах информация является достоверной.

Обществом по данной статье были представлены: анализ изменения дебиторской задолженности на 1 января 2013 г. – 1 января 2020 г., согласно которому на 31 декабря 2019 г. сумма дебиторской задолженности имеет тенденцию к уменьшению и составила 1 713 750 тыс. рублей, в том числе просроченная 1 638 826 тыс. рублей, однако значительная часть задолженности приходится на предприятия-банкроты; баланс оборота дебиторов; кредитные соглашения; обороты счета 62 за 2019 год и оборотно-сальдовая ведомость за 2019 год; статистические формы П-2; протоколы о праве заключения кредитных соглашений; реестры авизо за 2019 год; справки о начислении и оплате процентов за 2019 год на сумму 295 434,17 тыс. рублей; выдержки из стандартов СО 3.120 «Управление платежами. Регламент», СО 3.345 «Управление дебиторской задолженностью за оказанные услуги по передаче электрической энергии. Регламент» аудиторские заключения, подтверждающие достоверность бухгалтерской отчетности; справки о денежных потоках за 2019-2021 гг; регистр по счету 63 за 2019 год; реестр судебных дел по состоянию на 31 декабря 2019 г.; формы 1.3 и 1.6, согласно которым заемные средства филиала «Хакасэнерго» по виду деятельности «передача электрической энергии» на 31 декабря 2018 г. составили 3058921 тыс. рублей, на 31 декабря 2019 г. – 4019323 тыс. рублей.

Указанные сведения, помимо иных материалов, обосновывающих затраты по указанной статье расходов, были представлены регулирующему органу с заявлением об установлении тарифов на 2021 год.

Кроме того, письмами от 14 июля 2018 г. и от 12 ноября 2020 г. ПАО «Россети Сибирь» запрашивало о необходимости предоставления дополнительных материалов для обоснования расходов, в том числе по статье «проценты за кредит», с учетом неплатежей на розничном рынке электрической энергии. Ответ на письма не получен.

Доказательств несоответствия представленных Обществом материалов указанным в пункте 16 Основ ценообразования нормативным правовым актам, регулирующим отношения в сфере бухгалтерского учета, иное обоснование обоснованности исключения расходов на уплату процентов за 2019 год не представлено.

При таких обстоятельствах исключение Тарифным органом вышеуказанных расходов филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» из состава НВВ на 2019 год не соответствует требованиям пунктов 7, 16, 38 Основ ценообразования, пункта 11 Методических указаний № 98-э.

По вышеизложенным мотивам регулирующим органом также незаконно исключены полностью плановые расходы Общества, связанные с обслуживанием заемных средств, на 2021 год, в общей сумме 342 946, 86 тыс. рублей.

Доводы представителя регулирующего органа в судебном заседании о том, что кредиты получались ПАО «Россети Сибирь» (ранее ПАО «МРСК Сибири»), а не филиалом «Хакасэнерго», также не могли являться основанием для исключения плановых расходов из состава НВВ в полном объеме.

Согласно пункту 19 Правил государственного регулирования в случае если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение 7 рабочих дней со дня поступления запроса.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

Руководствуясь указанной нормой ПАО «Россети Сибирь» утвердило стандарт организации СО 6.2351/0 бюджет движения денежных средств (БДДС) в составе бизнес-плана для филиала и Положение о кредитной политике общества (СО 5.151/0-02).

При наличии дефицита денежных средств по филиалу и в целях соблюдения сбалансированности бюджета движения денежных средств, в соответствии с вышеуказанными стандартами Общества, а также в соответствии со стандартом СО 3.066 «Регламент управления движением потоков наличности», решение о необходимости кредитных средств для филиала принимается Обществом с учетом плана БДДС филиала, кредитные договоры заключаются по итогам конкурсных процедур. Фактически привлеченные денежные средства распределяются между филиалами Общества в соответствии с БДДС филиала, распределение кредитов между филиалами отражается в справке о движении кредитов и оплате процентов формы СО 6.365/0) с отражением в реестре заявок на оплату целей, на которые был привлечен кредит, распределение начисленных процентов по филиалам отражается в справке о начисленных процентах по форме СО 6.429/0.

