Дело № 3а-4/2022 13 января 2022 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Панковой А.В.,
при секретаре Паламар А.И.,
с участием прокурора Рыбалко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 13 января 2022 г. административное исковое заявление ФИО11, ФИО12 о признании недействующими отдельных положений Порядка предоставления лицам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области и признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме субсидии, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 г. № 153-пп в редакции постановлений Правительства Архангельской области от 22 июля 2021 г. № 372-пп, от 17 августа 2021 г. № 424-пп, от 28 сентября 2021 г. №527-пп,
у с т а н о в и л:
Постановлением Правительства Архангельской области от 22 июля 2021 г. № 372-пп в п. 1 Постановления Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 г. № 153-пп, которым утверждены прилагаемые к постановлению документы, введен подп. 3, предусматривающий утверждение Порядка предоставления лицам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области и признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме субсидии (далее – Порядок).
Порядком предусмотрены Правила и условия предоставления дополнительных мер поддержки по обеспечению собственников жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области и признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в период с 1 января 2012 года до 1 января 2017 года, жилыми помещениями в форме субсидии, предоставляемой за счет средств областного бюджета в пределах средств финансовой поддержки, предоставляемой Архангельской области государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд ЖКХ) на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 года № 153-пп (п. 1).
Постановление Правительства Архангельской области от 22 июля 2021г. № 372-пп вступило в силу со дня его официального опубликования, опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 28 июля 2021 г.
Постановлением Правительства Архангельской области от 17 августа 2021 г. № 424-пп в Порядок внесены изменения, пункты 1-3, 19 изложены в новой редакции, предусматривающей предоставление субсидий собственникам аварийных помещений в рамках реализации мероприятий адресной программы начиная с этапа реализации программы 2020 года.
Пункты 4, 16 Порядка дополнены соответственно подпунктами 3, 5, предусматривающими в качестве условия предоставления субсидии в рамках реализации мероприятий адресной программы начиная с этапа реализации программы 2020 года и основания для принятия решения об отказе в предоставлении субсидии заключение соглашения об изъятии жилого помещения в рамках реализации мероприятий адресной программы в период этапа 2019 года (с 1 апреля 2019 года по 31 декабря 2020 года).
Постановление вступило в законную силу со дня его официального опубликования, опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 18 августа 2021 г.
Последующие редакции Порядка изменений в вышеуказанные пункты не вносили.
Оспаривая вышеуказанные положения ФИО11, ФИО12 указывают, что положения Порядка в части определения получателями субсидий только граждан, заключивших с органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области соглашения об изъятии жилого помещения, начиная с января 2020 г., а также условий предоставления субсидии, начиная с этапа реализации программы 2020 года, оснований для отказа в предоставлении субсидии, противоречат статье 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», предусматривающей содержание региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Указанное законоположение не предусматривает модели, при которой в качестве дифференциации прав могут устанавливаться временные периоды в рамках действия одной и той же программы. Полагают, что действующее законодательство не предполагает дифференциацию гарантий по основанию их реализации в разные временные периоды в рамках действия одной и той же программы. Оспариваемые нормы не соответствуют общеправовым принципам равенства, справедливости, создают ситуацию, при которой лица, изначально согласные с предлагаемой государством гарантией, в итоге ее лишились, в то время как лица, не выразившие по разным причинам согласие на нее в 2019 году, получили право на нее в последующие годы. Законные ожидания административных истцов являлись объективно оправданными и разумными, так как имели под собой политико-правовое основание предполагать в будущем реализацию искомой меры социальной поддержки. Просят признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункты 1, 2, 3, подпункт 3 пункта 4; подпункт 5 пункта 16, пункт 19 Порядка предоставления лицам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области и признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме субсидии, утвержденного Постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 г. № 153-пп, в части исключения из числа адресатов субсидий граждан, заключивших соглашения об изъятии жилого помещения в рамках реализации мероприятий адресной программы в период этапа 2019 года (с 1 апреля 2019 года по 31 декабря 2020 года) в действующей редакции, включая изменения, внесенные вышеуказанными постановлениями Правительства Архангельской области.