В связи с тем, что заемщиком по кредитным договорам является ПАО «Россети Сибирь», оплата процентов осуществляется головной организацией с дальнейшим распределением суммы оплаты на филиал, что отражается в справке о движении кредитов и оплате процентов по форме СО 6.1962/0.

Указанный порядок отражения операций по оплате филиалом процентов за кредит в бухгалтерской отчетности не противоречит требованиям Федерального закона «О бухгалтерском учете», пункту 16 Основ ценообразования и подтверждает несение расходов по оплате процентов в связи осуществлением регулируемого вида деятельности филиалом «Хакасэнерго».

В случае сомнений в представленных документах регулирующий орган был вправе истребовать дополнительные документы и пояснения в соответствии с пунктом 19 Правил государственного регулирования, а полное исключение плановых расходов по уплате процентов за обслуживание кредита на 2021 год нарушает закрепленные в статьях 6, 20 Закона об электроэнергетике принципы обеспечения бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, является необоснованным и незаконным.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Решение суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части не может быть преодолено повторным принятием такого же акта (часть 3 статьи 216 КАС РФ).

Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 22 февраля 2019 г. по делу № 3а-37/2019, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 4 июля 2019 г. (дело № 55-АПА 19-7) признаны не действующими со дня принятия приказ Госкомтарифэнерго Хакасии от 25 декабря 2017 г. № 3-э в части установления для филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» НВВ на 2018 год, приказ Госкомтарифэнерго Хакасии от 25 декабря 2017 г. № 5-э в части установления для филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» НВВ без учета оплаты потерь, учтенную при утверждении единых (котловых) тарифов.

Согласно апелляционному определению от 4 июля 2019 г. по делу № 55-АПА19-7 из НВВ филиала незаконно исключены затраты на обслуживание заемных средств по виду деятельности «Передача электрической энергии» по итогам 2016 года в сумме 24 733,73 тыс. рублей.

Исключение данных расходов при утверждении НВВ Общества на 2021 год, с учетом выводов экспертного заключения № Э-8/21 о корректировке данных расходов по мотиву получения кредитных средств ПАО «МРСК Сибири», а не филиалом, аналогичным при корректировке плановых расходов на 2021 год, а также о непредставлении Филиалом пояснительной записки с указанием целесообразности и необходимости в потреблении данных средств, представление которой не предусмотрено Основами ценообразования и Правилами регулирования и не запрошенной регулирующим органом для принятия решения, по существу, направлено на преодоление вступивших в законную силу судебных актов, что противоречит требованиям статей 16, 216 КАС РФ, и является незаконным.

Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 13 августа 2020 г. по делу № 3а-81/2020, оставленным без изменения апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 26 ноября 2020 г. по делу № 66а-907/2020 установлено необоснованное уменьшение на 63 291,85 тыс. рублей расходов Общества на обслуживание заемных средств по факту 2017 года, заявленных в сумме 141 510,67 тыс. рублей.

При расчете НВВ Общества на 2021 год указанные расходы были исключены полностью, что также направлено на преодоление вступивших в законную силу судебных актов и противоречит требованиям статей 16, 216 КАС РФ.

Ссылка регулирующего органа на предписание ФАС России от 18 декабря 2020 г. не может быть принята в качестве основания неисполнения судебных актов. Кроме того, в данном предписании указано на необходимость дополнительного анализа данных расходов, а не их полного исключения.

Корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности осуществляется по формуле 7.1 пункта 11 Методических указаний № 98-э:, где: - необходимая валовая выручка в части содержания электрических сетей, установленная на год i-2; - фактический объем выручки за услуги по передаче электрической энергии за год i-2 в части содержания электрических сетей (с учетом фактически недополученной выручки по зависящим от сетевой организации причинам), определяемый исходя из установленных на год i-2 тарифов на услуги по передаче электрической энергии без учета ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, и фактических объемов оказанных услуг.

Оспаривая корректировку на 2021 год доходов от осуществления регулируемой деятельности по итогам 2019 года, Общество указывает, что органом регулирования расчет размера фактического объема выручки за услуги по передаче электрической энергии за 2019 год- 100 654,70 тыс. руб. (стр.66 Экспертного заключения) произведен путем вычитания из фактического размера котлового НВВ за 2019 год фактических расходов на оплату потерь и расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии другим ТСО (2 269 400, 70 тыс. руб.– 2 168 746, 00 тыс. руб.).

По расчету Общества, произведенному путем умножения установленного на 2019 год тарифа без ставки на потери на фактический объем оказанных услуг, данный показатель составил 194 403,72 тыс. руб. (2 477 385,58- 2 282 981,86).

Разногласия составили 93 749,02 тыс. руб. (194 403,72-100 654,70).

Предусмотренная пунктом 11 Методических указаний № 98-э формула 7.1 содержит следующие значения: НВВсодi-2 - необходимая валовая выручка в части содержания электрических сетей, установленная на год i-2; НВВфi-2 - фактический объем выручки за услуги по передаче электрической энергии за год i-2 в части содержания электрических сетей (с учетом фактически недополученной выручки по зависящим от сетевой организации причинам), определяемый исходя из установленных на год i-2 тарифов на услуги по передаче электрической энергии без учета ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, и фактических объемов оказанных услуг.

Корректировка НВВ на содержание (НВВсодi-2) определяется как разница между необходимой валовой выручкой в части содержания электрических сетей, установленная на год, предшествующий году, в котором осуществляется регулирование (НВВсодi-2), и фактическим объемом выручки за услуги по передаче электрической энергии в части содержания электрических сетей за год, предшествующий году, в котором осуществляется регулирование (НВВфi-2).

Принимая во внимание, что показатель НВВфi-2 является расчетным и определяется в рассматриваемом случае путем умножения установленного на 2019 год тарифа (без ставки на потери) на фактический объем оказанных услуг, расчет величины корректировки НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности регулятором произведен неверно.

Корректировка НВВ на 2021 год в связи с неисполнением инвестиционной программы на сумму 25 796, 17 тыс. рублей произведена по формуле 9 пункта 11 Методических указаний № 98-э, что соответствует абзацу девятому пункта 32 Основ ценообразования, в силу которого в случае если инвестиционные проекты, предусмотренные инвестиционной программой, не были реализованы, из необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, устанавливаемой на очередной период регулирования, исключаются расходы на реализацию этих проектов в части, финансируемой за счет выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам). При пересмотре указанной инвестиционной программы необходимая валовая выручка организации, осуществляющей регулируемую деятельность, на очередной период регулирования корректируется с учетом изменения объемов финансирования инвестиционной программы за счет выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам).

Плановый размер инвестиционной программы на 2019 год принят в размере 215,35 млн. рублей в соответствии с приказом Минэнерго России от 20 декабря 2018 г. № 25@ «Об утверждении инвестиционной программы ПАО «МРСК Сибири» на 2019-2023 годы и изменений, вносимых в инвестиционную программу ПАО «МРСК Сибири», утвержденную приказом Минэнерго России от 28 декабря 2017 г. № 30@».

Объем фактического финансирования инвестиционной программы составил 25,8 млн. рублей, а корректировка инвестиционной программы ПАО «Россети Сибирь» приказом Минэнерго России от 25 декабря 2019 г. № 29@ обоснованно не принята регулирующим органом, так как произведена после начала отчетного периода, что противоречит формуле 9 пункта 11 Методических указаний № 98-э.

Относительно разногласий по плановому размеру инвестиционной программы (первоначальному и откорректированному Минэнерго) суд считает необходимым отметить, что пункт 11 Методических указаний № 98-э, содержит формулу 9, по которой рассчитывается корректировка необходимой валовой выручки на i-тый год долгосрочного периода регулирования, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы на (i-1)-й год.

Одним из показателей указанной формулы является плановый размер финансирования инвестиционной программы, представляющей собой совокупность инвестиционных проектов, утвержденной (скорректированной) в установленном порядке на год (i-2) до его начала, за счет собственных средств (выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам)) без НДС.

Таким образом, при оценке исполнения инвестиционной программы необходимо учитывать ее запланированное финансирование, учтенное при установлении тарифов на очередной период регулирования, не принимая во внимание корректировки, произведенные в течение года, то есть уже после принятия решения об установлении тарифов на этот год.