В судебное заседание административные истцы не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель административного ответчика ФИО15 с требованиями не согласилась, указала, что право органов государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлять дополнительные меры поддержки в виде субсидии предусмотрено частью 8.1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, вступившей в законную силу 28 декабря 2019 г. Решение о введении указанной дополнительной меры поддержки на территории Архангельской области реализовано законом Архангельской области от 30 марта 2021 г. № 396-24-ОЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 3 областного закона «О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан» и областным законом «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями». Во исполнение положений федерального законодательства, закона субъекта Правительством Архангельской области утвержден оспариваемый Порядок, предусмотревший в том числе предоставление дополнительной меры поддержки, начиная с этапа реализации адресной программы с 01 января 2020г. Оспариваемый Порядок принят Правительством Архангельской области в пределах компетенции, определение срока действия Порядка является дискреционным полномочием Правительства, которое воспользовавшись данным правом, предусмотрело право граждан на получение субсидии не со дня вступления в силу постановления от 22 июля 2021 г. № 372-пп (28 июля 2021 г.), а начиная с этапа реализации адресной программы 2020 года. Соглашение об изъятии жилого помещения с ФИО16 заключено ДД.ММ.ГГГГг., до вступления в законную силу Федерального закона от 27 декабря 2019 г. № 473 и появления у субъектов права на предоставление дополнительной меры поддержки. Соглашение об изъятии жилого помещения с ФИО12 заключено ДД.ММ.ГГГГ в рамках реализации этапа адресной программы 2019 года. Административные истцы реализовали свои жилищные права на этапе заключения соглашений. Исключение оспариваемых положений Порядка не будет способствовать достижению цели административных истцов, поскольку Порядок будет действовать со дня его вступления в законную силу. Предоставление субсидии является мерой социальной поддержки граждан, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации определение форм, способов, объема предоставления мер социальной поддержки является исключительным полномочием законодателя, в данном случае – Правительства Архангельской области. Просит в удовлетворении требований отказать.
Представитель заинтересованного лица министерства ТЭК и ЖКХ Архангельской области ФИО17 с иском не согласилась, поддержала позицию представителя административного ответчика, дополнительно указала, что на момент принятия Порядка, определяющего предоставление дополнительной меры поддержки в виде субсидии, этап адресной программы 2019 года был полностью завершен, денежные средства, предусмотренные на его реализацию, были использованы, соответствующие отчёты предоставлены Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав представителя административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении требований, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно частям 7-9 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Как следует из материалов дела, административные истцы являлись собственниками жилых помещений, расположенных в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и включенными в адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, утвержденную постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 г. №153-пп. 19 августа 2019 г. между ФИО11 и Управлением городского хозяйства администрации муниципального образования «Котлас» заключено соглашение об изъятии <адрес> в <адрес> для муниципальных нужд путем предоставления собственнику возмещения за изымаемую квартиру. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости право собственности на жилое помещение зарегистрировано за муниципальным образованием «Котлас» ДД.ММ.ГГГГ Постановлением администрации городского округа Архангельской области «Котлас» № 1685 от 23 августа 2021 г. ФИО11 отказано в предоставлении дополнительных мер поддержки по обеспечению жилым помещением в форме субсидии.
Соглашение об изъятии <адрес> в <адрес> между ФИО12 и Управлением городского хозяйства администрации городского округа «Котлас» заключено ДД.ММ.ГГГГ, право собственности за муниципальным образованием на жилое помещение зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ Постановлением администрации городского округа Архангельской области «Котлас» № 1684 от 23 августа 2021 г. отказано в предоставлении дополнительных мер поддержки по обеспечению жилым помещением в форме субсидии
Из ответов администрации городского округа Архангельской области «Котлас» от 08 сентября 2021 г., 07 сентября 2021 г. следует, что основанием для принятия решения об отказе в предоставлении административным истцам субсидий явилось заключение ими соглашения об изъятии жилого помещения в рамках реализации мероприятий адресной программы в период этапа 2019 г.
Следовательно, административные истцы вправе оспаривать данный нормативный акт.
Вопросы социальной защиты, жилищного законодательства, исходя из положений пунктов «ж», «к» части 1 статьи 72, части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека и, относя социальную защиту к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, вместе с тем не устанавливает способы и объемы такой защиты. Определение конкретных мер социальной поддержки, а также условий и порядка их предоставления отнесено к компетенции законодателя.
Согласно пункту 6 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных правоотношений относится признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации непригодными для проживания, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
В силу положений части 8.1 статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Данная правовая норма внесена Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. №473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», вступила в силу со дня официального опубликования Федерального закона, с 28 декабря 2019 г.
Законом Архангельской области от 30 марта 2021 г. № 396-24-ОЗ в развитие положений части 8.1 статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации внесены изменения в статьи 1, 3 Областного закона от 10 ноября 2004 г. № 262-33-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан» (далее - Областной закон № 262-33-ОЗ).
Пунктом 5 статьи 1 Областного закона № 262-33-ОЗ для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в период с 1 января 2012 года до 1 января 2017 года, предусмотрены дополнительные меры поддержки по обеспечению их жилыми помещениями в форме субсидии.
В соответствии с пунктом 4.3.1 статьи 3 Областного закона № 262-33-ОЗ порядок предоставления субсидии определяется постановлением Правительства Архангельской области и предусматривает, в том числе, порядок принятия решения о предоставлении субсидии или решения об отказе в предоставлении субсидии; основания для принятия решения об отказе в предоставлении субсидии; иные положения, необходимые для предоставления субсидии и соблюдения целей использования субсидии, предусмотренных абзацами 14-19 данного пункта.
Таким образом, оспариваемый Порядок принят Правительством Архангельской области в пределах компетенции, в надлежащей форме, официально опубликован.
Проверяя соответствие оспариваемого в части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушения прав административных истцов, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, преобразование отношений в той или иной сфере жизнедеятельности не может осуществляться вопреки нашедшему отражение в статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации общему (основному) принципу действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (статья 1, часть 1, Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу.