Следовательно, изменения инвестиционной программы на 2018 год в декабре этого года, когда расчетный период фактически завершен и в тарифы которого были включены соответствующие планируемые расходы, - применению не подлежат. В рассматриваемом случае за счет тарифного регулирования в 2018 году Общество получило от потребителей средства, запланированные для реализации мероприятий инвестиционной программы, и изменение плановых показателей в течение расчетного периода с последующим учетом такого изменения приведет к образованию необоснованного дохода в размере разницы между фактическим исполнением инвестиционной программы и источниками ее финансирования.

При таких обстоятельствах действия Тарифного органа, осуществившего соответствующую корректировку исходя из планового размера финансирования инвестиционной программы на 2018 год, учитываемого при установлении тарифов, и данных о ее фактическом исполнении в течение этого года, являются правомерными, направленными на обеспечение баланса экономических интересов как ресурсоснабжающей организации, так и различных категорий потребителей электрической энергии, поскольку не перекладывает на последних риски полного неисполнения или неисполнения в срок мероприятий инвестиционной программы.

Оснований для признания незаконной корректировки НВВ Общества в связи с неисполнением инвестиционной программы за 2019 год в сумме 71 612,86 тыс. рублей не имеется.

Экономия расходов на оплату потерь электрической энергии, полученная сетевой организацией при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов, сохраняется в составе необходимой валовой выручки в течение 10 лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута, при условии, что такие мероприятия не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств (пункт 34(1) Основ ценообразования). В филиале ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» действует программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период 2018-2022 годов, утвержденная решением Совета директоров ПАО «Россети Сибирь» от 29 декабря 2017 г., которая направлена в адрес регулирующего органа письмом от 1 февраля 2018 г. № 17/24/1043.

По результатам исполнения программы Общество представило расчет экономии расходов на оплату потерь за 2019 год в сумме 46 791,95 тыс. рублей.

Органом регулирования экономия расходов на оплату потерь за 2019 год не учтена.

При пересмотре НВВ по предписанию ФАС России от 18 декабря 2020г. расчет экономии был уточнен в связи с определением уровня технологического расхода 8,84% вместо принятого ранее 7,6% и составил 117107,78 тыс. рублей.

Данный расчет также не принят регулирующим органом.

Из пояснений представителя Госкомтариэнерго Хакасии следует, что сумма экономии исключена в связи с отсутствием доказательств того, что экономия имела место и является следствием конкретных мероприятий по энергосбережению.

Доказательств несоответствия программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности для филиала «Хакасэнерго» на период 2018-2022 годов Правилам установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. № 340, а также Требованиям к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, утвержденных приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 25 марта 2011 г. № 23-с, не представлено.

В соответствии с требованиями к отчетности о реализации программы, утвержденными приказом Минэнерго России от 30 июня 2014 г. № 398, Отчет о реализации программы состоит из пояснительной записки, а также прилагаемых к ней сведений о мониторинге реализации программы за отчетный период по форме согласно приложению № 4 к Требованиям, сведений о достижении целевых показателей программы за отчетный период по форме согласно приложению № 5 к Требованиям и сведений о реализации мероприятий, основной целью которых является энергосбережение и (или) повышение энергетической эффективности, по форме согласно приложению № 6 к Требованиям (пункт 3.1).

Пояснительная записка к отчету о реализации программы включает следующие сведения: об изменении информации об организации, предусмотренной подпунктом 4 пункта 7 Требований; о достигнутых результатах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в отчетном году и накопительным итогом за все годы реализации программы; об экономических показателях реализации программы, в том числе фактических и плановых затратах на реализацию программы, сведениях о фактических источниках финансирования программы; об изменении потерь энергетических ресурсов при их передаче или снижении потребления энергетических ресурсов в отчетном году и за все годы реализации программы для целей осуществления регулируемого вида деятельности в натуральном выражении и денежном выражении; об изменении расхода энергетических ресурсов на хозяйственные нужды в отчетном году и за все годы реализации программы в натуральном и денежном выражении; об изменении расхода моторного топлива автотранспортом и спецтехникой в натуральном и денежном выражении в отчетном году и за все годы реализации программы; о фактических и плановых значениях целевых показателей программы; об увязке результатов реализации программы с вознаграждением сотрудников, в том числе через механизм ключевых показателей результативности (далее - КПР) для менеджеров и структурных подразделений по каждому направлению деятельности организации в разрезе каждого года, их целевые и фактические значения; о реализации наиболее крупных мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, затратах на их реализацию и полученных результатах; иные сведения (пункт 3.2).