Как следует из материалов дела, соглашения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путем предоставления собственнику возмещения за изымаемую квартиру с ФИО11 заключено ДД.ММ.ГГГГ, с ФИО12 - ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, дополнительные меры поддержки в виде субсидии на момент заключения соглашения ФИО11 не были предусмотрены федеральным и региональным законодательством, а на момент заключения соглашения ФИО12 региональное законодательство не относило лиц, являющихся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области и признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в период с 1 января 2012 года до 1 января 2017 года, к категории граждан, получающих социальную поддержку.
Административные истцы, с учетом изложенного, имели право выбора способа обеспечения своих жилищных прав только в соответствии с положениями законодательства, действовавшими на момент заключения соглашений: предоставление другого жилого помещения в собственность, либо его выкуп, и как следует из материалов дела, свои права реализовали путем выкупа принадлежащих им жилых помещений.
Федеральным законом от 21 июля 2007 г. «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - закон № 185-ФЗ) установлены правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки.
Под предоставлением финансовой поддержки за счет средств Фонда в пункте 4 статьи 2 закона № 185-ФЗ понимается, среди прочего, предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации на безвозвратной и безвозмездной основе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на условиях, предусмотренных этим же федеральным законом.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 14 закона № 185-ФЗ одним из условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда является наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.
В пункте 5 части 2 статьи 16 Закона № 185-ФЗ определено, что региональная адресная программа должна содержать планируемые показатели выполнения указанной программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, из которого предусмотрено переселение граждан программой в целом и каждым ее этапом. При этом под этапом понимается часть программы, финансируемая с использованием финансовой поддержки за счет средств фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектами Российской Федерации заявок в одном календарном году и которая должна быть реализована не позднее срока, установленного частью 11 указанной статьи.
Исходя из части 11 вышеуказанной статьи этапы региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (за исключением этапа 2024 года) должны быть реализованы не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом, в котором осуществляется соответствующее этому этапу увеличение лимита предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации, а в случае, если такое увеличение не осуществляется, - не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа.
Как следует из материалов дела, решение о предоставлении финансовой поддержки Фондом принято 24 апреля 2019 года (протокол № 910).
Согласно адресной программе Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы», ее реализация проводится поэтапно, в том числе этап 2019 года - с 1 апреля 2019 г. по 31 декабря 2020 г.; этап 2020 года – с 01 января 2020 г. по 31 декабря 2021 г.
Из отчетов, представленных представителем заинтересованного лица, следует, что реализация расселения домов, в которых находились принадлежавшие административным истцам жилые помещения, произведена в рамках адресной программы этапа 2019 года, этап завершен 31 декабря 2020 г.
Согласно положениям статьи 38 Бюджетного кодекса в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления на финансирование конкретных целей.
В соответствии с пунктом 4.3.1 статьи 3 Областного закона № 262-33-ОЗ дополнительная мера поддержки по обеспечению граждан жилыми помещениями в форме субсидии предоставляется за счет средств областного бюджета в пределах средств финансовой поддержки, предоставляемой Архангельской области государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в рамках соответствующего этапа адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 года №153-пп, согласно порядку принятия решений о предоставлении финансовой поддержки, установленному статьей 19 ФЗ №185.
С учетом внесения в Областной закон №262-33-ОЗ изменений, предусматривающих право собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, на дополнительные меры поддержки в форме субсидии после завершения этапа программы 2019 года, положения областного закона о предоставлении такой меры поддержки в рамках соответствующего этапа адресной программы, а также оспариваемые пункты Порядка, предусматривающие начало ее предоставления только с этапа реализации адресной программы 2020 года, не противоречат федеральному законодательству, законодательству Архангельской области.
Рассматриваемое правовое регулирование отвечает требованиям определенности, ясности и непротиворечивости, не создает дискриминационных условий предоставления мер социальной поддержки, осуществлено субъектом Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий и в системе действующего права.
Доводы административных истцов о противоречии оспариваемых норм Порядка положениям статьи 16 ФЗ № 185, не предусматривающей дифференциации прав граждан в рамках действия программы исходя из временных промежутков, ошибочны, поскольку указанная норма закона не регламентирует порядок предоставления дополнительной меры поддержки в виде субсидии.
Суждения административных истцов о несоответствии оспариваемых норм общеправовым принципам равенства, справедливости, нарушении принципа поддержания доверия граждан к закону, баланса конституционно значимых ценностей, публичных и частных интересов в силу вышеизложенного суд считает несостоятельными.
Согласно п. 2 ч.2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 КАС РФ суд
решил:
в удовлетворении требований ФИО11, ФИО12 о признании недействующими отдельных положений Порядка предоставления лицам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области и признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме субсидии, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 г. №153-пп в редакции постановлений Правительства Архангельской области от 22 июля 2021 г. № 372-пп, от 17 августа 2021 г. № 424-пп, от 28 сентября 2021 г. №527-пп - отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы или представления через Архангельский областной суд.
Председательствующий А.В. Панкова