Направленный письмом от 31 января 2020 г. регулирующему органу отчет об исполнении целевой Программы энергосбережения за 2019 год содержит только сводные целевые показатели реализации Программы для ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго». Доказательств направления регулирующему органу пояснительной записки и отчетов по формам №№ 4-6, предусмотренных пунктами 3.1, 3.2 вышеуказанных Требований, не представлено.

С учетом данных обстоятельств невключение регулирующим органом в НВВ Общества экономии расходов на оплату потерь расходов на оплату потерь электрической энергии за 2019 год является обоснованным.

В оспариваемой части нормативные правовые акты нарушают права административного истца, поскольку необоснованно снижают размер НВВ, влияющий на размер единых (котловых) тарифов, являющихся источником получения дохода для осуществления экономической деятельности филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго».

Допущенные нарушения положений тарифного законодательства являются основанием для признания не действующими пункта 1 приложения 2 к приказу Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 29 декабря 2016 г. № 9-э «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго», в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций» в редакции приказов от 30 декабря 2020 г. № 7-э, от 18 января 2021 г. № 1-э в части установления необходимой валовой выручки для филиала ПАО «Россети Сибирь» - Хакасэнерго» на 2021 год в размере 2 223 157,58 тыс. рублей; приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 30 декабря 2020г. № 9-э «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2021 год» а редакции приказа от 18 января 2021 г. № 1-э в части пункта 6 Таблицы 1 Приложения 1, устанавливающего для филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» необходимую валовую выручку без учета оплаты потерь, учтенную при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Хакасия в размере 2 223 157,58 тыс. рублей.

Поскольку указанные нормативные правовые акты в оспариваемой части имеют ограниченный срок действия, на момент рассмотрения настоящего дела действуют в новой редакции, признание их отдельных положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьёй 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и с учетом разъяснений, данных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», они подлежат признанию не действующими в оспариваемой части со дня принятия.

Учитывая, что в связи с признанием не действующими в оспариваемой части приказа от 29 декабря 2016 г. № 9-э в редакции приказов от 30 декабря 2020 г. № 7-э, от 18 января 2021 г. № 1-э и приказа от 30 декабря 2020 г. № 9-э в редакции приказа от 18 января 2021 г. № 1-э возникает недостаточная правовая урегулированность спорных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в соответствии с частью 4 статьи 216 КАС РФ суд полагает возложить на Госкомтарифэнерго Хакасии обязанность по принятию новых нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru.

В соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Госкомтарифэнерго Хакасии в пользу ПАО «Россети Сибирь» подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 111, 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление публичного акционерного общества «Россети Сибирь» удовлетворить.

Признать не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими со дня принятия:

приказ Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 29 декабря 2016 г. № 9-э в редакции приказов от 30 декабря 2020 г. № 7-э, от 18 января 2021 г. № 1-э «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго», в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций» в части пункта 1 Приложения 2, устанавливающего необходимую валовую выручку без учета оплаты потерь филиала публичного акционерного общества «Россети Сибирь» - Хакасэнерго» на 2021 год в размере 2 223 157,58 тыс. руб.;

приказ Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 30 декабря 2020 г. № 9-э в редакции приказа от 18 января 2021 г. № 1-э «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2021 год» в части пункта 6 Таблицы 1 Приложения 1, устанавливающего для филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» необходимую валовую выручку без учета оплаты потерь, учтенную при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Хакасия в размере 2 223 157,58 тыс. руб.

Возложить на Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия обязанность принять нормативные правовые акты, заменяющие признанные судом недействующими в оспариваемой части.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru.

Взыскать с Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия в пользу публичного акционерного общества «Россети Сибирь» расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в месячный срок со дня составления в мотивированной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Верховный Суд Республики Хакасия.

Председательствующий Т.Л. Петрова

В мотивированной форме решение составлено 4 мая 2022 г.